Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс)
Актуальность программы заключается в следующем:
· программа позволяет раскрыть таланты обучающихся;
· в процессе освоения данной образовательной программы воспитанники получают качественные знания, навыки и умения в профессиональной деятельности;
· у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность;
· обучающиеся приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;
· занятия по резьбе позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время;
· опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;
· занятия в объединении способствуют формированию способностей обучающихся видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу, бережно к ней относиться.
В объединение принимаются все желающие. Каждому ребёнку даётся возможность попробовать свои силы в работе с древесиной. Разница в навыках и знаниях выявляется на этапе изготовления первых простейших изделий и компенсируется индивидуальным подходом к обучающимся. Недостаток знаний компенсируется упрощением ставящихся перед обучаемым задач; наоборот, перед более подготовленными, ставятся более сложные задачи при изготовлении одного и того же изделия.
Это очень увлекательное занятие, которое дает детям возможность раскрыть свои творческие способности, самовыразиться, пережить ситуацию успеха.
Перевод обучающихся на следующий год обучения осуществляется на основании успешного усвоения программы, определенных достижений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hud._obrabotka_drevesiny.docx | 91.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»
Тип программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 11-14 лет.
Срок реализации: 2 года
Подготовил: учитель технологии
А.В. Никольников
г. Железногорск
2018
Раздел 1.
1.1 Пояснительная записка.
Образовательная программа «Художественная обработка древесины» научно-технической направленности, рассчитана на 2 года обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень, носит практико-ориентированный характер.
Программа рассчитана на детей проявляющих интерес к обработке древесины и материалов, изготавливаемых из нее.
Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы, делает акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и самостоятельности в деятельности.
Программа учитывает нарастание творческих возможностей обучающихся. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с обработкой древесины. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В основу образовательного процесса, осуществляемого по программе , положена технология педагогики сотрудничества, ориентированная на формирование нравственных и творческих качеств личности и направленная на их развитие в соответствии с природными дарованиями и способностями. В рамках данной образовательной программы применяются современные педагогические технологии здоровьесбережения, дифференцированный подход, ИКТ, метод проектного обучения и педагогика сотрудничества.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. В процессе занятий отводится время на ознакомление и изучение технической литературы, выполнение работ по подбору и стилизации рисунка в зависимости от используемой техники обработки древесных материалов.
Учебно-воспитательный процесс в рамках данной программы направлен на создание комфортной образовательной среды, обеспечение условий для творческого развития личности обучающихся и их адаптации к жизни в современном обществе.
Актуальность программы заключается в следующем:
· программа позволяет раскрыть таланты обучающихся;
· в процессе освоения данной образовательной программы воспитанники получают качественные знания, навыки и умения в профессиональной деятельности;
· у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность;
· обучающиеся приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;
· занятия по резьбе позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время;
· опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;
· занятия в объединении способствуют формированию способностей обучающихся видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу, бережно к ней относиться.
В объединение принимаются все желающие. Каждому ребёнку даётся возможность попробовать свои силы в работе с древесиной. Разница в навыках и знаниях выявляется на этапе изготовления первых простейших изделий и компенсируется индивидуальным подходом к обучающимся. Недостаток знаний компенсируется упрощением ставящихся перед обучаемым задач; наоборот, перед более подготовленными, ставятся более сложные задачи при изготовлении одного и того же изделия.
Это очень увлекательное занятие, которое дает детям возможность раскрыть свои творческие способности, самовыразиться, пережить ситуацию успеха.
Перевод обучающихся на следующий год обучения осуществляется на основании успешного усвоения программы, определенных достижений и навыков.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций в изготовлении изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося. В программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Поскольку деятельность в кружке направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процес строится на следующих принципах:
- принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями. В связи с этим предполагается индивидуальный темп продвижения по образовательной программе;
- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной «я — концепции» и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом;
- принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский);
- принцип доступности. Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок;
- принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского - привлекать к обучению все органы чувств, в учебном процессе используются разнообразные иллюстрации, учебные плакаты, видео - и аудиозаписи. На начальном этапе обучения особенно активно применяется эмпирический метод — метод подражания;
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов;
- принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и искусства.
1.2.Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная обработка древесины» разработана в соответствии с:
-Законом Российской Федерации от 29.12.2012, № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 №470, от 01.02.2005 № 49, от 07.12.2006 №752, от 10.03.2009 № 216, от 26.06.2012 № 504);
-Постановлением «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.4.1251-03» от 03.04.2003, № 27 (Министерство здравоохранения Российской Федерации, Главный государственный врач Российской Федерации); (Российская газета от 03.06.2003, №106);
-Законом Курской области «Об образовании Курской области» от 17.02.2000 №13- ЗКО (в редакции от 30.12.2004 ЗКО, от 24.03.2008 ЗКО); (Курская правда от 26.02.2000, № 42);
-Требованиями к структуре и содержанию образовательной программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003, № 28-02-484/16);
-Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
-Уставом МОУДОД «Станция юных техников».
