ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Декоративно-прикладное искусство»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Программа разработана для воспитанников 4-7 лет. Количество часов в неделю 8 занятий. Продолжительность программы два месяца. Количество часов 16 часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА СОЛНЫШКО»
РАССМОТРЕНА на заседании Педагогического совета протокол № ___ от «___» _________________ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Солнышко» ____________ Морозова Г.В. Приказ № _____ от «___» ______ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Декоративно-прикладное искусство»
Срок реализации: февраль -март
Аавтор:
Педагог-организатор
Рамазанова М.М.
Покачи
2022
№ п/п | Содержание | стр |
I. | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Новизна и оригинальность программы | 3 |
1.3. | Актуальность программы | 3-4 |
1.4. | Цели и задачи программы | 4 |
1.5. | Средства обучения | 4 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1. | Структура программы | 5 |
2.2. | Предполагаемый результат | 5 |
2.3. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 5 |
2.4 | Перспективное планирование | 6-8 |
III. | Организационный раздел | |
3.1. | Методы обеспечения | 9 |
3.2. | Инструменты | 9 |
3.3. | Заключение | 9 |
IV. | Перечень методической литературы | 10 |
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Программа разработана для воспитанников 4-7 лет. Количество часов в неделю 8 занятий. Продолжительность программы два месяца. Количество часов 16 часа.
1.2 Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы «Декоративно-прикладное искусство» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
1.3 Актуальность.
Актуальность данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два месяца обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
1.4 Цели и задачи программы
Основной целью программы «Декоративно-прикладное искусство» является формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
1.5 Средства обучения:
В работе используются различные методы и приемы:
- обследование,
- наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
II Содержательный раздел
2.1 Структура программы
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа «Декоративно-прикладного искусства» рассчитана на 2 месяца обучения при постоянном составе детей. Количество занятий: 2 раз в неделю. Длительность занятия составляет по 30 минут с подгруппой детей. Возраст обучающихся: 4 - 7 лет. Наполняемость учебной группы - 5 -12 человек.
Формы занятий: сообщение нового материала, закрепление его на практике в форме упражнений с материалами.
Используемый материал: гуашевые и акриловые, белые листы бумаги, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш.
2.2 Предполагаемый результат:
У детей расширятся представления о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывается уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Понимают взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Формируются новые навыки и умения по декоративной росписи. Научатся анализировать успешную деятельность в достижении цели. Дети создает узоры по мотивам народно- прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. свободно владеет 3 приемами работы с кистью. При выполнении узора вносит новые элементы. Использует знакомую нетрадиционную технику. Работа всегда завершают.
2.3 Взаимодействия с семьями воспитанников.
Связь между семьей и педагогом строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планирую четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в ДОУ организуются выставки творческих работ.
2.4 Перспективное планирование для работы с детьми
по декоративно-прикладному искусству. 4-7 лет.
Февраль | |||
№ | Тема занятия | Задачи | |
Знакомство с работой кружка «Декоративное рисование». Путешествие по народным промыслам | Познакомить детей с особенностями работы направления «Декоративное рисование». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. | ||
Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Развивать технику рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | ||
Рисование + конструирование. «Барышни-франтихи». | Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку- конус. Развивать технику рисование тычком, ватными палочками. | ||
Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла. | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать технику рисования ватными палочками, перышком. | ||
Рисование «Филимоновские олени и коровки» | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить рисовать фигурку животного, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать аккуратность в работе. Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Развивать технику рисования пальчиками. | ||
Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла. | Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. | ||
Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно). | На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. | ||
Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. | ||
Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. Развивать технику рисования пальчиками, оттиск поролоном. | ||
Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. | Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | ||
Март | |||
Рисование «Роспись гжельских фигурок». | Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. | ||
Знакомство с разнообразием русской матрешки. | Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой – русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству. | ||
Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». | Продолжать знакомство с матрешкой. Совершенствовать навыки и приемы работы в технике «тычки». Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу. | ||
Народные промыслы родного края. | Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус. | ||
Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды». | Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. | ||
Знакомство с хантыйским народным костюмом. | Дать представления об истории и особенностях хантыйского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями хантыйского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. |
III Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение программы.
Для работы используются образцы работ, созданные педагогом.
Образцами народных художественных промыслов.
Декоративные изделия, сувениры..
Основной формой работы являются групповые занятия.
Материалы:
• гуашь; акриловые краски;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
3.2 Инструменты:
• кисти разной величины
• трубочки коктельные;
• ватные палочки;
• поролон;
3.4 Заключение.
Реализации данной программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
У детей возникает большой интерес к народной культуре, и в частности к русскому народному искусству, желании самостоятельно создавать декоративные изделия.
IV. Перечень методической литературы
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
7. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
22. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
24. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
25. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
26. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство"
"Иозбразительное и декоративно-прикладное искусство"...
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительная и декоративно-прикладная грамота»
Программа дополнительного образования для обучающихся начальной школы.Данная программа имеет эстетическую направленность и соответствует художественному профилю образования детей. Уровень освоен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Декоративно-прикладное мастерство»
Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образов...