Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 8 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"
рабочая программа по технологии (8 класс)
Рабочая программа 8 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
- Учебный план ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа 8 специального (коррекционного) класса по СБО реализует миссию школы: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на уроках социально-бытовой ориентировки.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_sbo_rabochaya_programma_2016.docx | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Обсуждено и принято УТВЕРЖДАЮ
на МО трудового обучения Директор школы:
Руководитель МО:
____________________ __________________
Ц. Д. Хонгорова Д.А.Апханова
Протокол №1 Приказ № 97
от «01» сентября 2016г. от « 01 » сентября 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Социально-бытовая ориентировка»
(предмет)
8 специальный (коррекционный) класс VIII вида
(класс, вид)
Количество часов:
всего 68 часов; в неделю 2 часа
Учебный год: 2016 – 2017
Хонгорова Цыцыгма Дугаровна, учитель СБО
(ФИО учителя, должность)
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.
под редакцией В.В.Воронковой. Авторы коррекционного курса «СБО» В.И.Романина, Н.П.Павлова.
с. Можайка, 2016 г.
Рабочая программа для учащихся 8 специального (коррекционного) класса ГБОУ «ЭС(К)ОШИ VIII вида» разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по социально-бытовой ориентировке С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Структура рабочей программы 8 класса по СБО
предусматривает следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Основное содержание предмета, практические работы
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Контрольно-измерительные материалы
- Приложение
- Тематический план реализации рабочей программы по СБО
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по социально - бытовой ориентировке
Рабочая программа 8 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
- Учебный план ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа 8 специального (коррекционного) класса по СБО реализует миссию школы: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на уроках социально-бытовой ориентировки.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
- коррекционно – обучающую;
- коррекционно – развивающую;
- коррекционно – воспитательную;
- воспитание положительных качеств личности;
- развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
Межпредметные связи:
- СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
- СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
- СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
- СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
- СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
8 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | «Личная гигиена» | 4ч |
2 | «Одежда и обувь» | 6ч |
3 | «Семья» | 4ч |
4 | «Культура поведения» | 4ч |
5 | «Жилище» | 4ч |
6 | «Питание» | 10ч |
7 | «Транспорт» | 4ч |
8 | «Торговля» | 4ч |
9 | «Средства связи» | 8ч |
10 | «Медицина» | 4ч |
11 | «Учреждения, организации и предприятия» | 2ч |
12 | «Экономика домашнего хозяйства | 14 |
ИТОГО: | 68 часов |
Планирование коррекционной работы СБО в 8 классе
№ п/п | Крупные темы | Кол-во часов | Коррекционная работа |
1 | «Питание» | 10ч | Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением выпечек. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления блюд. |
2 | «Личная гигиена» | 4ч | Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями косметических средств. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора. |
3 | «Одежда и обувь» | 6ч | Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь. Корригировать навыки ведения домашнего хозяйства, правильно распределяя силы и внимание. |
4 | «Семья» | 4ч | Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью. Развивать осознанное внимание и восприятие при знакомстве с правилами ухода за грудными детьми. |
5 | «Культура поведения» | 4ч | Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды и косметических средств, в соответствии с назначением мероприятия. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил общения с противоположным полом, осуществляя взаимосвязь с жизненным опытом. Корригировать поведенческие навыки. |
6 | «Жилище» | 4ч | Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения, в соответствии с его назначением. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний. |
7 | «Транспорт» | 4ч | Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о автотранспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе экскурсий. |
8 | «Торговля» | 4ч | Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств рынков и магазинов. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью. |
9 | «Средства связи» | 8ч | Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой телеграфа. |
10 | «Медицина» | 4ч | Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью. |
11 | «Учреждения, организации и предприятия» | 2ч | Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при формировании представлений о назначении органов власти и их разнообразии. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление. |
12 | «Экономика домашнего хозяйства» | 14ч | Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении бюджета семьи, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительного внимания при оформлении необходимых документов. Осуществлять взаимосвязь с математикой при оформлении расчетных записей. |
8 класс
Темы | Краткое содержание тем |
«Личная гигиена» | Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сохранения здоровья. |
«Одежда и обувь» | Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек. Химчистка – знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами. |
«Питание» | Виды теста. Приготовления изделия из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов. |
«Семья» | Грудной ребенок в семье. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек |
«Культура поведения» | Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. |
«Жилище» | Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке кухни, ванной, санузла. |
«Транспорт» | Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение, основные автобусные маршруты, расписание, порядок приобретение билета и его стоимость до разных пунктов. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы. |
«Торговля» | Рынки. Виды рынков. Различия рынка от магазина. |
«Средства связи» | Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Получение справок по телефону. Вызов специализированных служб помощи населению (01, 02, 03, 04, 911 и т.п.). Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего телефонного разговора |
«Медицинская помощь» | Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев. |
«Учреждения, организации и предприятия» | Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение. |
«Экономика домашнего хозяйства» | Бюджет семьи. Виды источников дохода, основные статьи расходов. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк. |
В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:
- Беседы
- Практические работы
- Экскурсии
- Сюжетно-ролевые игры
- Контрольно – измерительные материалы.
