Рабочая программа по ПТО в 6 классе (УОД)
рабочая программа по технологии (6 класс)
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Г. В. Васенков/ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014, и на основе авторской программы по переплетно-картонажному делу Г. В. Васенкова.
По программе дисциплину отводится 8 ч. в неделю (272 ч. в год), а по учебному плану в школе отведено 4 ч. в неделю (136 ч. в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Г. В. Васенков/ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014, и на основе авторской программы по переплетно-картонажному делу Г. В. Васенкова.
По программе дисциплину отводится 8 ч. в неделю (272 ч. в год), а по учебному плану в школе отведено 4 ч. в неделю (136 ч. в год).
Развернутый тематический план ориентирован на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
Для учащихся:
Васенков, Г. В. Азбука переплетчика: учеб. для учащихся 5-7 кл. спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/Г. В. Васенков. М.: Просвещение, 2007.
Для учителей:
- Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Мазок, Н. Н. Кружок переплетного дела: пособие для руководителей школьных и внешкольных учреждений / Н. Н. Мазок. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1987.
- Мазок, Н. Н. Книга должна жить долго: как самому переплести и отреставрировать книгу / Н. Н. Мазок. - М.: Книга, 1985.
Целью трудового обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является:
- овладение общетрудовыми и специальными умениями для самостоятельного и осознанного, определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по изготовлению общественно значимых продуктов труда;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, умения работать в коллективе, отвечать за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Обучение включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:
- Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся.
- Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции, сначала простые, потом более сложные.
- Выработать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии.
- Развить речь учащихся на основе их практической деятельности.
- Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).
- Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
- Научить учащихся элементарному расчету при расходе материала.
Занятия, если необходимо, связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что ученики узнают на уроках по трудовому обучению. Например, на уроках русского языка ребята повторяют некоторые профессиональные термины, на уроках математики решают задачи, рассчитывая расход материалов и количество деталей, требуемых для выполнения картонажной работы, на уроках черчения читают и составляют технические рисунки и чертежи, на уроках естествознания знакомятся со способами добычи сырья, идущего на изготовление переплетных материалов, на уроках историй изучают отдельные статьи из законодательства о труде.
Кроме того, работа по данной программе предполагает связь обучения с конкретными условиями школы и возможностями базового предприятия.
При обучении постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у школьников.
В 6 классе осуществляется отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций. ,
Для такого обучения характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику учащихся. При обучении используются образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно-технологические карты, поясняющие пооперационное выполнение изделия, таблицы, показывающие те или иные приемы труда, а также положения рук при работе с ножом и ножницами, схемы оборудования, слайды и видеосюжеты, рассказывающие о производственных процессах и т. д. Школьники снабжаются индивидуальным раздаточным материалом, таким как перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями.
В ходе обучения осуществляется и нравственно-эстетическое воспитание. Учитель стремится развить у школьников активную жизненную позицию, опираясь на их чувство коллективизма, естественно возникающее в условиях общего производственного процесса. У учащихся поддерживается положительная мотивация к труду, чему способствует и доброжелательная атмосфера, которую создает учитель, и красиво выполненные образцы, и хорошее состояние инструментов, и порядок в мастерской.
