Технологическая карта урока для 5 класса по теме: «Орнамент»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Скибко Ольга Петровна

Все этапы урока, описанные в карте направлены на формирование у учащихся основных видов УУД с их детальным описанием. Каждый этап урока подкрепляется практикоориентированным творческим заданием, что способствует проявлению активности, любознательности и заинтересованности учащихся на протяжении всего урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока для 5 класса по теме: «Орнамент»

Автор: Скибко Ольга Петровна, учитель технологии

Описание: Все этапы урока, описанные в карте направлены на формирование у учащихся основных видов УУД с их детальным описанием. Каждый этап урока подкрепляется практикоориентированным творческим заданием, что способствует проявлению активности, любознательности и заинтересованности учащихся на протяжении всего урока.

Класс: 5

Предмет: Технология

Тема урока: Орнамент

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели:

  • Оразовательная: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; научить учащихся украшать орнаментом национальный костюм.
  • Развивающая: развивать воображение детей, глазомер, творческие возможности, эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства,  познавательный интерес к предмету.  
  • Воспитательная: воспитывать национальное самосознание и уважение  к историческому, культурному наследию наших предков, воспитывать любовь к культуре и традициям русского народа.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: знать понятие «орнамент», виды, цветовые сочетания и символику элементов русского народного орнамента; уметь составлять основные виды орнаментов.
  • Метапредметные УУД: сопоставлять, анализировать, выбирать способы решения задачи, уметь делать выводы, прогнозировать, работать по плану;  определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами,  организовать учебное сотрудничество в группе, адекватно воспринимать содержание высказываний одноклассников.
  • Личностные УУД: реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Оборудование: ТСО для компьютерной презентации POWERPOINT (персональный компьютер, проектор, экран); учебник Технологии ведения дома: 5 класс, Синица Н.В. – М: Вентана-Граф, 2015; натуральные наглядные предметы (изделия, украшенные росписью, посуда без рисунка); наглядные макеты разделочных досок, блюда, салфетки.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личност-ные УУД

Регулятив-ные УУД

Познаватель-ные УУД

Коммуника-тивные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Организа-ционный момент

 

Учащиеся предварительно разделены на 2 группы.

Учитель: Здравствуйте! Я рада вас всех здесь сегодня видеть. Я желаю вам хорошего настроения, удачной и продуктивной работы. Пусть вам помогут знания, которые вы приобрели на прошлых уроках, а также смекалка и сообразительность

Приветствуют, учителя, садятся на свои места, включаются в рабочий ритм урока

Формиро-вание

внутренней

позиции

школьника

Формиро-вание волевой саморегу-ляции

Планирова-ние учебного сотрудни-чества с учителем и одноклас-сниками

2

Мотивация учебной деятельно-сти

На подготовленных заранее столах расположены предметы: на первом – вещи неукрашенные, на втором – вышитые, расписанные яркие изделия.

Учитель: Ребята, перед вами 2 стола, посмотрите внимательно на предметы, которые находятся на них и ответьте на вопрос, отличаются ли вещи первого стола от второго?

Какой стол больше привлек ваше внимание?

Почему вас больше заинтересовали предметы со второго стола? В чем их отличие от предметов, расположенных на первом столе?

Молодцы, вы все правильно сказали. Вещи со второго стола декорированы узором и украшают нашу жизнь также как и украшали жизнь наших предков.

 

Рассматривают предметы, дают ответ на вопрос (да, отличаются)

Дают ответ на вопрос (второй стол)

Дают ответ на вопрос (они ярче, красивее, интереснее, украшены узором)

Само-определение, смысло-образование

Умение слушать и понимать речь других

3

Целепола-

гание

Учитель:   Узор   на  предметах    непростой, затейливый и имеет особое название. Может кто-нибудь из вас догадывается о его названии?

А хотите узнать?

Итак, сегодня мы будем изучать узор, который носит название орнамент. Поэтому тема нашего урока – «Орнамент» (Слайд 1). Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Ребята, вы хотите узнать, в чем кроется секрет привлекательности орнамента и столь широкого его использования?