1.3.Цель и задачи образовательной программы:
Цель: формировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом.
Задачи:
Обучающие:
-формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
-научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
-освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины
-научить работать различными инструментами, приспособлениями;
-учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины;
-изучить технологию мозаики;
-изучить технологию геометрической резьбы;
-изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.
Развивающие:
-развивать художественно – творческие способности обучающихся;
-развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов;
-развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
Воспитывающие:
-прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
-пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
-воспитывать терпение, настойчивость, трудолюбие;
-сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе.
1.4. Организационно- педагогические основы деятельности.
1.3.1.Сведения о коллективе обучающихся
-вид образовательных группах — профильные;
-состав учебной группы — постоянный;
-особенности набора детей — свободный, при наличии медицинской справки от врача о разрешении заниматься данным видом деятельности;
-возраст обучающихся - 11-14 лет;
-место проведения занятий— мастерские МОУ «СОШ № 13».
1.3.2.Сроки реализации:
продолжительность образовательного процесса — 2 учебных года;
количество учебных часов - 1 год обучения-144,
2 год обучения-144,
количество учебных часов в неделю — 1 год обучения- 4,
2 год обучения- 4.
режим работы — 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа,
2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
1.4. Результативность образовательной программы.
1.4.1.К концу первого года обучения обучающиеся должны
Знать:
-принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
-физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
-способы разметки по шаблону и чертежу;
-принцип подбора столярного инструмента: по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-иметь понятие о конструировании и моделировании;
-способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
-основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
-разные виды резьбы и их особенности;
-способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Уметь:
-рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
-уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
-определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
-производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
-применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
-выполнять простейшие столярные операции;
-производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
-выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
-самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы, выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
-затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
-бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
-экономно расходовать материалы и электроэнергию.
1.4.2.К концу второго года обучения обучающиеся должны
Знать:
-основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; основные приёмы резьбы по дереву,
-типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их.
- разные виды резьбы и их особенности;
-способы экономного расходования материалов, электроэнергии,
- способы бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Уметь:
-выполнять контурную, плоскорельефную и геометрическую резьбу по дереву; -----затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
-выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
-выполнять элементы и мотивы орнаментов в различных видах резьбы;
-проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
-бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Обладать следующими компетенциями:
1.ценностно-смысловые;
2.общекультурные;
3.учебно-познавательные;
4.информационные;
5.коммуникативные;
6.социально-трудовые;
7.личностного самосовершенствования.
1.5.Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Итогом освоения образовательной программы является:
- участие обучающихся в выставках (городского и областного уровня);
- развитие творческой активности обучающихся;
- формирование необходимых специальных технических умений и
знаний и использование их на практике;
- воспитание личности, обладающей стремлением к активной
жизненной позиции, способной к творческой деятельности и
настроенной на самосовершенствование.
Раздел 2.
2.1. Учебно-тематический план занятий 1 года обучения.
№ п/п. | Название разделов и тем. | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Организационно- контрольный раздел. | 6 | 4 | 2 |
1.1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | - |
1.2. | Итоговое занятие за 1 полугодие. | 2 | 1 | 1 |
1.3. | Итоговое занятие за 2 полугодие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Материалы и инструменты. | 24 | 12 | 12 |
2.1. | Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. | 8 | 6 | 2 |
2.2 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | 2 | 2 | - |
2.3. | Основы материаловедения для художественных работ из дерева. | 2 | 2 | - |
2.4. | Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий. | 6 | - | 6 |
2.5. | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | 6 | 2 | 4 |
3. | Геометрическая резьба и отделка изделий. | 52 | 12 | 40 |
3.1. | Столярные соединения в художественных изделиях. | 2 | 2 | - |
3.2. | Технология изготовления художественных изделий столярным способом. | 2 | - | 2 |
3.3. | Виды художественной резьбы по дереву. | 2 | - | 2 |
3.4. | Геометрическая резьба по дереву. | 2 | 2 | - |
3.5. | Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | 10 | - | 10 |
3.6. | Отделка изделия. | 4 | 2 | 2 |
3.7. | Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. | 2 | - | 2 |
3.8. | Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. | 2 | - | 2 |
3.9. | Способы резания. | 2 | 2 | - |
3.10. | Резание рисунка. | 2 | - | 2 |
3.11. | Правила составления и нанесения на заготовку геометрического орнамента. Правила ТБ. | 2 | 2 | - |
3.12. | Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. | 2 | - | 2 |
3.13. | Резание орнамента. | 6 | - | 6 |
3.14. | Основы композиции. | 2 | 2 | - |
3.15. | Составление резной геометрической композиции. | 2 | - | 2 |
3.16. | Перенос композиции на заготовку. | 2 | - | 2 |
3.17. | Резание композиции. | 4 | - | 4 |
4. | Изготовление художественных изделий. | 52 | 6 | 46 |
4.1. | Техника изготовления простого художественного изделия столярным способом. Правила ТБ. | 2 | 2 | - |
4.2. | Составление композиции на шаблоне. | 6 | - | 6 |
4.3. | Перенос композиции на заготовку. | 6 | - | 6 |
4.4. | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. | 6 | 6 | 6 |
4.5. | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | 16 | 2 | 14 |
4.6. | Изготовление набора из двух разделочных досок. | 16 | 2 | 14 |
5. | Экскурсии. | 8 | 8 | - |
5.1. | Экскурсии на городские выставки. | 8 | 8 | - |
6. | Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
6.1. | Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
Итого: | 144 | 44 | 100 |
2.2. Учебно-тематический план занятий 2 года обучения.
Раздел 3.
Содержание программы 1 года обучения.
1.Организационно- контрольный раздел.
1.1. Тема: Вводное занятие. Правила ТБ.
Теоретические знания: Беседа. Технико-технологические сведения. Правила поведения в мастерских. Техника безопасности при работе с режущим инструментом. Основные направления работы. Задачи на год.
1.2. Тема: Итоговое занятие за 1 полугодие.
Теоретические знания: проверка ЗУНов за 1 полугодие.
Практическая работа: Индивидуальная.
1.3. Тема: Итоговое занятие за 2 полугодие.
Теоретические знания: проверка ЗУНов за 2 полугодие.
Практическая работа: Индивидуальная.
2. Материалы и инструменты.
2.1.Тема: Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: возникновение и развитие художественной обработки по дереву; роль художественной традиции; основные сведения о деревообрабатывающих предприятиях; перспективы развития отрасли; организация творческого процесса; ассортимент изделий.
Практическая работа: Индивидуальная
2.2.Тема: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: требования ОТ и ТБ при работе; причины травматизма; производственная санитария; причины пожаров;
правила пользования первичными средствами пожаротушения.
2.3. Тема: Основы материаловедения. Ручная обработка дерева.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: декоративные свойства дерева; клеи, сколеивание, облицовывание художественных изделий; отделочные материалы и отделка; способы предупреждения и устранения дефектов.
2.4. Тема: Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.
Практическая работа: Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами и инструментами. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.
2.5.Тема: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: виды ручных инструментов; требования к ручному инструменту; технология изготовления;
подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление ножа-косяка; одностороннего прокола; двухстороннего прокола; подготовка к работе.
3.Геометрическая резьба и отделка изделий.
3.1.Тема: Столярные соединения.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: виды столярных соединений; технологическая карта; способы раскроя материала по заданным размерам; сборка изделия; подготовка поверхности изделия для резьбы.
3.2.Тема: Технология изготовления изделий.
Практическая работа: Технологическая последовательность выполнения резьбы.
Требования к качеству выполнения резьбы.
3.3.Тема: Виды художественной резьбы.
Практическая работа: Виды резьбы по дереву; их характерные особенности и разновидности; правила безопасности труда при работе режущими инструментами.
3.4.Тема: Геометрическая резьба.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: история возникновения и развития; особенности; элементы геометрической резьбы; сочетание различных элементов; способы вычерчивания орнамента; материалы, инструменты; способы выполнения резьбы; безопасность труда при резьбе.
3.5.Тема: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Практическая работа: Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда.
3.6.Тема: Отделка изделия.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: отделочные материалы;
нетрадиционные материалы; устранение дефектов; прозрачная отделка.
Практическая работа: Отделка изделий.
3.7.Тема: Нанесение элементов рисунка не заготовку.
Практическая работа: Правила нанесения элементов резьбы; материалы, инструменты; безопасность труда при резьбе.
3.8.Тема: Составление более сложных элементов резьбы.
Практическая работа: Составление сложных элементов; способы вычерчивания.
Составление и нанесение элементов: лесенка, витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки.
3.9.Тема: Способы резания.
Теоретические знания: Способы выполнения резьбы. Безопасность труда при резьбе.
3.10.Тема: Резание рисунка.
Практическая работа: Резание рисунка. Выполнение резьбы. Безопасность труда.
3.11.Тема: Правила составления и нанесения на заготовку геометрического орнамента.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: сочетание треугольников: с прямыми и кривыми сторонами; со сторонами разной длины; с миндалевидными углублениями; морщинистая резьба; безопасность труда при резьбе.
3.12.Тема: Составление орнамента и нанесение его на заготовку.
