План-конспект урока "Бытовая швейная машина"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: технология 5 класс
Тема урока: Бытовая швейная машина. Подготовка швейной машины к работе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Образовательная цель: расширение понятийной базы обучающихся об устройстве бытовой швейной машине с электрическим приводом.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся о первоначальных умениях и навыках в подготовке швейной машины к работе.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного труда.
Метапредметные:
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
Предметные:
- познавательная сфера: классификация и назначение оборудования; овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; оценка технологических качеств и свойств оборудования и его рациональное использование; формирование целостного представления о швейном оборудовании;
- коммуникотивная сфера: умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем; установление рабочих отношений в группе (паре) для выполнения практической работы; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками; сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументированное высказывание своей точки зрения; отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- трудовая сфера: документирование результатов труда с помощью компьютера; овладение методами решения творческих задач контроль промежуточных конечных результатов труда по установленным критериям;
- физиолого-психологическая сфера: развитие моторики и координации движений рук при работе на компьютере и швейной машине;
- мотивационная сфера: осознание ответственности за качество результатов проделанной работы.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядные, практические, активные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа. практическая работа;
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: учебных дискуссий, словесного поощрения, создания атмосферы эмоционального комфорта, стимулирования ответственности и долга;
- методы контроля и самоконтроля результатов обучения: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, перекрестный опрос, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах.
Средства обучения:
- Печатные: учебник Технология. Технологии ведения дома: 5 класс, рабочая тетрадь «Технология. Технологии ведения дома».
- Аудиовизуальные: Презентация «Бытовые швейные машины с электрическим приводом»
- Наглядные пособия: форма отчета, текст сказки «Про машинку и сусальное золото», карточка №1 «Детали машин», карточка №2 «Заправка нижней нити», карточка №3 «Заправка верхней нити», карточка с кроссвордом.
- Технические средства обучения (средства ИКТ): экран навесной, мультимедийный проектор, швейные машины фирмы BROTHER LS-3125.
УМК
« Алгоритм успеха» -работу по учебнику О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркутская (М.: Дрофа, 2015); методическое пособие технология обслуживающий труд к учебнику для 5 кл., рабочая тетрадь технология 5 кл. -
План-конспект урока
деятельностной направленности
по формированию УУД у обучающихся
- Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин.)
- Приветствие учеников;
- Явка обучающихся;
- Проверка организации рабочих мест обучающихся.
- Актуализация знаний (5 мин.)
- У кого дома есть швейные машины? (ответы детей)
- А какие они, как малышка Зингер старые или новые? (ответы детей)
- Чем они отличаются? (ответы детей)
- А вы пробовали шить на швейной машинке? (ответы детей)
- А хотите научиться? (ответы детей)
- Постановка учебной задачи (4 мин.)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
- Правильно, о том, как устроены швейные машины, как на них работать. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (дети формулируют тему урока, на экране появляется слайд с темой урока)
- Какие цели вы бы для себя сегодня поставили? (дети формулируют цели урока)
- У вас на столах у каждой лежит форма отчета, которую вы в течение двух уроков будете заполнять. А в конце урока поставите себе оценку. Запишите туда тему сегодняшнего урока и ваши цели, которые вы для себя поставили. (дети записывают тему и цели урока)
- Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения по заправке швейной машины, ну и, конечно, немного поиграем.
- Ваши будущие успехи в шитье во многом будут зависеть от того, насколько хорошо вы сегодня научитесь пользоваться швейной машиной.
- Построение проекта выхода из затруднений
(открытие новых знаний) (20 мин.)
- Итак, что же такое швейная машина? Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе». (слайд с памятником портнихе)
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машин, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
Знакомство с историей швейной машины
Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи. Но он был настолько не совершенен, что так и остался на бумаге.
В 1755 г. немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков.
И только в 1834 г. американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки. Недостаток этой машины — в отсутствии устройства регулировки натяжения нижней нитки, которая находилась в челночном устройстве.
В 1844—1845 гг. другой американец, Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принципы работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных. Машина выполняла 300 стежков в минуту. Эта машина вызвала протест среди портных и ремесленников, которые считали машину угрозой, лишающей их работы и хлеба. С лозунгами «Долой швейные машины!» они бросились громить швейные фабрики и вынудили Элиаса Хоу уехать из родного города.
В течение 30—50-х годов XIX в. в Великобритании, США и Франции было взято более 30 патентов на швейные машины. Это были машины цепного и челночного стежков, с прямой и изогнутой иглами, с вертикальным и горизонтальным расположением ткани. Конструкция каждой машины имела какие-то усовершенствования и новые элементы. Швейные машины стали экспонироваться на выставках и в музеях, вызывая восторг и большой интерес публики.
Наконец в 1850—1851 годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида. Зингер стал выпускать швейные машины в больших количествах. Они пользовались популярностью во всем мире.
