Программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс)
Аннотация
к рабочей программе по профессионально-трудовому обучению
(цветоводство и декоративное садоводство), 6 класс
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное
садоводство) 6 класс разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» 2019-2020 учебный год;
- Учебный план КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
- Положение о разработке рабочих программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы и внеурочной деятельности.
в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В. В.
Программа предназначена для работы с обучающимися 6 классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе учебной программы «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой. Она включает следующие разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета; тематическое планирование, описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Согласно учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение цветоводству и декоративному садоводству в объеме 8 часов в неделю.
Основной целью курса является ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, ориентирующих их на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.
Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы уроков, как экскурсии, лабораторные работы. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass.docx | 85.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе по профессионально-трудовому обучению
(цветоводство и декоративное садоводство), 6 класс
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное
садоводство) 6 класс разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» 2019-2020 учебный год;
- Учебный план КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
- Положение о разработке рабочих программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы и внеурочной деятельности.
в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В. В.
Программа предназначена для работы с обучающимися 6 классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе учебной программы «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой. Она включает следующие разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета; тематическое планирование, описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Согласно учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение цветоводству и декоративному садоводству в объеме 8 часов в неделю.
Основной целью курса является ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, ориентирующих их на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.
Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы уроков, как экскурсии, лабораторные работы. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Структура рабочей программы:
1.Пояснительная записка.
2.Общая характеристика учебного предмета.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
4.Планируемые результаты освоения программы.
5.Содержание учебного предмета.
6.Календарно-тематическое планирование.
7.Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
8. Приложение (КИМы)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб.2.;
- Учебного плана Образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год;
- Образовательной программы КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат».
Программа предназначена для работы с обучающимися 6 классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе учебной программы «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой.
Согласно Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение цветоводству и декоративному садоводству в объеме 8 часов в неделю.
Основной целью курса является ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, ориентирующих их на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.
Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода
нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика («Разметка посадочных рядков»), биология («Строение цветкового растения», «Породы деревьев и кустарников», «Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам»), ручной труд («Бумажные пакеты для расфасовки семян», «Изготовление гербария для упражнений в распознавании деревьев и кустарников»).
Формы организации трудового обучения.
Трудовое обучение в адаптивной школе организуется в различных формах: проводятся учебные уроки, летняя трудовая практика, факультативы.
Основной формой организации профессионально-трудового обучения обучающихся являются сдвоенные уроки продолжительностью по 40 минут.
Урок по профессионально-трудовому обучению в дидактическом отношении приравнивается к уроку по общеобразовательному предмету, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам. Требования, предъявляемые к уроку по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого урока.
3. Соблюдение дидактических этапов урока. Обучение — структурный процесс, поэтому каждый урок должен иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура урока зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Обучение школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием следующих методов работы: рассказа, объяснения, разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений. Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений, и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приёмам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.
В воспитательных целях рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
2. Общая характеристика учебного предмета
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- повышение уровня познавательной активности;
- развитие способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;
- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;
- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрытие причинно-следственных связей явлений природы на доступном учащимся уровне и расширение их кругозор.
Воспитательная направленность задач профессионально-трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе.
Программа для 6 класса представлена следующими разделами:
- Сбор семян садовых цветковых растений
- Цветковые культуры, размножаемые вегетативно
- Однолетние и многолетние цветковые растения
- Многолетние цветковые растения в цветниках и других посадках.
- Зимующие многолетние цветковые растения
- Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений
- Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями
- Осенний уход за декоративными кустарниками
- Изготовление тары для хранения крупных партий семян
- Обмолот и расфасовка цветочных семян
- Уход за комнатными цветковыми растениями
- Строение цветкового растения
- Почвы
- Зимние работы в сквере и парке
- Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением
- Подготовка цветника к весенне-летнему сезону
- Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике
- Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных
- Уход за однолетними цветковыми растениями
- Практическое повторение
- Контрольные работы
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Профессионально-трудовое обучение (профиль цветоводство и декоративное садоводство), 6 класс является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана на 6 класс - 280 часов в год (8 часов в неделю, 35 учебных недель);
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы составляет 6-7 человек.
Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут.
Распределение часов на изучаемые разделы учебной программы по профессионально-трудовому обучению
(цветоводство и декоративное садоводство)
6 класс
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 4 |
2. | Сбор семян садовых цветковых растений | 11 |
3. | Цветковые культуры, размножаемые вегетативно | 4 |
4. | Однолетние и многолетние цветковые растения | 4 |
5. | Зимующие многолетние цветковые растения | 6 |
6. | Деление и посадка зимующих многолетников | 14 |
7. | Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями | 8 |
8. | Осенний уход за декоративными кустарниками | 9 |
9. | Изготовление тары для хранения крупных партий семян | 12 |
10. | Обмолот и расфасовка цветочных семян | 6 |
11. | Уход за комнатными цветковыми растениями | 12 |
12. | Строение цветкового растения | 13 |
13. | Почвы | 8 |
14. | Зимние работы в сквере и парке | 6 |
15. | Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением | 6 |
16. | Подготовка цветника к весенне-летнему сезону | 5 |
17. | Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике | 8 |
18. | Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных | 4 |
19. | Уход за однолетними цветковыми растениями | 6 |
20 | Практическое повторение | 122 |
- Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения цветоводству и декоративному садоводству в 6 классе обучающиеся должны:
6 класс
Знать | Уметь | Жизненная компетенция |
|
вподгибку с закрытым срезом;
|
|
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
- Тестов
- Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
- Практических работ.
Для проверки усвоения основных знаний и умений, обучающихся используется такая форма исследования подготовленности обучающихся, как тестирование. Ученику предлагается ряд тестовых заданий по каждому изученному разделу программы и по всей учебной программе в конце года. Использование тестовых заданий, представленных различными вариантами ответов, соответствует конкретно-операционному мышлению ученика, но, в то же время при решении этих заданий он может применить своё умение логически мыслить.
Применение тестовых заданий позволяет:
- За небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у всех обучающихся;
- Оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);
- Закрепить у обучающихся полученные знания, систематизировать их, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);
- Обеспечить индивидуальное развитие ученика (развивающая функция).
Тестирование проводится в условиях школьного урока. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная.
Обучающимся предлагаются примерные задания нескольких видов:
- Выбор одного или нескольких правильных ответов («да», «нет»);
- Установление правильной последовательности действий (проставление нужных цифр у каждой из предложенных позиций);
- Установление соответствия.
Основным критерием эффективности усвоения содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала КУ. Он определяется как отношение правильных ответов, обучающихся в тесте к общему количеству заданий (по В.П. Беспалько). 50% правильно выполненных заданий позволяет поставить ученику оценку «зачтено», что означает усвоение им программы обучения. Оценка знаний обучающихся проводится по пятибалльной системе. При выполнении теста ставится отметка:
«5» - при выполнении 80-100% всех заданий;
«4» - при выполнении 60-80% заданий;
«3» - за 50-60% правильно выполненных заданий.
Применение тестов в учебном процессе позволяет определить уровень усвоения обучающимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на обучающихся коррекционной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика.
