Программа кружка "Волшебная петелька"
материал (7, 8, 9 класс)
Истоки способностей и даро-
вания детей – на кончиках их
пальцев...
В.А.Сухомлинский
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.
Данная программа рассчитана для обучения детей с ограниченными возможностями 12-16 лет. Система занятий рассчитана на один учебный год (34 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по ВР Директор школы
____________________ ___________________
И.Ж.Дугарова Д.А. Апханова
Программа работы кружка
«ВОЛШЕБНАЯ ПЕТЕЛЬКА»
на 2015-2016 уч. год
34 часа
Руководитель кружка: Хонгорова Ц.Д.
с. Можайка, 2015г.
ВВЕДЕНИЕ
Истоки способностей и даро-
вания детей – на кончиках их
пальцев...
В.А.Сухомлинский
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.
Данная программа рассчитана для обучения детей с ограниченными возможностями 12-16 лет. Система занятий рассчитана на один учебный год (34 часа).
Цель занятий – формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
- развивать индивидуальные способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, гражданственности;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность;
Познавательные:
- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
- формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.
Эстетические:
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
В предлагаемой программе по вязанию необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по математике (расчет, убавление, прибавление петель), черчению (построение чертежей, выкроек), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков.
Для детей с ограниченными возможностями от 12 до 16 лет важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. Реальный результат в виде готовых изделий говорит о приобретенных навыках и умениях, а также имеет огромное воспитательное значение.
Дидактические и методические материалы
Для обучающихся в кабинете оформлены:
- стенды с моделями одежды;
- образцы практических работ;
- книги, журналы.
Учащиеся должны знать:
1. Начальные сведения о свойствах пряжи, спицах и крючках.
2. Иметь представление о пропорции.
3. Начальные сведения о цветовом сочетании.
4. Различать понятия: «раппорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур»,
«цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столби без накида».
5. Иметь представление о народных традициях разных стран.
Учащиеся должны уметь:
1. Приобрести навыки работы со спицами и крючком.
2. Пользоваться схематичным описанием рисунка.
3. Изготавливать сувенирные изделия.
4. Работать по шаблону.
5. Вывязывать узоры на основе лицевых и изнаночных петель.
6. Прибавлять и убавлять петли.
7. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
8. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Тематический план на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
II | Материаловедение | 1 | 1 | - |
III | Декоративное вязание крючком | |||
1. Основные приемы вязания крючком | 3 | 1 | 2 | |
2. Вязание по кругу (кошелек) | 3 | 0,5 | 2,5 | |
3. Прибавление и убавление петель: - лягушка - карандашница | 3 3 | 0,5 0,5 | 2,5 2,5 | |
4. Вязание полотна квадратной формы: - прихватка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5. Вязание по схемам: - салфетка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
IV | Итоговое занятие за I полугодие | - | ||
V | Декоративное вязание на спицах | |||
1. Виды петель и их образование | 2 | 1 | 1 | |
2. Вязание по схемам | 3 | 1 | 2 | |
3. Расчет петель: - повязка на голову - кукла - косметичка | 3 3 3 | 0,5 0,5 0,5 | 2,5 2,5 2,5 | |
4. Прибавление и убавление петель: - прихватка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
VI | Итоговое занятие за II полугодие | - | ||
ИТОГО: | 34 | 9,5 | 24,5 |
I. Занятие 1. Вводное занятие.
Цели и задачи обучения. Информация по организации работы кружка, рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Мероприятия по сплочению коллектива: а) заполнение анкеты «Расскажи о себе», б) Проведение теста «Внимательна ли ты?», в) Игры на знакомство.
Введение в курс: а) виды декоративно-прикладного искусства, б) история вязания.
II. Занятие 2. Материаловедение.
Общие сведения о нитках. Классификация ниток. Сведения о свойствах ниток. Сведения о стирке изделий
Практические работы: Определение вида пряжи. Определение свойств пряжи.
III. Занятие 3. Декоративное вязание крючком. Основные приемы вязания крючком.
Общие сведения о вязании крючком. Сведения о крючке.
Практические работы: Вязание цепочки из воздушных петель. Вязание полустолбика. Вязание полустолбика без накида
Занятие 4. Основные приемы вязания крючком (продолжение).
Сведения о применяемых нитках. Сведение о крючке (продолжение). Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 5. Основные приемы вязания крючком (продолжение).
Полезные советы. Вязание столбика с накидом.
Практические работы: Вязание пышных столбиков. Самостоятельная работа над изделием.
