Адаптированная рабочая программа по социально - бытовой ориентировке специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс)

Баскова Наталья Сергеевна
Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 62

Рассмотрено на МО

Протокол №

«____»__________201 г

Согласовано

Зам. Директора по УВР

___________________

Т. В.               «____»__________2014г.

         

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

О. З.              «___»_________201г.

Рабочая программа

по социально - бытовой ориентировке

специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой

 6 класс

на 20-20учебный год

  Составитель рабочей

 программы:

учитель технологии

Баскова Н. С.

 

Тюмень 20

                                                        Пояснительная записка

    Рабочая программа по СБО составлена на основе  следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

      -Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013. – сб.1;

      -Учебный  план  МАОУ СОШ №62 на 2014-2015 учебный год.

      Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии  с целями изучения СБО.

     Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

  Цель программы – подготовка учащихся  к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

  Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:

   -формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных                                (коррекционных) учреждений, повышение общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни:

  -коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);

  -развитие коммуникативной функции как непременное условие социальной адаптации.

   

 Реализация коррекционной работы

по разделам предмета социально – бытовая ориентировка:

Планирование коррекционной работы СБО в 6 классе

№ п/п

Разделы

Коррекционная работа

1

«Личная гигиена»

Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур.

2

«Одежда и обувь»

Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание.

3

«Питание»

Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами.

4

«Семья»

Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц.

5

«Культура поведения»

Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города.

6

«Жилище»

Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся.

7

«Транспорт»

Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал.

8

«Торговля»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие.

9

«Средства связи»

Расширять словарный запас по теме  в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей.

10

«Медицина»

Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность.

11

«Учреждения, организации и предприятия»

Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями.

     Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.  

     Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья  необходимые навыки   самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями,  в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы,  направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны  способствовать усвоению морально этических норм поведения,  выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников  и т. д.

    Большинство разделов программы изучается  с пятого по девятый класс. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу  для расширения их знаний, совершенствованию имеющихся у них умений и навыков,  формированию новых.

  Основными формами и методами обучения являются практические работы, виртуальные экскурсии , сюжетно-ролевые игры, беседы.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий.  

       Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

          Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО использую: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

          Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она  применяется для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы  выбираю небольшой по объему материал, делю его на несколько логических частей, к каждой части подбираю вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

.

          Экскурсии(виртуальные) – им отводится значительное место в программе. Экскурсии: вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях.

          Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения (беседа, рассказ, практическая работа).

          Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их использую при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном  провожу на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

          На занятиях по СБО  уделяю внимание обогащению словарного запаса: использую пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи.  Слежу  за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

          На  занятиях СБО использую  все виды наглядности:  натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.);  образная (рисунки, плакаты, картины);  символическая  (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной  машины-автомат и др.);  графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы);  схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

     Занятия по СБО тесно связаны с уроками русского языка, чтения, математики, географии, трудового обучения,

  биологии. На всех этапах занятия в связи с изученным материалом слежу за полнотой ответов, последовательностью изложения, умением правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

           

Каждый раздел имеет свое продолжение  с 5-9класс. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. Каждый раздел состоит из нескольких тем (2-14) и содержания работы по каждой из них. Время, отведенное на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени его усвоения учащимися.

Формы контроля и возможные варианты его проведения. Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса  с использованием: тестов, кроссвордов, буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий), практических работ. Контрольно-измерительный материал создается  в соответствии с психофизическими особенностями учащихся каждого класса.

В конце года проводится контрольная (проверочная) работа  (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.

                                            Основное содержание предмета, практические работы по СБО

                             

  6 класс

Разделы

Краткое содержание

«Личная гигиена»

 Закаливания организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения)У ход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы)Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног) Профилактика грибковых заболеваний. Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.

Практическая работа

Подобрать косметические средства для ухода за кожей рук;

«Одежда и обувь»

Мелкий ремонт одежды (правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва). Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б и шелковых тканей. Глажение фартуков , косынок , салфеток.

Практическая работа

Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на школьную и домашнюю одежду, подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва.

«Питание»

Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности. Приготовление пищи .  ужин. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов. Сервировка стола к ужину

Практические работы

Варка макарон, картофеля, приготовление каши на воде, и молоке. Пюре. Запеканок (из творога, и других продуктов).