Практическая работа: Составление и нанесение элементов: треугольников
с прямыми и кривыми сторонами; со сторонами разной длины; с миндалевидными углублениями. Правила ТБ.
3.13.Тема: Резание орнамента.
Практическая работа: Безопасность труда при резьбе. Выполнение резьбы.
3.14.Тема: Основы композиции.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: Основы композиции. Безопасность труда при резьбе.
3.15.Тема: Составление резаной геометрической композиции.
Практическая работа: Составление резной композиции; способы вычерчивания.
3.16.Тема: Перенос композиции на заготовку.
Практическая работа: Способы переноса композиции на заготовку. Перенос композиции на заготовку. Правила ТБ.
3.17.Тема: Резание композиции.
Практическая работа: Выполнение резьбы. Безопасность труда при резьбе.
4.Изготовление художественных изделий.
4.1.Тема: Техника изготовления изделия столярным способом.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: правила составления резной композиции; безопасность труда при резьбе.
4.2.Тема: Составление композиции на шаблоне.
Практическая работа: Составление композиции на шаблоне.
4.3. Тема: Перенос композиции на заготовку.
Практическая работа: Составление композиции на шаблоне.
4.4.Тема: Изготовление простого художественного изделия столярным способом.
Практическая работа: Изготовление простого художественного изделия столярным способом.
4.5.Тема: Изготовление доски разделочной. Декорирование геометрической резьбой.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: подбор материала;
составление резной композиции; перенос ее на заготовку; способы выполнения резьбы; отделка изделия; безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: Изготовление разделочной доски. Декорирование доски геометрической резьбой.
4.6.Тема: Изготовление набора из двух разделочных досок.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения: подбор материала;
составление резной композиции; перенос ее назаготовку; выполнение резьбы; отделка изделия; безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: Изготовление набора из двух разделочных досок.
5.Экскурсии.
5.1.Тема: Экскурсия на городскую выставку.
Теоретические знания: Экскурсия на городскую выставку.
5.2.Тема: Экскурсия на городскую выставку.
Теоретические знания: Экскурсия на городскую выставку.
5.3.Тема: Экскурсия на городскую выставку.
Теоретические знания: Экскурсия на городскую выставку.
5.4.Тема: Экскурсия на городскую выставку.
Теоретические знания: Экскурсия на городскую выставку.
6. Заключительное занятие.
6.1.Тема: Заключительное занятие.
Теоретические знания: Подведение итогов за учебный год.
Содержание программы 2 года обучения.
- Организационно-контрольный раздел.
1.1.Тема: Вводное занятие. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теоретические знания: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год.
1.2. Тема: Итоговое занятие за 1 полугодие.
Теоретические знания: Проверка усвоения теоретических знаний полученных за 1 полугодие.
Практическая работа: Самостоятельная работа обучающихся по изготовлению изделия в технике объемной резьбы.
1.3. Тема: Итоговое занятие за 2 полугодие.
Теоретические знания: Проверка усвоения теоретических знаний полученных за 1 полугодие.
Практическая работа: Самостоятельная работа обучающихся по изготовлению изделия в технике контурной резьбы.
- Контурная резьба по дереву.
2.1. Тема: Виды резьбы по дереву. Художественное выпиливание.
Теоретические знания: Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Выпиливание лобзиком.
2.2. Тема: Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Охрана труда при работе инструментами.
Теоретические знания: Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
2.3. Тема: Рабочее место. Устройство лобзика.
Теоретические знания: Оборудование и инструменты рабочего места. Рабочее место и гигиена труд. Особенности работы лобзиком. Устройство лобзика. Заправка полотна (пилки) в лобзик.
Практическая работа: Пропиловка прямых и волнистых линий, тупых и острых углов.
2.4. Тема: Подготовка материала к выпиливанию. Охрана труда при обработке древесины (фанеры).
Теоретические знания: Подбор материала в соответствии с замыслом работы и техникой исполнения. Подготовка деревянной основы к работе. Охрана труда при обработке фанеры.
Практическая работа: Подбор материала для заготовки изделия.
2.5. Тема: Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком.
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке «Крестьянин и медведь».
2.6. Тема: Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами контурной резьбы.
Практическая работа: Овладение техникой контурной резьбы. Изготовление подвижной игрушки «Крестьянин и медведь».
2.7. Тема: Выбор эскиза рисунка, подготовка основы для выпиливания. Перевод рисунка на основу.
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к вазочке для конфет.
Сборка конструкции.
2.8. Тема: Выпиливание по внешнему контуру.
Практическая работа: Выпиливание изделия «Олень».
2.9. Тема: Контурная резьба по тонированному фону. Анималистическая композиция.
Теоретические знания: Специфика негативного рисунка. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон.
Практическая работа: Декоративные композиции для игровых комнат детского сада. Подготовка основы. Работа над эскизом. Декоративная трактовка форм животного мира. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.
2.10. Тема: Контурная обработка фигур напильником и шлифовальной шкуркой.
Практическая работа: Подготовка к творческому проекту. Выпиливание изделий по выбору (фоторамка, подставка под книгу, игрушки для детей «Буратино», «Самолёт»).
2.11. Тема: Инструменты для создания отверстий.
Теоретические знания: Способы получения отверстий в древесине.
Практическая работа: Получение отверстий различным инструментом.
2.12. Тема: Коловорот, сверлильный станок. Приёмы работы.
Практическая работа: Приемы работы коловоротом. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасной работы.
2.13. Тема: Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами прорезной резьбы.
Практическая работа: Овладение техникой прорезной резьбы. Изготовление ажурной полочки.
2.14. Тема: Технология выпиливания орнамента. Построение орнамента. Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком.
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей шкатулки.
2.15. Тема: Выпиливание по внутреннему контуру.
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей шкатулки.
2.16. Тема: Отделка, зачистка изделия.
Практическая работа: Отделка изделия (шкатулки):
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов.
2.17. Тема: Технология сборочных и отделочных работ. Работа над конструкцией изделия.
Практическая работа: Зачистка и протравка морилкой шкатулки. Сборка шкатулки.
2.18. Тема: Изготовление изделия по образцу.
Практическая работа: Изготовление салфетницы.
3. Рельефная, плоскорельефная и скульптурная резьба.
3.1. Тема: Материал для резьбы по дереву.
Теоретические знания: Технология подготовки материала, выбор материала. Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов.
3.2. Тема: Инструменты, оборудование и приспособления резчика по дереву. Подготовка инструментов к работе.
Теоретические знания: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему.
Назначение инструментов. Краткая характеристика каждого из них.
Выбор инструмента для различных видов резьбы. Хранение инструментов.
Практическая работа: Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ. Заточка и правка инструмента.
3.3. Тема: Рельефная резьба.
Теоретические знания: Рельефная резьба двух подвидов: барельефная, выполняемая с низким рельефом, и горельефная, выполняемая с высоким рельефом.
3.4. Тема: Освоение приемов выполнения рельефной резьбы.
Практическая работа: Подготовка рабочего места для резьбы, подготовка поверхности заготовки, разметка заготовки и нанесение рисунка ,выбор инструмента для работы, работа по освоению видов рельефной резьбы.
3.5. Тема: Композиция из растительных элементов. Контурная резьба на темном или светлом фоне.
Теоретические знания: Примеры из истории народного искусства. Особенности декоративной трактовки образа. Способы отделки резной поверхности.
Практическая работа: Создание декоративных пластин для оформления помещений (коллективное задание). Исполнение эскизов композиции в заданном формате. Зарисовки с натуры животных, птиц, аквариумных рыб; рисование листьев, цветов (возможно с ботанических гербариев). Использование зарисовок летнего периода. Декоративная переработка образов под сочетание элементов геометрической и контурной резьбы. Воплощение в материале.
3.6. Тема: Плоскорельефная резьба.
Теоретические знания: Подвиды плоскорельефной резьбы: резьба с заоваленным контуром, подушечным фоном, подобранным фоном.
3.7. Тема: Освоение приемов выполнения плоскорельефной резьбы.
Практическая работа: Подготовка рабочего места для резьбы, подготовка поверхности заготовки, разметка заготовки и нанесение рисунка, выбор инструмента для работы, работа по освоению подвидов плоскорельефной резьбы.
3.8 Тема: Плоскорельефная резная композиция на произвольную тему.
Теоретические знания: Объемная резная композиция на произвольную тему (творческая работа). Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учет его текстуры при выполнении деревянной поделки. Склеивание основы под резьбу. Виды отделки резных поверхностей.
Практическая работа: Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка. Исполнение резных поделок. Отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.
3.9. Тема: Изготовление резных пластин по сюжетам народных сказок.
Теоретические знания: Особенности работы над рисунком к сказкам с учетом художественно-технологических свойств и условностей резьбы. Организация коллективной творческой работы над резными композициями.
Практическая работа Исполнение проекта оформления интерьера. Выбор эпизода из сказки. Коллективная работа над подготовительными рисунками и исполнением поделок. Установление поделок в помещении.
3.10. Тема: Скульптурная резьба.
Теоретические знания: Технология выполнения скульптурной резьбы. Технико-технологические сведения:
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.
3.11. Тема: Освоение приемов выполнения скульптурной резьбы.
Практическая работа: Резьба деревянной игрушки.
3.12. Тема: Скульптурная резная композиция на произвольную тему.