Содержание вариативных тестовых заданий соответствует основным разделам авторской программы Е.А.Ковалевой по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 класс.
Кроме того, в конце каждой четверти предусматривается контрольная работа обучающихся (1-2 занятия, 2 учебных часа). Перед её началом школьникам сообщается назначение объекта, норма времени на его выполнение и количество выполняемых работ.
В процессе работы обучающиеся без помощи учителя ориентируются в задании, планируют и контролируют правильность выполнения задания. В ходе этой работы объектом внимания учителя должен быть весь процесс самостоятельной деятельности обучающихся, а не только её результат: при подведении (анализе) итогов с обязательным привлечением школьников педагогу необходимо показать достоинства и недостатки контрольных работ ребят.
Для отдельных более отстающих обучающихся допускается упрощение содержания контрольной работы.
В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа. Объекты и условия выполнения которой разрабатываются методическим объединением учителей профессионально-трудового обучения школы.
Все материалы по итогам проверки знаний и умений обучающихся анализируются учителем ПТО, обсуждаются на заседаниях МО, систематизируются в тематическую папку «Диагностика профессионально-трудового обучения», которая хранится в кабинете.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Для проверки теоретических знаний, умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестовых заданий или практической контрольной работы.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
70-94%% | хорошо |
50-69%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы, исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2»ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
5.Содержание учебного предмета
I четверть
Сбор семян садовых цветковых растений
Теоретические сведения.Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте (космея, василек, дельфиниум, иберис, и др.). Признаки созревания семян. Приемы сбора семян с вегетирующих цветочных растений. Садовые ножницы: приемы работы. Техника безопасности.
Практические работы.Определение растений для сбора семян. Срезка подсохших плодов с частью стебля. Размещение плодов в картонные коробки и установка на просушивание.
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно
Теоретические сведения.Способы размножения растений (семенной и вегетативный). Цветковое растение, размножаемое вегетативно: виды, использование в цветнике.
Однолетние и многолетние цветковые растения
Виды цветкового растения (однолетнее и многолетнее). Разница между видами. Примеры многолетних цветковых растений, дающих семена, но размножаемых вегетативно. Нецелесообразность семенного размножения этих растений.
Наблюдение.Многолетние цветковые растения в цветниках и других посадках.
Зимующие многолетние цветковые растения
Виды многолетних цветковых растений (зимующие и незимующие). Разница между видами. Примеры местных зимующих многолетних цветковых растений (пионы, флоксы, ирисы или др.). Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Понятие деление многолетнего растения. Необходимость деления на части для многолетника.
Упражнение.Определениевида зимующего многолетнего цветкового растения.
Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений
Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. Подготовка растения к пересадке. Подготовка почвы и посадочной ямы для него. Пион: декоративные качества, биологические особенности, периодичность деления и пересадки.
Практические работы. Подготовка глиняной болтушки. Обрезка листьев пиона и укорачивание стеблей наполовину. Выкопка посадочных ям. Глубокий подкоп под ним и выкопка. Обильный полив маточного куста. Полная промывка корневища и корней в емкости с водой. Подготовка длинного заостренного делительного колышка. Осмотр куста и определение на глаз количества деленок (на каждой должно
быть по 5—7 глазков и отдельных корней). Разметка мест деления нитками. Деление куста колышками и обмакивание корней и корневищ деленок в глиняную болтушку. Насыпка холмиком почвы в посадочные ямы. Посадка деленок (установка на холмик, расправление корней и корневищ, засыпка почвой так, чтобы глазки были на уровне поверхности почвы). Уплотнение почвы. Полив деленок. Мульчирование и досыпка почвы.
Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями
Состав растения (подземная и надземная части). Надземная часть: строение, признаки отмирания. Подземная часть (луковица, корневище, почки). Виды зимующих многолетников цветковых растений (требующие и не требующие легкого прикрытия на зиму).
Практические работы.Удаление отмерших стеблей и листьев с растений. Неглубокое рыхление вокруг растений и вскапывание почвы в междурядьях. Перед наступлением устойчивых морозов легкое укрытие растений торфяной крошкой.
Практическое повторение
Виды работы. Осенние работы в цветнике. Расчистка дорожек вокруг школы.
II четверть
Осенний уход за декоративными кустарниками
Кустарники, используемые для озеленения школьного двора: названия, правила осеннего ухода. Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: виды, правила безопасной работы.
Практические работы.Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных. Удаление срезанных веток. Сгребание опавших листьев. Вскапывание почвы вокруг кустов.
Изготовление тары для хранения крупных партий семян
Способы хранения крупных партий цветочных семян. Тканевый мешочек — наилучшая тара для хранения крупной партии цветочных семян. Размеры мешочка, ткань, изготовление (способы соединения краев).
Практические работы.Заготовка деталей для пошива мешочка. Складывание деталей. Соединение боковых краев ручным стачным швом. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом.
Обмолот и расфасовка цветочных семян
Обмолот семян мелкосемянных цветочных растений: цель, правила, приспособления. Правила безопасной работы с приспособлениями.
Практические работы. Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян. Разбор, очистка, сортировка и фасовка в бумажные пакеты семян.
Уход за комнатными цветковыми растениями
Приемы ухода за комнатными растениями (рыхление уплотненной почвы, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших листьев). Случаи, когда следует укорачивать стебли. Признаки необходимости перевалки или деления растения.
Практические работы.Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и побегов с растений. Легкое рыхление поверхности почвы вокруг них. Добавка земляной смеси (по необходимости). Полив растений.
Практическое повторение
Виды работы.Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением, указанным учителем.
III четверть
Строение цветкового растения
Общее представление об органах цветкового растения (корни, стебли, листья, цветки). Разнообразие и форма стеблей и листьев. Виды листа (простой и сложный). Форма и окраска цветков. Особенности цветков растений (корневища, луковица, клубень, корнеклубни), назначение корневища, луковиц, клубня и корнеклубня у цветкового растения.
Упражнения. Определение растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями, с простыми и сложными листьями, с одиночными цветками и соцветиями.
Почвы
Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет. Глинистые и песчаные почвы: вид, признаки, свойства (отношение к воде). Перегной почвы: образование, значение для выращивания растений.
Демонстрация опытов.Обнаружение перегноя в почве. Обнаружение воды в почве. Проникновение воды в песчаную и глинистую почву
Лабораторные работы.Отделение песка от глины в почве. Обнаружение перегноя в почве.
Упражнение. Определение песчаной и глинистой почв.
Зимние работы в сквере и парке
Уход за городскими сквером и парком зимой. Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений, закрепленных за ним.
Практические работы.Чистка от снега дорожек и площадок в сквере или парке.
Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением
Зимующее многолетнее, требующее ранневесеннего ухода цветковое растение: виды ухода.
Практические работы. Удаление мульчирующего слоя. Легкое рыхление почвы. Более глубокое рыхление почвы при появлении ростков.
Практическое повторение
Виды работы.Уход за комнатными растениями. Распознавание форм стеблей и листьев, одиночных цветков и соцветий, корней и корневищ у разных цветковых растений
IV четверть
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону
Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая посадка. Использование однолетних цветковых растений, выращиваемых посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. Определение мест рабатки, групповой посадки, размещение бордюра. Оформление краев рабатки.