Оформление готовых блюд

«Семья»

Состав семьи учащихся: имя, отчества, возраст, место работы членов семьи, личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.

«Культура поведения»

Правила поведения в общественных местах.(кино, театре, музее, библиотеке). Поведение при посещении массовых мероприятий.

«Жилище»

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. Повседневная сухая и влажная уборка квартиры. Пылесос. Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход). Уход за полом. Средства по уходу за полом.

Практические работы

Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним. Мытьё полов. Уход за комнатными растениями : полив, опрыскивание, пересадка.

«Транспорт»

 Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. Оплата поезда на всех видах транспорта(разовый, проездной, единый билеты). Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Экскурсия на вокзал (станцию)

«Торговля»

Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, их стоимость.  Порядок приобретения товара.

Экскурсия в специализированный продовольственный магазин.

«Средства связи»

Основные средства связи(почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений(письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). Виды писем9закрытые,открытые, простые, заказные), порядок отправления писем. Телеграф. Виды телеграфных услуг.  Тарифы. Заполнение телеграфных бланков составление текста телеграмм.

Практическая работа

Написание адреса и индекса на конвертах.

Составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков.

Экскурсия на почту, телеграф.

«Медицинская помощь»

Виды медицинской помощи. Виды медицинский учреждений, их значение.  Работники медицинских учреждений(врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптек). Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. помощи. Использование различных видов мед. Помощи

Экскурсия в аптеку.

«Учреждения, организации и предприятия»

Дошкольные учреждения и их назначения.

Экскурсия в ДДТ.

 

 Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

  • в сфере организации питания:

 -   различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;

 -   определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жаренном виде) разных продуктов питания;

 -   различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;

 -   размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;

 -   обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;

 -   готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);

 -   правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);

 -   сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);

 -   убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;

 -   соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;

  • в сфере ухода за телом;

 -   выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);

 -   мыть тело;

 -   мыть и расчёсывать волосы;

 -   чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;

 -   пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;

 -   пользоваться дезодорантом;

 -   оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.

  • в сфере ухода за одеждой и обувью:

 -   пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);

 -   складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);

 -   чистить одежду щёткой;

 -   стирать одежду вручную и в стиральной машине;

 -   гладить одежду;

 -   выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву);

 -   зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;

 -   чистить обувь;

 -   сушить мокрую обувь;

  • в сфере ухода за жилищем:

 -   наводить порядок в помещении;

 -   застилать постель;

 -   удалять пыль с мебели, зеркал и др.;

 -   подметать и мыть, пол;

 -   пользоваться  щеткой для чистки ковровых покрытий;

 -   пользоваться пылесосом;

 -   выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);

 -   ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;

 Учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения.  В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

 -   ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая), связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека), культуры (библиотека, кинотеатр, музей);

 -   различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.

 -   ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;

 -   осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.

 -   ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;

 -   обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;

 -   правильно вести себя в учреждениях культуры;

 -   пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;

 -   ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;

 -   пользоваться деньгами, осуществлять платежи.

  Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задачи посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр). У детей формируются:

 -   представления о способах организации досуга (посещения музея, кинотеатра, библиотеки и др.);

 -   умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.

   Начиная с 6 класса учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни. Семья – это микросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:

 -   называть себя (фамилию, имя, отчество, возраст), адрес;

 -   называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;

 -   определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);

 -   ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;

 -   планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;

 -   называть правила ухода за маленькими детьми в семье;

 -   приглашать и принимать гостей;

 -   поздравлять с праздником;

 -   называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.

  Итак, основными содержательными линиями в области социально-бытовой ориентировки школьников с ОВЗ является следующие:

 -   бытовая трудовая деятельность: умения в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой, обувью, жилищем, комнатными растениями и другими предметами обихода;

 -   предприятия и учреждения сферы обслуживания населения:

Ориентировка в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания населения (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта), практические умения пользоваться ими;

 -   семья: представления о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;

 -   трудоустройство: представления о возможностях и порядке трудоустройства, об организационных аспектах профессиональной трудовой деятельности;

 -   организация досуга; места и способы проведения досуга.

Дополнение к рабочей программе по СБО

В школе есть учащиеся  с умеренной умственной отсталостью  Непомнящих Н.  5 кл. и Малышева И. 7 «А» кл.

