Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная обработка древесины"
рабочая программа по технологии
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная обработка древесины". Возрастной диапазон: 11 - 13 лет. Срок реализации программы - 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Художественная обработка древесины | 497 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кушнурская основная школа
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением педсовета И.о. директора
Протокол № 10 МБОУ Кушнурская ОШ
От « 28 » августа 2019 г. ____________С.И. Бахтина
Приказ № 143 от 28.08.2019 г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
« Художественная обработка древесины»
Возрастной диапазон: 11-13 лет
Срок реализации программы: 2 года
Программу составил
педагог дополнительного
образования
Зверев В.М.
Кушнур
2018 год
Оглавление
Учебно – тематический план 1 год обучения 9
Календарно – тематическое планирование 14
Календарно – тематическое планирование 19
Методические и дидактические материалы 22
Система работы с родителями 23
Тесты для проверки знаний учащихся по теме 26
Тесты для проверки знаний учащихся по теме 28
Тесты для проверки знаний учащихся по теме 30
Тест для проверки знаний учащихся по теме 32
Тест для проверки знаний учащихся по теме 33
Пояснительная записка.
Данная программа является программой художественной направленности. Научиться правильно и со вкусом оформлять изделия в доме должен каждый человек. Люди всегда стремились не только построить жилище, защищающее их от внешнего мира, но и украсить его, сделать не похожим на другие. Стремление сделать своё жилище красивым, удобным, комфортабельным, приятным для жизни находит свое отражение не только в обеспечении функциональных удобств, необходимых для жизнедеятельности семьи, но и в эстетическом преобразовании своего быта, индивидуализации интерьера, создании неповторимой атмосферы уюта домашнего очага. Улучшение качества интерьера жилища направленно на решение важнейшей социальной задачи – создание наилучших условий для всестороннего и гармоничного развития личности, улучшения качества жизни, укрепления семьи, воспитания подрастающего поколения.
Программа по предмету «Художественная обработка изделий из древесины» знакомит учащихся с традициями, приемами создания удобного, благоустроенного, эстетичного пространства, дает сведения о приемах меблировки, размещении бытовой техники, о стиле и декоре помещений, ориентирует при выборе правильного решения интерьера. Полученные знания способствуют эстетическому воспитанию учащихся, развитию художественного воображения и эстетического вкуса.
Данная программа отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, ориентирована на эффективное решение проблем в будущем. Таким образом, создаются большие возможности для применения полученных знаний в практической деятельности.
Программа «Художественная обработка древесины» рассчитана на 2 года и носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Педагогическая целесообразность В процессе освоения данной программы, используются современные образовательные технологии, 5 формируются личные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность; приобретение навыков ручного труда; приобретение навыков исследовательской деятельности; трудовое воспитание; рациональное использование свободного времени; возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребование в социуме, (подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками).
Данная программа разработана в соответствии нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций и детских творческих объединений:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р)
5. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным Санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N41)
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
- Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
- Технология для 5-9 классов.
- Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
- Программы «Живое дерево» .
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»
1-й год обучения
Обучающие
- Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
- Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
- Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
- Изучить технологию работы лобзиком;
- Изучить технологию работы выжигателем;
- Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
- Развивать художественно – творческие способности учащихся;
- Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
- Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
- Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
- Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
- Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
- Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
2-й год обучения
Обучающие:
- Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;
- Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины;
- Изучить технологию мозаики;
- Изучить технологию геометрической резьбы;
- Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.
Развивающие:
- Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;
- Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
- Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
- Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитывающие:
- Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
- Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
Отличительной особенностью данной программы является отражение специфики присущей предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития. Прграмма учитывает все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
В реализации программы участвуют дети в возрасте 11-13 лет.
Набор детей свободный, по желанию. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с сентября текущего учебного года. Минимальное количество обучающихся в группе 12-15 чел.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов: 80 часов. (40 часов – первый год обучения, 40 часов – второй год обучения).
Из расчёта: 1 час в неделю.
Форма занятий:
Формы организации занятий:
- индивидуальная (взаимодействие педагога с одним учащимся);
- групповая (учащиеся работают в группах);
- коллективная;
- фронтальная (работа преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами).
