Рабочая программа занятий дополнительного образования технической направленности "Техническое творчество"
рабочая программа по технологии (6, 7, 8, 9 класс)
Программа «Техническое творчество» разработана на основе дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программы в области начального технического творчества. Программа охватывает такие направления, как 3D моделирование, графическая грамота, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, электротехника и токарная обработка материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА№ 4»
Принята на заседании методического совета « » ______ 2024г. Протокол № | Утверждена приказом №___- от « » _______ 2024г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Технической направленности
«Техническое творчество»
Возраст обучающихся: 10-16 лет Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель: О.Г.Томилова,
Педагог дополнительного образования
г.Нефтеюганск
2024г.
Аннотация
Программа «Техническое творчество» (далее Программа) разработана на основе дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программы в области начального технического творчества. Программа охватывает такие направления, как 3D моделирование, графическая грамота, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, электротехника и токарная обработка материалов.
В процессе изучения Программы обучающиеся овладеют основами технического творчества, научатся применять различные техники и методы работы с материалами, а также развивать навыки проектирования и конструирования. Программа направлена на формирование у обучающихся графической грамотности, что является важным аспектом в технической деятельности. Графическая деятельность выступает в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, способствуя формированию знаний и умений, необходимых для успешной реализации творческих проектов в области техники.
Программа "Техническое творчество" предназначена для учащихся, интересующихся современными технологиями и желающих развивать свои навыки в различных областях технического творчества.
Программа "Техническое творчество" направлена на формирование у учащихся креативного подхода к решению технических задач, развитие практических навыков и подготовку к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности в области техники и технологий.
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразвивающая программа разработана в соответствии:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;
- Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 года N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
- Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий»; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 №1255 «О Создании инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИпарк»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р»;
- Постановление Правительства автономного округа от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа– Югры «Развитие образования» (приложения 41, 44),
- Распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.2022 № 679-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа– Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года»;
- Распоряжение заместителя Губернатора автономного округа от 12.09.2023 № 416-р «Об утверждении программы по популяризации ИТ специальностей в Ханты-Мансийском автономном округе– Югре на 2023-2025 годы»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-3935/06 «О направлении методических рекомендаций по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»;
- Приказ Департамента образования и науки автономного округа от 09.10.2024 № 10-П-2119 «Об утверждении Программы перспективного развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа– Югры».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Развитие образования" утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о 10.11.2023 № 550-п
- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре от 23.07.2018;
- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765, 04.07. 2023 №10-П-1649).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы:
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Техническое творчество» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и технических терминов, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы, что соответствует базовому уровню.
Содержание обучения: информирование о новых технологиях, создание макетов для проявления интереса и обучения, решение творческих учебных задач, обучение в группах, самостоятельное творчество: «мне интересно этим заниматься».
Виды деятельности: Уроки НТИ; занятия с преподавателем; мастер-классы; вебинары; самостоятельная работа; игры проекта «Берлога»; участие в инженерных соревнованиях.
Направленность программы: техническая/ естественнонаучная.
«Техническое творчество» – общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности.
Актуальность программы
Программа дополнительного образования "Техническое творчество" направлена на развитие технических навыков и творческого мышления у обучающихся. В условиях стремительного технологического прогресса и внедрения инновационных технологий в различные сферы жизни, становится особенно важным формирование у детей и подростков основ технической грамотности и практических умений.
- Развитие технических навыков: Программа охватывает широкий спектр направлений, таких как 3D моделирование, графическая грамота, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, электротехника и токарная обработка материалов. Это позволяет учащимся получить практические навыки, которые будут востребованы в будущем.
- Формирование креативного мышления: Занятия по техническому творчеству способствуют развитию креативности и способности к решению нестандартных задач. Учащиеся учатся мыслить критически и находить оригинальные решения, что является важным аспектом в современном мире.
- Подготовка к профессиональной деятельности: Программа создает основу для дальнейшего профессионального выбора в области технических специальностей. Учащиеся получают возможность ознакомиться с различными профессиями и направлениями, что помогает им определиться с будущей карьерой.
- Социальная адаптация: Участие в программе способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Это важно для социальной адаптации и формирования лидерских качеств у молодежи.
Таким образом, программа "Техническое творчество" является актуальной и необходимой для формирования у обучающихся комплексных технических и творческих навыков, что в свою очередь способствует их успешной социализации и профессиональной ориентации в будущем.
