РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании
рабочая программа (5 класс)
Эта программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5kl._2019g.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»
Московская обл., Ногинский р-он, с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школа экономики. Первые шаги. Разговор
о правильном питании
(базовое изучение)
5 «А», 5 «Б» классы
Составитель: Савонина Инэсса Вадимовна
учитель технологии первой категории
2019 год
Пояснительная записка
Направленность программы - естественнонаучная.
В последнее время интерес к правильному питанию резко возрос. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Содержание данной программы направлено на:
- реализацию деятельностного подхода к образованию, на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках технологии и в реальной жизни для решения практических задач;
- на воспитание к правильному питанию, развитию здоровому образа жизни, мышления и сознания, на понимание природных процессов и результатов деятельности здоровья человека , на воспитание здорового питания;
- формирование прочных знаний и навыков к правильному питанию направленно на здоровье подрастающего поколения;
- усиление подхода к правильному питанию в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения кулинарного искусства.
Новизна
Данная программа интегрирует и расширяет содержание соответствующих разделов кулинарных материалов.
Актуальность
Технологическое образование в настоящее время становится одной из фундаментальных основ формирования личности. Без знания технологических закономерностей кулинарного искусства немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию мировоззрения подрастающего поколения к здоровому питанию.
Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Цель программы:
* воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к своему здоровью;
* изучение основ кулинарного искусства, которое поможет вырастить здоровое поколение, для полноценной жизнедеятельности человечества.
Образовательные задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
- Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
- Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
- Организация информационной поддержки учащихся.
Развивающие задачи:
*расширять кругозор обучающихся в области кулинарного искусства;
* развивать любознательность;
* развивать наблюдательность и находчивость;
*развивать практическую деятельность обучающихся.
Воспитывающие задачи:
* воспитывать любовь к правильному питанию;
* воспитывать доброту и бережное отношение к своему здоровью;
* воспитывать гуманного, творческого человека к кулинарному искусству;
* воспитывать трудолюбие
Данная программа рассчитана на 34 уч. часа (1 час1 в неделю).
Программа стартового уровня, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения программы материала.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате изучения курса учащиеся должны
Знать:
*определения основных понятий и терминов;
* основные технологические факторы кулинарного искусства;
* роль естественного кулинарного разнообразия в поддержании развития подростка;
* географические особенности природы Московской области, выращивание овощей и фруктов родного края.
Уметь:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложому).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:
- решение практических задач по определению правильной здоровой пищи, принятию необходимых мер в случае отравлений.
Формами текущего контроля являются:
предоставление конспектов, отчетов практических работ, составление карточек, подготовка выступлений и докладов, выпуск газеты «ЗОЖ».
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Увлекательный мир кулинарного искусства правильного питания» являются научно – практическая конференция. Материалы должны быть оформлены в виде выставки, научных проектов, докладов и рефератов учащихся.
Цели работы с классом
Главной целью работы с классом является формирование гуманистически направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных и интеллектуальных интересов учащихся, активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также подготовленную к жизни в постоянно изменяющихся условиях жизни и способной на социально значимую деятельность.
Задачи работы с классом
1.Формирование гуманистически направленной личности, ориентированной на культурные ценности.
2.Создание условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка.
3.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся при их тесном взаимодействии с социумом.
4.Включение учащихся в разностороннюю учебную деятельность.
5.Реализация основных программ внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное.
6.Формирование здорового образа жизни.
7.Формирование отношения к базовым ценностям: труду, Родине, семье, человеку, природе, знаниям, миру.
Программа кружка «Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании»
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Кружок – это самодеятельное объединение обучающихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия со школьниками во внеурочное время.
Основными целями проведения кружковых занятий являются:
- содействовать развитию теоретического образования основам экономики и предпринимательства;
- развитие общего кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
Формы работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
Цель – развитие теоретического образования основам экономики и предпринимательства, с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату окружающего мира.
Обучающие задачи : развитие познавательного интереса, формировать базовые экономические знания.
Воспитательные задачи : формирование общественной активности личности , гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
Развивающие задачи : развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности , аккуратности и т.д.
