Программа творческого объединения декоративно – прикладного искусства (профильный отряд) «Народная мастерская»
рабочая программа по технологии (6 класс)
Образовательная программа «Народная мастерская» разработана на 1 месяц обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 60 минут. Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letniy_lager.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 86»
Программа
творческого объединения
декоративно – прикладного искусства
(профильный отряд)
«Народная мастерская»
Составила: Лазуткина Е.А.
учитель технологии,
первой категории
Новосибирск 2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать представление об окружающем мире, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно - прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях.
Декоративно - прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно - прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно - прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно - прикладного искусства в жизни.
Творческие способности детей при применении декоративно -прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
- в продумывании элементов узора;
- в расположении их на объемах;
- в создании предметов декоративного характера;
- умения найти способ изображения и оформления предмета;
- в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративно - прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно - прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Данная образовательная программа имеет художественно - эстетическую направленность.
В данном случае, ведется работа с цветной бумагой, картоном, тканью, фетром, шерстяными нитками и другими подручными материалами. Изготавливаются аксессуары театральной тематики, такие как куклы, маски, которые в дальнейшем можно применить для создания театральной сценки.
Программа рассчитана на детей 10 - 13 лет, она создает условия для более полного раскрытия природных задатков.
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа помогает развивать объемно - пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в конструировании объемных предметов из бумаги. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.
Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно - прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучать технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
- Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.
- Опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
- Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Образовательная программа «Народная мастерская» разработана на 1 месяц обучения.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Организация учебного процесса
Занятия проводятся 1 месяц обучения - 3 раза в неделю , 60 минут.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно - познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата |
1 | Вводное занятие. Знакомство с народными промыслами и бытом людей на Руси. | 1 | |
2 | Изготовление чайного сервиза «Гжель», аппликация. | 1 | |
3 | Изготовление чайного сервиза «Гжель», аппликация. | 1 | |
4 | Изготовление макета русской избы. | 1 | |
5 | Изготовление интерьера русской избы. | 1 | |
6 | Изготовление кукол для макета русской избы (лепка). | 1 | |
7 | Изготовление народной куклы «Веснянка», мастер – класс. | 1 | 17.06.19г |
8 | Роспись макетных кукол. | 1 | |
9 | Изготовление дымковской игрушки (лепка). | 1 | |
10 | Роспись дымковской игрушки. | 1 | |
11 | Подготовка к выставке. Оформление. | 1 | |
12 | Итог работы, организация выставки ДПИ. | 1 | |
Итого: | 12 |
Материально - техническое обеспечение программы
Оборудование:
Учебный класс, соответствующий санитарно - гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы.
Материалы:
Бумага для принтера, гофрированная бумага, цветная бумага, картон, бумага для оригами, ткань х/б, нитки мулине, шерстяные нитки, тесьма, бисер для украшения, глина для лепки, акриловые краски, клей ПВА.
Инструменты:
Простые карандаши, линейки, ножницы.
Список литературы для педагога и учащихся:
1. Рондели Д. Л. « Народное декоративно - прикладное искусство». М ., 1984.
2. Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.
3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004.
4. Еременко Т.И. «Иголка – волшебница». М., «Просвещение», 1988.
5.Школа оригами. Аппликация и мозаика. Соколова С., - М.: Эксмо , СПб.: Валери СПД, 2004 г.
6.«Цветы оригами для моей мамы», авт.-сост. Иванова Л.В., - М .: АСТ, 2005г,
7. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.
8. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы З.И. Зимина. - 2007
9. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.
10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...
Программа по декоративно-прикладному творчеству "Творческая мастерская народных ремесел
Программа расчитана на детей 9-13 лет, срок реализации программы 2 года....
Программа мастерской по декоративно-прикладному творчеству "Умелые ручки".
Программа разработана для детей с особыми образовательными потребностями для 8 класса. Программа работы кружка включает различные направления. План работы расчитан для детей 15-16 лет....
Программа декоративно-прикладного творчества художественно-эстетической направленности Мастерская «Сделай сам»
Данная программа реализуется на базе методической площадки. Дополнительная общеобразовательная программа, расчитанная сроком на один год....
Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»
Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»...
«Приобщение младших школьников к народным традициям при освоении декоративно-прикладного искусства в условиях объединения ОДОД «Творческая мастерская»
Богато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. Человек сегодня живет в мире, который заставляет его искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образую...