Открытый урок по технологии в 5 классе по теме "Составление композиции из лоскутков"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Урок открытия и закрепления новых знаний. Данный материал знакомит с одной из техник скоростного лоскутного шитья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект открытого урока | 24.03 КБ |
Презентация к уроку "Составление композиции из лоскутков" | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «СОСТАВЛЕНИЕ ЛОСКУТНОЙ КОМПОЗИЦИИ».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели результаты:
Ход урока.
Этап урока | деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивационный этап | Настроить учащихся к учебной деятельности и включения в учебный процесс: приветствие проверка явки учащихся заполнение классного журнала проверка готовности учащихся к уроку настрой учащихся на работу: Притча о лоскутном шитье Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Как вы думаете, чему посвящен сегодня урок? | Готовятся к уроку. Погружаются в благоприятную атмосферу. Отвечают на вопрос «лоскутному шитью» | Приготовились к работе |
Актуализация знаний | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании: Что такое лоскутное шитье? Какие изделия можно выполнять в этой технике? Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье? | оценивают личный опыт, делают выводы; - Слушают учителя, отвечают на вопросы 1. «Это вид декоративно-прикладного творчества» «техника шитья из кусочков ткани». 2.»Панно, прихватки, одеяла, подставки…». 3. «Квадрат, треугольник, ромб, полоса/прямоугольник, многоугольник» | Отвечают на вопросы |
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, НЕДОСТАТОЧНО ЗНАТЬ БУКВЫ. ВАЖНО УМЕТЬ СОСТАВЛЯТЬ ИЗ БУКВ СЛОВА И ФРАЗЫ. ТАК И В ЛОСКУТНОМ ШИТЬЕ – МАЛО ОВЛАДЕТЬ ПРИЕМАМИ СОЕДИНЕНИЯ ЛОСКУТКОВ, НУЖНО УМЕТЬ РАСШИФРОВЫВАТЬ, «ЧИТАТЬ» УЗОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ СБОРКЕ. | |||
Постановка учебной задачи | Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока: Можно составить красивый орнамент из отдельных фрагментов, не владея определенной информацией? Что нужно знать, чтобы это сделать? Фиксация цели урока: сформулировать и согласовать цели урока. Фиксировать их на доске. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют цели | Сформировали цели урока |
Изложения нового знания | Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала, организовать фиксацию преодоления затруднения: СКОРОСТНЫЕ ТЕХНИКИ ВДОХНОВЛЯЮТ НАЧИНАЮЩИХ МАСТЕРИЦ, ЛЕГКОСТЬЮ СОЗДАНИЯ УЗОРОВ И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. КОГДА ВЫ ДЕЛАЕТЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ, ТРУДОЕМКИЕ И КРОПОТЛИВЫЕ РАБОТЫ МОГУТ УТВЕРДИТЬ ВАС В МЫСЛИ, ЧТО ЭТО НЕ ТАК ЛЕГКО, КАК КАЖЕТСЯ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА. НО ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ НЕВЕРОЯТНО РАЗНООБРАЗНО И КТО-ТО С ВОСТОРГОМ КОРПИТ НАД СЛОЖНЫМ СТЕГАНЫМ ОДЕЯЛОМ, А КТО-ТО НЕ МЕНЕЕ СЧАСТЛИВ СТАЧИВАЯ, ПРЯМЫЕ ШВЫ И ИГРАЯ ЦВЕТОМ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ДЕТАЛЯМИ В НЕБОЛЬШИХ ИЗДЕЛИЯХ. | Слушают | Составили технологическую карту техники ТЬЮБ |
Проблемное изложение нового знания Представляет модель образца для работы в технике тьюб – бумажный цилиндр: Прикрепляет макет трубы к крыше над целями на доске. Предлагает выполнить на макете способ как разрезать заготовку, чтобы из нее получились квадраты. Предлагает составить план изготовления детали из полос для работы в технике тьюб/труба. Фиксирует ответы на доске. | Предлагают способы раскроя на макетах. Анализируют, что у них получилось. Предлагают варианты технологической карты. Выявляют лишние пункты, если есть и корректируют план | ||
Применение знаний на практике. | Подводит к выполнению основной работы. Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Выберите из деталей, которые лежат у вас на столе по одному образцу. Объединитесь в две группы по цветовому сочетанию деталей из ткани. Нацеливает на активную работу всех членов группы. От согласованности ваших общих усилий будет зависеть результат работы вашей группы. Дает задание познакомиться с текстом учебника на стр. 156-158. Предлагает выбрать и назвать основные понятия. Предлагает заслушать отчет групп. Контролирует и подтверждает правильность ответов. Обобщает полученные результаты. | Делятся на группы. Работают с учебником. Озвучивают выбранную информацию. Фиксируют в тетради основные понятия: Композиция, виды композиции, приемы композиции, основные средства композиции. | Выделили из текста основные понятия |
Первичное закрепление знаний учащихся зафиксировать алгоритм раскроя детали. Учитель: На ваших столах находятся инструкционные карты последовательности выполнения практической работы (Приложение 2). Внимательно прочтите их. Что вам непонятно? Как надо выполнить эту работу? «Достраивает» дом из бревен, с прописанными в них критериями оценивания работ, выполненных в лоскутной технике: Размер всех деталей должен быть …. Линии срезов деталей должны быть….. Лоскутный рисунок должен быть… Предупреждение о возможных ошибках. Определите, из каких цветов будет ваша композиция. Выполните раскрой своей детали. | Работают с технологической картой: читают, задают вопросы. определяют требования к качеству лоскутного образца ...одинаковый; ...ровные; ...красивым, гармоничным, с сочетанием цветов... Выкраивают блоки квадратов в технике тьюб, проверяют как получилось, сравнивают свою работу с критериями, оценивают себя и фиксируют достижения в о/листах | ||
