Программа занятий дополнительного образования. Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья.
материал по технологии (5 класс)
Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_narodov_povolzhya.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, которое несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Родной край и область имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить детей к истории своего родного края –местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Цели и задачи
Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности, любовь к своему краю и своей Родине.
Задачи:
Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;
Развитие художественно – графических умений и навыков;
Ознакомление с особенностями работы в области народного декоративно – прикладного творчества;
Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;
Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;
Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;
Воспитание зрительской культуры;
Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности. Программа предназначена для детей 7-13 лет.
Рассчитана на 1 год обучения.
Подходит для детей с любыми навыками.
Занятия в группах первого года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа, 144 ч. в год.
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа, рассказ о происхождении и особенностях данного вида народного декоративно-прикладного творчества.
- Показ примера сделанного педагогом. Обсуждение особенностей и технологий.
- Подбор материалов по цвету и фактуре.
- Работа по образцу.
- Самостоятельная работа по декорированию под контролем педагога.
Планируемые результаты изучения
Знать/понимать
Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;
Законы композиции;
Основы цветоведения;
Разнообразие материалов и изобразительные средства;
Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;
Что жизнь неразрывно связана с деятельностью пластических искусств как в повседневном окружении, так же и в создании всего предметного мира;
Виды и жанры изобразительного искусства;
Различные техники и материалы изобразительного искусства, их особенности;
Разнообразие выразительных средств.
Уметь
Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
Сознательно выбирать средства выражения замысла;
Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.
Составить композицию, учитывая законы композиции;
Подобрать гармоничную цветовую гамму;
Правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;
Правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Результаты освоения программы
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.
Предметные:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном виде искусства;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание занятий внеурочной деятельности
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Всего часов | Теоретические занятия | Контрольные занятия | Лабораторные, практические, экскурсии и др. |
1-2 | Введение. Цель и задачи. | 2 | 2 | ||||
3-4 | Типы народных кукол Поволжья. | 2 | 1 | 1 | |||
5-6 | Конструктивные основы изготовления кукол. | 2 | 1 | 1 | |||
7-8 | Обрядовые куклы. | 2 | 2 | ||||
9-10 | Свадебная (Неразлучники). Традиции народной свадьбы. История и технология изготовления куклы. | 2 | 2 | ||||
11-12 | Пасхальная голубка. Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы. | 2 | 2 | ||||
13-14 | Куклы обереги. | 2 | 2 | ||||
15-16 | День и Ночь. Обереги жилища. История и технология изготовления куклы. | 2 | 2 | ||||
17-18 | Десятиручка. История и технология изготовления куклы. | 2 | 2 | ||||
19-20 | Игровые куклы. | 2 | 2 | ||||
21-22 | Девка-Баба. История и технология изготовления куклы. | 2 | 2 | ||||
23-24 | Малышок- голышок. История и технология изготовления куклы. | 2 | 2 | ||||
Раздел 2. Народная ручная вышивка Поволжья. 24 часа. | |||||||
25-26 | Знакомство с русской и чувашской ручной вышивкой. Единство и различие. | 2 | 1 | 1 | |||
27-28 | Знакомство с мордовской и татарской ручной вышивкой. Единство и различие. | 2 | 1 | 1 | |||
29-30 | Способы перевода рисунка на ткань. Простые и одиночно-декоративные ручные швы. | 2 | 2 | ||||
31-32 | Вышивание образцов швов, составление несложных композиций для вышивания. | 2 | 2 | ||||
33-34 | Вышивка и изготовление простых изделий (салфетка, футляр для очков, мобильного телефона, сумочка-косметичка и др.). | 2 | 2 | ||||
35-36 | Народная ручная вышивка, выполненная счетными швами. Счетные швы и их применение в оформлении изделия различного назначения. | 2 | 2 | ||||
37-38 | Вышивание образцов швов, составление несложных композиций для вышивания. | 2 | 2 | ||||
39-40 | Виды цветной глади. Ткани и нитки, применяемые для цветной глади в зависимости от назначения изделия. Приемы выполнения цветной глади, их название и назначение. | 2 | 1 | 1 | |||
