Рабочая программа занятий дополнительного образования технической направленности "Техническое творчество"
рабочая программа по технологии (6, 7, 8, 9 класс)

Томилова Ольга Геннадьевна

Программа «Техническое творчество» разработана на основе дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программы в области начального технического творчества. Программа охватывает такие направления, как 3D моделирование, графическая грамота, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, электротехника и токарная обработка материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_tehnicheskoe_tvorchestvo.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА№ 4»

Принята на заседании

методического совета

«   » ______ 2024г.

Протокол №  

Утверждена приказом

№___- от «     » _______ 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Технической направленности

«Техническое творчество»

Возраст обучающихся: 10-16 лет Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель: О.Г.Томилова,

Педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск

2024г.

Аннотация

Программа «Техническое творчество» (далее Программа) разработана на основе дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программы в области начального технического творчества. Программа охватывает такие направления, как 3D моделирование, графическая грамота, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, электротехника и токарная обработка материалов.

В процессе изучения Программы обучающиеся овладеют основами технического творчества, научатся применять различные техники и методы работы с материалами, а также развивать навыки проектирования и конструирования. Программа направлена на формирование у обучающихся графической грамотности, что является важным аспектом в технической деятельности. Графическая деятельность выступает в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, способствуя формированию знаний и умений, необходимых для успешной реализации творческих проектов в области техники.

Программа "Техническое творчество" предназначена для учащихся, интересующихся современными технологиями и желающих развивать свои навыки в различных областях технического творчества.

Программа "Техническое творчество" направлена на формирование у учащихся креативного подхода к решению технических задач, развитие практических навыков и подготовку к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности в области техники и технологий.

Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразвивающая программа разработана в соответствии:

-  Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;

- Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);

- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации  от 31 января 2022 года N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

- Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий»; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 №1255 «О Создании инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИпарк»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р»;

- Постановление Правительства автономного округа от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа– Югры «Развитие образования» (приложения 41, 44),

- Распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.2022 № 679-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа– Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года»;

- Распоряжение заместителя Губернатора автономного округа от 12.09.2023 № 416-р «Об утверждении программы по популяризации ИТ специальностей в Ханты-Мансийском автономном округе– Югре на 2023-2025 годы»;

-  Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);

- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-3935/06 «О направлении методических рекомендаций по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»;

- Приказ Департамента образования и науки автономного округа от 09.10.2024 № 10-П-2119 «Об утверждении Программы перспективного развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа– Югры».

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

         - Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Развитие образования" утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о 10.11.2023 № 550-п

- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре от 23.07.2018;

- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765, 04.07. 2023 №10-П-1649).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

        Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы:

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Техническое творчество» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и технических терминов, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы, что соответствует базовому уровню.

Содержание обучения: информирование о новых технологиях, создание макетов для проявления интереса и обучения, решение творческих учебных задач, обучение в группах, самостоятельное творчество: «мне интересно этим заниматься».

Виды деятельности: Уроки НТИ; занятия с преподавателем; мастер-классы; вебинары; самостоятельная работа; игры проекта «Берлога»; участие в инженерных соревнованиях.

Направленность программы: техническая/ естественнонаучная.

«Техническое творчество» – общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности.

Актуальность программы 

Программа дополнительного образования "Техническое творчество" направлена на развитие технических навыков и творческого мышления у обучающихся. В условиях стремительного технологического прогресса и внедрения инновационных технологий в различные сферы жизни, становится особенно важным формирование у детей и подростков основ технической грамотности и практических умений.

  1. Развитие технических навыков: Программа охватывает широкий спектр направлений, таких как 3D моделирование, графическая грамота, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, электротехника и токарная обработка материалов. Это позволяет учащимся получить практические навыки, которые будут востребованы в будущем.
  2. Формирование креативного мышления: Занятия по техническому творчеству способствуют развитию креативности и способности к решению нестандартных задач. Учащиеся учатся мыслить критически и находить оригинальные решения, что является важным аспектом в современном мире.
  3. Подготовка к профессиональной деятельности: Программа создает основу для дальнейшего профессионального выбора в области технических специальностей. Учащиеся получают возможность ознакомиться с различными профессиями и направлениями, что помогает им определиться с будущей карьерой.
  4. Социальная адаптация: Участие в программе способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Это важно для социальной адаптации и формирования лидерских качеств у молодежи.

Таким образом, программа "Техническое творчество" является актуальной и необходимой для формирования у обучающихся комплексных технических и творческих навыков, что в свою очередь способствует их успешной социализации и профессиональной ориентации в будущем.

Новизна программы

Программа "Техническое творчество" представляет собой уникальный образовательный курс, который интегрирует современные технологии и традиционные методы обучения в области технического творчества. Основные аспекты новизны программы включают:

  1. Мультимодальный подход: Программа сочетает в себе различные направления технического творчества, такие как 3D моделирование, графическая грамота, авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, электротехника и токарная обработка материалов. Это позволяет учащимся развивать широкий спектр навыков и умений.
  2. Интеграция современных технологий: Включение 3D моделирования и робототехники в учебный процесс обеспечивает учащимся доступ к современным инструментам и методам, что способствует развитию критического мышления и креативности.
  3. Практическая направленность: Программа акцентирует внимание на практических занятиях, что позволяет учащимся не только изучать теорию, но и применять полученные знания на практике, создавая реальные проекты и модели.
  4. Развитие междисциплинарных связей: Программа способствует интеграции знаний из различных областей, таких как физика, математика и искусство, что позволяет учащимся видеть взаимосвязи между различными дисциплинами и применять их в реальных задачах.
  5. Формирование навыков XXI века: Программа направлена на развитие ключевых компетенций, таких как критическое мышление, креативность, сотрудничество и коммуникация, что является важным для успешной адаптации учащихся в современном мире.

Таким образом, программа "Техническое творчество" представляет собой инновационный подход к обучению, который отвечает современным требованиям и вызовам, стоящим перед системой образования.

Цель программы:

Цель программы "Техническое творчество" заключается в формировании у обучающихся комплексных навыков и знаний в области технического творчества, включая 3D моделирование, графическую грамоту, авиамоделирование, судомоделирование, робототехнику, электротехнику и технологий обработки материалов.

Задачи программы:

Предметные (обучающие):

  1. Освоение основ 3D-моделирования:
  • Научить учащихся создавать простые 3D-модели с использованием специализированного программного обеспечения, развивая навыки пространственного мышления и креативности.
  1. Изучение графической грамоты:
  • Обучить учащихся основам графического представления информации, включая чтение и создание чертежей, схем и диаграмм, что поможет им в дальнейшем проектировании и конструировании.
  1. Авиамоделирование:
  • Развить у учащихся навыки проектирования и сборки моделей летательных аппаратов, изучая принципы аэродинамики и механики полета.
  1. Судомоделирование:
  • Научить учащихся проектировать и строить модели судов, исследуя основы гидродинамики и конструктивные особенности водного транспорта.
  1. Робототехника:
  • Обучить учащихся основам программирования и сборки робототехнических систем, развивая навыки работы с электроникой и механикой.
  1. Электротехника:
  • Ознакомить учащихся с основами электрических схем и компонентов, научив их собирать простые электрические устройства.
  1. Токарная обработка материалов:
  • Научить учащихся основам работы на токарном станке, включая безопасные методы обработки различных материалов и создание простых деталей.

Метапредметные (развивающие):

  1. Развитие критического мышления: Формирование у обучающихся способности анализировать и оценивать различные технические решения, а также выбирать оптимальные подходы к решению задач.
  2. Формирование навыков проектной деятельности: Обучение учащихся планированию, организации и реализации проектов в области технического творчества, что способствует развитию их самостоятельности и ответственности.
  3. Развитие коммуникативных навыков: Стимулирование взаимодействия между учащимися в процессе работы над проектами, что способствует развитию навыков командной работы и эффективного общения.
  4. Формирование исследовательских умений: Поощрение учащихся к проведению исследований в области технологий и инженерии, что развивает их способность к самостоятельному поиску информации и решению нестандартных задач.
  5. Развитие креативности: Стимулирование творческого подхода к решению технических задач, что помогает учащимся генерировать новые идеи и находить нестандартные решения.

Личностные (воспитательные):

  1. Формирование интереса к техническому творчеству: Стимулировать у обучающихся интерес к изучению технических дисциплин и развитию творческих способностей через практическую деятельность.
  2. Развитие самостоятельности и ответственности: Воспитывать у учащихся умение самостоятельно планировать и реализовывать проекты, а также нести ответственность за результаты своей работы.
  3. Стимулирование командной работы: Формировать навыки работы в команде, развивать умение сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками проекта.
  4. Развитие критического мышления: Воспитывать у обучающихся способность анализировать и оценивать свои действия и результаты, а также принимать обоснованные решения в процессе проектирования и создания технических изделий.
  5. Формирование уважения к труду: Воспитывать уважение к труду и достижениям других, а также понимание ценности технического творчества в жизни общества.
  6. Развитие креативности: Стимулировать творческое мышление и креативный подход к решению задач, поощрять нестандартные идеи и оригинальные решения.