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
- Тестов
- Кроссвордов
- Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
- Практических работ.
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса.
В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.
В 8 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
- Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.
- Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки
- Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.
- Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.
- Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду
- Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.
- Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки
- Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.
- Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления
- Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи
- Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.
2. Обучающиеся должны уметь:
- Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок
- Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам
- Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки
- Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи
- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения и духи
- Мыть кафельные стены, чистить раковины
- Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
- Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.
- Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.
- Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему
- Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры
- Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.
Календарно-тематическое планирование по СБО на 2015-2016 уч. год
8 специальный (коррекционный) класс VIII вида (68ч.)
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения | |||
подр. | тема | по пл. | пров. | |||
I четверть-18 часов. | ||||||
I | Личная гигиена | 4 | ||||
1-2 | Значение здоровья для жизни и деятельности человека. | 2 | 02.09.15г. 05.09 | |||
3-4 | Значение косметики для девушки и юноши | 2 | 08.09 12.09 | |||
II | Одежда и обувь | 6 | ||||
5-6 | Особенности ухода за одеждой. | 2 | 15.09 19.09 | |||
7-8 | Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей. | 2 | 22.09 26.09 | |||
9-10 | Химчистка. | 2 | 29.09 03.10 | |||
III | Семья | 4 | ||||
11-12 | Семья как экономическая ячейка общества | 2 | 06.10 10.10 | |||
13-14 | Потребности семьи | 2 | 13.10 17.10 | |||
IV | Культура поведения | 4 | ||||
15-16 | Культура общения юноши и девушки. | 2 | 20.10 24.10 | |||
17-18 | Внешний вид молодых людей. | 2 | 27.10 31.10 | |||
II четверть- 14 часов. | ||||||
V | Жилище | 4 | ||||
19-20 | Жилище. Уборка кухни. | 2 | 10.11 14.11 | |||
21-22 | Моющие средства, используемые при уборке кухни. | 2 | 17.11 21.11 | |||
VI | Транспорт | 4 | ||||
23-24 | Междугородний автотранспорт, автовокзал | 2 | 24.11 28.11 | |||
25-26 | Значение водного транспорта | 2 | 01.12 05.12 | |||
VII | Торговля | 4 | ||||
27-28 | Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые и т.д | 2 | 08.12 12.12 | |||
29-30 | Различия рынка от магазина. Право выбора товара | 2 | 15.12 19.12 | |||
VIII | Средства связи | 8 | ||||
31-32 | Виды телефонной связи. | 2 | 22.12 26.12 | |||
III четверть- 20 часов. | ||||||
33-34 | Правила пользования телефонным справочником | 2 | 16.01.16г 16.01 | |||
35-36 | Культура разговора по телефону. Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон» | 2 | 19.01 23.01 | |||
37-38 | Междугородняя телефонная связь | 2 | 26.01 30.01 | |||
IX | Медицинская помощь | 4 | ||||
39-40 | Первая помощь при несчастном случае. Первая помощь утопающему. | 2 | 02.02 06.02 | |||
41-42 | Солнечный удар и тепловой удар. Первая помощь Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. | 2 | 09.02 13.02 | |||
