Рабочая программа предмета "Проектная и учебно-исследовательская деятельность" для 8-9 классов
рабочая программа по технологии (8, 9 класс)

Кадо Светлана Юрьевна

Рабочая программа предмета «Проектная и учебно-исследовательская деятельность» разработана с учетом требований ФГОС ООО, является логическим продолжением программы «Основы проектной деятельности» для 6-7 кл. и предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Программа курса разработана на основе пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Проектная и учебно-исследовательская деятельность» разработана с учетом требований ФГОС ООО, является логическим продолжением программы «Основы проектной деятельности» для 6-7 кл. и предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Программа курса разработана на основе пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).

Предмет направлен на развитие у учащихся универсальных учебных действий, формирование исследовательского типа мышления, развития умений и навыков проектной деятельности,  знакомство с основами исследовательской  деятельности.   Данный предмет является исходной теоретической базой для последующей работы. Он включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

Новизна и актуальность предмета:

Современное обучение в школе требует продуманной организации самостоятельной работы, обеспечивающей успешное овладение программным материалом и навыками творческой деятельности. Данный предмет позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации проектной и научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Место предмета в учебном плане школы

Курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» относится к предметной области «Технология», реализуется за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса,  в 8 классе -16 ч. в первом полугодии, в 9 классе 34 ч.

Цель изучения предмета – сформировать у учеников комплекс знаний и умений по проведению исследований и оформлению результатов исследования, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи изучения предмета:

- ознакомление со спецификой учебно-исследовательской  деятельности;

- введение учебно-исследовательской деятельности в образовательную среду школы;

- ознакомление с основными этапами учебно-исследовательской деятельности;

- научение методам научных исследований;

- формирование умений публичной защиты работы.

    Критерии и показатели усвоения материала:

В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия.

         В ходе решения системы исследовательских задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:

    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

    Целеполагать (ставить и удерживать цели);

    Планировать (составлять план своей деятельности);

    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в  библиотеке, работа в компьютерном классе.

Освоение курса предполагает выполнение внеурочных заданий по подготовке к практическим и зачетным занятиям.

Формы контроля:

  • диагностика исследовательских умений обучающихся
  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
  • презентации проектов обучающихся;
  • научно-практические конференции;
  • анкетирование;
  • выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.

Курс завершается зачетной работой, к которой обучающийся должен представить учебно-исследовательскую работу и доклад по учебно-исследовательской работе и выступить на школьной научно-практической конференции.

Планируемые результаты  освоения изучаемого предмета

Изучение курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность» направлено на достижение следующих результатов обучения:

Личностные

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного исследования

Метапредметные

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

Предметные результаты

Предметный результат

Количество лет на освоение

Классы

Учащийся научится:

  • планировать действия в соответствии с самостоятельно поставленными целями и задачами.
  • использовать традиционные и новые способы поиска решений проблем;
  • выбирать наилучший из имеющихся вариантов, пользуясь различными способами принятия решений.

  • соотнесения цели и ситуации коммуникации с формой представления информации;
  • анализа информации с точки зрения стиля и задач коммуникации.

  • прогнозировать возможную реакцию аудитории на представляемый продукт и способ его преподнесения;
  • планировать действия (шаги) в соответствии с задачами.

  • выдвигать тезис и антитезис;
  • выдвижению и критике аргументов;
  • ведению дискуссии.

  • создавать процедуры групповой деятельности;
  • действовать для достижения консенсуса при конфликте интересов;
  • некоторым методам продуктивного группового взаимодействия.

  • выбору языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления;
  • импровизации
  • работе с различно настроенной аудиторией;
  • работе с вопросами различного типа;
  • групповому взаимодействию в процессе подготовки и проведения публичного выступления;
  • самопрезентации;
  • рефлексии себя как говорящего и слушающего.

  •  созданию инструкций (алгоритмов деятельности);
  • моделированию объектов и процессов с использованием информационных технологий.

1

1

1

1

2

2

1

1

8

8

8

8

8,9

8,9

9

9

Ученик получит возможность научиться:

  • выдвигать собственные идеи в процессе исследования
  • научно обосновывать свою точку зрения

2

8,9

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА 8 КЛАСС

16 ЧАСОВ. 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ.

