Рабочая программа по географии 9 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
рабочая программа (география, 9 класс) по теме
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_9_kl.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.
Программа разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных географической науки.
При изучении курса 9 класса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.
Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи:
образовательные
- Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
- Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
- Помочь усвоить правила поведения в природе.
воспитательные:
- Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
- Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
корреционно-развивающие:
- Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
- Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Принципы:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
- Наглядные - наблюдение, демонстрация
- Практические – упражнения, работа с контурными картами
- Методы изложения новых знаний
- Методы повторения, закрепления знаний
- Методы применения знаний
- Методы контроля
Занятия провожу в классно урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Комбинированный урок
- Урок-экскурсия
Применяю ТСО: фрагменты кино (видео,DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляю в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляю в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отвожу 15 минут на уроке. В конце четверти провожу итоговый контроль знаний по изученным темам.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве Амурской области, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Содержание курса географии существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы: сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов и номенклатуры географических названий, изменена структура построения курсов и т. д. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей. Обучающиеся учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений.
Такое расположение материала в 9 классе позволило больше времени (три четверти) выделить на изучение стран Евразии. В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино- и видеофильмов о природе достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), падение «железного занавеса» приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому курс «Материки и океаны» завершается темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии.
Заканчивается курс географии региональным обзором, на который отводится четвертая четверть 9 класса. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе Амурской области, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
9 кл | 18 ч. | 14 ч. | 20 ч. | 15 ч. | 66 ч. |
Тематический план
В 9 классе материал представлен следующими разделами:
- Введение (1 ч.)
- Западная Европа (6 ч.)
- Южная Европа (4 ч.)
- Северная Европа (3 ч.)
- Восточная Европа (10 ч.)
- Центральная Азия (5 ч.)
- Юго-Западная Азия (7 ч.)
- Южная Азия (2 ч.)
- Восточная Азия (6 ч.)
- Юго-Восточная Азия (2 ч.)
- Россия (5 ч.)
- Свой край (13 ч.)
- Контрольная работа (2 ч.)
Список литературы:
- Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
- Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
- Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
- Лифанова Т.М., Соломина Е.М., География материков и океанов (Евразия), 9 кл., М., Просвещение, 2007г.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
- Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
- Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
- Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
- Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
- Границы, государственный строй и символику России;
- Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
- медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Учащиеся должны уметь:
- находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
- по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
- показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
- находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
- давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
- называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
- правильно вести себя в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...
Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...
«Программа по татарскому языку» Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида ( для русскоязычных учащихся 1- 4 классов)
«Программа по татарскому языку в С(К)ОШ VIII вида» (для русскоязычных учащихся 1- 4 классов), разработана в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образ...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...