 ( 4группа   педагогической дифференциации  по В.В. Воронковой)

 Целью образования учащихся с умеренной умственной отсталостью является:

  • максимальное включение обучающихся в образовательный процесс;
  • формирование доступных для этого контингента детей с ограниченными возможностями здоровья видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
  • предметно-развивающая среда;
  • формы взаимодействия со взрослыми - участниками образовательного процесса.

  • Одежда и обувь. В данном разделе  обучаю

        учащихся называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.

  • Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности

        и психофизических возможностей детей и подростков, в данном разделе  обучаю детей и подростков практическим умениям приготовления элементарных  блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.

  • Жилище. После изучения материала, предлагаемого в  разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме.
  • Культура поведения. Данный раздел знакомит  учащихся элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также  альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
  • Транспорт. Знакомство с транспортом, его видами, безопасным пользованием им происходит на уроках по предметам «Развитие речи и окружающий мир». «Здоровье и безопасность жизнедеятельности». Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
  • Семья. Этот раздел  является достаточно сложным для учащихся с умеренной умственной отсталостью, поэтому их обучаю элементарным знаниям о составе семьи и ее членах, о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности.
  • Торговля. Материал раздела направлен на обучение учащихся умению различать магазины по видам, совершать

      элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за  собой, жилищем, для стирки белья и одежды.

  • Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами

      связи: почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования и поведения в экстренных случаях.

  • Учреждения и организации. Учитывая минимальный

уровень самостоятельности учащихся с умственной отсталостью не только в школе, но и в дальнейшей жизни и низкий уровень ориентировки в окружающем, в данный раздел предполагает их знакомство только с одним видом учреждений — поликлиникой. Предполагается формирование у учащихся элементарных навыков посещения поликлиники, общения и альтернативной коммуникации.

Прогнозируемые результаты:

-достижение максимально возможного уровня социально-бытовой умелости;

-формирование положительного отношения к осваиваемым видам деятельности;

-умение жить в коллективе детей.

Учебно-тематическое планирование 6

№ п/п

Наименование

раздела

Плановых уроков

Практические работы

Экскурсии

виртуальные

Сюжетно-ролевые игры

Контрольные работы

1

Личная гигиена

1

2

2

Одежда

2

2

3

Питание

2

5

4

Семья

0.25

1

5

Культура поведения

0.25

1

6

Жилище

1

4

7

Транспорт

0.5

1

1

8

Торговля

0.5

0,5

9

Средства связи

0.5

1

1

10

Медицинская помощь

0.5

0,5

1

11

Учреждения, организации и предприятия

0.5

1

1

Учебно – методическое обеспечение уроков социально – бытовой ориентировки

Предмет

Класс, автор,

название учебников, издательство

Социально – бытовая

ориентировка 5 – 9 классы

5 класс, В.П.Субчева . «Социально -бытовая ориентировка» Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013. -78 с. : ил.- (Коррекционная педагогика).

6 класс, В.П.Субчева . «Социально -бытовая ориентировка» Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013. -78 с. : ил.- (Коррекционная педагогика).

 7 класс, В.П.Субчева . «Социально -бытовая ориентировка» Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013. -78 с. : ил.- (Коррекционная педагогика).

 8 класс, В.П.Субчева . «Социально -бытовая ориентировка» Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013. -78 с. : ил.- (Коррекционная педагогика).

9 класс, В.П.Субчева . «Социально -бытовая ориентировка» Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013. -78 с. : ил.- (Коррекционная педагогика).

Методическая литература для учителя

1

Социально-бытовая   ориентировка   в   специальных (коррекционных)    образовательных    учреждениях VIII    вида:    Пособие    для    учителя/    Под    ред. А.М.Щербаковой.  - М.:  Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика)

2

Практический    материал    по   урокам   социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика).

3

Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа).

4

Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиотека).

5

Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.

6

Основы физиологии, санитарии и гигиены: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Ермакова.  - М.:   ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 79 с: илл.

7

Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл.

8

Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл.

9

Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.

                                                      Контрольно – измерительные материалы. 