Новизна программы
Программа "Техническое творчество" представляет собой уникальный образовательный курс, который интегрирует современные технологии и традиционные методы обучения в области технического творчества. Основные аспекты новизны программы включают:
- Мультимодальный подход: Программа сочетает в себе различные направления технического творчества, такие как 3D моделирование, графическая грамота, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, электротехника и токарная обработка материалов. Это позволяет учащимся развивать широкий спектр навыков и умений.
- Интеграция современных технологий: Включение 3D моделирования и робототехники в учебный процесс обеспечивает учащимся доступ к современным инструментам и методам, что способствует развитию критического мышления и креативности.
- Практическая направленность: Программа акцентирует внимание на практических занятиях, что позволяет учащимся не только изучать теорию, но и применять полученные знания на практике, создавая реальные проекты и модели.
- Развитие междисциплинарных связей: Программа способствует интеграции знаний из различных областей, таких как физика, математика и искусство, что позволяет учащимся видеть взаимосвязи между различными дисциплинами и применять их в реальных задачах.
- Формирование навыков XXI века: Программа направлена на развитие ключевых компетенций, таких как критическое мышление, креативность, сотрудничество и коммуникация, что является важным для успешной адаптации учащихся в современном мире.
Таким образом, программа "Техническое творчество" представляет собой инновационный подход к обучению, который отвечает современным требованиям и вызовам, стоящим перед системой образования.
Цель программы:
Цель программы "Техническое творчество" заключается в формировании у обучающихся комплексных навыков и знаний в области технического творчества, включая 3D моделирование, графическую грамоту, авиамоделирование, судомоделирование, робототехнику, электротехнику и технологий обработки материалов.
Задачи программы:
Предметные (обучающие):
- Освоение основ 3D-моделирования:
- Научить учащихся создавать простые 3D-модели с использованием специализированного программного обеспечения, развивая навыки пространственного мышления и креативности.
- Изучение графической грамоты:
- Обучить учащихся основам графического представления информации, включая чтение и создание чертежей, схем и диаграмм, что поможет им в дальнейшем проектировании и конструировании.
- Авиамоделирование:
- Развить у учащихся навыки проектирования и сборки моделей летательных аппаратов, изучая принципы аэродинамики и механики полета.
- Судомоделирование:
- Научить учащихся проектировать и строить модели судов, исследуя основы гидродинамики и конструктивные особенности водного транспорта.
- Робототехника:
- Обучить учащихся основам программирования и сборки робототехнических систем, развивая навыки работы с электроникой и механикой.
- Электротехника:
- Ознакомить учащихся с основами электрических схем и компонентов, научив их собирать простые электрические устройства.
- Токарная обработка материалов:
- Научить учащихся основам работы на токарном станке, включая безопасные методы обработки различных материалов и создание простых деталей.
Метапредметные (развивающие):
- Развитие критического мышления: Формирование у обучающихся способности анализировать и оценивать различные технические решения, а также выбирать оптимальные подходы к решению задач.
- Формирование навыков проектной деятельности: Обучение учащихся планированию, организации и реализации проектов в области технического творчества, что способствует развитию их самостоятельности и ответственности.
- Развитие коммуникативных навыков: Стимулирование взаимодействия между учащимися в процессе работы над проектами, что способствует развитию навыков командной работы и эффективного общения.
- Формирование исследовательских умений: Поощрение учащихся к проведению исследований в области технологий и инженерии, что развивает их способность к самостоятельному поиску информации и решению нестандартных задач.
- Развитие креативности: Стимулирование творческого подхода к решению технических задач, что помогает учащимся генерировать новые идеи и находить нестандартные решения.
Личностные (воспитательные):
- Формирование интереса к техническому творчеству: Стимулировать у обучающихся интерес к изучению технических дисциплин и развитию творческих способностей через практическую деятельность.
- Развитие самостоятельности и ответственности: Воспитывать у учащихся умение самостоятельно планировать и реализовывать проекты, а также нести ответственность за результаты своей работы.
- Стимулирование командной работы: Формировать навыки работы в команде, развивать умение сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками проекта.
- Развитие критического мышления: Воспитывать у обучающихся способность анализировать и оценивать свои действия и результаты, а также принимать обоснованные решения в процессе проектирования и создания технических изделий.
- Формирование уважения к труду: Воспитывать уважение к труду и достижениям других, а также понимание ценности технического творчества в жизни общества.
