Технологическая карта урока для 5 класса по теме: «Орнамент»
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Все этапы урока, описанные в карте направлены на формирование у учащихся основных видов УУД с их детальным описанием. Каждый этап урока подкрепляется практикоориентированным творческим заданием, что способствует проявлению активности, любознательности и заинтересованности учащихся на протяжении всего урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока для 5 класса по теме: «Орнамент» | 49.79 КБ |
Презентация к уроку для 5 класса по теме: «Орнамент» | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока для 5 класса по теме: «Орнамент»
Автор: Скибко Ольга Петровна, учитель технологии
Описание: Все этапы урока, описанные в карте направлены на формирование у учащихся основных видов УУД с их детальным описанием. Каждый этап урока подкрепляется практикоориентированным творческим заданием, что способствует проявлению активности, любознательности и заинтересованности учащихся на протяжении всего урока.
Класс: 5
Предмет: Технология
Тема урока: Орнамент
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели:
- Оразовательная: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; научить учащихся украшать орнаментом национальный костюм.
- Развивающая: развивать воображение детей, глазомер, творческие возможности, эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства, познавательный интерес к предмету.
- Воспитательная: воспитывать национальное самосознание и уважение к историческому, культурному наследию наших предков, воспитывать любовь к культуре и традициям русского народа.
Планируемые результаты:
- Предметные УУД: знать понятие «орнамент», виды, цветовые сочетания и символику элементов русского народного орнамента; уметь составлять основные виды орнаментов.
- Метапредметные УУД: сопоставлять, анализировать, выбирать способы решения задачи, уметь делать выводы, прогнозировать, работать по плану; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное сотрудничество в группе, адекватно воспринимать содержание высказываний одноклассников.
- Личностные УУД: реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Оборудование: ТСО для компьютерной презентации POWERPOINT (персональный компьютер, проектор, экран); учебник Технологии ведения дома: 5 класс, Синица Н.В. – М: Вентана-Граф, 2015; натуральные наглядные предметы (изделия, украшенные росписью, посуда без рисунка); наглядные макеты разделочных досок, блюда, салфетки.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Личност-ные УУД | Регулятив-ные УУД | Познаватель-ные УУД | Коммуника-тивные УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Организа-ционный момент
| Учащиеся предварительно разделены на 2 группы. Учитель: Здравствуйте! Я рада вас всех здесь сегодня видеть. Я желаю вам хорошего настроения, удачной и продуктивной работы. Пусть вам помогут знания, которые вы приобрели на прошлых уроках, а также смекалка и сообразительность | Приветствуют, учителя, садятся на свои места, включаются в рабочий ритм урока | Формиро-вание внутренней позиции школьника | Формиро-вание волевой саморегу-ляции | Планирова-ние учебного сотрудни-чества с учителем и одноклас-сниками | |
2 | Мотивация учебной деятельно-сти | На подготовленных заранее столах расположены предметы: на первом – вещи неукрашенные, на втором – вышитые, расписанные яркие изделия. Учитель: Ребята, перед вами 2 стола, посмотрите внимательно на предметы, которые находятся на них и ответьте на вопрос, отличаются ли вещи первого стола от второго? Какой стол больше привлек ваше внимание? Почему вас больше заинтересовали предметы со второго стола? В чем их отличие от предметов, расположенных на первом столе? Молодцы, вы все правильно сказали. Вещи со второго стола декорированы узором и украшают нашу жизнь также как и украшали жизнь наших предков.