Адресат программы

Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы «Техническое творчество», составляет 10-16 лет без предварительной подготовки.

Условия реализации программы

Дети зачисляются в группы по желанию и выбору родителей и самих обучающихся.

Формы реализации дополнительной общеразвивающей программы: очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Минимальное количество учащихся в группе - 10, максимальное - 15 учащихся.

Сроки реализации программы 9 месяцев (72 ч.).

Режим занятий

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом.

Формы занятий

Формы обучения: групповая, в паре, индивидуальная.

Минимальное количество учащихся в группе -10, максимальное – 15 учащихся.

Планируемые результаты

Личностные:

  1. Мотивационно-ценностная:
  • Формирование потребности в самореализации и саморазвитии.
  • Развитие мотивации достижения и ценностных ориентаций.
  • Повышение уровня притязаний и адекватной самооценки.
  1. Когнитивная:
  • Углубление знаний о себе как участнике технической деятельности.
  • Осознание собственных возможностей и перспектив развития в области технического творчества.
  • Развитие навыков рефлексии своей деятельности и результатов.
  1. Операциональная:
  • Формирование умений, связанных с эффективным поведением в обществе.
  • Развитие навыков взаимодействия и построения отношений с другими людьми.
  1. Эмоционально-волевая:
  • Формирование положительного эмоционального отношения к достижениям в техническом творчестве.
  • Развитие волевых усилий для преодоления трудностей и достижения поставленных целей.

Предметные 

  • Теоретические знания:
  • Основные понятия и определения в области технического творчества, включая термины, связанные с 3D моделированием, графической грамотой, авиамоделированием, судомоделированием, робототехникой, электротехникой и токарной обработкой материалов.
  • Принципы работы различных механизмов и машин, а также их классификация и применение в реальной жизни.
  • Основы проектирования и конструирования, включая этапы разработки и реализации технических проектов.
  • Практические умения:
  • Навыки работы с графическими программами для 3D моделирования и создания чертежей.
  • Умение разрабатывать и собирать модели (авиамодели, судомодели) с использованием различных материалов и технологий.
  • Практические навыки в области робототехники, включая программирование и сборку простых роботов.
  • Умение проводить токарную обработку материалов, включая выбор инструментов и технологий для выполнения заданий.

Метапредметные 

  1. Способы универсальных учебных действий:
  • Умение анализировать и сопоставлять информацию из разных источников.
  • Навыки планирования и организации своего образовательного процесса.
  • Способность к постановке целей и формированию алгоритмов действий для их достижения.
  1. Коммуникативные навыки:
  • Умение эффективно работать в группе, распределять обязанности и совместно решать поставленные задачи.
  • Способность четко формулировать и аргументировать свои мысли как устно, так и письменно.
  • Навыки активного слушания и конструктивного реагирования на высказывания других.
  1. Самостоятельное усвоение знаний:
  • Способность обращаться к различным источникам информации для решения учебных задач.
  • Умение принимать решения на основе анализа и интерпретации собранных данных.
  • Навыки рефлексии, позволяющие оценивать собственную учебную деятельность и выявлять пути для ее улучшения.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность слушателей к обучению по конкретной программе и проводится в форме: анкетирования.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме: устного опроса, самоконтроля, самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация проводится в конце в форме: тестирования.

Итоговая аттестация проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразвивающей программы в форме: защиты проекта.

Для оценки защиты проектов используются следующие критерии:

- новизна идеи проекта;

- четкость формулировки цели и задачи проекта;

- количество и полнота выполненных этапов проекта;

- функциональность и уровень готовности прототипа;

- наглядность разработанной презентации проекта;

- подробность и точность описания разработанного проекта;

- четкость ответов на поставленные в процессе защиты проекта вопросы;

- соблюдение регламента защиты проекта.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Учебный план

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

2

1

1

Тестирование Практическая работа

Устная проверка

знаний

Блиц-опрос

Наблюдение

2

Графическая грамота

8

4

4

3

Авиамакетирование

12

6

6

4

Судомакетирование

10

5

5

5

3-D моделирование

6

3

3

6

Робототехника

14

7

7

7

Токарная обработка

6

3

3

8

Электротехника

10

5

5

9

Аттестация (промежуточная, итоговая)

2

2

10

Итоговое занятие

2

2

Итого

72

34

38

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I.Вводное занятие

1.1

-

групповая

2

Вводное занятие.