Начиная с 1870 г. фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы во многих странах, в том числе и в России.
В подмосковном городе Подольске в 1900 г. фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. Годовой выпуск машин составлял 600 тысяч.
Современные швейные машинки получили электрический привод, однако их механическая часть практически повторяет устройство их предшественниц конца XIX—начала XX веков.
Знакомство с современными швейными машинами
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.
Знакомство с классификацией швейных машин
Все швейные машины различают:
- по назначению: бытовые и производственные;
- по выполняемым операциям: специальные и универсальные;
- по степени автоматизации: полуавтоматы и автоматы;
- по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.
Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.
На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.
Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.
- Ребята, посмотрите вокруг себя. А какие машины, на ваш взгляд, есть у нас в классе? (дети отвечают)
- Действительно. У нас в кабинете все швейные машины универсальные бытовые, с электрическим приводом и одна спецмашина для обметывания срезов, называемая - оверлог. С универсальной швейной машиной нам с вами предстоит сегодня познакомиться более подробно.
- Итак, перед вами универсальная швейная машина с электрическим приводом фирмы BROTHER LS-3125.
Она идеальна для начинающих, проста в управлении, надежна и доступна по цене. Эта модель имеет набор основных необходимых для шитья строчек и предназначена для пошива легких, средних, тяжелых тканей и трикотажа. Она отлично послужит вам в быту при ремонте и пошиве одежды.
Швейная машина BROTHER LS-3125 оборудована электроприводом - электрическим мотором, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление скоростью вращения происходит при помощи ножной педали: чем больше усилие нажатия, тем выше скорость шитья. Модель BROTHER LS-3125 выполняет 14 операций в число которых входят 5 различных строчек (прямая, зигзаг, эластичная, эластичная потайная и ракушка), а так же бельевая петля, выметываемая в полуавтоматическом режиме.
При помощи специального селекторного переключателя Вы сможете быстро и легко выбрать необходимую Вам строчку, а при помощи другого переключателя настроить натяжение нити. Длинна стежка, ширина строчки и положение иглы имеют фиксированные значения для каждой операции.
Швейная машина BROTHER LS-3125 оснащена классическим вертикальным типом челночного устройства. Эта модель имеет такие полезные и необходимые в работе функции, как: автостоп при намотке на шпульку, реверс, контроль балансировки петли и возможность шитья двойной иглой.
В данной модели есть узкая рукавная платформа - «свободный рукав» и удобный отсек для хранения принадлежностей. В стандартную комплектацию швейной машины входят защелкивающиеся на стержне сменные прижимные лапки, набор игл, шпульки и другие аксессуары.
- А теперь, давайте более подробно познакомимся с деталями машины. У вас на столах лежат карточки № 1 Основные детали швейной машины. (Приложение 2)
Задание 1
- Найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине.
(обучающиеся находят основные детали машины на рисунке и сравнивают их с оригиналом)
- Ну что, сложно устроена швейная машина? Ничего! Тяжело в учении, легко в бою! Знание деталей швейной машины вам помогут в выполнении самого ответственного на сегодня задания – подготовке швейной машины к работе.
- Первичное закрепление (10 мин.)
Самостоятельная работа
Подготовка швейной машины к работе
Задание 2
-
1 Намотка нижней нитки на шпульку
2 Заправка нижней нити
3 Заправка верхней нити
4 Выведение нижней (шпульной) нитки наверх
- Здесь показаны основные этапы подготовки швейной машины к работе. Те этапы, которые выделены красным цветом, вам необходимо изучить самостоятельно по Карточкам № 2 и 3. (Приложение 3, 4)
- Затем, пользуясь карточками 1 и 3, нарисуйте в своей форме отчета на схеме машины заправку верхней нити и подпишите последовательно название деталей, через которые проходит верхняя нить. На это задание вам дается 10 мин. По истечении срока вы меняетесь формами отчета. Я буду вам показывать правильную заправку швейной машины, а вы будете проверять выполнение задания вашей соседки. И оценивать ее работу на данном этапе.
- 10 мин. прошли. И так, поменяйтесь формой отчета. Я показываю заправку верхней нити, а вы проверяете работу вашей соседки и исправляете ошибки, если они есть. Если все верно - ставите «5», если 1-2 ошибки – ставите «4», если 3-4 ошибки – ставите «3». Оценку можете поставить внизу под схемой.
6. Практическая работа с самопроверкой по эталону (20 мин.)
Заправка швейной машины
Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине с электрическим приводом (5 мин.)
-Ну что же, вы отлично поработали на первом уроке, но чтобы приступить к работе на швейной машине, необходимо не только уметь готовить машину к работе, но и знать и соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. В чем же они заключаются? Прочитайте правила. Прочитали? А теперь попробуйте перефразировать каждое правило в вопрос, начиная его со слов: почему или зачем? И давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы. (дети задают вопросы по ТБ и дают ответы)
Инструктаж по ТБ
при работе на швейной машине с электрическим приводом
1. Перед работой проверить исправность шнура.