Практические работы.Составление плана размещения рабатки из однолетних цветковых растений. Вскапывание почвы на рабатке. Вскапывание участков для размещения высокостебельных однолетних цветковых растений на фоне кустарников или на газоне.
Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике
Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности. Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве. Расстояния между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.
Практические работы.Рыхление и выравнивание почвы. Разметка рядков с помощью веревки или маркера, колышков и мерной ленты. Углубление посевных рядков по разметке. Раскладка семян в посевные борозды и заделка их.
Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных
Лилия тигровая: внешнее строение, декоративные качества, требования к условиям выращивания, продолжительность выращивания на одном месте.
Практические работы.Рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений. При необходимости, выкапывание молодых растений для прореживания посадок. Полив. При необходимости подвязывание стеблей к колышкам.
Уход за однолетними цветковыми растениями
Способность однолетних цветковых растений к образованию многочисленных боковых побегов. Причина, последствия боковых побегов.
Зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растения в полном развитии. Необходимость прореживания некоторых однолетних цветковых растений.
Практические работы. Прореживание растений с ориентировкой на образцово обработанный участок. Полив растений. Оформление краев рабатки подручными средствами.
Практическое повторение
Видыработы.Весенний уход за кустарниками. Расчистка дорожек. Обработка аллей и кустарников. Уборка территории вокруг школы.
6.Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Дидактическая цель | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
Планируемая | Фактическая |
Первая четверть | ||||||||
День знаний | . | 2 | 02.09. | |||||
I. | Вводное занятие | Осмотр состояния цветковых растений, посеянных весной. Изучение задач обучения в первой четверти и в течение всего учебного года | Познавательно-информационная беседа. Знакомство с содержанием обучения в предстоящем году, с рабочим местом и правилами ухода за ним. Распределение рабочих мест. Вводный инструктаж по охране труда. Ознакомление с задачами обучения в первой четверти и в течение всего учебного года. Осмотр состояния цветковых растений, посеянных весной. | 1 | 04.09 | |||
II. | Сбор семян садовых цветковых растений. | |||||||
1. | Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте. | Изучить виды растений, выращиваемых в открытом грунте (однолетники, двулетники, многолетники). | Слушание учителя. Систематизация видов растений, выращиваемых в открытом грунте. Определение видов цветкового растения. Определение признаков созревания семян. Определение степени зрелости семян. Выделение растений пригодных для сбора семян. Изучение приёмов сбора семян с вегетирующих цветочных растений. Изучение приёмовработы с садовыми ножницами и технику безопасной работы с ними. Практическая работа. Срезка плодов с частью стебля. Практическая работа. Сбор семян однолетников. Практическая работа. Размещение семян в коробки и установка на просушивание. | 1 2 | 04.09. 06.09 | |||
2. | Признаки созревания семян. | Изучить признаки созревания семян. | 1 | 07.09. | ||||
3. | Практическая работа. Определение растений для сбора семян. | Научить выделять растения пригодные для сбора семян. | 1 | 07.09. | ||||
4. | Приёмы сбора семян с вегетирующих цветочных растений. | Изучить приёмы сбора семян с вегетирующих цветочных растений. | 2 | 09.09. | ||||
5. | Садовые ножницы: приёмы работы. Техника безопасности. | Изучить приёмы работы с садовыми ножницами и технику безопасной работы с ними. | 1 | 11.09. | ||||
6. | Практическая работа. Срезка подсохших плодов с частью стебля. | Научить проводить срезку плодов с частью стебля. | 1 | 11.09. | ||||
7. | Практическая работа. Срезка подсохших плодов бархатцев. | Закрепить умение проводить срезку плодов. | 1 | 13.09. | ||||
8. | Практическая работа. Сбор семян однолетних цветочных растений. | Научить проводить сбор семян однолетников | 1 | 13.09. | ||||
9. | Практическая работа. Размещение семян в коробки и установка на просушивание. | Научить проводить размещение семян в коробки и установку на просушивание. | 2 | 14.09. | ||||
III. 1. | Цветковые культуры, размножаемые вегетативно. | Способы размножения растений. | Изучить способы размножения цветковых растений. | Слушание учителя. Изучение способов размножения цветковых растений. Просмотр видеоролика. Выявление различных способов размножения растений. Работа со схемой. Работа с таблицей. Изучение способов вегетативного размножения растений. Работа с натуральными объектами. Демонстрация приемов вегетативного размножения цветковых растений. | 1 | 16.09. | ||
2. | Способы вегетативного размножения. | Изучить способы вегетативного размножения. | 1 | 16.09. | ||||
3. | Цветковое растение, размножаемое вегетативно: виды, использование в цветнике. | Изучить цветковые растения, размножаемые вегетативно и их использование. | 2 | 18.09. | ||||
IV. 1. | Однолетние и многолетние цветковые растения | Виды цветковых растений. Разница между видами. | Изучить виды цветковых растений их особенности. | Слушание учителя. Просмотр презентации. Работа с иллюстративным материалом. Работа в тетрадях. Определение видов цветкового растения. Распознавание многолетних цветковых растений по внешнему виду. Изучение характеристики многолетних растений, дающих семена. Коллективный поиск ответа на вопрос о нецелесообразности семенного размножения многолетников. Практическая работа по распознаванию цветочных растений. | 1 | 20.09. | ||
2. | Экскурсия. Многолетние цветковые растения школьного цветника. | Научить распознавать многолетние цветковые растения по внешнему виду. | 1 | 20.09. | ||||
3. | Многолетник, дающие семена. Нецелесообразность семенного размножения этих растений. | Изучить характеристику многолетних растений, дающих семена. Установить нецелесообразность семенного размножения многолетников. | 1 | 21.09. | ||||
4. | Практическая работа. Распознавание многолетних цветочных растений в цветнике. | Закрепить умение распознавания цветковых растений. | 1 | 21.09. | ||||
V. 1. | Зимующие многолетние цветковые растения | Виды многолетних цветковых растений. Разница между ними. | Изучить виды многолетних цветковых и их особенности. | Слушание рассказа учителя. Изучение характеристики видов многолетних цветковых растений и их особенности. Изучение общей характеристики зимующих многолетников. Работа в тетрадях. Просмотр презентации. Упражнения в распознавании многолетников по внешнему виду. Изучение способов размножения зимующего многолетнего растения. Практическая работа по проведению деления многолетника. | 1 | 23.09. | ||
2. | Местные зимующие многолетники. Пион, флокс, тюльпан. | Изучить общую характеристику зимующих многолетников. | 1 | 23.09. | ||||
3. | Ирис, лилейник. | Изучить общую характеристику зимующих многолетников | 1 | 25.09. | ||||
4. | Практическая работа. Определение вида зимующего многолетника. | Научить распознавать многолетники по внешнему виду. | 1 | 25.09. | ||||
5. | Размножение зимующего многолетнего растения. | Изучить способы размножения зимующих многолетников. | 1 | 27.09. | ||||