Контрольная работа по СБО за год  

6 класс

1-2 уровень

1.   из предложенных вариантов  выбери правильный ответ, пометь его   ٧

1.  Лицо, шею, уши, ноги

моют  с мылом

2 раза в неделю

ежедневно

1 раз в месяц        

2.  Полностью мыться с мылом

(в бане) нужно:

1 раз в неделю

1 раз в месяц

2 раза в месяц

3. Выбери, какие слова нужно говорить при встрече с человеком        

До встречи

Прощайте

Всего доброго        

До свидания

Рад  познакомиться

Здравствуйте        

4. Перед едой нужно

Почистить зубы

Вымыть руки

Прополоскать рот        

5.Столовая посуда – это

Тарелка

Вилка

Ложка

Кастрюля

Шумовка

Нож

Дуршлаг

6.Посуда для приготовления пищи – это

Тарелка

Вилка

Ложка

Кастрюля

Шумовка

Нож

Дуршлаг

7.Родственные отношения

 Мать

Брат

Подружка

Сестра

Отец

Дедушка

Сосед

Бабушка

    8.Что нужно для стирки белья

  •  1. Таз
  • 2. Крем
  • 3. Холодная вода
  • 4. Теплая вода
  • 5. Мыло туалетное
  • 6. Мыло хозяйственное

  9.Для какого вида ткани эти обозначения на утюге

*

**

***

Контрольная работа по СБО за год  

6 класс

3 уровень

 

1.   из предложенных вариантов  выбери правильный ответ, пометь его   ٧

1.  Лицо, шею, уши, ноги

моют  с мылом

2 раза в неделю

ежедневно

1 раз в месяц        

2.  Полностью мыться с мылом

(в бане) нужно:

1 раз в неделю

1 раз в месяц

2 раза в месяц

3. Выбери, какие слова нужно говорить при встрече с человеком        

До встречи

Прощайте

Всего доброго        

До свидания

Рад  познакомиться

Здравствуйте        

4. Перед едой нужно

Почистить зубы

Вымыть руки

Прополоскать рот        

5.Столовая посуда – это

Тарелка

Вилка

Ложка

Кастрюля

Шумовка

Нож

Дуршлаг

6.Посуда для приготовления пищи – это

Тарелка

Вилка

Ложка

Кастрюля

Шумовка

Нож

Дуршлаг

7.Родственные отношения

 Мать

Брат

Подружка

Сестра

Отец

Дедушка

Сосед

Бабушка

Контрольная работа по СБО за год  

6 класс

4 уровень

1.   из предложенных вариантов  выбери правильный ответ, пометь его   ٧

1.  Лицо, шею, уши, ноги

моют  с мылом

2 раза в неделю

ежедневно

1 раз в месяц        

2.  Полностью мыться с мылом

(в бане) нужно:

1 раз в неделю

1 раз в месяц

2 раза в месяц

3. Выбери, какие слова нужно говорить при встрече с человеком        

До встречи

Прощайте

Всего доброго        

До свидания

Рад  познакомиться

Здравствуйте        

4. Перед едой нужно

Почистить зубы

Вымыть руки

Прополоскать рот        

5.Столовая посуда – это

Тарелка

Вилка

Ложка

Кастрюля

Шумовка

Нож

Дуршлаг

Календарно-тематический план реализации рабочей программы по СБО   6 класс.

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

ЗУН

УДЗ (учащиеся должны знать)

УДУ (учащиеся должны уметь)

Практические работы

                                                                  Раздел «Личная гигиена» 1 часов

1

Закаливание организма

Уход за руками

Уход за ногами

1

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания(зарядка, обтирание ,сезонная одежда, физические упражнения)

Уход за ногтями и кожей рук, кремы

Уход за ногтями и кожей ног. Профилактика грибковых заболеваний

УДЗ:

-правила закаливания организма, обтирания;

 -правила соблюдения личной гигиены во время, физических упражнений. походов;

-правила ухода за ногами.

УДУ:

-мыть руки, стричь ногти на руках и ногах и ухаживать за кожей рук.;

-подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;

-подбирать косметические средства для ухода за ногами.

№1

Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.

Подобрать косметические средства для ухода за кожей рук;

№2

Подобрать косметические средства для ухода за ногами

                                                          Раздел  «Одежда» 2 часов

2

Значение  опрятного вида человека

Правила пришивания пуговиц, крючков и кнопок.

