Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Разговор о правильном питании»
методическая разработка на тему

завьялова жанна геннадьевна
 Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
                 В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
                 Данные научных  исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
 
            Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.                            
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край  г.Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 65

Рабочая программа

внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Разговор о правильном питании»

Класс 2 "Г"

Учитель: Завьялова Жанна Геннадьевна

Количество часов: всего 170, в неделю 5.

 

СОГЛАСОВАНО                      

Заместитель директора по УВР

____________Старкова О.В

«__»___________2015г.

                                         

город Сочи, Красная Поляна

2015

Пояснительная записка.

               Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.

                 В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.

                 Данные научных  исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.

            Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.                            

            Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно  у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное  и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

 Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.

Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.  

Реализации программы  предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления школьников  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение детьми  практических навыков рационального питания;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование школьников  о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора  детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

              Общая характеристика программы « Разговор о правильном питании»    

         Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной  сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.     Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.

      Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • модульность программы;
  • практическая целесообразность ,
  • динамическое развитие и системность;
  • вовлеченность семьи и реализацию программы;
  • культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

Участники программы: дети от 7до 12 лет.

Сроки реализации: 4 года(2014-2018гг.)

 

        В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

 Программа состоит из трех модулей.

1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.

 2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет

3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.

Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:

 1 модуль "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

"Самые полезные продукты",

"Что надо есть, если хочешь стать сильнее",

"Где найти витамины весной",

"Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",

"Каждому овощу свое время";

гигиена питания: "Как правильно есть";

режим питания: "Удивительные превращения пирожка";

рацион питания:

"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",

"Плох обед, если хлеба нет",

"Полдник. Время есть булочки",

"Пора ужинать",

"Если хочется пить";

культура питания:

"На вкус и цвет товарищей нет",

"День рождения Зелибобы".

2 модуль "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:

"Из чего состоит наша пища",

"Что нужно есть в разное время года",

"Как правильно питаться, если занимаешься спортом";         

гигиена питания и приготовление пищи:

"Где и как готовят пищу",

"Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";

этикет:

"Как правильно накрыть стол",

"Как правильно вести себя за столом";

рацион питания:

"Молоко и молочные продукты",

"Блюда из зерна",

"Какую пищу можно найти в лесу",

"Что и как приготовить из рыбы",

"Дары моря";

традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".

3 модуль "Формула правильного питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:

"Здоровье - это здорово";

"Продукты разные нужны, продукты разные важны",

режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:

"Где и как мы едим",

"Ты готовишь себе и друзьям";

потребительская культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:

"Кухни разных народов",

"Кулинарное путешествие",

"Как питались на Руси и в России",

"Необычное кулинарное путешествие".

      Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.

      Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

     В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения:

  • фронтальный метод;
  • групповой метод;
  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • игровой метод;

 Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;
  • экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
  • встречи с интересными людьми;
  • практические занятия;
  • творческие домашние задания;
  • праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
  • конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
  • ярмарки полезных продуктов;
  • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
  • мини – проекты;
  • совместная работа с родителями.

Описание  места программы  « Разговор о правильном питании» в учебном плане.

     Преподавание программы  «Разговор о правильном питании» проводится  во второй половине дня. Важность этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.

  Программа  «Разговор о правильном питании»  изучается со 2 по 4 класс по пять часов в неделю:  2 класс.Общий объём учебного времени составляет 170 часов ( теоретических – 50ч., практических – 120 ч.)  Выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

Описание ценностных ориентиров содержания программы «Разговор о правильном питании»

 Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества 

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы «Разговор о правильном питании »

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;                                                                                         — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами  освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; 

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:  

  — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

 — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

—   применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.  установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;  

  — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 

        

        Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в спортивно-оздоровительной  внеурочной деятельности»

Уровень

результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

 знаний

Формирование

ценностного к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

Проблемно- ценностная деятельность

Программа «Разговор о правильном питании»

Сюжетно-ролевые игры «В кафе», «На кухне»; выставка «Уголок крестьянской избы», тематическое рисование, игра-соревнование «Разложи продукты по разным столам», конкурс «Кошевар», практическая работа «Мой напиток», «Сервировка стола», «Составление собственной пирамиды питания», работа с энциклопедиями, составление кроссвордов, тестирование «Меню спортсмена»

Родительские собрания «Если хочешь быть здоров», «Меню младшего школьника», праздник Масленица, конкурс-дегустация «Какой ароматный чай!» , экскурсии «В гипермаркете», «В школьной столовой», «В лесу», заседание клуба «Что? Где? Когда?», спектакль «Там на неведомых дорожках», игра-проект «Кулинарный глобус», дневник здоровья, мини-проект «Меню для Сиропчика и Пончика» , анкетирование детей и родителей.