X | Учреждения, организации и предприятия | 2 | ||||
43-44 | Собес, полиция, КДН, ПДН их значение | 2 | 16.02 20.02 | |||
XI | Питание | 10 | ||||
45-46 | Виды теста: дрожжевое, пресное | 2 | 27.02 01.03 | |||
47-48 | Приготовление изделия из теста | 2 | 05.03 09.03 | |||
49-50 | Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей и зелени | 2 | 12.03 15.03 | |||
51-52 | Запись рецептов. Заготовка продуктов впрок: консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей и зелени | 2 | 19.03 22.03 | |||
IV четверть-16 часов. | ||||||
53-54 | Запись рецептов. Консервирование ягод | 2 | 05.04 09.04 | |||
XII | Экономика домашнего хозяйства | 14 | ||||
55-56 | Бюджет семьи. Статьи доходов. Помощь подростков родителям | 2 | 12.04 16.04 | |||
57-58 | Составление доверенности. Основные статьи расходов- создание домашнего уюта. | 2 | 19.04 23.04 | |||
59-60 | Обязательные платежи. Налоги | 2 | 26.04 30.04 | |||
61-62 | Коммунальные платежи, как основные статьи расходов | 2 | 03.05 07.05 | |||
63-64 | Незапланированные расходы- повышение уровня культуры | 2 | 10.05 14.05 | |||
65-66 | Основные статьи расходов. Сбережения. Способы сохранения расходов | 2 | 17.05 21.05 | |||
67-68 | Бюджет семьи – доход и расход. Подведение итогов | 2 | 24.05 28.05 | |||
Итого: | 68 ч. |
Тематическое планирование по курсу «Социально – бытовая ориентировка» 8 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные понятия, Словарь | Выполнение практической части программы | Национально-Региональный компонент | Примечание | ||||||
I четверть – 18 часов. | |||||||||||||
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – 4 часа. | |||||||||||||
1-2 | Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения здоровья. | 2 | 02.09 05.09 |
| Центры красоты и здоровья. | ||||||||
3-4 | Значение косметики для юноши и девушки. Выбор космети-ческих средств. | 2 | 08.09 12.09 |
| Фирмы по выпуску косметических средств. Косметологические кабинеты города и района. | Зарисовка косметических средств. | |||||||
ОДЕЖДА И ОБУВЬ – 6 часов. | |||||||||||||
5-6 | Особенности ухода за одеждой. Уход за одеждой из шерстя-ных и синтетических тканей. | 2 | 15.09 19.09 |
| Подбор средств по уходу. | ||||||||
7-8 | Стирка изделий из шерстяных и синте-тических тканей в домашних условиях. | 2 | 22.09 26.09 |
| |||||||||
9 | Химчистка. Экскурсия в химчистку. ПР | 1 | 29.09 |
| Экскурсия в химчистку. | Химчистка | Отчет по плану. | ||||||
10 | Правила и приемы глажения блузок, платьев, брюк. ПР | 1 | 03.10 |
| Глажение блузки с соблюдением техники безопасности. Глажение брюк. | ||||||||
СЕМЬЯ – 4 часа. | |||||||||||||
11-12 | Семья, как эконо-мическая ячейка об-ва. Грудной ребенок в семье. Уход за грудным ребенком. ПР | 2 | 06.10 10.10 |
| Демонстрация пеленания ребенка на примере куклы. | Родильные дома города и района. | |||||||
13 | Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек. | 1 | 13.10 |
| |||||||||
14 | Упражнения в купании, пеленании и одевании грудного ребенка. ПР | 1 | 17.10 |
| Демонстрация на кукле. | ||||||||
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ – 4ч. | |||||||||||||
15 | Культура общения юноши и девушки. | 1 | 20.10 |
| Центры досуга для молодежи города, поселка | ||||||||
16 | Сюжетно - ролевая игра «Встреча молодых людей» ПР | 1 | 24.10 |
| Обыгрывание жизненных ситуаций. | ||||||||
17 | Внешний вид молодых людей. | 1 | 27.10 |
| Зарисовка стиля одежды | ||||||||
18 | Виды галстуков и способы их завязывания. ПР | 1 | 31.10 |
| Демонстрация завязывания галстука. | Зарисовка и тренировка в завязывании галстука. | |||||||
II четверть – 14 часов. | |||||||||||||
ПИТАНИЕ – 10 часов | |||||||||||||
19 | Виды теста. НРК | 1 | 10.11 |
| Кулинарии города и района. | ||||||||
