Структура оценки достижений учащихся
статья по технологии
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования учебной деятельности учащихся приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога.
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.
Школьная система балльных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структура системы оценки
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования учебной деятельности учащихся приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога.
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.
Школьная система балльных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
Внедрение рейтинговой системы контроля знаний учащихся обусловлено необходимостью интенсификации учебной деятельности и активизации познавательной деятельности учащихся через возможность получить отметку.
Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно рейтинговой системе оценки знаний учащихся весь курс, или учебная дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах и т.д.) учащийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может, проходит в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (балла). Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учеником по итогам всех модулей.
В рейтинговой системе не существует “отличников”, “ударников” и т.д., а есть первый, второй, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.
Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому ученику в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)
В школьной практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 10-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, полугодие или год)
В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:
- Рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты за четверть;
- Совокупный рейтинг за текущую четверть, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам определённого года обучения;
- Интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение всего периода обучения.
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
В основе рейтинговой системы контроля знаний по предмету технология лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями, система поощрения хорошо успевающих учениц.
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний
- Весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.
- По окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.
В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.
Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Большую роль в изучении предмета технологии играет учет. Теперь становится ясно, что отметка теряет свой смысл, так как девочки могут самостоятельно выбрать свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано – не сделано» или «сдано – не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. ученица, не выполнившая работу в срок, имеет возможность доделать её. В зависимости от индивидуальных особенностей она может сдавать работу целиком или по частям.
Устанавливается «ведомость» конкретной темы в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки.
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.
Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности девочек, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию учениц по всем темам в соответствии с учебным планом с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и поведения.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность ученицам сопоставлять свои результаты с результатами одноклассниц.
Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на учащихся. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам учитель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.
Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
- домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
- информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
- участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
- дисциплина (замечания, деструктивный конфликт).
Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в РЕ (рейтинговые единицы). Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.
В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в аттестат, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и предметным областям.
Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если ученица, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.
Итак, проанализировав проблему мотивации учащихся, определив, сущность рейтинговой системы и, проанализировав учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.
Расчет учебной успешности учащихся на уроках технологии на мой взгляд, должен вестись по рейтинговому модулю оценки учебной успешности девочек, включающим в себя успеваемость по предмету.
Успеваемость – качественная характеристика, отражающая степень соответствия знаний, умений и навыков учащихся учебной программе (стандартам).
Первоначально необходимо определение уровня успешности учащейся на каждом отдельном уроке. Для этого необходимо заполнение поурочно-методической карты (Таблица № 1).
В рейтинговой системе контроля, наряду с положительными учебными баллами, существуют и отрицательные, которые соответственно вычитаются из набранной суммы, так называемые дисциплинарные баллы (Таблица №2).
Для усиления мотивации в качестве поощрения предлагается следующее:
- если учащиеся находятся на наивысшем и высшем уровне учебной успешности, то они освобождаются от тематической контрольной работы, получая при этом задание связанное либо с информационной активностью, либо проблемного характера;
- ученицы, значительно повысившие, по мере изучения предмета, свой рейтинговый уровень и при этом подтверждают его регулярно – получают задания, которые позволят им еще более поднять свой рейтинговый уровень,
- при наличии спорной отметки за четверть – отметка выводится в пользу учащегося.
Предполагается, что на одном уроке ученик может получить несколько оценок:
- за самостоятельную работу (подбор материала) – обсуждение самостоятельной работы в активных формах (в группах, обмен мнениями и т.д.),
- в ходе изучения нового материала – за участие в интерактивной беседе, проблемной ситуации и т.д.;
- закреплении – обобщение, применении изученного материала в подготовке проекта и т. д.
Следующим шагом в расчете поурочной учебной успешности является оценивание ученицы по критериям учебно-воспитательного процесса и подсчет общей учебной успеваемости (Таблица №3).
После того как завершено изучение темы (например «Конструирование и моделирование»), также возникает необходимость определения учебной успешности по этой пройденной теме. Для этого предлагается следующий вариант анализа учебной успешности учениц, например, «Защита творческого проекта» (Таблица №4).
При разработке технологии рейтинговой оценки учебной успешности учащихся на уроках технологии за основу были взяты следующие оценочные критерии учебно-воспитательного процесса:
- успеваемость,
- самостоятельная работа,
- информационная активность,
- участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
- пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).
Для дальнейшего совершенствования рейтинговой системы контроля ЗУН учащихся можно определять по формулам, а также создавать новый алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.
