Открытый урок по технологии в 5 классе "Сельскохозяйственные животные. Сельскохозяйственные животные Республики Башкортостан"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Тема урока: Сельскохозяйственные животные. Сельскохозяйственные животные Республики Башкортостан.
Цели урока: углубить и расширить знания учащихся о сельскохозяйственных животных Республики Башкортостан, о научных основах сельскохозяйственного производства; познакомить с задачами, стоящими сегодня перед страной по удовлетворению потребностей населения в продуктах питания; продолжить экономическое воспитание учащихся и профориентацию.
Учебник: под редакцией В.М.Казакевича, 2020 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selskohozyaystvennye_zhivotnye.doc | 674.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа д. Курманаево
муниципального района Аургазинский район РБ
Открытый урок технологии в 5 классе
Сельскохозяйственные животные. Сельскохозяйственные животные Республики Башкортостан
Подготовила и провела учитель технологии Халитова Г.И..
Д. Курманаево 2020 г
Тема урока: Сельскохозяйственные животные. Сельскохозяйственные животные Республики Башкортостан.
Цели урока: углубить и расширить знания учащихся о сельскохозяйственных животных Республики Башкортостан, о научных основах сельскохозяйственного производства; познакомить с задачами, стоящими сегодня перед страной по удовлетворению потребностей населения в продуктах питания; продолжить экономическое воспитание учащихся и профориентацию.
Оборудование: Рисунки «Продукты и вещи сельскохозяйственных животных».
Ход урока
I. Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний
1.Индивидуальная работа по карточкам.
Каких животных человек содержит дома? Какие домашние животные живут у вас? С какой целью вы их завели? Есть ли от них польза? Какие условия вы им создали? Перечислите все виды животных продуктов питания, которые есть в вашем доме в настоящее время? Какие животные обеспечили сырье для некоторых предметов вашей одежды?
III. Изучение нового материала
1) Игра «найди лишнее слово».
Вам даны пять слов, вы должны найти одно лишнее:
- медведь;
- волк;
- заяц;
- корова;
- лиса.
Почему слово корова лишнее? Докажите. И угадайте тему урока
2) Сельскохозяйственные животные
Доместикация — наука об одомашнивании — свидетельствует, что сближение человека с животными произошло в оседлой среде земледельцев или рыболовов- охотников. Животные влекли, а иногда пугали людей, но всегда вызывали у них неослабевающий интерес. Если на Земле существует около 1,5 млн. видов животных, а человек приручил и одомашнил около 40 видов, то это свидетельствует о сложности процесса и по сей день.
Каких сельскохозяйственных животных (млекопитающих, птиц, насекомых и моллюсков) вы знаете и какую продукцию получают с их помощью?
Население нашей планеты обеспечивается продуктами питания в большей степени благодаря технологиям выращивания животных. Этим занимается животноводство – отрасль сельского хозяйства.
3) Направления животноводства
В животноводстве выделяют много направлений. Их названия происходят от названий тех видов животных, разведением и выращиванием которых занимается соответствующее направление. Эти направления:
— скотоводство (выращивание мясного и молочного крупного рогатого скота);
— птицеводство (разведение кур, уток, гусей, индеек, перепелов, страусов);
— свиноводство;
— овцеводство;
— коневодство;
— звероводство (в том числе кролиководство);
— пчеловодство;
— оленеводство и верблюдоводство.
Направления скотоводства
—Крупный рогатый скот (мясо, молоко, кожа, тягловая сила): коровы, буйволы
—Мелкий рогатый скот (мясо, молоко, кожа, шерсть): овцы, козы
Более разнообразной продуктивностью и широким распространением отличается крупный рогатый скот, которому и принадлежит наибольшая доля в животноводстве. Эта отрасль сельского хозяйства дает более 70% мяса, потребляемого в стране, обеспечивает человека молоком — одним из наиболее ценных и незаменимых продуктов питания.
Животноводство распространено почти повсеместно. Размещение отраслей животноводства в России, как и в других странах, зависит от кормовой базы, то есть заготовок сочных и сухих кормов, силоса.
Для молочного направления скотоводства наиболее пригодны зеленые пастбища с разнотравьем, в зимний период требуются сочные и грубые корма в сочетании с комбинированными (комбикормами). Поэтому молочное скотоводство распространено в более увлажненной лесной зоне — на северной и центральной европейской части России и в пригородных хозяйствах.
Большая часть страны охвачена разведением скота молочно-мясного направления, для которого пригодны естественные корма среднего качества и силос. Основными районами размещения мясо-молочного и мясного скота являются степи Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Сибири, так как для мясного скота пригодны грубые корма, а в зимний период сочные корма могут отсутствовать. Основная доля в общем объеме производства молока принадлежит молочному направлению скотоводства (более 70%).
По-прежнему перед животноводами стоит задача увеличения производства молока и мяса, обеспечения населения продуктами животноводства в достаточных количествах.
Какие же меры необходимо принять, чтобы увеличить производство продуктов животноводства?
Учащиеся обсуждают, высказывают свои предложения по решению выдвинутой задачи.
Молочное скотоводство служит источником сырья для производства кисломолочных продуктов, йогуртов, сыров, сливочного масла, детского питания, творога, сухого молока и многого другого. Мясное скотоводство развивается на территориях, где позволяет климат и есть необходимая кормовая база. Эта отрасль скотоводства служит источником такого незаменимого продукта, как мясо (говядина и телятина) и мясопродуктов. Мясо – один из основных продуктов питания населения. Оно необходимо для поддержания жизни, роста, развития и высокой трудоспособности человека. Животноводство выступает в качестве активного поставщика сырья для легкой промышленности. Шкуры и кожи повсеместно используют для производства одежды, обуви и других товаров повседневного спроса. Любое направление скотоводства — источник сырья для производства органических удобрений (навоза).