- Развитие креативности: Стимулировать творческое мышление и креативный подход к решению задач, поощрять нестандартные идеи и оригинальные решения.
Адресат программы
Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы «Техническое творчество», составляет 10-16 лет без предварительной подготовки.
Условия реализации программы
Дети зачисляются в группы по желанию и выбору родителей и самих обучающихся.
Формы реализации дополнительной общеразвивающей программы: очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Минимальное количество учащихся в группе - 10, максимальное - 15 учащихся.
Сроки реализации программы 9 месяцев (72 ч.).
Режим занятий
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом.
Формы занятий
Формы обучения: групповая, в паре, индивидуальная.
Минимальное количество учащихся в группе -10, максимальное – 15 учащихся.
Планируемые результаты
Личностные:
- Мотивационно-ценностная:
- Формирование потребности в самореализации и саморазвитии.
- Развитие мотивации достижения и ценностных ориентаций.
- Повышение уровня притязаний и адекватной самооценки.
- Когнитивная:
- Углубление знаний о себе как участнике технической деятельности.
- Осознание собственных возможностей и перспектив развития в области технического творчества.
- Развитие навыков рефлексии своей деятельности и результатов.
- Операциональная:
- Формирование умений, связанных с эффективным поведением в обществе.
- Развитие навыков взаимодействия и построения отношений с другими людьми.
- Эмоционально-волевая:
- Формирование положительного эмоционального отношения к достижениям в техническом творчестве.
- Развитие волевых усилий для преодоления трудностей и достижения поставленных целей.
Предметные
- Теоретические знания:
- Основные понятия и определения в области технического творчества, включая термины, связанные с 3D моделированием, графической грамотой, авиамоделированием, судомоделированием, робототехникой, электротехникой и токарной обработкой материалов.
- Принципы работы различных механизмов и машин, а также их классификация и применение в реальной жизни.
- Основы проектирования и конструирования, включая этапы разработки и реализации технических проектов.
- Практические умения:
- Навыки работы с графическими программами для 3D моделирования и создания чертежей.
- Умение разрабатывать и собирать модели (авиамодели, судомодели) с использованием различных материалов и технологий.
- Практические навыки в области робототехники, включая программирование и сборку простых роботов.
- Умение проводить токарную обработку материалов, включая выбор инструментов и технологий для выполнения заданий.
Метапредметные
- Способы универсальных учебных действий:
- Умение анализировать и сопоставлять информацию из разных источников.
- Навыки планирования и организации своего образовательного процесса.
- Способность к постановке целей и формированию алгоритмов действий для их достижения.
- Коммуникативные навыки:
- Умение эффективно работать в группе, распределять обязанности и совместно решать поставленные задачи.
- Способность четко формулировать и аргументировать свои мысли как устно, так и письменно.
- Навыки активного слушания и конструктивного реагирования на высказывания других.
- Самостоятельное усвоение знаний:
- Способность обращаться к различным источникам информации для решения учебных задач.
- Умение принимать решения на основе анализа и интерпретации собранных данных.
- Навыки рефлексии, позволяющие оценивать собственную учебную деятельность и выявлять пути для ее улучшения.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль определяет готовность слушателей к обучению по конкретной программе и проводится в форме: анкетирования.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме: устного опроса, самоконтроля, самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация проводится в конце в форме: тестирования.
Итоговая аттестация проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразвивающей программы в форме: защиты проекта.