Модуль «От проблемы к цели» (4 ч)

Тема 1. Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание нужд, потребностей, желаний, проблем. Проблема как противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе над формулировкой противоречия, лежащего в основе проблемы, заданной учителем.

             Постановка проблемы. Причины и последствия существования проблемы. Заинтересованные стороны.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по выявлению причин возникновения проблемы.

Тема 2. «Зеркало прогрессивных преобразований». Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по определению способа проверки достижения цели.

Тема 3. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Понятие результата.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по планированию действий (шагов) в соответствии с задачами.

            Риски: распознавание, оценка, предотвращение \ нейтрализация.

Тема 4. Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по определению необходимых ресурсов.

Модуль «Основы логики: проведение анализа»(2ч)

Тема 1. Умозаключение.

Дедукция. Дедуктивные умозаключения. Индукция. Индуктивные умозаключения. Умозаключение по аналогии.

Простой категорический силлогизм – простейший вид умозаключения, энтимема, дилемма.

Практическая деятельность учащихся:

упражнения типа «Сделайте вывод на основе…», «Оцените выводы…».

Тема 2. Практика проведения анализа.

Анализ и синтез. Правила проведения анализа. Приемы детализации и обобщения. Сводки и группировки. Сравнительный анализ. Факторный анализ. Анализ причинно-следственных связей.

Практическая деятельность учащихся:

задание на сравнительный анализ информации, полученной на основе двух и более источников, отдельные данные из источников пересекаются, другие противоречат друг другу;

задание на анализ причинно-следственных связей на основе описания ситуации, сделанного при подготовке проекта учащегося (или подготовленного учителем);

задание на подготовку прогноза развития ситуации на основе информации, предоставленной учителем, по результатам факторного анализа.

Модуль «Сам себе эксперт» (2ч)

Тема 1. Эксперт. Экспертиза. Субъективное мнение эксперта. Экспертное заключение.

Практическая деятельность учащихся:

подготовка экспертного заключения.

Тема 2. Самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны деятельности и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.

Практическая деятельность учащихся:

рефлексия по поводу своего собственного продвижения в процессе освоения учебного модуля.

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью»(2ч)

Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса. Функции вопроса в контексте получения достоверной информации. Логические требования к конструкции вопросов. Классификация видов вопросов по критериям: содержание, форма, графическое оформление. Открытые и закрытые вопросы: возможности и ограничения.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по анализу анкеты, выданной учителем: классификация вопросов, оценка вопросов по логическим критериям.

Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации. Отбор респондентов. Композиция и язык анкеты. Фазы опроса как процесса. Границы применения разных видов анкетного опроса, опыт использования в предметно-практической деятельности учащихся.

Практическая деятельность учащихся:

Работа в группе:

-        разработка анкеты по сформулированной учителем теме;

-        отбор респондентов;

-        проведение анкетного опроса.

Модуль «Функциональная стилистика и коммуникация» (2ч)

Тема 1. Публицистический стиль.

Понятие публицистического стиля. Задачи, зона применения. Устная и письменная форма публицистического стиля. Наиболее распространенные жанры публицистики (статья, воззвание, анонс, критический отзыв, рецензия и т.д.) и задачи коммуникации. Средства повышения эффективности публицистического высказывания (риторические, композиционные, стилистические приемы). Работа с реальной и возможной аудиторией. Позиция автора и средства ее выражения в текстах публицистического стиля; «объективность» и «ангажированность» публицистики. Средства массовой информации (обзор).

Практическая деятельность учащихся:

анализируют тексты и жанры публицистического стиля;

создают тексты по заданному жанру публицистического стиля;

в учебном режиме издают газету;

анализируют информацию по одной теме из различных средств массовой информации.

Тема 2. Художественный стиль.

Различные подходы к определению понятия «стиль» в рамках стилистики художественного текста. Стиль как элемент самовыражения. Эстетическая функция как ведущая стилевая составляющая. Коммуникативное послание и авторская позиция. Средства выразительности в художественном тексте (анализ образцов). Некоторые жанры художественного стиля (общий обзор). Жанр художественного эссе: «проба собственного стиля».