Выполняя какое-либо задание, ученица зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся. (Таблица №5)
Выведенная итоговая рейтинговая отметка учебной успешности в данной технологии дает возможность показать учителям и учащимся действительную картину состояния процесса обучения, что в свою очередь, позволит произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.
Таким образом, совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.
Рейтинговая система оценки знаний на уроках технологии позволяет учащимся:
- осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
- четко понимать систему формирования итоговой оценки;
- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной деятельности на уроке;
- углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение четверти;
- вносить в течение учебного года существенные коррективы по оформлению творческого проекта;
Учителю технологии рейтинговая система позволяет:
- рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу учениц;
- иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
- точно и объективно определять итоговую оценку по технологии с учетом текущей успеваемости;
- обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.
Применяя в педагогической практике систему рейтинговой оценки учебной успешности учащихся, в образовательном процессе будут исполняться потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.
Применение рейтинговой системы контроля и оценки качества знаний учащихся на уроках технологии не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.
Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей реакции.
Это подтверждается ещё и тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:
- Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;
- Обучение становится личностно-ориентированным;
- Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.
Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между учителем и учащимся.
Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний учащихся обеспечивает постоянное стремление набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Приложения Таблица № 1
Тема, раздел ____________________________________________________
класс | дата | № урока в теме | Тема урока | |||||||||||||||||||||||||||
№ | Ф.И. | Посещаемость | Опоздания | Наличие дом. задания | Отчет по домашнему заданию | Изучение нового материала | закрепление | Учебная успешность | ||||||||||||||||||||||
Практическая работа | Наличие инструкционной карты | Готовность к уроку | Ответы на вопросы | Дополнения | Информац. задания | Информац. задания | Интерактивные формы | Практическая работа | Конспект | Задание -проблема | Тестовые задания | Ответ на вопросы | Домашнее задание | Успеваемость | Уу с учетом успеваемости | Уу без ус -ти | Поощрит и штраф баллы | Общая.успешность | ||||||||||||
Сообщение | Доклад | Реферат | Творческий проект | Сообщения | Доклад, реферат | Творческая работа | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | ||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Таблица №2
Модульно-рейтинговая таблица оценки знаний учащихся на уроке технологии по теме «конструирование и моделирование»
№ | Проблемный модуль | Количество баллов |
УЧЕБНЫЕ БАЛЛЫ (+) | ||
1 | Выполнение практических заданий по составлению конкретного вида изделия (7 зад.) | |
Снятие мерок | 0-4 | |
Конструирование | 0-5 | |
Построение чертежа | 0-7 | |
Моделирование | 0-7 | |
Раскрой изделия | 0-7 | |
Обработка изделия | 0-4 | |
Контроль и самоконтроль | 0-7 | |
2 | Учебно-познавательная активность на уроках; самостоятельно-индивидуальная работа (решение кроссвордов, тестов; выполнение дополнительных заданий; доклады, сообщения; работа с дополнительной литературой и т.д.) | 0-4 |
3 | Выполнение творческого проекта | 0-16 |
4 | Присутствие на уроках / наличие лекций | 0-2 (8 ур.) |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ БАЛЛЫ (-) | ||
1 | Пропуск урока (по неуважительной причине) | 3 |
2 | Опоздание на урок (по неуважительной причине) | 1 |
3 | Предупреждение за нарушение дисциплины на уроке | 2 |
Поурочный суммарный балл
Таблица №3
Учебно-методическая карта оценки успешности учащихся на уроках технологии
по теме______________________________________ в _____ классе
№ | Ф.И ученицы | Поурочная учебная успеваемость | Поурочный суммарный средний балл | Тематическая проверочная работа | Средний балл по теме | УУ с учетом успеваемости | Поощрительные баллы | Штрафные баллы | Общая учебная успешность | ||||||||
Урок 1 | Урок 2 | Урок 3 | Урок 4 | Урок 5 | Урок 6 | Урок 7 | Урок 8 | Урок 9 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 18 | 19 |
1 | |||||||||||||||||
Таблица №4
Контрольно-оценочный лист творческого проекта
Класс_____ Ф.И. учащегося___________________________________
Тема творческого проекта______________________________________
____________________________________________________________
№ | Этапы выполнения проекта | Критерии оценки | Кол-во баллов | Оценка |
I Организационный этап | ||||
Обоснование возникшей потребности | Есть/нет | 1 | ||
Выбор модели. Описание внешнего вида | Есть/нет | 1 | ||
Выбор материала | Есть/нет | 1,5 | ||
Выбор оборудования | Есть/нет | 1,5 | ||
Организация рабочего места | Есть/нет | 1 | ||
II Технологический этап | ||||
Выполнение технологических операций | Есть/нет | 1 | ||
Соблюдение технологической последовательности | Есть/нет | 1 | ||
Контроль качества сборки и отделки изделия | Есть/нет | 1 | ||
Соблюдение ТБ и культуры труда | Есть/нет | 1 | ||
Экономическое обоснование | Есть/нет | 1 | ||
Экологическое обоснование | Есть/нет | 1 | ||
III Заключительный этап | ||||
Защита проекта | Есть/нет | 1 | ||
Убедительность изложения материала | Есть/нет | 1 | ||
Общие впечатления от изделия | Есть/нет | 1 | ||
Соответствие теме, дополнения, эстетичность (и т.д.) | Есть/нет | 1 | ||
Ответы на вопросы | Есть/нет | 1 |
Общий балл__________ Оценка_______________
Дата_________________ Подпись учителя_________________
Таблица №5
Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:
- реферат (10);
- составление библиографии и аннотаций – 5 источников информации по теме (3);
- конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3);
- подготовка дополнительного материала по теме (5).
- Выполнение практической работы по теме (3).
- Решение проблемных задач по теме (5).
- Устный ответ (5).
- Контрольная работа по содержанию темы (10).
- Рецензирование или отзыв творческой работы учащегося, участие в дискуссии (10).
- Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. (5).
- Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы – минус 20 баллов, отказ от устного ответа – минус 5 баллов
Приложение №7
Лист оценки выполнения проекта.
Ф. И. учащегося Критерии оценки | Проект 1 | Проект 2 | Проект 3 | … | Проект N |
Эстетичность; соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности и т.д. | |||||
Оригинальность, своеобразие, необычность | |||||
Технологическая разработанность | |||||
Соблюдение требований к качеству изделия | |||||
Наличие творческого компонента в процессе проектирования | |||||
Соответствие стандартам оформления описания проекта (наличие титульного листа, оглавления, списка терминов и т.д.) | |||||
Реклама, эмблема изделия | |||||
Наличие в тексте описания проекта рассуждений, анализа и выводов | |||||
Качество доклада (краткость, четкость, ясность формулировок и т.д.) | |||||
Культура речи, поведения, уверенность, владение собой |
- Если показатели критерия присутствуют в работе в полной мере – 1 балл;
- Если показатели критерия присутствуют в работе частично – 0,5 балла;
- Показатели критерия в работе отсутствуют – 0 баллов. Суммируются баллы всех членов жюри, и определяются победители.
НОМИНАЦИИ:
«За практическую направленность проекта»
«За оригинальный дизайн платья»
«За социально-значимый проект»
«За глубокое исследование проблемы проекта»
«За оригинальное оформление проекта»
«За оригинальное представление проекта»
«За высокое мастерство исполнения изделия»
«За сохранение и развитие ремесел и традиций»
«За возрождение исторических традиций»
Оценивание проходит по 10-бальной шкале:
от 0 до 44 - ставится оценка «2»
от 45 до 69 – ставится оценка «3»
от 70 до 84 – ставится оценка «4»
от 85 до 100 – ставится оценка «5»
Приложение №8
ОЦЕНКА выполненного проекта (самооценка) | Критерии | |||||||
Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения | ||||||||
Качество проектного изделия | ||||||||
Практическое использование проектного изделия | ||||||||
Качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность, соответствие ГОСТу) | ||||||||
Использование знаний из других наук и учебных предметов | ||||||||
Ответы на вопросы | ||||||||
Полнота знаний по технологии (трудовому обучению) | ||||||||
Оригинальность решения проекта | ||||||||
Культура речи | ||||||||
Соответствие содержания доклада проделанной проектной работе | ||||||||
Фамилии учениц |
Предварительный просмотр:
Система оценки текущей успеваемости на уроках технологии
Системой оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроках технологии целесообразны два типа контроля, различающиеся по дидактическим целям: корректирующий и констатирующий.
Цель корректирующего контроля - создать мотивацию интенсивной учебной деятельности, актуализировать имеющиеся знания, обратиться к опыту учащихся. Такой тип контроля имеет разные формы: фронтальный опрос, проверочные упражнения, практические задания. Он носит оперативный характер и используется во время вводного инструктажа и текущих обходов учащихся во время их работы в учебных мастерских. (Пример: тема урока «Ручные работы» - выполнить швы, которые вы изучили в начальных классах. Дети выполняют и называют швы. В 5 классе мы швы конкретизируем. Шов вперед иголку – сметочный стежок временного назначения. Разбираем требования к выполнению сметочного стежка. Проверяем правильность выполнении шва.)
