Организация профориентационной работы в 9-х, 11-х классах
статья по технологии (9, 10, 11 класс)

Охапкина Алла Валериевна

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в лицее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Охапкина Алла Валериевна

Заместитель директора по УВР,

учитель технологии МОАУ «Лицей №21»

города Кирова

Организация профориентационной работы в 9-х, 11-х классах

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в лицее.

Цели и задачи профориентационной работы в лицее

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.

В связи с этим огромное внимание в лицее уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся.  Эта работа опирается на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Профориентационная работа реализуется через:

  • учебно-воспитательный процесс;
  • внеурочную деятельность;
  • внешкольную работу с учащимися.

Цели профориентационной работы:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на этих занятиях происходит прямое воздействие на психику учащихся через специально организованную деятельность общения.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты работы: 

  • социальный;
  • экономический;
  • психолого-педагогический;
  • медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации учащихся в профессиональном самоопределении, уделяется внимание на изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей учащихся можно выделить следующие этапы профориентационной работы в лицее:

1-4 классы:  формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентационной работы лицея в условиях непрерывного образования

Решение задач профориентационной работы в лицее осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается и в планах каждого классного руководителя нашего лицея – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в лицее являются: заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по УВР, курирующий выпускные параллели, классные руководители. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”.  Существует многолетний тесный контакт лицея с МУК, предприятиями города, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, территориальными центрами профориентации, центром занятости.

Одной из составляющих сторон системы профориентационной работы является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9,11 классов, которую проводят психологи и преподаватели МУК. На основании этих данных диагностики дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в лицее

Координаторы деятельности: заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по УВР в функции которых входит:

  • поддержание связей лицея с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей ступени;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой лицея;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы лицея:

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы (  по темам «Ошибки в выборе профессии», «Молодежь на рынке труда», «Рынок труда. Наиболее востребованные профессии в Кировской области»);
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях, посещение ярмарки «Образование и карьера»;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками лицея — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще
  • трудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у лицеистов адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе (в библиотеке лицея имеется методическая литература для учащихся и учителей);
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, проспекты, тематический стенд «Куда пойти учиться»);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения учащихся группы риска.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся (тестирование по темам: «Определение типа личности», «Диагностика профессиональных предпочтений» и др.);
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека (по теме «Здоровье и выбор профессии»);
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы профориентационной работы лицея

Организационно-методическая деятельность

  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Занятия и тренинги по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
  • Анкетирование;
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
  • лектории для родителей;
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями учащихся;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей учащихся для выступлений перед учащимися с беседами;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

презентация "Организация профориентационной работы с выпускниками основной школы"

Самостоятельный выбор профессии- это "второе"рождение человека, поскольку от того ,насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей,удовл...

Организация профориентационной работы в классе

Итог участия в школьном профориентационном проекте"Все работы хороши"....

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

Организация профориентационной работы во внеурочное время как фактор личностного самоопределения учащихся 9-11 классов

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно...

Об организации профориентационной работы в дистанцинном формате с использованием сетевых ресурсов (на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов»

В данной статье на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов» описывается опыт организации профориентацтонной р...