Методическая разработка технологической карты урока "Лоскутная пластика"
методическая разработка по технологии (8 класс)

Цель урока: формировать понятие об аппликации, её видах, отработать навыки по выполнению аппликации и практическому её применению в жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ломакина Надежда Васильевна, учитель технологии, МОУ «СОШ №6 с УИОП», г. Надым, ЯНАО

Методическая разработка технологической карты урока: «Лоскутная пластика»

Предмет

Технология

Класс

8

Тип урока

урок усвоения новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема

Лоскутная пластика

Целевые ориентиры

Формировать понятие об аппликации, её видах, отработать навыки по выполнению аппликации и практическому её применению в жизни

Планируемый результат

Предметные: знание видов аппликации из ткани, применение в жизни, освоение приемами выполнения работы;

Метапредметные: 

Познавательные: осознание выбора наиболее эффективного способа решения учебных и познавательных задач, выражать свои мысли и вести диалог;

Регулятивные: умение организовать деятельность в группах, соотносить цель и результат своего действия, оценивание правильности выполнения работы и ответственности за конечный результат.

Коммуникативные: планирование работы в сотрудничестве с учителем и сверстниками, работа в группе, следование этическим нормам и правилам ведения диалога, аргументирование в  устной форме результатов своей деятельности.

Личностные: воспитание наблюдательности, внимания, аккуратности, усидчивости, воображения, пробуждения фантазии.

Основные понятия

Аппликация, флизелин, тамбурный, петельный, гладьевой швы, зигзагообразная строчка

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, история

Ресурсы

Ткань, игла, портновские булавки, мел, нить, ножницы, игольница, шаблоны, технологические карты, образец аппликации, печатный текст для чтения

Информационно-образовательное пространство

мультимедийная презентация

Технологии

ТРКМ, практико-ориентированное обучение, ИКТ

Форма организации деятельности

фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения

словесный, иллюстративный, практический

Приемы обучения

«Кластер», «Перепутанные логические цепочки», «Шесть шляп мышления»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Средства, задания,

метод, приемы

1.Организационный момент

Приветствие обучающихся, готовность к уроку

Организовывают себя к учёбе.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

словесный

метод

СТАДИЯ ВЫЗОВА

2.Актуализация знаний.

Определение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 

Предлагает просмотр иллюстраций на слайдах.

Беседует с обучающимися

Какой вид декоративно-прикладного искусства вы увидели?

 Что такое аппликация?

Какова сегодняшняя тема урока?

Я правильно вас поняла: «Лоскутная пластика - аппликация» (записывает тему на доске).

Нужно ли нам в жизни применять аппликацию?

Цель урока: познакомиться с различными видами аппликации, выполнить её, определить применение её в жизни.

Предлагает из текста выбрать признаки различных видов аппликаций.

Записывает на доске виды и признаки аппликации схематично по ответам обучающихся

Просматривают фотографии на слайдах.

Отвечают на поставленный вопрос.

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или изображений из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, бумага, ткань. 

Обучающиеся самостоятельно определяют цель познавательной деятельности, определяют задачи для её достижения.

Обучающиеся самостоятельно работают с текстами в парах: определяют вид и признаки аппликации по предложенному тексту.

Личностные:

- формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу

Коммуникативные:

- развитие умения слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть  диалогической формой речи.

иллюстративный метод

слайд №2

прием «Кластер -паучок»

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

3. Поддержка цели, поставленной на стадии вызова – усвоение новых знаний

Предлагает образец с предметной (простой) аппликацией.

По каким признакам определили?

Раздает таблицы с пустыми графами, предлагает установить алгоритм выполнения аппликации по предложенному тексту и графическому выполнению работы.

Просмотр образца с аппликацией.

Обучающиеся определяют вид аппликации на образце; определяют способ обработки аппликации; устанавливают алгоритм действий, по описанию и графическому выполнению работы.

Приклеивают в таблице текст

с графическим изображением.

Познавательные:

- осознание выбора наиболее эффективного способа решения задачи; умение организовать деятельность в группах;

Регулятивные:

- развитие умения прогнозировать;

Коммуникативные:

- учёт разных мнений и стремление координации различных позиций в сотрудничестве

словесный метод

слайд №3

прием «Перепутанные логические цепочки»

4. Применение полученных знаний, обретение новых умений и навыков.

1. Какие правила безопасного труда необходимо соблюдать при практической работе?

2. Какие требования оценки выполнения работы необходимо соблюдать? (таблица с критериями)

Предлагает выполнить практическую работу.

В процессе работы контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.

Отвечают на поставленные вопросы.

Повторяют инструктаж по технике безопасности с инструментами (с иглой, булавками, ножницами, электроутюгом).

Обсуждают и анализируют критерии оценивания выполнения аппликации.

Выполняют аппликацию по таблице (технологической карте)

Оценивают себя по критериям.

Познавательные:

- выявление места и причины затруднения

Регулятивные:

- умение прогнозировать, оценивать выполненную работу;

Личностные:

- пробуждение ответственности за конечный результат;

Коммуникативные:

- умение поддерживать диалог со сверстниками

Слайд №4

словесный метод

практический метод

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

5. Информация о домашнем задании

Предлагает дифференцированное домашнее задание:

стандартное 1- выучить (прочитать) теоретический материал;

повышенное 2- составить алгоритм выполнения машинного шва «зигзаг»;

творческое 3 – придумать и зарисовать эскиз изделия (сувенира), описание изделия в тетради (что можно выполнить из этого лоскута?).

