Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности «Гончарное дело»
учебно-методический материал по технологии
Программа разработана для детей 7-11 лет с ограниченными возможностями здоровья, рассчитана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 43.7 КБ |
12-15_let_goncharnoe_delo-1.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное автономное
общеобразовательное учреждение
«Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Принята на заседании педагогического совета от «29» августа 2016г. Протокол №4 | Утверждаю: Директор ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _______________ Г.В.Алпатова Приказ от «29» августа 2016г. №180-ОД |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Гончарное дело»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Попова Анна Викторовна, педагог
дополнительного образования
г. Котовск, 2016.
Пояснительная записка
В современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Программа кружка имеет художественно-эстетическуюнаправленность.
Направленность программы
Содержание дополнительной образовательной программы «Гончарное дело» направлено на формирование у обучающих:
- знаний, умений и навыков в работе с глиной;
- интереса к истории гончарного ремесла, к разнообразию стилей и техник гончарного мастерства;
- художественного вкуса, эстетического восприятия, умения анализировать и оценивать работы;
- умения работать в коллективе сверстников.
Дополнительная образовательная программа также помогает в развитии у обучающихся наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» дополнительная образовательная программа по гончарному делу реализуется впервые.
Гончарное мастерство является частью национального культурного наследия, поэтому занятия в гончарной мастерской помогают приобщать обучающихся к традиционной культуре, заинтересовать их старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами.
Программа является особенно актуальной дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как способствует их общему развитию, формированию положительного эмоционального фона, оказывает определенное арттерапевтическое воздействие. Основы технологии гончарного мастерства доступны для детей с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью. Освоившие базовые умения и навыки обучающиеся могут продолжить обучение более сложным способам изготовления и оформления глиняных изделий.
Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творчестве. Обучение основным приёмам и навыкам работы с глиной. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование представлений о народных промыслах;
- овладение основами, умениями работы из целого куска глины,создание образов из отдельных частей;
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины;
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов;
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе;
- соблюдение правил техники безопасности;
- стремление к поиску, самостоятельности;
- понимание необходимости качественного выполнения образа;
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре;
- коммуникативная компетентность, учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;
- культурно-социальная компетентность, приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительнойобразовательной программы от уже существующих
Обучающиеся впервые осваивают технологию работы с глиной как вручную, так и на гончарном круге. Технология охватывает весь процесс изготовления глиняных изделий от подготовительных работ до обжига и росписи.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей с умственной отсталостьюв возрасте от 7 до 11 лет. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей и диагноза ребенка.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 4 года.
Образовательный процесс длится с сентября по май и составляет 34 учебные недели. Наполняемость группы – 8 - 10 человек.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся еженедельно, 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия 40 минут. Заниматься по программе могут дети с 1-го по 4 класс.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.
При обучении используются следующие методы:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный. Творческий поиск вариантов выполнения изделия осуществляется дифференцированным подходом в обучении. Ведущим принципом работы с детьми является: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Прогнозируемые результаты программы и реализация четырехлетней
программы «Гончарное дело» предполагает накопление воспитанниками определенныхтеоретических знаний, практических умений и навыков в выполнении творческих заданий. Врезультате освоения программы происходит развитие художественных навыков,общекультурных и специальных знаний, умений, расширение опыта творческой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательныхрезультатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования,отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе творческойдеятельности.
Метапредметные результаты:
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
-умение применять шаблоны и схемыдля решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности оборудования и инструментов, организации места занятий;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-умение готовить глину к работе;
-умение работать с глиной;
-умение расписать изделия.
Общая результативность по программе к концу обучения:
-появление устойчивого интереса к занятиям лепкой;
-развитие воображения и фантазии;
-вырабатывается художественно-эстетический вкус.
Обучающиеся приобретают знания:
-о культуре и быте народа родного края;
-об истории возникновения гончарного дела на Руси;
-о возможностях лепных материалов (пластилина, глины)
-об основных способах сушки глиняных изделий.
Умения:
-отличать объемные и плоские формы;
-передавать форму предмета, сравнивать предметы по величине, передавать это отношение;
-различать теплую и холодную гамму красок;
-передавать свое отношение к изделию, используя возможности рисунка, цвета;
-производить лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии.
Приобретают навыки:
-в технологии разработки эскизов;
-в технологии изготовления глиняной игрушки;
-в технологии росписи изделия из глины.
Предполагаемые результаты
Должен знать | Должен уметь |
Первый год обучения | |
1. Правила техники безопасности. 2. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы. 3.Технологическую последовательность, выполняемой работы. 4. Способы лепки из пластилина и глины | 1. Выполнять правила техники безопасности. 2. Пользоваться инструментами и приспособлениями. 3. Выполнять работы из пластилина несложными техниками. 4.Творчески подходить к выполнению своих работ. Лепить предметы из глины простой формы. |
Второй год обучения | |
1. Основные техники лепки из глины; 2. Понимать особенности материала; 3. Историю возникновения и развития дымковской,каргопольской и филимоновской игрушки; 4. Технологию изготовления простых глиняных игрушек; | 1.Применять основные техники лепки; 2.Работать с глиняным пластом; 3. Составлять несложные композиции; 4. Лепить простые глиняные игрушки; 5. Использовать ангобы и краски. |
Третий год обучения | |
1. Различия видов работ с глиной. 2. Простые способы декорирования. 3. Алгоритм лепки игрушек. 4. Прием ленточного способа. 5. Основы декоративного рисования | 1. Применять различные приемы лепки. 2.Использовать ленточный способ в изделиях. 3. Лепить игрушки конструктивным способом. 4. Пользоваться красками и кистью. |
Четвертый год обучения | |
1. Историю возникновения гончарного промысла. 2. Алгоритм изготовления свистулек. 3. Процесс работы над изделием из керамики. 4. Правила Т.Б. при работе за гончарным кругом. 5. Терминологию работ. | 1. Составлять композицию 2. Лепить основу свистульки. 3. Декорировать изделия разными способами. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Оценить знания и умения полученные на занятиях в объединении можно с помощьювыставок и конкурсов творческих работ обучающихся. Это одна из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Обсуждение выставочных работ способствует эстетическому развитию личности школьников, их самоутверждению.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, учебная игра.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный.
Каждое занятие оснащается ручными инструментами, расходными материалами, образцами работ. Используется наглядность, видеоматериалы, альбомы с готовыми работами. Обучающиеся учатся анализировать работы и давать им оценку. Обязательно учитывается коррекционная направленность программы. При реализации программы учитываются общие и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся.
Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях: народные игрушки, кувшины, блюда, подсвечники, панно, свистульки, образцы примерных работ из глины и других материалов, изготовленные педагогом дополнительного образования;
1. иллюстрации с работами мастеров и художников;
2. альбомы с изображением животных, насекомых, птиц, рыб, масок;
3. таблицы, схемы росписи различными видами орнаментов;
4. таблицы, схемы последовательности лепки различных изделий;
5. наборы пособий для дидактических игр: «Собери орнамент», «Составь композицию», «Получи нужный цвет из двух предложенных», игра «Лото».
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы
№ п.п. | Инструменты и приспособления | Назначения | |
1. 2. 3. | сосуды для замачивания глины колотушки, трамбовки скалки | Подготовка сырья для раскатывания лепешек | |
5. | скульптурные стеки | прорабатывать мелкие детали | |
6. | стеки-петельки | для срезания лишней глины | |
7. | лопатки | для очистки подставки для глины | |
8. | дощечки | подставка под работу | |
9. | кисти | раскрашивание изделий | |
10. | Штампики (наборы колпачков и др. мелкие детали) | для тиснения глины | |
11. | формочки | для изготовления фигурок | |
Вспомогательные материалы | |||
1. | краски гуашевые, простые карандаши | для раскрашивания изделий | |
2. | бумага | для эскизов | |
3 | поролоновые тампоны, пульвелизаторы, целлофановые мешки |
Учебно-тематический план
1 год обучения
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на 68 часов в год.
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа « Что умеет пластилин…». | 1 | 1 | - |
2 | Знакомство с инструментами и приспособлениями. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | - |
3 | «Шарик на шарик, комок на комок...». Техника шара. | 8 | 1 | 7 |
4 | Пластилинография на картоне. | 7 | 1 | 6 |
5 | Лепка конструктивным способом из разных частей. | 5 | 1 | 4 |
6 | «Чудо чудное, диво дивное». Куклы в костюмах. | 4 | 1 | 3 |
7 | Что умеет глина. Знакомство с глиной. | 1 | 1 | - |
8 | Приемы и способы лепки из глины. | 6 | 1 | 5 |
9 | Чудесные превращения комка глины. | 19 | 1 | 18 |
10 | Узоры на глине. | 15 | 1 | 14 |
11 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого | 68 | 11 | 57 |
Содержание курса
1. Вводная беседа «Что умеет пластилин» – 1час
Знакомство с детьми. Игры, направленные на знакомство с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями. Показ работ, иллюстраций.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
2. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Правила техники безопасности – 1 час
Правила поведения. Техника безопасности при работе с пластилином и инструментами. Подручные материалы используемые в работе.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
3. «Шарик на шарик, комок на комок…» техника шара – 8 часов
Разминание пластилина, скатывание шара, сдавливание его. Практические работы с пластилином. Выполнение простых фигур. Лепка фруктов. Налепные детали. Игра «Кто спрятался за шарик». Домашние животные, просмотр иллюстраций. Лепка животных из одного куска. «Лесные жители»- фантазийная лепка.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия.
4. Пластилинография на картоне – 7 часов
Что такое пластилинография? Необходимые материалы и приспособления. Отработка основных приемов работы. «Смешарики – какие они разные…», просмотр иллюстраций. Пластилиновые картины.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия.
5. Лепка конструктивным способом из разных частей – 5 часов
Лепка фигур на основе соединения отдельных ее частей. Путешествие в сказку «Репка». Распределение героев сказки. Анализ конструкции и элементов фигуры. Выбор алгоритма действий. Лепка героев. Презентация выполненных работ.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
6. «Чудо чудное, диво дивное» куклы в костюмах – 4 часов
Этапы выполнения работы. Выполнение и анализ эскизов. Закрепление основных приемов лепки. Варианты использования других материалов. Лепка фигур на каркасной основе.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, занятие-игра, анализ выполненных работ.
7. Что умеет глина. Знакомство с глиной – 1 часов
Знакомство с глиной, изучение её качества и свойств, инструменты, терминология. Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена. Сравнивание свойств сухой и мокрой глины, чем она отличается, что с ней можно делать.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия.
8. Приемы и способы лепки из глины – 6 часов
Правила безопасности при работе с глиной и инструментами. Основные приемы работы с глиной. Разминание глины, скатывание шара, сдавливание его. Практическая работа с глиной. Просмотр видеофильма «Волшебная глина».
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия.
9. Чудесные превращения комка глины – 19 часов
Как появилась первая посуда. Какая она была. Как ее делали. Просмотр иллюстраций. Лепка блюдца и чашки из куска глины, Освоение приема лепки посуды из лепешки способом загибания краев при вращении лепешки. Оформление края, обработка мокрой тряпкой, сглаживание поверхности. Раскрашивание чайной пары, нанесение декоративного рисунка. Игра «Под кустом веселый гном». Какие бывают гномики, просмотр иллюстраций. Анализ элементов конструкции. Алгоритм действий. Выполнение эскиза на тему: «Мой гном такой». Лепка из целого куска глины. Проработка мелких деталей. Игра «На что похож комок?». Лепка фантазийных фигур из целого куска с добавлением налепных деталей. Роспись изделий ангобами. Лепка изделий по образцу.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
10. Узоры на глине – 15 часов
Метод оттиска. Работа с пластами. Инструменты для раскатывания в пласт. Подбор материала для оттиска. Изготовление панно с объемными элементами. Роспись изделий. Просмотр иллюстраций работ мастеров.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия.
11. Итоговое занятие – 1 час
Проведение диагностики. Итоговая выставка работ.
Учебно-тематический план
2 год обучения
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на 68 часов в год.
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа «О живой глине и жаркой печке». | 1 | 1 | - |
2 | Знакомство с инструментами и приемами лепки. Виды ручного формования. Т.Б. при работе. | 2 | 1 | 1 |
3 | Лепка из целого куска с добавлением налепных деталей. | 11 | 1 | 10 |
4 | Работа с плоскими формами. Метод оттиска. | 17 | 1 | 16 |
5 | Формование жгутами. | 5 | 1 | 4 |
6 | Изготовление новогодних сувениров. | 7 | 1 | 6 |
7 | Изделия цилиндрической формы. | 4 | 1 | 3 |
8 | Знакомство с русским народным творчеством. | 15 | 3 | 12 |
9 | Русские народные сказки. | 5 | 1 | 4 |
10 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого | 68 | 12 | 56 |
Содержание курса
1. Вводная беседа «О живой глине и жаркой печке» – 1час
Откуда к нам приходит глина. Где найти глину пригодную.для лепки, её свойства и отличительные особенности. Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
2. Знакомство с инструментами и приемами лепки. Виды ручного формования. Т.Б. при работе – 2 часа
Инструменты и приспособления применяемые при лепке. Основные приемы: разминание, скатывание, сдавливание, защипывание, заглаживание. Практическая работа. Виды формования. Просмотр видеофильма.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия.
3. Лепка из целого куска с добавлением налепных деталей -11 часов
Отработка приемов лепки изделий из целого куска. Техника лепки ежа, мышки, колокольчика. Добавление налепных деталей. Использование разных приемов лепки. Выполнение эскизов. Просмотр иллюстраций. Роспись изделий ангобами.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
4. Работа с плоскими формами. Метод оттиска – 17 часов
Отработка приема раскатывания в пласт. Затирка. Подбор материалов для оттиска и штампов. Просмотр иллюстраций. Изготовление шаблонов. Оттиск на глине. Изготовление панно. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
5. Формование жгутами – 5 часов
Отработка приема раскатывания глины в равномерные жгутики. Иллюстрации сказочных домиков. Выполнение эскиза домика для Бабы Яги. Лепка избушки. Роспись изделия.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
6. Изготовление новогодних сувениров – 7 часов
Просмотр иллюстраций. Выбор изделий для лепки. Техника лепки снеговика, елочки, новогодних подвесок. Лепка конструктивным способом. Роспись изделий красками и ангобами.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа.
7. Изделия цилиндрической формы – 4 часа
Технология изготовления цилиндрических форм. Раскатывание в пласт. Склеивание. Затирка. Выполнение эскиза. Лепка карандашницы. Декоративные элементы. Роспись изделий ангобами.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
8. Знакомство с русским народным творчеством – 15 часов.
Знакомство с традициями русской глиняной игрушки. Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушка. Беседы и просмотр образцов. Лепка игрушек в традиционной русской манере, их роспись. Освоение декора. Подготовка изделий к обжигу.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
9. Русские народные сказки– 5 часа
Чтение сказки. Рассматривание иллюстраций. Лепка персонажей конструктивным способом. Обыгрывание сказки.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, занятие-игра.
10. Итоговое занятие – 1 час
Проведение диагностики. Итоговая выставка работ.
Учебно-тематический план
3 год обучения
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на 68 часов в год.
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа. Т.Б. при работе с глиной и инструментами. | 1 | 1 | - |
2 | Лепка предметов с натуры. | 10 | 1 | 9 |
3 | В гостях у мастеров дымковской игрушки. | 5 | 1 | 4 |
4 | Лепка несложных предметов ленточным способом. | 15 | 1 | 14 |
5 | Лепка тематических композиций. | 16 | 2 | 14 |
6 | Декоративная лепка. | 10 | 1 | 9 |
7 | Декоративное рисование. | 10 | 1 | 9 |
10 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого | 68 | 9 | 59 |
Содержание курса
1. Вводная беседа – 1час
Ознакомление с программой обучения. Техника безопасности. Материалы, инструменты. Лепка на свободную тему. Дидактическая игра «Волшебный глиняный шарик».
Форма проведения занятия: беседа-занятие, занятие-игра.
2. Лепка предметов с натуры – 10 часов
Сопоставление предметов по величине и форме, в лепке с натуры. Понятие обобщения формы. Лепка постановок из двух предметов контрастных по величине и выразительных по форме. Определение на глаз: сколько раз размер одного предмета уложится в другом предмете. Демонстрация приемов лепки из целого куска. Совершенствование приемов лепки из целого куска.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
3. В гостях у мастеров дымковской игрушки – 5 часов
Ознакомление с алгоритмом лепки игрушек. Демонстрация приемов лепки из целого куска глины. Освоение алгоритма лепки: придание куску глины яйцевидной формы и т.д. Лепка игрушек на основе традиционных приемов; настольный кукольный театр «Как в деревне Дымково»- коллективная работа; «Дымковская карусель»- коллективная работа.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
4. Лепка несложных предметов ленточным способом – 15 часов
Демонстрация керамической посуды. Анализ приемов создания красоты. Знакомство с приемом лепки ленточным способом. Применение ленточного способа в лепке сосудов и в лепке других предметов. Освоение приемов раскатывания лепешки глины, вырезание из лепешки лент, срезание лишней длины ленты, добавление не достающей длины, соединение концов ленты снаружи и изнутри. Лепка ленточным способом посуды.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
5. Лепка тематических композиций– 16 часов
Лепка по представлению на бытовые и свободные темы. Беседа о диких животных в баснях Крылова. Выражение отношений басенных героев через лепку, передача характера животного. Создание композиций на темы «Ворона и лисица», «Мартышка и очки». Соблюдение правил создания композиции. Игровая импровизация по басням.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
6. Декоративная лепка- 10 часов
Знакомство обучающихся с декоративной посудой. Анализ формы различных видов посуды. Зарисовки простейших форм посуды. Лепка посуды способом вдавливания и растягивания краев. Украшение посуды налепом. Лепка тарелки, блюдца, чашки, чайника, горшочка, солонки. Лепка декоративных рыб, бабочек, цветов. Отличие декоративной лепки от лепки с натуры. Способы декорирования лепных изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
7. Декоративное рисование – 10 часов
Обучение навыкам владения кистью. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков. Палитра и ее назначение. Разведение гуашевых красок. Выполнение мазка. Роспись трафаретов дымковских игрушек. Демонстрация образцов дымковской игрушки с различными видами декоративной росписи. Расположение узоров на плоскости игрушки. Самостоятельные упражнения в росписи трафаретов дымковских игрушек.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа.
8. Итоговое занятие- 1 час
Обзор материала за прошедший период.
Учебно-тематический план
4 год обучения
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на 68 часов в год.
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа. Т.Б. при работе с глиной и инструментами. | 1 | 1 | - |
2 | Лепка на сюжеты мультфильмов о животных. | 10 | 1 | 9 |
3 | Лепка бижутерии. | 5 | 1 | 4 |
4 | Лепка свистулек. | 3 | 1 | 2 |
5 | Филимоновская игрушка. | 8 | 2 | 6 |
6 | Фантазийная лепка. | 10 | 1 | 9 |
7 | Керамика вокруг нас. | 20 | 2 | 18 |
8 | Гончарное дело. | 10 | 1 | 9 |
9 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого | 68 | 11 | 57 |
Содержание курса
1.Вводная беседа – 1час
Содержание работы года. «История возникновения гончарного промысла». Гончарные промыслы России. Техника безопасности. Материалы, инструменты.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
2. Лепка на сюжеты мультфильмов о животных- 10 часов
Просмотр мультфильмов с лепной анимацией. Обсуждение увиденного. Использование приемов вытягивания из целого куска. Выбор темы. Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы по увиденным произведениям. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
3. Лепка бижутерии – 5 часов
Лепка бус различной формы: круглой, цилиндрической, кубиками, колечками и т.д. Нанизывание сырых бусинок на проволоку. Украшение бус: полоски, кружочки, штрихи, ямочки. Составление из отдельных бусинок разной формы и величины разнообразных композиций. Понятие ритма в изготовлении лепных украшений. Лепка кулона и значков по типу декоративных пластин. Продумывание формы кулона, узора.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
4. Лепка свистулек – 3 часа
Демонстрация лепных свистулек. Алгоритм выполнения свистулек. Применение алгоритма в лепке свистулек: птичка, сова, кот. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, занятие-игра, анализ выполненных работ.