Уч. кабинет

Опрос

II Графическая грамота

2.1

-

групповая

2

Графические знания и умения

Уч. кабинет

Практическая работа

2.2

групповая

1

Правила оформления чертежей

Уч. кабинет

Опрос

2.3

групповая

1

Проецирование

Уч. кабинет

Практическая работа

2.4

групповая

1

Аксоннометрические проекции

Уч. кабинет

Практическая работа

2.5

групповая

1

Эскизы

Уч. кабинет

Опрос

2.6

-

групповая

2

Конструирование и моделирование из объемных деталей

Уч. кабинет

Практическая работа

III.Авиамакетирование

3.1

-

групповая

1

Изготовление фюзеляжа

Уч. кабинет

Практическая работа

3.2

групповая

1

Изготовление фюзеляжа

Уч. кабинет

3.3

групповая

1

Изготовление крыла

Уч. кабинет

Практическая работа

3.4

групповая

1

Изготовление крыла

Уч. кабинет

3.5

групповая

1

Изготовление стабилизатора

Уч. кабинет

Практическая работа

3.6

групповая

1

Изготовление стабилизатора

Уч. кабинет

3.7

групповая

1

Сборка макета

Уч. кабинет

3.8

групповая

1

Сборка макета

Уч. кабинет

Практическая работа

3.9

групповая

1

Сборка макета

Уч. кабинет

3.10

групповая

1

Отделка макета

Уч. кабинет

3.11

групповая

1

Отделка макета

Уч. кабинет

Практическая работа

3.12

групповая

1

Отделка макета

Уч. кабинет

Практическая работа

IV. Судомакетирование

4.1

-

групповая

1

Конструкция корпуса. Изготовление корпуса

Уч. кабинет

4.2

групповая

1

Конструкция корпуса. Изготовление корпуса

Уч. кабинет

Практическая работа

4.3

групповая

1

Двигатели. Гребной винт

Уч. кабинет

4.4

групповая

1

Двигатели. Гребной винт

Уч. кабинет

Практическая работа

4.5

1

Якорное, леерное и швартовые устройства

Уч. кабинет

4.6

групповая

1

Якорное, леерное и швартовые устройства

Уч. кабинет

Практическая работа

4.7

групповая

1

Судовые устройства

Уч. кабинет

4.8

групповая

1

Судовые устройства

Уч. кабинет

Практическая работа

4.9

групповая

1

Сборка макета

Уч. кабинет

4.10

групповая

1

Сборка макета

Уч. кабинет

Практическая работа

V. 3-D моделирование

5.1

групповая

1

Основы трехмерного проектирования

Уч. кабинет

5.2

групповая

1

Основы 3-D прототипирования и макетирования

Уч. кабинет

Практическая работа

5.3

групповая

1

Технологии оцифровки аналоговых данных

Уч. кабинет

5.4

групповая

1

Программное обеспечение для 3 D – прототипирования и макетирования

Уч. кабинет

Практическая работа

5.5

групповая

1

Промышленные технологии трехмерного моделирования

Уч. кабинет

5.6

групповая

1

Технологии 3D – моделирования, прототипирования и макетирования

Уч. кабинет

Практическая работа

VI. Робототехника

6.1

групповая

1

Конструирование робототехнических устройств

Уч. кабинет

6.2

групповая

1

Разработка конструкций в заданной ситуации

Уч. кабинет

Практическая работа

6.3

групповая

1

Разработка конструкций в заданной ситуации

Уч. кабинет

6.4

групповая

1

Управленипе мобильным роботом

Уч. кабинет

Практическая работа

6.5

групповая

1

Среда программирования роботов

Уч. кабинет

6.6

групповая

1

Программирование робота

Уч. кабинет

Практическая работа

6.7

групповая

1

Программирование робота

Уч. кабинет

6.8

групповая

1

Программирование робота

Уч. кабинет

Практическая работа

6.9

групповая

1

Промышленная робототехника

Уч. кабинет

6.10

групповая

1

Конструирование и моделирование роботов на платформе Arduino

Уч. кабинет

Практическая работа

6.11

групповая

1

Программирование и управление мобильными роботами

Уч. кабинет

6.12

групповая

1

Программирование и управление мобильными роботами

Уч. кабинет

Практическая работа

6.13

групповая

1

Конструирование и программирование робототехнических устройств

Уч. кабинет

6.14

групповая

1

Конструирование и программирование робототехнических устройств

Уч. кабинет

Практическая работа

VII.Токарная обработка

7.1

групповая

1

Устройство токарного станка по дереву СТД-120м

Уч. кабинет

7.2

групповая

1

Приемы работы на станке. Правила ТБ.