Практическая деятельность учащихся:

готовят сообщения и доклады по различным подходам к определению понятия «художественный стиль»;

анализируют тексты художественного стиля;

создают текст в жанре художественного эссе;

анализируют себя как Пишущего.

Модуль «Как работать в команде» (1ч)

Тема 1. Виды взаимодействия в группе.

Формы и разновидности трансактов, уровни их осуществления. Роль невербальных средств коммуникации. Приемы перевода перекрестных трансактов в параллельные, оценка их эффективности с точки зрения задач взаимодействия. Приемы продуктивного ведения спора. Причины возникновения конфликтов. Позитивные и негативные функции конфликтов. Поиск консенсуса.

Искусство разрешения конфликта.

Роли участников конфликта. Этапы конфликта. Стратегии поведения в конфликте, оценка их эффективности.

Практическая деятельность учащихся:

тренинг невербальной коммуникации, рефлексия по поводу состоявшихся трансактов.

эвристическая игра, рефлексия своего поведения в созданных конфликтных ситуациях.

Модуль «Презентация продукта» (3ч)

Тема 1. Подготовка презентации.

Алгоритм процесса презентации по «продаже» продукта. Коммуникативные приемы подхода к «клиенту». Подготовка к презентации.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по планированию основных шагов в рамках подготовки презентации конкретного продукта.

Тема 2. Использование программного продукта Power Point при подготовке и во время презентации

Основные возможности программного продукта Power Point. Особенности использования программного продукта при подготовке и проведении презентации: содержание презентационного материала, работа с презентационным материалом во время публичного выступления.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по подготовке модели презентационного материала на одном из примеров;

проведение презентации с использованием Power Point.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС 16 ч.

№/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Модуль «От проблемы к цели» (4 ч)

Анализ ситуации. Постановка проблемы

1

1

Цель и результат

1

1

Планирование деятельности. Оценка рисков

1

1

Анализ ресурсов

1

1

Модуль «Основы логики: проведение анализа»(2ч)

Умозаключение

1

1

Практика проведения анализа

1

1

Модуль «Сам себе эксперт» (2ч)

Критерии оценки

1

1

Эксперт. Экспертиза. Самооценка

1

1

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью»(2ч)

Вопрос как инструмент

1

1

Анкетный опрос

1

1

Модуль «Функциональная стилистика и коммуникация» (2ч)

Публицистический стиль

1

1

Художественный стиль

1

1

Модуль «Как работать в команде» (1ч)

Виды взаимодействия в группе. Искусство разрешения конфликта

1

1

Модуль «Презентация продукта» (3ч)

Подготовка презентации

2

2

Использование программного продукта Power Point в подготовке и во время презентации

1

1

Итого

16 ч

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА 9 КЛАСС

34 ЧАСА. 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ

Модуль «Основы логики: аргументация" (8ч)

Тема 1. Доказательство.

Понятие доказательства. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Правила по отношению к тезису. Правила в отношении аргументов. Правила демонстрации. Использование дедукции, индукции и аналогии в процессе доказательства.

Структура доказательства: прямое доказательство, непрямое (косвенное) доказательство. Разновидности косвенного доказательства: от противного; разделительное доказательство (методом исключения).

Практическая деятельность учащихся:

упражнения на выстраивание аргументов в рамках прямого и косвенного доказательства;

упражнение на вычленение из текста аргументов и подбора демонстрации для доказательства каждой из различных точек зрения, представленных в источнике информации;

упражнения на выявление ошибок в доказательстве;

аргументация собственных выводов учащихся на основе информации, предложенной учителем.

Тема 2. Опровержение.

Критика и опровержение. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

Вопросы на дискредитацию позиции. База вопроса. Корректные и некорректные вопросы. Вопрос как средство выявления проблемы.

Практическая деятельность учащихся:

упражнения на прямое опровержение тезиса, критику аргументов и демонстрации;

упражнения на формулировку и анализ вопросов.

Тема 3. Дискуссия.

Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии.

Практические способы и приемы ведения публичной дискуссии. Софизмы и уловки. Возможные источники заблуждений в практической аргументации. Формальные и неформальные ошибки.

Практическая деятельность учащихся:

упражнения на применение приемов ведения дискуссии;

упражнения на поиск формальных и неформальных ошибок.

Тема 4. Формализованная дискуссия.

Практическая деятельность учащихся:

подготовка позиций и участие в \ оценка формализованной дискуссии.

Модуль «Анализ ресурсов» (5ч)

Тема 1. Ресурсы как система. Системный анализ. Подсистема. «Надсистема». Антисистема. Элементы системы. Материальные и нематериальные компоненты системы (ресурсы).

Практическая деятельность учащихся:

работа в группах по применению системного анализа для улучшения качества ресурсов.

Тема 2. Разработка нового ресурса. Изучение потребностей и поиск идеи. Традиционные способы возникновения новых идей. МПиО (метод проб и ошибок). Комбинирование и перебор вариантов. Метод применения всего увиденного.

Практическая деятельность учащихся:

применение различных методов для разработки нового ресурса.

Тема 3. Способы устранения психологических барьеров и генерации новых идей. Мозговой штурм. Метод фокальных объектов. Метод взаимного обмена. Принцип «обратить вред в пользу». Оператор РВС (размер-время-стоимость).

Практическая деятельность учащихся:

применение нетрадиционных способов создания идей новых проектов.

Тема 4. Методы выбора наилучшего решения. Сетка (таблица) принятия решения. Экспертная оценка. Простое, рейтинговое и мягкое голосование.

Практическая деятельность учащихся

работа в группе по выбору наилучшего варианта темы и результата проекта.

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (2ч)

Тема 1. Специфические особенности интервью как опросного метода. Классификация видов интервью, возможности их применения. Эффект интервьюера и способы его смягчения. Обстановка проведения интервью. Специальные приемы в процедурах ведения интервью в ситуациях потери контакта, непонимания цели вопроса, нежелания отвечать, противоречивости в ответах респондентов.

Практическая деятельность учащихся:

Работа в группе:

-        выделение качеств, необходимых интервьюеру;

-        проведение пробных интервью по вопросам, предложенным учителем.

Модуль «Моделирование объектов и процессов»  (6ч)

Тема 1. Модели объектов и процессов. Различные виды моделей. Этапы моделирования.

Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе. Модель объекта, модель процесса. Большое значение моделирования для изучения окружающего мира. Различные виды моделей: словесные, графические, математические. Компьютерное моделирование. Этапы моделирования: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования.

Практическая деятельность учащихся:

анализ желаемых ситуаций, смоделированных в рамках текущих проектов учащихся;

рефлексия деятельности учащихся по моделированию идеальной ситуации в рамках своих проектов;

тренинг: «перевод» модели в различные виды.

Тема 2. Моделирование в среде графического редактора. Моделирование геометрических операций и фигур (паркет, мозаика).

Разнообразие графических моделей (карта местности, рисунок механического устройства, графическое изображение какого-либо процесса, например, знак «Остановка запрещена»). Моделирование мозаики с помощью графического редактора Paint, компьютерное конструирование типовых мозаичных форм. Создание геометрических композиций из типовых мозаичных форм.

Практическая деятельность учащихся:

тренинг: моделирование паркета.

Тема 3. Моделирование в среде текстового процессора MS Word. Словесные модели.

Словесные модели – описание объекта или процесса на обычном языке. Примеры словесных моделей: письма, информация в учебниках, алгоритм действий. Инструменты для создания словесной модели: ручка и бумага, текстовый процессор и компьютер. Инструментарий текстового процессора позволяет представить словесную модель в удобной для восприятия форме.

Практическая деятельность учащихся:

тренинг: разработка и апробация инструкции.

Тема 4. Моделирование в среде электронной таблицы MS Excel. Моделирование ситуаций. Моделирование биологических процессов. Моделирование экологических систем.

Электронная таблица Excel – мощное средство для моделирования объектов и процессов. Освоение моделирования с помощью электронной таблицы на различных примерах.

Практическая деятельность учащихся:

моделирование ситуаций: расчет количества рулонов обоев для оклейки помещения, расчет стоимости покупаемых в магазине товаров по оптовым и розничным ценам;

моделирование биологических процессов: расчет биоритмов;

моделирование экологических систем: изменение численности биологического вида в зависимости от рождаемости и смертности.