Для оценки защиты проектов используются следующие критерии:
- новизна идеи проекта;
- четкость формулировки цели и задачи проекта;
- количество и полнота выполненных этапов проекта;
- функциональность и уровень готовности прототипа;
- наглядность разработанной презентации проекта;
- подробность и точность описания разработанного проекта;
- четкость ответов на поставленные в процессе защиты проекта вопросы;
- соблюдение регламента защиты проекта.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Тестирование Практическая работа Устная проверка знаний Блиц-опрос Наблюдение |
2 | Графическая грамота | 8 | 4 | 4 | |
3 | Авиамакетирование | 12 | 6 | 6 | |
4 | Судомакетирование | 10 | 5 | 5 | |
5 | 3-D моделирование | 6 | 3 | 3 | |
6 | Робототехника | 14 | 7 | 7 | |
7 | Токарная обработка | 6 | 3 | 3 | |
8 | Электротехника | 10 | 5 | 5 | |
9 | Аттестация (промежуточная, итоговая) | 2 | 2 | ||
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Итого | 72 | 34 | 38 |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
I.Вводное занятие | |||||||
1.1 | - | групповая | 2 | Вводное занятие. | Уч. кабинет | Опрос | |
II Графическая грамота | |||||||
2.1 | - | групповая | 2 | Графические знания и умения | Уч. кабинет | Практическая работа | |
2.2 | групповая | 1 | Правила оформления чертежей | Уч. кабинет | Опрос | ||
2.3 | групповая | 1 | Проецирование | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
2.4 | групповая | 1 | Аксоннометрические проекции | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
2.5 | групповая | 1 | Эскизы | Уч. кабинет | Опрос | ||
2.6 | - | групповая | 2 | Конструирование и моделирование из объемных деталей | Уч. кабинет | Практическая работа | |
III.Авиамакетирование | |||||||
3.1 | - | групповая | 1 | Изготовление фюзеляжа | Уч. кабинет | Практическая работа | |
3.2 | групповая | 1 | Изготовление фюзеляжа | Уч. кабинет | |||
3.3 | групповая | 1 | Изготовление крыла | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
3.4 | групповая | 1 | Изготовление крыла | Уч. кабинет | |||
3.5 | групповая | 1 | Изготовление стабилизатора | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
3.6 | групповая | 1 | Изготовление стабилизатора | Уч. кабинет | |||
3.7 | групповая | 1 | Сборка макета | Уч. кабинет | |||
3.8 | групповая | 1 | Сборка макета | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
3.9 | групповая | 1 | Сборка макета | Уч. кабинет | |||
3.10 | групповая | 1 | Отделка макета | Уч. кабинет | |||
3.11 | групповая | 1 | Отделка макета | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
3.12 | групповая | 1 | Отделка макета | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
IV. Судомакетирование | |||||||
4.1 | - | групповая | 1 | Конструкция корпуса. Изготовление корпуса | Уч. кабинет | ||
4.2 | групповая | 1 | Конструкция корпуса. Изготовление корпуса | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
4.3 | групповая | 1 | Двигатели. Гребной винт | Уч. кабинет | |||
4.4 | групповая | 1 | Двигатели. Гребной винт | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
4.5 | 1 | Якорное, леерное и швартовые устройства | Уч. кабинет | ||||
4.6 | групповая | 1 | Якорное, леерное и швартовые устройства | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
4.7 | групповая | 1 | Судовые устройства | Уч. кабинет | |||
4.8 | групповая | 1 | Судовые устройства | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
4.9 | групповая | 1 | Сборка макета | Уч. кабинет | |||
4.10 | групповая | 1 | Сборка макета | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
V. 3-D моделирование | |||||||
5.1 | групповая | 1 | Основы трехмерного проектирования | Уч. кабинет | |||
5.2 | групповая | 1 | Основы 3-D прототипирования и макетирования | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
5.3 | групповая | 1 | Технологии оцифровки аналоговых данных | Уч. кабинет | |||
5.4 | групповая | 1 | Программное обеспечение для 3 D – прототипирования и макетирования | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
5.5 | групповая | 1 | Промышленные технологии трехмерного моделирования | Уч. кабинет | |||
5.6 | групповая | 1 | Технологии 3D – моделирования, прототипирования и макетирования | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
VI. Робототехника | |||||||
6.1 | групповая | 1 | Конструирование робототехнических устройств | Уч. кабинет | |||
6.2 | групповая | 1 | Разработка конструкций в заданной ситуации | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
6.3 | групповая | 1 | Разработка конструкций в заданной ситуации | Уч. кабинет | |||
6.4 | групповая | 1 | Управленипе мобильным роботом | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
6.5 | групповая | 1 | Среда программирования роботов | Уч. кабинет | |||
6.6 | групповая | 1 | Программирование робота | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
6.7 | групповая | 1 | Программирование робота | Уч. кабинет | |||
6.8 | групповая | 1 | Программирование робота | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
6.9 | групповая | 1 | Промышленная робототехника | Уч. кабинет | |||