Принимают и выбирают способы выполнения аппликации.

Регулятивные:

- осознание самостоятельного посильного выбора работы

стандартный, практический, творческий метод

6. Рефлексия

Обобщение полученных знаний.

Предлагает учащимся принять участие в обсуждении урока (принять правила игры)

 Координирует итоги обсуждения.

Осознание решения задач и достижения цели урока, оценивая свою деятельность на уроке.

Принимая шляпу определенного цвета, учащиеся высказывают свое мнение о полученных знаниях, чувствах, затруднениях на уроке, отвечая на определенные предварительно поставленные вопросы. Высказывают свое мнение, впечатления о проделанной работе, что узнали нового, где можно применить в дальнейшей жизни аппликацию, какие затруднения испытывали при выполнении работы.

Личностные:

- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Коммуникативные:

- умение слушать мнение сверстников;

Познавательные:

-присвоение новой информации;

- формирование у каждого учащегося собственного мнения полученных знаний

Слайд №

иллюстративный, словесный метод

прием «6 шляп мышления»

Приложение 1

Прием «Кластер - паучок»

Приложение 2

Карта пооперационного контроля к практической работе «Аппликация из ткани»

п/п

Критерии оценивания

Максимальное

количество баллов

Фактическое количество баллов

1.

Правильно приутюжен флизелин (не отслаивается от основной ткани)

1

2.

Ровные срезы ткани детали аппликации

1

3.

Правильное направление долевой нити на основной ткани

1

4.

Качество наметочных стежков

2

Итого:

5

5.

Качество строчки (равномерность натяжения верхней и нижней нитей)

4

6.

Качество влажно - тепловой обработки

1

Итого:

5

Практическая работа «Выполнение аппликации из ткани»

Материалы                                                  

Инструменты                                                

Оборудование

  • ткань основная
  •  лоскуты ткани
  • флизелин
  • нитки швейн

  • ножницы
  • игла и булавки
  • портновский мел

  • утюг и гладильная доска
  • швейная машина

№ п/п

Последовательность выполнения

Графическое изображение

1.

Подготовка шаблона из бумаги

C:\Users\1\Desktop\044f638270342c0f6787622684aef036.jpg

2.

Вырезать размер ткани для аппликации с припусками, учитывая долевую нить.

C:\Users\1\Desktop\044f638270342c0f6787622684aef036.jpg

2.

На изнаночную сторону аппликационной ткани приутюжить клеевой флизелин (флизелин вырезается одного размера с тканью для аппликации).

3.

Наложить шаблон в зеркальном отображении на ткань для аппликации со стороны флизелина и обвести шаблон по контуру портновским мелом или карандашом

C:\Users\1\Desktop\044f638270342c0f6787622684aef036.jpg

4.

Наложить аппликацию на лицевую сторону основной ткани, приколоть булавками.Наметать деталь аппликации вдоль среза ткани, ширина шва 3мм.

Примечание: следить за совпадением направления долевых нитей.

C:\Users\1\Desktop\1ruk.jpg

5.

Проложить мелкую зигзагообразную строчку по контуру аппликации с лицевой стороны.

Удалить сметочные стежки.

C:\Users\1\Desktop\b7078e636a719147470f26b6f83da2dd.jpgC:\Users\1\Desktop\9748744862.jpg

6.

Произвести влажно-тепловую обработку

Приложение 3

Приём «Шесть шляп мышления»

Цвет шляпы

Вопросы для учащихся

– роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. C:\Users\1\Desktop\Дивергентное мышление\Новая папка\img9 (6).jpg

  • Что мы узнали? Что не знаем? Что нужно узнать?

Как и где взять необходимую информацию?

 – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. C:\Users\1\Desktop\Дивергентное мышление\Новая папка\img9 (6).jpg

  • Что я чувствую? Что говорит моя интуиция? Что для меня важно?
  • Поделитесь, какие эмоции вы испытывали, менялось ли ваше настроение?

– роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе.C:\Users\1\Desktop\Дивергентное мышление\Новая папка\img9 (6).jpg

  • Что полезного, интересного вы узнали на уроке?
  • Каким способом достичь? Какие возможности для меня открываются? Как усовершенствовать? Какие сильные стороны? Насколько интересна эта идея?

– роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа предполагаемых проблем.  Нужно рассмотреть сложности и недостатки.C:\Users\1\Desktop\Дивергентное мышление\Новая папка\img9 (6).jpg

Поделитесь с нами своими  трудностями, проблемами, расскажите, что было не понятно?  Каких ошибок нужно избежать?

-  роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. C:\Users\1\Desktop\Дивергентное мышление\Новая папка\img9 (6).jpg

  • Как выбрать и то, и другое? Каким образом сделать еще интереснее? Как лучше решить проблему?

Попробуйте, предложить, где нам могут пригодиться наши знания?

– роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. C:\Users\1\Desktop\Дивергентное мышление\Новая папка\img9 (6).jpg

Внимательно выслушивает все мнения, подводит итоги, делает выводы.

  • К какому результату мы стремимся? Какие выводы можно сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"

В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....

Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.

Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Методическая разработка: технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл.

Технологическая карта  урока физической культуры раздел: спортивные игры.  Волейбол. 5 кл....

Методическая разработка "Технологическая карта урока алгебры по теме "Умножение многочлена на многочлен", 7 класс".

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Умножение многочлена на многочлен"....