6. | Понятие деления многолетника. Необходимость деления на части многолетника. | Изучить необходимость деления многолетника при размножении. | 1 | 27.09 | ||||
VI. 1. | Деление и посадка зимующих многолетников | Общее представление о строении многолетнего цветкового растения | Изучить строение многолетнего зимующего растения. | Слушание рассказа учителя. Просмотр презентации. Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, группах, индивидуальная. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок в тетрадях. Выполнение практических работ по изготовлению глиняной болтушки. Изучение строения многолетнего зимующего растения. Определение частей многолетнего цветкового растения. Изучение декоративных качеств и биологических особенностей пиона. Практическая работа по распознаванию пиона по внешнему виду. Изучение периодичности деления и пересадки пиона. Изучение правил подготовки растений к пересадке. Практическая работа по проведению обрезки листьев пиона и укорачиванию стеблей. Изучение правил подготовки почвы и посадочной ямы для пересадки. Практическая работа по выкопке посадочной ямы для пересадки. Проведение выкопки маточного куста. Практическая работа по промывке корневища и корней. Демонстрация приемов по определять количества делёнок на глаз. Практическая работа по делению куста на делёнки и обмакивание корней и корневищ делёнок в глиняную болтушку. Практическая работа по посадкеделёнок. Проведение послепосадочных работ. | 1 | 28.09. | ||
2. | Пион: декоративные качества и биологические особенности. | Изучить декоративные качества и биологические особенности пиона. | 1 | 28.09. | ||||
3. | Пион: периодичность деления и пересадки. | Изучить периодичность деления и пересадки пиона. | 1 | 30.09. | ||||
4. | Практическая работа. Подготовка глиняной болтушки | Научить подготавливать глиняную болтушку | 1 | 30.09. | ||||
5. | Подготовка растения к пересадке. | Изучить правила подготовки растений к пересадке. | 1 | 02.10. | ||||
6. | Практическая работа. Обрезка листьев пиона и укорачивание стеблей наполовину. | Научить проводить обрезку листьев пиона и укорачивание стеблей. | 1 | 02.10. | ||||
7. | Подготовка почвы и посадочной ямы. | Изучить правила подготовки почвы и посадочной ямы для пересадки. | 1 | 04.10. | ||||
8. | Практическая работа. Выкопка посадочной ямы. | Научить проводить выкопку посадочной ямы для пересадки. | 1 | 04.10. | ||||
9. | Практическая работа. Глубокий подкоп и выкопка маточного куста, обильный полив. | Научить проводить выкопку маточного куста пиона. | 1 | 05.10. | ||||
10. | Практическая работа. Полная промывка корневища и корней. | Научить проводить промывку корневища и корней. | 1 | 05.10. | ||||
11. | Практическая работа. Осмотр куста и определение на глаз количества делёнок. Разметка мест деления нитками. | Научить определять количество делёнок. | 2 | 07.10. | ||||
12. | Практическая работа.Деление куста колышками и обмакивание корней и корневищ делёнок в глиняную болтушку. | Научить проводить деление куста на делёнки и обмакивание корней и корневищ делёнок в глиняную болтушку. | 2 | 09.10. | ||||
13. | Практическая работа. Насыпка холмиком почвы в посадочные ямы. Посадка делёнок. | Научить проводить посадку делёнок. | 2 | 11.10. | ||||
14. | Практическая работа. Уплотнение почвы. Поливделёнок. Мульчирование и досыпка почвы. | Научить проводить уплотнение и досыпку почвы, полив делёнок, мульчирование. | 2 | 12.10. | ||||
VII. 1. | Осенний уход за зимующими многолетними цветковымирастения ми | Строение многолетнего растения. Надземная часть: строение, признаки отмирания. | Изучить строение надземной части многолетнего растения. | Слушание рассказа учителя. Изучение строения надземной части многолетнего растения. Определение части многолетнего растения. Просмотр презентации. Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, группах, индивидуальная. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок в тетрадях Выполнение удаления стеблей и листьев с многолетних растений. Рассматривание видоизменённых корней многолетников. Практическая работа по неглубокому рыхлению почвы вокруг растений. | 1 | 14.10. | ||
2. | Практическая работа. Удаление отмерших стеблей и листьев с растений. | Научить проводить удаление отмерших стеблей и листьев с растений. | 1 | 14.10. | ||||
3. | Подземная часть. | Изучить строение подземной части многолетнего растения. | 1 | 16.10. | ||||
4. | Практическая работа. Неглубокое рыхление почвы вокруг растений. | Научить проводить неглубокое рыхление почвы вокруг растений. | 1 | 16.10. | ||||
5. | Контрольная работа | Выполнение операций по осеннему уходу за зимующими многолетниками. | Проверить знания учащихся | Выполнение операций по осеннему уходу за зимующими многолетниками | 2 | 18.10 | ||
6. | Виды зимующих многолетников. | Изучить морозоустойчивость зимующих многолетних растений. | Распознавание видов зимующих растений. Практическая работа. Вскапывание междурядий. Практическая работа. Укрытие растений торфяной крошкой. | 2 | 21.10. | |||
7. | Практическая работа. Вскапывание почвы в междурядьях. | Научить проводить вскапывание междурядий. Закрепить умение проводить вскапывание междурядий. | 1 | 23.10 | ||||
8. | Практическая работа. Легкое укрытие растений торфяной крошкой. | Научить проводить укрытие растений торфяной крошкой. | 1 | 23.10. | ||||
VIII. 1. | Практическое повторение | Осенние работы в цветнике. Расчистка дорожек вокруг школы. | Закрепить умения проводить осенние работы в цветнике. Закрепить умение проводить расчистку дорожек вокруг школы. | Выполнение практических работ. Проведение осенних работ в цветнике. Расчистка дорожек вокруг школы. Распознавание многолетних цветковые растения. Проведение очистки и сортировки семян однолетников. | 2 | 25.10. | ||
2. | Распознавание многолетних цветковых растений. | Проверить знания учащихся за первую четверть. | 1 | 26.10. | ||||
3. | Очистка и сортировка семян однолетников. | Закрепить умение проводить очистку и сортировку семян однолетников. | 1 | 26.10 | ||||
Вторая четверть | ||||||||
I. | Вводное занятие | Изучить задачи обучения во второй четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем. | Слушание рассказа учителя. Знакомство с задачами обучения во второй четверти, повторение правил безопасной работы ручным инвентарем. | 1 | 06.11. | |||
II. 1. | Осенний уход за декоративными кустарниками | Кустарники, используемые для озеленения школьного двора. | Изучить виды кустарников, используемые для озеленения школьного двора. | Слушание рассказа учителя. Просмотр презентации. Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, группах, индивидуальная. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Выполнение практических работ по сгребанию листьев. Изучение названия кустарников, используемых для озеленения школьного двора. Изучение правил осеннего ухода за кустарниками. Изучение устройства и назначения инструментов для ухода за кустарниками и правил безопасной работы с ними. Выполнение практических работ по вырезке сухих ветвей. Выполнение практических работ по вскапыванию почвы вокруг кустов. Выполнение практических работ по удалению срезанных веток. | 1 | 06.11. | ||
2. | Правила осеннего ухода за кустарниками. | Изучить правила осеннего ухода за кустарниками. | 1 | 08.11. | ||||
3. | Практическая работа. Сгребание опавших листьев. | Научить проводить сгребание листьев. | 1 | 08.11. | ||||