Модуль «Функциональная стилистика и коммуникация» (4ч)

Тема 1. Деловой стиль.

Понятие делового стиля. Задачи, зона применения. Разновидности и жанры делового стиля; связь стилевой нормы с ситуацией и задачами общения. Композиционные и лексические особенности делового текста. Критерии «хорошего текста» в рамках деловой коммуникации.

Практическая деятельность учащихся:

анализируют тексты делового стиля, выясняют функциональную значимость норм делового стиля в рамках деловой игры «Бюрократ»;

создают тексты делового стиля в наиболее распространенных жанрах (деловое письмо, заявление, объяснительная, запрос и т.д.).

Тема 2. Эпистолярный жанр в различных функциональных стилях.

Жанр письма в различных функциональных стилях. История эпистолярного жанра (краткий экскурс). Личное письмо. Деловое письмо. «Открытое письмо». Особенности отбора и оформления информации в эпистолярном жанре. Речевые формулы и нормы этикета в эпистолярном жанре.

Практическая деятельность учащихся:

анализируют образцы и создают тексты в эпистолярном жанре.

Модуль «Ведение дискуссии» (3ч)

Тема 1. Активное слушание. Опровержение аргументации.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе.

индивидуальная работа при подготовке выступления;

индивидуальная работа при опровержении аргументации высказавшегося;

групповое обсуждение результатов работы.

Тема 2. Вопросы. Виды вопросов. Тренинг умения задавать вопросы.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по отработке навыков задания вопроса;

участие в игре, развивающей умение корректно задать вопрос и использовать ответ оппонента в речи.

Тема 3. Коммуникативная игра.

Практическая деятельность учащихся:

участие в коммуникативной игре;

групповое обсуждение результатов игры.

Модуль «Публичное выступление» (5ч)

Тема 1. Подготовительный этап.

Определение целей и задач выступления. Разновидности устного выступления. Индивидуальное и групповое выступление. Анализ поведения говорящего, выступающего. Определение собственных проблем и затруднений в подготовке и проведении публичного выступления.

Практическая деятельность учащихся:

саморефлексия, наблюдение за поведением говорящих и слушающих.

Тема 2. Работа с текстом. Работа с вопросами. Импровизированная речь.

Убеждающая, побудительная, опровергающая, презентационная речь. Композиция выступления; различные этапы выступления, их задачи. Работа с информацией; отбор материала для эффективного выступления. Учет времени выступления. Различные стратегии текстопорождения. Выбор стиля речи. Риторические приемы, фигуры речи. Эстетическая и прагматическая сторона выступления.

Вопросы и их разновидности. Приемы активного слушания. Грамотное построение и оформление вопросов. Поведение выступающего при вопросах. «Расшифровка» коммуникативных посланий при вопросах. Принятие решений в условиях ограниченного времени. Правило честности и различные стратегии построения ответов. Речевые формулы при ведении диалога.

Подготовка к импровизированному выступлению. Особенности композиции импровизационной речи. Правило контекста. Приемы, повышающие эффективность импровизированного выступления. Анализ удачных примеров (образцов) импровизированных выступлений.

Практическая деятельность учащихся:

анализ текста, подготовка сообщений по теме, отбор материала к выступлению, создание чернового варианта текста выступления, групповая работа на тренинге.

работа на тренинге «Вопросы», выполнение стилистических упражнений, наблюдение и анализ коммуникативного акта при диалоге с вопросами-ответами.

импровизационная речь.

Тема 3. Невербальные средства выражения. Язык тела.

Значение невербальных средств коммуникации для ее эффективности. Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Этикет публичного выступления. Имидж выступающего. Правило «первого впечатления». Анализ невербальных сигналов говорящих и слушающих во время выступления. Приемы повышения эффективности выступления через средства невербальной коммуникации. Сочетание вербальной и невербальной информации. Построение собственного стиля выступления.

Практическая деятельность учащихся:

наблюдение, подготовка сообщений, работа на коммуникативном тренинге, создание импровизированного текста.