     

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

       I модуль

      1 класс (33 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема

Характеристика деятельности

Формы работы

1-2

Если хочешь быть здоров.

Формирование представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование; родительское собрание.

3-4

Самые полезные продукты.

Научиться выбирать самые полезные продукты.

Сюжетно – ролевая игра «На кухне»;игра – соревнование  «Разложи продукты на разные столы», динамическая игра «Поезд»; тест.

5

Всякому овощу – своё время.

Познакомиться с разнообразием овощей

Праздник урожая.

6-7

Как правильно есть.

Формирование представления об основных принципах гигиены питания.

Игра – обсуждение  «Законы питания»;                                                  игра – инсценировка «В кафе»; игра «Чем не стоит делиться»; моделирование ситуации.

8-9

Удивительные превращения пирожка

Формирование представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

Соревнование «Покажи время»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником «Капустник».

10-11

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Формирование представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

Игра «Знатоки» ; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам,  родительское собрание « Меню младшего школьника»

12-13

Плох обед, если хлеба нет.

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

Игра  «Собери пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно – ролевая игра «За обедом», беседа.

14-15

Время есть булочки.

Познакомиться с вариантами полдника, формирование представления о значении молока и молочных продуктах.

Конкурс «Знатоки молочных продуктов», демонстрация «Удивительное молоко», разучивание песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой), рассказ о народном блюде «жаворонки»

16-17

Пора ужинать.

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

Игра «Объяснялки», игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс «Бутерброд», творческие работы детей.

18-19

На вкус и цвет товарищей нет.

Познакомиться с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, развитие практических навыков, распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

Практическая работа, игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям, игра с участием родителей «Угадай с чем блинчик», рассказ о масленице.

20-21

Как утолить жажду.

Формирование представления о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой»,  конкурс - дегустация с участием родителей «Такой ароматный чай», чтение по ролям, рассказ о правилах чаепития.

22-23

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Формирование представления о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест.

24-25-26

Где найти витамины весной?

Познакомиться со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое рисование. Экскурсия

27-28

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Познакомиться с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.

Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»

29-

30

Всякому фрукту – своё время

Ознакомление с разнообразием фруктов, ягод

Праздник урожая.

31-32

33

День рождения Зелибобы. Проверь себя.

Закрепление полученных знаний о законах здорового питания;

ознакомление с полезными блюдами для праздничного стола.

Организационно – деятельностная игра «Аукцион», конкурс на лучший подарок – совет

Всего -33ч.

Теоретических – 12ч.

Практических – 21ч.

I I модуль

      2 класс (170 часов из расчёта 5 часов в неделю)

Тема

Характеристика деятельности

Формы работы

1

Вводное занятие

Обобщение уже имеющиеся знаний об основах рационального питания, полученных при изучении первой части программы;

Беседа, конкурс загадок, игра «Что? Где? Когда?», чтение по ролям, работа с карточками-2 часа

2

Давайте познакомимся!

3

4

5

Из чего состоит наша пища.

Формирование представления об основных группах питательных веществ – белках, жирах углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

Игра «Третий лишний», исценирование, практическая работа, игра – путешествие по сказке «Мороз Иванович», творческое задание.

Экскурсия в школьную столовую. Изучение меню школьника.

6

7

Дневник здоровья

Пищевая тарелка

8

9

10

Что нужно есть в разное время года.

Формирование представления об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомиться с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширение представления о пользе овощей, фруктов, соков; познакомиться с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов;

Конкурс «Кулинарной книги», игра, чтение по ролям, практическая работа «Мой напиток,

Конкурс семейный «Лучшее меню».

11

12

Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня

13

14

15

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Формирование представления о зависимости рациона питания от физической активности; научиться оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; о роли питания и физической активности для здоровья человека;

Спортивное состязание совместно с родителями,  конкурс загадок, игра «Что можно есть спортсмену», игра «Собери пословицу», игра «Полезные продукты», игра «Собери бонусы»,      частушки о питании.

БЕСЕДА СО СПОРТИНСТРУКТОРАМИ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ.

16

17

« Пищевая тарелка» спортсмена

18

19

20

Где и как готовят пищу.

Формирование представления о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; познакомиться с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; формирование навыков осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; познакомиться с основными признаками несвежего продукта.

Экскурсия в школьную столовую, игра «Знаток», самостоятельная работа, творческое задание (составить кроссворд)-1 час.

