Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла
статья на тему
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.
Леденёва С.Г. учитель иностранного языка
Шевченко С.А. учитель истории
Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически. Шиллер
В настоящее время проблемы эстетического и художественного образования оказались в фокусе всеобщего внимания, т. к. художественно-эстетическое воспитание играет огромную роль в формировании личности школьника. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание и художественное образование? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.
Леденёва С.Г. учитель иностранного языка
Шевченко С.А. учитель истории
Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически. Шиллер
В настоящее время проблемы эстетического и художественного образования оказались в фокусе всеобщего внимания, т. к. художественно-эстетическое воспитание играет огромную роль в формировании личности школьника. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание и художественное образование? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного».
Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Необходимо отметить, что в восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно эти чувства позволяют личности при взаимодействии с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывать богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.
Огромное значение на учащихся оказывают предметы эстетическо- художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, занятия, связанные с драматическим искусством, искусством кино и телевидением. Но восприятие произведений изобразительного искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Этому способствуют интегрированные уроки.
Интегрированные уроки - это одно из средств привития интереса к учебным предметам, которые могут охватывать следующие предметы - историю, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку и географию, иностранный язык.
Предмет музыка легко интегрируется с предметами гуманитарного цикла: литературой, историей, изобразительным искусством, но и оказалось, что неоценимую помощь музыка может оказать в изучении иностранного языка, знание которого сейчас просто необходимо современному человеку. Интегрированный урок предполагает изучение одного и того же элемента содержания с разных сторон. Например, интегрированный урок объединяющий историю, музыку и литературу, посвященный творчеству А. С. Пушкина. Для каждого предмета ставятся свои цели, а результатом такого урока становится возможность для школьников творчески использовать приобретенные знания.
Или, например, тема «Искусство 18-19веков» по истории замечательно сочетается с уроком иностранного языка, с демонстрацией репродукций картин, музыкальным сопровождением, которое знакомит детей с творчеством поэтов Гёте, Шиллера, художников Э.Мане, И.Репина, Ж.Давида, с произведениями В.Скотта, Э.Гофмана, А.С.Пушкина и т.д. Интегрированные уроки оказывают огромную помощь в восприятии у школьников эстетических явлений.
Однако следует отметить, что для реализации таких занятий необходима материально-техническая база, которая позволит полностью выполнять поставленные учителем задачи для формирования эстетического воспитания учащихся.
Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.
В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к истории, странам изучаемого языка, их культуре, осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду родственных предметов (иностранный язык, литература, география).
Библиографический список
1.Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. М.-1968.
2.Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников.-Л.1972.
3.Система эстетического воспитания школьников, под ред. Герасимова С.А.-М.1983.
4. Савинкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества, журнал «Педагогика», №5 2006.
5.www. yandex. ru
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.
Леденёва С.Г. учитель иностранного языка
Шевченко С.А. учитель истории
Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически. Шиллер
В настоящее время проблемы эстетического и художественного образования оказались в фокусе всеобщего внимания, т. к. художественно-эстетическое воспитание играет огромную роль в формировании личности школьника. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание и художественное образование? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного».
Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Необходимо отметить, что в восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно эти чувства позволяют личности при взаимодействии с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывать богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.
Огромное значение на учащихся оказывают предметы эстетическо- художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, занятия, связанные с драматическим искусством, искусством кино и телевидением. Но восприятие произведений изобразительного искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Этому способствуют интегрированные уроки.
Интегрированные уроки - это одно из средств привития интереса к учебным предметам, которые могут охватывать следующие предметы - историю, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку и географию, иностранный язык.
Предмет музыка легко интегрируется с предметами гуманитарного цикла: литературой, историей, изобразительным искусством, но и оказалось, что неоценимую помощь музыка может оказать в изучении иностранного языка, знание которого сейчас просто необходимо современному человеку. Интегрированный урок предполагает изучение одного и того же элемента содержания с разных сторон. Например, интегрированный урок объединяющий историю, музыку и литературу, посвященный творчеству А. С. Пушкина. Для каждого предмета ставятся свои цели, а результатом такого урока становится возможность для школьников творчески использовать приобретенные знания.
Или, например, тема «Искусство 18-19веков» по истории замечательно сочетается с уроком иностранного языка, с демонстрацией репродукций картин, музыкальным сопровождением, которое знакомит детей с творчеством поэтов Гёте, Шиллера, художников Э.Мане, И.Репина, Ж.Давида, с произведениями В.Скотта, Э.Гофмана, А.С.Пушкина и т.д. Интегрированные уроки оказывают огромную помощь в восприятии у школьников эстетических явлений.
Однако следует отметить, что для реализации таких занятий необходима материально-техническая база, которая позволит полностью выполнять поставленные учителем задачи для формирования эстетического воспитания учащихся.
Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.
В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к истории, странам изучаемого языка, их культуре, осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду родственных предметов (иностранный язык, литература, география).
Библиографический список
1.Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. М.-1968.
2.Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников.-Л.1972.
3.Система эстетического воспитания школьников, под ред. Герасимова С.А.-М.1983.
4. Савинкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества, журнал «Педагогика», №5 2006.
5.www. yandex. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-103375-1353864410.jpg)
Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время
Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/13/picture-406638-1710316582.jpg)
Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.
Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/26/picture-40515-1682461848.jpg)
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-523728-1416459693.jpg)
Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла
Различные подходы в обучении истории и обществознания....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/02/picture-800740-1467459849.jpg)
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на основе реализации дополнительной общеобразовательной авторской программы "Нескучное рукоделие"
Дополнительное образование детей – это та сфера, где возможна наиболее активная реализация их творческих возможностей в самых разных направлениях. Образовательные программы художественной направ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-158404-1354722666.jpg)
Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла
Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла...