Методическая разработка технологической карты урока "Лоскутная пластика"
методическая разработка по технологии (8 класс)
Цель урока: формировать понятие об аппликации, её видах, отработать навыки по выполнению аппликации и практическому её применению в жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomakina_n.v._tehnologicheskaya_karta_loskutnaya_plastika.docx | 664.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Ломакина Надежда Васильевна, учитель технологии, МОУ «СОШ №6 с УИОП», г. Надым, ЯНАО
Методическая разработка технологической карты урока: «Лоскутная пластика»
Предмет | Технология |
Класс | 8 |
Тип урока | урок усвоения новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Тема | Лоскутная пластика |
Целевые ориентиры | Формировать понятие об аппликации, её видах, отработать навыки по выполнению аппликации и практическому её применению в жизни |
Планируемый результат | Предметные: знание видов аппликации из ткани, применение в жизни, освоение приемами выполнения работы; Метапредметные: Познавательные: осознание выбора наиболее эффективного способа решения учебных и познавательных задач, выражать свои мысли и вести диалог; Регулятивные: умение организовать деятельность в группах, соотносить цель и результат своего действия, оценивание правильности выполнения работы и ответственности за конечный результат. Коммуникативные: планирование работы в сотрудничестве с учителем и сверстниками, работа в группе, следование этическим нормам и правилам ведения диалога, аргументирование в устной форме результатов своей деятельности. Личностные: воспитание наблюдательности, внимания, аккуратности, усидчивости, воображения, пробуждения фантазии. |
Основные понятия | Аппликация, флизелин, тамбурный, петельный, гладьевой швы, зигзагообразная строчка |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, история |
Ресурсы | Ткань, игла, портновские булавки, мел, нить, ножницы, игольница, шаблоны, технологические карты, образец аппликации, печатный текст для чтения |
Информационно-образовательное пространство | мультимедийная презентация |
Технологии | ТРКМ, практико-ориентированное обучение, ИКТ |
Форма организации деятельности | фронтальная, индивидуальная, парная |
Методы обучения | словесный, иллюстративный, практический |
Приемы обучения | «Кластер», «Перепутанные логические цепочки», «Шесть шляп мышления» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Средства, задания, метод, приемы | |
1.Организационный момент | Приветствие обучающихся, готовность к уроку | Организовывают себя к учёбе. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его | словесный метод | |
СТАДИЯ ВЫЗОВА | |||||
2.Актуализация знаний. Определение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Предлагает просмотр иллюстраций на слайдах. Беседует с обучающимися Какой вид декоративно-прикладного искусства вы увидели? Что такое аппликация? Какова сегодняшняя тема урока? Я правильно вас поняла: «Лоскутная пластика - аппликация» (записывает тему на доске). Нужно ли нам в жизни применять аппликацию? Цель урока: познакомиться с различными видами аппликации, выполнить её, определить применение её в жизни. Предлагает из текста выбрать признаки различных видов аппликаций. Записывает на доске виды и признаки аппликации схематично по ответам обучающихся | Просматривают фотографии на слайдах. Отвечают на поставленный вопрос. Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или изображений из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, бумага, ткань. Обучающиеся самостоятельно определяют цель познавательной деятельности, определяют задачи для её достижения. Обучающиеся самостоятельно работают с текстами в парах: определяют вид и признаки аппликации по предложенному тексту. | Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу Коммуникативные: - развитие умения слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. | иллюстративный метод слайд №2 прием «Кластер -паучок» | |
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ | |||||
3. Поддержка цели, поставленной на стадии вызова – усвоение новых знаний | Предлагает образец с предметной (простой) аппликацией. По каким признакам определили? Раздает таблицы с пустыми графами, предлагает установить алгоритм выполнения аппликации по предложенному тексту и графическому выполнению работы. | Просмотр образца с аппликацией. Обучающиеся определяют вид аппликации на образце; определяют способ обработки аппликации; устанавливают алгоритм действий, по описанию и графическому выполнению работы. Приклеивают в таблице текст с графическим изображением. | Познавательные: - осознание выбора наиболее эффективного способа решения задачи; умение организовать деятельность в группах; Регулятивные: - развитие умения прогнозировать; Коммуникативные: - учёт разных мнений и стремление координации различных позиций в сотрудничестве | словесный метод слайд №3 прием «Перепутанные логические цепочки» | |
4. Применение полученных знаний, обретение новых умений и навыков. | 1. Какие правила безопасного труда необходимо соблюдать при практической работе? 2. Какие требования оценки выполнения работы необходимо соблюдать? (таблица с критериями) Предлагает выполнить практическую работу. В процессе работы контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости. | Отвечают на поставленные вопросы. Повторяют инструктаж по технике безопасности с инструментами (с иглой, булавками, ножницами, электроутюгом). Обсуждают и анализируют критерии оценивания выполнения аппликации. Выполняют аппликацию по таблице (технологической карте) Оценивают себя по критериям. | Познавательные: - выявление места и причины затруднения Регулятивные: - умение прогнозировать, оценивать выполненную работу; Личностные: - пробуждение ответственности за конечный результат; Коммуникативные: - умение поддерживать диалог со сверстниками | Слайд №4 словесный метод практический метод | |
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ | |||||
5. Информация о домашнем задании | Предлагает дифференцированное домашнее задание: стандартное 1- выучить (прочитать) теоретический материал; повышенное 2- составить алгоритм выполнения машинного шва «зигзаг»; творческое 3 – придумать и зарисовать эскиз изделия (сувенира), описание изделия в тетради (что можно выполнить из этого лоскута?). | Принимают и выбирают способы выполнения аппликации. | Регулятивные: - осознание самостоятельного посильного выбора работы | стандартный, практический, творческий метод | |
6. Рефлексия | Обобщение полученных знаний. Предлагает учащимся принять участие в обсуждении урока (принять правила игры) Координирует итоги обсуждения. | Осознание решения задач и достижения цели урока, оценивая свою деятельность на уроке. Принимая шляпу определенного цвета, учащиеся высказывают свое мнение о полученных знаниях, чувствах, затруднениях на уроке, отвечая на определенные предварительно поставленные вопросы. Высказывают свое мнение, впечатления о проделанной работе, что узнали нового, где можно применить в дальнейшей жизни аппликацию, какие затруднения испытывали при выполнении работы. | Личностные: - первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Коммуникативные: - умение слушать мнение сверстников; Познавательные: -присвоение новой информации; - формирование у каждого учащегося собственного мнения полученных знаний | Слайд № иллюстративный, словесный метод прием «6 шляп мышления» |
Приложение 1
Прием «Кластер - паучок»
Приложение 2
Карта пооперационного контроля к практической работе «Аппликация из ткани»
№ п/п | Критерии оценивания | Максимальное количество баллов | Фактическое количество баллов |
1. | Правильно приутюжен флизелин (не отслаивается от основной ткани) | 1 | |
2. | Ровные срезы ткани детали аппликации | 1 | |
3. | Правильное направление долевой нити на основной ткани | 1 | |
4. | Качество наметочных стежков | 2 | |
Итого: | 5 | ||
5. | Качество строчки (равномерность натяжения верхней и нижней нитей) | 4 | |
6. | Качество влажно - тепловой обработки | 1 | |
Итого: | 5 |
Практическая работа «Выполнение аппликации из ткани»
Материалы
Инструменты
Оборудование
- ткань основная
- лоскуты ткани
- флизелин
- нитки швейн
- ножницы
- игла и булавки
- портновский мел
- утюг и гладильная доска
- швейная машина
№ п/п | Последовательность выполнения | Графическое изображение |
1. | Подготовка шаблона из бумаги | |
2. | Вырезать размер ткани для аппликации с припусками, учитывая долевую нить. | |
2. | На изнаночную сторону аппликационной ткани приутюжить клеевой флизелин (флизелин вырезается одного размера с тканью для аппликации). | |
3. | Наложить шаблон в зеркальном отображении на ткань для аппликации со стороны флизелина и обвести шаблон по контуру портновским мелом или карандашом | |
4. | Наложить аппликацию на лицевую сторону основной ткани, приколоть булавками.Наметать деталь аппликации вдоль среза ткани, ширина шва 3мм. Примечание: следить за совпадением направления долевых нитей. | |
5. | Проложить мелкую зигзагообразную строчку по контуру аппликации с лицевой стороны. Удалить сметочные стежки. | |
6. | Произвести влажно-тепловую обработку |
Приложение 3
Приём «Шесть шляп мышления»
Цвет шляпы | Вопросы для учащихся |
– роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. |
Как и где взять необходимую информацию? |
– роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. |
|
– роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. |
|
– роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа предполагаемых проблем. Нужно рассмотреть сложности и недостатки. | Поделитесь с нами своими трудностями, проблемами, расскажите, что было не понятно? Каких ошибок нужно избежать? |
- роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. |
Попробуйте, предложить, где нам могут пригодиться наши знания? |
– роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. | Внимательно выслушивает все мнения, подводит итоги, делает выводы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка
Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...
Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"
В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....
Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.
Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....
Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...
методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"
Тема: «Самые беспозвоночные: в воде и на суше» (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель: познакомиться с членис...
Методическая разработка: технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл.
Технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл....
Методическая разработка "Технологическая карта урока алгебры по теме "Умножение многочлена на многочлен", 7 класс".
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Умножение многочлена на многочлен"....