Открытый урок по трудовому обучению в 7 классе по профилю "Вязание трикотажных изделий и полотна"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Размещенный ниже материал - распространение педагогического опыта учителя трудового обучения Кутлиной Е.В. Профиль - "Вязание трикотажных изделий и полотна", урок проводился в 7 классе адаптивной школы (III четверть 2020 г.). В подгруппе машинного вязания 7 человек, по данному профилю обучаются с 5 класса. Тема урока "Выполнение комбинированного узора. Работа со схемами, подготовка пряжи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_7_kl_vypolnenie_kombinirovannogo_uzora.doc | 85.5 КБ |
otkrytyy_urok_7_kl_2020_vypolnenie_kombinirovannogo_uzora.ppt | 1.21 МБ |
prilozheniya_k_otkrytomu_uroku.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое образовательное учреждение омской области
«Исилькульская общеобразовательная адаптивная школа-интернат»
Открытый урок
по профессионально-трудовому обучению
Профиль «Вязание трикотажных изделий и полотна»
Тема: «Выполнение комбинированного узора. Работа со схемами, подготовка пряжи»
7 класс
Составила:
учитель трудового обучения
Кутлина Екатерина Вячеславовна
План – конспект урока
7 класс
Тема «Выполнение комбинированного узора. Работа со схемами, подготовка пряжи»
Тип: комбинированный
Цель урока: Повторить схему комбинированного узора, отвязать по схеме образец.
Задачи урока:
Образовательные:
- выявить имеющийся у учащихся уровень знаний о схемах вязания, об условных обозначениях схем сложных переплетений, о правилах техники безопасности при работе с электромоталкой;
- закрепить на практике чтение схем вязания, самостоятельную подготовку пряжи к работе, использование алгоритмов вязания;
- учить применять в процессе работы полученные знания и умения, изученные способы действий.
Коррекционно-развивающие:
- формировать ручную умелость, развивать плавность и соразмерность движений при работе с материалами, инструментами и оборудованием;
- развивать личностные качества учащихся – самоконтроль, усидчивость и аккуратность в процессе самостоятельного выполнения заданий.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать самостоятельно и в парах;
- развивать навык самооценивания и взаимоконтроля;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к инструментам и экономное использование материала.
Оборудование: Вязальные машины «Нева-5», пряжа для вязания № 32/2, образцы узоров, таблицы, схемы переплетений (узоров), оценочные листы, технологическая карта вязания переплетений, карты самоконтроля.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Приветствие
Учитель: - Здравствуйте, ребята, рада видеть вас на уроке с хорошим настроением и рабочим настроем. Начнем с того, что каждый из вас сейчас получит карточку с изображением определенного знака. Попробуйте вспомнить, где вам уже встречалось это изображение и что оно означает? Займите тот стол, на котором находится такое же условное обозначение. (Раздаются карточки с условными обозначениями, учащиеся по очереди отвечают, что изображено на их карточке и занимают те места, где находится такая же)
- Настрой учащихся на учебную деятельность. Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках. Для этого попробуйте отгадать загадку:
Мы поможем рассказать
Знаками различными
Как вязать и получать
Образцы отличные
(Схемы вязания) (слайд 2)
- Что за помощницы рассказывают нам, как вязать переплетения? (Ответ учащихся на загадку). Верно, это наши главные помощницы – схемы вязания. Сегодня мы будем продолжать работать со схемами, надеюсь, вы сможете не только понимать и читать, но и составлять их самостоятельно, чтобы вязать по ним узоры. Работать будем как индивидуально, так и в парах, а еще мы с вами выполним сопряженное вязание, то есть будем вязать образец узора одновременно.
- Проверка готовности к уроку
Учитель: Прежде всего давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должны находиться: оценочные листы, карточки-задания в виде перфокарты – это схемы с пропущенными окошками, технологические карты, карты самоконтроля, индивидуальные папки, а также ручной инструмент в стакане и непосредственно оборудование – вязальная машина «Нева-5».
- Подведение к теме урока
Учитель: Какой раздел вязания вы изучаете в этой четверти? (Мы изучаем комбинирование двух и более цветов на машине).
- Мы уже выполнили соединение двух и трех цветов на одном полотне при помощи частичного вязания. Как вы думаете, комбинировать можно только цвета? (Нет, еще можно комбинировать узоры).