6.10 | групповая | 1 | Конструирование и моделирование роботов на платформе Arduino | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
6.11 | групповая | 1 | Программирование и управление мобильными роботами | Уч. кабинет | |||
6.12 | групповая | 1 | Программирование и управление мобильными роботами | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
6.13 | групповая | 1 | Конструирование и программирование робототехнических устройств | Уч. кабинет | |||
6.14 | групповая | 1 | Конструирование и программирование робототехнических устройств | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
VII.Токарная обработка | |||||||
7.1 | групповая | 1 | Устройство токарного станка по дереву СТД-120м | Уч. кабинет | |||
7.2 | групповая | 1 | Приемы работы на станке. Правила ТБ. | Уч. кабинет | |||
7.3 | групповая | 1 | Точение гладких цилиндрических поверхностей | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
7.4 | групповая | 1 | Точение гладких цилиндрических поверхностей | Уч. кабинет | |||
7.5 | групповая | 1 | Точение конических и фасонных поверхностей | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
7.6 | групповая | 1 | Точение конических и фасонных поверхностей | Уч. кабинет | |||
7.7 | групповая | 1 | Точение внутренних поверхностей | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
7.8 | групповая | 1 | Точение внутренних поверхностей | Уч. кабинет | |||
VIII. Электротехника | |||||||
8.1 | групповая | 1 | История развития электротехникиЭлектрический ток. Источники, приемники и потребители электрического тока | Уч. кабинет | |||
8.2 | групповая | 1 | Электроизмерения. Провода и припои. | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
8.3 | групповая | 1 | Электрические цепи | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
8.4 | групповая | 1 | Трансформаторы | Уч. кабинет | |||
8.5 | групповая | 1 | Выпрямители переменного тока | Уч. кабинет | |||
8.6 | групповая | 1 | Электрические двигатели | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
8.7 | групповая | 1 | Электроосветительные приборы | Уч. кабинет | |||
8.8 | групповая | 1 | Светодиоды | Уч. кабинет | |||
8.9 | групповая | 1 | Монтаж электрических цепей | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
8.10 | групповая | 1 | Проектирование электрических цепей | Уч. кабинет | Практическая работа | ||
IX. Аттестация | |||||||
9.1 | групповая | 2 | Итоговая аттестация | Уч. кабинет | Практическое задание | ||
X. Итоговое занятие | |||||||
10.1 | 31.05 | - | групповая | 2 | Итоговое занятие | Уч. кабинет | Зачет |
Содержание изучаемого курса
Введение в программу
Тема 1. Графическая грамота
Теория. Условные обозначения на графическом изображении: осевая или центровая линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Практика. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей. Конструирование моделей и макетов технических объектов: из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия. Технология изготовления моделей из бумаги и картона. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.
Тема 2. Авиамакетирование
Теория. История развития моделизма. Основные детали и узлы самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол атаки, лобовое сопротивление. Основные понятия, применяемые в авиации и моделизме. Крыло планера. Фюзеляж самолета. Хвостовое оперение. Сборка макета. Изготовление леера. Изготовление блока.
Практика. Изготовление деталей макета. Сборка макета.
Тема 3. Судомакетирование
Теория. Виды судов. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Основные конструктивные элементы судна и его оснастки. Постройка макета линейного корабля. Выбор материалов для корпуса (древесина, полистирол, пенопласт и т.п).
Практика. Изготовление корпуса макета. Изготовление ходовой группы и рулевого устройства. Сборка и регулировка всех деталей. Окрашивание готового макета.
Тема 4. 3-D моделирование
Теория. Программные средства для работы с 3D моделями. Знакомство с программой Autodesk Inventor. Возможности Autodesk Inventor
Практика. Создание моделей в Autodesk Inventor.
Тема 5. Робототехника
Теория. Мир робототехники. Основы построения конструкций, устройства, приводы. Математическое описание роботов. Конструкции и силы. Рычаги. Колеса и оси. Зубчатые передачи. Первые шаги в робототехнику. Программноуправляемые модели. Что такое алгоритм в робототехнике. Виды алгоритмов: линейные, разветвляющиеся и циклические. Плата Arduino, как пользоваться платформой: устройство и программирование микропроцессора на языке C++. Устройство пьезоизлучателей, назначение процедуры void setup и void loop, а также свойство функции tone () в языке C++. Цифровые и аналоговые выходы Arduino, чем отличается цифровой сигнал от аналогового сигнала. Операторы int и if в языке C++. Аналоговые выходы с «широтно импульсной модуляцией» на плате Arduino. Устройство и распиновка полноцветного (RGB) светодиода. Аналоговые порты на плате Arduino A0-A5. Принцип работы аналоговых портов. Как подключить датчик к аналоговому порту на Arduino. Команды Serial.begin и Serial.print в языке программирования C++.