20 | Запись рецептов приготовления теста. ПР | 1 | 14.11 |
| Запись рецептов. | ||||||||
21 | Приготовление теста для блинов. ПР | 1 | 17.11 |
| Замешивание теста для блинов. | ||||||||
22 | Выпечка блинов. ПР | 1 | 21.11 |
| Выпечка блинов. | ||||||||
23-24 | Заготовка продуктов впрок. НРК Засолка капусты. ПР | 2 | 24.11 28.11 |
| Засолка капусты. | Рецепты бабушек, кулинарные книги. | Записать рецепты | ||||||
25-26 | Запись рецептов. Заготовка продуктов впрок. Приготовле-ние овощного салата впрок. ПР | 2 | 01.12 05.12 |
| Приготовление овощного салата. | Записать рецепты | |||||||
27-28 | Запись рецептов. Работа с кулинар-ными книгами. Консервирование ягод. ПР | 2 | 08.12 12.12 |
| Запись рецептов из кулинарной книги. | Записать и оформить рецепты. | |||||||
ЖИЛИЩЕ – 4 часа. | |||||||||||||
29 | Уборка кухни, санузла и ванной комнаты. | 1 | 15.12 |
| Подбор моющих средств, оформление. | ||||||||
30 | Мытьё кафельных стен, чистка раковины. ПР | 1 | 19.12 |
| Мытьё стен и чистка раковины. | ||||||||
31 | Моющие средства. | 1 | 22.12 |
| Фирмы по выпуску моющих средств. | ||||||||
32 | Санитарно-гигиенические требования к жилому помещению и пра-вила техники безо-пасности при работе с химическими веществами. | 1 | 26.12 |
| |||||||||
III четверть – 20 часов. | |||||||||||||
ТРАНСПОРТ – 4 часа. | |||||||||||||
33-34 | Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Ролевые игры | 2 | 12.01.16 16.01 |
| Улан-Удэнские автовокзалы. | Зарисовка транспорта. | |||||||
35 | Значение водного транспорта. Водный транспорт. | 1 | 19.01 |
| Судоходные реки в Бурятии | Зарисовки водного транспорта | |||||||
36 | Экскурсия на автовокзал. Наблюдение за отправлением автобусов и приобретением билетов. ПР | 1 | 23.01 |
| Экскурсия на Автовокзал г. Улан-Удэ | Автовокзал города Улан-Удэ, поселка | Отчет по плану. | ||||||
ТОРГОВЛЯ – 4 часа. | |||||||||||||
37-38 | Рынки. Виды рынков Нахождение наиболее низких цен на продукцию. | 2 | 26.01 30.01 |
| Рынки города Улан-Удэ, поселка | ||||||||
39-40 | Различия рынка от магазина. Право выбора товара | 2 | 02.02 06.02 |
| |||||||||
СРЕДСТВА СВЯЗИ | 8 ч. | ||||||||||||
41-42 | Телефон. Виды телефонной связи. | 2 | 09.02 13.02 |
| Городская телефонная сеть. | Зарисовка телефонов, их различение. | |||||||
43-44 | Правила пользо-вания телефонным справочником. ПР | 2 | 16.02 20.02 |
| Демонстрация справочников, пример использования. | Справочники города, служба 09 | |||||||
45 | Культура разговора по телефону. | 1 | 27.02 |
| |||||||||
46 | Сюжетно - ролевая игра «У меня зазвонил телефон» ПР | 1 | 01.03 |
| Обыгрывание телефонных ситуаций. | ||||||||
47 | Междугородняя телефонная связь. | 1 | 05.03 |
| Телеграфы города, района. | ||||||||
48 | Виды заказов междугороднего телефонного разговора. | 1 | 09.03 |
| |||||||||
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ – 4 часа. | |||||||||||||
49 | Первая помощь при несчастном случае. | 1 | 12.03 |
| Травматологические отделения и пункты города. | Виды доврачебной помощи | |||||||
50 | Первая помощь утопающему. | 1 | 15.03 |
| Водоёмы Бурятии, оборудованные пляжи, спасательские. | Порядок оказания помощи | |||||||
51 | Солнечный и тепловой удар. Первая помощь | 1 | 19.03 |
| Последовательность | ||||||||
52 | Меры по предуп-реждению несчастных случаев. | 1 | 22.03 |
| |||||||||
IV четверть – 16 часов. | |||||||||||||
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ – 2 часа. | |||||||||||||
53 | Департамент. Муниципалитет, их назначение. | 1 | 05.04 |
| Департамент города Улан-Удэ | ||||||||
54 | Префектура. Полиция. Их назначение. | 1 | 09.04 |
| Префектура и полиция города. | ||||||||
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА – 14 часов | |||||||||||||
55 | Бюджет семьи. | 1 | 12.04 |