Уч. кабинет

7.3

групповая

1

Точение гладких цилиндрических поверхностей

Уч. кабинет

Практическая работа

7.4

групповая

1

Точение гладких цилиндрических поверхностей

Уч. кабинет

7.5

групповая

1

Точение конических и фасонных поверхностей

Уч. кабинет

Практическая работа

7.6

групповая

1

Точение конических и фасонных поверхностей

Уч. кабинет

7.7

групповая

1

Точение внутренних поверхностей

Уч. кабинет

Практическая работа

7.8

групповая

1

Точение внутренних поверхностей

Уч. кабинет

VIII. Электротехника

8.1

групповая

1

История развития электротехникиЭлектрический ток. Источники, приемники и потребители электрического тока

Уч. кабинет

8.2

групповая

1

Электроизмерения. Провода и припои.

Уч. кабинет

Практическая работа

8.3

групповая

1

Электрические цепи

Уч. кабинет

Практическая работа

8.4

групповая

1

Трансформаторы

Уч. кабинет

8.5

групповая

1

Выпрямители переменного тока

Уч. кабинет

8.6

групповая

1

Электрические двигатели

Уч. кабинет

Практическая работа

8.7

групповая

1

Электроосветительные приборы

Уч. кабинет

8.8

групповая

1

Светодиоды

Уч. кабинет

8.9

групповая

1

Монтаж электрических цепей

Уч. кабинет

Практическая работа

8.10

групповая

1

Проектирование электрических цепей

Уч. кабинет

Практическая работа

IX. Аттестация

9.1

групповая

2

Итоговая аттестация

Уч. кабинет

Практическое задание

X. Итоговое занятие

10.1

31.05

-

групповая

2

Итоговое занятие

Уч. кабинет

Зачет

 

Содержание изучаемого курса

Введение в программу

Тема 1. Графическая грамота

Теория. Условные обозначения на графическом изображении: осевая или центровая линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

Практика. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей. Конструирование моделей и макетов технических объектов: из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия. Технология изготовления моделей из бумаги и картона. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.

Тема 2. Авиамакетирование

Теория. История развития моделизма. Основные детали и узлы самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол атаки, лобовое сопротивление. Основные понятия, применяемые в авиации и моделизме. Крыло планера. Фюзеляж самолета. Хвостовое оперение. Сборка макета. Изготовление леера. Изготовление блока.

Практика. Изготовление деталей макета. Сборка макета.

Тема 3. Судомакетирование

Теория. Виды судов. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Основные конструктивные элементы судна и его оснастки. Постройка макета линейного корабля. Выбор материалов для корпуса (древесина, полистирол, пенопласт и т.п).

Практика. Изготовление корпуса макета. Изготовление ходовой группы и рулевого устройства. Сборка и регулировка всех деталей. Окрашивание готового макета.

Тема 4. 3-D моделирование

Теория. Программные средства для работы с 3D моделями. Знакомство с программой Autodesk Inventor. Возможности Autodesk Inventor

Практика. Создание моделей в Autodesk Inventor.

Тема 5. Робототехника

Теория. Мир робототехники. Основы построения конструкций, устройства, приводы. Математическое описание роботов. Конструкции и силы. Рычаги. Колеса и оси. Зубчатые передачи. Первые шаги в робототехнику. Программноуправляемые модели. Что такое алгоритм в робототехнике. Виды алгоритмов: линейные, разветвляющиеся и циклические. Плата Arduino, как пользоваться платформой: устройство и программирование микропроцессора на языке C++. Устройство пьезоизлучателей, назначение процедуры void setup и void loop, а также свойство функции tone () в языке C++. Цифровые и аналоговые выходы Arduino, чем отличается цифровой сигнал от аналогового сигнала. Операторы int и if в языке C++. Аналоговые выходы с «широтно импульсной модуляцией» на плате Arduino. Устройство и распиновка полноцветного (RGB) светодиода. Аналоговые порты на плате Arduino A0-A5. Принцип работы аналоговых портов. Как подключить датчик к аналоговому порту на Arduino. Команды Serial.begin и Serial.print в языке программирования C++.

Практика. Конструирование и программирование роботов из набора LEGO Mindstorms EV-3. Конструирование и программирование роботов из набора Arduino/  

Тема 6. Токарная обработка

Теория. Назначение и устройство токарного станка по дереву СТД -120м, приёмы работы на станке. Правила техники безопасности при работе на токарном станке. Точение декоративных изделий из древесины. Ознакомление с рациональными приёмами работы при выполнении различных видов токарных работ. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности.

