План-конспект урока по швейному делу 7 класс. Тема урока: Выполнение заплаты (на образце).
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Обучение учащихся соединять заплату с изделием накладным швом.
Ознакомление учащихся с подготовкой поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с изделием накладным швом.
Закрепление трудовых понятий и развитие совершенствования речевых навыков .
Воспитание самостоятельности, а также самоконтроля при выполнении задания, ответственного отношения к работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no102.docx | 478.12 КБ |
Предварительный просмотр:
7класс
ТЕМА: Выполнение заплаты
(на образце).
ЦЕЛЬ: научить учащихся соединять заплату с изделием накладным швом
Задачи урока:
1.Образовательная – Познакомить учащихся с подготовкой поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с изделием накладным швом.
2. Коррекционная - Закрепление трудовых понятий и развитие совершенствования речевых навыков .
3. Воспитательная - Воспитывать самостоятельность, а также самоконтроль при выполнении задания, ответственное отношение к работе.
Методы: словесный, практический, наглядный, словесно-практический.
ОБОРУДОВАНИЕ: Заготовки, иглы, нитки, булавки, ножницы, презентация, плакат , интерактивная доска.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- взаимное приветствие;
- принятие рапорта дежурного
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
- объявление темы урока
- изложение цели урока
2. Вводный инструктаж.
2.1 Объяснение нового материала | |||
Проблемное задание для учащихся | Показ презентации на доске различных видов повреждений и заплат и учащиеся дают ответы | ||
* Какие виды ремонта вы зна6ете |
(1-слайд) | ||
* Какие виды ремонта можно выполнить самому | 2.Пришить пуговицу, подшить низ платья, фартука, пришить новую вешалку, наложить заплату, заштопать изделие. | ||
* Назвать виды заплат | 3.Заплаты бывают – накладные (на лицевой стороне); Подкладная(на изнаночной стороне изделия; Аппликация и термо аппликация( на лицевой стороне –на локтях рукавов и коленях брюк ) (2-слайд) | ||
* Какие способы ремонта одежды вы знаете | 4. Способы ремонта бывают- ручной, машинный и клеевой. (3 -слайд) | ||
* Что называется заплатой | 5. Заплата –это кусочек ткани нашиваемый на изношенное или разорванное место (4слайды) | ||
* Наложение заплаты стачным швом | 6. Накладной шов применяют для большой прочности заплаты на белье – простынях, пододеяльниках и в других изделиях. 6.1. Иногда заплату необходимо наложить на платье и юбку. Тогда её выполняют так, чтобы не было видно ни каких стежков с лицевой стороны. Такую заплату выполняют стачным швом. | ||
Словарная работа – прошу вас обратить внимание на слова | - Аппликация - Термоаппликация | Работа учащихся со словарём в тетради | |
ФИЗМИНУТКА | |||
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки Приступили мы к зарядке И последний раз присели, То в окошко поглядели Вправо, влево поворот, А потом наоборот Приседанья начинаем Ноги до конца сгибаем Вверх и вниз ,вверх и вниз Приседать не торопись. Тот на стену посмотрел, За столы тихонько сели | - Гимнастика для ног -Гимнастика для глаз |
3. Практическая часть работы: Обработка односторонней, встречной и бантовой складки
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся(по уровню развития) | ||||
I высокий | II средний | Ш низкий | ||||
| 1. Начало работы 1.1.Проверка начало работы . | Работа с деталями кроя образцов, чертёжными инструментами, ручными инструментами, швейной машиной | ||||
2. Разметка заплаты на образце в виде квадрата или прямоугольника | Показать и рассказать учащимся, как производить разметку на ткани заплаты в виде квадрата или прямоугольника . | Разметка на ткани заплаты в виде квадрата или прямоугольника (применение чертёжного инструмента | Разметка на ткани заплаты в виде квадрата или прямоугольника (применение чертёжного инструмента | Разметка на ткани заплаты в виде квадрата или прямоугольника (применение лекала) | ||