Согласна с вами, в машинном вязании есть очень красивые узоры, в которых сочетаются разные способы вязки и называются они комбинированными. Какая особенность у этих узоров? (Они состоят из разных условных обозначений и часть игл всегда находится в ЗНП).
А чтобы что-то связать, нужно знать, как это вяжется. Скажите, что помогает нам понять, как вязать узор? (Схема вязания) Что мы должны знать, чтобы читать схемы? (Условные обозначения).
Выведение темы урока
- Вы уже поняли, какая тема сегодня у нас на уроке. Это выполнение комбинированного узора. Работа со схемами, подготовка пряжи. (Тема на доске)
- Определение цели урока
Учитель: Ребята, подумайте, какая же цель будет у нас с вами сегодня? Что мы рассматривали, чтобы изготовить образец переплетения? (Схемы узора и технологической карты, по которой будем вязать образец).
- Значит, цель нашего урока – повторить схему комбинированного узора и отвязать по ней образец (отвечают учащиеся). (слайд 3)
- Постановка задач
Учитель: Если с целью мы определились, значит, перед нами стоят и некоторые задачи, давайте вместе рассмотрим их (на слайде 4 появляются задачи урока):
1. Вспомнить условные обозначения, принятые в схемах комбинированных узоров.
2. Составить последовательность вязания переплетения.
3. Повторить правила техники безопасности, подготовить пряжу к работе (перемотать).
4. Выполнить практическую работу, т. е. отвязать образец переплетения по схеме.
Теперь с помощью задач мы составим план работы. Посмотрите на экран и вместе со мной проговорите, по какому плану мы будем работать сегодня на уроке? (
- Сначала: Работа со схемами
- Далее: Разбор технологической карты вязания образца
- Затем: Подготовка пряжи на электромоталке (техника безопасности)
- Потом: Выполнение практической работы
- Критерии оценивания
Учитель: Возьмите в руки лист успеха. Оценивать свои знания и умения на всех этапах урока вы будете самостоятельно, отмечая в нем баллы за каждое выполненное задание, еще проведем взаимооценивание в одном из заданий, а такие знания, как техника безопасности и подготовка машины к работе, оценю я. Практическую работу оценим вместе. Также вы можете заработать дополнительный балл к отметке за правильные ответы на мои вопросы и за верные действия во время практической работы.
Задание выполнено верно или допущена одна ошибка - 3 балла,
Допущено две или три ошибки - 2 балла,
Допущено более трех ошибок - 1 балл (слайды 5-6)
В конце урока сложите баллы за каждый этап и посчитаем итог. Если у вас получится от 10 до 12 баллов, то отметка за урок «5», если от 7 до 9 баллов, то отметка за урок «4», если количество баллов получится менее 7, то отметка за урок «3». Надеюсь, вы все будете стараться и заработаете только положительные отметки!
II. Основная часть
- Актуализация знаний
Учитель: Ребята, вам было задано на дом повторить таблицу переплетений. Скажите, к какой группе переплетений относятся комбинированные узоры? Давайте заполним пустые окошки (работа у доски: заполнение таблицы, сопровождается следующими вопросами)
- Какие условные обозначения встречаются в схемах этих узоров? (В схемах комбинированных узоров встречаются все условные обозначения).
- Как в схеме узнать комбинированный узор? (Для него характерно ЗНП некоторых игл)
- Как обозначается такое положение игл? (Это положение обозначается галочкой)
- А в схемах других узоров можно встретить галочки? (Нет, это характерно только для комбинированного узора).
А сейчас повторим, по какой схеме мы вяжем образец на машине.
- Давайте проверим себя, выполнив наше первое задание, которое называется «Перфокарта» (карточка-задание № 1). Возьмите карточки со схемами, скажите, что расположено внизу схемы? (Нумерация игл) Слева? (Этапы) Как пронумерованы этапы? (Снизу вверх) Что означают цифры справа? (Количество рядов на каждом этапе). Ваша задача заполнить пустые окошки недостающими условными обозначениями. Обратите внимание, что карточки разного цвета в зависимости от сложности (учащиеся восстанавливают схему узора, заполняя пропущенные окошки на карточках). (слайд 7)
Учитель: Проверьте себя, сравнив свою схему с верной на слайде. На оценочном листе поставьте себе в первую графу 3 балла, если не было ошибок или есть одна, 2 балла если 2-3 ошибки и 1 балл если нашли более 3х ошибок. (учащиеся заполняют оценочный лист). (слайд 8)
- Итак, что мы сейчас делали? (составляли схему). Для чего же она нам нужна? (по ней мы сегодня свяжем образец). А образец мы вяжем для чего? Почему не сразу полноразмерное изделие? (Потому что нам надо посмотреть, какой узор получится по схеме). Девочки, вы всегда можете найти другие схемы вязания в нашей коллекции образцов узоров, а также в библиотеке мастерской. Будет здорово, если эти коллекции пополнятся образцами, которые свяжете вы!