4. | Инструменты для ухода за кустарниками: виды и правила безопасной работы. | Изучить виды, назначение инструментов для ухода за кустарниками и правила безопасной работы с ними. | 1 | 09.11. | ||||
5. | Практическая работа. Вырезка сухих ветвей | Научить проводить вырезку сухих ветвей. | 1 | 09.11. | ||||
6. | Орудия для ухода за кустарниками: виды и правила безопасной работы с ними. | Изучить виды и назначения орудий для осеннего ухода за кустарниками и правила безопасной работы с ними. | 1 | 11.11. | ||||
7. | Практическая работа. Вскапывание почвы вокруг кустов. | Научить проводить вскапывание почвы вокруг кустов. | 1 | 11.11. | ||||
8. | Практическая работа Обрезка сломанных ветвей и вырезка сухих ветвей. | Закрепить проводить обрезку сломанных ветвей и вырезку сухих ветвей. | 1 | 13.11. | ||||
9. | Практическая работа. Удаление срезанных веток | Научить проводить удаление срезанных веток. | 1 | 13.11. | ||||
II. | Изготовление тары для хранения крупных партий семян | |||||||
1 | Способы хранения крупных партий цветочных семян. | Изучить способы хранения крупных партий семян. | Слушание рассказа учителя. Просмотр презентации. Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, индивидуальная. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с наглядным и раздаточным материалом. Изучение способов хранения крупных партий семян. Демонстрация видов тканевых мешочков для хранения крупной партии семян. Определение размеров мешочка, видов тканей и этапов изготовления. Выполнение практических работ по заготовке деталей для пошива мешочка. Изучение способов соединения краёв мешочка. Выполнение ручного стачного шва. Соблюдение правил безопасной работы с иглой. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 | 15.11. | |||
2. | Тканевый мешочек для хранения крупной партии цветочных семян. | Изучить виды тканевых мешочков для хранения крупной партии семян. | 1 | 15.11. | ||||
3. | Размеры мешочка, ткань. | Изучить размеры мешочка, виды тканей и этапы изготовления. | 1 | 16.11. | ||||
4. | Практическая работа Заготовка деталей для пошива мешочка. | Научить проводить заготовку деталей для пошива мешочка. | 1 | 16.11. | ||||
5. | Изготовлениемешочка: способы соединения краев. | Изучить способы соединения краёв мешочка | 1 | 18.11. | ||||
6. | Практическая работа Выполнение ручного стачного шва. | Научить выполнять ручной стачной шов. | 1 | 18.11. | ||||
7. | Практическая работа Складывание деталей. Соединение боковых краев ручным стачным швом. | Научить проводить соединение боковых краев ручным стачным швом. | 2 | 20.11. | ||||
8. | Практическая работа Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | Научить выполнять шов вподгибку с закрытым срезом. | 2 | 22.11. | ||||
9. | Практическая работа Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. | Научить обработку верхнего среза швом вподгибку с закртым срезом. | 2 | 23.11. | ||||
III. 1. | Обмолот и расфасовка цветочных семян | Обмолот мелкосемянных цветковых растений: цель, правила. | Изучить цель и правила обмолота мелкосемянных цветковых растений. | Слушание рассказа учителя Изучение цели и правил обмолота мелкосемянных цветковых растений. Изучение правил работы с приспособлениями для обмолота семян. Изготовление заготовки бумажных пакетов для расфасовки семян. Разбор и очистка семян петунии. Выполнение сортировки и фасовки семян. | 1 | 25.11. | ||
2. | Приспособления для обмолота семян, правила работы с ними. | Изучить приспособления для обмолота семян, правила работы с ними. | 1 | 25.11. | ||||
3. | Практическая работа Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян. | Закрепить умение проводить заготовку бумажных пакетов для расфасовки семян. | 1 | 27.11. | ||||
4. | Практическая работа Разбор и очистка семян петунии. | Научить проводить разбор и очистку семян петунии. | 1 | 27.11. | ||||
5. | Практическая работа Разбор и очистка семян бархатцев тонколистных | Закрепить умения проводить разбор и очистка семян бархатцев тонколистных. | 1 | 29.11. | ||||
6. | Практическая работа Сортировка и фасовка семян в бумажные пакеты. | Закрепить умение проводить сортировку и фасовку семян. | 1 | 29.11. | ||||
IV. 1. | Уход за комнатными цветковыми растениями | Приемы ухода за комнатными растениями. Рыхление уплотненной почвы. | Изучить приемы ухода за комнатными растениям и правила рыхления уплотненной почвы. | Изучение приемов ухода за комнатными растениями и правил рыхления почвы. Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, индивидуальная. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с наглядным и раздаточным материалом. Выполнение практических работ. Выполнение рыхления уплотненной почвы вокруг растений. Выявление необходимости проведения подсыпки почвы. Выполнение добавки земляной смеси в горшки. Изучение и выполнение приемов удаления отмерших листьев, поврежденных стеблей Выявление случаев, когда следует укорачивать стебли. Выявление признаков необходимости перевалки или деление растения. Выполнение полива растений, рыхления почвы в горшках. Выполнение ухода за комнатными растениями. | 1 | 30.11. | ||
2. | Практическая работа Легкое рыхление почвы вокруг растений.. | Научить проводить рыхление уплотненной почвы вокруг растений. | 1 | 30.11. | ||||
3. | Подсыпка почвенной смеси. | Изучить необходимость проведения подсыпки почвы. | 1 | 02.12. | ||||
4. | Практическая работа Добавка земляной смеси. | Научить проводить добавку земляной смеси в цветочные горшки. | 1 | 02.12. | ||||
5. | Удаление отмерших листьев. | Изучить приемы удаления отмерших листьев. | 1 | 04.12. | ||||
6. | Практическая работа Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей. | Научить проводить удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей | 1 | 04.12. | ||||
7. | Случаи, когда следует укорачивать стебли. | Изучить случаи, когда следует укорачивать стебли. | 1 | 06.12. | ||||
8. | Признаки необходимости перевалки или деление растения. | Изучить признаки необходимости перевалки или деление растения. | 1 | 06.12. | ||||
9. | Практическая работа Полив растений | Научить проводить полив растений | 1 | 07.12. | ||||
10. | Практическая работа Легкое рыхление поверхности почвы. | Закрепить умения проводить рыхление почвы в цветочных горшках. | 1 | 07.12. | ||||
11. | Практическая работа Уход за комнатными растениями. | Закрепить умение проводить уход за комнатными растениями. | 2 | 09.12. | ||||
V. 1. 2. | Практическое повторение | Легкое рыхление поверхности почвы Подготовка земляной смеси для подсыпки в цветочные горшки | Закрепить умения проводить рыхление почвы в цветочных горшках Научить проводить подготовку земляной смеси. | Проведение рыхления почвы в цветочных горшках Выполнение подготовки земляной смеси. | 2 2 | 11.12. 13.12. | ||
3-4-5 | Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей. Уход за комнатными растениями. Полив комнатных растений | Закрепить умение проводить удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей. Закрепить умение проводить полив комнатных растений | Проведение работ по удалению отмерших листьев, поврежденных стеблей. Проведение полива растений. | 2 2 2 | 14.12. 16.12. 18.12. | |||
Контрольная работа. Выполнение приемов ухода за комнатными растениями. | Проверить знания и умения учащихся | Выполнение приемов ухода за комнатными растениями. | 2 | 20.12 | ||||