Для этого нужно решить следующие задачи…(Слайд 2)

Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (да, хотим)

Помогают сформулировать тему урока. Записывают тему урока в тетрадь

Дают ответ на вопрос (да, хотим)

Учащийся читает вслух со слайда цели урока:

- найти определение «Орнамент»;

- выделить виды орнамента;

- познакомиться с символикой русского орнамента;

- научиться составлять орнамент

Смысло-

образова-ние

Умение

прогова-ривать последо-ватель-ность действий на уроке, умение опреде-лять и формули-ровать цели урока с помощью учителя

Умение

ориентиро-ваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя

Планирова-

ние

учебного

сотрудни-чества

с

учителем

и

одноклас-сниками

4

Актуализа-ция знаний

Учитель: Давайте вспомним из прошлых уроков, какое понятие неразрывно связано с украшением предметов, пространства?

Правильно, композиция, она тоже как узор нацелена на украшение изделия, пространства и придает им большую выразительность.

Какие признаки композиции мы с вами знаем? Как доказать что перед нами целостная композиция?

Вспомнить приемы построения композиции вам   помогут   помощники    –     конвертики    с элементами композиции (элементы городецкой росписи), клей

Вспоминают материал прошлых уроков, дают ответ на вопрос (композиция)

С помощью учителя дают определение композиции, проговаривают ее признаки.

Дети выполняют задание     1. по составлению симметричной композиции,

по  составлению  асимметричной композиции. После выполнения  дети по очереди выходят и обосновывают свои

Осознание

ответст-венности

за  общее

дело

Умение

оценивать

правиль-ность

выпол-нения

действия

Анализ объектов с целью выделения  признаков, осознанное

и

произволь-ное

построение

речевого высказыва-ния

Планирова-ние учебного сотрудни-чества, владение речью, учет

разных

мнений,

координи- рование в

сотрудни-честве

разных

-карандаш и незаконченные мастером изделия (макеты разделочных досок). Вам нужно внимательно прочитать, а затем выполнить предложенное на конвертах задание

результаты работы, и выражают свое мнение по соответствию результата другого учащегося с заданием

позиций, разрешение

конфликтов

5

«Открытие» нового знания

Учитель: Как и композиция, орнамент  тоже выполняет функцию  украшения и также состоит из отдельных элементов. Чтобы это подтвердить, открываем параграф 26-ой в учебнике и находим определение орнамента (Слайд 3). 

(Слайд 4) Возникновение орнамента  относится к временам глубокой древности, когда человек начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние изображения орнамента были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Находят определение в учебнике

Учащийся читает вслух, остальные следят

Записывают определение в тетрадь

Слушают учителя, смотрят  изображения на слайде

Нахожде-ние необходи-мой инфор-мации, используя учебник

Синтез визуальной и аудиальной информа-ции

Организа-ция

учебного сотрудни-чества и

совместной деятель-ности

с учителем

Понимание на слух новой информа-ции

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, каждая народность, даже каждая отдельная область имела свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой и его географией.

Несмотря на огромное разнообразие существующих народных орнаментов, все их можно разделить на 3 основных вида. Выделить эти виды нам снова помогут помощники,  – конверты с элементами орнаментов, ваша задача разделить все элементы на 3 части по трем признакам.

По какому признаку вы объединили элементы в первую группу?

Орнамент, состоящий из геометрических фигур (ромбов, квадратов, круглых розеток) так и называется геометрический (Слайд 5).

Элементы, с которыми вы сейчас работали - не простые рисунки, а символы, как вы думаете, что это означает?

Правильно, у наших предков каждый элемент нес информацию. На языке орнамента можно многое рассказать: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности, а также узнать его чувства и интересы. К каждой линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились   как     к    магической   «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать. Так, например, в геометрическом орнаменте ромб является символом земли, круг, разделенный на 6 равных частей – мужество, а восьмиконечный знак – символ огня, солнца.