1

Ремонт одежды правила  техники безопасности работе с колющими и режущими  инструментами Способы пришивания пуговиц, крючков, кнопок

УДЗ:

-Правила стирки изделий  из цветных  хлопчатобумажных и шелковых тканей;

- санитарно- гигиенические требования  и правила  техники безопасности работе с колющими и режущими  инструментами, электронагревательными приборами     и бытовыми химическими  средствами;

УДУ:

-Пришивать пуговицы. крючки и кнопки;

-зашивать одежду по распоровшемуся шву;

-подшивать платья, брюки, рукава;

-подбирать моющие средства для стирки изделий из х/б и шелковых тканей;

-стирать изделия из цветных хлопчатобумажных,   шелковых тканей;

-гладить эти изделия.

Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву

Зашивание распоровшегося шва. Правила  техники безопасности работе с колющими и режущими  инструментами

№3

Зашивание распоровшегося шва

3

Ручная стирка белья.

Глажение фартуков. косынок, салфеток

1

Правила стирки изделий из цветных  хлопчатобумажных и шелковых тканей. Санитарно- гигиенические требования  и правила  техники безопасности при работе с бытовыми  и бытовыми химическими  средствами.

Правила  техники безопасности при работе  с электронагревательными приборами. Утюжка фартуков, косынок, салфеток.

№7

Подобрать  моющие средства для стирки изделий из х/б и шелковых тканей;

Стирка изделий из цветных  хлопчатобумажных и шелковых тканей

№4

Утюжка фартуков, косынок, салфеток.

                                                           Раздел  «Питание» 2часов

4

Гигиена  питания

Меню ужина

Сервировка стола к ужину

Первичная и тепловая обработка картофеля.

1

Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него. Определение доброкачественности продуктов, срока годности

Режим питания Приготовление пищи на ужин. (разнообразные меню ) .Сервировка стола к ужину.

Приготовление блюд из картофеля и других овощей. Способы первичной и тепловой  обработки картофеля. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности  при работе с режущими инструментами, кипятком,

правила пользование электроплитой

Учащиеся должны иметь представление о

-режиме питания. удельном весе молочных продуктов  в рационе питания;

УДЗ:

-способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий. круп, молока и молочных продуктов, овощей;

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности  при работе с режущими инструментами, кипятком;

-правила пользование электроплитой;

-определения доброкачественности продуктов и сроков их хранения;

-правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;

УДУ:

-отварить макаронные изделия;

-варить кашу на воде и молоке;

-отварить картофель и готовить пюре;

-готовить запеканки из овощей и творога;

-оформлять готовые блюда;

-сервировать стол к ужину с учётом различных меню .

№5

Определение срока годности продуктов питания

№6

Составление меню на ужин.

 №7

Сервировка стола на ужин.

№8

Варка картофеля

5

Приготовление каши

Блюда из макарон

1

 Приготовление блюд из круп.

Способы первичной и тепловой обработки круп. Технология приготовления  каши на молоке и каши на воде. Работа по технологической карте приготовление каши. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности  при работе с режущими инструментами, кипятком,

правила пользование электроплитой

№9

Приготовление каши на молоке и на воде,  с маслом. Оформление готового блюда

Приготовление блюд из макаронных изделий. Знакомство с макаронными изделиями. Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий Работа по технологической карте. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности  при работе с режущими инструментами, кипятком,

правила пользование электроплитой

№10

Приготовление макарон отварных с маслом Оформление готового блюда

                                                       Раздел «Семья»0.25 часа

6

 Семья

0.25

Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст. Место работы членов семьи.  Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т.д.) Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. Правила поведения в семье;

Учащиеся должны иметь представление о

-понятии «семья»;

-составе семьи;

-распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

УДЗ:

-состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;

-место работы и должность родителей;

-правила поведения в семье;

№11

 Рассказ о своей семье Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье

                                                      Раздел «Культура поведения» 0.25 часа

6

Поведение в общественных местах

0.25

Поведение в общественных местах(кино, театре, музее, библиотеке) Поведение при посещении массовых мероприятий.

УДЗ:

-правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;

-поведение при посещении массовых  мероприятиях.

УДУ

-культурно вести себя в театре, залах музея, читальном зале;

-правильно  и   безопасно вести себя при посещении массовых мероприятии.

№12

Сюжетно -ролевая игра   «Я в театре»

                                                     Раздел «Жилище» 1 часов

7

Гигиена жилья

Повседневная уборка жилья.