2. При включении и выключении швейной машины в электрическую сеть браться за корпус вилки шнура.
3. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, особенно при включенном электродвигателе.
4. Заправляя нитку в машинную иглу, не держите ногу на педали.
5. Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок и игл.
6. На машине не должны лежать посторонние предметы.
7. Не держать пальцы близко около движущейся иглы.
8. Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
9. Соблюдать санитарно – гигиенические требования. (Какие?)
Задание 3
- Итак, мы приступаем тренировочным упражнениям по заправке швейной машины. Вспомните все, о чем мы сегодня с вами говорили. Положите перед глазами карточки с заправкой нитей и приступайте к практической работе. На выполнение практической работы вам дается 15 мин.
(Самооценка и оценка учителем практической работы обучающихся)
- Рефлексия деятельности обучающихся (4 мин.)
- Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Как вы думаете, мы справились с целью сегодняшнего урока, изучили швейную машину и ее подготовку к работе? (ответы детей)
- Посмотрите, даже веселый смайлик, сопровождающий нас в презентации весь урок, научился шить на машине. И вы сегодня были на высоте! Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете, когда изобрели швейные машины, для чего они предназначены. Мы изучили детали машин и научились заправлять швейную машину. А теперь поделитесь вы своими мнениями об уроке. Вам предлагается четыре высказывания, которые вы должны закончить
- Мне понравилось…
- Я знаю…
- Я умею…
- Я не смогла…, потому что…
- Мне захотелось…
- Итог урока (5 мин.)
Объявление итоговых оценок за урок с учетом взаимооценки за самостоятельную работу, оценки за практическую работу и оценки за устные ответы обучающихся. (Приложение 6)
- Постановка домашнего задания (3 мин.)
Желающие могут найти информацию о том, как правильно в магазине выбрать швейную машину. Кроме этого вам нужно принести на следующий урок однотонную хлопчатобумажную ткань 30/30 см. и головной убор для работы за швейными машинами.
Карточка № 1
Детали машины
1 Ручка выбора вида строчки
2 Рычаг нитепритягивателя
3 Регулятор натяжения верхней нити
4 Клавиша шитья в обратном направлении
5 Прорези для ниток
6 Прижимная лапка
7 Челночное устройство
8 Игла
9 Стержень для установки катушки
10 Устройство намотки ниток на шпульку
11 Маховик
12 Нитенаправитель 1
13 Нитенаправитель 2
14 Направляющая нити/регулятор натяжения нити при намотке на шпульку
15 Шпульный колпачок
16 Шпулька
Задание 1: найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине.
Карточка № 2
Заправка нижней нити
Задание 2: изучите заправку нижней нити.
Карточка № 3
Заправка верхней нити
Выведение нижней (шпульной) нитки наверх
Задание 2: изучите заправку верхней нити и выведение нижней нити наверх. Затем, пользуясь карточками 1 и 3, нарисуйте в своей форме отчета на схеме машины заправку верхней нити и подпишите последовательно название деталей, через которые проходит верхняя нить. На это задание вам дается 10 мин.
Табель оценивания
Самостоятельная работа (взаимооценка)
Практическая работа
(оценка учителя)
Устные ответы в течение урока (самооценка)
Работа в паре (взаимооценка)
итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по швейному делу "Виды обработки нижнего среза изделия"
План-конспект разработан с учетом индивидуальных особенностей наших детей. На уроке использованы индивидуальнальная работа , работа в группах, фронтальный опрос, работа с учебником....
План-конспект урока по швейному делу в 6 классе коррекционной школы. Тема: Современные способы отделки швейных изделий. Термоаппликация на салфетке.
Знакомство с современными способами отделки швейных изделий, что способствует расширению кругозора учащихся. Закрепление профессиональных навыков шестиклассников по швейному делу....
План-конспект урока "На швейной фабрике"
План-конспект урока предназначен для обучающихся 9 класса коррекционной школы по предмету швейное дело....
План-конспект урока. ТЕМА: Швейная машина с электроприводом. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом.
Обучение учащихся разбираться в швейных бытовых машинах и их приводных устройствах, а также применять правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом....
План-конспект урока по швейному делу в 7 классе. ТЕМА: Шерсть
Сформировать у учащихся представления о процессе производства шерстяного волокна....
План-конспект урока "Моделирование швейных изделий"
План-конспект урока по теме "Моделирование швейных изделий"...
План-конспект урока по швейному делу 7 класс. Тема урока: Выполнение заплаты (на образце).
Обучение учащихся соединять заплату с изделием накладным швом.Ознакомление учащихся с подготовкой поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с и...