Тема 4. Групповое выступление: роли, композиция.

Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг). Правило «распределенной ответственности». Принципы достаточности и оптимальности в групповом выступлении.

Практическая деятельность учащихся:

работа в групповом тренинге, подготовка и презентация группового выступления.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 КЛАСС 34 ч.

№/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Модуль «Основы логики: аргументация" (8ч)

Доказательство

2

1

1

Опровержение

2

1

1

Дискуссия

2

1

1

Формализованная дискуссия (практикум)

2

2

Модуль «Анализ ресурсов» (5ч)

Системный анализ

1

1

Разработка нового ресурса

2

2

Способы генерации новых идей

1

1

Выбор наилучшего решения

1

1

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (2ч)

Интервью

2

1

1

Модуль «Моделирование объектов и процессов»  (6ч)

Модели объектов и процессов. Различные виды моделей. Этапы моделирования

1

1

Моделирование в среде графического редактора.

1

1

Моделирование в среде текстового процессора MS Word. Словесные модели

2

2

Моделирование в среде электронной таблицы MS Excel.

2

2

Модуль «Функциональная стилистика и коммуникация» (4ч)

Деловой стиль

2

1

1

Эпистолярный жанр в различных функциональных стилях

2

1

1

Модуль «Ведение дискуссии» (3ч)

Активное слушание. Опровержение аргументации

1

1

Вопросы. Виды вопросов. Тренинг умения задавать вопросы

1

1

Коммуникативная игра

1

1

Модуль «Публичное выступление» (6ч)

Подготовительный этап

1

1

Работа с текстом. Работа с вопросами. Импровизированная речь

2

1

1

Невербальные средства выражения. Язык тела

1

1

Зачет

2

1

Итого

34 ч.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Литература для учителя:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2013.

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
  2. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). - Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск З // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга»., 2003.
  3. Масленникова АВ. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» .//Практика административной работы в школе. — 2002,№ 1.
  4. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996.
  5. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников — 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. / Ответственный редактор Л.Е. Курнешова.—.М.: Центр «Школьная книга», 2002.

Литература для учащихся:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.
  2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8—11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Логика: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, шк. и классов с углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, МИ. Панов и др. — М.: дрофа, 1995.
  4. Никольская И.Л., Семенов Е.Е.. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. Для учащихся 6-10 классов. - М.: Просвещение,1989.

Технические средства:

Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран

Персональные компьютеры для учащихся


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

№/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Модуль «От проблемы к цели» (6ч)

1

Постановка проблемы

2

«Зеркало прогрессивных преобразований»

3

Планирование деятельности

4

Практическая работа

5

Ресурсы

6

      Практическая работа

Модуль «Работа с каталогами» (2ч)

7

Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру

8

Практическая работа

Модуль «Работа со справочной литературой» (6ч)

9

Способы размещения информации в справочной литературе

10

Практическая работа

11

Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун. Оформление ссылок

12

Практическая работа

13

Практическая работа

14

Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой

Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8ч)

15

Наблюдение как способ сбора первичной информации

16

Практическая работа

17

Практическая работа

18

Эксперимент и его особенности

19

Практическая работа

20

Практическая работа

21

Выбор способа деятельности в решении исследовательской задачи

22

Практическая работа

Модуль «Способы первичной обработки информации» (4ч)

23

Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»). Организация информации с помощью денотатного графа

24

Практическая работа

25

Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и расширения понятий»). Коллажирование как способ обработки первичной информации

26

Практическая работа

Модуль «Как работать вместе» (4ч)

27

Что такое команда?

28

«Кто со мной?»

29

«За» и «против»

30

Как работать вместе

Модуль «Основы риторики и публичное выступление» (5ч)

31

Что такое быть оратором?

32

Рождение текста

33

Практическая работа

34

Групповое выступление

35

Итоговое занятие

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

№/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Модуль «Основы логики: проведение анализа» (4ч)

1

Понятие. Деление понятий.