Цель констатирующего контроля - оценить результат завершенного учебного действия в конце блока или учебного года. Учитель обращается к каждому участнику обучения, посредством устного опроса, контрольной работы, проверочной работы, тестирования, зачетов, защиты проектов, экзаменов.
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии).
Использование критической системы оценивания содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.
Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Предлагаю познакомиться с опытом работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии, которая позволяет объективно оценить работу учащихся, а также:
- учит ребёнка самому оценивать себя;
- выявляет причины снижения качества успеваемости;
- показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- воспитывает дисциплинированность;
- улучшает психологический климат на уроке.
Урок технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этапов все учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждый ученик суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал.
Например: 5+5+5+4=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапах урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Разберём подробнее процесс оценивания.
На этапе проверки готовности к уроку:
выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.
Этап повторения знаний:
Можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно или «Найди соответствие с определением».
Таблица на закрепление понятий
Силуэт | определенное соотношение частей костюма по величине между собой и по сравнению с фигурой человека |
Пропорции | означает внешние очертания любого предмета |
Рост | это измерение, равное обхвату груди в сантиметрах |
Размер | измерение от пола до высшей точки головы |
Полнота | определяет тип телосложения и возрастные особенности фигуры человека |
Учитель обговаривает заранее: пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.
Распространены способ не только для контроля, но и для обучения - тесты. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях. Плюсы тестирования:
- быстрота поверки выполненной работы;
- оценка достаточно большого количества учащихся;
- возможность проверки теоретического материала;
- проверка большого объема материала малыми порциями;
- объективность оценки результатов выполненной работы.
Минусы тестирования:
- большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения,
- проверка лишь конечных результатов действий,
- затруднение со стороны учителя,
- невозможность проследить логику ученика
Виды тестов:
Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании.
На уроках технологии можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.
Например: карман – это
- деталь;
- предмет;
- кокетка.
Тест на установление истинности (ложности) утверждения.
В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.
Например:
Платье относится к плечевому изделию? (Да)
Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).
Например:
Кромка направлена вдоль нитей ....
У хлопка используют………………для изготовления ткани.
Комбинированный тест.
Тест со свободно конструируемым ответом.
Тест по теме
1. Впиши недостающие слова: силуэт - ………………… слово, которое означает ……………….. очертания любого предмета, его ……………. .
2. Заполни таблицу:
Силуэт: 1. 2.приталенный 3. 4.трапеция
3. Зарисуйте типы фигур геометрическими фигурами:
4. Вклей модели:
Прямого силуэта Приталенного силуэта Трапеции
5. В одежде различают следующие линии:
А) прямы, косые;
Б) силуэтные, конструктивные, декоративные;
В) полуприлегающие, прямые, декоративные
6. Впиши определение:
………….. – определенное соотношение частей костюма по величине между собой и по сравнению с фигурой человека.
7. Основные параметры одежды:
А) рост, вес, размер;
Б) рост, размер;
В) рост, размер, полнота
8. Что означает на ярлыке женского платья размеры 170-92-100:
____________________________________________________________________________
9. Перечисли типы осанки: _______________________________________________________
На уроках технологии тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д.
Алгоритм тестирования, применяемый на моих уроках технологии:
- Относитесь к тестированию серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.
- Помните, что на выполнение работы дается ограниченное время.
- Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.
- Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.
- Помните, что Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.
- Из нескольких предложенных вариантов выберите один правильный ответ.
- Ответ на задание состоит из одной цифры.
Оценивание результатов работы: если операция выполнена правильно, то учащийся получает один балл, если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов. Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.
Общее число существенных операций теста соответствует 100%, а число существенных операций, выполненных учащимся х %.
В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым учащимся, а потом переводится в соответствующую отметку. Например, 79 из 100% - “хорошо”, 53 из 100% - “удовлетворительно”.
Тестовые задания используются мною на уроках закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний учащихся.
Составить технологическую карту по…..
№ п/п | Наименование операции | Последовательность выполнения работы | Материалы, инструменты |
1 2 3… | Подготовка пряжи Заготовки пряжи | Намотать пряжу на шаблон Нарезать пряжу на отрезки по 5–6 см. | Пряжа, шаблон, ножницы. |
С помощью рисунка дать определение названий.