3. Выполнение надсечки в углах отверстия на основной детали образца | Показать и рассказать учащимся, как правильно выполнять надсечки в углах отверстия на основной детали образца от 1см до 1,5см. | Выполнение надсечки в углах отверстия на основной детали образца от 1см до 1,5см. | Выполнение надсечки в углах отверстия на основной детали образца от 1см до 1,5см. | Выполнение надсечки в углах отверстия на основной детали образца от 1см до 1,5см. | ||
4. Т/Б при работе при работе с ножницами | Повторение с учащимися Т/б при работе с ножницами Плакат по техники безопасности (плакат- 6(о)) | |||||
5. Раскрой заплаты | Показать и рассказать учащимся, как правильно раскроить заплату . По длине и ширине она должна быть больше отверстия на 4-5см. | Раскрой заплаты | Раскрой заплаты | Заготовленная деталь кроя заплаты | ||
ФИЗМИНУТКА | ||||||
«ЧЕЛОВЕК» Подбежали вдоль реки. ( Движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя краю). Дети повторяют упражнения на перегонки. (Повторить несколько раз). | Гимнастика для пальцев рук | |||||
6. Наложить заплату лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать | Показать и рассказать учащимся, как производить наложение заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать. | Наложение заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать. (применение ручного инструмента) | Наложение заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать. (применение ручного инструмента) | Наложение заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать. (применение ручного инструмента) | ||
7 . Т/Б при работе с ручными инструментами | Повторение с учащимися Т/б при работе с утюгом Плакат по техники безопасности при с ручными инструментами (плакат- 6(о)) | |||||
8. Притачать заплату по изнаночной стороне с четырёх сторон по припуску на шов | Показать и рассказать учащимся, как правильно притачать заплату по изнаночной стороне с четырёх сторон по припуску на шов. | Притачивание заплаты ( образец) | Притачивание заплаты ( образец) | Притачивание заплаты ( образец) | ||
9 . Т/Б при работе за швейной машиной с электродвигателем | Повторение с учащимися Т/б при работе за швейной машиной с электродвигателем Плакат по техники безопасности при ручных и машинных работах. (плакат- 6(о)) | |||||
10. Удаление наметки подрезание срезов заплаты. | Показать и рассказать учащимся, как правильно удалить наметки и подрезать срезы заплаты. | Удаление наметки подрезание срезов заплаты. | Удаление наметки подрезание срезов заплаты. | Удаление наметки подрезание срезов заплаты. | ||
11. Обработка вместе срезы шва заплаты и основной детали обмёточным стежком. | Показать и рассказать учащимся, как правильно обрабатывать вместе срезы шва заплаты и основной детали обмёточным стежком. | Обработка вместе срезы шва заплаты и основной детали обмёточным стежком. | Обработка вместе срезы шва заплаты и основной детали обмёточным стежком. | Обработка вместе срезы шва заплаты и основной детали обмёточным стежком. | ||
9. ВТО готовой заплаты | Показать и рассказать учащимся, как правильно выполнять ВТО заплаты. | ВТО заплаты. | ВТО заплаты. | ВТО заплаты. | ||
6 . Т/Б при работе с утюгом | Повторение с учащимися Т/б при работе с утюгом Плакат по техники безопасности при работе с утюгом (5(о)) |
4.Заключительный инструктаж.
4. 1. Подведение итогов урока.
4. 2. Анализ работ учащихся.
4. 3. Оценивание работ и ответов на карточки задания.
4. 4. Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1.Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело. 7- класс: учеб, для спец. (коррекц.) оброзоват.
учреждений VIII вида / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина, – 2
2.Швея, портной /Автор составитель Л.М.Дашкевич-Ростов н/Д;издателство «Феникс»
Цель урока: Соединение заплаты с изделием накладным швом».
Задачи: Обучающие: Обучить учащихся подготовке поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с изделием накладным швом.