Практическая работа: Объемная резная композиция на произвольную тему (творческая работа). Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учет его текстуры при выполнении деревянной поделки. Склеивание основы под резьбу. Виды отделки резных поверхностей.
Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка. Исполнение резных поделок. Отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.
3.13. Тема: Отделка и реставрация резных изделий.
Теоретические знания: Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий.
4. Экскурсии
4.1. Темы: Экскурсии на городские выставки.
5. Заключительное занятие.
5.1. Тема: Заключительное занятие.
Теоретические знания: Подведение итогов за учебный год. Обсуждение проделанной работы за год.
Раздел 4.
4.1. Методическое обеспечение образовательной программы.
Образовательная программа способствует полному усвоению учебного материала на всех этапах обучения. С целью упорядочения образовательного материала и доступностью его усвоения в программе ведется работа над проектами. Программа включает: содержание тематического и практического обучения и учебно-наглядных средств, тематические планы по разделам; перечень знаний, умений и навыков формируемых у обучающихся.
При выполнении учебной программы используются традиционные методы обучения: Словесные: устное изложение (рассказ, лекция); беседа; самостоятельная работа с литературой; письменное инструктирование; адио-видео средства.
Наглядные: демонстрация пособий; показ трудовых приемов; самостоятельные наблюдения.
Практические: упражнения по выполнению приемов, операций; самостоятельная работа; лабораторно- практические работы.
Наряду с ними применяется метод проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям обучающегося. Важно, что при выполнении проектов обучающиеся участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции, оценке имеющихся технических возможностей, целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления.
Работа над проектом начинается с начала учебного года. Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы деятельности по конструированию, планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий. В задачу проекта также входит экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Объекты проектирования и изготовления - должны быть посильны обучающимся, не следует стремиться к сложным изделиям. Необходимо подобрать объекты труда с учетом материально-технической базы, спроса, санитарно- гигиенических требований.
4.2.Условия реализации образовательной программы.
4.2.1. Материально-технические:
для занятий необходимо: 17 стульев, 17 ножей-косяков, ножовки по дереву 10 шт., пила выкружная 2 шт., лобзики 5 шт., киянки 17 шт., стамески разные, электродрель 1 шт., напильники разные 20 шт., сверла по дереву, рубанки 10 шт.; линейки разные 15 шт.,измерительные инструменты, точило 1 шт., электролобзик 1 шт.
4.2.2. Материал: доски, деловая древесина, древесные материалы, клей.
4.3.Программно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение.
1. Учебно-тематический план обучения.
- Разработки тем занятий.
- Разработки учебно-воспитательных мероприятий.
- Дидактический материал: демонстрационный материал к занятиям, плакаты, макеты, наглядные пособия,таблицы,схемы,фотографии,
дидактические карточки, памятки, специальная литература.
Раздел 5.
5.1. Список литературы.
5.1.1.Образовательная программа разработана на основе:
1. Программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.: - М.: Просвещение, 1999.
2.Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
3.Технология для 5-9 классов.
4.Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
5.Программы «Живое дерево».
5.1.2.Учебно-методическая литература для педагога:
1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
2. Афанасьев А. Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
3. Афанасьев А. Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
4. Боровков Е. Е., Легорнев С. Ф., Черепашенцев Б. А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
5. Бородулин В. А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
6. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
7. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А. М./ - М.: Просвещение, 1981.
8. Гульянц Э. К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.
9. Деменьтьев С. В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
10. Дубровин И. И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.
11. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.
12. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
13. Манжулин А. В., Сафронов М. В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
14. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.
15. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
16. Паламошнов Ю. М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
17. Петров Н. А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.
18. Рихвк Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
19. Резьба по дереву. /Сост. Березнёв А. В., Березнёва Т. С./.- Минск.: Пардокс, 2000.
20. Тарасов Б. В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985.
21. Хворостов А. С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
22. Шемуратов Ф. А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
23. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.
5.1.3.Специальная литература для обучающихся
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В. И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М. Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т. В./. - С - Пб.: Корона принт, 1999.
4. Карабанов И. А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
5. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
6. Сафроненко В. М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С. С. /. - М.: Клён, 1993.
8. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г. Г./.- М.: Клён, 1993.
9. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И. А./.- М.: Просвещение, 1993.
10. Технология 5. /Под ред. Симоненко В. Д./. - М.: Просвещение, 1999.
11. Технология 6. /Под ред. Симоненко В. Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
12. Технология 7. /Под ред. Симоненко В. Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
13. Технология 8. /Под ред. Симоненко В. Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
14. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И. П./. - Минск.: Элайда, 1999.
15. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б. В., Чумаков С. В./. - М.: Педагогика, 1980.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Правила техники безопасности.
1. Разрешается работать только исправным и остро заточенным режущим инструментом.
2. Топорища топоров, ручки молотков и других ударных инструментов должны быть изготовлены из твёрдых и вязких пород древесины (вяз, дуб, бук, берёза и т. д.), иметь гладкую поверхность и расклинены металлическим завершённым клином.
3. При работе топором ноги ставятся так, чтобы не поранить их в случае срыва топора. При работе не держите руки перед острием инструмента. Обтесывая поверхность топором, держите левую руку выше того места, по которому ударяете топором.
4. С хрупкими материалами надо работать в защитных очках. Если их у вас не оказалось, то сделайте такие очки сами из любой прозрачной пластины и резинки.
5. При работе пилами не допускается ставить палец или руку для направления пилы по риске. При запиле нужно пользоваться бруском.
6. Распиливаемый материал должен быть прочно закреплён в зажимах верстака.
7. Заканчивать пропил следует осторожно, ослабевая нажим на пилу, чтобы обрезанная часть заготовки не упала на ногу.
8. Не оставлять пилу в пропиле, если работа временно прекращена.
9. Во избежание получения травм при работе стамеской нельзя резать в направлении поддерживающей руки на себя, на весу, с упором детали на грудь и в том случае, когда деталь лежит на коленях.
10. Оставлять долота или стамески на краю крышки верстака нельзя, так как при внезапном падении инструмента можно получить травму.
11. Хвостовики стамесок, напильников и других инструментов должны быть прочно закреплены в ручке без задиров и сучков. Ни в коем случае нельзя работать неисправным молотком с разбитым или расшлепанным бойком, с треснувшей ручкой. Работа таким инструментом может привести к травме.
12. Режущий инструмент должен быть острым и настроенным. Тупым инструментом гораздо легче пораниться, чем острым, так как к нему приходится прикладывать большие усилия, и он может соскользнуть с обрабатываемой поверхности.
13. Если вы упустили режущий инструмент, то не старайтесь поймать его на лету.
14. Сверло должно быть закреплено в патроне, коловорот нельзя держать так, чтобы сверло было обращено в сторону работающего. Нажимать на нажимную ручку коловорота нужно только руками.. Работать свёрлами, имеющими механические повреждения (слом режущей части, сгиб, тупое и т. д.) нельзя.
15. Гаечные ключи, используемые для ремонтных и настроечно - слесарных работ, должны быть исправны и соответствовать меру гаек .
17. На рабочих местах должен быть только тот инструмент и материалы, которые необходимы для производственного процесса.
18. По окончании работы необходимо убрать своё рабочее место, очистить от опилок и пыли инструмент, уложить его в шкафчик или на стеллаж, сдать инструменты учителю, обо всех неисправностях инструмента доложить учителю.
Поранить себя несложно при неправильном обращении даже с простой пилой или молотком. Поэтому, прежде чем взять в руки инструмент, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, которая есть в каждом кабинете практического обучения, и только потом приступать к работе. Даже если такой инструкции нет, это не значит, что можно не соблюдать элементарные правила безопасности.
Самое первое из них гласит, что для работы пригодны инструменты только в хорошем состоянии, то есть рукоятка должна быть целой и без трещин, удобно располагаться в руке , полотно ножовки должно быть без ржавых пятен, ровным, а режущие зубья остро заточены и разведены (презентация). Пользоваться напильниками без ручек нельзя.. Самым опасным из всех ручных инструментов является тупая пила (презентация)
Используя такую пилу в работе, можно не только глубоко порезать руки, но и занести в рану инфекцию. А произойти это может следующим образом.
Во-первых, тупой пилой редко когда удаётся сделать надпил на поверхности древесины: она часто срывается то вправо, то влево, а при нажиме сгибается чуть ли не пополам. В результате пила может попасть на пальцы или сломаться, а её осколки попадут в глаза. А уж что говорить, если в руках электропила или электрорубанок.
Во-вторых, это правило работы с инструментом. Производить движения необходимо правильно, а не так, как удобно, потому что результат может быть плачевным.
Например: направлять все движения режущего инструмента надо от себя. В противном случае лезвие может соскользнуть и повредить пальцы.
19. Особо внимательным необходимо быть при работе с электроинструментами. Обязательно необходимо проверить не только режущую способность инструмента, но и электропроводку, так как при работе можно задеть оголённый провод и получить удар электротоком.
Это лишь некоторые рекомендации, которые следует соблюдать три выполнении столярных работ. При работе с древесиной необходимо подобрать специальную одежду (халат, фартук), выполненную из достаточно прочного материала.
Правила техники безопасности:
1. Разрешается работать только исправным и остро заточенным режущим инструментом.
2. Топорища топоров, ручки молотков и других ударных инструментов должны быть изготовлены из твёрдых и вязких пород древесины (вяз, дуб, бук, берёза и т. д.), иметь гладкую поверхность и расклинены металлическим завершённым клином.
