Программы внеурочной деятельности
рабочая программа по технологии (6 класс)

 Анна Александровна Воронина (Петрачкова)

Программы внеурочной деятельности: Проектная деятельность, Рукоделие. Программы расчитаны на 34 часа, один час в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8»

г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 8(39155)7-00-60, 7-10-04, 7-01-31, 7-00-16, 7-04-10; факс: 8(39155)7-00-60

E-mail: school8nazarovo@gmail.com

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Рукоделие»

6-8 классы

2020-2021 учебный год

Учитель технологии:

 Воронина Анна Александровна

2020 г

                                            СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения курса.
  3. Содержание курса.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование. (Приложение  1)
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружковой деятельности «Рукоделие» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общая характеристика курса

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться ,рациональное мышление,  практичности характера .Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным. 

      С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.

        Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

     Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;

 Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

     Цели кружковой работы:

     - всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

     - создание условий для самореализации ученика в творчестве;

     - формирование практических трудовых навыков;

     -развитие индивидуальных творческих способностей.

 Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

Обучающие:

-освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;

-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной игрушки;

-овладение техникой изготовления изделий из глины и других природных материалов;

-развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений                       при восприятии произведений искусства.

 Развивающие:

 -пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

 -развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

 -формирование творческих способностей, духовной культуры

 -развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитательные:

 - изучать богатейшее наследие  отечественных мастеров;

- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы,   композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;

-  прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.

-воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;

-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;

-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.

 Место  курса в учебном плане

      Программа курса внеурочной деятельности «Рукоделие» для учащихся 6-8классов рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю, при 34 учебных неделях).

Учебно-методическое обеспечение

1. Т.Е.Еременко, Е.С.Забалуева.    Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Изд. «Просвещение», 2000

2. М.Максимова, М.Кузьмина.  Вышивка. Первые шаги. - М.: Изд. «ЭКСМО», 1997

3. Сюзи О Рейми. Шитье и вышивка. - М.: Изд. «Полигон», 1997

4.Энциклопедия по рукоделию. - М.: Изд.»Просвещение», 1997

5. Журналы по рукоделию. – М.: Изд. «Просвещение», 1997

  •  «Лена»
  • «Чудесные мгновения»
  • «Сюзанна»
  • «Диана – креатив»
  • «Цветочная ниточка»
  • «Анна»
  • «Валентина»
  • «Вышиваю  крестиком»
  •  «Рукоделие»

 Материально-техническое обеспечение

Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

Интернет-ресурсы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

      Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

       Предметными результатами работы в кружке  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Бумажное моделирование (6 часов).

Вводное занятие. Плетение из газетных трубочек: способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Поделки из салфеток. Работа с гофрированной бумагой: простейшие цветы. Изготовление цветов из гофрированной бумаги.

Работа с нетрадиционными материалами (7 часов)

Вводное занятие. Ниточное рукоделие: горизонтальные и вертикальные линии. Ниточное рукоделие: спиралевидные линии. Изготовление композиции из ниток. Композиции из кофейных зёрен: плоская композиция. Композиции из кофейных зёрен: объемная композиция. Поделки из спичек: колодец. Техника работы без клея: дом.

Вязание крючком (7 часов)

Вводное занятие. Основные приемы вязания: вязание цепочек из воздушных петель, столбиков, п/столбиков, столбиков с накидом. Основные приемы вязания: вязание по спирали, вязание поворотными рядами. Вывязывание полотен различной формы. Вязание узорного полотна.

Топиарное искусство (7 часов).

Вводное занятие. Топиарий - дерево счастья. Виды топиария. Работа  по созданию шара  - кроны. Работа  по созданию ствола. Работа  по украшению шара. Работа  по декорированию горшка. Укрепление топиария в горшке.

Изделия из фетра (7 часов).