По какому признаку вы объединили элементы во вторую группу?  Орнамент, который составлен  из цветов, листьев, завитков-травинок называется растительным (Слайд 5). Перед вами некоторые значения символов этого орнамента.

По какому признаку вы объединили элементы в третью группу?

С помощью учителя выполняют задание

Дают ответ на вопрос (элементы по форме напоминают геометрические фигуры)

Смотрят изображения на слайде

Высказывают свои предположения, дают ответ на вопрос (они имеют какое-то значение)

Слушают учителя, смотрят изображения на слайде

Дают ответ на вопрос (это всё растения)

Слушают учителя, смотрят изображения на слайде

Осозна-ние ответствен-ности за общее дело

Приоб-щение к нацио-нальным традициям, культуре

Осознание ответствен-ности за общее дело

Прогнози-рование (предвос-хищение результа-та), формули-рование проблемы

 Приоб-щение к нацио-нальным тради-циям, культуре

Контроль, оценка, коррекция

Анализ объектов с целью выделения признаков и классифика-ции

Умение ориентиро-ваться в своей системе знаний

Синтез визуальной и аудиальной информа-ции

Анализ, обобщение объектов

Инициатив-ное сотрудни-чество в поиске решения задачи, формулиро-вание и аргумента-ция своего мнения

Умение слушать учителя, высказы-вать свою точку зрения

Формули-рование и аргумента-ция своего мнения, умение слушать учителя

Умение высказать и обосновать свою точку зрения, умение слушать

Правильно, орнамент, состоящий из силуэтов птиц и животных носит название животный (зооморфный) (Слайд 5). Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Итак, мы с вами выделили 3 основных вида орнамента, теперь запишите их в тетрадь

Ребята, а вы обратили внимание на цвет элементов орнамента, когда делили их на группы? Что интересного вы заметили?

Оказывается, цвет в узоре имел особое значение. Белый цвет чаще всего является фоном и связывался со светом, чистотой. Синий и черный цвета чаще использовались в одежде пожилых людей. А основным цветом в русском орнаменте как вы заметили, является красный и золотой, который выражал мужество, доблесть. Это цвет солнца, огня, жизни.

У себя в тетради вы записали основные виды орнаментов. На самом деле разновидностей русского орнамента гораздо больше.  Так, в зависимости от расположения, орнамент может быть: ленточный, заключенный в прямоугольник, розеточный, заключенный в круг или угловой, заключенный в квадрат (Слайд 6). Обратите внимание, на то, как   повторяются его элементы в этих фигурах.

Ребята, кто согласен, что составление орнамента – это настоящее искусство?

Сейчас я предлагаю нам с вами немного приобщиться к этому древнему искусству

Дают ответ на вопрос (изображения птиц, животных)

Слушают учителя, смотрят изображения на слайде

Записывают в тетрадь основные виды орнамента

Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (в основном красный, есть черный, золотой, синий)

Слушают учителя

Слушают учителя, смотрят изображения на слайде

Синтез визуальной и аудиальной информа-ции

Понимание на слух новой информа-ции

. Для этого одни учащиеся  украсят блюдо растительным орнаментом, а другие украсят салфетку зооморфным орнаментом. Вашими помощниками в этом задании будут элементы, которые вы разделили на группы и клей-карандаш.

После выполнения задания учитель вывешивает работы групп

Делятся своим мнением

Поднимают элементы, с которыми они будут работать

Выполняют задание

Учащиеся по очереди высказывают свое мнение о том, справились ли другие учащиеся, и почему

Выполне-ние образца

 по анало-гии,осозна-нное и произволь-ное постро-ение речи.

Учет разных мнений, координи-рование в сотрудни-честве разных позиций

6

Закрепле-ние новых знаний

Учитель: Молодцы все справились с этим заданием. Но посмотрите, ребята у нас на столах остались еще неиспользованные элементы. К какому виду орнамента относятся оставшиеся элементы?

Жаль пропадать такой красоте. Вы согласны украсить этими элементами еще одну вещь?  А что это будет за вещь, вам подскажет видеоролик (Слайд 7).

Кто догадался, какую вещь мы будем украшать?

