РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» в 5-8 классах
рабочая программа по технологии на тему
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили:
- Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 6-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2007 г.;
- Закон РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.07.2003. № 13–54–144/13.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников, учебных и учебно - методических пособий рекомендованных Министерством образования РФ:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-8_klass_2014-2015.doc | 359.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю :
На заседании МО зам дир. по УВР директор Г.В. Серова
Протокол № 1 О.В.Тебенькова _____________________
от 29.08.2014 г. _______________ приказ № ______от _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология» в 5-8 классах
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
Николенко Д.А., технология, II категория
_______________________________________________
ФИО разработчика программы, предмет, категория
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили:
- Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 6-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2007 г.;
- Закон РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.07.2003. № 13–54–144/13.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников, учебных и учебно - методических пособий рекомендованных Министерством образования РФ:
« Технология, 5 класс» В.Д.Симоненко, Москва Издательский центр «Просвещение» 2010г.
« Технология, 6 класс», В.Д.Симоненко, Москва Издательский центр «Просвещение» 2010г.
« Технология, 7 класс», В.Д.Симоненко, Москва Издательский центр «Просвещение» 2010г.
« Технология, 8 класс», В.Д.Симоненко, Москва Издательский центр «Просвещение» 2010г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 238 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». Рабочей программой предусмотрено в V, VI,VII, по 68 часов, в VIII классе – 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю. Согласно учебному плану Иркутской области , в VIII классе- 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю, который предусмотрен региональным компонентом.
Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно- манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, мировой художественной культуры), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам).
Метапредметными итогами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации,
выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования. При изготовлении изделий, наряду с технологическими, уделяется большое внимание эстетическим и экологическим требованиям.
Ожидаемые результаты обучения по данной рабочей программе можно сформулировать, как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для
создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Примерное тематическое планирование учебного материала для каждого класса представлено в программе.
Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает решение следующих задач:
- совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем;
- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
- развитие художественной инициативы;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
- развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
- развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
- воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
- воспитание привычке к чистоте, сознательному выполнению санитарно- гигиенических правил в быту и на производстве;
- воспитание уважения к народным обычаям и традициям родного края; ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно- практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Учебно-тематический план 5класс
№ | Наименование | Всего |
1 | Технология обработки древесины. Элементы машиноведения | 28 |
1.1 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Вводный инструктаж по т/б. | 2 |
1.2 | Древесина как природный конструкционный материал | 2 |
1.3 | Пиломатериалы. Древесные материалы. | 2 |
1.4 | Графическая документация. | 2 |
1.5 | Этапы создания изделий из древесины | 2 |
1.6 | Разметка заготовок из древесины | 2 |
1.7 | Пиление столярной ножовкой | 2 |
1.8 | Строгание древесины | 2 |
1.9 | Сверление отверстий | 2 |
1.10 | Соединение деталей гвоздями и шурупами | 2 |
1.11 | Склеивание и зачистка изделий из дерева | 2 |
1.12 | Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева | 4 |
1.13 | Понятие о механизме и машине | 2 |
2 | Технология обработки металлов. Элементы машиноведения | 16 |
2.1 | Рабочее место для ручной обработки металлов | 2 |
2.2 | Тонколистовой металл и проволока | 2 |
2.3 | Изображение деталей из металла | 2 |
2.4 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка | 2 |
2.5 | Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей | 2 |
2.6 | Гибка тонколистового металла и проволоки | 2 |
2.7 | Пробивание и сверление отверстий | 2 |
2.8 | Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла | 2 |
3 | Культура дома. | 10 |
3.1 | Интерьер дома | 2 |
3.2 | Уборка помещений. Уход за одеждой и книгами | 2 |
3.3 | Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. | 2 |
3.4 | Культура поведения в семье | 2 |
3.5 | Семейные праздники. Подарки. Переписка | 2 |
4 | Информационные технологии. | 14 |
4.1 | Графический редактор | 2 |
4.2 | Текстовый редактор | 2 |
4.3 | Калькулятор | 2 |
4.4 | Творческий проект | 8 |
Всего за учебный год | 68 |
Учебно-тематический план 6 класс
№ | Наименование | Всего |
1 | Технология обработки древесины | 28 |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по т/б | 1 |
1.2 | Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. | 1 |
1.3 | Пороки древесины | 2 |
1.4 | Производство и применение пиломатериалов | 2 |
1.5 | Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности | 2 |
1.6 | Чертеж детали. Сборочный чертеж. | 2 |
1.7 | Основы конструирования и моделирования изделий из дерева | 2 |
1.8 | Соединение брусков | 2 |
1.9 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом | 2 |
1.10 | Составные части машин | 2 |
1.11 | Устройство токарного станка | 2 |
1.12 | Технология точения древесины на токарном станке | 4 |
1.13 | Художественная обработка изделий из древесины | 2 |
1.14 | Защитная и декоративная отделка изделий из древесины | 2 |
2 | Технология обработки металлов. Элементы машиноведения. | 16 |
2.1 | Свойства черных и цветных металлов | 2 |
2.2 | Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. | 2 |
2.3 | Разметка заготовки. Измерение размеров деталей щтангенциркулем | 2 |
2.4 | Изготовление изделий из сортового проката | 2 |
2.5 | Резание металла слесарной ножовкой | 2 |
2.6 | Рубка металла | 2 |
2.7 | Опиливание металлла | 2 |
2.8 | Отделка изделий из металла | 2 |
3 | Культура дома | 10 |
3.1 | Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель | 2 |
3.2 | Устройство и установка дверных замков | 2 |
3.3 | Простейший ремонт сантехнического оборудования | 2 |
3.4 | Основы техноллогии штукатурных работ | 2 |
3.5 | Техническая эстетика изделий | 2 |
4 | Творческий проект | 14 |
4.1 | Основные требования к проектированию. Элементы конструирования | 2 |
4.2 | Разработка творческого проекта | 2 |
4.3 | Выбор и оформление творческого проекта | 10 |
Всего за учебный год | 68 |
Учебно-тематический план 7 класс
№ | Тема урока | Всего |
1 | Технология обработки древесины | 20 |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по т/б. | 1 |
1.2 | Физико-механические свойства древесины | 1 |
1.3 | Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей | 2 |
1.4 | Заточка деревообрабатывающих инструментов | 2 |
1.5 | Настройка рубанков и шерхебелей | 2 |
1.6 | Шиповые столярные соединения | 4 |
1.7 | Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами | 2 |
1.8 | Точение конических и фасонных деталей | 2 |
1.9 | Художественное точение изделий из древесины | 2 |
1.10 | Мозаика на изделиях из древесины | 2 |
2 | Технология обработки металлов | 26 |
2.1 | Сталь, ее виды и свойства. Термическая обработка стали | 2 |
2.2 | Чертеж деталей изготовленных на токарном и фрезерном станках | 2 |
2.3 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 | 2 |
2.4 | Технология токарных работ по металлу | 4 |
2.5 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш | 2 |
2.6 | Нарезание наружной и внутренней резьбы | 2 |
2.7 | Художественная обработка металла (тиснение по фольге) | 2 |
2.8 | Художественная обработка металла (ажурная скульптура) | 2 |
2.9 | Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром) | 2 |
2.10 | Художественная обработка металла (басма) | 2 |
2.11 | Художественная обработка металла (пропильный металл) | 2 |
2.12 | Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке) | 2 |
3 | Культура дома (ремонтно-строительные работы) | 22 |
3.1 | Основы технологии оклейки помещений обоями | 2 |
3.2 | Основные технологии малярных работ | 2 |
3.3 | Основы технологии плиточных работ | 2 |
3.4 | Творческий проект | 16 |
Всего за учебный год | 68 |
Учебно-тематический план 8 класс
№ | Наименование | Всего |
1 | Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. | 4(2) |
1.1 | Применение кулачковых, кривошипно-шатунных механизмов. | 4 |
1.2 | Ленточные, дисковые и бензомоторные пилорамы по обработке круглого леса. | (2) |
2 | Декоративно-прикладное творчество. | 12(2) |
2.1 | Виды поделочных материалов и их свойства. | 2 |
2.2 | Виды декоративно-прикладного творчества народов России. | 1 |
2.3 | Лесная скульптура. | 2 |
2.4 | Прорезная береста. Изготовление изделий. | 2 |
2.5 | Обработка капа. Изготовление изделий. | 2 |
2.6 | Сибирские деревянные игрушки. | (2) |
2.7 | Изготовление сувениров из опаленного дерева. | 3 |
3 | Электротехнические работы. | 3(2) |
3.1 | Электродвигатели постоянного и переменного тока. Применение в промышленности. | 2 |
3.2 | Однофазный переменный ток. | 1 |
3.3 | Бытовая электропроводка в деревянном доме. | (2) |
4 | Технологии ведения дома. | 12(6) |
4.1 | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. | 2 |
4.2 | Расходы на питание. Сбережения, личный бюджет. | 2 |
4.3 | Экономика приусадебного участка. | (2) |
4.4 | Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. | 2 |
4.5 | Инструменты и приспособления для выполнения ремонтно-отделочных работ. | 2 |
4.6 | Печи и камины в частном доме. | (2) |
4.7 | Схема горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. | 2 |
4.8 | Способы монтажа вентилей, кранов и смесителей. | 2 |
4.9 | Лозоходство, бурение неглубоких скважин в частном доме. | (2) |
5 | Современное производство и профессиональное образование. | 3(5) |
5.1 | Сферы и отрасли современного производства, основные его составляющие. | 1 |
5.2 | Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. | 1 |
5.3 | Вакансии на деревообрабатывающих предприятиях Сибири. | (2) |
5.4 | Специальность, производительность и оплата труда. | (1) |
5.5 | Пути получения профессий. | 1 |
5.6 | Дефицит рабочих специальностей- проблема 21 века. | (2) |
6 | Творческий проект. | 0 (16) |
6.1 | Выбор изделия на основе анализа потребностей. | (1) |
6.2 | Ведение технологической документации. | (2) |
6.3 | Подбор материала для будущего изделия. | (1) |
6.4 | Выбор необходимого инструмента, проверка готовности к работе. | (1) |
6.5 | Строгание, опиливание заготовок по размерам. | (1) |
6.6 | Разметка заготовок. | (1) |
6.7 | Выдалбливание шипов, проушин, сверление отверстий. | (2) |
6.8 | Подгонка деталей. | (1) |
6.9 | Сборка изделия. Устранение дефектов. Сборка на клей, шурупы, гвозди. | (2) |
6.10 | Проверка изделия на прочность. Подготовка к отделке. | (1) |
6.11 | Отделка изделия морилкой, лаком, краской. | (1) |
6.12 | Самоанализ выполненных работ. | (1) |
6.13 | Презентация проекта. | (1) |
6.14 | Резерв учебного времени | 0(1) |
Итого: | 34(34) |
СОДЕРЖАНИЕ
5 класс 68 часов
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.(28ч)
Тема 1.Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины (2ч)
. Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака
Практическая работа Организация рабочего места столяра
Тема 2. Древесина как природный конструкционный материал (2 ч).
Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины
Практическая работа Распознавание древесных пород по образцам
Тема 3. Пиломатериалы. Древесные материалы (2ч)
Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование
Практическая работа Распознавание видов древесных материалов по образцам
Тема 4 . Графическая документация.(2ч)
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа
Практическая работа Построение технического рисунка
Тема 5. Этапы создания изделий из древесины(2ч)
Основные этапы технологического процесса.
Технологическая карта её назначение. Основные технологические операции
Практическая работа Построение технологической карты
Тема 6. Разметка заготовок из древесины (2ч)
Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки
Практическая работа Изготовление шаблона разделочной доски с последующей разметки заготовки
Тема 7. Пиление столярной ножовкой (2ч)
Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции
Практическая работа Выпиливание заготовок по размерам, пиление в стусле
Тема 8. Строгание древесины (2ч)
Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании
Практическая работа Наладка рубанка, строгание шерхебелем, плоское строгание рубанком
Тема 9. Сверление отверстий (2ч)
Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении
Практическая работа Изготовление самодельного перового сверла, пробное сверление различными видами сверл
Тема 10. Соединение деталей гвоздями и шурупами (2ч)
Способы соединения
деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы
Практическая работа Соединение деталей различными видами гвоздей, забивание гвоздя в твердые породы древесины с оттяжкой
Тема 11. Склеивание и зачистка изделий из дерева (2ч)
Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок
Практическая работа Склеивание досок по ширине (сплачивание в щит)
Тема 12. Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева (4ч)
Выжигание. Правила безопасной работы с электрическими приборами .Выпиливание лобзиком. Правила безопасной работы при выпиливании.
Практическая работа Выпиливание лобзиком по фанере (прорезная резьба)
Тема 13. Понятие о механизме и машине (2ч)
Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах
Практическая работа Чертеж зубчатой передачи в рабочей тетради
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения.(16ч)
Тема 14. Рабочее место для ручной обработки металлов (2ч)
Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла
Практическая работа Сборка- разборка столярных тисков
Тема 15. Тонколистовой металл и проволока (2ч)
Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов
Практическая работа Распознавание тонколистового металла и проволоки по образцам
Тема 16. Изображение деталей из металла (2ч)
Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта
Практическая работа Выполнение технического рисунка
Тема 17. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка. (2ч)
Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы
Практическая работа Разметка тонколистового металла с помощью чертилки, правка проволоки различными приспособлениями
Тема 18. Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей (2ч)
Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы
Практическая работа Резка нагубников для тисков с помощью слесарных ножниц
Тема 19 Гибка тонколистового металла и проволоки(2ч)
Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. Инструменты и приспособления для выполнения операции гибки.
Правила безопасной работы
Практическая работа Гибка тонколистового металла и проволоки с помощью круглогубцев
Тема 20 Пробивание и сверление отверстий (2ч)
Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы.
Практическая работа Сверление тонколистового металла на подкладной доске, пробивание отверстий с помощью пробойника
Тема 21 Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла (2ч)
Способы соединения деталей из тонколистового металла. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда
Практическая работа Изготовление фальцевого шва
Культура дома.(10ч)
Тема 22 Интерьер дома (2ч)
Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения
Практическая работа Разработка интерьера жилого помещения
Тема 23 Уборка помещений. Уход за одеждой и книгами (2ч)
Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для выполнения домашних работ
Практическая работа Ремонт школьных учебников
Тема 24 Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена.(2ч)
Режим дня – основа здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена
Тема 25 Культура поведения в семье (2ч)
Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в театре, в кино.
Тема 26 Семейные праздники. Подарки. Переписка (2ч)
Правила выбора подарка. Правила переписка
Информационные технологии.(14ч)
Тема 27 Графический редактор (2ч)
Информация. Информационные технологии. Виды редакторов. Графический редактор Microsoft WordPad. Правила создания рисунка, эскиза
Тема28 Текстовый редактор (2ч)
Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Форматирование текстового документа.
Тема 29 Калькулятор (2ч)
Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа «Калькулятор». Использование программы для решения различных задач
Тема 30 Творческий проект (8ч)
Практическая работа Оформление творческого проекта, изготовление изделия
Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности
СОДЕРЖАНИЕ
6 класс 68 часов
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.