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения:
- Репродуктивный («делай как я»). Преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию педагога.
- Объяснительно - иллюстративный (объяснение, беседа демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий). Этот метод используется главным образом для того, чтобы учащийся научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умения и навыки в жизни.
- Частично-поисковый - учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично.
-Практическая работа (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами). Большое значение уделяется подготовке и участию в конкурсах и выставках различного уровня. Теоретический материал даѐтся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Каждое занятие обычно содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.
Каждое занятие (условно) разбивается на 3 части, которые и составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;
2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого учащегося, педагога и всех вместе.
Системное применение этой формы учебной деятельности позволяет научиться мыслить, рассуждать, оценивать, принимать решения. Вместе с тем, программой предусмотрено: экскурсии, участие в выставках, сдача зачетов, выполнение проектов, исследовательская деятельность.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося во время занятий используются современные образовательные технологии. К таким технологиям относится: применение на уроках ИКТ, технология проблемного обучения, исследовательская и проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный технологии.
Режим занятий: 1 академический час в неделю
Характеристика ожидаемых результатов обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
- выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
- выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- изготовление изделия в установленные нормы времени;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность;
- партнёрские отношения при совместной работе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Выставки детского творчества
- Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
- Промежуточная и итоговая аттестация. (См. приложения)
Рабочая программа
Учебно – тематический план 1 год обучения
1 год обучения 40 часов | ||||
№п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | ||
Раздел I. Выпиливание лобзиком (16 часов) | ||||
1.1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 1 | 1 | -- |
1.2. | Основы материаловедения. | 1 | 1 | -- |
1.3. | Материалы, инструменты и приспособления. | 1 | 1 | -- |
1.4. | Виды резьбы по дереву. | 1 | 1 | -- |
1.5 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 3 | 1 | 2 |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.8 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 1 | 1 | -- |
1.9 | Работа над конструкцией изделия. | 1 | -- | 1 |
1.10 | Построение орнамента. | 1 | -- | 1 |
1.11 | Отделка изделия. | 1 | -- | 1 |
1.12 | Изготовление изделия. | 3 | -- | 3 |
16 | 7 | 9 | ||
Раздел II. Художественное выжигание (12 часов) | ||||
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 1 | 1 | -- |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | 1 | 1 | -- |
2.3 | Основы композиции. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | 1 | -- | 1 |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | 2 | -- | 2 |
2.8 | Отделка изделия. | 1 | -- | 1 |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 3 | - | 3 |
12 | 3,5 | 8,5 | ||
Раздел III. Мозаика (12 часов) | ||||
3.1 | Виды мозаики по дереву | 1 | 1 | -- |
3.2. | Материал | 1 | 1 | -- |
3.3. | Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ | 1 | 1 | -- |
3.4. | Приемы выполнения мозаики | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.5 | Орнамент | 1 | 1 | -- |
3.6. | Сюжетный набор | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.7. | Наклеивание мозаичного набора на основу | 4 | 1 | 3 |
3.8 | Отделка мозаичного набора | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | 6,5 | 5,5 |
Содержание программы
1 год обучения
Раздел I. Выпиливание лобзиком (16часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Введение ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика. - 1 час
Тема 1.2. Основы материаловедения . Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. – 1 час
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки. – 1 час
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание - 1 час
.
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком – 0,5 часа
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь) . – 0,5 часа
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. – 1 час
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет – 2 часа
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей. – 0,5 часа
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки. – 0,5 часа
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент. – 1 час
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет - 1 час
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом. – 1 час
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. – 1 час
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно - 3 часа
Раздел II. Художественное выжигание (12часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. – 1 час
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания. – 1 час
Тема 2.3. Основы композиции.
Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. – 0,5 часа
Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия. – 0,5 часа
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом.. – 1 час
Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. – 0,5 часа
Практическая работа: выполнение контурного выжигания – 0,5 часа
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Технология основных приёмов выжигания. – 0,5 часа
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. – 0,5 часа
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно - 2 часа
Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. – 1 час
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. – 3 часа
Раздел III. Мозаика
Тема 3.1 Виды мозаики по дереву
Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда. – 1 час
Тема 3.2. Материал
Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины – 1 час
Тема 3.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место. – 1 час
Тема 3.4. Приемы выполнения мозаики
Теория :Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция. – 0,5 часа
Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета. – 1,5 часа
Тема 3.5. Орнамент
Теория: Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический. – 1 час
Тема 3.6. Сюжетный набор
Теория: технология выполнения сюжетного набора – 0,5 часа
Практическая работа: выполнения сюжетного набора – 0,5 часа
Тема 3.7. Наклеивание мозаичного набора на основу
Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу – 1 час
Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея. – 3 часа
Тема 3.8. Отделка мозаичного набора
Теория : технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда. – 0,5 часа
Практическая работа: отделка мозаичного набора – 0,5 часа
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения/ план | Дата проведения/ факт |
Раздел I. Выпиливание лобзиком (16 часов) | |||
1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | ||
2 | Основы материаловедения. | ||
3 | Материалы, инструменты и приспособления. | ||
4 | Виды резьбы по дереву. | ||
5 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | ||
6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | ||
7 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | ||
8 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | ||
9 | Сборочные и отделочные работы. | ||
10 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | ||
11 | Работа над конструкцией изделия. | ||
12 | Построение орнамента. | ||
13 | Отделка изделия. | ||
14 | Изготовление изделия. | ||
15 | Изготовление изделия. | ||
16 | Изготовление изделия. | ||
Раздел II. Художественное выжигание (12 часов) | |||
17 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | ||
18 | Декорирование изделий выжиганием. | ||
19 | Основы композиции. | ||
20 | Подготовка заготовок к работе. | ||
21 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | ||
22 | Основные приёмы выжигания. | ||
23 | Технология выполнения приёмов выжигания | ||
24 | Технология выполнения приёмов выжигания | ||
25 | Отделка изделия. | ||
26 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | ||
27 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | ||
28 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | ||
Раздел III. Мозаика (12 часов) | |||
29 | Виды мозаики по дереву | ||
30 | Материал | ||
31 | Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ | ||
32 | Приемы выполнения мозаики | ||
33 | Приемы выполнения мозаики | ||
34 | Орнамент | ||
35 | Сюжетный набор | ||
36 | Наклеивание мозаичного набора на основу | ||
37 | Наклеивание мозаичного набора на основу | ||
38 | Наклеивание мозаичного набора на основу | ||
38 | Наклеивание мозаичного набора на основу | ||
40 | Отделка мозаичного набора |
Учебно-тематический план
2 год обучения
2 год обучения | ||||
№п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | ||
Раздел IV. Резьба по дереву (40часов) | ||||
4.1 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | 1 | 1 | -- |
4.2 | Виды резьбы | 1 | 1 | -- |
4.3 | Материал | 1 | 1 | -- |
4.4 | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву | 1 | 1 | -- |
4.5 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | 3 | 0,5 | 2,5 |
4.6. | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | 10 | 1 | 9 |
4.7 | Контурная резьба | 3 | 1 | 2 |
4.8. | Рельефная и скульптурная резьба | 1 | 1 | -- |
4.9 | Отделка и реставрация резных изделий | 1 | -- | 1 |
4.10 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | 4 | -- | 4 |
4.11 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | 4 | -- | 4 |
4.12 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | 9 | -- | 9 |
4.13 | Выставка детского творчества | 1 | -- | 1 |
40 | 7,5 | 32,5 |
Содержание программы
2 год обучения
Раздел IV. Резьба по дереву
Тема 4.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год. – 1 час
Тема 4.2. Виды резьбы
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. – 1 час
Тема 4.3. Материал
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. – 1 час
Тема 4.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву - 1 час
Тема 4.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе. – 0,5 часа
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе. – 2,5 часа
Тема 4.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. – 1 час
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе. – 9 часов
Тема 4.7. Контурная резьба
Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе. – 1 час
Практическая работа: Выполнение орнамента – 2 часа
Тема 4.8. Рельефная и скульптурная резьба
Теория :технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении. – 1 час
Тема 4.9. Отделка и реставрация резных изделий
Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. – 1 час
Тема 4.10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Практическая работа Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. – 4 часа
Тема 4.11. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. – 4 часа
Тема 4.12. Изготовление набора из двух разделочных досок.