- Скажите, что нам необходимо знать для вязания образца? Наверное, какой-то порядок действий? (Да, это называется «технологическая карта»).
Выполним второе задание. Посмотрите на слайд, вы видите последовательность действий при вязании переплетения, но порядок их перепутан. Ваша задача восстановить технологичекую карту, расставив правильный порядок действий (учащиеся восстанавливают верную последовательность, отмечая номерами по порядку действия). (слайд 9)
Учитель: Давайте проверим, как вы справились. Меняемся карточками с соседом. На слайде вы видите правильную последовательность, проверьте карточку соседа и поставьте 3 балла, если ошибок нет или одна, 2 балла, если нашли 2-3 ошибки. (учащиеся меняются карточками и осуществляют взаимопроверку - работа в парах, оценивают друг друга, выставляя баллы на карточке). Верните свои карточки и запишите во вторую графу то количество баллов, которое поставил вам сосед.
Учитель: Все справились со вторым заданием, молодцы! Что мы сейчас делали? (составляли технологическую карту). Что будем делать дальше? (вязать образец по схеме с помощью технологической карты). Для чего нам нужен образец? (чтобы посмотреть, какой узор получится по схеме и можно ли его применить в изделиях)
Физминутка
- Сейчас мы дадим немного отдохнуть нашим глазам и выполним шуточную физминутку. Обведите правильный ответ (Раздача головоломок на внимательность)
(слайд 10)
- Схемы переплетений у вас уже есть. Что мы будем делать дальше, как вы думаете? (подготавливать машину и пряжу к работе)
Учитель: Что мы должны повторить перед началом практической работы? Перед началом любой работы в вязальной мастерской мы повторяем правила техники безопасности. Сейчас я попрошу вас посмотреть на экран. Это известная вам индивидуальная инструкция вязальщицы. Вы по очереди будете читать правило, заполнив пропуски в нем (учащиеся отвечают правила по технике безопасности, проговаривая их полностью, учитель отмечает правильные ответы).
(слайд 11)
Учитель: Ребята, а сейчас мы начинаем подготовку машины и пряжи к работе. Этот этап урока оценивать у вас буду я.
Фронтальный опрос:
- Что же входит в подготовку машины к работе? (Установка машины, проверка рабочих узлов, заправка нитей) (слайд 12)
- Как закрепляем машину? (надежно струбцинами)
- С помощью чего передвигаем иглы в узоре?
- Перед вами на столах карты самоконтроля, пользуйтесь ими во время подготовки машины к работе. Будьте внимательны и обращайте внимание на ключевые моменты при подготовке и установке машины! (слайд 13)
(учащиеся устанавливают машину, выравнивая ее по ширине стола, надежно закрепляют струбцинами, проверяют стойку нитевода, учитель комментирует и проговаривает важные моменты этапа подготовки, за правильную установку и регулировку учащиеся получают успешки. После того, как машина готова к работе, учитель выставляет баллы за 3 задание в графу оценочного листа).
Учитель: Кто вспомнит, какая цель нашего урока сегодня? Для чего нам нужен образец (чтобы проверить схему вязания и посмотреть, как выглядит узор на полотне)
- Сейчас я попрошу поднять руку того, кому необходимо перемотать пряжу для работы. Учащаяся производит перемотку пряжи на электромоталке, сопровождая свои действия проговариванием правил безопасной работы. (учитель контролирует процесс перемотки, комментирует правильность действий).
- Практическая работа
Учитель: На каком этапе мы с вами остановились? (на подготовке машины к работе). Что будем делать дальше? (вязать образец по схеме)
Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Ребята, приступаем к нашей практической работе (учащиеся отвязывают образец переплетения по схеме, учитель совершает целевой обход во время работы, следит за правильной осанкой, освещением мастерской, помогает учащимся при возникновении трудностей).