Занятие 6. Вязания по кругу. Сведения о кошельке. Физкультминутка.
Практические работы: Совет педагога. Вязание по кругу. Проутюжка деталей.
Занятия 7. Вязания по кругу (продолжение). Сведения о кошельке (продолжение)
Практические работы: Оформление отделочными деталями.
Занятия 8. Вязания по кругу (продолжение). Сведения о кошельке (продолжение). Замки-«молнии», специальные застежки.
Практические работы: Совет педагога. Выполнение практической работы по изготовлению кошелька.
Занятия 9. Прибавление и убавление петель. Изготовление игрушки «Лягушка». Историческая справка о развитии игрушечного производства в России. Троице-Сергиевский музей игрушки. Бабенская игрушка. Петровская глиняная игрушка. Богородская игрушка. Введение в практическую часть.
Практические работы: Вязание деталей головы-туловища. Сборка головы-туловища. Вязание ушек. Зарисовка деталей игрушки. Совет педагога.
Занятия 10--11. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление игрушки «Лягушка». Сведения о современных игрушках: соответствие возрасту, цвет, форма, материал, эстетический вид изделия, безопасность, цена, современность.
Практические работы: Вязание лапок. Вязание пальцев. Сборка деталей лапок и пальцев. Вязание глаз. Окончательная сборка игрушки.
Занятия 12. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление карандашницы 1. Сведения об истории сувенира и его назначение.
Практические работы: Введение в практическую часть. Вязание донышка. Вязание туловища. Вязание лапок.
Занятия 13. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление карандашницы 2. Инструктаж по технике безопасности.
Практические работы: Вязание накладки на мордочку. Вязание язычка. Вязание носа. Зарисовка деталей игрушки.
Занятия 14. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление карандашницы 3. Лекция о личном и общезначимом сувенире.
Практические работы: Изготовление ушей и хвоста. Соединение деталей изделия. Оформление мордочки. Пришивание лапок. Пришивание ушей и хвоста. Зарисовка деталей игрушки.
Занятия 15. Вязание полотна квадратной формы. Изготовление прихватки. Вступительное слово педагога. Кухня. Формы прихваток. Материал.
Практические работы: Вязание прихватки. Симметрия. Размеры прихватки. Зарисовка прихватки.
Занятия 16. Вязание полотна квадратной формы (продолжение темы). Изготовление прихватки. Вступительное слово педагога. Инструктаж по технике безопасности.
Практические работы: Продолжение работы над изделием. Изготовление петли. Отпаривание изделия.
Занятия 17. Вязание по схемам. Изготовление салфетки. Условные знаки. Словесные пошаговые указания. Схематическое изображение. Раппорт. Инструктаж по технике безопасности.
Практические работы: Работа по схеме.
Занятия 18. Вязание по схемам. Изготовление салфетки (продолжение изучения темы). Инструктаж по технике безопасности. Сообщение учителя из истории возникновения салфетки.
Практические работы: Продолжение вязания салфетки по схеме. Накрахмаливание салфетки. Растягивание салфетки.
IV. Занятия 19. Декоративное вязание на спицах. Виды петель и их образование.
Вступительное слово педагога. Сообщение о спицах. Сообщение о применяемых материалах. Инструктаж по технике безопасности.
Практические работы: Набор петель начального ряда. Начало вязания. Вязание лицевых петель.
Занятия 20. Виды петель и их образование (продолжение изучения темы) Сообщение о спицах (продолжение). Сообщение о применяемых материалах. Инструктаж по технике безопасности. Информация о правилах вязания.
Практические работы: Вязание изнаночных петель. Закрепление последнего ряда. Оформить образцы в альбом.
Занятие 21. Вязание по схемам. Вступительное слово педагога. Схемы. Узоры. Раппорт.
Практические работы: Платочная вязка. Чулочная вязка. Нарисовать схемы.
Занятие 22. Вязание по схемам (продолжение изучения темы). Сообщение о возникающих затруднениях при вязании (медленный темп работы, спущенные петли, растянутые края, изнаночные петли слишком большие). Узор «резинка», «путанка»
Практические работы: Вязание «резинки 1х1». Вязание узора «путанка».
Занятие 23. Вязание по схемам (продолжение изучения темы) Сообщение о возникающих затруднениях при вязании (неровное полотно, боль и другие ощущения при вязании). Сведения о накидах и ажурном вязании. Узор «горизонтальные полосы». Узор «ажурная дорожка» . Сведения об узорах с вытянутыми петлями. Узор «плетенка». Узор «бантики».
