Формирование и актуализация когнитивных грамматических структур как средство повышения качества учебного труда и мотивации учащихся старшего подросткового возраста
статья по английскому языку (8 класс) по теме
Данная статья рассматривает острую педагогическую проблему старшего подросткового возраста, а именно снижения мотивации и познавательных интересов, которая усиливается низким уровнем знаний, не позволяющим осуществлять значимую для этого периода деятельность - общение. В качестве решения проблемы предлагается создание факультативного курса «Путь к общению» для учащихся 8 класса с учетом закономерностей когнитивного развития подроста, позволяющего повторить и систематизировать изученные раннее грамматические явления, необходимые для осуществления коммуникативной деятельности со сверстниками на иностранном языке. Оптимальная последовательность изучения грамматических структур, способствующая выявлению связи между двумя или более числом переменных и пониманию влияния одной или нескольких переменных на другую, дает возможность за минимальное количество времени (18 часов) повторить, обобщить и систематизировать изученные грамматические формы. Курс предназначен для учащихся, испытывающих трудности при изучении иностранного языка на данном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 707 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование и актуализация когнитивных грамматических структур как средство повышения мотивации и качества учебного труда старшего подросткового возраста».
Бородина Оксана Васильевна,
учитель иностранного языка
МОУ «Нюксенская средняя общеобразовательная школа»
Как нам всем известно, иностранный язык, в частности английский, входит в число самых непредпочтительных предметов школьной программы в данный возрастной период. По этому поводу хочется вам рассказать современный, но несколько грустный анекдот, опубликованный в газете «Аргументы и факты» №1-2 2008 г.: Объявление «Желающим изучать английский язык у опытного преподавателя за умеренную плату уступлю место в 8б классе».
Действительно, как показывает практика, именно в этот период возникает серьезная педагогическая проблема: снижение мотивации учения и познавательных интересов подростка, которое усиливает низкий уровень знаний, не позволяющий подростку осуществлять значимую для этого возраста деятельность – общение, т.е. коммуникацию. Учащиеся испытывают явные трудности в выражении своих мыслей в устной и письменной речи, демонстрируют неуверенность в процессе изучения, теряют интерес к самостоятельному использованию языка. Исходя из выше-указанной проблемы в средних классах четко выделяются 3 группы учащихся:
1 – с широким интересом к предмету и большим образовательным потенциалом;
2 – со средним интересом, но с имеющимся образовательным потенциалом;
3 – с аморфным, неясным интересом и низким образовательным потенциалом.
Причем, 2 и 3 группа составляют большинство по отношению к 1 группе. Разрыв между группами стремительно возрастает.
Следует отметить, что в рассматриваемый возрастной период учащиеся имеют трехлетний (или более) языковой опыт, который позволяет им накопить определенный лексический запас и приобрести произносительные навыки. Но многие грамматические формы усваиваются учащимися формально или с помощью заучивания, т.к. во-первых, они встречаются с грамматическими явлениями совершенно неизвестными им в русском языке (глагол – связка to be, there is/are) и весьма трудными из-за абстрактности своей семантики. Во-вторых, в силу когнитивного развития ученики 5-6 классов неспособны сознательно воспринимать данные явления, и, наконец, в-третьих, ограниченный лексический запас не позволяет организовать интенсивный процесс коммуникации на начальной ступени изучения иностранного языка.
Неслучайно, одна из наших коллег – филологов, когда ее сын пошел в 8 класс, задала вопрос нам – учителям иностранного языка : «Скажите, в ваших учебниках объясняется где-нибудь как строится предложение?» Действительно, на данном этапе возникает острая необходимость в систематизации изученного языкового материала, активизирующего процесс коммуникации.
Представленный вашему вниманию проект разработан на основе обобщения педагогического опыта и представляет собой программу факультативного курса «Путь к общению», апробированную в 2006-2008 учебных годах на группе учащихся 8 классов.
В чем заключается новизна данного проекта:
- во-первых, работа составлена с учетом закономерностей когнитивного развития подростка;
- во-вторых, данный курс отличается экономичностью и эффективностью;
- и наконец, он предназначен для учащихся конкретной возрастной группы, испытывающих трудности при изучении иностранного языка.
Необходимо подчеркнуть, что данный факультативный курс реализует основные положения коммуникативно-когнитивного подхода в изучении иностранного языка. Говоря о когнитивном развитии подростка, этот возраст характеризуется развитием всех высших психических функций - логической памяти, произвольного внимания и мышления в понятиях. Наиболее существенными свойствами подросткового мышления являются три взаимосвязанные характеристики: - способность выявить связь между двумя или более числом переменных; - способность строить предположения о влиянии одной или нескольких переменных на другую; - дедуктивное мышление. Таким образом, руководствуясь данными характеристиками, ведущим компонентом факультативного курса является мыслительная деятельность учащихся, в совокупности ее составляющих – анализа, синтеза, обобщения, систематизации и сравнения.
Остановимся подробнее на программе факультативного курса. Как было уже сказано, программа предлагается учащимся 8 класса общеобразовательных школ. В зависимости от учебной нагрузки курс может быть рассчитан на 18 часов.