Практическая работа Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. – 9 часов
Тема 4.13. Итоговая аттестация .
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества. – 1 час
Календарно – тематическое планирование
2 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения/ план | Дата проведения/ факт |
Раздел IV. Резьба по дереву (40часов) | |||
1 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | ||
2 | Виды резьбы | ||
3 | Материал | ||
4 | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву | ||
5 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | ||
6 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | ||
7 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | ||
8 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
9 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
10 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
11 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
12 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
13 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
14 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
15 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
16 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
17 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | ||
18 | Контурная резьба | ||
19 | Контурная резьба | ||
20 | Контурная резьба | ||
21 | Рельефная и скульптурная резьба. | ||
22 | Отделка и реставрация резных изделий | ||
23 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | ||
24 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | ||
25 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | ||
26 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | ||
27 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | ||
28 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | ||
29 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | ||
30 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | ||
31 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
32 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
33 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
34 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
35 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
36 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
37 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
38 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
39 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | ||
40 | Выставка детского творчества |
Планируемые результаты:
Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Методические и дидактические материалы
№ | Название раздела | Дидактические и методические материалы | |||
п/п | |||||
1 | Вводное занятие. | Инструкции по технике безопасности | |||
2 | Инструменты и | Занимательные задания «Инструменты» | |||
материалы. | Презентация «Древесина – природный | ||||
конструкционный материал» | |||||
3 | Первоначальные | Презентация «Чертеж и технический рисунок», | |||
графические знания | Лото «Графическая документация» | ||||
и умения. | |||||
4 | Технология | Инструменты. Инструкции по технике | |||
обработки | безопасности. Презентация «Виды | ||||
древесины. | художественной обработки древесных | ||||
материалов» | |||||
5 | Основы | Карточка «Этапы создания изделий из | |||
моделирования и | древесины» | ||||
конструирования | Инструменты . Инструкции по технике | ||||
безопасности | |||||
6 | Декорирование | Инструменты. Инструкции по технике | |||
изделий | безопасности. Презентация «Деревянная | ||||
скульптура» | |||||
7 | Основы | Презентация «Этапы учебного проектирования» | |||
проектирования | |||||
8 | Итоговое занятие. | Аттестационные листы. Работы детей | |||
Аттестация | |||||
Воспитательная работа
Цель работы:
- приобретение практического опыта;
- развитие навыков самостоятельности;
- изготовление практически-значимых предметов для использования в быту.
Воспитательная работа | Культурно – массовая работа | Методическая работа |
1. Проведение инструктажей по правилам техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, работе на станках, по правилам электро и пожаробезопасности, по правилам поведения на занятиях в кабинете технологии. 2. Работа над сплочением детского коллектива, выполнение коллективных поделок, презентация готовых изделий. 3 .Работа над созданием творческих проектов | 1 Организация выставок поделок к праздничным мероприятиям. 2 Изготовление подарков и сувениров к праздничным датам для родных и близких, для людей старшего поколения. | 1. Изучение материалов А.А. Забавиной «Дополнительная общеобразовательная программа: теория, модель построения» (Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области) 2. Составление рабочей программы (календарно – тематического плана) кружка. 3. Анализ проделанной работы за полугодие |
Система работы с родителями
1. Изучение условий семейного воспитания
беседы, анкетирование родителей,
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в классе
родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации);
Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
создание базы контактных телефонов родителей,
3. Совместная деятельность родителей и учащихся
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей
при личных встречах;
с помощью записок-извещений,
посредством телефона и интернета.
А также:
проведение открытых мастер-классов и совместных занятий;
индивидуальные консультации для родителей
подведение итогов работы объединения, творческих достижений учащихся;
обсуждение перспективы продолжения обучения воспитанников на 2 - ой учебный год
Список литературы
для инструктора по труду:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
Приложения
Оценочный материал для промежуточной и итоговой аттестации
- от 75% – Высокий уровень
- от 50% до 74% – Средний уровень
- менее 50% – Низкий уровень
Тест для проверки знаний учащихся по теме
«Выпиливание лобзиком»
- Что такое лобзик?