Правильно, украшать мы будем один из главных атрибутов русского народного костюма – мужскую рубашку.

На доске макет рубашки.

Учитель: Вот наша рубашка, которую мы с вами преобразим ярким орнаментом. Первая группа создаст орнамент для низа рукавов и ворота,  а вторая группа создаст орнамент для низа изделия. Для этого, вам нужно чередуя и повторяя элементы,  наклеить их  на бумажные детали.

После выполнения прикрепить детали к рубахе.

Учитель: Как вы считаете, преобразилась наша рубашка? Стала красивее?

Рубашка стала красивее благодаря орнаменту. Ребята вы хорошо постарались. Несмотря на то, что работали вы в разных группах, вы смогли создать целостное красивое украшение для изделия

Дают ответ на вопрос (геометрическому)

Высказывают свое мнение

Смотрят видеофрагмент

Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (рубашка)

Под музыку выполняют задание

Делятся своим мнением

Осозна-ние ответст-венности за общее дело, приобщение к нацио-нальным традициям, культуре, реализация творческого потенциала в продуктивной деятель-ности

Предвос-хищение результа-та, плани-рование своих действий в соответст-вии с постав-ленной задачей

Соблюде-ние норм и правил безопаснос-ти созидатель-ного труда,

подведение под понятие, умение ориентиро-ваться в системе приобретен-ных знаний, перенос знаний в новые условия, творческое, моделирова-ние, преобразо-вание модели, применение умений

Учет разных мнений, координи-рование в сотрудни-честве разных позиций, разрешение конфлик-тов, умение приходить к общему решению в совместной деятельнос-ти, выражение своих мыслей с достаточ-ной полнотой и точностью 

7

Подведе-ние итогов урока

Учитель: Сейчас проверим, все ли задачи мы выполнили для  того, чтобы раскрыть секрет притягательности орнамента.

Возвращение к слайду с целями

Анализируют, аргументи-руют свою работу, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Смысло-образова-ние

Контроль, коррекция, выделе-ние и

осознание того, усвоено что

Умение  с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

8

Рефлексия

Учитель: Подходящим дополнением к народной рубашке  служит головной убор, который носит название картуз. Он тоже нуждается в украшении.

В руках учителя макет картуза.

Каждому учащемуся выдают 3 цветка разного цвета с оценкой своей деятельности на обратной стороне цветка.

Оранжевый – активно работал в группе, красный – помогал группе, но мог постараться больше, фиолетовый – старался мало.

Учитель: Закончить урок хочется строками:

Несложно орнаменты нарисовать:

Берешь элементы, рисуешь их в ряд.

И вот уже виден орнамент в рисунке

И вот уже звездочки ярко горят.

А также листочки и линии можно,

И птиц, и зверюшек… Поверьте, друзья!

Придумать орнаменты вовсе несложно

И лишь без фантазии в этом деле нельзя!

Выбирают для украшения один цветок, оценив свою работу в группе

Слушают текст стихотворения

Способ-ность к само-оценке на основе критерия успеш-ности учебной деятель-ности, следова-ние в поведе-нии мораль-ным нормам и этичес-ким требова-ниям

Контроль и оценка процесса деятельнос-ти

Планирова-ние учебного сотрудни-чества, умение слушать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРНАМЕНТ Автор: учитель техно логии Скибко Ольга Петровна

Слайд 2

Цели: 1. н айти определение «Орнамент »; 2. выделить виды орнамента; 3. познакомиться с символикой русского орнамента; 4. научиться составлять орнамент.

Слайд 3

Орнамент - ( от лат. о rnamentum – «украшение») - узор, основанный на повторе и чередовании его элементов.

Слайд 5

Геометрический Виды орнаментов Растительный Животный (зооморфный) Земля Мужество Солнце Оберег домашнего очага Тепло, богатый урожай Богатство,изобилие Мужская сила, энергия Молодость и любовь

Слайд 6

Ленточный Розеточный Угловой (в полосе) (в круге) (в квадрате)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии    1.Технология развития критического ...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".

Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....

Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...