Цель курса – повысить уровень изучения иностранного языка через систему упражнений, способствующих осознанию дифференциации и общности грамматических явлений, необходимых для развития иноязычной коммуникативной компетенции.
Задачи: 1 этапа – создания прочных когнитивных грамматических структур:
- определить оптимальную последовательность изучения грамматических форм;
- установить функциональные связи различных языковых явлений;
- установить ограничения использования языковых форм;
- представить возможные случаи сопряжения данной формы с другими;
- сравнить грамматические формы с соответствующими в родном языке;
2 этапа – актуализации когнитивных грамматических структур:
- создать вариативные речевые ситуации, обеспечивающие интенсивную речевую деятельность.
В основу создания факультативного курса положен материал по английскому языку, но ведущим компонентом является мыслительная деятельность учащихся, в совокупности ее составляющих – анализа, синтеза, обобщения, систематизации, сравнения. Организация деятельности по освоению учебного материала предполагает линейную структуру построения курса. В целом программа факультативного курса повторяет, обобщает и систематизирует грамматический материал, способствуя развитию языковой, речевой и учебно-познавательной компетенции. Учебный материал определяет формы организации занятий: устный и письменный практику.
Использование данного курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков:
- осознание грамматических явлений и особенностей операций с ним;
- дифференцирование омонимичных грамматических форм (глагол to be, вспомогательные глаголы do, does, did, will) в различных типах предложений;
- применение когнитивных грамматических структур в письменной и устной речи;
- актуализация имеющегося лексического запаса;
- развитие когнитивных способностей подростка;
- развитие самостоятельности при дальнейшем изучении языка.
Для определения качества знаний и степени обученности по данному курсу предусмотрены следующие объекты контроля:
- лингвистическая компетентность (правильность использования грамматических структур);
- коммуникативная компетентность (способность понимать и порождать иноязычные высказывания в рамках заданной речевой ситуации).
Текущий контроль за знаниями и умениями предполагается осуществлять в форме тестов, диалогических и монологических высказываний по той или иной теме, написания письма, описания сюжета, картинки.
Содержание курса.
Тема 1. Структуры, включающие глагол-связку to be.
Тема 2. Present Simple смысловых глаголов.
Тема 3. Past Simple смысловых глаголов.
Тема 4. Времена группы Simple.
Тема 5. Образование отрицательных и вопросительных предложений.
Тема 6. Сравнение глагола-связки to be с употреблением форм Present Progressive, Past Progressive, Future Progressive.
Тема 7. Present Progressive – Present Simple, Past Progressive – Past Simple.
Тема 8. Выражение будущности.
Тема 9. Выражение условия.
Тема 10. Present Perfect – Past Simple.
Тема 11. Present, Past, Future Simple Passive.
В каждой из 11 тем предусмотрены 2 этапа становления речевых грамматических навыков.
1 этап – формирование образа - с методической точки зрения, это – подготовительный этап к речи. Согласно теории когнитивизма, на этом этапе используются аналитические, синтетические и сравнительные упражнения; с точки зрения методики осмысление грамматических форм происходить дедуктивно и индуктивно с использованием подстановочных, трансформационных, переводных упражнений.
2 этап – воссоздание образа или речевой этап предусматривает интенсивную речевую деятельность с использованием коммуникативно-направленных упражнений.
Учебно-тематическое планирование, обоснование оптимальной последовательности изучения языкового материала, система осознанного усвоения и применения когнитивных грамматических структур с набором упражнений и заданий подробно представлена в проекте и в приложении к нему.
Занятия с учащимися 8 класса, проведенные по данной программе, позволили определить положительную динамику развития коммуникативной и лингвистической компетентности, которые продемонстрированы в таблицах и диаграммах.
Динамика формирования коммуникативной компетентности
2.5.1.2.
Динамика формирования лингвистической компетентности
Наиболее ярким показателем положительной динамики в обучении учащихся является изменение состава групп по уровню познавательного интереса. После окончания курса группа с высоким уровнем знаний и широким интересом к предмету насчитывала 3 человека; остальные ученики имели средний уровень знаний и устойчивый интерес к предмету.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что данный курс может использоваться учителем для решения различных образовательных задач:
- во-первых, для систематизации, повторения, обобщения когнитивных грамматических структур в старшем подростковом возрасте (8-9класс) на уроках и в рамках факультативного курса;
- во-вторых, для изучения английского языка как второго иностранного языка, т.к. начало курса совпадает с данным возрастом;
- в-третьих, для индивидуальных занятий на закрепление конкретного грамматического материала;
- и наконец, для начального этапа подготовки к ЕГЭ по разделам «Говорение», «Письмо», «Грамматика».
Кроме этого, курс может быть полезен и учащимся для самоконтроля и самокоррекции грамматических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...
Мониторинг как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по химии (диагностический материал)
Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваем...
Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся.
Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся....
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
Информационные технологии как средство повышения качества индивидуального обучения на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Применение информационно-коммуникативных технологий при индивидуальном обучении на дому детей-инвалидов также значительно повышает качество образования....
Развитие мотивации на уроках хора, как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся ДМШ
Материал представляет собой анализ и обобщение педагогического оптыа в классе преподавания специального хора в Детской музыкальной школы. Рассмотрены методы формирования и повышения мотивации учащихся...