Сроки реализации программы
Учебный год- 2019-2020
Принципы содержания кружка по экономике.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Планируемые результаты:
- обучающиеся должны получить представления о богатстве окружающего мира, должны осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда;
- приобретение навыков экономически грамотно действовать в повседневной жизни;
- развивать культуру экономического мышления, научиться пользоваться экономическим инструментарием;
- расширять активный словарь, включая в него экономические термины;
- проводить самоанализ деятельности и самооценку её результата.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Школьники познакомятся:
- с предприятиями и учреждениями функционирующих в городе, их ролью в жизни города;
- с разнообразными профессиями и специальностями;
- получат представление о том, какие умения и навыки необходимы для квалифицированного выполнения различных работ;
- познакомятся с понятиями «специализация», «специальность», «проект», «планирование», «городское хозяйство» , «вклад», «ссуда», «выручка», «банкрот»
- получат представление о циркуляции денег в современном обществе.
Тематическое планирование
Тема | Цель | Формы, методы | Дата | Кол-во часов | |
1 блок: Введение. Мир профессий | Путешествие в страну экономика | Познакомить со страной экономики, семьей гнома Эконома, его сказочными друзьями, понятием Экономика. | Путешествие, использование сказочных героев, сказки Т.В. Смирновой, дидактические. игры | 1 | |
Профессии моей семьи | Проверить знания детей профессий своих близких, их специфику. | Игра – занятие, использование загадок, проблемных ситуаций, дид. игр, творческих заданий. | 1 | ||
Викторина профессий | Обобщить имеющиеся знания детей о профессиях | Викторина, использование дид. игр, загадок, ребусов, кроссвордов. | 1 | ||
2 блок. Деньги. Виды и функции денег. | Деньги | Ознакомить детей с понятием деньги, Почему, как они появились, видоизменялись. | Тематическое занятие, использование исторических сведений, рассказ, сказки, рассматривание альбомов | 1 | |
Бумажные купюры | Ознакомить с разнообразием бумажных купюр. | Тематическое занятие, рассматривание альбомов, творческие задания. | 1 | ||
Монеты. Монетный двор | Дать сведения о производстве монет | Сюжетно- дидактическая игра, рассказ, рассматривание альбомов, карточки | 1 | ||
Валюта | Познакомить с валютой как денежной единицей других стран | Путешествие, использование игровых ситуаций, использование сказочных героев, кроссворд. Словарь. | 1 | ||
Зачем нужны деньги? | Выявить значение денег в нашей жизни, дать адекватную оценку деньгам. | Игра – занятие, проблемные ситуации, пословицы, поговорки, дид. игры. | 1 | ||
Покупательная сила денежных знаков | Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков. | Игра- занятие, проблемные ситуации, стихотворения, сказка, словарь, дид. игра | 1 | ||
3 блок. Доход и расход. | Бюджет семьи | Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета. Воспитать уважительное отношение к людям, честно зарабатывающим деньги. | Игра – занятие, использование схем, словаря, сказки, дид. игры. | 1 | |
Доход Семьи | Закрепить представления детей о доходах | Игра – занятие, проблемные ситуации, словарь, сказка, схема, задачи. | 1 | ||
Расходы семьи дяди Фёдора | Дать представление о сущности и видах расходов. | Игра – занятие, схемы, проблемные ситуации, задачи, карточки | 1 | ||
«Я – дорогой ребенок» | Дать представление о расходах на ребенке в семье. | Сюжетно- ролевая игра «Семья», проблемные ситуации. | 1 | ||
4 блок. Труд. Средства труда. | Игра – соревнование «Поле – Чудес» | Развивать быстроту реакции, смекалку, сообразительность, умение соблюдать правила игры. | Развлечение, загадки, ребусы, кроссворды. | 1 | |
Для чего руки нужны | Подвести детей к пониманию и осознанию того, что руки нужны для труда. | Развлечение, стихи, пословицы, беседа ребусы. | 1 | ||
Что такое труд? | Познакомить детей с разнообразием труда, результатом труда. | Игра – занятие, рассматривание иллюстраций, пословицы, поговорки, высказывания, стихи, проблемные ситуации. | 1 | ||
Кому, что нужно для работы | Закрепить знания об орудиях труда повара, шофера, столяра, кассира, выделить их роль в изготовлении товара | Игра- занятие, дид. игры, ребусы, загадки, игра «кто больше назовет»… | 1 | ||
Материалы (ресурсы). Экономия. | Сформировать умение рационально использовать материал, развивать воображение, фантазию. | Сюжетно- ролевая игра «Ателье» | 1 | ||
Количество и качество результатов труда | Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека. | Мастерская гнома Эконома
| 1 | ||