1. Расстояние от среза детали до строчки – это…
2. Расстояние между двумя последовательными
проколами иглы – это…
3. Переплетение ниток между двумя проколами иглы – это…
4. Расстояние от среза до шва – это…
5. Ряд повторяющихся стежков – это…
6. Место соединения деталей – это…
На этапе проверки домашнего задания практической направленности:
формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей. Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими:
1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.
Оформление буклета
Модели прямого силуэта
Модели приталенного силуэта
Модели трапеции
При проверке практической работы на уроке:
критериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.
При изучении темы «Бутерброды» следующие требовании:
- Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед подачей;
- Продукты, входящие в состав бутербродов, должны быть свежими;
- Ломтик хлеба должен быть толщиной 1-1,5 см.
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами;
- Вкус, цвет и запах бутербродов должен соответствовать используемым продуктам;
- Бутерброды должны быть эстетически оформлены.
Все ответы фиксируем в оценочных листах, которые раздаю в начале урока и листы с критериями, критерии практической работы. Так ребенок может лучше проследить, что он делает не так.
При подведении итогов в конце урока становится ясно, кто на каком этапе не доработал, то есть не набрал полное количество баллов. Ребенок сам видит, над чем ему еще надо поработать, чтобы улучшить свой результат.
Самым сложным оказалось научить детей по критериям объективно оценить себя, до сих пор еще не все хорошо могут это делать самостоятельно. Но мы продолжаем над этим работать.
Оценочный лист
------------------------------- ---------------------
ученицы класса
Дата Готовность к уроку Домашняя работа Повторение материала Практическая работа. Итоговая оценка
Оценочно - контрольный лист обучающегося
Содержание деятельности обучающегося | Оценивание деятельности |
Работа с таблицей | |
Практическая работа (оформление буклета) | |
Тест | |
Общая оценка |
На уроках технологии, выполняются творческие проекты.
Как оценить творческую работу ученика?
Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет.
Оценка проекта включает в себя все этапы его выполнения.
Этапы выполнения творческого проекта:
1. Поисково-исследовательский -
- поиск и анализ;
- выбор темы проекта;
- планирование проектной деятельности по этапам;
сбор, изучения, обработка информации по теме проекта;
2. Конструкторский - поиск вариантов конструирования с учетом требования дизайна;
- выбор технологий;
- экономическая оценка;
- экологическая экспертиза;
3. Технологический этап - составление технологической документации;
- подбор необходимого материала, инструментов и оборудования;
- выполнение операций;
- контроль качества;
- внесение изменений в конструкцию и технологию;
4. Заключительный этап
- оценка качества;
- анализ результатов;
- возможность использования результатов;
- презентация, защита;
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ:
- Технологичность
- Экономичность
- Экологичность
- Безопасность
- Эргономичность – тесно связано с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими затратами человека при обслуживании.
- Удобство в использовании.
- Системность – последовательность в изучении материала.
- Творческая направленность и занимательность
- Соответствие требованием дизайна.
- Значимость.
Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат. Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.
В качестве контрольно-измерительных материалов с целью проверки знаний, практических умений и навыков, учащихся на уроках обслуживающего труда кроме тестовых заданий могут иметь место:
• контрольные вопросы для устных и письменных ответов;
• вопросы для беседы и собеседования;
• программа наблюдений;
• анкеты;
• контрольные листы;
• занимательный материал (кроссворды, ребусы, загадки и т.д.);
• технологические карты, чертежи, схемы с пропусками и др.;
• задания для практических работ;
• комплект упражнений;
• перечень учебно-проверочных работ;
• и другие вопросы и практические задания .
Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки и самоопределению учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы:
Критерии оценивания предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и актуализация когнитивных грамматических структур как средство повышения качества учебного труда и мотивации учащихся старшего подросткового возраста
Данная статья рассматривает острую педагогическую проблему старшего подросткового возраста, а именно снижения мотивации и познавательных интересов, которая усиливается низким уровнем знаний, не позвол...
Научное общество учащихся. Структура реферата.
Рекомендации по составлению структуры реферата....
Структура фантазий учащихся 3-4 классов
Устойчивые стремления строятся на развитой способности мечтать и фантазировать, то и наше исследование было направлено на изучение этих фантазий и стремлений...
Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...
Использование природных материалов различной структуры для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Необходимость решения проблемы осознания младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья собственной уникальности, своих скрытых талантов, необходимость раскрытия творческого потенци...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...