Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"
рабочая программа по технологии

Панюков Юрий Анатольевич

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_rezba_programma.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

учителя  Панюкова  Юрия  Анатольевича                                                                                

 «Художественная обработка древесины»

игт. Излучинск

Пояснительная  записка

                                              

    Художественные работы по дереву -  один из наиболее древних видов декоративного искусства, где во всем многообразии отразилось творчество народных мастеров.

    Резьба по дереву  является национальным видом прикладного искусства для многих народов России. За долгую историю существования искусства резьбы по дереву было создано немало ее разнообразных видов. Они отличаются различной степенью выразительности и сложности исполнения. Характерным для этого ремесла является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.

Содержание программы обучения резьбе по дереву направлено на развитие художественной культуры учащихся, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

   Примерные программы по обучению школьников конкретным художественным ремеслам базируются как на общих и специальных технико-технологических знаниях и умениях, так и на сведениях по дизайнообразованию. Использование в едином приеме теории и практики создает благоприятные условия для развития у обучаемых творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и красивых вещей, трудового и эстетического воспитания, профессионального самоопределения.

  Таким образом, работа в объединении в основном сориентирована на трудовое, эстетическое воспитание обучающихся, расширение кругозора, развитие эстетического вкуса и воспитание творческой активности, трудолюбия.

    Успешному овладению школьниками художественным мастерством способствует знакомство их в общих чертах с историей народного искусства, местом и ролью в нем изучаемого ремесла, образцами лучших изделий.  Для практико-конструкторского и графического обеспечения выполняемых  работ важно также возможное использование компьютера.

  Занятия целесообразно проводить  два раза  в неделю  по  1 часу, которые направлены на то, чтобы учащиеся научились:

  • выполнять зарисовки и эскизы к декоративным работам,
  • составлять композиции для резьбы по дереву на основе традиций народного искусства,
  • владеть инструментом для резьбы по дереву,

-   владеть навыками технических приемов резьбы по дереву,

  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий,
  • выполнять механическую обработку древесины.

  Для реализации поставленных задач потребуется 3 года обучения.

Программа первого года занятий рассчитана на 68ч (2часа в неделю), второго года на 136ч (4 часа в неделю) и третьего года на 34 часа (1 час в неделю). В каждую группу рекомендуется принимать не более 15 человек. Это связано с опасностью выполняемых работ резцом. Большое внимание при организации занятий уделяется безопасным приемам работы, правильной организации рабочего места и инструментария, культуре труда.

Длительность занятий определятся спецификой работы объединения. Обучающиеся на занятиях выполняют изделия повышенной сложности, так как навыки изготовления простейших изделий дети получают на уроках  технического труда в школе. Работа каждого обучающегося индивидуальна, поэтому требуется большое внимание педагога к каждому.

Занятия проходят по традиционной структуре:  

 организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, практическая работа.

Так как для плодотворной работы в области резьбы по дереву недостаточно обучения техническим приемам, важно воспитывать у учащихся художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить их с лучшими образцами народного искусства, целесообразным будет являться скоординированная работа с преподавателями изобразительного искусства.

Более полному освоению содержания курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся (индивидуальные, тематические, итоговые).

 ЦЕЛЬ:  

Изучение народных традиций деревянного зодчества и овладение учащимися  навыками выполнения резьбы по дереву.

ЗАДАЧИ:

  • Обучить основам  резьбы по дереву;
  • Познакомить с технологией  токарных работ;
  • Развивать навыки и умения владения резцом;
  • Формирование технологической и художественной культуры учащихся;
  • Способствовать раскрытию способностей учащихся;
  • Воспитывать усидчивость и настойчивость при изготовлении резных работ.                       

Возрастные   особенности

  Перспективный план на каждый год  занятий включает в себя дифференцированный подход в обучении с учетом возрастных особенностей учащихся и их уровневых возможностей. При  комплектации групп учитывается:  возраст с их реальными умениями и навыками. Учитываются дети с высоким, средним и низким уровнем общего развития. При этом всесторонне поддерживаются дети психологически и  педагогически с практической  помощью самого педагога так, чтобы  не возникало   негативное  отношение  к занятиям в объединении. Следует учитывать, что некоторые учащиеся могут отставать от своих   сверстников, или наоборот. Поэтому  педагог проводит специальную диагностику, которая позволит определить, какой уровень развития навыков и умений у каждого учащегося на каждом этапе обучения, а, следовательно, правильно организовать занятие.                                

Требования к уровню подготовки на 1 год обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Культурологические аспекты развития деревянного зодчества и резьбы по дереву в России;
  • Общие сведения о народных промыслах и художественных ремеслах;
  • Иметь представление о современных способах ручной и механизированной обработки и отделки древесины;
  • Знать свойства и породы древесины;
  • Знать виды резьбы и их подвиды;
  • Мотивы образования и технику геометрической резьбы;
  • Требования к организации рабочего места, оборудования, инструментов;
  • Основные правила безопасного труда.

Учащиеся должны уметь:

  • Рационально организовать свое рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учетом требования технической эстетики, безопасных приемов работы;
  • Планировать работу, составлять графическую и проектную документацию;
  • Уметь правильно подбирать материалы и заготовки для практических и учебных работ с учетом эстетических, экологических и экономических требований;
  • Затачивать простейшие режущие инструменты;
  • Правильно размечать резное поле;
  • Составлять орнамент и резные композиции;
  • Владеть техникой геометрической резьбы и её подвидов;
  • Выполнять простые творческие проекты.