Практические работы: Вязание узора «горизонтальные полосы». Вязание узора «ажурная дорожка». Вязание узора «плетенка». Вязание узора «бантики».Оформить образцы в альбом.
Занятия 24. Расчет петель. Изготовление повязки на голову. Вступительное слово педагога. Плотность по горизонтали. Плотность по вертикали. Сведения о повязках наголову.
Практические работы: Расчет петель. Чулочная вязка.
Занятия 25-26. Расчет петель. Изготовление повязки на голову (продолжение темы). Плотность вязания по вертикали и по горизонтали.
Практические работы: Самостоятельная работа над изделием. Заключительный этап работы.
Занятия 27. Цветоведение. Изготовление куклы. Вступительное слово педагога. Основные цвета. Нейтральные цвета. Теплые и холодные оттенки.
Практические работы: Применить одну нить. Использовать в работе 2 клубка.
Занятия 28-29. Цветоведение. Изготовление куклы (продолжение темы) Сообщение учителя о цвете в вязаных изделиях. Советы по работе с несколькими клубками пряжи.
Практические работы: Сборка изделия. Оформление лица. Оформление головы.
Занятия 32. Расчет петель. Изготовление косметички 1. Сообщение учителя о косметичках. Беседа о качестве работы над изделием. Спущенные петли.
Практические работы: Выбор рисунка. Расчет петель. Начало вязания.
Занятия 51-54. Расчет петель (продолжение темы) Изготовление косметички 2.
Вступительное слово педагога. Беседа о качестве работы над изделием. Способы устранения ошибок.
Практические работы: Продолжение работы. Заключительный этап работы над вязаным полотном.
Занятия 55-58. Расчет петель (продолжение темы) Изготовление косметички 3.
Вступительное слово педагога. Подготовка к работе. Сведения о соединительных швах. Сведения об украшениях на изделии. Бисер. Бусины.
Практические работы: Декоративная отделка изделия. Соединение боковых швов изделия. Вшивание замка-«молнии». Подбор ниток.
Занятия 59-60. Прибавление и убавление петель. Изготовление прихватки 1.
Вступительное слово педагога. Объяснение новой темы. Выбор фасонирования. Новые петли. Подготовка к работе.
Практические работы: Чулочная вязка. Накид. Прибавление петель.
Занятия 61-62. Прибавление и убавление петель (продолжение темы). Изготовление прихватки 2. Способы убавления петель. Расчет фасонных линий. Вязание различных геометрических фигур. Треугольники.
Занятия 63-64. Прибавление и убавление петель (продолжение темы). Изготовление прихватки 3. Вязание различных геометрических фигур. Ромбы.
Практические работы: Работа над вязаной заготовкой. Изготовление отделочных деталей. Изготовление цветка. Изготовление листика. Присоединение к вязаной заготовке.
Занятия 65-66. Прибавление и убавление петель (продолжение темы). Изготовление прихватки 4. Квадраты. Многоугольники. Круги.
Практические работы: Вязание квадрата, многоугольника, круга.
Занятие 67-68. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ЗА II полугодие. Посещение выставки. Итоги деятельности (Тестирование). Анализ деятельности каждого обучающегося.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Внешкольник» Журнал для педагогов дополнительного образования.
2. «Дополнительное образование» Журнал для педагогов дополнительного обра-зования.
3. Забылин,М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. -М.: Изд-во ЭКСМО,2004. -608 с.: ил.
4. Ильина, Т.В. Игрушка – не игрушка. –Л.-М.: Искусство, 2000.-72 с.
5. Стэнли, М.В. Школа вязания. –М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 384 с.
6. Челнокова, В. Книга для маленьких принцесс. Современная энциклопедия для юных леди. – Р/н Д: Изд. Дом «Владис». –М.: Изд.дом «Рипол Классик», 2004. -544с.
7. Фомичева, Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1999.-93 с.
8. Шабанов, Н.В. и др. Организация службы охраны труда в системе муни-ципальных образовательных учреждений. – Волгоград, 2000. – 263 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-43758-1481527926.jpg)
Программа кружка "Петелька к петельке"
Умение многое делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких - залог уверенности в себе. Закрепить эту уверенность поможет кружок "Петелька к петельке"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126220-1350454033.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Веселые петельки"
Программа «Веселые петельки» является модифицированной программой дополнительного образования детей среднего школьного возраста. Программа основывается на использовании техники вязания крючком ка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-553884-1421166813.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения
Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь. Вязаная с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-553884-1421166813.jpg)
Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»
Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразу...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999353-1516548571.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999353-1516548571.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...