Практика. Конструирование и программирование роботов из набора LEGO Mindstorms EV-3. Конструирование и программирование роботов из набора Arduino/
Тема 6. Токарная обработка
Теория. Назначение и устройство токарного станка по дереву СТД -120м, приёмы работы на станке. Правила техники безопасности при работе на токарном станке. Точение декоративных изделий из древесины. Ознакомление с рациональными приёмами работы при выполнении различных видов токарных работ. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности.
Практика. Точение шаров и дисков. Шлифовка и отделка изделий. Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Тема 7. Электротехника
Теория. Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение различных видов электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах. Применение условных графических обозначений элементов электрических цепей для чтения и составления электрических схем. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практика. Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов. Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя и управление скоростью его вращения. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Подбор бытовых приборов по их мощности. Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии. Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме; проверка их функционирования. Проектирование полезных изделий с использованием радиодеталей, электротехнических и электронных элементов и устройств.
Воспитание
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- Развитие общей культуры обучающихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми;
- формирование и развитие личностного отношения детей к техническому творчеству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в объединении;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе объединения, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- воспитание интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
- понимание значения техники в жизни российского общества;
- интерес к личностям конструкторов, организаторов производства;
- формирование ценностей авторства и участия в техническом творчестве; навыков определения достоверности и этики технических идей; отношения к влиянию технических процессов на природу; ценностей технической безопасности и контроля; отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона;
- воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков;
- развитие воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
- формирование опыта участия в технических проектах и их оценки.
2. Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Сделать под направление ДОП Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в объединении, в подготовке и проведении мероприятий с участием родителей (законных представителей) (посещение различных выставок технического творчества, посещение различных встреч с художниками, дизайнерами, архитекторами), организация выставок, мастер-классов для учащихся центра дополнительного образования, родителей (подготовка к конкурсам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах, играх и проч.; участие в проектах и исследованиях) Итоговые мероприятия: выставки проектов, презентации проектов и исследований и т.д.)
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего/среднего/старшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. | Выставка технических проектов | Очная | Организация выставки работ учащихся, где они могут продемонстрировать свои проекты в области 3D моделирования, авиамоделирования и робототехники. | |
2. | Мастер-классы по 3D моделированию | Очная | Проведение мастер-классов, на которых учащиеся смогут научиться основам 3D моделирования и создания собственных проектов. Развитие практических навыков и креативности. | |
3. | Тематические лекции и встречи с профессионалами | Очные (дистанционные) | Организация встреч с инженерами, дизайнерами и другими специалистами, работающими в области техники и технологий. Расширение кругозора учащихся и понимание возможностей применения технических знаний в реальной жизни. |
Методическое обеспечение
- Учебные материалы:
- Учебники и пособия по 3D моделированию, графической грамоте, авиамоделированию, судомоделированию, робототехнике, электротехнике и токарной обработке материалов.
- Методические рекомендации для преподавателей по организации учебного процесса и проведению практических занятий.
- Практические задания:
- Разработка и внедрение практических заданий, направленных на закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков.
- Проекты, которые позволяют учащимся применять полученные знания в реальных условиях.
- Оборудование и инструменты:
- Обеспечение учебных кабинетов необходимым оборудованием для проведения занятий (компьютеры с программным обеспечением для 3D моделирования, инструменты для токарной обработки, материалы для авиамоделирования и судомоделирования).
- Создание лабораторий и мастерских для практической работы.
- Методы и технологии обучения:
- Использование активных методов обучения, таких как проектная деятельность, работа в группах, мастер-классы.
- Внедрение современных технологий, включая дистанционное обучение и онлайн-курсы.
- Оценка и мониторинг:
- Разработка системы оценки знаний и умений учащихся, включая формирующее и итоговое оценивание.
- Проведение мониторинга успеваемости и развития учащихся в рамках программы.
- Дополнительные ресурсы:
- Доступ к онлайн-ресурсам, видеоурокам и вебинарам по темам программы.
- Организация экскурсий и посещений предприятий, связанных с техническим творчеством.
- Технологии, методы и приемы.
Используемые педагогические технологии:
- Проектная технология
- Учащиеся работают над проектами, которые требуют применения знаний и навыков в области технического творчества. Это способствует развитию креативности и критического мышления.
- Технология проблемного обучения
- Учащиеся сталкиваются с реальными проблемами, которые необходимо решить, что развивает их аналитические способности и умение работать в команде.