Практика. Точение шаров и дисков. Шлифовка и отделка изделий. Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Тема 7. Электротехника

Теория. Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение различных видов электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах. Применение условных графических обозначений элементов электрических цепей для чтения и составления электрических схем. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практика. Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов. Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя и управление скоростью его вращения. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Подбор бытовых приборов по их мощности. Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии. Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме; проверка их функционирования. Проектирование полезных изделий с использованием радиодеталей, электротехнических и электронных элементов и устройств.

Воспитание

  1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).

Задачами воспитания по программе являются:

  • Развитие общей культуры обучающихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми;
  • формирование и развитие личностного отношения детей к техническому творчеству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в объединении;
  • приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе объединения, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.

Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

  • воспитание интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
  • понимание значения техники в жизни российского общества;
  • интерес к личностям конструкторов, организаторов производства;
  • формирование ценностей авторства и участия в техническом творчестве; навыков определения достоверности и этики технических идей; отношения к влиянию технических процессов на природу; ценностей технической безопасности и контроля; отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона;
  • воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков;
  • развитие воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
  • формирование опыта участия в технических проектах и их оценки.

2. Формы и методы воспитания

Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.

Сделать под направление ДОП Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в объединении, в подготовке и проведении мероприятий с участием родителей (законных представителей) (посещение различных выставок технического творчества, посещение различных встреч с художниками, дизайнерами, архитекторами), организация выставок, мастер-классов для учащихся центра дополнительного образования, родителей (подготовка к конкурсам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах, играх и проч.; участие в проектах и исследованиях) Итоговые мероприятия: выставки проектов, презентации проектов и исследований и т.д.)

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего/среднего/старшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

3.Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.

  1. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1.

Выставка технических проектов

Очная

Организация выставки работ учащихся, где они могут продемонстрировать свои проекты в области 3D моделирования, авиамоделирования и робототехники.

2.

Мастер-классы по 3D моделированию

Очная

Проведение мастер-классов, на которых учащиеся смогут научиться основам 3D моделирования и создания собственных проектов.

Развитие практических навыков и креативности.

3.

Тематические лекции и встречи с профессионалами

Очные (дистанционные)

Организация встреч с инженерами, дизайнерами и другими специалистами, работающими в области техники и технологий.

Расширение кругозора учащихся и понимание возможностей применения технических знаний в реальной жизни.

Методическое обеспечение

  1. Учебные материалы:
  • Учебники и пособия по 3D моделированию, графической грамоте, авиамоделированию, судомоделированию, робототехнике, электротехнике и токарной обработке материалов.
  • Методические рекомендации для преподавателей по организации учебного процесса и проведению практических занятий.
  1. Практические задания:
  • Разработка и внедрение практических заданий, направленных на закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков.
  • Проекты, которые позволяют учащимся применять полученные знания в реальных условиях.
  1. Оборудование и инструменты:
  • Обеспечение учебных кабинетов необходимым оборудованием для проведения занятий (компьютеры с программным обеспечением для 3D моделирования, инструменты для токарной обработки, материалы для авиамоделирования и судомоделирования).
  • Создание лабораторий и мастерских для практической работы.
  1. Методы и технологии обучения:
  • Использование активных методов обучения, таких как проектная деятельность, работа в группах, мастер-классы.
  • Внедрение современных технологий, включая дистанционное обучение и онлайн-курсы.
  1. Оценка и мониторинг:
  • Разработка системы оценки знаний и умений учащихся, включая формирующее и итоговое оценивание.
  • Проведение мониторинга успеваемости и развития учащихся в рамках программы.
  1. Дополнительные ресурсы:
  • Доступ к онлайн-ресурсам, видеоурокам и вебинарам по темам программы.
  • Организация экскурсий и посещений предприятий, связанных с техническим творчеством.

  1. Технологии, методы и приемы.

Используемые педагогические технологии:

  1. Проектная технология
  • Учащиеся работают над проектами, которые требуют применения знаний и навыков в области технического творчества. Это способствует развитию креативности и критического мышления.
  1. Технология проблемного обучения
  • Учащиеся сталкиваются с реальными проблемами, которые необходимо решить, что развивает их аналитические способности и умение работать в команде.
  1. Игровые технологии
  • Использование игровых элементов в обучении, таких как конкурсы и соревнования, помогает повысить мотивацию и вовлеченность учащихся.
  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  • Применение программного обеспечения для 3D-моделирования, графического дизайна и робототехники, что позволяет учащимся осваивать современные технологии.
  1. Технология сотрудничества
  • Групповая работа и совместные проекты, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Методы и приемы

словесные: рассказ, беседа, объяснение;

наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;

аудио- и визуальные        (сочетание        словесных        и        наглядных методов);

практические: упражнения; методигры;

методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.

Формы работы, используемые на занятиях:

  1. Практические занятия. Учащиеся выполняют проекты, создают модели и прототипы, что позволяет им применять теоретические знания на практике.
  2. Лабораторные работы. Проведение экспериментов и тестирование различных технических решений, что способствует углублению понимания предмета.
  3. Групповые проекты. Работа в командах над совместными проектами, что развивает навыки сотрудничества и коммуникации.
  4. Индивидуальные задания. Выполнение самостоятельных работ, направленных на развитие креативности и самостоятельности учащихся.
  5. Дискуссии и семинары. Обсуждение актуальных тем в области технического творчества, что способствует развитию критического мышления.
  6. Выставки и конкурсы. Участие в мероприятиях, где учащиеся могут продемонстрировать свои работы и достижения, что повышает мотивацию и интерес к предмету.

Методические рекомендации по проведению занятий

  1. Определение целей и задач занятия: Четко формулируйте цели и задачи каждого занятия, чтобы учащиеся понимали, что они должны усвоить и какие навыки развить.
  2. Подбор учебного материала: Используйте разнообразные источники информации: учебники, статьи, видеоуроки и онлайн-ресурсы, чтобы сделать занятия более интересными и информативными.
  3. Интерактивные методы обучения: Включайте в занятия групповые обсуждения, мозговые штурмы и практические задания, чтобы активизировать участие учащихся и развивать их коммуникативные навыки.
  4. Практическая направленность: Обеспечьте возможность учащимся применять теоретические знания на практике через проекты, моделирование и создание собственных изделий.
  5. Использование современных технологий: Внедряйте 3D-моделирование, CAD-программы и другие цифровые инструменты, чтобы учащиеся могли работать с современными технологиями.
  6. Оценка и рефлексия: Регулярно проводите оценку знаний и умений учащихся, а также организуйте рефлексию, чтобы они могли осмыслить свой опыт и достижения.
  7. Создание комфортной атмосферы: Стремитесь к созданию дружелюбной и поддерживающей атмосферы на занятиях, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно и могли свободно выражать свои идеи.
  8. Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные особенности и интересы учащихся, чтобы адаптировать занятия под их потребности и уровень подготовки.
  9. Внедрение проектной деятельности: Поощряйте учащихся к участию в проектной деятельности, что поможет им развивать навыки работы в команде и креативное мышление.
  10. Обратная связь: Регулярно предоставляйте учащимся обратную связь по их работе, чтобы они могли видеть свои успехи и области для улучшения.

  1. Дидактическое обеспечение.

Теоретический материал:

  1. Основы 3D моделирования: понятие 3D моделирования и его применение в различных областях. Основные инструменты и программы для 3D моделирования (например, AutoCAD, Blender). Принципы создания трехмерных объектов и их визуализация.
  2. Графическая грамота: основы графического представления информации. Чтение и создание чертежей, схем и диаграмм.Введение в техническую графику и ее стандарты.
  3. Авиамоделирование: принципы аэродинамики и конструкции моделей. Процесс проектирования и постройки авиамоделей. Тестирование и оптимизация летательных аппаратов.
  4. Судомоделирование: основы гидродинамики и проектирования судов. Изучение различных типов судомоделей и их характеристик. Практические занятия по созданию и тестированию моделей.
  5. Робототехника: основы робототехники и автоматизации. Программирование и управление роботами. Проектирование и сборка простых роботизированных систем.
  6. Электротехника: основы электрических цепей и компонентов. Изучение принципов работы электрических устройств. Практические навыки по сборке и тестированию электрических схем.
  7. Токарная обработка материалов: основы работы с токарным станком. Технологии обработки различных материалов (металл, дерево). Безопасность и техника выполнения токарных работ.