| Семейный бюджет | Составляю-щие бюджета. | |||||||
56 | Статьи доходов. Помощь подростков родителям. | 1 | 16.04 |
| Молодежные организации города, службы занятости. | ||||||||
57-58 | Составление доверенности. ПР Основные статьи расходов - создание домашнего уюта | 2 | 19.04 23.04 |
| Написание доверенности на получение зарплаты. | Составление доверенности | |||||||
59-60 | Обязательные платежи. Налоги. | 2 | 26.04 30.04 |
| Отделение налоговой службы | ||||||||
61-62 | Коммунальные платежи, как основные статьи расходов. | 2 | 03.05 07.05 |
| Коммунальные службы города, ЖКХ | ||||||||
63-64 | Незапланированные расходы - повышение уровня культуры. Расходы на пред-меты одежды и личной гигиены. | 2 | 10.05 14.05 |
| Культурные центры города, поселка | ||||||||
65 | Основные статьи расходов. | 1 | 17.05 |
| Заполнение таблицы | ||||||||
66 | Сбережения. Способы сохранения расходов. | 1 | 21.05 |
| Сбербанки города Улан-Удэ, с. Сосново-Озерское | ||||||||
67 | Бюджет семьи – доход и расход. | 1 | 24.05 |
| Заполнение таблицы | ||||||||
68 | Подведение итогов. | 1 | 28.05 |
|
Список литературы для подготовки проведения учебных занятий по предмету СБО
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
- Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для умственно отсталых детей. Практическое пособие. Ярославль: Академия холдинг,2003.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) - Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с. – (Коррекционная школа).
- Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 576с.: ил.
- Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил.
- Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.
- Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с.
- Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.
- Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.
- Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.
- Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.
- Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл.
- Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл.
Учебные пособия для учащихся
1. Технология: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 192 с: илл.
2. Технология: Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симо'ненко.-М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 208 с: илл.
3. Технология: Учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004.-240 с: илл.
4. Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2003. - 240 с: илл.
5.Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 208 с: илл.
6. Технология: Учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 288 с: илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по социально-бытовой ориентировке в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками»
В ходе урока изучаются краткие сведения о происхождении форм приветствия, о применении фразеологизмов (например, «скатертью дорога»), о допустимых формах приветствия старших и сверстников....
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке по образовательной программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Рабочая программа включает все необходимые разделы. Также предлагается календарно-тематическое планирование по предмету....
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физическо...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке в 5 - 10 классах коррекционной школы VIII вида
Рабоча программа предмета " Социально бытовая ориентировка" разработана на основе программы для коррекционных школ VIII вида , под редакцией С. А. Казаковой и В.В. Воронковой. Занятия направлены на пр...
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6 специального (коррекционного) класса VIII вида"
Рабочая программа 6 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекц...