«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.
Задачи:
1. Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы существования и развития гуманистического общества.
2. Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.
3. Способствовать развитию мотивации к изучению литературы, реализации творческого потенциала учащихся.
Цель и задачи, поставленные мною, соответствуют реальным проблемам (формирование эстетического образа жизни учащегося, духовное обогащение личности ребенка, нравственно-эстетическое воспитание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nravstvenno-esteticheskoe_vospitanie.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
Проблема развития и формирования эстетического образа жизни учащихся сегодня особенно актуальна. Значимость этой проблемы определяется тем, что в современном российском обществе существенно изменились условия функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультура жизни молодежи в целом. Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях.
Я считаю, что в уроках литературы и русского языка, также и в самом учителе и его воздействии средствами искусства на душу и разум учащегося содержатся большие возможности. Работа учителя литературы над проблемой духовного обогащения личности ребенка, нравственно-эстетического воспитания через уроки русского языка и литературы, изучение и анализ литературных произведений – перспективный процесс, т.к. художественный образ связан с нравственными, философскими, психологическими, политическими и т.п. понятиями.
Я, как учитель русского языка и литературы, ставлю перед собой ЦЕЛЬ:
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.
Задачи:
1. Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы существования и развития гуманистического общества.
2. Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.
3. Способствовать развитию мотивации к изучению литературы, реализации творческого потенциала учащихся.
Цель и задачи, поставленные мною, соответствуют реальным проблемам (формирование эстетического образа жизни учащегося, духовное обогащение личности ребенка, нравственно-эстетическое воспитание).
Гипотеза:
Предполагается, что процесс нравственно-эстетического развития личности ученика на уроках русского языка и литературы приобретёт эффективный характер, если:
- содержание воспитательного процесса на уроках, будет строится с учётом уровня подготовленности учащихся к восприятию текста художественного произведения;
- процесс формирования нравственно-эстетического восприятия текста художественного произведения предстаёт как целостный и вариативный;
- нравственно-эстетическое воспитание базируется на ценностях национальной культуры.
Думаю, что гипотеза, выдвинутая мною обеспечивает достижение цели работы.
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся является объектом исследования, предмет исследования – содержание занятий по русскому языку и литературе, включающий систему жизненно важных ценностей: нравственных, эстетических, гуманистических.
В своей работе приоритетной ставлю проблему – воспитание через обучение, всестороннее развитие личности, человека, думающего самостоятельно.
Теоретическая база моего опыта опирается на основные положения системы Е.Н.Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека», я добавила бы сюда и изучение русского языка как неотъемлемой составляющей воспитания. Система преподавания этого учителя в свое время считалась новаторской, революционной, многие её не принимали. Но сегодня методология Е.Н.Ильина определяет традицию преподавания литературы в школе. Евгений Николаевич Ильин и его ученики отмечали доступность методов и приёмов, которые помогут воспитать думающего читателя. Поэтому в поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы я использую основные концептуальные положения Е.Н.Ильина преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком.
«…Общение с книгой – это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н.Ильин). Школьники обращаются к книге, к учителю, чтобы обсудить свои глубинные заботы: одиночество, страх, любовь, дружбу, отношения с родителями и ровесниками, самоутверждение. Учитывая это, я подвожу своих учеников к главенствующей роли книги, потому что она является средоточением опыта и знаний многих поколений, а значит, поможет разрешить проблемные вопросы. Я учу детей любить книгу, потому что «книга, по словам Я.А.Каменского, является первейшим инструментом развития природных дарований».
Я знаю, что формирование духовно богатой личности через преподавание русского языка и литературы во многом зависит от педагогического мастерства, личностных качеств учителя, поэтому непрерывно работаю над самообразованием.
Мой опыт работы по нравственно-эстетическому развитию ребенка через уроки русского языка и литературы, создание целостной системы нравственного воспитания и эстетического развития учащихся средствами художественного слова охватывают широкий круг вопросов, связанных со стратегией литературного образования: от более активной роли учителя – к более активной роли учеников. Как и Е.Н. Ильин, я твердо убеждена: «… школьная книга… прежде всего и в большей степени нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы». Я хочу помочь ученикам понять, что литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей и дает простор не только работе ума, но и души.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время.
Внеклассные занятия по русскому языку и литературе – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.
Актуальность разработки и проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. В то же время внеурочная работа по русскому языку и литературе имеет свои цели:
- развить интерес к русскому языку и литературе как к учебным предметам;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру.
Указанные цели определяют задачи внеклассной работы:
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка и литературы;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготавливать наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть трудности, возникшие в процессе обучения.
Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведет, часто отожествляются: личность учителя, интересная сама по себе.
Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”.
Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
Проект "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Инновационный педагогический проект с разработанными учебным и внеурочным занятиями...
«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной д...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы....
Использование эффективных технологий и методов обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы...
«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность»
В этой презентации представлен обобщённый опыт работы педагога над методической темой «Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»...