Дидактический материал:

  1. Учебные пособия: учебники и методические рекомендации по 3D моделированию, графической грамоте, авиамоделированию, судомоделированию, робототехнике, электротехнике и токарной обработке материалов. Раздаточные материалы с теоретическими и практическими заданиями.
  2. Практические инструменты: наборы для авиамоделирования и судомоделирования. Комплекты для сборки и программирования роботов. Оборудование для токарной обработки (инструменты, станки и т.д.).
  3. Программное обеспечение: программы для 3D моделирования (например, Tinkercad, SketchUp). Программное обеспечение для проектирования и симуляции электрических схем.
  4. Визуальные материалы: плакаты и схемы, иллюстрирующие основные механизмы и конструкции. Видеоуроки и презентации, демонстрирующие процесс создания моделей и механизмов.
  5. Интерактивные ресурсы: онлайн-платформы для совместной работы и обмена проектами. Виртуальные лаборатории и симуляторы для практического обучения.
  6. Методические рекомендации: рекомендации по организации занятий, включая планирование уроков и оценку результатов. Советы по использованию дидактического материала в различных формах работы (групповая, индивидуальная, проектная).

Оценочные материалы:

  1. Тесты и контрольные работы:
  • Тесты на знание теоретических основ технического творчества.
  • Контрольные работы, включающие практические задания по 3D моделированию, робототехнике и другим направлениям.
  1. Практические задания:
  • Оценка выполненных проектов (например, модели, чертежи, прототипы).
  • Критерии оценки: оригинальность, функциональность, качество исполнения.
  1. Портфолио учащегося:
  • Сборник работ, выполненных в процессе обучения, включая фотографии, чертежи и описания проектов.
  • Оценка по критериям: разнообразие работ, уровень сложности, самоанализ.
  1. Устные и письменные опросы:
  • Оценка знаний по ключевым понятиям и технологиям.
  • Вопросы на понимание и применение знаний в практических ситуациях.
  1. Проектные работы:
  • Оценка групповых и индивидуальных проектов, направленных на решение реальных задач.
  • Критерии: командная работа, презентация, обоснование выбора решений.
  1. Самооценка и рефлексия:
  • Учащиеся заполняют анкеты самооценки, отражающие их мнение о собственных достижениях и областях для улучшения.
  • Рефлексия по итогам занятий и проектов.

3. Техническое обеспечение. 

-  компьютеры - 7,

- ноутбуки – 6,

- мультимедийный проектор -1,

- экран

- принтер -1,

- 3D  принтер.

- наборы LEGO Mindstorms EV-3- 10

- наборы Arduino – 10

Обеспечение образовательного процесса программами.

  • операционная система;
  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • браузер (в составе операционных систем);
  • мультимедия проигрыватель (в составе операционной системы или др);
  • антивирусная программа;
  • программа-архиватор;
  • программа интерактивного общения;
  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • звуковой редактор;
  • программа Microsoft Office PowerPoin
  • графическая программа Adobe Illustrator.
  • программа по 3d-моделированию Blender
  • программа Autodesk Inventor

Интернет-ресурсы

  1. Coursera - Coursera предлагает курсы по 3D-моделированию, робототехнике и другим техническим направлениям.
  2. Khan Academy - Khan Academy предоставляет бесплатные уроки по математике, физике и инженерии, которые могут быть полезны для понимания основ технического творчества.
  3. YouTube - На YouTube можно найти множество обучающих видео по 3D-моделированию, авиамоделированию, судомоделированию и другим темам.
  4. Tinkercad - Tinkercad - это бесплатный онлайн-инструмент для 3D-дизайна, который идеально подходит для начинающих.
  5. Arduino - Arduino - ресурс, посвященный робототехнике и электротехнике, с множеством проектов и руководств.
  6. Instructables - Instructables - платформа, где пользователи могут делиться своими проектами и получать инструкции по созданию различных технических изделий.
  7. Thingiverse - Thingiverse - сайт, где можно найти и скачать 3D-модели для печати на 3D-принтере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект»

Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообр...

Программа занятий дополнительного образования "Мой край"

Данная программа позволяет освоить новые технологии обработки ткани, способы оформления швейных изделий, углубить знания о своствах тканей и красителей. Программа предусматривает эстетическое воспитан...

Программа занятий дополнительного образования. Дизайн ткани.

Программа дополнительного образования детей «Дизайн ткани» относится к художественно – эстетической направленности. ...

Программа занятий дополнительного образования. Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья.

Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности...

Программа занятий дополнительного образования Робототехника.

Программа курса дополнительного образования «Робототехника» соответствует требованиям ФГОС.  Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

Выступление на МО школы на тему: "Значимость уроков ИЗО и занятий дополнительного образования модуля "Художественное творчество" в воспитательном процессе".

Выступление на МО школы на тему: "Значимость уроков ИЗО и занятий дополнительного образования модуля "Художественное творчество" в воспитательном процессе"....