- Игровые технологии
- Использование игровых элементов в обучении, таких как конкурсы и соревнования, помогает повысить мотивацию и вовлеченность учащихся.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
- Применение программного обеспечения для 3D-моделирования, графического дизайна и робототехники, что позволяет учащимся осваивать современные технологии.
- Технология сотрудничества
- Групповая работа и совместные проекты, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Методы и приемы
словесные: рассказ, беседа, объяснение;
наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;
аудио- и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов);
практические: упражнения; методигры;
методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.
Формы работы, используемые на занятиях:
- Практические занятия. Учащиеся выполняют проекты, создают модели и прототипы, что позволяет им применять теоретические знания на практике.
- Лабораторные работы. Проведение экспериментов и тестирование различных технических решений, что способствует углублению понимания предмета.
- Групповые проекты. Работа в командах над совместными проектами, что развивает навыки сотрудничества и коммуникации.
- Индивидуальные задания. Выполнение самостоятельных работ, направленных на развитие креативности и самостоятельности учащихся.
- Дискуссии и семинары. Обсуждение актуальных тем в области технического творчества, что способствует развитию критического мышления.
- Выставки и конкурсы. Участие в мероприятиях, где учащиеся могут продемонстрировать свои работы и достижения, что повышает мотивацию и интерес к предмету.
Методические рекомендации по проведению занятий
- Определение целей и задач занятия: Четко формулируйте цели и задачи каждого занятия, чтобы учащиеся понимали, что они должны усвоить и какие навыки развить.
- Подбор учебного материала: Используйте разнообразные источники информации: учебники, статьи, видеоуроки и онлайн-ресурсы, чтобы сделать занятия более интересными и информативными.
- Интерактивные методы обучения: Включайте в занятия групповые обсуждения, мозговые штурмы и практические задания, чтобы активизировать участие учащихся и развивать их коммуникативные навыки.
- Практическая направленность: Обеспечьте возможность учащимся применять теоретические знания на практике через проекты, моделирование и создание собственных изделий.
- Использование современных технологий: Внедряйте 3D-моделирование, CAD-программы и другие цифровые инструменты, чтобы учащиеся могли работать с современными технологиями.
- Оценка и рефлексия: Регулярно проводите оценку знаний и умений учащихся, а также организуйте рефлексию, чтобы они могли осмыслить свой опыт и достижения.
- Создание комфортной атмосферы: Стремитесь к созданию дружелюбной и поддерживающей атмосферы на занятиях, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно и могли свободно выражать свои идеи.
- Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные особенности и интересы учащихся, чтобы адаптировать занятия под их потребности и уровень подготовки.
- Внедрение проектной деятельности: Поощряйте учащихся к участию в проектной деятельности, что поможет им развивать навыки работы в команде и креативное мышление.
- Обратная связь: Регулярно предоставляйте учащимся обратную связь по их работе, чтобы они могли видеть свои успехи и области для улучшения.
- Дидактическое обеспечение.
Теоретический материал:
- Основы 3D моделирования: понятие 3D моделирования и его применение в различных областях. Основные инструменты и программы для 3D моделирования (например, AutoCAD, Blender). Принципы создания трехмерных объектов и их визуализация.
- Графическая грамота: основы графического представления информации. Чтение и создание чертежей, схем и диаграмм.Введение в техническую графику и ее стандарты.
- Авиамоделирование: принципы аэродинамики и конструкции моделей. Процесс проектирования и постройки авиамоделей. Тестирование и оптимизация летательных аппаратов.
- Судомоделирование: основы гидродинамики и проектирования судов. Изучение различных типов судомоделей и их характеристик. Практические занятия по созданию и тестированию моделей.
- Робототехника: основы робототехники и автоматизации. Программирование и управление роботами. Проектирование и сборка простых роботизированных систем.
- Электротехника: основы электрических цепей и компонентов. Изучение принципов работы электрических устройств. Практические навыки по сборке и тестированию электрических схем.
- Токарная обработка материалов: основы работы с токарным станком. Технологии обработки различных материалов (металл, дерево). Безопасность и техника выполнения токарных работ.
Дидактический материал:
- Учебные пособия: учебники и методические рекомендации по 3D моделированию, графической грамоте, авиамоделированию, судомоделированию, робототехнике, электротехнике и токарной обработке материалов. Раздаточные материалы с теоретическими и практическими заданиями.
- Практические инструменты: наборы для авиамоделирования и судомоделирования. Комплекты для сборки и программирования роботов. Оборудование для токарной обработки (инструменты, станки и т.д.).