Технология обработки древесины.(28ч)
Тема 1 Вводное занятие. Инструктаж по т/б (1ч)
Содержание курса«Технология. 6 класс».Правила безопасной работы в мастерской
Тема2 Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.(1ч)
Структура лесной и деревообрабатывающей промышленности.Виды лесоматериалов,
технология производства и область применения. Профессии, связанные с заготовкой древесины
Практическая работа Распознавание древесных материалов по образцам
Тема3 Пороки древесины (2ч)
Пороки древесины: природные и технологические
Практическая работа Распознавание пороков древесины по образцам
Тема4 Производство и применение пиломатериалов (2ч)
Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения
Тема5 Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности (2ч)
Влияние технологий заготовки и обработки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России
Тема6 Чертеж детали. Сборочный чертеж. (2ч)
Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертёж. Общие сведения о сборочных чертежах
Практическая работа Построение чертежа детали
Тема7 Основы конструирования и моделирования изделий из дерева (2ч)
Общие сведения о конструировании. Этапы конструирования изделия. Функции вещей. Требования, учитываемые при конструировании различных предметов. Общие сведения о моделировании
Практическая работа конструирование столярных изделий. Построение технического рисунка
Тема8 Соединение брусков (2ч)
Виды соединений брусков. Последовательность выполнения соединений брусков различными способами. Инструменты для выполнения данного вида работ. Правила безопасной работы
Практическая работа Соединение брусков с помощью клея, шурупов
Тема9 Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом (2ч)
Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным способом. Инструменты для данного вида работ. Правила данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества
Практическая работа изготовление указки, черенка для лопаты
Тема10 Составные части машин (2ч)
Технологические машины. Составные части машин. Виды зубчатых передач. Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчёт
Практическая работа Разборка и сборка механической дрели
Тема11 Устройство токарного станка (2ч)
Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке
Практическая работа Установка заготовки на токарный станок
Тема12 Технология точения древесины на токарном станке (4ч)
Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов
Практическая работа Точение скалки,толкушки
Тема13 Художественная обработка изделий из древесины (2ч)
Точение, роспись, инктрустация.
Тема14 Защитная и декоративная отделка изделий из древесины (2ч)
Лакокрасочные покрытия, морение.
Практическая работа изготовление и проба листвиничной морилки
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения.(16ч)
Тема15 Свойства черных и цветных металлов (2ч)
Металлы и сплавы, область их применения. Основные технологические свойства металлов и сплавов. Влияние технологий обработки металлов на окружающую среду и здоровье человека. Правила поведения в слесарной мастерской
Практическая работа распознавание металлов по образцам
Тема16 Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката.(2ч)
Понятие о процессе обработки металлов. Виды сортового проката. Графическое изображение деталей из сортового проката. Правила безопасности.
Практическая работа Технический рисунок различного сортового проката ( на выбор учащихся, учителя)
Тема17 Разметка заготовки. Измерение размеров деталей щтангенциркулем (2ч)
Разметка заготовок из сортового металлического проката, экономичность разметки. Назначение и устройство штангенциркуля. Измерения штангенциркулем
Практическая работа Измерение внутреннего и наружнего диаметра
Тема18 Изготовление изделий из сортового проката (2ч)
Технологический процесс. Технологическая операция. Профессии, связанные с обработкой металла
Практическая работа Изготовление крепежного уголка из сортового проката
Тема19 Резание металла слесарной ножовкой (2ч)
Назначение и устройство слесарной ножовки. Приёмы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы при резании металла слесарной ножовкой
Практическая работа Резание слесарной ножовкой под прямым углом
Тема20 Рубка металла (2ч)
Инструменты для рубки металла. Приёмы рубки металла в тисках. Правила безопасной работы
Практическая работа Рубка металла зубилом
Тема21 Опиливание металла (2ч)
Опиливание металла. Инструменты для выполнения операции опиливания. Правила безопасной работы
Опиливание металла рашпилем, напильником, подгонка мелких деталей надфилем
Тема22 Отделка изделий из металла (2ч)
Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой металла
Практическая работа Полирование металла пастой ГОИ
Культура дома (10ч)
Тема23 Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель (2ч)
Ремонтно-строительные работы в жилых помещениях. Инструменты, необходимые для ремонта. Технология закрепления настенных предметов. Технология навешивания форточек, оконных створок и дверей. Правила безопасной работы
Практическая работа Закрепление настенных предметов с помощью анкеров, шурупов
Тема24 Устройство и установка дверных замков (2ч)
Виды дверных замков и их устройство. Инструменты для установки дверных замков. Технология установки дверных замков. Правила безопасной работы
Практическая работа Выдалбливание паза под дверной замок
Тема25 Простейший ремонт сантехнического оборудования (2ч)
Виды сантехнического оборудования. Устройство водопроводного крана и смесителя.
Виды неисправностей. Технология ремонта водопроводного крана смесителя. инструменты для ремонта сантехнического оборудования. Правила безопасной работы
Практическая работа ремонт водопроводного крана, соединение резьбовых труб с подмоткой и герметиком.
Тема26 Основы технологии штукатурных работ (2ч)
Виды и назначение штукатурных работ. Виды штукатурных растворов. Инструменты для штукатурных работ.
Технология мелкого ремонта штукатурки. Правила безопасной работы
Приготовление штукатурного раствора по различным пропорциям
Тема27 Техническая эстетика изделий (2ч)
Техническая эстетика. Требования к технической эстетике изделий. Понятие золотого сечения. Требования к внешней отделке изделия
Творческий проект (14ч)
Тема28 Основные требования к проектированию. Элементы конструирования (2ч)
Требования, предъявляемые при проектировании изделий. Методы конструирования
Тема29 Разработка творческого проекта (2ч)
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации
об изделии и материалах. Последовательность проектирования
Тема30 Выбор и оформление творческого проекта (10ч)
Виды проектной документации. Выбор вида изделия. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление технологической карты. Изготовление деталей и контроль качества. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов
Практическая работа Оформление проекта и изготовление изделия
СОДЕРЖАНИЕ
7 класс 68 часов
Технология обработки древесины. (20ч)
Тема 1 Вводное занятие. Инструктаж по т/б.(1ч)
Содержание курса «Технология. 7 класс». Правила безопасного поведения в столярной
мастерской
Тема2 Физико-механические свойства древесины (1ч)
Основные физико-механические свойства древесины. Определение плотности и влажности
древесины. Зависимость области применения древесины от её свойств. Правила сушки и хранения древесины
Практическая работа Определение влажности по образцам с помощью кухонных( электронных) весов
Тема3 Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей (2ч)
Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Конструкторская документация. Технологическая документация. Сведения о технологическом процессе Основные технологические документы. Технологическая карта.
Тема4 Заточка деревообрабатывающих инструментов (2ч)
Инструменты и приспособления для обработки древесины. Требования к заточке деревообрабатывающих инструментов. Правила заточки. Правила безопасной работы
Практическая работа Заточка железки рубанка
Тема5 Настройка рубанков и шерхебелей (2ч)
Устройство инструментов для строгания древесины. Правила настройки рубанков и шерхебелей. Правила безопасной работы
Практическая работа настройка различных видов рубанка
Тема6 Шиповые столярные соединения (4ч)
Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах.
Практическая работа Изготовление шипа и проушины несквозного
Тема7 Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами (2ч)
Виды соединения деталей из дерева. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями. Склеивание деревянных деталей
Практическая работа сплачивание досок в щит с применением нагелей
Тема8 Точение конических и фасонных деталей (2ч)
Устройство токарного станка и приёмы работы на нём. Технология изготовления конических и фасонных деталей из древесины. Контроль размеров и формы детали. Правила безопасной работы
Практическая работа Точение ручной прялки
Тема9 Художественное точение изделий из древесины (2ч)
Технология изготовления деталей для отделки изделий. Правила безопасной работы.
Практическая работа Точение емкостей для специй
Тема10 Мозаика на изделиях из древесины (2ч)
Виды мозаики, виды шпона для мозаики, методы наклеивания и набора мозаики.
Практическая работа набор мозаики из шпона
Технология обработки металлов (26ч)
Тема11 Сталь, ее виды и свойства. Термическая обработка стали (2ч)
Металлы и сплавы. Виды сталей и их свойства. Маркировки сталей. Термическая обработка сталей. Основные операции термообработки
Практическая работа определение различных видов стали по образцам
Тема12 Чертеж деталей изготовленных на токарном и фрезерном станках (2ч)
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Сечения
и разрезы
Практическая работа Чертеж деталей из металла
Тема13 Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 (2ч)
Токарно-винторезный станок ТВ-6: устройство, назначение. Профессия – токарь
Тема14 Технология токарных работ по металлу (4ч)
Организация рабочего места токаря. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Контроль качества. Правила безопасности при работе на станке
Тема15 Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш (2ч)
Устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш. Виды фрез. Приёмы работы на станке. Правила безопасности труда
Тема16 Нарезание наружной и внутренней резьбы (2ч)
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Изображение резьбы на чертежах. Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и в отверстиях. Правила безопасности труда
Нарезание наружной резьбы ручным способом с помощью метчика
Тема17 Художественная обработка металла (тиснение по фольге) (2ч)
Художественное точение как вид художественной обработки древесины. Технология
изготовления декоративно-прикладного назначения точением. Правила безопасной работы
Практическая работа Тиснение по алюминиевой и медной фольге
Тема18 Художественная обработка металла (ажурная скульптура) (2ч)
Мозаика как вид художественной отделки
изделий из древесины. Способы выполнения мозаики на изделиях из дерева. Виды узоров. Инструменты для выполнения мозаики. Правила безопасной работы
Тема19 Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром) (2ч) Фольга и её свойства. Инструменты и приспособления для обработки фольги. Ручное тиснение. Последовательность операций. Правила безопасной работы
Практическая работа изготовление мозаики с металлическим контуром из проволоки
Тема20 Художественная обработка металла (басма) (2ч)
Басма – один из видов художественной обработки металла. Инструменты и приспособления для выполнения тиснения. Способы изготовления матриц. Технология изготовления басмы
Тема21 Художественная обработка металла (пропильный металл) (2ч)
История развития художественной обработки листового металла. Техника пропильного металла. Инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла. Последовательность выполнения техники пропильного металла. Правила безопасности труда
Тема22 Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке) (2ч)
Чеканка как вид художественной обработки листового металла. Инструменты и приспособления для чеканки
Технология чеканки. Правила безопасности труда
Практическая работа выполнение простых элементов чеканки
Культура дома (ремонтно-строительные работы (6ч)
Тема23 Основы технологии оклейки помещений обоями (2ч)
Назначение и виды обоев. Виды клея для наклейки обоев. Инструменты для обойных работ. Технология оклеивания обоями. Правила безопасности
Тема24 Оновные технологии малярных работ (2ч)
Общие сведения о малярных и лакокрасочных материалах. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Технология проведения малярных работ. Правила безопасности труда
Практическая работа Изготовление самодельного распылителя краски (краскопульт)
Тема25 Основы технологии плиточных работ (2ч)
Виды плиток для отделки помещений. Способы крепления плиток.