Воспитывающие: Воспитание бережного отношения к одежде, экономии денег и рационального их расходования.
Развивающие: Выработка терпения, усидчивости, аккуратности в работе, умения доводить начатое дело до конца. Формирование навыков самоконтроля. Развитие связной устной речи.
Оборудование: операционная карта «Выполнение накладной заплаты», пословица
«Дело мастера боится», порядок работы по наложению заплаты, инструкционная карта
(раздаточный материал) по теме урока, опорные слова для устного плана, тест на выяснение знаний о ремонте одежды и ее сохранности, опорные слова для устного плана, образцы заплат в форме геометрических фигур, практические советы по сохранности одежды, набор геометрических фигур, линейка.
Словарь: заплата, накладной шов, предприятия службы быта, ателье, мастерская по ремонту одежды, площадь.
Ход урока
I. Оргмомент.
Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто пришел посмотреть на мастерство
наших юных мастериц-швей. У нас пройдет не совсем обычный урок. Трудиться ребята будут под девизом: «Дело мастера боится».
- Как вы понимаете эту пословицу? (работа с пословицей).
1. Сообщение темы, цели (трудовое обучение)
Свое мастерство вы сможете проявить, работая по теме урока «Соединение заплаты с изделием накладным швом». Сегодня вы будете учиться подготавливать поврежденное место к ремонту, изготавливать заплату и соединять ее с изделием накладным швом. Будем учиться делать это самостоятельно.
Вы готовы к такой работе?
Физпауза на релаксацию. Тогда я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и по-
думайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло его солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.
2. Повторение (раздаются тесты)
Тест на выяснение знаний о ремонте одежды и ее сохранности.
Необходимо выбрать нужный ответ и обвести его кружочком.
1. Выбрать виды ремонта:
а) наложение заплаты;
б) утюжка изделия;
в) изготовление вешалки.
2. Причины ремонта одежды:
а) прожигание от неумелой работы утюгом;
б) куплена вещь не по размеру;
в) изделие грязное.
3. Что не относится к ремонту?
а) проведение примерки;
б) пришивание оторванной пуговицы;
в) штопка носка.
4. Швы, применяемые при ремонте одежды:
а) запошивочный шов;
б) стачной шов;
в) накладной шов с открытым срезом.
5. Чтобы выглядеть опрятной надо:
а) купить новую вещь;
б) вовремя ухаживать за своей одеждой;
в) взять модное платье у знакомой.
6. Где хранить свои вещи?
а) на полочке в шифоньере?
б) на плечиках;
в) у подруги;
г) каждой вещи – свое место.
Самопроверка.
На доску вывешиваются правильные ответы, по которым учащиеся должны себя
проверить. (1-а; 2-а; 3-а; 4-а, б; 5-б; 6-г).
-Молодцы ребята, все задания вы выполнили правильно.
Вывод: у учащихся есть знания о ремонте одежды и ее сохранности.
Фронтальная работа (практическая) (раздаются вещи, требующие ремонта).
Задание нужно выслушать внимательно!
- Определить вид ремонта (выслушать ответы).
- Как вы думаете, по какой причине возникает необходимость ремонтных работ?
3. Работа по теме (опора на знания учащихся, наглядность, практический показ
приемов работы). Существуют разнообразные способы ухода за одеждой и способы ее ремонта.
Назовите их (штопка, изготовление вешалки и ее пришивание, наложение заплат в
виде аппликации и другие).
Многие виды ремонта вам знакомы, и вы их выполняли. Сегодня вы познакомитесь
со способом соединения заплаты с изделием накладным швом (вывесить слово ЗАПЛАТА).
Кто мне скажет, что же такое заплата?
Заплата – кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место, в простонародье заплату называют латкой (согласно словарю С.И. Ожегова). Но так как мы с вами люди грамотные, то в своей речи мы будем употреблять ее правильное название – «заплата». Внешний вид изделия зависит от правильного выбора формы заплаты. От формы заплаты зависит и способ ее обработки.