Критерии практической работы:
- Выполнение последовательных операций по технологической карте
- Соблюдение схемы вязания
- Ручная умелость при выполнении операций на машине
- Соблюдение техники безопасности. (слайд 14)
- Кто скажет, что мы сейчас делали? (вязали образец по схеме). А чему научились во время этой работы? (читать схему, ставить иглы в разные положения, вязать по технологической карте). Для чего это нам пригодится? (для вязания больших изделий)
III. Подведение итога урока
Итог, критерии оценивания практической работы, анализ работы учащихся и их деятельности в течение урока (слайд 14)
- Использование технологической карты
- Соответствие узора схеме
- Отстутствие дефектов вязания (Подсчет баллов и выставление отметки в оценочный лист)
- Молодцы, вы все очень хорошо справились! Ну а чтобы закрепить ваши знания о комбинированных узорах, предлагаю вам домашнее задание: придумать и составить схему комбинированного узора в своей тетради.
- Рефлексия: Чему вы научились сегодня? Как вам это может помочь на других уроках? Что было самым трудным?
Учитель: Я с удовольствием буду ждать вас на следующем нашем уроке, и мы с вами обязательно закончим наш узор и возьмемся за новую интересную работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы поможем рассказать Знаками различными Как вязать и получать Образцы отличные (Схемы вязания)
Цель: Повторить схему комбинированного узора, отвязать по схеме образец.
Задачи: 1. Вспомнить условные обозначения, принятые в схемах комбинированных узоров. 2. Составить последовательность вязания переплетения. 3. Повторить правила техники безопасности, подготовить пряжу к работе (перемотать). 4. Выполнить практическую работу, т. е. отвязать образец переплетения по схеме.
Критерии оценивания: Если задание выполнено верно или допущена одна ошибка, поставьте себе 3 балла, Если допущено две или три ошибки, поставьте себе 2 балла, Если допущено более трех ошибок, поставьте 1 балл.
В конце урока сложим баллы за каждый этап и посчитаем итоговое количество баллов. Если у вас получится от 10 до 12 баллов, то отметка за урок «5» , если от 7 до 9 баллов, то отметка за урок «4» , если количество баллов получится менее 7 , то отметка за урок «3» .
СХЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ 6 V V V V 4 I I I I I I I I 5 I 1 4 1 V I V 2 1 2 5
СХЕМА КОМБИНИРОВАННОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ 7 I I I I I I I I 5 6 I I I I V I V I 1 5 I I I I V V I 4 4 I I I I I I I I 5 3 V I V I I I I I 1 2 V V I I I I I 4 1 V I V I I I I I 2 1 2 3 4 5 6 7 8
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЯЗАНИЯ ОБРАЗЦА Закрытие петель 2. Вязание образца узором по схеме 3. Набор петель 4. Обработка и устранение дефектов вязания Верная последовательность: 3, 2, 1, 4
ФИЗМИНУТКА
ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ Заполните пропуски 1. Вязальщица должна быть одета в …………. , на одежде …… должно быть элементов, которые легко зацепляются за детали машины. 2. Волосы вязальщицы должны быть ………. , рукава одежды ……… . 3. Для удобства вязальщица должна сидеть ……….. . 4. Машина во время работы должна быть ……………. на столе …………….. 5. Ручной рабочий инструмент должен находиться ……………….. . 6. Язычки игл открывать и закрывать руками …………… . Для этого нужно применять …………………… . 7. Во избежание травм при ……… изделия или срезании полотна необходимо ………………… гребенки, …………. и дополнительные грузы.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ: 1. Установка машины 2. Перемотка и заправка нитей
КОНТРОЛЬ РАБОЧИХ УЗЛОВ: 1. СТОЙКА НИТЕВОДА 2. КЛИНЬЯ 3. РЕГУЛЯТОР ПЛОТНОСТИ
Критерии практической работы: Выполнение последовательных операций по технологической карте Соблюдение схемы вязания Умение работать инструментом при выполнении операций на машине Соблюдение техники безопасности.
А теперь сложим баллы за каждый этап и посчитаем итоговое количество. Если у вас получится от 10 до 12 баллов, то отметка за урок «5» , если от 7 до 9 баллов, то отметка за урок «4» , если количество баллов получится менее 7 , то отметка за урок «3» .