Экскурсия в кулинарию. «СЕКРЕТЫ ПОВАРОВ».

21

22

Как правильно накрыть стол.

Познакомиться с предметами сервировки стола, правилами сервировки стола; соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

Сюжетно – ролевая игра «К нам идут гости»-1 час практическая работа «Сервировка стола», беседа о правилах поведения за столом

Конкурс « Салфеточка»

Как правильно накрыть стол  (практикум)

23

24

25

Молоко и молочные продукты.

Расширение представления о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; познакомиться с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.

Практическая работа «Молочное меню»-2 часа

Игра – исследование « Это удивительное молоко»-1 час

26-34

Кто работает на ферме?

Знакомство с профессиями.

Отгадывание загадок, игры-2 часа, практическая работа, составление рассказа по картинкам, викторина-6часов

35-50

Блюда из зерна.

Формировать представления о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; формирование уважения к культуре собственного народа и других народов.

Ассортимент блюд из зерна-2 часа

Отгадывание загадок

 Игра- конкурс

 « Хлебопеки»-1 час Практическая работа:

«Экскурсия на хлебозавод»

-6 часов        

ИГРА-ВИКТОРИНА «Хлеб-всему голова!»-3 часа

Конкурс домашней выпечки-3 часа

50-80

Какую пищу можно найти в лесу.

Экскурсия в лес

Узнать о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; расширение представления об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомиться с флорой края, её охраной; о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.

ДИКОРАСТУЩИЕ растения нашей родины-5 часов

Презентация «Дикорастущие растения Краснодарского края»-5 часов

Презентация «Дикорастущие растения Красной Поляны»- 5 часов

Игра « Походная математика»- 1 час, спектакль

 « Там, на неведомых дорожках»-2 часа

« Мы рисуем мультфильм»

Экскурсия в лес-2 часа

80-99

Что и как приготовить из рыбы.

Расширение представления об ассортименте рыбных блюд, их полезности; о местной фауне.

Местная фауна-4 часа

БЛЮДА РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА- 5 ЧАСОВ

БЛЮДА ИЗ РЫБЫ местной фауны-2 часа

Конкурс рисунков « В подводном царстве»-6 часов

Конкурс пословиц и поговорок-2 часа

100-129

Дары моря.

Расширение представления о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; узнать о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

Викторина « В гостях у Нептуна»-1 час

Экскурсия в магазин-1 час

Работа с энциклопедиями-6 часов.

Творческая работа:

Презентация  «Морские растения и животные нашего края»-9 часов.

Экскурсия в дельфинарий- 6 часов.

ЭКСКУРСИЯ НА ФОРЕЛЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО-6 ЧАСОВ

130-150

Кулинарное путешествие по России

Формирование представления о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях  культуры своего народа.

Знакомство с кухней разных народов мира-10 часов

КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ нашего народа-5 часов

Конкурс рисунков  

« Вкусный маршрут»-1 час

Игра – проект              

 « Кулинарный глобус»-1 час

Практическая работа-3 часа

Конкурс семейный «Лучшее блюдо нашей семьи»

149-160

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Расширение представления о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

БЛЮДА ИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ- 1 час

Практическая работа:

Дневник здоровья :            

 « Моё недельное меню» -7 часов.

Итог:конкурс «Семейное меню на неделю».-1 час

Конкурс « На необитаемом острове»-2 часа

159-170

Как правильно вести себя за столом.

Закрепить правила сервировки праздничного стола;  правила поведения за столом, понимать необходимость соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

Этикет за столом-2 часа

Практическая работа :

Сюжетно – ролевая игра

« О застольном невежестве»-1 час

 Правила этикета:

 « Поведение за столом»-1 час

«Сервировка стола»-4 часа

3 часа- Экскурсия в общественное место(практические навыки пользования столовыми приборами, умение вести себя за столом, правила этикета).

Всего –170.

Теоретических – 52ч.

Практических – 118ч.

I I I модуль

      3-4 классы (68 часов из расчёта 1 час в неделю)

Тема

Характеристика деятельности

Формы работы

1

Вводное занятие

Формирование и развитие представления о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;  формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; развитие коммуникативных навыков ,развитие умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Анкетирование родителей

2

Здоровье – это здорово! Основные понятия о здоровье

Цветик - семицветик

Цветик - семицветик практическая работа

3

От каких факторов зависит наше здоровье?