а) приспособление для пиления материала по кривым линиям;
б) вид пилы для разделения заготовок на части;
в) приспособление для закрепления заготовок из фанеры.
- Из каких основных частей состоит лобзик?
а) рамка, ножка, зажимной винт;
б) каркас, ручка, натяжной винт;
в) рамка, ручка, верхний и нижний зажимной винт.
- Какое приспособление применяется при выпиливании лобзиком?
а) стусло;
б) выпиловочный столик;
в) рейсмус;
г) эксцентриковый зажим.
- Какой инструмент применяется для зачистки изделий, выпиленных лобзиком?
а) надфиль;
б) рашпиль;
в) напильник;
г) ерунок.
- Как наклонены зубья пилки лобзика?
а) от ручки;
б) не имеют наклона;
в) к ручке.
Тест для проверки знаний учащихся по теме
«Выпиливание лобзиком»
Задание: прочитай вопрос , найди правильный ответ и запиши номер вопроса и номер ответа.
№ п/п | Вопросы | Ответы | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Какой нужен инструмент, чтобы выпилить детали из фанеры? | |||
2 | Из какого материала можно выпили-вать детали ручным лобзиком ? | Из доски толщиной 30-40 мм | Из фанеры толщиной 3-4мм | Из бруска толщиной 30мм |
3 | Как называются детали лобзика? Деталь 1 ?- Деталь 2 - ? Деталь 3 - ? Деталь 4 - ? | Пилка | Ручка | Рамка |
Верхний зажим | Рамка | Ручка | ||
Нижний зажим | Верхний зажим | Пилка | ||
Нижний зажим | Ручка | Верхний зажим | ||
4 | Что нужно для выпиливания деталей лобзиком? | Пилки, выпиловочный столик, шило и лобзик | Выпиловочный столик, верстак, рисунок детали и лобзик | Верстак, выпиловочный столик, лобзик, пилки, шило, копировальная бумага, рисунок детали |
5 | Зубья пилки должны быть направлены…………. | От ручки лобзика | Вниз, к рамке лобзика | К ручке лобзика |
6 | Пиление лобзиком происходит при движении пилки | Вправо и влево | Вниз | Вверх |
7 | Во время выпиливания лобзиком нажимать сильно на пилку………….. | Нельзя, потому что пилка сломается |
Нужно, чтобы быстро пилить | Нельзя, пилка нагреется |
8 | При быстром пилении……………… | Можно быстро выпилить деталь | Пилка нагреется и сломается | Деталь будет ровной и красивой |
9 | При выпиливании детали с внутренним контуром выпиливают……………….. | Сначала внешний контур | Сначала внутренний контур | Можно начинать выпиливать внешний или внутренний контур |
10 | Чтобы проколоть отверстие шилом для пилки при выпиливании детали с внутренним контуром ………………… | Деталь нужно положить на верстак и прокалывать отверстие шилом | Деталь нужно положить на колени и прокалывать отверстие шилом | Деталь нужно держать в руке и прокалывать отверстие шилом |
11 | Чтобы изменить направление пиления нужно ………………………………. | Повернуть пилку с лобзиком | Повернуть выпиливаемую деталь | Снять пилку и снова её вставит |
12 | Опилки с верстака………………….. | Сдуть ртом | Смести рукой | Смести щёткой |
13 | Если изделие нужно раскрасить, это делают так ………………………. | Сначала раскрашивают, зачищают шкуркой и покрывают лаком. | Сначала покрывают лаком, раскрашивают и зачищают шкуркой. | Сначала зачищают шкуркой, раскрашивают и покрывают лаком. |
Тест для проверки знаний учащихся по теме
«Выжигание»
1. Выжигание – это:
А – один из видов столярных работ.
Б – один из видов слесарных работ.
В – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.
Г – один из видов укрепления поверхности древесины.