Совместный труд | Показать детям, что совместный труд и использование рациональных его способов уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. | Игра- занятие, пословицы, проблемные ситуации, изготовление коллективной поделки, инсценировка «Репки» | 1 | ||
5 блок Товар. | Товар – продукт труда | Дать представление о многообразии товаров, раскрыть процесс их изготовления, развивать познавательный интерес. | Игра – занятие, стихи, проблемные ситуации, схемы, путешествие. | 1 | |
Производство товаров | Сформировать понятие о производстве товаров (на заводах- название, продукция). | Игра - занятие, дид. игра, карта, фотографии предприятий. | 1 | ||
Товары нашего города | Сформировать у детей первичные представления о предприятиях города, выпускающих продукцию. | Занятие – игра, карта города, дид.игра. Рассматривание иллюстраций, фотографий. | 1 | ||
Совместный труд | Показать детям производственный цикл изготовления товара | Сюжетно- ролевая игра «Откуда пришла книга». | 1 | ||
Товар и цена | Развивать умение производить операции купли- продажи, уточнить представление о цене товара в магазине. | Сюжетно- ролевая игра «Магазин», проблемные ситуации, задания. | 1 | ||
Товар и изделие. Подготовка к бизнес дню | Познакомить детей с нескорыми видами народных промыслов, вызвать интерес к талантам народных умельцев. | Игра – занятие, рассказ, рассматривание иллюстраций, произведений народных умельцев, изготовление изделий. | 1 | ||
Путешествие в страну товаров. Подготовка к бизнес дню | Обратить внимание детей на то, что есть много необходимых товаров и есть, товары, украшающие наш быт, рассказать о них, обратив внимание детей на их красоту. | Путешествие – игра, задания, проблемные ситуации, творческие задания. | 1 | ||
Путешествие товаров в разные страны. Подготовка к бизнес дню | Дать детям первичные представления об экспорте, импорте. | Игра- занятие, схемы, дид. игра, задания, проблемные ситуации. | 2 | ||
Товар и бережное отношение к нему. Подготовка к бизнес дню | Воспитывать бережное отношение к вещам, природе.
| Игра- занятие, сказка, проблемные ситуации, пословицы, стихи. | 1 | ||
К.В.Н. Подготовка к бизнес дню | Развивать у детей сообразительность и самостоятельность, доставить им радость ; | Развлечение. | 2 | ||
Ярмарка – бизнес день | Показать значение произведений умельцев, показать специфику ярмарки и товарообмена. | Деловая игра | 2 |
Литература:
1.Т.Смирнова, Т.Проснякова. Методические рекомендации в помощь учителю экономики 5 классов.(ФНМЦ им.Л.В.Занкова)
2.Т.Смирнова. Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах. Учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация «Фёдоров», 2000г.
3.Н.Зайченко. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. Санкт-Петербург, 1998г.
4.Т.Смирнова. Экономический сказочный словарь.- Самара: Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2009г.
5.Журнал «Средняя школа», №1, 2010г.
6.Н.Романовская. Экономическая игротека. М: «Финансы и статистика», 1994г.
7.Т.Попова, О.Меньшикова. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М. «Просвещение», 1993г.
8.Журнал «Миша».
9.Методическое руководство для учителя. Наш город. МОО «Достижения молодых». Москва. 1999г.
10. Кушина А.П., Кушин М.А. Семейная экономика, Тула, книжное издательство, 1991
11. Завистовская С.А. Простое лечение пищей, М: Фирма «Алеся», 1993
12. Жуковская В.И. Учимся готовить экономно и вкусно, - М.: Общество «Знание» России, 1993
13. Азрилияк А.Н. коммерческий словарь.- М : «Правовая культура», 1992
14. Казаков А.П. «Школьнику о рыночной экономике». – М.: Общество «Знание», 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию, праву, экономике для 10 кл. профильный уровень
Рабочие программы предназначены для учителей работающих в 10 кл. профильной школы....
Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...
Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы
Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...
Рабочая программа по дициплине Основы экономики
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образова...
Рабочая программа по охране труда по профессии Технология продукции общественного питания
Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего професс...
Рабочая программа по внеклассной работе (система классных часов) «Формула правильного питания»
Рабочая программа «Формула правильного питания» составлена в соответствии с требованиями Программы «Разговор о правильном питании» часть 3 «Формула правильного питания», разработанн...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Разговор о правильном питании»
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – о...