6. | Лёгкое рыхление поверхности почвы. | Закрепить умения проводить рыхление почвы в цветочных горшках | Практическая работа по рыхлению поверхности почвы. Выполнение добавки земляной смеси. Выполнение приемов ухода за комнатными растениями | 2 | 21.12. | |||
7. | Добавка земляной смеси в цветочные горшки. | Закрепить умение проводить подсыпку земляной смеси. | 2 | 23.12. | ||||
8. | Уход за комнатными растениями. | Закрепить умение проводить удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей. | 2 | 25.12 | ||||
9. | Полив комнатных растений. Заготовка воды для полива. | Закрепить умение проводить полив комнатных растений | 2 | 27.12 | ||||
10. | Уход за комнатными растениями. Удаление отмерших листьев. Полив. | Закрепить умение проводить удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей. | 2 | 28.12 |
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Дидактическая цель | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
Третья четверть-76 час. | |||||||
I. | Вводное занятие | Изучить задачи обучения в третьей четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем. | Изучение задач обучения в третьей четверти, повторение правил безопасной работы ручным инвентарем | 1 | 13.01. | ||
II. | Строение цветкового растения | 13 | |||||
1. | Общее представление об органах цветкового растения. | Изучить строение цветкового растения. | Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с наглядным и раздаточным материалом. Изучение различий органов цветковых растений. Изучение формы стеблей растений. Выполнение практической работы по различению формы стеблей растений. Изучение разнообразия, форм и видов листьев. Изучение различий видов листьев. Изучение различий органов цветкового растения. Практическая работа по распознаванию органов цветка. Изучение особенности строения корней цветковых растений. Изучение назначения, строения корневища и луковиц. Изучение назначения, строения корнеклубня, клубня Распознавание видоизмененных корней цветковых растений. Выполнение практической работы по распознаванию и называнию органов и видоизмененных корней цветковых растений. | 1 | 13.01. | ||
2. | Разнообразие и форма стеблей. | Изучить разнообразие и формы стеблей. | 1 | 15.01. | |||
3. | Практическая работа. Определение растений с различными формами стеблей. | Научить определять виды стеблей | 1 | 15.01. | |||
4. | Разнообразие, формы и виды листьев. | Изучить разнообразие, формы и виды листьев. | 1 | 17.01. | |||
5. | Практическая работа. Определение растений с простыми и сложными листьями. | Научить распознавать растения с простыми и сложными листьями. | 1 | 17.01. | |||
6. | Форма, окраска и строение цветков. | Изучить форму, строение и окраску цветков. | 1 | 18.01. | |||
7. | Практическая работа. Распознавание и называние органов цветка. | Научить распознавать органы цветка. | 1 | 18.01. | |||
8. | Особенности строения корней цветковых растений. | Изучить особенности строения корней цветковых растений. | 1 | 20.01. | |||
9. | Назначение корневища, луковиц. | Изучить назначение и строение корневища и луковиц. | 1 | 20.01. | |||
10. | Назначение корнеклубня, клубня. | Изучить назначение и строение корнеклубня и клубня. | 1 | 22.01. | |||
11. | Практическая работа. Распознавание и называние видоизмененных корней цветковых растений. | Научить распознавать видоизмененные корни цветковых растений. | 1 | 22.01. | |||
12 | Практическая работа. Распоз- навание органов цветкового растения. | Закрепить умение распознавать органы цветкового растения. | 1 | 24.01. | |||
13. | Практическая работа. Распознавание видоизмененных корней цветковых растений. | Проверить умение распознавать видоизмененные корни цветковых растений. | 1 | 24.01. | |||
II. | Почвы | 8 | |||||
1. | Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет. | Сформировать общее представление о почве, её свойстве. | Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с иллюстрациями. Изучение представления о почве и её плодородии. Изучение состава почвы. Изучение признаков, свойства глинистых почв. Изучение признаков, свойства песчаных почв. Выполнение лабораторной работы по различению типов почв. Изучение процесса образования перегноя в почве и его значения для выращивания растений. Выполнение лабораторной работы по определению содержания перегноя в почве. | 1 | 25.01. | ||
2. | Лабораторная работа. Состав почвы. Отделение песка от глины в почве. | Изучить состав почвы. | 1 | 25.01. | |||
3. | Глинистые почвы. | Изучить признаки, свойства глинистых почв. | 1 | 27.01. | |||
4. | Песчаные почвы. | Изучить признаки, свойства песчаных почв. | 1 | 27.01. | |||
5. | Лабораторная работа. Проникновение воды в песчаную и глинистую почвы. | Сравнить свойства глинистой и песчаной почвы. | 1 | 29.01. | |||
6. | Практическая работа. Распознавание песчаной и глинистой почв. | Научить распознавать глинистые и песчаные почвы. | 1 | 29.01. | |||
7. | Перегной почвы: образование, значение для выращивания растений. | Изучить процесс образование перегноя в почве и его значение для выращивания растений. | 1 | 31.01. | |||
8. | Лабораторная работа. Обнаружение перегноя в почве. | Определить содержание перегноя в почве. | 1 | 31.01. | |||
III. | Зимние работы в сквере и парке | 6 | |||||
1. | Уход за городским парком и сквером зимой. | Изучить приемы ухода за городским парком и сквером зимой. | Слушание объяснений учителя. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с иллюстрациями. Просмотр обучающих видео фрагментов. Изучение приемов ухода за городским парком и сквером зимой. Выполнение практических работ по проведению очистки дорожек от снега. Изучение обязанностей рабочего городского зеленого хозяйства. Выполнение практических работ по очистке дорожек от снега. Выполнение практических работ по уборке мусора в сквере. | 1 | 01.02. | ||
2. | Практическая работа. Чистка от снега дорожек. | Научить проводить чистку дорожек от снега. | 1 | 01.02. | |||
3. | Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений. | Изучить обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений. | 1 | 03.02. | |||
4. | Практическая работа. Чистка от снега дорожек. | Научить проводить чистку дорожек от снега. | 1 | 03.02. | |||
5. | Практическая работа. Чистка дорожек и площадок от снега. | Закрепить умения проводить чистку площадок и дорожек от снега. | 1 | 05.02. | |||
6. | Практическая работа. Уборка мусора в сквере. | Закрепить умение проводить уборку мусора в сквере. | 1 | 05.02. | |||
IV. | Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением | 8 | |||||
1. | Зимующие многолетники, требующие ранневесеннего ухода. | Изучить многолетники, требующие ранневесеннего ухода. | Слушание объяснений учителя. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с иллюстрациями, журналами по цветоводству. Просмотр обучающих видео фильмов. Изучение видов многолетников, требующих ранневесеннего ухода. Изучение видов ранневесеннего ухода. Выполнение практических работ по проведению легкого рыхления почвы. Выполнение практических работ по проведению глубокого рыхления почвы. | 2 | 07.02. | ||
2. | Виды ранневесеннего ухода. | Изучить виды ранневесеннего ухода за многолетниками. | 2 | 08.02. | |||
3. | Практическая работа. Легкое рыхление почвы. | Научить проводить легкое рыхление почвы. | 2 | 10.02. | |||