2

Практическая работа

3

Суждение

4

Практическая работа

Модуль «Сам себе эксперт» (4ч)

5

Оценка

6

Эталоны и оценочные шкалы

7

Практическая работа

8

Практическая работа

Модуль «Работа с каталогами» (3ч)

9

Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру

10

Практическая работа

11

Поиск информации в карточном и электронном каталоге

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (2ч)

12

Характеристика опросных методов Наблюдение как способ сбора первичной информации

13

Практическая работа

Модуль «использования ресурсов сети Интернет» (3ч)

14

Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»). Организация информации с помощью денотатного графа

15

Практическая работа

16

Практическая работа

Модуль «Функциональная  стилистика и коммуникация» (6ч)

17

Коммуникация как процесс. Элементы и «действующие лица» коммуникации

18

Задачи общения и предмет функциональной стилистики

19

Разговорный стиль

20

Практическая работа

21

Научный и научно-популярный стиль

22

Практическая работа

Модуль «Как работать в команде» (3ч)

23

Что такое команда?

24

Роли участников группового взаимодействия

25

Практическая работа

Модуль «Основы риторики и публичное выступление» (7ч)

26

ЧТО и КАК мы говорим

27

Практическая работа

28

«Украшения» для речи

29

Практическая работа

30

Работа с вопросами

31

Практическая работа

32

Групповое выступление

Модуль «»Презентация продукта (3ч)

33

Презентация как вид деловой коммуникации

34

Типы презентации

35

Итоговое занятие

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

№/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Модуль «От проблемы к цели» (4 ч)

1

Анализ ситуации. Постановка проблемы

2

Цель и результат

3

Планирование деятельности. Оценка рисков

4

Анализ ресурсов

Модуль «Основы логики: проведение анализа»(2ч)

5

Умозаключение

6

Практика проведения анализа

Модуль «Сам себе эксперт» (2ч)

7

Критерии оценки

8

Эксперт. Экспертиза. Самооценка

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью»(2ч)

9

Вопрос как инструмент

10

Анкетный опрос

Модуль «Функциональная стилистика и коммуникация» (2ч)

11

Публицистический стиль

12

Художественный стиль

Модуль «Как работать в команде» (1ч)

13

Виды взаимодействия в группе. Искусство разрешения конфликта

14

Модуль «Презентация продукта» (3ч)

15

Подготовка презентации

16

Практическая работа

17

Использование программного продукта Power Point в подготовке и во время презентации. Итоговое занятие

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

№/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Модуль «Основы логики: аргументация" (8ч)

1

Доказательство

2

Практическая работа

3

Опровержение

4

Практическая работа

5

Дискуссия

6

Практическая работа

7,8

Формализованная дискуссия (практикум)

Модуль «Анализ ресурсов» (5ч)

9

Системный анализ

10

Разработка нового ресурса

11

Практическая работа

12

Способы генерации новых идей

13

Выбор наилучшего решения

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (2ч)

14

Интервью

15

Практическая работа

Модуль «Моделирование объектов и процессов»  (6ч)

16

Модели объектов и процессов. Различные виды моделей. Этапы моделирования

17

Моделирование в среде графического редактора.

18

Моделирование в среде текстового процессора MS Word. Словесные модели

19

Практическая работа

20

Моделирование в среде электронной таблицы MS Excel.

21

Практическая работа

Модуль «Функциональная стилистика и коммуникация» (4ч)

22

Деловой стиль

23

Практическая работа

24

Эпистолярный жанр в различных функциональных стилях

25

Практическая работа

Модуль «Ведение дискуссии» (3ч)

26

Активное слушание. Опровержение аргументации

27

Вопросы. Виды вопросов. Тренинг умения задавать вопросы

28

Коммуникативная игра

Модуль «Публичное выступление» (5ч)

29

Подготовительный этап

30

Работа с текстом. Работа с вопросами. Импровизированная речь

31

Невербальные средства выражения. Язык тела

32,33

Зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности школьников»

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Учебно-исследовательский проект в 5 «б» классе «Сбереги подснежник!»

Экологический учебно-исследовательский проект  в 5 «б» классе коррекционной школы «Сбереги подснежник!»...

Программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности"- 5 класс

Рабочая программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной   деятельности" для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ”

Данная Программа  учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ  культуры исследовательской и проектной...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...

Особенности индивидуального подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием - подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении ученик...