Инструменты и приспособления для плиточных работ. Правила безопасности труда
Практическая работа Резка керамической плитки с помощью стеклореза
Проектирование и моделирование изделий (16ч)
Тема26 Творческий проект (16ч)
Тематика творческих проектов. Эвристические методы поиска
новых решений. Этапы проектирования и конструирования. Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов
Практическая работа Оформление творческого проекта, изготовление изделия
СОДЕРЖАНИЕ
8 класс 68 часов
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (4ч(2ч))
Тема 1 Применение кулачковых, кривошипно-шатунных механизмов.(4ч)
Условные обозначения механизмов и их элементов. Схемы, вычерченные с применением условных обозначений. Исследование и определение в потребности проектного изделия. Пр/р «Чтениекинематической схемы токар-но-винторезного станка ТВ-7А»
Тема2 Ленточные, дисковые и бензомоторные пилорамы по обработке круглого леса.(2ч)
Виды пилорам по распиловке бревен, характеристики , способы распиловки кряжей и бревен вдоль и поперек волокон.
Декоративно-прикладное творчество.(12ч(2ч))
Тема3 Виды поделочных материалов и их свойства.(2ч)
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России»
Тема4 Виды декоративно-прикладного творчества народов России.(1ч)
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России»
Практическая работа Пробные работы с одним из видов декоративно-прикладного творчества ( резьба по дереву, лозоплетение и т.д.)
Тема5 Лесная скульптура(2ч)
История лесной скульптуры как декоративно-прикладного творчества. Подготовка материала к обработке. Поиск материала. Изготовление изделия.
Практическая работа Изготовление изделия из заранее заготовленных сучков, пеньков . Особенности шлифования изделия.
Тема6 Прорезная береста. Изготовление изделий.(2ч)
История возникновения прорезной бересты, становление как творчества, виды поделок из бересты, заготовление, хранение.
Практическая работа Изготовление открытки из прорезной бересты
Тема7 Обработка капа. Изготовление изделий.(2ч)
История возникновения резьбы по капу , обработка как и чем обрабатывать. Подготовка материала к работе. Изготовление изделий.
Практическая работа Пиление, строгание, шлифование капа ( изготовление рукоятки для ножа)
Тема8 Сибирские деревянные игрушки.((2ч))
Быт деревянной игрушки в древней Руси, роль в обществе. Материал для изготовления , способы подбора материала. Процесс изготовления.
Практическая работа Изготовление свистка из березового полена.
Тема9 Изготовление сувениров из опаленного дерева.(3ч)
Обжиг древесины как средство выделения текстуры. Происхождение , история возникновения. Виды сувениров и их роль в декоративно-прикладном творчестве. Хранение опаленного дерева , консервирование древесины после обжига.
Практическая работа кошка и мышка – изготовление сувениров из опаленного дерева
Электротехнические работы.(3ч(2ч))
Тема10 Электродвигатели постоянного и переменного тока. Применение в промышленности.(2ч)
Электричество в нашей жизни. Электротехника. Электрический ток. Проводники, диэлектрики, изоляторы. Постоянный электрический ток. Способы получения электроэнергии.
Сборка и разборка автомобильного генератора (ваз)
Тема11 Однофазный переменный ток.(1ч) Электричество в нашей жизни. Электротехника. Электрический ток. Проводники, диэлектрики, изоляторы. Постоянный электрический ток. Способы получения электроэнергии.
Тема12 Бытовая электропроводка в деревянном доме.(2ч) Способы монтажа электропроводки в доме , требования к безопасности, заземление.
Практическая работа монтаж провода , монтаж розетки, выключателя, распределительной коробки
Технологии ведения дома.(12ч(6ч))
Тема13 Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.(2ч)
Бюджет семьи, его структура. Особенности бюджета в разных семьях. Доход и расход. Рациональное планирование бюджета семьи.
Ведение учёта
Тема14 Расходы на питание. Сбережения, личный бюджет.(2ч)
Накопления и сбережения. Способы сбережения средств. Формы размещения сбережений. Структура личного бюджета школьника
Тема15 Экономика приусадебного участка.((2ч))
Животноводство и растениеводство.
Тема16 Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.(2ч)
Штукатуры и маляры, паркетчики, столяра и плотники. Оплата труда . Разряды по профессиям.
Практическая работа Использование уровня строительного и отвеса как средство для выполнения отделочных работ.
Тема17 Инструменты и приспособления для выполнения ремонтно-отделочных работ.(2ч)
Столярные инструменты, инструменты плотника, штукатура, маляра.
Практическая работа Приемы работы правилом, гидроуровнем и т.д.
Тема18 Печи и камины в частном доме((2ч))
Виды печей, схема печного отопление на твердом топливе, кирпичная кладка- особенности.
Практическая работа Кирпичная кладка выполнение кладки «насухо» особенности кладки
Тема19 Схема горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме.(2ч)
Материалы для водоснабжения . Трубы полипропиленовые, стальные,
металлопластиковые. Особенности горячего и холодного водоснабжения. Построение схем, расчет средств. Монтаж труб.
Практическая работа Пайка полипропиленовых труб, соединение металлопластиковых труб.
Тема20 Способы монтажа вентилей, кранов и смесителей.(2ч)
Монтаж металлических вентилей, ремонт вентилей, особенности монтажа вентилей в агрессивных средах.
Практическая работа Ремонт вентиля
Тема21 Лозоходство, бурение неглубоких скважин в частном доме.((2ч)) Поиск воды методом биолокации, бурение абиссинской скважины . особенности бурения. Виды бурения. Бурения скважин на воду ручным способом.
Практическая работа Поиск подземного ручья методом биолокации, соединение для труб скважины.
Современное производство и профессиональное образование.(3ч(5ч))
Тема22 Сферы и отрасли современного производства, основные его составляющие.(1ч)
Тема23 Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.(1ч)
Тема24 Вакансии на деревообрабатывающих предприятиях Сибири.((2ч))
Столяр-станочник, Фрезеровщик, оператор многопильного станка . Условия работы и оплата труда.
Тема25 Специальность, производительность и оплата труда.((1ч))
Тема26 Пути получения профессий(1ч)
Учебные заведения профессионального и среднепрофессионального образования.
Тема27 Дефицит рабочих специальностей- проблема 21 века.((2ч))
Дефицит рабочих мест, дефицит рабочих кадров. Оплата труда рабочим специальностям и предпринимательство. Повыщение социального статуса рабочим.
Воспитание в подрастающем поколение любовь к труду, общество и ручной труд.
Творческий проект.(0ч(16ч))
Тема28 Выбор изделия на основе анализа потребностей.((1ч))
Тематика творческого проекта. Творческие методы поиска новых решений. Методы сравнения вариантов решений. Применение компьютера при проектировании изделия. Содержание проектной документации. Технология изготовления изделий
Тема29 Ведение технологической документации.((2ч))
Технологическая карта . Изготовление чертежей.
Тема30 Подбор материала для будущего изделия.((1ч))
Особенности подбора материала. Виды материала, анализ выбора.
Тема31 Выбор необходимого инструмента, проверка готовности к работе.((1ч))
Подбор и подготовка качественного инструмента к работе. Заточка и правка инструмента.
Тема32 Строгание, опиливание заготовок по размерам.((1ч))
Строгание пласти, кромок, опиливание с припуском на разметку.
Тема33 Разметка заготовок.((1ч))
Тема34 Выдалбливание шипов, проушин, сверление отверстий.((2ч))
Тема35 Подгонка деталей.((1ч))
Подгонка деталей и сборка насухо. Инструменты и приспособления для подгонки деталей.
Тема36 Сборка изделия. Устранение дефектов. Сборка на клей, шурупы, гвозди.((2ч))
Тема37 Проверка изделия на прочность. Подготовка к отделке.((1ч))
Тема38 Отделка изделия морилкой, лаком, краской.((1ч))
Сушка изделия. Особенности сушки при различных температурах и влажности воздуха.
Тема39 Самоанализ выполненных работ.((1ч))
Тема40 Презентация проекта.((1ч))
Организация образовательного процесса.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков
- урок – беседа;
-лабораторно-практическое занятие;
-урок – игра;
-творческая мастерская;
-выполнение учебного проекта.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
-Стимулирование и мотивация интереса к учению;
-Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-Словесные, наглядные, практические;
-Индуктивные, дедуктивные;
-Репродуктивные, проблемно-поисковые;
-Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
-Устного контроля и самоконтроля;
-Письменного контроля и самоконтроля;
-Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
-Дифференцированное обучение;
-Операционно-предметная система обучения;
-Моторно-тренировочная система;
-Операционно-комплексная система;
-Практические методы обучения;
-Решение технических и технологических задач;
-Учебно-практические или практические работы;
-Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами;
-Опытно - экспериментальная работа;
-Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
-Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников);
-Коллективное творчество.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся V класс
Учащиеся должны
знать:
- что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
- основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
- пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
- особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
- о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
- что такое текстовая и графическая информация;
- какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
- общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
- назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
- основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
- виды пиломатериалов;
- возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
- источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
- технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
- принципы ухода за одеждой и обувью.
уметь:
- рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
- выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
- обрезать штамповую поросль;
- читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
- понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
- графически изображать основные виды механизмов передач;
- находить необходимую техническую информацию;
- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
- читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
- выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
- соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
- владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
- применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
- набирать и редактировать текст;
- создавать простые рисунки;
- работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Должны владеть компетенциями:
- ценностно-смысловой;
- деятельностной;
- социально-трудовой;
- познавательно-смысловой;
- информационно-коммуникативной;
- межкультурной;
- учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- вести экологически здоровый образ жизни;
- использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
- планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся VI класс
Учащиеся должны
знать:
- что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
- основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
- пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
- особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
- о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;
- виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;
- общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
- назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
- основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;
- виды пиломатериалов;
- возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
- источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
- технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
- общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
- виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
- устройство сливного бачка.
уметь:
- рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
- осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
- производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
- читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
- понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
- графически изображать основные виды механизмов передач;
- находить необходимую техническую информацию;
- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
- читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
- выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
- выполнять шиповые соединения;
- шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
- владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
- применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
- ценностно-смысловой;
- деятельностной;
- социально-трудовой;
- познавательно-смысловой;
- информационно-коммуникативной;
- межкультурной;
- учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- вести экологически здоровый образ жизни;
- использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
- планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся VII класс
Учащиеся должны
знать:
- что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
- основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
- пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
- особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
- о разновидностях посадок и уходе за растениями, способы размножения растений;
- виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
- общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
- назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
- основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
- виды пиломатериалов;
- возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
- источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
- технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
- общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
- виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
- устройство сливного бачка.
уметь:
- рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
- осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
- производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
- читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
- понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
- графически изображать основные виды механизмов передач;
- находить необходимую техническую информацию;
- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
- читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
- выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
- выполнять шиповые соединения;
- шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
- владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
- применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
- ценностно-смысловой;
- деятельностной;
- социально-трудовой;
- познавательно-смысловой;
- информационно-коммуникативной;
- межкультурной;
- учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- вести экологически здоровый образ жизни;
- использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
- планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся VIII класс
Учащиеся должны
знать:
- цели и значение семейной экономики;
- общие правила ведения домашнего хозяйства;
- роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
- необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
- цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
- сферы трудовой деятельности;
- принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
- принципы работы и использование типовых средств защиты;
- о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
- способы определения места расположения скрытой электропроводки;
- устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
- как строится дом;
- профессии строителей;
- как устанавливается врезной замок;
- основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
- особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
- основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
- анализировать семейный бюджет;
- определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
- анализировать рекламу потребительских товаров;
- выдвигать деловые идеи;
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
- собирать простейшие электрические цепи;
- читать схему квартирной электропроводки;
- определять место скрытой электропроводки;
- подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
- установить врезной замок;
- утеплять двери и окна;
- анализировать графический состав изображения;
- читать несложные архитектурно-строительные чертёжи.
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативной;
- социально-трудовой;
- познавательно-смысловой;
- учебно-познавательной;
- профессионально-трудовым выбором;
- личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
- ориентироваться на рынке товаров и услуг;
- определять расход и стоимость потребляемой энергии;
- собирать модели простых электротехнических устройств.
Контроль уровня обученности
Класс | Виды контроля | Контрольно-измерительные материалы |
5 - 7 | Проверка знаний: тесты, кроссворды, карточки-задания. Проверка умений: практические работы, тесты, упражнения. | В.М.Казакевич «Оценка качества по технологии», М.: «Дрофа», 2000 А.К.Бешенкова «Методика обучения технологии», М.: «Дрофа», 2004 Е.В.Старикова «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: «Просвещение», 2000 |
8 | Проверка знаний: контрольные задания, тесты, кроссворды, карточки-задания, тематический срез. Проверка умений: практические работы, тесты, упражнения. | В.М.Казакевич «Оценка качества по технологии», М.: «Дрофа», 2000 А.К.Бешенкова «Методика обучения технологии», М.: «Дрофа», 2004 А.В.Марченко «Итоговая аттестация выпускников», М.: «Просвещение», 2002 |
Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
Ку = KN
где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;
К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).
Оценка столярно-слесарного изделия производится по следующим параметрам:
Качество и аккуратность выполнения изделия.
Соблюдение нормы времени.
Соблюдение технологии.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, до- пущенный в работе, исправить невозможно. Работа оценивается 1, если она не представлена по неуважительным причинам.
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, в последнее время все чаще используются тестовые задания.
При этом целесообразно применить тесты нескольких видов:
- с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
- на соответствие;
- с требуемым текстовым заполнением;
- на установление правильной последовательности действий.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Основная литература:
1.Программы общеобразовательных учреждений «Технология.. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 6-е издание издательства «Просвещение» г.Москва 2007 г.;
2.В. Д. Симоненко «Технология 5 класс» - М.: Просвещение, 2010г.
3.В.Д. Симоненко « Технология, 6 класс» - М.: Просвещение, 2010г.
4.В.Д. Симоненко « Технология, 7 класс» - М.: Просвещение, 2010г.
5. В.Д. Симоненко « Технология, 8 класс» - М.: Просвещение, 2010г.
Дополнительная литература (для учителя, для детей):
1.А.К.Бешенков «Методика обучения технологии. 5-9 классы» - М.: Дрофа, 2004г.
2.И.А.Сасова «Сборник проектов. 5 класс»- М.: Вентана-Граф, 2004г.
3.Е.В.Старикова, Г.А.Корчагина «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс»- М.: Просвещение, 2002г.
4.В.М.Казакевич « Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии» - М.: Дрофа, 2000г.
5. И.А.Сасова «Метод проектов в технологическом образовании школьников»- М.: Вентана-Граф, 2003г.
6.А.В.Марченко « Итоговая аттестация выпускников. Технология»- М.: Просвещение, 2002г.
7.В.Д.Симоненко «Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8–9 классов общеобразовательной школы» – М.: Вентана-Граф, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету технология для 10-11 классов сельских школ.
Рабочая программа по предмету «Технология» для 10-11 классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Министерства образов...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...
Рабочая программа предмета «Технология» для 8 класса
Данная рабочая программа в которой есть поурочное- тематическое планирование рассчитано на 34-35 часов в год....
Рабочая программа предмета «Технология» для 5 класса .
Данная рабочая прграмма составлена на 68-70 часов в год. расписанно поурочно- тематическое планирование....
Рабочая программа предмета «Технология» для 6 класса
Данная рабочая прграмма составлена с поурочно- тематическим планированием на 68-70 часов в год....
Рабочая программа предмета «Технология» для 7 класса
Данная рабочая программа составлена с поурочно-тематическим планированием на 68-70 часа в год....
Рабочая программа предмета Технологии (направление «Технологии ведения дома») для основного общего образования
Рабочая программа предмета Технологии (направление «Технологии ведения дома») для основного общего образования...
Комментарии
Может кому-то и сгодится.
Может кому-то и сгодится.