41-42 | Вышивание образцов швов, составление несложных композиций для вышивания. | 2 | 2 | ||||
43-44 | Вышивка и изготовление простых изделий. | 2 | 2 | ||||
45-46 | Проектирование и выполнение изделий с ручной вышивкой. | 2 | 2 | ||||
47-48 | Представление творческой работы с ручной вышивкой. | 2 | 1 | 1 | |||
Раздел 3. Роспись по ткани. Народные орнаменты 18 часа. | |||||||
49-50 | Знакомство с особенностями русского и чувашского орнамента. | 2 | 2 | ||||
51-52 | Знакомство с особенностями мордовского и татарского орнамента. | 2 | 2 | ||||
53-54 | Подготовка к росписи. Основы цветоведения. Основы композиции. | 2 | 1 | 1 | |||
55-56 | Работа над составлением композиции. Разработка эскиза. | 2 | 2 | ||||
57-58 | Основы холодного батика. История возникновения холодного батика. Изучение этапов работы. | 2 | 2 | ||||
59-60 | Техника «Свободная роспись». Изучение технологических этапов работы в технике «Свободная роспись» (эффект акварели). | 2 | 2 | ||||
61-62 | Техника «Узелкового батика». История узелкового батика. Изучение технологических этапов росписи. | 2 | 2 | ||||
63-64 | Техника «Горячего батика». История горячего батика. | 2 | 2 | ||||
65-66 | Декоративное оформление работы. Подготовка работ к выставке. Выставка работ. | 2 | 2 | ||||
67-68 | Представление творческой работы. Презентация итогов работы | 2 | 1 | 1 | |||
Итого | 68 | 20 | 1 | 47 |
Литература для учителя
1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2015.
2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2016.
3. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 2016. – №8.
4. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2016. – Ч.2.
5. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 2017. – №2. – С. 55-57.
6. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2017.
7. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 2017.
8. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2016. – №1. – С. 40-51.
9. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2015.
10. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 2016. – №5. – С. 44-45.
11. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
12. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей/ М.: Владос, 2015 г. - 115 с.
13. Комарова Т.С., Савенко А.И. Коллективное творчество детей/ Учеб.пособие – М.: Российское педагогическое агентство, 2017 г. - 106 с.
14. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция/ М.: Владос 2017 г. - 144 с.
15. Эрл К. Роспись по шёлку. Основы мастерства. «Арт-Родник», 2016г.
Литература для детей и родителей
1. Аверьянова А.П. Батик Мастерилка// 2014 г.
2. Аллохвердова Е.Э. Батик, глина, дерево/ издат. Астель, 2015 г. - 82 с.
3. Жолобчук А.Я. Подарки из батика/ М.: АСТ, 2015 г. - 78 с.
4. Радкевич В.А. Великий шелковый путь/ М.: Агропромиздат, 2016 г. - 239 с.
6. Синеглазова М.О. Батик/ М.: Издат. Дом МСП, 2014 г. - 96 с.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/subjects/28
http://fcior.edu.ru/
http://art.1september.ru/
http://www.1-kvazar.ru/
http://www.openclass.ru/node/147655
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования декоративно-прикладной направленности "Посиделки" для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, формирование основ базовой культуры личности, созд...
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию декоративно-прикладного творчества . Кружок «Флористика»
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию декоративно-прикладного творчества . Кружок «Флористика»...
Информационная карта к видеозаписи занятия творческого объединения «Аппликация и оригами», педагога дополнительного образования декоративно-прикладной направленности
Возраст обучающихся 9-10 лет. Группу составляют дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные во...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Декоративно – прикладное искусство» для детей 7-16 лет
Дополнительная общеобразовательная программа "Декоративно - прикладное искусство" относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гар...
Выступление на МО школы на тему: "Значимость уроков ИЗО и занятий дополнительного образования модуля "Художественное творчество" в воспитательном процессе".
Выступление на МО школы на тему: "Значимость уроков ИЗО и занятий дополнительного образования модуля "Художественное творчество" в воспитательном процессе"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Декоративно-прикладное искусство»
laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. Калинин...
Экспертное заключение. Общеобразовательной программы дополнительного образования " Декоративно - прикладное творчество"
Программа разработана для детей 7 – 15 лет. Уровень программы: базовый. Направленность программы: художественная. Срок реализации программы: 3 года. Цель программы-приобщение к традициям, культу...