Статья " МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ ТЕХНОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ 6 КЛАССА"
статья по технологии (6 класс)
В статье рассмотрены межпредметное взаимодействие на примере содержания программы учебного предмета Технология 6 класса. По учебнику И.А. Сасовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnoe_vzaimodeystvie_na_uroke_tehnologiya.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ ТЕХНОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ 6 КЛАССА
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Чтобы учащиеся могли глубже осознать междисциплинарные связи, понять возможность переноса результатов с одного учебного предмета на другой, у них не должно создаваться впечатления, будто каждый предмет призван решать свои, отдельные от других дисциплин, задачи.
Наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К.Д. Ушинский. Он доказывал, что знания и идеи черпаются из различных учебных предметов и обобщаются учениками. Межпредметные связи играют мировоззренческую роль, они способствуют созданию у учащихся взаимосвязанных представлений о реальном мире. Только в этом случае знания учащихся образуют стройную развивающуюся систему. [1]
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Технология по своей сути является комплексным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами.
Рассмотрим межпредметное взаимодействие на примере содержания программы учебного предмета Технология 6 класса. По учебнику И.А. Сасовой.
По теме «Основы проектирования» учащиеся продолжают знакомиться с методом проектов, учатся оформлять проекты с применением компьютера в текстовом редакторе, использовать презентации прослеживается связь с предметом Информатика и ИКТ, которую учащиеся будут изучать в 7 классе.
Тема «Моделирование – этап технологического процесса» тесно связана с математикой и информатикой, географией. Информационное моделирование – огромный раздел информатики, который будет изучаться в 8 классе позволяет познакомить учащихся с одним из видов информационного моделирования – чертеж, эскиз, технический рисунок. Затрагиваются вопросы масштабирования, необходимые в дальнейшем на уроках географии. Различные вычисления при нанесении размеров, понятия параллельные и перпендикулярные прямые, симметрия, виды геометрических фигур, умение пользоваться чертежными инструментами линейкой, угольником, циркулем, строить параллельные прямые на плоскости, делить окружность на равные части все это затрагивает предметную область математика и черчение. Выполнение чертежей позволяет развить аккуратность, пространственное воображение, что поможет в дальнейшем при изучении геометрии, физики, химии. Умение пользоваться графическим пакетом - КОМПАС для построения чертежей развивает ИКТ компетентности. Взяв на себя рутинные функции оформления чертежей, компьютер позволяет ученику творчески работать над созданием технических образов. Применение программы "Компас " позволяет дать школьнику знания и навыки, которые от него потребуются при обучении в ВУЗе и на рабочих местах.
«Художественные ремесла» это история нашей страны, через обзор ремесел можно поговорить о истории России, начиная с IX века до наших дней. Тема «Художественные ремесла» очень тесно взаимосвязана с изобразительным искусством – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна, цветоведение. При изучении орнаментов необходимы знания, полученные в начальной школе на уроках окружающий мир (природоведение) – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника мотивов. Знания по математике и черчению пригодятся при построении геометрических орнаментов.
Тема «Технология кулинарии». Начинается знакомство с вопросами питания на уроках окружающий мир. При изучении темы «Физиология и гигиена питания» необходимо дать понять важное значение приобритенных компетентностей для дальнейшего процесса обучения на уроках биологии и ОБЖ в 8 классе. При изучении различных круп можно затронуть вопросы истории использования этих культур, вопросы географии (ореол распространения).
Тема «Конструирование изделий из текстильных материалов».
Изучение свойств текстильных материалов опирается на знания приобретенные в предметной области окружающий мир и биология имеют некоторые знания о хлопке и льне, поэтому часть объяснения лучше построить в вопрос-ответной форме. Затем можно напомнить учащимся об изготовлении льняных тканей ещё в древности о том, что лен называли «русским золотом», а российские купцы продавали льняные ткани даже в Индию. Рассказывая о хлопке, можно сообщить, что его издавна выращивали в Узбекистане, Индии, .Америке. Естественно наиболее коротким был путь до Узбекистана, поэтому русские купцы закупали его в Узбекистане и увозили на верблюдах.
Их путь проходил по пустыне. За долгую дорогу качество хлопка значительно снижалось. Возникла потребность в железной дороге.
Такие сведения заинтересовывают учащихся, побуждают их к изучению истории своей страны, прослеживается связь с предметами история и география.
Занятия по моделированию и конструированию одежды носят творческий характер и тесно связаны с изобразительным искусством. Учащиеся знакомятся с работой художника-модельера, учатся подбирать ткань к разработанным моделям, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления швейных изделий, решать задачи сопоставления различных частей одежды. Учащиеся получают знания о том, как свойства, цвет, рисунок ткани влияют на выбор модели, зрительное ощущение пропорций в одежде. Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому учителю необходимо объяснить учащимся, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы модели. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов отделки и украшений.
При вырезании выкроек из бумаги и картона учащиеся используют различные ножницы. Чтобы помочь в правильном их выборе, можно задать вопрос: какими ножницами легче резать картон, бумагу? Опробовав ножницы, они без труда находят разницу и делают вывод: там, где надо приложить больше усилий, необходимыми являются ножницы с короткими лезвиями, и наоборот (золотое правило механики из курса физики).
Связь с русским языком – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки), работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Информатика и ИКТ – работа с информацией, поиск информации, систематизация, выделение главной и избыточной информации, представление информации в наглядно-символической форме в виде таблиц, графических схем, диаграмм, оформление результатов расчетов в среде электронных таблиц, оформление результатов проектной деятельности в текстовом редакторе и в виде презентаций.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
- [1]
- Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского. http://biblo-ok.ru/bibliok/work/22753/index.php (20.09.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» в 5-8 классах
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного при...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО предмета "Технология" (технический труд) 5 класс
Рабочая программа состалена на основе примерной программы основного общего образования "Технология. Программы начального и основного общего образования М. "Вентана-Граф", 2010...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО предмета "Технология" (технический труд) 6 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной прогаммы основного общего образования "Технология. Программы начального и основного общего образования" М. "Вентана -Граф", 2010...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО предмета "Технология" (технический труд) 7 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования "Технология. Программы начального и и основного общего образования". М. "Вентана-Граф", 2010...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО предмета "Технология" (технический труд) 8 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования "Технология. Программы начального и основного общего образования" М. "Вентана-Граф" 2010...
Рабочая программа по учебному предмету Технология (ИКТ). 10-11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по учебному предмету Технология (информационно-коммуникационные технологии) разработана с учетом авторской программы по учебному предмету «Информатика» для 10–11 классов Л.Л. Босовой...