| Рассматривают предметы, дают ответ на вопрос (да, отличаются) Дают ответ на вопрос (второй стол) Дают ответ на вопрос (они ярче, красивее, интереснее, украшены узором) | Само-определение, смысло-образование | Умение слушать и понимать речь других | ||
3 | Целепола- гание | Учитель: Узор на предметах непростой, затейливый и имеет особое название. Может кто-нибудь из вас догадывается о его названии? А хотите узнать? Итак, сегодня мы будем изучать узор, который носит название орнамент. Поэтому тема нашего урока – «Орнамент» (Слайд 1). Открываем тетради, записываем число и тему урока. Ребята, вы хотите узнать, в чем кроется секрет привлекательности орнамента и столь широкого его использования? Для этого нужно решить следующие задачи…(Слайд 2) | Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (да, хотим) Помогают сформулировать тему урока. Записывают тему урока в тетрадь Дают ответ на вопрос (да, хотим) Учащийся читает вслух со слайда цели урока: - найти определение «Орнамент»; - выделить виды орнамента; - познакомиться с символикой русского орнамента; - научиться составлять орнамент | Смысло- образова-ние | Умение прогова-ривать последо-ватель-ность действий на уроке, умение опреде-лять и формули-ровать цели урока с помощью учителя | Умение ориентиро-ваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Планирова- ние учебного сотрудни-чества с учителем и одноклас-сниками |
4 | Актуализа-ция знаний | Учитель: Давайте вспомним из прошлых уроков, какое понятие неразрывно связано с украшением предметов, пространства? Правильно, композиция, она тоже как узор нацелена на украшение изделия, пространства и придает им большую выразительность. Какие признаки композиции мы с вами знаем? Как доказать что перед нами целостная композиция? Вспомнить приемы построения композиции вам помогут помощники – конвертики с элементами композиции (элементы городецкой росписи), клей | Вспоминают материал прошлых уроков, дают ответ на вопрос (композиция) С помощью учителя дают определение композиции, проговаривают ее признаки. Дети выполняют задание 1. по составлению симметричной композиции, по составлению асимметричной композиции. После выполнения дети по очереди выходят и обосновывают свои | Осознание ответст-венности за общее дело | Умение оценивать правиль-ность выпол-нения действия | Анализ объектов с целью выделения признаков, осознанное и произволь-ное построение речевого высказыва-ния | Планирова-ние учебного сотрудни-чества, владение речью, учет разных мнений, координи- рование в сотрудни-честве разных |
-карандаш и незаконченные мастером изделия (макеты разделочных досок). Вам нужно внимательно прочитать, а затем выполнить предложенное на конвертах задание | результаты работы, и выражают свое мнение по соответствию результата другого учащегося с заданием | позиций, разрешение конфликтов | |||||
5 | «Открытие» нового знания | Учитель: Как и композиция, орнамент тоже выполняет функцию украшения и также состоит из отдельных элементов. Чтобы это подтвердить, открываем параграф 26-ой в учебнике и находим определение орнамента (Слайд 3). (Слайд 4) Возникновение орнамента относится к временам глубокой древности, когда человек начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние изображения орнамента были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами. | Находят определение в учебнике Учащийся читает вслух, остальные следят Записывают определение в тетрадь Слушают учителя, смотрят изображения на слайде | Нахожде-ние необходи-мой инфор-мации, используя учебник Синтез визуальной и аудиальной информа-ции | Организа-ция учебного сотрудни-чества и совместной деятель-ности с учителем Понимание на слух новой информа-ции | ||
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, каждая народность, даже каждая отдельная область имела свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой и его географией. Несмотря на огромное разнообразие существующих народных орнаментов, все их можно разделить на 3 основных вида. Выделить эти виды нам снова помогут помощники, – конверты с элементами орнаментов, ваша задача разделить все элементы на 3 части по трем признакам. По какому признаку вы объединили элементы в первую группу? Орнамент, состоящий из геометрических фигур (ромбов, квадратов, круглых розеток) так и называется геометрический (Слайд 5). Элементы, с которыми вы сейчас работали - не простые рисунки, а символы, как вы думаете, что это означает? Правильно, у наших предков каждый элемент нес информацию. На языке орнамента можно многое рассказать: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности, а также узнать его чувства и интересы. К каждой линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать. Так, например, в геометрическом орнаменте ромб является символом земли, круг, разделенный на 6 равных частей – мужество, а восьмиконечный знак – символ огня, солнца. По какому признаку вы объединили элементы во вторую группу? Орнамент, который составлен из цветов, листьев, завитков-травинок называется растительным (Слайд 5). Перед вами некоторые значения символов этого орнамента. По какому признаку вы объединили элементы в третью группу? | С помощью учителя выполняют задание Дают ответ на вопрос (элементы по форме напоминают геометрические фигуры) Смотрят изображения на слайде Высказывают свои предположения, дают ответ на вопрос (они имеют какое-то значение) Слушают учителя, смотрят изображения на слайде Дают ответ на вопрос (это всё растения) Слушают учителя, смотрят изображения на слайде | Осозна-ние ответствен-ности за общее дело Приоб-щение к нацио-нальным традициям, культуре Осознание ответствен-ности за общее дело | Прогнози-рование (предвос-хищение результа-та), формули-рование проблемы Приоб-щение к нацио-нальным тради-циям, культуре Контроль, оценка, коррекция | Анализ объектов с целью выделения признаков и классифика-ции Умение ориентиро-ваться в своей системе знаний Синтез визуальной и аудиальной информа-ции Анализ, обобщение объектов | Инициатив-ное сотрудни-чество в поиске решения задачи, формулиро-вание и аргумента-ция своего мнения Умение слушать учителя, высказы-вать свою точку зрения Формули-рование и аргумента-ция своего мнения, умение слушать учителя Умение высказать и обосновать свою точку зрения, умение слушать | ||
Правильно, орнамент, состоящий из силуэтов птиц и животных носит название животный (зооморфный) (Слайд 5). Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай. Итак, мы с вами выделили 3 основных вида орнамента, теперь запишите их в тетрадь Ребята, а вы обратили внимание на цвет элементов орнамента, когда делили их на группы? Что интересного вы заметили? Оказывается, цвет в узоре имел особое значение. Белый цвет чаще всего является фоном и связывался со светом, чистотой. Синий и черный цвета чаще использовались в одежде пожилых людей. А основным цветом в русском орнаменте как вы заметили, является красный и золотой, который выражал мужество, доблесть. Это цвет солнца, огня, жизни. У себя в тетради вы записали основные виды орнаментов. На самом деле разновидностей русского орнамента гораздо больше. Так, в зависимости от расположения, орнамент может быть: ленточный, заключенный в прямоугольник, розеточный, заключенный в круг или угловой, заключенный в квадрат (Слайд 6). Обратите внимание, на то, как повторяются его элементы в этих фигурах. Ребята, кто согласен, что составление орнамента – это настоящее искусство? Сейчас я предлагаю нам с вами немного приобщиться к этому древнему искусству | Дают ответ на вопрос (изображения птиц, животных) Слушают учителя, смотрят изображения на слайде Записывают в тетрадь основные виды орнамента Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (в основном красный, есть черный, золотой, синий) Слушают учителя Слушают учителя, смотрят изображения на слайде | Синтез визуальной и аудиальной информа-ции | Понимание на слух новой информа-ции | ||||
. Для этого одни учащиеся украсят блюдо растительным орнаментом, а другие украсят салфетку зооморфным орнаментом. Вашими помощниками в этом задании будут элементы, которые вы разделили на группы и клей-карандаш. После выполнения задания учитель вывешивает работы групп | Делятся своим мнением Поднимают элементы, с которыми они будут работать Выполняют задание Учащиеся по очереди высказывают свое мнение о том, справились ли другие учащиеся, и почему | Выполне-ние образца по анало-гии,осозна-нное и произволь-ное постро-ение речи. | Учет разных мнений, координи-рование в сотрудни-честве разных позиций | ||||
6 | Закрепле-ние новых знаний | Учитель: Молодцы все справились с этим заданием. Но посмотрите, ребята у нас на столах остались еще неиспользованные элементы. К какому виду орнамента относятся оставшиеся элементы? Жаль пропадать такой красоте. Вы согласны украсить этими элементами еще одну вещь? А что это будет за вещь, вам подскажет видеоролик (Слайд 7). Кто догадался, какую вещь мы будем украшать? Правильно, украшать мы будем один из главных атрибутов русского народного костюма – мужскую рубашку. На доске макет рубашки. Учитель: Вот наша рубашка, которую мы с вами преобразим ярким орнаментом. Первая группа создаст орнамент для низа рукавов и ворота, а вторая группа создаст орнамент для низа изделия. Для этого, вам нужно чередуя и повторяя элементы, наклеить их на бумажные детали. После выполнения прикрепить детали к рубахе. Учитель: Как вы считаете, преобразилась наша рубашка? Стала красивее? Рубашка стала красивее благодаря орнаменту. Ребята вы хорошо постарались. Несмотря на то, что работали вы в разных группах, вы смогли создать целостное красивое украшение для изделия | Дают ответ на вопрос (геометрическому) Высказывают свое мнение Смотрят видеофрагмент Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (рубашка) Под музыку выполняют задание Делятся своим мнением | Осозна-ние ответст-венности за общее дело, приобщение к нацио-нальным традициям, культуре, реализация творческого потенциала в продуктивной деятель-ности | Предвос-хищение результа-та, плани-рование своих действий в соответст-вии с постав-ленной задачей | Соблюде-ние норм и правил безопаснос-ти созидатель-ного труда, подведение под понятие, умение ориентиро-ваться в системе приобретен-ных знаний, перенос знаний в новые условия, творческое, моделирова-ние, преобразо-вание модели, применение умений | Учет разных мнений, координи-рование в сотрудни-честве разных позиций, разрешение конфлик-тов, умение приходить к общему решению в совместной деятельнос-ти, выражение своих мыслей с достаточ-ной полнотой и точностью |
7 | Подведе-ние итогов урока | Учитель: Сейчас проверим, все ли задачи мы выполнили для того, чтобы раскрыть секрет притягательности орнамента. Возвращение к слайду с целями | Анализируют, аргументи-руют свою работу, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Смысло-образова-ние | Контроль, коррекция, выделе-ние и осознание того, усвоено что | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
8 | Рефлексия | Учитель: Подходящим дополнением к народной рубашке служит головной убор, который носит название картуз. Он тоже нуждается в украшении. В руках учителя макет картуза. Каждому учащемуся выдают 3 цветка разного цвета с оценкой своей деятельности на обратной стороне цветка. Оранжевый – активно работал в группе, красный – помогал группе, но мог постараться больше, фиолетовый – старался мало. Учитель: Закончить урок хочется строками: Несложно орнаменты нарисовать: Берешь элементы, рисуешь их в ряд. И вот уже виден орнамент в рисунке И вот уже звездочки ярко горят. А также листочки и линии можно, И птиц, и зверюшек… Поверьте, друзья! Придумать орнаменты вовсе несложно И лишь без фантазии в этом деле нельзя! | Выбирают для украшения один цветок, оценив свою работу в группе Слушают текст стихотворения | Способ-ность к само-оценке на основе критерия успеш-ности учебной деятель-ности, следова-ние в поведе-нии мораль-ным нормам и этичес-ким требова-ниям | Контроль и оценка процесса деятельнос-ти | Планирова-ние учебного сотрудни-чества, умение слушать |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1. н айти определение «Орнамент »; 2. выделить виды орнамента; 3. познакомиться с символикой русского орнамента; 4. научиться составлять орнамент.
Орнамент - ( от лат. о rnamentum – «украшение») - узор, основанный на повторе и чередовании его элементов.
Геометрический Виды орнаментов Растительный Животный (зооморфный) Земля Мужество Солнце Оберег домашнего очага Тепло, богатый урожай Богатство,изобилие Мужская сила, энергия Молодость и любовь
Ленточный Розеточный Угловой (в полосе) (в круге) (в квадрате)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"
Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....
Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".
Тип урока Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии 1.Технология развития критического ...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".
Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....
Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.
Урок практикум. Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...