4. | Практическая работа. Глубокое рыхление почвы. | Научить проводить глубокое рыхление почвы. | 2 | 12.02. | |||
V. | Практическое повторение | 40 | |||||
1. 2. 3. | Полив комнатных растений. Полив комнатных растений. Заготовка поливной воды. Полив комнатных растений. Определение влажности земляной смеси. | Закрепить умение проводить полив комнатных растений. | Выполнение практических работ по поливу комнатных растений, рыхлению почвы в цветочных горшках, распознаванию формы стеблей растений, части цветка, соцветия, формы корней и корневищ, формы листьев, удалению отмерших листьев, проведению полива комнатных растений и заготовки поливной воды для комнатных растений. Выполнение практических работ по распознаванию органов цветковых растений и проведению очистки листьев комнатных растений от пыли и проведения подсыпки земляной смеси. | 2 2 2 | 14.02. 15.02. 17.02. | ||
4. 5. | Рыхление почвы в цветочных горшках. Рыхление почвы в цветочных горшках. Подсыпка почвенной смеси. | Закрепить умение проводить рыхление почвы в цветочных горшках. | 2 2 | 19.02. 21.02. | |||
6. 7. | Распознавание форм стеблей. Распознавание видов листьев (простой и сложный) | Закрепить умение распознавать различные формы стеблей. | 2 2 | 22.02. 26.02 | |||
8. 9. | Распознавание частей цветка, одиночных цветков и соцветий. Распознавание частей цветка. Распознавание одиночных цветков соцветий. | Закрепить умение распознавать части цветка, одиночные цветы и соцветия. | 2 2 | 28.02. 29.02 | |||
10. 11. | Распознавание форм корней и корневищ у разных цветковых растений. Распознавание форм корней и корневищ (луковица,клубни, корнеклубни). Распознавание форм корней и корневищ у разных цветковых растений. | Закрепить умение распознавать формы корней и корневищ у разных цветковых растений. | 2 2 | 02.03. 04.03 | |||
12. | Распознавание форм листьев. Распознавание форм листьев простых и сложных. | Закрепить умение распознавать формы листьев цветковых растений. | 2 2 | 06.03 07.03 | |||
13. | Удаление отмерших листьев. | Закрепить умение проводить удаление отмерших листьев. | 2 | 11.03 | |||
14. | Контрольная работа Распознавание органов цветковых растений. | Проверить знания, полученные в третьей четверти. | 2 | 13.03 | |||
15. | Заготовка поливной воды. | Закрепить умение проводить заготовку воды для полива комнатных растений. | 2 | 14.03 | |||
16. | Определение влажности почвы в горшках. Полив комнатных растений. | Закрепить умение проводить полив комнатных растений. | 2 | 16.03. | |||
17. | Удаление отмерших листьев. | Закрепить умение проводить удаление отмерших листьев. | 2 | 18.03. | |||
18. | Очистка листьев комнатных растений от пыли. Очистка листовых пластинок губкой. | Закрепить умение проводить очистку листьев комнатных растений от пыли. | 2 | 20.03. | |||
19. | Подсыпка земляной смеси в цветочные горшки. Рыхление почвы. | Закрепить умение проводить подсыпку земляной смеси. | 2 | 21.03. |
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Дидактическая цель | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
Четвертая четверть 68 час. | |||||||
I. | Вводное занятие | Изучить задачи обучения в третьей четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем. | Изучение задач обучения в четвертой четверти, повторение правил безопасной работы ручным инвентарем. Слушание объяснений учителя. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Изучение особенности элементов цветочного оформления, умение их различать. Демонстрация видеофрагментов с элементами оформления цветников. Изучить виды однолетников, выращиваемых посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. Составление плана размещения рабатки из однолетников. Работа по плану. Выполнение практической работы по определению места для размещения рабаток, групповых посадок, бордюров. Демонстрация приемов по выравниванию краёв гряд. Выполнение задания по оформлению края рабатки. | 1 | 01.04. | ||
II. | Подготовка цветника к весенне-летнему сезону | 7 | |||||
1. | Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая посадка. | Изучить особенности элементов цветочного оформления. | 1 | 01.04. | |||
2. | Использование однолетников, выращиваемых посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. | Изучить однолетники, выращиваемые посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. | 2 | 03.04. | |||
3. | Практическая работа. Составление плана размещения рабатки из однолетников. | Научить составлять план размещения рабатки из однолетних цветковых растений. | 2 | 04.04. | |||
4. | Определение мест рабатки, групповой посадки, размещения бордюров. | Научить определять места для размещения рабаток, групповых посадок, бордюров. | 1 | 06.04. | |||
5. | Оформление краёв рабатки. | Научить оформлять края рабатки. | 1 | 06.04. | |||
III. | Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике | 10 | |||||
1. | Однолетники для выращивания в местных условиях: декоративные качества, биологические особенности. | Изучить декоративные качества и биологические особенности однолетников, выращиваемых местных условиях. | Слушание объяснений учителя. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с учебником, журналами по цветоводству. Познавательно-информационная беседа. Изучение декоративных качеств и биологических особенностей однолетников, выращиваемых в местных условиях. Упражнения в распознавании однолетников, выращиваемых в местных условиях. Изучение глубины заделки семян в зависимости от величины. Упражнения в определение глубины заделки семян. Выполнение практических заданий по рыхлению и выравниванию почвы. Изучение способов разметки посевных рядков. Выполнение практических заданий по разметке посевных рядков с помощью маркера и их углубление. Выполнение практических работ по раскладке семян в посевные борозды, заделке семян и полива. | 2 | 08.04. | ||
2. | Величина семян выбранных растений и глубина заделки при посеве. | Изучить зависимость глубины заделки семян от их величины. | 1 | 10.04. | |||
3. | Практическая работа. Рыхление и выравнивание почвы перед посевом. | Закрепить умения рыхления и выравнивания почвы. | 1 | 10.04. | |||
4. | Расстояние между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков. | Изучить способы разметки посевных рядков и расстояние между ними. | 2 | 11.04. | |||
4. | Практическая работа. Разметка рядков с помощью маркера. Углубление рядков. | Научить проводить разметку посевных рядков с помощью маркера и их углубление. | 1 | 13.04. | |||
5. | Практическая работа. Раскладка семян в посевные борозды | Научить проводить раскладку семян в посевные борозды. | 1 | 13.04. | |||
6. | Практическая работа. Заделка семян, полив. | Научить проводить заделку семян и полив. | 2 | 15.04. | |||
IV. | Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных. | 4 | |||||
1. | Лилия тигровая: внешнее строение, декоративные качества. | Изучить внешнее строение, декоративные качества лилии тигровой. | Слушание объяснений учителя. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с учебником, журналами по цветоводству. Просмотр мультимедийной презентации. Изучение внешнего строения, декоративных качеств лилии тигровой. Изучение условий выращивания лилии тигровой. Выполнение практической работы по рыхлению почвы в междурядьях и вокруг растений. Выполнение практической работы по выкапыванию молодых растений для прореживания посадок. Наблюдение, сравнивание,анализ. | 1 | 17.04. | ||
2. | Лилия тигровая: условиям выращивания, продолжительность выращивания на одном месте. | Изучить требования к условиям выращивания лилии тигровой, продолжительность выращивания на одном месте. | 1 | 17.04. | |||
3. | Практическая работа. Рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений. | Научить проводить рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений. | 1 | 18.04. | |||
4. | Практическая работа. Выкапывания молодых растений для прореживания посадок, полив. | Научить проводить выкапывания молодых растений для прореживания посадок и полив. | 1 | 18.04. | |||
V. | Уход за однолетними цветковыми растениями | 6 | |||||
1. | Способность однолетников к образованию многочисленных боковых побегов. | Изучить однолетние растения, способные образовывать многочисленные боковые побеги. | Слушание объяснений учителя. Работа в тетрадях. Выполнение зарисовок и записей в тетрадях. Работа с учебником, журналами по цветоводству. Просмотр мультимедийной презентации. Изучение растений, способных образовывать многочисленные боковые побеги. Изучить зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растений в полном развитии. Изучить правила прореживания некоторых однолетних цветковых растений. Выполнение практических работ по прореживанию растений и их поливу. Наблюдение, сравнивание, анализ работы по оформлению рабатки подручными средствами. | 1 | 20.04. | ||
2. | Зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растений в полном развитии. | Изучить зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растений в полном развитии. | 1 | 20.04. | |||
3. | Необходимость прореживания некоторых однолетников. | Изучить необходимость прореживания некоторых однолетних | 1 | 22.04. | |||
4. | Практическая работа. Прореживание растений с ориентировкой на обработанный участок. | Научить проводить прореживание растений. | 1 | 22.04. | |||
5. | Практическая работа. Полив растений | Закрепить умение проводить полив растений. | 1 | 24.04. | |||
6. | Практическая работа. Оформ- ление рабатки подручными средствами. | Научить проводить оформление рабатки подручными средствами. | 1 | 24.04. | |||
VI. | Практическое повторение | 40 | |||||
1. | Расчистка дорожек. | Закрепить умение проводить расчистку дорожек. | Выполнение практических работ по расчистке дорожек, обработке аллей и кустарников, уборке мусора, обработке территории вокруг школы. Выполнение практических работ по весеннему уходу за кустарниками. Проведение разметки посевных рядков и выполнение посева настурции. Выполнение контрольной работы. | 2 | 25.04. | ||
2. | Уборка территории вокруг школы. Расчистка дорожек. | Закрепить умение проводить расчистку дорожек. | 2 | 27.04 | |||
3. | Обработка аллей и кустарников. Уборка территории вокруг школы. | Закрепить умение проводить обработку аллей и кустарников. | 2 | 29.04 | |||
4. | Расчистка дорожек. Уборка территории вокруг школы. | Закрепить умение проводить уборку мусора. | 2 | 01.05. | |||
5. | Обработка аллей и кустарников. Весенний уход за кустарниками. | Закрепить умение проводить обработку аллей и кустарников. | 2 | 02.05. | |||
6. | Уборка территории вокруг школы. Расчистка дорожек. | Закрепить умение проводить уборку мусора. | 2 | 04.05 | |||
7. | Обработка аллей и кустарников. Обрезка кустарников. | Закрепить умение проводить обработку аллей и кустарников. | 2 | 06.05 | |||
8. | Обработка аллей и кустарников. Сгребание листьев. | Закрепить умение проводить обработку аллей и кустарников. | 2 | 08.05 | |||
9. | Обработка аллей и кустарников. Обрезка кустарников. | Закрепить умение проводить обработку аллей и кустарников. | 2 | 11.05 | |||
10. | Уборка территории вокруг школы. Уборка растительных остатков. | Закрепить умение проводить уборку территории и растительных остатков. | 2 2 | 13.05 15.05 | |||
11. | Расчистка дорожек. Уборка мусора в отведённое место | Закрепить умение проводить расчистку дорожек. | 2 | 16.05 | |||
12. | Весенний уход за кустарниками. Обрезка сухих ветвей. | Закрепить умение проводить весенний уход за кустарниками | 2 | 18.05 | |||
13.. | Весенний уход за кустарниками. Обрезка сухих ветвей. | Закрепить умение проводить весенний уход за кустарниками | 2 | 20.05. | |||
14. | Контрольная работа «Разметка посевных рядков. Посев настурции » | Проверить знания и умения учащихся. | 2 | 22.05 | |||
15. | Весенний уход за кустарниками. Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных. | Закрепить умение проводить весенний уход за кустарниками | 2 | 23.05 | |||
16. | Весенний уход за кустарниками. Удаление срезанных веток. | Закрепить умение проводить весенний уход за кустарниками | 2 | 25.05 | |||
17. | Уборка территории вокруг школы. Уборка мусора в отведенное место. | Закрепить умение проводить уборку территории и растительных остатков. | 2 | 27.05 | |||
18. | Уборка территории вокруг школы. Расчистка дорожек. | Закрепить умение проводить расчистку дорожек. | 2 | 29.05 | |||
Уборка территории вокруг школы. Уборка растительных остатков. | Закрепить умение проводить уборку территории и растительных остатков | 2 | 30.05 |
6.Описание методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебная литература
1. Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; Москва «Просвещение», 2009.
Научно-методическая литература
1.О.В. Бердникова, А.В.Борисова. Комнатные растения. –Москва. Эксмо, 2004.
- С.Л. Быховец. Энциклопедия комнатных растений. -Минск. Харвест, 2003.
2.Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 184 с.,ил.
3.Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб.2.;
5.Справочное издание Энциклопедия комнатных растений. – Мн.: Харвест, 2003. – 496 с.
6.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
7.Хессайон Д.Г. Все о газоне. Изд. 2-е. исправленное. Перевод с английского О.И. Романовой. Научный консультант Т.К. Рогачева – М.: «Кладезь-Букс» 2007. 127 с., ил.
8.Л.А. Чечина. Азбука комнатных растений. – Москва. Дрофа плюс, 2005.
Литература для учащихся
1.Филипс С. Цветы в вашем саду/ Пер. с англ. Е. Ксиловой – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 108 с.
2.Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьёв, Ю. Золоторёвой, Ю. Школьник. – м.: Изд-во Эксмо, 2005 – 256 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству. 5, 8 классы."
Данные рабочие программы разработаны для УГПД....
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для 8 класса
рабочая программа...
Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству 5,7,8 классы
В данной публикации даны рабочие программы по цветоводству для обучения детей в школах 8 вида. Рабочие программы составлены на основе программы под редакцией Воронковой В.В. (автор Е.А. Ковалева) и уч...
Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса разработана на основе ...
Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс.
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 6 класса разработана на основе ...
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству 7 класс.
Настоящая программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство». Рабочая программа создана на основе ...
Программа по цветоводству и декоративному садоводству 5 класс
Аннотацияк рабочей программе по профессионально-трудовому обучению(цветоводство и декоративное садоводство), 5 классРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное...