Самообразование "«Формирование жизненных компетенций обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) путем внедрения современных технологий в соответствии с ФГОС»
статья
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Самообразование
Тема: «Формирование жизненных компетенций обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) путем внедрения современных технологий в соответствии с ФГОС»
Учитель Зарипова Л.Ф.
Нефтеюганск 2020
ВВЕДЕНИЕ
Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Вместе с тем, как и в общей и специальной педагогике существует немало моментов, когда бывает трудно определить отклонения в развитии и поведении ребенка. Иногда недостаток в развитии находится в пограничной зоне, аномалии в развитии имеют негрубые формы. Это может быть тогда, когда ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы общеобразовательной школы, когда в ликвидации его дефекта нужны не специальное медицинское лечение, а коррекция его познавательных способностей, изменение семейного воспитания.
Сложный дефект (ТМНР) характеризуется сочетанием двух или более нарушений, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.д. По данным ВОЗ, увеличивается и количество детей с расстройством аутического спектра (РАС).
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психо-физиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема, требующая специальных приемов и методов обучения и воспитания аномальных детей.
Коррекционное учреждение VIII вида создано для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (УО) с целью коррекции отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Наличие производственной базы в образовательном учреждении обеспечивает трудовое обучение в X- XII классах по различным рабочим специальностям.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
1.1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС). АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АООП)
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении общих задач для многих видов деятельности».
Внедрение ФГОС в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) доказало необходимость реализации системно-деятельностного и дифференцированного подхода и явилось основой изменения результата подготовки обучающихся.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
К особым образовательным потребностям относятся научный, практико – ориентированный, действенный характер содержания образования; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру; овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 направлен на освоение Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный и реализуется через организацию как урочной, так и внеурочной деятельности.
Основная цель – минимизация социальной инвалидности обучающихся, их социализация и дальнейшая интеграция в общество.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается в том числе, и использованием специфических методов и средств обучения. Охранительно-восстановительный режим исключает психическую травматизацию обучающихся, является здровьесберегающей педагогической технологией.
На заседании психолого-педагогического консилиума школы-интерната № 33 от 17.04.2019 г., были определены образовательные задачи для обучающихся 11 класса на 2019-2020 учебный год, это:
1). Развитие жизненных (социальных) компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения.
2). Развитие коммуникативных компетенций на основе социального взаимодействия.
Выполнение поставленных задач – формирование социальных компетенций решается посредством профессионального обучения. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Профильный труд» по профессии – дворник.
Практические уроки профильного труда в 11 классе проходят в реальной ситуации: обучающиеся производят уборку пришкольной территории от снега, опавшей листвы, учатся производить отбор хозяйственного инвентаря, проверять инвентарь на исправность. Самостоятельность выполнения трудовых функций формирует навыки адаптации, социально – бытовые умения, которые могут быть применены в повседневной жизни. Практические занятия помогают обучающимся понять мотивы трудовой деятельности, раскрывает ее смысл и социальную пользу, формирует навыки социального взаимодействия.
Практические занятия актуальны для формирования жизненных компетенций и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщика помещений.
Практические работы по выполнению текстильной аппликации, пришивание пуговиц, шнурование ботинок, застегивание куртки на молнии, также формируют социально-бытовые умения, минимизируют зависимость от ближайшего социального окружения.
Применение активных и интерактивных методов обучения инициирует и поддерживает коммуникацию со взрослыми и сверстниками, способствует взаимодействию обучающихся друг с другом при выполнении заданий в малой группе, в парах.
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с ТМНР — основа для успешной социальной активности личности. От коммуникативной компетенции зависит будущее человека. Обучающиеся учатся быть активными, общительными, что делает их более адаптированными в обществе. На основе коммуникативной компетенции формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.
Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я пойму!»
Применение образовательных технологий – интерактивных методов обучения, таких как, сюжетно-ролевая игра на уроке по предмету Математические представления, тема урока «Размен денег». Сюжетно-ролевая игра способствует решению нескольких дидактических задач на уроке: формирует коммуникативные навыки, коррегирует пробелы знаний. Закреплением материала стало участие в экономической ярмарке-выставке «Город мастеров». На уроках по предмету Речь и альтернативная коммуникация я использовала прием мнемотехники при разучивании стихотворения «Апрель» С.Я. Маршака. Прием мнемотехники называют по-разному: сенсорно-графические схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки. Прием мнемотехники значительно облегчает процесс запоминания, мотивирует к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Оптимизационная модель, принятая в нашей школе-интернате, создает условия для формирования единства обучения и воспитания, способствует созданию образовательной среды.
Особый интерес и активность вызывает у обучающихся занятие во внеурочное время – занятия в кулинарном кружке «Едим дома», где дети работают в парах, малых группах: чистят картофель, нарезают фрукты по технологии «Карвинг» варят каши, пекут блины. Проведенный мастер-класс «Пряничный домик» был отмечен членами жюри за массовость и творческую активность обучающихся. Мастер-класс «Пряничный домик» является и современным оценочным средством, и профессиональной ориентацией обучающихся.
Проектная деятельность – обучающиеся 11 класса принимали участие в международном проекте «Тетрадка дружбы – объединяя детей планеты Земля», в номинации «Мой милый дом».
Дидактическая игра «Финансовая грамотность» также нацелена на выполнение поставленных задач коррекционной педагогики.
Подготовка обучающихся к жизни в обществе, минимизация житейской, бытовой зависимости от ближайшего окружения, наделение их жизненными и коммуникативными навыками является задачей образовательного процесса.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение ФГОС в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) доказало необходимость реализации системно–деятельностного и дифференцированного подхода, посредством современных, интерактивных технологий, что является основой изменения результата подготовки обучающегося.
До внедрения ФГОС качество результата обучения рассматривалось как определенный уровень подготовки обучающегося. В новых условиях, применительно к системе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интелллектуальными нарушениями), под качеством результата понимается сформированность у обучающегося жизненных компетенций.
В результате применения инструмента диагностики – метода наблюдения, на основе ведения несколькими специалистами: педагогом дефектологом, психологом, логопедом Дневника комплексного сопровождения можно отметить, что изменился коммуникативный мотив, формируются жизненные компетенции. Применение активных и интерактивных методов обучения имеют эмоциональный заряд, являются здоровьесберегающими технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на конференции и методическом объеденении по теме: «Затруднения в обучении ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и пути их решения »
Данная призентация была подготовлена к Всероссийской научно - практической конференции...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.
В статье раставлены акценты в психологическом сопровождении обучающихся с ТМНР. Обозначена основа реабилитационного процесса - сотрудничество учителя, ребёнка и его семьи.Определены задачи психолого-п...
Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения
Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...
Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...
Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"
Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуа...
Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)
В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...