Цветы в доме

Чистый пол

1

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника.

Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки .  Пылесос. Санитарно- гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход)

Уход за полом. Средства по уходу за полом в зависимости от покрытия.

УДЗ:

-гигиенические требования к жилому помещению;

-правила организации рабочего места школьника;

-правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;

-назначение комнатных растений, уход и допустимое количество их в квартире.

УДУ:

-производить сухую и влажную уборку помещения;

-чистить ковры, книжные полки, батареи;

-ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;

-ухаживать за комнатными растениями.

№13

Организации рабочего места школьника.

№14

Сухая и влажная уборка помещения.

Пользование пылесосом и уход за ним.

№15

Уход за комнатными растениями : полив, опрыскивание, пересадка

№16

Мытьё полов

С применением химические средства. Чтение инструкции.

                                                     Раздел   «Транспорт»  0.5 часов

6

Виды транспортных средств

0.25

Основные   транспортные средства Пользование городским транспортом .Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты)

Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты

УДЗ:

-Основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;

-виды междугороднего транспорта;

-стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового,  единого и проездного билетов);

.

УДУ:

-выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;

№17

Выбор рационального маршрута  до магазина

                                                      Раздел  «Торговля» 0.5 часа

8

Виды специализированных магазинов и их назначение

0.5

Продовольственные магазины и их отделы.. Виды специализированных  продовольственных магазинов. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров. Составить план покупок к ужину, с учетом различных меню.

УДЗ:

-основные виды продовольственных магазинов, их отделы;

-виды специализированных продовольственных магазинов;

--виды и стоимость различных товаров;

-порядок приобретения товаров.

УДУ:

-подбирать продукты к ужину с учетом различных меню;

-обращаться к продавцу, кассиру.

Сюжетно-ролевая игра « Я покупатель»

Упражнения в обращении к продавцу, кассиру

                               

                       Раздел «Средства связи» 0.5 часов

8

Средства связи их назначение

Виды писем.

0.5

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки,  денежные переводы, телеграммы).

Виды писем ( закрытое, открытое, простое, заказное). Порядок отправления писем, различных видов. Стоимость пересылки. Написание адреса и индекса на конверте

Учащиеся должны иметь представление о

-назначении основных средств связи;

-порядке отправки писем, посылок, бандеролей, денежных переводов. Телеграмм.

УДЗ:

-основные средства связи; виды почтовых отправлений;

-стоимость почтовых услуг при отправке писем различных видов;

-виды телеграфных услуг.

УДУ:

-находить по справочнику индекс предприятий связи;

-записывать адреса с индексом на конвертах;

-составлять различные тексты телеграмм;

-заполнить телеграммные бланки.

№18

Написание адреса и индекса  на почтовом конверте

                                                      Раздел «Медицинская помощь» 0.5 часов

9

Медицинские учреждения

Виды медицинской помощи

0.5

Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений( врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптеки)

Виды медицинской помощи: доврачебная., «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Использование различных видов медицинской помощи

Учащиеся должны иметь представление о

-назначении поликлиники, аптеки, диспансера, больницы;

-порядке записи к врачу, о порядке вызова врача на дом;

-отличии медицинского обслуживания на дому от амбулаторного приема и амбулаторного лечения от стационарного.

УДЗ:

-виды медицинской помощи;

-функции основных врачей-специалистов.

УДУ:

-записываться на прием врачу;

-вызвать врача на дом;

-приобретать лекарства в аптеке.

№19

Вызов  «скрой помощи», запись на прием к врачу, вызов врача на дом

                                                   Раздел «Учреждения, организации и предприятия» 0.5часа

9

Дошкольные и школьные учреждения

0.5

Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, школа, дом детского творчества). Их назначение.

УДЗ:

-виды детских учреждений и их назначение;

-адрес местного дома детского творчества: какие кружки, секции в нем имеются

УДУ:

-правильно общаться к работникам дома детского творчества, игротеки и т.д.;

-правильно вести себя во время игры, просмотра фильма или журнала в читальном зале;

-соблюдать правила поведения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 9 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)

Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9

Организационная модель внеурочной деятельности "школы полного дня".  Преимуществами данной модели является комплекс условий для успешной рекализации  образовательного процесса в течение всег...

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...