5. Филимоновская игрушка – 16 часов
Технология изготовления Филимоновской игрушки: сюжетов «Всадники», «Веселый праздник», «Доярка». Лепка игрушек и роспись.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
6. Фантазийные темы – 10 часов
Создание фантастических образов: животных, птиц, фантастических существ. Показ иллюстративного материала с изображением фантазий в скульптуре, в живописи, в рисунке, в графике. Создание фантазий в лепке. Самостоятельный выбор темы и приемов работы.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
7. Керамика вокруг нас -20 часов
Беседа о роли керамических изделий в украшении интерьера. Просмотр иллюстративного материала. Рамка для фотографий, колокольчик, декоративные панно, подсвечник, карандашница. Лепка, декорирование. Роспись.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
8. Гончарное дело – 10 часов
Гончарный круг и инструменты гончара. Техника безопасности при работе. Центрование. Вытягивание в конус. Вытягивание стенок сосуда. Демонстрация изготовления тарелки и чашки на гончарном круге. Знакомство с приемами работы на круге. Просмотр видеоматериалов о работе мастеров.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия.
9. Итоговое занятие -1 час
Обсуждение работ. Оформление выставки.
Литература к программе
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М.: Издательство «АГАР», 1998.
- Алексахин Н.Н. Программа кружка «Гжельская роспись». //Школа и производство.– 1994.– № 4.
- Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Искусство, 1975.
- Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: Искусство, 1957
- Дайн Г.Л. Русская игрушка. - Советская Россия, 1987
- Горяева Н.А.. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл./ под.ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2003.
- Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. — М., 1976
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Кривошеин А. Лепить и думать: О развитии творческого мышления школьников на уроках лепки.// Искусство в школе, 1995, №1, с.53-56.
- Мочалов Г.А., Бондарева Л.К., Глозман Е.С. Примерная программа «Художественная керамика» (10-11 классы) //Школа и производство- 2002-№3. - С.56-60;
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы»; под.ред. Б.М. Неменского. – М.:Просвещение, 2009.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы»; под.ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.:Просвещение, 2003
Пособиедляучащихся:
- Изобразительное искусство. 3 класс: учеб.для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб.для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб.для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2012
- Энциклопедия мировой художественной культуры
- Книжки-раскраски.
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное автономное
общеобразовательное учреждение
«Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Принята на заседании педагогического совета от «29» августа 2016г. Протокол №4 | Утверждаю: Директор ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ________________ Г.В.Алпатова Приказ от «29» августа 2016г. № 180-ОД |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Гончарное дело»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Попова Анна Викторовна, педагог
дополнительного образования
г. Котовск, 2016.
Пояснительная записка
В современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентиров, целей и ценностей.
Школьный возраст особенно благоприятен для начала работы по введению ребёнка в мир искусства и художественного творчества. Эмоции ребёнка еще неотделимы от его познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления. Отношение к тому или иному предмету ребенок строит исходя в первую очередь из эмоций, которые вызывает в нем наблюдаемый предмет. В связи с этим знакомство с искусством, а особенно декоративно-прикладным, имеет в этом возрасте наибольшую актуальность, так как именно декоративно-прикладное и народное искусство с его яркими светлыми образами, с его ясным выразительным языком понятно и близко ребенку на эмоциональном уровне.
Направленность программы
Содержание дополнительной образовательной программы «Гончарное дело» имеет художественно-эстетическую направленность на формирование у обучающихся:
- знаний, умений и навыков в работе с глиной;
- интереса к истории гончарного ремесла, к разнообразию стилей и техник гончарного мастерства;
- художественного вкуса, эстетического восприятия, умения анализировать и оценивать работы;
- умения работать в коллективе сверстников.
Дополнительная образовательная программа также помогает в развитии у обучающихся наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
В ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» дополнительная образовательная программа по гончарному делу реализуется впервые.
Гончарное мастерство является частью национального культурного наследия, поэтому занятия в гончарной мастерской помогают приобщать обучающихся к традиционной культуре, заинтересовать их старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами.
Программа является особенно актуальной дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как способствует их общему развитию, формированию положительного эмоционального фона, оказывает определенное арттерапевтическое воздействие. Основы технологии гончарного мастерства доступны для детей с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью. Освоившие базовые умения и навыки обучающиеся могут продолжить обучение более сложным способам изготовления и оформления глиняных изделий.
Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творчестве.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование представлений о народных промыслах;
- овладение основами, умениями работы из целого куска глины, создание образов из отдельных частей;
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины;
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов;
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе;
- соблюдение правил техники безопасности;
- стремление к поиску, самостоятельности;
- понимание необходимости качественного выполнения образа;
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре;
- коммуникативная компетентность, учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;
- культурно-социальная компетентность, приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
Обучающиеся впервые осваивают технологию работы с глиной как вручную, так и на гончарном круге. Технология охватывает весь процесс изготовления глиняных изделий от подготовительных работ до обжига и росписи.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей с умственной отсталостью в возрасте от 12 до 15 лет. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей и диагноза ребенка.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 4 года.
Образовательный процесс длится с сентября по май и составляет 34 учебные недели. Наполняемость группы – 8 - 10 человек.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся еженедельно. Длительность каждого занятия - 40 минут.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.
При обучении используются следующие методы:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный. Творческий поиск вариантов выполнения изделия осуществляется дифференцированным подходом в обучении. Ведущим принципом работы с детьми является: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Прогнозируемые результаты программы и реализация трехлетней
программы «Гончарное дело» предполагает накопление воспитанниками определенных теоретических знаний, практических умений и навыков в выполнении творческих заданий. В результате освоения программы происходит развитие художественных навыков, общекультурных и специальных знаний, умений, расширение опыта творческой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
-умение применять шаблоны и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности оборудования и инструментов, организации места занятий;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-умение готовить глину к работе;
-умение работать с глиной;
-умение расписать изделия.
