Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»
план-конспект
Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya.docx | 66.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Конспект
занятия по
декоративно – прикладному искусству
на тему:
«Народные промыслы России»
Подготовила:
Росоха Наталья Ивановна.
Педагог дополнительного образования.
Объединение «Народные промыслы» первый год обучения.
Луза 2020
Тема: «Народные промыслы России»
Цель: Формирование у детей национального самосознания и интереса к ремеслам России.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия.
Развивающие:
- Развивать индивидуальные творческие способности детей;
Воспитательные:
формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России.
Оборудование: Сборник демонстрационных таблиц с видами росписи, зрительный ряд в виде натуральных образцов изделий, различных видов промыслов (матрешки, росписные доски, подносы). С. В. Вохринцева Демонстрационный материал, плакат кроссворд.
Тип занятия: комбинированное.
Вид проведения: коллективное.
Форма проведения: беседа.
Участники: воспитанники.
Содержание занятия.
1. Организационный момент, объявление темы и плана занятия.
2. Теоретическая часть. Беседа.
3. Практическая часть. Игра: вопрос-ответ и разгадывание кроссворда.
4. Подведение итогов.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Узнаем много из истории возникновения и отличительных особенностях. Проверим вашу внимательность и разгадаем кроссворд
- Теоретическая часть. Беседа.
Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия.
А сделали их русские мастера умельцы.
- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки, и другая домашняя утварь.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличительная манера изготовления.
Посмотрите!
Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
А о более известных направлениях народных промыслов я вам сейчас расскажу.
Хохлома
У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали её мастера деревянных промыслов. Дерево было всегда одним из самых доступных материалов русских умельцев.
Один из самых древних промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях Нижнего Новгорода. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли посуду Хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем снова пропитка олифой и закаливание в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и трава. «Травка» - черно – красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника.
(рассматриваем, анализируем изделия посуды, фотографии)
Какие основные цвета использовал художник?
(черный, красный, зелёный, но больше всего золотого цвета)
- Какие узоры использовали художники?
( Ягоды, листья, цветы, завитки)
- А какое настроение вызывает у вас эта посуда?
(ответы детей)
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:
Как волшебная жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица
Золотая хохлома.
И богата и красива
Рада гостю от души.
Чашки, кубки и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Листья рдеют не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы.
Гжель
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая гжель
Давайте рассмотрим образцы гжели.
Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).
Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.
Богородская игрушка
(Показ иллюстрации игрушки «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
- Физкультминутка:
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо – влево.(Вращение головой).
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет.(Вращение прямых рук вперёд и назад).
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим.(Потягивания – руки вверх и в стороны).
Повороты вправо – влево,
Плавно производим.(Повороты туловища влево и вправо).
Наклоняемся легко.
Достаём руками пол.(Наклоны вперёд),
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.(Дети садятся).
Дымка
А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими.
Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
Матрешка.
А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……… (Матрешка)
- Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.
- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.
Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
Делу – время, … (потехе – час)
Терпенье и труд… (все перетрут)
Сделал дело – … (гуляй смело)
Семь раз отмерь – … (один отрежь)
- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России?(Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)
3. Практическая часть. Игра: вопрос-ответ и разгадывание кроссворда
По вертикали:
1. Центр глиняной игрушки на реке Вятка.
2. Деревянные игрушки, хранящиеся одна в другой.
3. Фарфоровая посуда с сине-голубым рисунком, на белом фоне.
По горизонтали:
1. Центр производства кованых расписных подносов.
2. Деревянная посуда с золотым фоном и красно-черной росписью.
3. Центр производства и матрешек и деревянной расписной посуды.
4. Центр лаковой миниатюры на шкатулках и других предметах быта.
4. Подведение итога
Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс
Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России.
Приобщение учащихся к великим ценностям русской культуры. Знакомство с историей и традициями промыслов. Воспитание интереса к культуре русского народа, развитие познавательного интереса и художественн...
Тест по изобразительному искусству для начальных классов по теме : «Народные промыслы»
Тест по изобразительному искусствудля начальных классовПо теме : «Народные промыслы» - загадки...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс
Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...
Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.
Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема: Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...