Как правило, форма заплаты обычно напоминает геометрическую фигуру.
- Назовите, какие геометрические фигуры вы видите?
- Уберите лишнюю фигуру;
- Как одним словом можно назвать оставшиеся фигуры? (многоугольники);
- Что общего имеют все фигуры? (углы, стороны, вершины);
- А теперь оставьте две родственные фигуры (квадрат, прямоугольник);
- По каким признакам вы определили их родство? (это четырехугольники, они имеют по 4 прямых угла, 4 стороны. 4 вершины).
Сейчас мы вели речь о геометрических фигурах.
- Какая наука занимается изучением этих фигур? (геометрия).
Только что вы повторили формы геометрических фигур, которые можно использо- вать для заплаты. Но чтобы определить эту форму, вы должны видеть изделие, поврежденное место на нем, которое вам придется ремонтировать (раздать изделия).
Ну что ж, мы с вами вновь перенесемся в мир науки геометрии, где должны будем
провести небольшое исследование по определению формы заплаты. Это задание потребует от вас точного глазомера, умения на практике применить знания геометрии.
- Рассмотрите поврежденное место;
- Определите, форму какой геометрической фигуры оно напоминает?
- Из имеющихся на столе геометрических фигур выберите такую, чтобы при ее наложении на поврежденное место оно было бы полностью закрыто.
- Наложите, обведите фигуру по контуру мелом и уберите ее.
Итак, у кого какой формы будет заплата?
Чтобы дать точное заключение, измерьте при помощи линейки стороны фигуры (измерение необходимо производить от 0).
Давайте сделаем вывод: раз поврежденное место имеет форму прямоугольника, то и заплата будет иметь такую же форму.
В ходе практической работы мы выяснили, что заплата, которую будете обрабатывать, представляет собой форму прямоугольника.
В каком же порядке вы будете выполнять работу по соединению заплаты с изделием? (поэтапно, вывешивается план).
Инструкционная карта
Для дальнейшей работы вам понадобятся знания мер длины.
- Какие меры длины вы знаете?
- Для чего применяются эти меры?
Задание: «Исключи лишнее слово» (метр, час, сантиметр, километр, миллиметр).
- Назовите меры в порядке убывания;
- Покажите самую маленькую величину на линейке;
- Сколько таких миллиметров в 1 сантиметре?
- Отмерьте от края геометрической фигуры 10 миллиметров.
- Сколько это сантиметров?
- Покажите половину одного сантиметра. Сколько это миллиметров?
Действительно, эти знания мер длины в работе швей необходимы постоянно. Сейчас вы в этом убедитесь, когда я продолжу объяснение темы урока (объясняется дальнейшая работа по соединению заплаты с изделием: вывешивается технологическая карта, и работа ведется по ней).
4. Закрепление материала по теме.
- Заплату какой формы вы будете сегодня обрабатывать?
- В каком порядке выполняется эта работа? (сначала…, затем..., потом...)
- Можно ли изменить последовательность соединения заплаты с изделием?
- Для чего определяют направление долевой нити и на заплате и на изделии?
- Как это сделать?
- Что значит подготовить поврежденное место к ремонту?
- Как подготовить заплату?
- Какой шов вы будете применять сегодня для соединения заплаты с изделием? (Индивидуальная работа по карточке: техника выполнения).
- Рассказать о последовательности соединения заплаты с изделием накладным
швом.
- Как вы думаете, от чего будет зависеть внешний вид изделия?
III. Практическая работа.
1. Профориентация.
Сегодня вы будете выполнять накладную заплату в мастерской, где есть производ-
ственные машины, и этот ремонт вам доступен. Однако иногда ремонт или обновление одежды трудно выполнить в домашних условиях. Тогда на помощь приходят специальные предприятия службы быта – ателье и мастерские по ремонту одежды. Они выполняют работу по обновлению, ремонту, лицовке одежды. Такие предприятия есть в городах, районных центрах и в сельской местности.
Ателье – это мастерская по шитью одежды, а также по другим видам обслуживания.
Мастерская – это производственное помещение (швейная мастерская) В ателье и в
мастерских работают специалисты, достигшие в своем деле высокого искусства. Их называют мастерами и мастерицами. У вас сегодня есть возможность проявить свое мастерство при выполнении накладной заплаты. Что же вам сможет помочь в достижении успеха?
Усидчивость.
Терпение.
Ювелирная работа.
Глазомер.
- А как вы думаете причем здесь утюг?
2. Практическая работа (дифференцируется по объему работы).
Соединение заплаты с изделием накладным швом (раздаются инструкционные кар-
ты по теме урока).
Индивидуальная работа ведется по ходу всей практической деятельности.
3. Проверка качества работы (самопроверка, взаимопроверка, сравнение с образцом).
Выполнение ремонта одежды.
Для изготовления заплаты были понесены затраты, мы использовали ткань.
А что еще тратилось? Использовалось? Назовите (время, э/энергию, нитки, оборудование).
При ремонте изделия бывают не только не только затраты, но и какая-то выгода, то
есть экономия денег.
А сколько вы сэкономили, пожалуйста, попробуйте посчитать
- Сколько вами отремонтировано сегодня вещей?
- Кто знает, сколько стоит одна пара джинсов?
- Давайте посчитаем, сколько денег сэкономила школа, благодаря вашему мастерству.
- Как это сделать?
- Произведите расчет.
На сэкономленные таким образом деньги, ваши родители смогут приобрести какие то нужные вещи для дома. Сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о том, что же дает нам экономия и бережливость.
Давайте попробуем вместе выработать практические советы по сохранности одежды и предложить их вашим сверстникам.
1. Не брать и не носить чужие вещи. Не давать свои.
2. Вовремя стирать и обязательно утюжить, чтобы одежда имела эстетический вид и вы
выглядели опрятной.
3. Своевременно выполнять необходимый ремонт.
4. У каждой вещи должно быть свое место.
5. Правильно хранить вещи в определенном месте.
IV. Заключительная часть.
1. Анализ работы.
2. Итог урока.
Пришло время подвести итоги вашей работы.
- Какую работу вы выполняли?
- Какой формы была заплата, выполненная вами?
- Назовите шов, применяемый вами при соединении заплаты с изделием.
- Как думаете, вам пригодится в жизни этот вид работы?
На всех уроках вы упорно трудились, старались, а потому у вас все и получилось.
Начатое дело вы довели до конца. Не зря говорится, что дело мастера боится.
Оценивание мастерства (комментирование оценок).
Говоря о бережливости и экономии, мы невольно вспоминаем пословицу, которой
и хотелось бы закончить урок.
«Что сегодня сбережешь,
Завтра пригодится».
Вывод: относитесь бережно к одежде, а сэкономленные средства можно всегда по-
тратить на другие цели и нужды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана"
Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана"...
План - конспект урока по швейному делу "Виды обработки нижнего среза изделия"
План-конспект разработан с учетом индивидуальных особенностей наших детей. На уроке использованы индивидуальнальная работа , работа в группах, фронтальный опрос, работа с учебником....
Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»
Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки иссле...
Технологическая карта урока технологии в 6 классе Тема «Уход за швейной машиной. Образцы швов»
Актуализация знаний по теме«Уход за швейной машиной. Образцы швов»...
Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»
Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки иссле...
План-конспект урока по швейному делу в 6 классе коррекционной школы. Тема: Современные способы отделки швейных изделий. Термоаппликация на салфетке.
Знакомство с современными способами отделки швейных изделий, что способствует расширению кругозора учащихся. Закрепление профессиональных навыков шестиклассников по швейному делу....
План-конспект урока по швейному делу в 7 классе. ТЕМА: Шерсть
Сформировать у учащихся представления о процессе производства шерстяного волокна....