Общая результативность по программе к концу обучения:
-появление устойчивого интереса к занятиям лепкой;
-развитие воображения и фантазии;
-вырабатывается художественно-эстетический вкус.
Обучающиеся приобретают знания:
-о культуре и быте народа родного края;
-об истории возникновения гончарного дела на Руси;
-о возможностях лепных материалов
-об основных способах сушки глиняных изделий.
Умения:
-отличать объемные и плоские формы;
-передавать форму предмета, сравнивать предметы по величине, передавать это отношение;
-различать теплую и холодную гамму красок;
-передавать свое отношение к изделию, используя возможности рисунка, цвета;
-производить лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии.
Приобретают навыки:
-в технологии разработки эскизов;
-в технологии изготовления глиняной игрушки;
-в технологии росписи изделия из глины.
Предполагаемые результаты
Должен знать | Должен уметь |
Первый год обучения | |
1. Правила техники безопасности. 2. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы. 3.Технологическую последовательность, выполняемой работы. 4. Способы лепки из глины | 1. Выполнять правила техники безопасности. 2. Пользоваться инструментами и приспособлениями. 3. Выполнять работы из глины несложными техниками. 4.Творчески подходить к выполнению своих работ. Лепить предметы из глины простой формы. |
Второй год обучения | |
1. Основные техники лепки из глины; 2. Понимать особенности материала; 3. Историю возникновения и развития дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки; 4. Технологию изготовления простых глиняных игрушек; | 1.Применять основные техники лепки; 2.Работать с глиняным пластом; 3. Составлять несложные композиции; 4. Лепить простые глиняные игрушки; 5. Использовать ангобы и краски. |
Третий год обучения | |
1. Историю возникновения гончарного промысла. 2. Процесс работы над изделием из керамики. 3. Правила Т.Б. при работе за гончарным кругом. 4. Терминологию работ. | 1.Составлять композициюсамостоятельно на заданную тему. 2. . Применять различные приемы лепки 3. Декорировать изделия разными способами. 4. Пользоваться красками и кистью. |
Четвертый год обучения | |
1. Историю возникновения гончарного промысла. 2. Процесс изготовления изделий на гончарном круге. 3. Правила Т.Б. при работе за гончарным кругом. 4. Терминологию работ | 1. Применять различные приемы лепки 3. Декорировать изделия разными способами. 4. Пользоваться красками и кистью. 5. Уметь выполнять простые методы формования за гончарным кругом. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Оценить знания и умения, полученные на занятиях в объединении, можно с помощью выставок и конкурсов творческих работ обучающихся. Это одна из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Обсуждение выставочных работ способствует эстетическому развитию личности школьников, их самоутверждению.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, учебная игра.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный.
Каждое занятие оснащается ручными инструментами, расходными материалами, образцами работ. Используется наглядность, видеоматериалы, альбомы с готовыми работами. Обучающиеся учатся анализировать работы и давать им оценку. Обязательно учитывается коррекционная направленность программы.При реализации программы учитываются общие и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся.
Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях: народные игрушки, кувшины, блюда, подсвечники, панно, свистульки, образцы примерных работ из глины и других материалов, изготовленные педагогом ДО;
1. иллюстрации с работами мастеров и художников;
2. альбомы с изображением животных, насекомых, птиц, рыб, масок;
3. таблицы, схемы росписи различными видами орнаментов;
4. таблицы, схемы последовательности лепки различных изделий;
5. наборы пособий для дидактических игр: «Собери орнамент», «Составь композицию», «Получи нужный цвет из двух предложенных», игра «Лото».
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы.
№ п.п. | Инструменты и приспособления | Назначения | |
1. 2. 3. | сосуды для замачивания глины колотушки, трамбовки скалки | Подготовка сырья для раскатывания лепешек | |
5. | скульптурные стеки | прорабатывать мелкие детали | |
6. | стеки-петельки | для срезания лишней глины | |
7. | лопатки | для очистки подставки для глины | |
8. | дощечки | подставка под работу | |
9. | кисти | раскрашивание изделий | |
10. | Штампики (наборы колпачков и др. мелкие детали) | для тиснения глины | |
11. | формочки | для изготовления фигурок | |
Вспомогательные материалы | |||
1. | краски гуашевые, простые карандаши | для раскрашивания изделий | |
2. | бумага | для эскизов | |
3 | поролоновые тампоны, пульвелизаторы, целлофановые мешки |
Учебно-тематический план
1 год обучения
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на 68 часов в год.