Понятие ЗОЖ, формирование и развитие представления о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Практическая работа «Древо здоровья»

4

Черты характера и здоровье

Формирование представления о зависимости рациона питания от поведенческих навыков; научиться оценивать свой рацион питания с учётом собственных поведенческих навыков; расширение представления о роли и регулярности  питания  для здоровья человека;

Дневник здоровья

«Помоги Кубику или Бусинке»

5

Привычки и здоровье

6

7

Мой ЗОЖ

Формирование представления о зависимости рациона питания от физической активности; научиться оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширение представления о роли питания и физической активности для здоровья человека;

тестирование 

Игра – путешествие  « Лесной тропой»

8

Продукты разные нужны, блюда разные важны. «Пирамида питания»

Анализ рациона питания, калорийности пищи. формирование представления об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Узнать о роли минеральных веществ

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания

Практическая работа «Составление собственной пирамиды питания»

9

Рациональное, сбалансированное питание

Тест «Самые полезные продукты»

конкурс загадок

Творческая работа

10

« Белковый круг»

Игра «Третий лишний»

Дневник здоровья

Работа с энциклопедиями

Творческая работа

11

« Жировой круг»

пословицы и поговорки о правильном питании.

12

Мой рацион питания

«Минеральный круг»

Игра-инсценировка песни «Шел по городу волшебник»

Игра «Чем не стоит делиться»

13

Умейте правильно питаться. Пищевые вещества, их роль в питании и здоровье школьников

Объяснять правила рационального питания, составлять ежедневный рацион питания

Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

Дневник  здоровья

14

Режим питания. «Пищевая тарелка»

Формирование и развитие представления о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье

Дидактическая игра «Морские продукты»  

Игра «Вкусные истории»

15

16

Витамины и минеральные вещества

Знать роль витаминов и минеральных веществ;                           формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;  формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Динамическая игра «Поезд»                        Игра «Отгадай название»                           Игра-соревнование  «Витаминный калейдоскоп»

17

Влияние воды на обмен веществ.

Напитки и настои для здоровья.

Анализировать взаимосвязь здоровья и воды. Получать представление о напитках здоровья;                           развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»

Игра «Посещение музея Воды»Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки)

18

19

20

Энергия пищи. Источники       «строительного материала» Игра « Что? Где? Когда?»

Узнать об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья    

Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

Игра « Что? Где? Когда?»

21

22

Роль пищевых волокон на организм человека

Различать продукты, содержащие пищевые волокна;                                              умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия;

Венок из пословиц

Игра «Угадай-ка»

Игра «Советы Хозяюшки»

Игра «Лесенка с секретом»

23

24

Где и как мы едим

Закреплять правила полезного питания; навыки, связанные с этикетом в области питания;

распознавать предметы  кухонного оборудования, их назначении; формирование представления об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

Викторина

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» Тестирование учащихся          

Игра «Помоги Кубику и Бусинке»

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»

25

« Фаст фуды»

Давать описание заведениям общественного питания; анализировать свои навыки, связанные с этикетом в области питания; давать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;

Кроссворд

Игра – демонстрация « Мы не дружим с сухомяткой»

Ролевая игра «Фаст фуды»

26

27

Где и как мы едим. Правила гигиены

Анализировать навыки личной гигиены; учиться выполнять различные роли в группе ; донести свою позицию до других;

Кроссворд

Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»)

28

29

Меню для похода

Формирование представления об особенностях питания в походе; познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи; продолжить формирование навыков правильного поведения в походе

Дневник здоровья

Поход « Отдыхаем всей семьёй»

30

Ты - покупатель

дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;                          формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;          формирование умения самостоятельно совершать покупки,  в которых содержится наибольшее количество питательных  веществ;      познакомить с основными признаками несвежего продукта

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

31

Срок хранения продуктов

Экскурсия в продовольственный  магазин

Мини - проект

32

Пищевые отравления, их предупреждение

Экскурсия в поликлинику

33

Ты - покупатель Права потребителя

умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Анкетирование родителей

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

тестирование

34

Ты - покупатель Правила вежливости

35

36

Ты готовишь себе и друзьям

Бытовые приборы для кухни

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;                                    дать представление о предметах  кухонного оборудования, их назначении;            формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Игра «Угадай прибор»                  Викторина «Печка в русских сказках»

37

38

« У печи галок не считают»

Правила работы с кухонным оборудованием;                              знание основного принципа устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов;                                 развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности

  Экскурсии на пищеблок школьной столовой, хлебопекарные предприятия

39

Помогаем взрослым на кухне

освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

  развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;  

   знание правил техники безопасности   на кухне и сервировки стола для ежедневного приёма пищи;    

   осознание важности знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека

 

Игра «Приготовь блюдо» Практическая работа «Определи вкус продукта»                         Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки об изделиях из теста)

