Программа кружка "Волшебная петелька"
материал (7, 8, 9 класс)

Хонгорова Цыцыгма Дугаровна

Истоки способностей и даро-

вания детей – на кончиках их

                                                                                                           пальцев...

                                                                                                                     В.А.Сухомлинский

    Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

    Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

    Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.

    Данная программа рассчитана для обучения детей с ограниченными возможностями 12-16 лет. Система занятий рассчитана на один учебный год (34 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnaya_petelka.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ  БУРЯТИЯ

ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

СОГЛАСОВАНО                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по ВР                                                                                       Директор школы

____________________                                                                                                 ___________________

И.Ж.Дугарова                                                                                             Д.А. Апханова

Программа работы кружка

«ВОЛШЕБНАЯ ПЕТЕЛЬКА»

на 2015-2016 уч. год

34 часа

Руководитель кружка: Хонгорова Ц.Д.

с. Можайка, 2015г.

                                               

ВВЕДЕНИЕ

Истоки способностей и даро-

вания детей – на кончиках их

                                                                                                           пальцев...

        В.А.Сухомлинский

    Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

    Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

    Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.

    Данная программа рассчитана для обучения детей с ограниченными возможностями 12-16 лет. Система занятий рассчитана на один учебный год (34 часа).

    Цель занятий – формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

    Задачи:

   Обучающие:

- развивать стремление к углублению знаний;

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

- развивать индивидуальные способности обучающихся.

 

  Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду;

- формировать чувство коллективизма, гражданственности;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь,     добросовестность, честность;

   Познавательные:

- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.

   

   Развивающие:

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

- формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

- создавать условия  для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

   Эстетические:

- воспитывать аккуратность, культуру поведения;

- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

    В предлагаемой программе по вязанию необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по математике (расчет, убавление, прибавление петель), черчению (построение чертежей, выкроек), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков.

    Для детей с ограниченными возможностями от 12 до 16 лет важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. Реальный результат в виде готовых изделий говорит о приобретенных навыках и умениях, а также имеет огромное воспитательное значение.

Дидактические и методические материалы

Для обучающихся в кабинете оформлены:

- стенды с моделями одежды;

- образцы практических работ;

- книги, журналы.

    Учащиеся должны знать:

1. Начальные сведения о свойствах пряжи, спицах и крючках.

2. Иметь представление о пропорции.

3. Начальные сведения о цветовом сочетании.

4. Различать понятия: «раппорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур»,

«цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столби без накида».

5. Иметь представление о народных традициях разных стран.

   

    Учащиеся должны уметь:

1. Приобрести навыки работы со спицами и крючком.

2. Пользоваться схематичным описанием рисунка.

3. Изготавливать сувенирные изделия.

4. Работать по шаблону.

5. Вывязывать узоры на основе лицевых и изнаночных петель.

6. Прибавлять и убавлять петли.

7. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

8. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

Тематический план на 2015-2016 учебный год

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

I

Вводное занятие

1

1

 -

II

Материаловедение

1

1

-

III

Декоративное вязание крючком

1. Основные приемы вязания крючком

3

1

2

2. Вязание по кругу (кошелек)

3

0,5

2,5

3. Прибавление и убавление петель:

- лягушка

- карандашница

3

3

0,5

0,5

2,5

2,5

4. Вязание полотна квадратной формы:

- прихватка

2

0,5

1,5

5. Вязание по схемам:

- салфетка

2

0,5

1,5

IV

Итоговое занятие за I полугодие

-

V

Декоративное вязание на спицах

1. Виды петель и их образование

2

1

1

2. Вязание по схемам

3

1

2

3. Расчет петель:

- повязка на голову

- кукла

- косметичка

3

3

3

0,5

0,5

0,5

2,5

2,5

2,5

4. Прибавление и убавление петель:

- прихватка

2

0,5

1,5

VI

Итоговое занятие за II полугодие

-

                                                   

ИТОГО:

34

9,5

24,5

                                       

I.      Занятие  1.  Вводное занятие. 

       Цели и задачи обучения. Информация по организации работы кружка, рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Мероприятия по сплочению коллектива: а) заполнение анкеты «Расскажи о себе», б) Проведение теста «Внимательна ли ты?», в) Игры на знакомство.

Введение в курс: а) виды декоративно-прикладного искусства, б) история вязания.

II.   Занятие  2.  Материаловедение. 

      Общие сведения о нитках. Классификация ниток. Сведения о свойствах ниток. Сведения о стирке изделий

      Практические работы: Определение вида пряжи. Определение свойств  пряжи.

 III. Занятие  3. Декоративное вязание крючком. Основные приемы вязания крючком. 

      Общие сведения о вязании крючком. Сведения о крючке.

      Практические работы: Вязание цепочки из воздушных петель. Вязание полустолбика.  Вязание полустолбика без накида

     Занятие  4.  Основные приемы вязания крючком (продолжение). 