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа « О живой глине и жаркой печке». Т.Б. при работе с глиной. | 1 | 1 | - |
2 | Знакомство с инструментами и приспособлениями. Лепка из целого куска. | 5 | 1 | 4 |
3 | Метод оттиска. | 11 | 1 | 10 |
4 | «Скоро, скоро Новый год..» | 16 | 1 | 15 |
5 | Удивительный мир глиняной игрушки. | 16 | 2 | 14 |
6 | Путешествие в сказку. | 12 | 1 | 11 |
7 | «Трын-трава». | 6 | 1 | 5 |
8 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого | 68 | 9 | 59 |
Содержание курса
1. Вводная беседа «О живой глине и жаркой печке» – 1час
Техника безопасности при работе в мастерской. Правила работы в мастерской. Подготовка рабочего места. Беседа об истории керамики и месте керамики в жизни человека.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
2. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Лепка из целого куска –5 часов
Подручные материалы используемые в работе. Отработка приемов лепки из целого куска. Вытягивание, прищипывание, налепливание. Лепка «Гномика», «Волшебного колокольчика». Выполнение эскизов. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
3. Метод оттиска – 11 часов
Знакомство с методом оттиска. Отработка приема раскатывания в пласт. Подбор материалов и штампов. Варианты использования метода оттиска в изделиях. Лепка бижутерии, панно. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
4. «Скоро, скоро Новый год» – 16 часов
Использование различных методов лепки при изготовлении сувениров. Формование жгутами. Конструктивный способ. Техника шара. Цилиндрические формы. Выполнение эскизов Изделия: петушок, снежинки, елочка, ангелочек, снеговик. Просмотр иллюстраций. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
5. Удивительный мир глиняной игрушки – 16 часов
Секреты мастерства. Орловская, Филимоновская, Дымковская, игрушки. Последовательность их изготовления. Лепка. Изделия: курочка, барашек, уточка, петушок. Отработка приема вытягивания и наращивания. Изготовление свистулек. Роспись изделия.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
6. Путешествие в сказку – 12 часов
Выполнение эскизов на тему «Сказки». Просмотр иллюстраций. Отработка и применение различных методов лепки в изделиях. Изделия: сказочный домик, сказочный герой, чудо-дерево. Способы декорирования. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
7. «Трын-трава»– 6 часов
Работа с пластами. Оттиск травы в изделиях. Коллективная работа.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
8. Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов. Мини-выставка.
Учебно-тематический план
2 год обучения
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на 68 часов в год.
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа « О живой глине и жаркой печке». Т.Б. при работе с глиной. | 1 | 1 | - |
2 | Знакомство с инструментами и приспособлениями. Лепка из целого куска. | 5 | 1 | 4 |
3 | Метод оттиска. | 11 | 1 | 10 |
4 | «Новогодняя сказка..» | 16 | 1 | 15 |
5 | Мир глиняной игрушки. | 13 | 2 | 14 |
6 | Фантазийная лепка. | 7 | 1 | 11 |
7 | Керамика вокруг нас. | 8 | ||
8 | «Трын-трава». | 6 | 1 | 5 |
9 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого | 68 | 9 | 59 |
Содержание курса
1. Вводная беседа «О живой глине и жаркой печке» – 1час
Техника безопасности при работе в мастерской. Правила работы в мастерской. Подготовка рабочего места. Беседа об истории керамики и месте керамики в жизни человека.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
2. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Лепка из целого куска –5 часов
Подручные материалы используемые в работе. Отработка приемов лепки из целого куска. Вытягивание, прищипывание, налепливание. Лепка «Гномика», «Волшебного колокольчика». Выполнение эскизов. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
3. Метод оттиска – 11 часов
Знакомство с методом оттиска. Отработка приема раскатывания в пласт. Подбор материалов и штампов. Варианты использования метода оттиска в изделиях. Лепка бижутерии, панно. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
4. «Новогодняя сказка» – 16 часов
Использование различных методов лепки при изготовлении сувениров. Формование жгутами. Конструктивный способ. Техника шара. Цилиндрические формы. Выполнение эскизов Изделия: петушок, подсвечник, колокольчик, терем Деда Мороза, игрушки на елку. Просмотр иллюстраций. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
5. Мир глиняной игрушки – 13 часов
Секреты мастерства. Каргопольская, Филимоновская, Дымковская, игрушки. Последовательность их изготовления. Лепка Изделия: индюк, лошадка, корова, конь, Полкан. Отработка приема вытягивания и наращивания. Изготовление свистулек. Роспись изделия.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
6. Фантазийная лепка – 7 часов
Выполнение эскизов на тему «Фантазии в глине». Просмотр иллюстраций. Отработка и применение различных методов лепки в изделиях. Изделия: вазочка, тарелочка-сова, дом, в котором я живу. Способы декорирования. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
7. Керамика вокруг нас – 8 часов
Отработка различных методов лепки в изделиях из глины. Выполнение эскизов. Изделия: брелок для ключей, подставка для карандашей. Способы декора.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
8. «Трын-трава»– 6 часов
Работа с пластами. Оттиск травы в изделиях. Коллективная работа.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
9. Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов. Мини-выставка.
Учебно-тематический план
3 год обучения
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на 34 часа в год.