40

Ты готовишь себе и друзьям

Блюдо своими руками

41

42

43

Салаты .        Ты готовишь себе и друзьям

 Блюдо своими руками                  

КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

Праздник «Капустник» «Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета)

44

Кухни разных народов

 информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем,  

расширение знаний об истории и традициях своего народа и народов других стран; формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; развитие коммуникативных навыков

                              Игра «Знатоки»

  Игра «Поварята»

 Ролевая игра «Русская трапеза»;

Игра «Поварята»

Игра «Пословицы запутались»  

 Русская сказка «Вершки и корешки»

Игра «Какие овощи выросли в огороде»

Конкурс «Самый оригинальный овощной салат»

Праздник «Каждому овощу –  свое время»

Игра-эстафета «Собираем овощи»

Ярмарки полезных продуктов  

Мини – проекты:

  «Вопросы тетушки Почемучки»         «Информбюро: советы мудрой Совы»                             «В гостях у Алены Ивановны»

Старинный рецепт

45

Традиционные блюда Болгарии и Исландии

46

Традиционные блюда Японии и Норвегии

47

Блюда жителей Крайнего Севера

48

Традиционные блюда России

49

Традиционные блюда Кавказа

50

Традиционные блюда Кубани

51

«Календарь» кулинарных праздников

52

Кухни разных народов праздник

53

Кулинарная история. Как питались наши предки?

54

Правила здорового питания. Рекомендации по формированию навыков правильного питания школьника.

Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;                                    Регулярность, разнообразие, безопасность, удовольствие; развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Мини – проект          « Здоровое питание»

55

Кулинарные традиции Древнего Египта

расширить знания детей о кулинарных традициях своей страны и других стран;              показать  взаимообусловленность возникновения  традиционных блюд от географии  территории, а также особенностях ведения хозяйства;

 сформировать представление детей о многообразии, простоте и пищевой ценности  многих традиционных блюд русской национальной кухни, возможности  ежедневного включения  некоторых из них  в рацион питания школьников;

познакомить детей с традиционными рецептами приготовления  блюд русской национальной кухни (по краеведческому материалу);

способствовать формированию у детей  толерантности: уважения к  национальной культуре собственного народа и других народов.

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности

  Путешествие – практикум

Выставка « Уголок крестьянской избы»,

кроссворд

Трактир « Здоровье»

Игра «Знатоки»

Встречи с интересными людьми

Праздник чая

Сказки современной кухни

56

Кулинарные традиции Древней Греции

57

Кулинарные традиции Древнего Рима

58

Правила гостеприимства средневековья

59

60

Как питались на Руси

61

Традиционные напитки на Руси

62

Необычное кулинарное путешествие. Музеи продуктов

63

«Мелодии, посвящённые каше»

64

« Продукты танцуют»

65

66

Составляем формулу правильного питания

« Формула правильного питания»

Закрепление  представлений об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания;

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровьеразвитие, коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей

Игра «Правильно-неправильно»

Конкурс «Курочки и петушки»                       Игра «Доскажи словечко»

Организационно-деятельностная игра «Аукцион»

конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов)

Мини – проект « Секреты здорового питания»

67

Сахар его польза и вред

Взаимосвязь здоровья  и потребления сахара

Мини – проект          « Меню для Сиропчика  и Пончика»

68

Путешествие по «Аппетитной стране»

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;  упражнять детей в названии составных частей предмета, совершенствовать умение оживлять предметы, находить похожие части, признаки, свойства предметов, подбирать слова противоположного значения, видеть прошлое предмета. Развивать творческое воображение. развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности

Игра – путешествие

Сказки современной кухни

Теоретических – 26 ч.

Практических – 84 ч.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Разговор о правильном питании» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.                                                                               В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:                                                                                                                      

1) гербарии ;продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни

2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;

   Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о правильном питании».

Наряду с принципом наглядности  в изучении программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Разговор о правильном питании», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы  «Разговор о правильном питании», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009 г.

2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.  Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009 г.

3.  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007 г.

4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

СОГЛАСОВАНО                                      

Протокол заседания  методического

объединения учителей начальных

классов МОУ СОШ №65

от______________ 20

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Разговор о правильном питании"

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.  Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентиро...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Рабочая  программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании", 6 класс...

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-педагогическая «Разговор о правильном питании» стартовый уровень (дополнительное образование)

Отличие программы дополнительного образования «Разговор о правильном питании» заключается в модульном подходе к структурированию содержания программы.  Модульный подход позволяет...

Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А....