Формирование жизненных и трудовых компетенций обучающихся с множественными нарушениями развития - доклад
статья по технологии

Новикова Марина Юрьевна

Для успешной интеграции в современное общество обучающихся с множественными нарушениями развития особую важность представляет формирование жизненных и трудовых компетенций. Формирование данных компетенций позволит  благополучно обслуживать себя и других, привьет эмоционально положительное отношение к труду, максимально приблизит к условиям реальной жизни, позволит самоопределиться в профессионально-трудовой деятельности в будущем. Таким образом, у обучающихся с множественными нарушениями развития повысится способность реализоваться в современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-formirovanie_zhiznennyh_i_trudovyh_kompetentsiy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

ДОКЛАД

на тему:

«Формирование жизненных и трудовых компетенций обучающихся с множественными нарушениями развития»

Докладчик: Новикова Марина Юрьевна,

учитель профессионально-трудового обучения

2019год

При формировании компетенций для обучающихся с множественными нарушениями развития особую важность представляет формирование жизненных и трудовых компетенций.

Время диктует применение методов, которые должны максимально приближать обучающихся к реальной жизни.

Формирование жизненных и трудовых компетенций представляет собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – их закрепление и регулярное применение на практике.

Для обучающихся с множественными нарушениями трудовое обучение положительно влияет на развитие интереса к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

Трудовая деятельность дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.

Трудовое воспитание - один из важнейших факторов формирования гармоничной и всесторонне развитой личности.

Цель трудового обучения - подготовить обучающихся к дальнейшей жизни, сформировать у них отношение к труду, как к потребности.

Для достижения этой цели необходимо воспитывать у обучающихся твердое убеждение, что умение и желание трудиться - основа общественного и личного благополучия; культивация трудолюбия, дисциплинированности, активной жизненной позиции, творческого отношения к труду помогает добиваться поставленной цели.

Трудовая деятельность в школе направлена на формирование жизненных и трудовых компетенций обучающихся, т.е. готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.

Наиболее благоприятные условия формирования трудовой и жизненной компетентности у обучающихся имеют уроки профессионально-трудового обучения.

Курс «Подготовка младшего обслуживающего персонала» ставит задачи:

  1. формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации
  2. повышение уровня общего развития учащихся,
  3. совершенствование навыков самообслуживания
  4. формирование знаний и умений бытового труда. 

 В адаптированной программе большое место отводится практическим умениям и навыкам, особое внимание обращается на соблюдение правил техники безопасности и гигиены труда.

Курс «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает знакомство обучающихся с правилами ухода за территорией аллей, дорожек, видами сорных растений, правилами правильного и безопасного использования инвентаря, его назначения и хранения. Изучение и практическое освоение данной темы формирует у обучающихся навыки самообслуживания, приемы работы с инвентарем, необходимым в повседневной жизни. Знакомство с видами растений расширяет знания об окружающей среде. Работа обучающихся на пришкольном участке прививает трудовые навыки и умения, освоение простейших трудовых операций  помогает узнать степень ответственности за качество выполненной работы профессии дворник, что может пригодиться в дальнейшем выборе профессии по окончании школы.

Одна из наиболее подробно изучаемых тем курса – это уборка помещений различного назначения. Данная тема предполагает практическое изучение правил и приемов уборки помещений, предметов мебели, знакомство с видами материалов, используемых для их производства, видами безопасных моющих средств для различных поверхностей, что позволяет развивать навыки самообслуживания обучающихся в повседневной жизни. Наиболее высокую заинтересованность в изучении данной темы проявляют обучающиеся 8-9 классов туо. Они ответственно подходят к изучению темы и регулярно закрепляют приобретаемые знания на практике. Выполняя такие операции, как подметание и мытье полов, протирка мебели, мытье окон, дверей, лестниц, радиаторов отопления.

Изучение тем «ручная стирка» и «стиральная машина-автомат» предусматривает подготовку к жизнедеятельности в современном мире, знания и умения по стирке белья необходимы обучающимся с множественными нарушениями развития. Экскурсия в школьную прачечную повысила интерес мальчиков 7 и 8 классов туо к изучению устройства машины-автомата, принципа ее работы, безопасного использования моющих средств, правил сортировки белья. Знания и умения по стирке белья повышают степень подготовленности обучающихся к жизнедеятельности в современном мире, развивают навыки самообслуживания.

Изучение и практическое освоение данных тем прививает уважение к таким профессиям, как дворник, уборщик, прачка.

Большое значение в адаптированной программе отводится изучению электроприборов, а именно устройству и принципам работы с электрическим утюгом. Обучающиеся подробно изучают устройство и назначение утюга, правила  безопасной эксплуатации, приемы и приспособления для влажно-тепловой обработки. На практических занятиях отрабатывают правила утюжки изделий из различных видов тканей, выполняют этапы обработки плечевого изделия (мужская сорочка), приемы складывания обработанных изделий.

Особое место в программе отводится изучению значения личной гигиены, гигиеническому уходу за руками и спецодеждой работника, ремонту спецодежды. Обучающиеся на практике осваивают выполнение ручных стежков и отрабатывают навыки по ремонту одежды в виде заплаты. Отработка данных операций на практике повышает степень подготовленности обучающихся к жизнедеятельности в современном мире, развивают навыки самообслуживания.

Известно, что мыслей без языковой формы не существует. Вместе с мышлением в труде развивается и речь ребенка. На уроках трудового обучения дети учатся давать полные ответы, проговаривать свои действия, давать анализ и оценку качества выполненной работы, расширяется и активизируется словарь за счет изучения новой терминологии: материалов, инструментов, технологических операций.

Трудовые и жизненные компетенции формируются также на уроках Швейного дела. Для их формирования можно выделить следующие задачи:

  1. Освоение  профессионально-трудовых умений и навыков.
  2. Формирование эстетических представлений и вкуса.
  3. Развитие творческих возможностей, самостоятельности.
  4. Способствовать профессиональному самоопределению.

Преимуществами уроков Швейного дела является воспитание интереса к профессии, положительного эмоционального отношения к ней, адекватной оценке своих возможностей.

Посильное трудовое задание способствует выработке умения соотносить свои действия с конечной целью и выбирать рациональные способы и средства для их осуществления.

На уроках  Швейного дела обучающиеся получают навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, влажно-тепловой обработкой ткани, с основами трудового законодательства: правилами приема и увольнения работника, системой оплаты и охраной труда.

Изучение предмета Швейное дело обучающиеся начинают с 5 класса. Высокую степень заинтересованности в данном предмете проявляют учащиеся Иванов Андрей и Фанаскова Снежана, которые  освоили навыки работы на швейной машине, ее устройство, успешно выполняют поставленные перед ними учебные задачи.

Также хочется отметить обучающуюся 8а класса Моисееву Анжелу, которая ответственно и добросовестно относится к труду и учебной деятельности на уроках Швейного дела, наиболее успешно выполняет практические задания по пошиву и ремонту одежды.

С целью выявления и развития творческих возможностей обучающихся мною проводится кружок «Творческая мастерская». В рамках данного кружка я стараюсь познакомить детей с различными видами техник выполнения творческих работ. Обучающиеся имеют возможность освоить алмазную мозаику, выполняют аппликации из фетра, занимаются вышивкой нитками, бисером, пайетками. Некоторые обучающиеся выполняют различные работы с применением кофе и природных материалов, имеющих различные структуры поверхности. Ученики проявляют интерес к изготовлению работ в технике валяния из шерсти, канзаши (изделия из атласных лент), пэчворк (лоскутное шитье). Детям предоставляется возможность выбора материалов и техники выполнения творческих работ.

Для успешной интеграции в современное общество обучающихся с множественными нарушениями развития особую важность представляет формирование жизненных и трудовых компетенций. Формирование данных компетенций позволит нашим обучающимся  благополучно обслуживать себя и других, привьет эмоционально положительное отношение к труду, максимально приблизит к условиям реальной жизни, позволит самоопределиться в профессионально-трудовой деятельности в будущем. Таким образом, у обучающихся с множественными нарушениями развития повысится способность реализоваться в современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Формирование коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредствам использования развивающих игр с песком.

Применение развивающих игр с песком как наиболее эффективногометода в формировании коммуникативных навыков у детей с тяжёлымимножественными нарушениями развития. Представлены и описанывозможности дете...

Формирование социально – бытовых компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством развивающих игр и упражнений с песком

В статье говориться об опыте применения развивающих игр и упражненийс песком, как наиболее эффективного метода по формированиюсоциально-бытовых компетенций у детей с ТМНР. Представлены иописаны упражн...

Формирование навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Применение кинезиологических упражнений на уроках с детьми с умственной отсталостью...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....