- Программное обеспечение: программы для 3D моделирования (например, Tinkercad, SketchUp). Программное обеспечение для проектирования и симуляции электрических схем.
- Визуальные материалы: плакаты и схемы, иллюстрирующие основные механизмы и конструкции. Видеоуроки и презентации, демонстрирующие процесс создания моделей и механизмов.
- Интерактивные ресурсы: онлайн-платформы для совместной работы и обмена проектами. Виртуальные лаборатории и симуляторы для практического обучения.
- Методические рекомендации: рекомендации по организации занятий, включая планирование уроков и оценку результатов. Советы по использованию дидактического материала в различных формах работы (групповая, индивидуальная, проектная).
Оценочные материалы:
- Тесты и контрольные работы:
- Тесты на знание теоретических основ технического творчества.
- Контрольные работы, включающие практические задания по 3D моделированию, робототехнике и другим направлениям.
- Практические задания:
- Оценка выполненных проектов (например, модели, чертежи, прототипы).
- Критерии оценки: оригинальность, функциональность, качество исполнения.
- Портфолио учащегося:
- Сборник работ, выполненных в процессе обучения, включая фотографии, чертежи и описания проектов.
- Оценка по критериям: разнообразие работ, уровень сложности, самоанализ.
- Устные и письменные опросы:
- Оценка знаний по ключевым понятиям и технологиям.
- Вопросы на понимание и применение знаний в практических ситуациях.
- Проектные работы:
- Оценка групповых и индивидуальных проектов, направленных на решение реальных задач.
- Критерии: командная работа, презентация, обоснование выбора решений.
- Самооценка и рефлексия:
- Учащиеся заполняют анкеты самооценки, отражающие их мнение о собственных достижениях и областях для улучшения.
- Рефлексия по итогам занятий и проектов.
3. Техническое обеспечение.
- компьютеры - 7,
- ноутбуки – 6,
- мультимедийный проектор -1,
- экран
- принтер -1,
- 3D принтер.
- наборы LEGO Mindstorms EV-3- 10
- наборы Arduino – 10
Обеспечение образовательного процесса программами.
- операционная система;
- файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
- браузер (в составе операционных систем);
- мультимедия проигрыватель (в составе операционной системы или др);
- антивирусная программа;
- программа-архиватор;
- программа интерактивного общения;
- интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- звуковой редактор;
- программа Microsoft Office PowerPoin
- графическая программа Adobe Illustrator.
- программа по 3d-моделированию Blender
- программа Autodesk Inventor
Интернет-ресурсы
- Coursera - Coursera предлагает курсы по 3D-моделированию, робототехнике и другим техническим направлениям.
- Khan Academy - Khan Academy предоставляет бесплатные уроки по математике, физике и инженерии, которые могут быть полезны для понимания основ технического творчества.
- YouTube - На YouTube можно найти множество обучающих видео по 3D-моделированию, авиамоделированию, судомоделированию и другим темам.
- Tinkercad - Tinkercad - это бесплатный онлайн-инструмент для 3D-дизайна, который идеально подходит для начинающих.
- Arduino - Arduino - ресурс, посвященный робототехнике и электротехнике, с множеством проектов и руководств.
- Instructables - Instructables - платформа, где пользователи могут делиться своими проектами и получать инструкции по созданию различных технических изделий.
- Thingiverse - Thingiverse - сайт, где можно найти и скачать 3D-модели для печати на 3D-принтере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект»
Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообр...

Программа занятий дополнительного образования "Мой край"
Данная программа позволяет освоить новые технологии обработки ткани, способы оформления швейных изделий, углубить знания о своствах тканей и красителей. Программа предусматривает эстетическое воспитан...

Программа занятий дополнительного образования. Дизайн ткани.
Программа дополнительного образования детей «Дизайн ткани» относится к художественно – эстетической направленности. ...

Программа занятий дополнительного образования. Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья.
Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности...

Программа занятий дополнительного образования Робототехника.
Программа курса дополнительного образования «Робототехника» соответствует требованиям ФГОС. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
Выступление на МО школы на тему: "Значимость уроков ИЗО и занятий дополнительного образования модуля "Художественное творчество" в воспитательном процессе".
Выступление на МО школы на тему: "Значимость уроков ИЗО и занятий дополнительного образования модуля "Художественное творчество" в воспитательном процессе"....