Сведения о применяемых нитках. Сведение о крючке (продолжение). Инструктаж  по технике безопасности.

     Занятие  5.  Основные приемы вязания крючком (продолжение).

Полезные советы. Вязание столбика с накидом.

      Практические работы: Вязание пышных столбиков. Самостоятельная работа над изделием.

      Занятие  6.  Вязания по кругу. Сведения о кошельке. Физкультминутка.

      Практические работы: Совет педагога. Вязание по кругу. Проутюжка деталей.

      Занятия  7.  Вязания по кругу (продолжение). Сведения о кошельке (продолжение)

      Практические работы: Оформление отделочными деталями.

      Занятия  8.  Вязания по кругу (продолжение). Сведения о кошельке (продолжение).  Замки-«молнии», специальные застежки.

      Практические работы: Совет педагога. Выполнение практической работы по изготовлению кошелька.

      Занятия  9.  Прибавление и убавление петель. Изготовление игрушки «Лягушка». Историческая справка о развитии игрушечного производства в России. Троице-Сергиевский музей игрушки. Бабенская игрушка. Петровская глиняная игрушка.  Богородская игрушка. Введение в практическую часть.

      Практические работы:  Вязание деталей головы-туловища. Сборка головы-туловища. Вязание ушек. Зарисовка деталей игрушки. Совет педагога.

      Занятия  10--11.  Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление игрушки «Лягушка». Сведения о современных игрушках: соответствие возрасту, цвет, форма, материал, эстетический вид изделия, безопасность, цена, современность.

     Практические работы:  Вязание лапок. Вязание пальцев. Сборка деталей лапок и пальцев. Вязание глаз. Окончательная сборка игрушки.

       Занятия  12.  Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление карандашницы 1. Сведения об истории сувенира и его назначение.

      Практические работы:  Введение в практическую часть. Вязание донышка. Вязание туловища. Вязание лапок.

      Занятия  13.  Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление карандашницы 2. Инструктаж по технике безопасности.

      Практические работы:  Вязание накладки на мордочку. Вязание язычка. Вязание носа. Зарисовка деталей игрушки.

      Занятия  14.  Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление карандашницы 3. Лекция о личном и общезначимом сувенире.

      Практические работы:  Изготовление ушей и хвоста. Соединение деталей изделия. Оформление мордочки. Пришивание лапок. Пришивание ушей и хвоста. Зарисовка деталей игрушки.

      Занятия  15.   Вязание полотна квадратной формы. Изготовление прихватки. Вступительное слово педагога. Кухня. Формы прихваток. Материал.

      Практические работы:  Вязание прихватки. Симметрия. Размеры прихватки. Зарисовка прихватки.

      Занятия  16.   Вязание полотна квадратной формы (продолжение темы). Изготовление прихватки. Вступительное слово педагога. Инструктаж по технике безопасности.

      Практические работы:  Продолжение работы над изделием. Изготовление петли. Отпаривание изделия.

      Занятия  17.   Вязание по схемам. Изготовление салфетки.  Условные знаки. Словесные пошаговые указания. Схематическое изображение. Раппорт. Инструктаж по технике безопасности.

      Практические работы:  Работа по схеме.

      Занятия  18.   Вязание по схемам. Изготовление салфетки (продолжение изучения темы). Инструктаж по технике безопасности. Сообщение учителя из истории возникновения салфетки.

      Практические работы:  Продолжение вязания салфетки по схеме. Накрахмаливание салфетки. Растягивание салфетки.

      IV.  Занятия  19.   Декоративное вязание на спицах. Виды петель и их образование.

Вступительное слово педагога. Сообщение о спицах. Сообщение о применяемых материалах. Инструктаж по технике безопасности.

      Практические работы:  Набор петель начального ряда. Начало вязания. Вязание лицевых петель.

      Занятия  20.   Виды петель и их образование (продолжение изучения темы) Сообщение о спицах (продолжение). Сообщение о применяемых материалах. Инструктаж по технике безопасности. Информация о правилах вязания.

      Практические работы:  Вязание изнаночных петель. Закрепление последнего ряда. Оформить образцы в альбом.

      Занятие  21.   Вязание по схемам. Вступительное слово педагога. Схемы. Узоры. Раппорт.

      Практические работы:  Платочная вязка. Чулочная вязка. Нарисовать схемы.

      Занятие  22.   Вязание по схемам (продолжение изучения темы). Сообщение о возникающих затруднениях при вязании (медленный темп работы, спущенные петли, растянутые края,  изнаночные петли слишком большие). Узор «резинка», «путанка»

      Практические работы:  Вязание «резинки 1х1». Вязание узора «путанка».