Требования к уровню подготовки на 2 год обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Требования к организации работ при выполнении плоскорельефной, рельефной и домовой резьбы;
  • Безопасные приемы работы при выполнении более сложных видов резьбы;
  • Технику плоскорельефной, рельефной, домовой, а также современных видов резьбы;
  • Этапы проектной деятельности при выполнении изделий;
  • Технику отделки готовых изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно организовать рабочее пространство для выполнения сложных видов резьбы с учетом безопасных приемов работы;
  • Изготавливать учебные образцы с учетом технологических и эстетических требований;
  • Самостоятельно затачивать, подготавливать к работе режущий инструмент.

Требования к уровню подготовки на 3 год обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Общие принципы художественного проектирования и конструирования;
  • Требования, предъявляемые к подготовке инструментов, оборудования, материалов;
  •  Способы заготовки, сушки обработки древесины;
  • Требования, предъявляемые к готовым изделиям, внешнему и внутреннему декору изделия;
  • Экономическое обоснование изготовленных изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять контроль качества художественных изделий;
  • Владеть техникой различных видов резьбы;
  • Определять себестоимость произведенной продукции;
  • Выполнять проект с учетом требований художественного проектирования и конструирования.

           

Учебно-тематический план 1  года обучения (5, 6 класс).

Темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное  занятие

2

2

2

Основные сведения о древесине и ее свойствах. Обработка древесины

4

2

2

3

Рабочее место резчика по дереву и его оборудование

2

1

1

4

Технология и декоративные особенности геометрической резьбы. Азбука геометрических элементов.

8

2

6

5

Трехгранно-выемчатая (Узор геометрического характера из изученных азбучных элементов. Работа по образцам.

8

1

7

6

Выполнение простого строганного предмета с резной заставкой по выбору учащихся.

8

1

7

7

Выполнение собственных композиций в материале

10

2

8

8

Механическая обработка древесины.

6

2

4

9

Деревообрабатывающие станки (СТД-120М). Выполнение токарных изделий.

12

2

10

10

Отделка изделий из древесины.

6

2

4

11

Подведение  итогов. Участие в организации  выставки

2

1

1

Итого

68

18

50

Учебно-тематический план 2 года обучения (6, 7 класс).

                     

Темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное  занятие

2

2

2

Повторение ранее изученного материала

8

2

6

3

Узор геометрического характера из изученных азбучных элементов. Работа по образцам.

16

4

12

4

Составление орнамента на альбомном листе для выполнения творческой работы.

8

2

6

5

Точение внутренних поверхностей на токарном станке по дереву.

16

4

12

6

Выполнение сложного точёного изделия с внутренней поверхностью и резной заставкой

20

4

16

7

Выполнение сложного точёного предмета с резной заставкой по выбору учащихся.

16

2

14

8

Пропильная (домовая) резьба. Технология и декоративные особенности пропильной резьбы.

20

4

16

9

Выполнение изделий в технике пропильной резьбы

26

4

22

10

Подведение итогов. Участие в организации выставки

4

2

2

Итого

136

30

106

Учебно-тематический план 3 года обучения (7, 8 класс).

Темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Повторение изученного материала

8

2

6

3

Узор геометрического характера из изученных азбучных элементов. Работа по образцам.

4

Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на тёмном и светлом фоне)

9

2

7

5

Выполнение сложного (точёного  или строганного) предмета с резной заставкой по выбору учащихся.

14

2

12

6

Участие в организации итоговой выставки работ учащихся

2

1

3

Итого

34

8

26

                       

Список используемой литературы:

  1. Коротин В.П., Козлова А.П. Художественная обработка древесины. Тюмень ТОГИРРО 2016г.
  2. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М.: Нива, 1994. 352с., ил.
  3. Кожина О.А. О примерных программах по технологии «Художественные ремесла» в 10-11 классах.// Школа и производство, №6,2001, с.61.
  4. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М.,2016.
  5. Путь к самому себе. Как мы сегодня учимся быть профессионалами./ Под общ. ред. С.А. Рогачева.- Воронеж,2000.
  6. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 2015.
  7. Миловский А.С. Народные промыслы. М., 2014.
  8. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт 16-17 вв.: Учебное пособие. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Художественная обработка древесины"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видов декоративно-прикладного искусства. Одновременно с этим программа представляет уникальную возможность соединить тр...

Рабочая программа элективного курса «Художественная обработка древесины»

Программа  объединяет традиции русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализацию творческой индивидуальности каждого обучающегося. В программе  рассмотр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» разработана для учащихся  4-5 классов, срок реализации 1 год. Составлена на основе примерной  пр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Актуальность программы заключается в следующем:·  программа позволяет раскрыть таланты обучающихся;·  в процессе освоения данной образовательной программы воспитанники получают...

Рабочая программа дополнительного внеурочного образования "Ручная и механизированная обработка древесины"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Юные Самоделкины». (Ручная и механизированная обработка древесины). Расчитана на возраст обучающихся: 9-1...