Вводное занятие. Виды швов: «вперед иголку», «назад иголку». Виды швов: стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов. Разработка выкроек. Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: подвески. Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: игрушки.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Бумажное моделирование

6

Работа с нетрадиционными материалами

7

Вязание крючком

7

Топиарное искусство

7

Изделия из фетра

7

Всего

34

Приложение 1

к рабочей программе по внеурочной

деятельности «Флористы и дизайнеры»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

Бумажное моделирование

1

Вводное занятие

2

Плетение из газетных трубочек: способы кручения трубочек.

3

Сборка и оформление изделий.

4

Поделки из салфеток: объемная композиция.

5

Работа с гофрированной бумагой: простейшие цветы.

6

Изготовление цветов из гофрированной бумаги.

Работа с нетрадиционными материалами

7

Вводное занятие.

8

Ниточное рукоделие: горизонтальные и вертикальные линии, спиралевидные линии.

9

Изготовление композиции из ниток.

10

Композиции из кофейных зёрен: плоская композиция.

11

Композиции из кофейных зёрен: объемная композиция.

12

Поделки из спичек: колодец.

13

Техника работы без клея: дом.

Вязание крючком

14

Вводное занятие.

15

Основные приемы вязания: вязание цепочек из воздушных петель, столбиков, п/столбиков, столбиков с накидом.

16

Основные приемы вязания: вязание по спирали, вязание поворотными рядами.

17

Вывязывание полотен различной формы.

18

Вывязывание полотен различной формы.

19

Вязание узорного полотна.

20

Вязание узорного полотна.

Топиарное искусство

21

Вводное занятие.

22

Топиарий - дерево счастья. Виды топиария.

23

Работа  по созданию шара  - кроны.

24

Работа  по созданию ствола.

25

Работа  по украшению шара.

26

Работа  по декорированию горшка.

27

Укрепление топиария в горшке.

Изделия из фетра

28

Вводное занятие.

29

Виды швов: «вперед иголку», «назад иголку».

30

Виды швов: стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов.

31

Разработка выкроек.

32

Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: подвески.

33

Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: игрушки.

34

Изготовление плоских и объемных изделий из фетра: игрушки.



Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8»

г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 8(39155)7-00-60, 7-10-04, 7-01-31, 7-00-16, 7-04-10; факс: 8(39155)7-00-60

E-mail: school8nazarovo@gmail.com

                                                         

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

5 класс

2020-2021 год

Учитель технологии: Воронина Анна Александровна

категория: первая

Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность,
  • развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом МБОУ «Заречномедлинская средняя общеобразовательная школа имени К.А.Ложкина» на проектную деятельность в 5 классах отводится 0,5 часов в неделю. Соответственно программа рассчитана на 16 часов внеурочной деятельности .

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии
  • Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
  • альбом,
  • газета,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • выставка
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • плакат,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия,
  • презентация

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся узнают :

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся научаться:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Личностные УУД

У школьников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс ( 34 часов)

Введение

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

I. Теоретический блок .

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

II. Практический блок.

Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты«

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

Изготовление изделия. Изготовление выкроек ,схем. Сборка изделия.

Окончательная отделка: вышивка, пришивание фурнитуры, тесьмы и т.д, ВТО.

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Введение (1 ч.)

1.

Что такое проект

1

I. Теоретический блок (12 ч.)

Способы мыслительной деятельности (4 ч.)

2

Что такое проблема

1

3

Удивительный вопрос

1

4

Учимся выдвигать гипотезы.

1

5

Источники информации

1

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 8 ч.)

6-7

Выбор темы исследования

2

8

Цели и задачи исследования

1

9-10

Методы исследования.

Мыслительные операции.

2

11-12

Сбор материала для исследования.

2

13

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1

II. Практический блок ( 17ч.)

Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 8ч. )

14-15

Планирование работы

2

16-17

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

18-19

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

20-21

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление проекта

2

22-28

Изготовление изделия к проекту

7

29-30

Окончательная отделка изделия

2

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.)

31-32

Оформление проекта. Подготовка к защите.

2

33-34

Защита проектов.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...