      Занятие  23.   Вязание по схемам (продолжение изучения темы) Сообщение о возникающих затруднениях при вязании (неровное полотно, боль и другие ощущения при вязании).  Сведения о накидах и ажурном вязании. Узор «горизонтальные полосы». Узор «ажурная дорожка» . Сведения об узорах с вытянутыми петлями. Узор «плетенка». Узор «бантики».

      Практические работы:  Вязание узора «горизонтальные полосы». Вязание узора «ажурная дорожка». Вязание узора «плетенка». Вязание узора «бантики».Оформить образцы в альбом.

      Занятия  24.   Расчет петель. Изготовление повязки на голову. Вступительное слово педагога. Плотность по горизонтали. Плотность по вертикали. Сведения о повязках наголову.

     Практические работы:  Расчет петель. Чулочная вязка.

      Занятия  25-26.   Расчет петель. Изготовление повязки на голову (продолжение темы). Плотность вязания по вертикали и по горизонтали.

     Практические работы:  Самостоятельная работа над изделием. Заключительный этап работы.

      Занятия  27.  Цветоведение. Изготовление куклы. Вступительное слово педагога. Основные цвета. Нейтральные цвета. Теплые и холодные оттенки.

      Практические работы:  Применить одну нить. Использовать в работе 2 клубка.

      Занятия  28-29.  Цветоведение. Изготовление куклы (продолжение темы)  Сообщение учителя о цвете в вязаных изделиях. Советы по работе с несколькими клубками пряжи.

      Практические работы:  Сборка изделия. Оформление лица. Оформление головы.

      Занятия  32.   Расчет петель. Изготовление косметички 1. Сообщение учителя о косметичках. Беседа о качестве работы над изделием. Спущенные петли.

      Практические работы:  Выбор рисунка. Расчет петель. Начало вязания.

      Занятия  51-54.   Расчет петель (продолжение темы) Изготовление косметички 2.

Вступительное слово педагога. Беседа о качестве работы над изделием. Способы устранения ошибок.

      Практические работы:  Продолжение работы. Заключительный этап работы над вязаным полотном.

      Занятия  55-58.    Расчет петель (продолжение темы) Изготовление косметички 3.

Вступительное слово педагога. Подготовка к работе. Сведения о соединительных швах. Сведения об украшениях на изделии.  Бисер. Бусины.

      Практические работы:  Декоративная отделка изделия. Соединение боковых швов изделия. Вшивание замка-«молнии». Подбор ниток.

      Занятия  59-60.  Прибавление и убавление петель. Изготовление прихватки 1.

Вступительное слово педагога.  Объяснение новой темы. Выбор фасонирования. Новые петли. Подготовка к работе.

      Практические работы:  Чулочная вязка. Накид. Прибавление петель.

      Занятия  61-62.  Прибавление и убавление петель (продолжение темы). Изготовление прихватки 2. Способы убавления петель. Расчет фасонных линий. Вязание различных геометрических фигур. Треугольники.

      Занятия  63-64.  Прибавление и убавление петель (продолжение темы). Изготовление прихватки 3. Вязание различных геометрических фигур.  Ромбы.

      Практические работы:  Работа над вязаной заготовкой. Изготовление отделочных деталей. Изготовление цветка. Изготовление листика. Присоединение к вязаной заготовке.

      Занятия  65-66.  Прибавление и убавление петель (продолжение темы). Изготовление прихватки 4. Квадраты. Многоугольники. Круги.

      Практические работы: Вязание квадрата, многоугольника, круга.

      Занятие  67-68. ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ  ЗА  II полугодие.  Посещение выставки. Итоги деятельности (Тестирование). Анализ деятельности каждого обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Внешкольник» Журнал для педагогов дополнительного образования.

2. «Дополнительное образование» Журнал для педагогов дополнительного обра-зования.

3. Забылин,М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. -М.: Изд-во ЭКСМО,2004. -608 с.: ил.

4.  Ильина, Т.В. Игрушка – не игрушка. –Л.-М.: Искусство, 2000.-72 с.

5. Стэнли, М.В. Школа вязания. –М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 384 с.

6. Челнокова, В. Книга для маленьких принцесс. Современная энциклопедия для юных леди. – Р/н Д: Изд. Дом «Владис». –М.: Изд.дом «Рипол Классик», 2004. -544с.

7. Фомичева, Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1999.-93 с.

8. Шабанов, Н.В. и др. Организация службы охраны труда в системе муни-ципальных образовательных учреждений. – Волгоград, 2000. – 263 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Петелька к петельке"

Умение многое делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких - залог уверенности в себе. Закрепить эту уверенность поможет кружок "Петелька к петельке"....

Программа: "Волшебные петельки"

Вязание крючкомСрок 2 года...

Дополнительная образовательная программа "Веселые петельки"

Программа «Веселые петельки» является модифицированной программой дополнительного образования детей среднего школьного возраста. Программа основывается на использовании техники вязания крючком ка...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь.  Вязаная с...

Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразу...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...