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа « О живой глине и жаркой печке». Т.Б. при работе с глиной. | 1 | 1 | - |
2 | Знакомство с инструментами и приспособлениями. Лепка из целого куска. | 8 | 1 | 7 |
3 | Метод оттиска. | 6 | 1 | 5 |
4 | «Новогодние чудеса..» | 16 | 1 | 15 |
5 | Народная глиняная игрушка. | 8 | 1 | 7 |
6 | Декоративная лепка. | 14 | 1 | 13 |
7 | Знакомство с гончарным кругом | 14 | 1 | 13 |
8 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого | 68 | 8 | 60 |
Содержание курса
1. Вводная беседа «О живой глине и жаркой печке» – 1час
Техника безопасности при работе в мастерской. Правила работы в мастерской. Подготовка рабочего места. Беседа об истории керамики и месте керамики в жизни человека.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
2. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Лепка из целого куска –8 часов
Подручные материалы используемые в работе. Отработка приемов лепки из целого куска. Вытягивание, прищипывание, налепливание. Изделие «Слон». Выполнение эскизов. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
3. Метод оттиска – 6 часов
Знакомство с методом оттиска. Отработка приема раскатывания в пласт. Подбор материалов и штампов. Варианты использования метода оттиска в изделиях. Лепка тарелочки. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
4. «Новогодние чудеса» – 16 часов
Использование различных методов лепки при изготовлении сувениров. Формование жгутами. Конструктивный способ. Техника шара. Цилиндрические формы. Выполнение эскизов Изделия: игрушки на елку, снежинки, Дед Мороз, подсвечник-ангелочек. Просмотр иллюстраций. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
5. Народная глиняная игрушка – 8 часов
Секреты мастерства дымковской, игрушки. Последовательность ее изготовления. Лепка изделий. Отработка приема вытягивания и наращивания. Роспись изделия.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
6. Декоративная лепка – 14 часов
Просмотр иллюстраций. Отработка и применение различных методов лепки в изделиях. Лепка декоративной посуды. Способы декорирования. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
7. Знакомство с гончарным кругом –14 часов
Техника безопасности при работе на гончарном круге. Знакомство с центровкой, формованием дна и вытягиванием стенок сосудов. Изготовление чашки.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
9. Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов. Мини-выставка.
Учебно-тематический план
4 год обучения
Учебно-тематическое планирование рабочей программы рассчитано на 68 часов в год.
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа « О живой глине и жаркой печке». Т.Б. при работе с глиной. | 1 | 1 | - |
2 | Знакомство с инструментами и приспособлениями. Лепка из целого куска. | 7 | 1 | 6 |
3 | Метод оттиска. | 10 | 1 | 9 |
4 | Новогодние сувениры. | 16 | 2 | 14 |
5 | Знакомство с русским народным творчеством. | 10 | 1 | 9 |
6 | Фантазийная лепка. | 10 | 1 | 9 |
7 | Работа на гончарном круге. | 13 | 1 | 12 |
8 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого | 68 | 9 | 59 |
Содержание курса
1. Вводная беседа «О живой глине и жаркой печке» – 1час
Откуда к нам приходит глина. Где найти глину, пригодную для лепки, её свойства и отличительные особенности. Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена. Правила поведения. Техника безопасности.
Форма проведения занятия: беседа-занятие.
2. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Лепка из целого куска –7 часов
Подручные материалы используемые в работе. Отработка приемов лепки из целого куска. Вытягивание, прищипывание, налепливание. Лепка «Гномика», «Волшебного-колокольчика». Выполнение эскизов. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
3. Метод оттиска – 10 часов
Знакомство с методом оттиска. Отработка приема раскатывания в пласт. Подбор материалов и штампов. Варианты использования метода оттиска в изделиях. Лепка бижутерии, панно. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
4. Новогодние сувениры – 16часов
Использование различных методов лепки при изготовлении сувениров. Формование жгутами. Конструктивный способ. Техника шара. Цилиндрические формы. Выполнение эскизов Изделия: избушка, ангелочек, снеговик, елочка, подсвечник, копилка, карандашница, салфетница. Просмотр иллюстраций. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
5. Знакомство с русским народным творчеством – 10 часов
Знакомство с происхождением Филимоновской, Дымковской, Каргопольской игрушек. Последовательность их изготовления. Отработка приема вытягивания и наращивания. Изготовление свистулек. Роспись изделия.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
6. Фантазийная лепка – 10 часов
Выполнение эскизов на тему «Мои фантазии». Просмотр иллюстраций. Отработка и применение различных методов лепки в изделиях. Способы декорирования. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, самостоятельная работа, анализ выполненных работ.
7. Работа на гончарном круге – 13 часов
Правила безопасных приемов работы на круге. Техника центрования. Отработка приема. Вытягивание конуса. Формование дна и стенок сосуда. Знакомство с изготовлением тарелки на круге. Декорирование готовых изделий. Роспись изделий.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, практические занятия, анализ выполненных работ.
8. Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов. Мини-выставка.
Литература к программе
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М.: Издательство «АГАР», 1998.
- Алексахин Н.Н. Программа кружка «Гжельская роспись». //Школа и производство.– 1994.– № 4.
- Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Искусство, 1975.
- Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: Искусство, 1957
- Дайн Г.Л. Русская игрушка. - Советская Россия, 1987
- Горяева Н.А.. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл./ под.ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2003.
- Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. — М., 1976
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Кривошеин А. Лепить и думать: О развитии творческого мышления школьников на уроках лепки.// Искусство в школе, 1995, №1, с.53-56.
- Мочалов Г.А., Бондарева Л.К., Глозман Е.С. Примерная программа «Художественная керамика» (10-11 классы) //Школа и производство- 2002-№3. - С.56-60;
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы»; под.ред. Б.М. Неменского. – М.:Просвещение, 2009.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы»; под.ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.:Просвещение, 2003
Пособие для обучающихся:
- Изобразительное искусство. 3 класс: учеб.для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб.для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб.для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2012
- Энциклопедия мировой художественной культуры
- Книжки-раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...