2. Наилучший материал для выжигания
А – дсп
Б – двп
В – фанера
Г – пластик
3. Перед выжиганием поверхность
А – шлифуют напильником
Б – шлифуют наждачной бумагой
В – обрабатывают рубанком
Г – полируют
4. Фанеру получают путём
А – поперечного распиливания бревна
Б – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпона
В – прессования и склеивания измельчённой древесины
Г – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы
5. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью
А – кальки
Б – ксероксных листов
В – копировальной бумаги
Г – прозрачной бумаги
6. Выжигают рисунок с помощью
А – паяльника
Б – электровыжигателя
В – электронагревателя
Г – электровыключателя
7. Тонкую линию получают при
А – медленном движении пера
Б – быстром движении пера
В – плавном движении пера
Г – движении пера рывками
8. Толстую линию получают при
А – плавном движении пера
Б – медленном движении пера
В – быстром движении пера
Г – движении пера рывками
9. Рисунок сначала выжигают
А – по внутренним линиям
Б – по выпуклым поверхностям
В – по внешнему контуру
Г – по вогнутым поверхностям
10. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
А – красный
Б – тёмно-красный
В – тёмно-коричневый
Г – светло-коричневый
11. По какой древесине можно выжигать?
А – только по сухой
Б – только по влажной
В – без разницы
Г- только что спиленной для усиления эффекта выжига
12. Как по другому называется Выжигание:
А – Пирография
Б – Аэрография
В – Криптография
Г – граффити
13. Какие виды выжигания Вы знаете? (Контурное, силуэтное, декоративное)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Чтобы рисунок выжигался легко нужно?
А) сильно нагреть выжигатель
Б) рисунок расположить так, чтобы волокна шли кверху
В) Рисунок расположить так, чтобы волокна шли к низу
Г) Нужна просто мягкая древесина.
15. Какие виды дерева можно отнести к мягкой древесине:
А – Липа, Б – Дуб, В – береза, Г- Ясень, Д – Сосна, Е – Клен
Тест для проверки знаний учащихся по теме
«Мозаика»
- Способом создания мозаики по дереву является:
а) воскование;
б) полирование;
в) инкрустация;
г) резьба.
- Украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из различных пород и текстуры – это:
а) филигрань;
б) интарсия;
в) блочная мозаика;
г) маркетри.
- По выбранному рисунку разноцветные бруски или пластинки древесины различного сечения склеивают. Затем их разрезают поперек на тонкие пластинки с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия. Такой прием - это:
а) инкрустация;
б) блочная мозаика;
в) филигрань;
- Для выполнения мозаики необходимо иметь?
а) плоский нож - резак;
б) стамески и киянку;
в) ножовку, долото, сапожный нож;
- Для вырезания из шпона кругов и колец лучше использовать:
а) обычный нож-резак;
б) циркуль-резак;
в) ножницы по бумаге.
Тест для проверки знаний учащихся по теме
«Резьба по дереву»
1. К плосковыемчатой резьбе относят:
а) резьбу с заоваленным контуром;
б) накладную резьбу;
в) домовую резьбу;
г) геометрическую резьбу.
2. Какой бывает прорезная резьба?
а) накладной; в) плоскопрорезной.
б) рельефной;
3. Что не является инструментом для выполнения резьбы по дереву?
а) стамеска - клюкарза; в) стамеска угловая;
б) стамеска - церазик; г) стамеска — косяк.
4. Можно ли наносит удары киянкой по рукоятке стамески?
а) да, можно; в) нельзя;
б) в редких случаях; г) на усмотрение резчика.
5. Чем размечают заготовки для резьбы?
а) линейкой, циркулем, угольником, трафаретом, ручкой;
б) транспортиром, кронциркулем, линейкой;
в) трафаретом, карандашом, стамеской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Рабочая программа дополнительного образования "кружка"Художественная обработка древесины "5-6 класса
Рабочая программа внеурочной деетельности составлена из расчета 2 часа в неделю ,для учащихся 5-6 классов .Для 6класса второй год обучения...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка древесины»
Цели данной программы:– формирование устойчивой мотивации к дальнейшей социализации детей с нарушение интеллекта;- повышение уровня познавательной активности учащихся к выбору ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная древесина».
Актуальность программы.Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой д...