История возникновения животноводства (сообщение учащегося).
Приручение и одомашнивание животных началось 10—15 тыс. лет назад. В тот период человек от охоты переходил к оседлому образу жизни, собирательству и земледелию. Люди, вооруженные камнями, палками, охотились целыми племенами на диких животных, нередко загоняя их в пещеры. Легче было отловить слабых, молодых животных, отбившихся от своих родителей. Подкормка таких животных, защита их от хищников, доращивание до взрослого состояния давала человеку надёжный источник пищи, её запас.
К стоянкам древнего человека подходили близко волки и шакалы, на них велась охота. Случалось, что волчата, взятые из логова волчицы, вырастали, привыкали к человеку и продолжали жить у его стойбищ. Нередко выращенные животные следовали за человеком, идущим на охоту.
Нелегок был труд людей в приручении диких животных. В домашних условиях когда-то содержали антилоп, гепардов, журавлей, крокодилов и др.
Некоторые из предков домашних животных жили в Европе, Азии, например дикие быки -туры. Они обеспечивали людей мясом, молоком, шкурами. Иметь этих животных около своего жилища было очень удобно. Человек их кормил, ухаживал за ними, и они постепенно изменялись.
Ближайший родственник домашней свиньи — дикий кабан; предками домашних овец считают диких баранов — муфлонов и архаров.
Домашних кур начали разводить давно, 4 тыс. лет назад. За это время они стали очень сильно отличаться от своих родоначальников — диких кур. Современные куры несут яйца почти ежедневно, в то время как их предки откладывали яйца один раз, реже 2 раза, в год — от 4 до 13 штук.
Направления птицеводство
—Яичное птицеводство (куры, перепела)
—Мясное птицеводство (индейки, гуси, цесарки, утки, куры)
В последние годы в перечень сельскохозяйственных животных вошли лоси, страусы и крокодилы
4) Физкультминутка
Конь
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
5) Сельскохозяйственные животные Республики Башкортостан.
Башкортостан — лидер по производству молока, мяса, меда, кумыса, поголовью лошадей, крупного рогатого скота. В целом по объемам производства продукции сельского хозяйства входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Республика Башкортостан является крупным сельскохозяйственным регионом в стране, и крупнейшим производителем продукции животноводства. Около городов РБ скотоводство развивается в мясо-молочном направлении, в горно-лесных и северо-восточных районах — мясное и мясо-молочное. Доля свинины в мясном балансе — около 17 %, баранины — около 2 %. Крупнейшими комплексами по выращиванию крупного рогатого скота являются: им.60-летия СССР, Ново-Раевский, свиней — «Рощинский»[9], птицы — ПО «Башкирское». В структуре производства скота и птицы на убой (в живом весе) сельскохозяйственными организациями происходит устойчивое увеличение доли производства птицы. Традиционными для РБ являются коневодство и пчеловодство. В республике есть конезавод (Уфимский), кумысные фермы. В 1995 в Башкортостане насчитывалось 227,2 тыс. пчелосемей. от них получено около 25 тыс. ц. меда. Наличие озер и прудов позволяет в РБ заниматься рыбоводством (рыбные хозяйства Баткиррыбхоз, Кармановский рыбхоз, МГП «Балык», ОПХ «Бирское»).
Пчеловодство в Башкортостане является древнейшим промыслом. В республике для развития пчеловодства есть все природные условия: медоносные растения и порода медоносных пчёл. Медовые запасы в республике оцениваются в 525 тыс. т. В РБ принят Закон Республики Башкортостан «О пчеловодстве».
В РБ издавна занимаются разведением и использованием лошадей. Эта отрасль сельского хозяйства является для башкир традиционной. Здесь разводят 4 породы лошадей: башкирскую, русскую рысистую, тяжеловозов и орловскую рысистую. Местная башкирская лошадь удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к лошадям по их использованию в республике.
В РБ занимаются изготовлением кумыса, сухого молока, заготовкой конского мяса и производством продуктов из него (колбасы, казылык, ял, карта, билдэмэ)
6) Профессии и производство
Ветеринары, зооинженеры, зоотехники, операторы животноводческих ферм, операторы по приготовлению кормов, операторы птицефабрик и свиноводческих комплексов
7) Игра на закрепление.
Перед вами продукты и вещи (рисунки). К какому направлению животноводства их можно отнести? Почему? (сыр, сметана, мед, яйцо, меховая куртка, моток шерсти, унты, кожаная сумка).
8) Рефлекция
Цветик-многоцветик
- (желтый) Все понял, могу помочь другим;
- (синий) Все понял;
- (зеленый) Понял почти все;
- (красный) Ничего не понял, прошу помощи.
Домашнее задание
§ ; собрать материалы из интернета. Разделиться на группы-экспедиции и собрать материал о свиноводстве (1-я группа); овцеводстве (2-я группа); коневодстве (3-я группа), оленеводстве (4-я группа) как отраслях современного животноводства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»
открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....
Разработка открытого урока по технологии в 7 классе "Технологии ручных работ"
Урок- практикум с элементами групповой работы разработан на основе педагогической технологии "Творческая мастерская". В ходе урока используется презентация по теме и материалы (разные виды т...
Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс
Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходо...
Самоанализ к открытому уроку по технологии на тему: "Технология построения бюджета" 8 класс
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС : групповые, технология развивающего обучения и использовала их на практическом и рефсек...
Открытый урок по технологии «Визуальное программирование на уроках технологии в соответствии с требованиями обновленных ФГОС»
Визуальное программирование – одна из технологий в современном программировании. В отличии от классического текстового программирования, визуальное программирование позволит обучающим...