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
Предварительный просмотр:
Карточка-задание № 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЯЗАНИЯ ОБРАЗЦА
1. Закрытие петель
2. Вязание образца узором по схеме
3. Набор петель
4. Обработка и устранение дефектов вязания
Правильно: _______________________________
Карточка-задание № 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЯЗАНИЯ ОБРАЗЦА
1. Закрытие петель
2. Вязание образца узором по схеме
3. Набор петель
4. Обработка и устранение дефектов вязания
Правильно: _______________________________
Карта самоконтроля
№ п/п | Что контролировать | Как контролировать |
1 | Подготовка машины к работе. | Проверить надежность крепления машины, наличие смазки, плавность хода каретки. |
2 | Подготовка пряжи. | Проверить намотку пряжи на бобине, качество намотки, заправить правильно машину пряжей. |
3 | Установка плотности. | С помощью регулятора плотности установить необходимую плотность вязания. Плотность подбираем в соответствии с толщиной нити и узором. |
4 | Первоначальный ряд. | Петли первого ряда набираем обвитием без натяжения. Каретку проводим плавно без рывков. Гребенки надеваем на петли так, чтобы свободных крючков справа и слева от выдвинутых игл осталось поровну. |
5 | Вязание основным цветом или узором (одно- или 2х цветным). | Вязать строго по схеме; соблюдать плотность вязания. Следить за оттяжкой полотна, за сменой цвета, за раппортом. Проверять работу клиньев и положение игл на игольнице. |
6 | Закрытие петель (образование кромочного ряда) | Проверить наличие всех петель на иглах, отсутствие спущенных петель. При закрытии не допускать стянутости крайнего ряда. Если образовались спущенные петли поднять их в ручную. |
7 | Обработка и ВТО готового образца. | Убрать все нити, связывая концы вместе. Произвести накалывание на булавки, соблюдая форму образца или детали. Утюжку производить через проутюжильник. Отлежка до полного высыхания. |
1. Работа со схемами
2. Разбор технологической карты вязания образца
3. Подготовка пряжи на электромоталке (техника безопасности)
4. Выполнение практической работы
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Фамилия, имя ученика | Номер и название задания | Отметка учителя | ||||
Задание 1 РАБОТА СО СХЕМАМИ (ПЕРФОКАРТА) | Задание 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА | Задание 3 ПРАВИЛА ТБ И ПОДГОТОВКА МАШИНЫ К РАБОТЕ | Задание 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | Всего баллов | ||
1) После выполнения каждого задания оцени свой ответ
Критерии оценивания:
Задание выполнено верно или допущена одна ошибка - 3 балла;
Допущено две или три ошибки - 2 балла;
Допущено более трех ошибок - 1 балл
2) В конце урока сложи все заработанные баллы, подсчитай результат и запиши его.
От 10 до 12 баллов – оценка «5»
от 7 до 9 баллов - оценка «4»
если баллов менее 7, то оценка «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока по трудовому обучению "Обработка горловины воротника" 9 класс
Данный урок проведен во время "Недели труда" как мастер класс по трудовому обучению...
Конспект открытого урока по трудовому обучению в 5 классе Урок-путешествие Тема: «Мир растительных волокон и тканей»
Цель урока: систематизировать знания о натуральных волокнах, пряже и тканях растительного происхождения....
Открытый урок по трудовому обучению (швейное дело) : "Воланы. Раскрой волана к нижнему срезу рукава и соединение его с рукавом" - 2010 год, 8 класс.
Открытый урок в 8 классе. Трудовое обучение. Швейное дело....
План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению(9 класс) на тему:"Пошив изделия по плану".
Закрепление практических и теоретических знаний, умений, навыков в 9 классе...
Открытый урок профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) "Охрана труда" для обучающихся с ОВЗ в 7 классе. На тему: "Организация охраны труда на уроке отделочных работ".
Тема урока: Организация охраны труда на уроке отделочных работ.Цели занятия:1. Образовательная:проверка знаний и навыков по охране труда;проконтролировать степень усвоения материалов;2. Воспитательные...
Конспект открытого урока профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) в – 7а классе на тему: «Посвящение в юные строители».
Тема: «Посвящение в юные строители». Урок: комбинированный обобщения и закрепления знаний. Цель: закрепить и обобщить знания по штукатурно-малярному делу; Задачи урока...
Конспект открытого урока по трудовому обучению в коррекционной школе 5 класс "столярное дело"
Конспект открытого урока по трудовому обучению «столярное дело»Тема раздела программы: соедин...