Организует самостоятельную практическую работу учащихся с самопроверкой по эталону. Из полученных квадратов составьте орнамент с учётом понятий, которые вы сегодня определили, работая текстом учебника. 1-ая группа работает над ассиметричной композицией; 2-ая группа над симметричной композицией. Для этого с помощью булавок можете зафиксировать на ткани ваши лоскутки. За чем нужно следить, чтобы орнамент получился аккуратным? Фиксирует ответ на доске. Проводит текущий инструктаж - целевые обходы рабочих мест учащихся: организация рабочего места, культура труда; соблюдение правил техники безопасности; правильность выполнения приёмов и качество работы; степень самостоятельности; правильность использования технологической документации; организации самопроверки самостоятельной работы и фиксации результатов в о/листе. Проводит заключительный инструктаж Анализирует выполнение самостоятельной работы. Организует разбор типичных ошибок учащихся. Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок. Организовывает ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы. | Самостоятельная работа учащихся. Слушают, отвечают на вопрос. Организуют рабочее место. Выполняют практическую работу: «Составление лоскутной композиции». Составляют орнамент из выполненных блоков. Обсуждают наиболее удачные варианты. Обсуждают, что получилось, что не получилось. Выявляют причины и способы устранения | Составили композицию из лоскутков: 1-ая группа симметричную композицию;2-ая группа –ассиметричную. | |
Уборка рабочих мест | Организует уборку рабочих мест | приводят в порядок рабочие места | Убрали лишнее с рабочих мест |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию. Выставка работ учащихся: организует просмотр выполненных лоскутных композиций на столах. Организовывает фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока. Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция в случае расхождения эталона Заполните о/лист полностью. Подводит к формулировке темы: Что у вас получилось? Какому понятию соответствует ваша работа? Из чего она выполнена? Можете теперь сформулировать тему нашего урока? Записывает тему урока на доске. Что можно сшить из лоскутков? Для чего или для кого можно сшить? В какой технике можно сшить? что получилось/не получилось? что было понятно/непонятно? Как получилось? А теперь давайте вернемся к притче: Притча о лоскутном шитье Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной. Фиксирует направления будущей деятельности Сможете теперь сами придумывать изделия в лоскутной технике? | Учащиеся подводят итоги своей работы индивидуально и в группах, производят само- и взаимопроверку Проводят самооценку; Оценивают работу одноклассников; Заполняют о/лист до конца. Отвечают на подводящие вопросы. Озвучивают формулировку темы. Записывают тему в тетрадь. Отвечают на вопросы по рефлексии. | Дали оценку своей получившейся композиции. |
VIII. Домашнее задание | Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома, нашего кабинета или работу на выставку детского творчества. | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для того чтобы научиться читать, недостаточно знать буквы. Важно уметь составлять из букв слова и фразы. Так и в лоскутном шитье – мало овладеть приемами соединения лоскутков, нужно уметь расшифровывать, «читать» узоры, определяя последовательность операций при сборке.
Скоростные техники вдохновляют начинающих мастериц, легкостью создания узоров и это очень важно. Когда вы делаете первые шаги, трудоемкие и кропотливые работы могут утвердить вас в мысли, что это не так легко, как кажется с первого взгляда. Но лоскутное шитьё невероятно разнообразно и кто-то с восторгом корпит над сложным стеганым одеялом, а кто-то не менее счастлив стачивая, прямые швы и играя цветом и геометрическими деталями в небольших изделиях.
Найти необходимую информацию в учебнике Применить полученные знания на практике Выполнить детали из лоскутов ткани Составить из деталей орнамент
Как разрезать, чтобы получились квадраты?
05.04.2019 7 УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ
Из полученных квадратов составьте орнамент с учётом понятий, которые вы сегодня определили, работая текстом учебника.
Тема урока: Составление композиции из лоскутков
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Домашнее задание Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома, нашего кабинета или работу на выставку детского творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"
Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...
Открытый урок по технологии 5 класс
Материалы по подготовке и проведению открытого урока по технологии в 5 классе. Класс неделимый (совмесного обучения мальчиков и девочек)....
открытый урок по технологии 7 класс
Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, углубление, обобщение и систематизации знаний о народном творчестве.Обучение технологии вышивки гладью.Учить созданию краси...
разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"
Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...
план-конспект открытого урока по технологии 7 класса
план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной доски" 7 класс...
Открытый урок по технологии. 7 класс. Устройство и работа токарного станка СТД-120М.
Методическая разработка по предмету Технология. План-конспект открытого занятия по теме: Устройство и работа токарного станка СТД-120М". 7 класс (мальчики).В работе указаны основные цели и задачи, кот...
открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"
На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок, формулируют тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...
- Мне нравится (1)