Календарно-тематическое планирование | |||
№ п/п | Раздел программы | Элементы содержания | Требования к уровню |
1 | Вводное занятие | Задачи обучения в предстоящем учебном году. Распределение учащихся по рабочим местам. Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской, по уходу за инструментами и содержанию рабочего места. Первичный инструктаж учащихся по охране труда | Знать: правила безопасной работы в мастерской |
2-25 | Изготовление папки с клапанами и завязками | Назначение папки с клапанами и завязками. Детали папки: картонные сторонки, шпация, клапаны, корешки папки и клапанов, тесемки, детали на выклейку клапанов папки. Материалы для изготовления папки. Технический рисунок папки | Знать: назначение папки, названия ее деталей, материалы для ее изготовления. Уметь: выполнить технический рисунок папки с клапанами и завязками |
Основные операции по изготовлению папки. Составление плана изготовления папки с клапанами и завязками | Знать: названия деталей и операций по изготовлению папки с завязками. Уметь: составить план изготовления изделия с опорой на предметно-технологическую карту, технический рисунок и образец изделия | ||
Составной и цельнотканевый переплет | Иметь представление о составном и цельнотканевом переплете. Уметь: различать разные виды переплетов | ||
Устройство картонажного ножа. Правила безопасной работы с ним | Знать: устройство картонажного ножа, правила безопасной работы с ним. Уметь: пользоваться картонажным ножом при выполнении операций подрезки, раскроя | ||
Разметка и раскрой деталей папки | Знать: правила разметки, определения направления волокон в картоне, бумаге. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей папки, проверить качество кроя | ||
Сборка картонных сторонок корешком | Знать: правила работы с клеем. Уметь: выполнить соединение картонных сторонок тканевым корешком, проверить качество выполнения операции | ||
Оклейка картонных сторонок папки | Знать: приемы выполнения оклейки сторонок обложками (срез углов заготовок, загибание кромок обложек на внутреннюю сторону папки). Уметь: выполнить оклейку картонных сторонок обложками, выклейку шпации. Требования к качеству выполняемой операции | ||
Крепление завязок | Знать: правила разметки, инструменты для выполнения отверстий и правила безопасной работы с ними. Уметь: выполнить разметку и прорезание в картонных сторонках отверстий, крепление завязок | ||
Разметка и раскрой картонных оснований клапанов | Знать: элементы клапана, правила разметки деталей по заданным размерам, определения направления волокон в картоне. Уметь: выполнить разметку и раскрой клапанов, проверить качество кроя | ||
Разметка и раскрой тканевых полос | Знать: правила разметки деталей по заданным размерам Уметь: выполнить разметку и раскрой полос, проверить качество кроя | ||
Разметка и раскрой заготовок для оклейки и выклейки клапанов | Знать: правила разметки деталей по заданным размерам Уметь: выполнить разметку и раскрой заготовок из покровного материала, проверить качество кроя | ||
Приклейка клапанов к папке заготовок для выклейки внутренних ф сторон папки. Требования к качеству выполняемой операции | Уметь: выполнить оклейку и выклейку клапанов и приклеить их к папке, проверить качество работы Знать: правила разметки деталей по заданным размерам, определения направления волокон в бумаге. | ||
Выклейка внутренних сторон папки | Уметь: выполнить разметку и раскрой заготовок для выклейки внутренних сторон папки, проверить качество кроя. Знать: последовательность работ при выклейки сторон папки. | ||
Окончательная отделка изделия. Оценка качества готового изделия | Знать: технические требования к изделию. Уметь: выполнить окончательную отделку изделия, оценить качество готового изделия | ||
26-41 | Способы соединения блоков | Способы соединения блоков | Знать: способы соединения блоков. Уметь: определять швейное и бесшвейное соединение блока (по образцам и техническим рисункам) |
Бесшвейное клеевое соединение блока | Иметь представление о бесшвейном клеевом соединении блока. Знать: сферу его использования. Уметь: определять бесшвейный клеевой способ соединения блока (на образце и по техническому рисунку) | ||
Шитье блока нитками | Знать: способы шитья блока нитками, приемы выполнения шитья взахват, вприхват. Уметь: определять вид соединения блока по образцам, техническому рисунку, выполнять технический рисунок | ||
Шитье блока проволокой | Знать: способы соединения блока проволокой втачку, внакидку. Уметь: определять способ соединения по образцу, техническому рисунку | ||
Определение способа соединения блока в разных видах изделий | Знать: способы соединения блока в разных видах изделий. Уметь: определять способы соединения в разных видах изделий | ||
Виды бумаги для блока | Знать: виды бумаги для блока переплетного изделия. Понимать необходимость учета направления волокон в тетрадях блока и стопе. Уметь: определять направление волокон в бумаге | ||
Разметка и нарезка листов бумаги для блока | Знать: правила разметки с помощью измерительной линейки. Уметь: выполнить разметку бумаги с учетом направления волокон | ||
Изготовление блока | Знать: технологию фальцовки листов. Уметь: выполнять фальцовку и комплектовку листов блока | ||
Скрепление блока швейным способом | Уметь: выполнять соединение блока способом шитья нитками взахват | ||
42-57 | Изготовление записной книжки | Знакомство с изделием (записная книжка) | Знать: виды и назначение записной книжки, ее детали. Уметь: выполнить технический рисунок изделия |
Детали блока. Фальцовка листов бумаги в тетрадь | Знать: детали блока, правила разметки деталей. Уметь: выполнить разметку, нарезку листов бумаги для записной книжки, их фальцовку и комплектовку | ||
Приклеивание форзацев | Знать: виды и назначение форзаца. Уметь: выполнить разметку и раскрой форзаца, фальцовку листов, приклеить его | ||
Элементы соединения блока при многотетрадном шитье | Знать: элементы соединения блока при многотетрадном шитье. Уметь: читать схемы | ||
Шитье блока (на образце) | Знать: правила шитья блока нитками, схемы шитья, приспособления для выполнения данной операции, правила безопасности при работе с иглой. Понимать, что качество переплета зависит от прочности шитья блока. Уметь: выполнить шитье блока на образце | ||
Шитье блока записной книжки | Знать: элементы соединения блока при многотетрадном шитье. Уметь: выполнить соединение блока записной книжки | ||
Заклеивание корешка блока | Знать: назначение промазывания корешка клеем. Уметь: определять корешок блока, заклеивать корешок | ||
Обрезка блока | Знать: названия обрезов блока, порядок обрезки блока, правила безопасности при работе на бумагорезательной машине. | ||
Детали переплетной крышки и ее виды | Знать: детали переплетной книжки. Уметь: выполнить технический рисунок видов переплета (составного и цельнотканевого), различать разные виды переплета по образцу или техническому рисунку | ||
Раскрой деталей переплетной крышки | Знать: правила разметки деталей изделия, безопасной работы с режущим инструментом | ||
Сборка составного или цельнотканевого переплетов | Знать: технологию сборки составного или цельнотканевого переплетов. Уметь: выполнить изготовление составной или цельнотканевой крышки | ||
Отделка переплетной крышки | Знать: виды отделки переплетной крышки. Уметь: выполнить отделку переплетной крышки одним из способов | ||
Подгонка и вставка блока в переплетную крышку. Оценка качества готового изделия | Знать: технологию вставки блока в переплетную книжку. Уметь: выполнить подгонку и вставку блока в переплетную крышку, оценку качества готового изделия | ||
58-80 | Общая тетрадь | Знакомство с изделием (общая тетрадь) | Знать: назначение общей тетради, ее детали. Уметь: выполнить технический рисунок изделия |
Последовательность изготовления общей тетради | Уметь: составить последовательность изготовления общей тетради по образцу, техническому рисунку, рисунку, предметнотехнологической карте | ||
Фальцовка тетрадных листов | Уметь: выполнять фальцовку тетрадных листов в тетради, контролировать качество выполнения операции | ||
Приклеивание форзацев | Знать: виды материалов, используемых для форзацев, правила их разметки и раскроя. Уметь: выполнить разметку, раскрой, фальцовку и приклеивание форзацев | ||
Способы соединения блока общей тетради | Уметь: определять приемы и способы соединения блока по образцу, техническому рисунку | ||
Шитье блока общей тетради | Уметь: выполнить сшив нескольких тетрадей, проверяя качество работы | ||
Заклеивание корешка | Уметь: выполнять операцию заклеивания и кругления корешка | ||
Раскрой деталей переплетной крышки | Знать: детали переплетной крышки. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей переплетной крышки | ||
Тетрадь в твердом составном переплете № 5 | Знать: детали тетради в твердом составном переплете № 5. Уметь: выполнять технический рисунок тетради | ||
Фальцовка тетрадных листов | Уметь: выполнять фальцовку тетрадных листов в тетради, контролировать качество выполнения операции | ||
Приклеивание форзацев | Знать: виды материалов, используемых для форзацев, правила их разметки и раскроя. Уметь: выполнить разметку, раскрой, фальцовку и приклеивание форзацев | ||
Шитье блока общей тетради | Уметь: выполнить сшив нескольких тетрадей, проверяя качество работы | ||
Заклеивание корешка | Уметь: выполнять операцию заклеивания и кругления корешка | ||
Детали составной переплетной крышки № 5 | Знать: детали составной переплетной крышки № 5, сферу ее применения. Уметь: определять вид переплетной крышки по образцу и техническому рисунку, выполнять технический рисунок переплетной крышки | ||
Разметка и раскрой деталей составной переплетной крышки № 5 | Знать: детали переплетной крышки и правила раскроя. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей переплетной крышки | ||
Сборка составной переплетной крышки № 5 | Знать: последовательность сборки составной переплетной крышки № 5. Уметь: выполнить сборку составной переплетной крышки № 5, проверить качество переплетной крышки | ||
Подгонка и вставка блока в крышку | Знать: последовательность вставки блока в крышку. Уметь: выполнить подгонку и вставку блока в составную переплетную крышку № 5 | ||
Отделка переплетной крышки. Оценка готового изделия | Уметь: выполнить отделку переплетной крышки (аппликация), оценить качество готового изделия | ||
81-90 | Наклейка таблицы и наглядного пособия | Знакомство с изделием (таблицы и наглядные пособия) | Знать: виды материалов и клея для наклейки таблиц и наглядных пособий. Уметь: подбирать картон и клей для наклейки таблиц, подготавливать рабочее место и инструменты для наклейки таблиц |
Окантовка таблиц. Раскрой деталей для окантовки | Знать: назначение окантовки, правила разметки и раскроя. Уметь: выполнить разметку и раскрой полосок из технической ткани (коленкор, ледерин и т. п.) | ||
Наклеивание таблиц на картон | Знать: приемы работы с клеем. Уметь: организовывать рабочее место, определять направление волокон у бумаги и картона, наклеивать таблицы на картон | ||
Окантовка таблицы слизурами | Уметь: выполнить окантовку таблиц полосками из технической ткани | ||
Раскрой детали из бумаги для выклейки таблицы | Знать: правила разметки и раскроя детали для выклейки таблицы. Уметь: выполнить разметку и раскрой детали из бумаги для выклейки таблицы | ||
Выклейка таблицы. Оценка качества готового изделия | Знать: приемы работы с клеем. Уметь: выполнить выклейку таблиц, оценить качество готового изделия | ||
91-100 | Самостоятельная работа | Изготовление общей тетради (по эскизу). Анализ работы | Знать: последовательность изготовления общей тетради. Уметь: изготовить общую тетрадь |
101-116 | Изготовление блокнота в твердом переплете с кантами | Знакомство с изделием (закрытый блокнот в составном или цельнотканевом переплете) | Знать: виды и назначение блокнотов в твердом переплете, их конструкцию. Уметь: различать переплеты гибкий, твердый, обрезной, с кантами |
Определение направления волокон у бумаги | Уметь: определять направление волокон у бумаги | ||
Разметка и нарезка листов бумаги для блокнота | Уметь: выполнить разметку и раскрой листов писчей бумаги для блокнота | ||
Перфорирование листов блока | Знать: назначение перфорации в блокноте, устройство и принцип работы перфоровальной машины, правила безопасной работы на ней. Уметь: выполнить перфорацию листов блокнота | ||
Шитье блока втачку | Знать: устройство и принцип действия проволокошвейной машины, правила безопасной работы на ней. Уметь: выполнить сшив блока втачку | ||
Окантовка корешка блока тканью или заменителем | Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнить разметку и раскрой детали, окантовать корешок блока тканью или заменителем | ||
Обрезка блока с трех сторон | Знать: оборудование для обрезки блока. Уметь: выполнить обрезку блока | ||
Расчет деталей для составной переплетной крышки | Уметь: выполнить расчет деталей для составной переплетной крышки | ||
Расчет деталей для цельнотканевого переплета | Уметь: выполнить расчет деталей цельнотканевого переплета | ||
Разметка и раскрой деталей составной или цельнотканевой переплетной крышки | Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей составной или цельнотканевой переплетной крышки | ||
Сборка составной или цельнотканевой переплетной крышки | Знать: последовательность изготовления переплетной крышки в цельном или составном переплете. Уметь: выполнить сборку составной или цельнотканевой переплетной крышки | ||
Вставка блока в крышку | Знать: последовательность операций по вставке блока в крышку. Уметь: выполнить вставку блока в крышку, оценить готовое изделие | ||
116-128 | Изготовление блокнота-шестидневки | Знакомство с изделием (блокнот- шестидневка) | Знать: назначение и отличия блокнота-шестидневки, его детали. Уметь: выполнить технический рисунок изделия |
Составление плана изготовления изделия | Уметь: составить план изготовления изделия | ||
Разметка и нарезка листов бумаги для блокнота | Знать: правила разметки и нарезки листов бумаги. Уметь: выполнить разметку листов по размерам блока, их нарезку | ||
Перфорирование блоков | Знать: правила безопасной работы на перфоровальной машине. Уметь: выполнить перфорирование блоков | ||
Шитье блоков | Знать: устройство и принцип действия проволокошвейной машины, правила безопасной работы на ней. Уметь: выполнить сшив блоков втачку | ||
Окантовка блока | Знать: правила раскроя деталей. Уметь: выполнить раскрой детали и окантовку ее блоков | ||
Раскрой деталей переплетной крышки | Знать: детали переплетной крышки. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей переплетной крышки | ||
Изготовление переплетной крышки | Знать: последовательность переплетной крышки. Уметь: выполнить сборку переплетной крышки | ||
Размещение блоков в переплете и приклейка их на задней стенке | Уметь: выполнить расчет размещения блоков в переплете, приклеить блоки на заднюю стенку переплета, оценить качество готового изделия выполнения коробки и футляра. Уметь: выполнять технический рисунок изделия | ||
128-136 | Изготовление футляра и коробки для документов | Знакомство с изделием. (Открытая коробка с плинтусами для бумаги или футляр для хранения папок с документами или бумажник) | |
Составление плана изготовления футляра | Уметь: составить план изготовления изделия, самостоятельно заполнить технологическую карту | ||
Целиковая и составная (сборная) развертка. Разметка и раскрой деталей футляра | Знать: виды разверток, правила разметки и раскрой деталей футляра. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей футляра | ||
Рицовка деталей | Знать: правила безопасности при работе с ножом. Уметь: выполнить рицовку деталей изделия (при изготовлении коробки). | ||
Раскрой слизур | Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнить разметку и раскрой слизур, проверять качество кроя | ||
Сборка стенок и дна футляра | Знать: последовательность сборки стенок и дна футляра. Уметь: выполнить сборку стенок и дна футляра | ||
Окантовка кромок и ребер футляра | Знать: правила разметки и раскрой деталей. Уметь: выполнить раскрой слизур и окантовку ими кромок и ребер футляра | ||
Раскрой заготовок из бумаги. Оклейка футляра | Знать: правила разметки и раскрой деталей. Уметь: выполнить оклейку футляра заготовками из бумаги | ||
Раскрой заготовок из бумаги. Внутренняя выклейка футляра. Оценка качества готового изделия | Знать: правила разметки и раскрой деталей. Уметь: выполнить выклейку футляра заготовками из бумаги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...