3. При работе топором ноги ставятся так, чтобы не поранить их в случае срыва топора. При работе не держите руки перед острием инструмента. Обтесывая поверхность топором, держите левую руку выше того места, по которому ударяете топором.
4. С хрупкими материалами надо работать в защитных очках. Если их у вас не оказалось, то сделайте такие очки сами из любой прозрачной пластины и резинки.
5. При работе пилами не допускается ставить палец или руку для направления пилы по риске. При запиле нужно пользоваться бруском.
6. Распиливаемый материал должен быть прочно закреплён в зажимах верстака.
7. Заканчивать пропил следует осторожно, ослабевая нажим на пилу, чтобы обрезанная часть заготовки не упала на ногу.
8. Не оставлять пилу в пропиле, если работа временно прекращена.
9. Во избежание получения травм при работе стамеской нельзя резать в направлении поддерживающей руки на себя, на весу, с упором детали на грудь и в том случае, когда деталь лежит на коленях.
10. Оставлять долота или стамески на краю крышки верстака нельзя, так как при внезапном падении инструмента можно получить травму.
11. Хвостовики стамесок, напильников и других инструментов должны быть прочно закреплены в ручке без задиров и сучков. Ни в коем случае нельзя работать неисправным молотком с разбитым или расшлепанным бойком, с треснувшей ручкой. Работа таким инструментом может привести к травме.
12. Режущий инструмент должен быть острым и настроенным. Тупым инструментом гораздо легче пораниться, чем острым, так как к нему приходится прикладывать большие усилия, и он может соскользнуть с обрабатываемой поверхности.
13. Если вы упустили режущий инструмент, то не старайтесь поймать его на лету.
14. Сверло должно быть закреплено в патроне, коловорот нельзя держать так, чтобы сверло было обращено в сторону работающего. Нажимать на нажимную ручку коловорота нужно только руками.. Работать свёрлами, имеющими механические повреждения (слом режущей части, сгиб, тупое и т. д.) нельзя.
15. Гаечные ключи, используемые для ремонтных и настроечно - слесарных работ, должны быть исправны и соответствовать меру гаек .
17. На рабочих местах должен быть только тот инструмент и материалы, которые необходимы для производственного процесса.
18. По окончании работы необходимо убрать своё рабочее место, очистить от опилок и пыли инструмент, уложить его в шкафчик или на стеллаж, сдать инструменты учителю, обо всех неисправностях инструмента доложить учителю.
Поранить себя несложно при неправильном обращении даже с простой пилой или молотком. Поэтому, прежде чем взять в руки инструмент, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, которая есть в каждом кабинете практического обучения, и только потом приступать к работе. Даже если такой инструкции нет, это не значит, что можно не соблюдать элементарные правила безопасности.
Самое первое из них гласит, что для работы пригодны инструменты только в хорошем состоянии, то есть рукоятка должна быть целой и без трещин, удобно располагаться в руке , полотно ножовки должно быть без ржавых пятен, ровным, а режущие зубья остро заточены и разведены (презентация). Пользоваться напильниками без ручек нельзя.. Самым опасным из всех ручных инструментов является тупая пила (презентация)
Используя такую пилу в работе, можно не только глубоко порезать руки, но и занести в рану инфекцию. А произойти это может следующим образом.
Во-первых, тупой пилой редко когда удаётся сделать надпил на поверхности древесины: она часто срывается то вправо, то влево, а при нажиме сгибается чуть ли не пополам. В результате пила может попасть на пальцы или сломаться, а её осколки попадут в глаза. А уж что говорить, если в руках электропила или электрорубанок.
Во-вторых, это правило работы с инструментом. Производить движения необходимо правильно, а не так, как удобно, потому что результат может быть плачевным.
Например: направлять все движения режущего инструмента надо от себя. В противном случае лезвие может соскользнуть и повредить пальцы.
19. Особо внимательным необходимо быть при работе с электроинструментами. Обязательно необходимо проверить не только режущую способность инструмента, но и электропроводку, так как при работе можно задеть оголённый провод и получить удар электротоком .
Это лишь некоторые рекомендации, которые следует соблюдать три выполнении столярных работ. При работе с древесиной необходимо подобрать специальную одежду (халат, фартук), выполненную из достаточно прочного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Декоративно-художественная обработка древесины»
Цели и планирование работы кружка....
Рабочая программа дополнительного образования внеурочной деетельности "Художественная обработка древесины "5-6 класса
Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год обучения, носит как индивидуальный, так и груп...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями"
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.Об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» разработана для учащихся 4-5 классов, срок реализации 1 год. Составлена на основе примерной пр...
Рабочая программа кружка по курсу внеурочной деятельности "Художественная обработка дерева"
Кружок "Художественная обработка дерева"...