Тема урока | "Моделирование фартука» |
Раздел: | СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ |
Тип урока | Комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности) |
Цель урока | дать представление о моделировании швейных изделий, обучить приёмам моделирования на примере фартука, ознакомить с различными видами отделки, познакомить учащихся с профессией "художник-модельер”, научить работать с инструкционной картой |
Задачи
| Образовательные: познакомить учащихся с понятием «модель», «одежда», «моделирование», с историей фартука, деталями фартука, способами моделирования; сформировать умение моделировать фартук, ознакомить учащихся с профессией модельера. Развивающие: создать условия для развития универсальных учебных действий: -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; -уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; -структурировать знания, выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, знаки); -способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы). Воспитательные: воспитать аккуратность, самостоятельность; воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы; ответственности за свою работу; эстетический и художественный вкус; стремление доводить свою работу до конца. |
Планируемые результаты |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
1. Интеллектуальная активность -интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора | 1. Знакомство учащихся с понятиями “модель”, “одежда”, “моделирование”, историй, деталями фартука, правилами моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; формирование навыков по моделированию | Регулятивные УУД: - целеполагание; - мотивация учебной деятельности; - развивать самостоятельную познавательную деятельность. |
2 Коммуникативные навыки - владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения | 2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
| Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; - отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности; - признавать право другого человека на иное мнение. |
3. Ответственность и адаптивность - личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей | 3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
| Познавательные УУД: - логические, уметь конструировать и моделировать фартук; - анализ объектов с целью выделения признаков; - исследовать несложные практические ситуации; - выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки. |
|
| Рефлексивные УУД: - постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; - формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; - поиск и устранение причин возникших трудностей - осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; - владение умениями совместной деятельности с другими её участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
|
Основные понятия | Модель - фасон, моделирование, фартук, отделка, деталь |
Межпредметные связи | черчение, искусство, информатика, математика, биология, ИЗО |
Формы работы | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая, метод дифференциации |
Технологии | проблемные, здоровьесберегающие, игровые |
Оборудование урока | Компьютер, мультимедийный проектор, детали фартука (шаблоны). цветная бумага, клей, ножницы |
Проблема урока | Моделирование различных фасонов фартуков на основе базового лекала. |
УМК: Для учителя | Для обучающихся | 1.Методическое пособие. (Технологии ведения дома) 2.Рабочая программа по технологии. (Технологии ведения дома). 5 класс 2015 3. Интернет-сайты | Учебник «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа |
|
Ход урока |
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
I Организационный момент 1 мин Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. С малой удачи начинается большой успех. | Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает эмоционально-психологический настрой учащихся на изучение материала Здравствуйте, я очень рада видеть вас всех. Самый внимательный и благодарный человек тот, кто сам пережил радость творческих удач и открытий. И я сегодня призываю вас совершить для себя маленькое открытие. Собственный творческий поиск поможет вам в этом.
| Организуют рабочее место | Регулятивные: самостоятельно организовать свое рабочее место); познавательные (умение регулировать свои действия, взаимодействие в группе); коммуникативные (соблюдение норм речевого этикета и правил устного общения) |
II Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности 5 мин Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
| Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Но прежде чем к ней приступить я вам предлагаю проверить свои знания по теме предыдущего урока «Построение чертежа фартука», сыграв в игру. 1. Каждая из вас получит чертеж фартука, разрезанный на части. Части перемешаны. Образца чертежа у вас не будет. Вспомните, как выглядит чертеж фартука, и соберите пазл. Оценить работы, отметить лучшее время сборки. 2. Игра называется умницы и умники. Для этого мне нужно 3 человека. Кто из вас желает поиграть? Напоминаю условия игры: на полу у нас размещены 3 дорожки. Нужно дойти до конца дорожки, ответить на все вопросы. - Кто пойдет по первой дорожке, отвечает только на один вопрос - на самый сложный. - Кто пойдет по второй дорожке, отвечает на два вопроса средней сложности. Слайд №2,3,4 - Кто пойдет по третьей дорожке, отвечает на три самых легких вопроса. Оценивать вас будет класс с помощью сигнальных карточек. 1-й ученик: 1) Назовите основные линии фигуры человека 2-й ученик: 1) Назовите детали фартука 2) Какую функцию выполняет фартук в одежде? 3-й ученик: 1) Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука? 2) Из какой ткани лучше шить фартук? 3) Чем можно украсить фартук? Ответы: 1) Линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен. 1) Нагрудник, н.ч.фартука, карман, пояс, бретель. 1) Дн - длина нагрудника Днч - длина нижней части Ст - полуобхват талии Сб- полуобхват бедер 2) Это бытовая домашняя одежда служит для выполнения кулинарных и других домашних работ. 2) Льняное полотно (лен) и х/б (сатин, ситец) - изделия из таких тканей имеют красивый внешний вид, хорошо стираются и гладятся. 3) Тесьма, вышивка, кружево, ткань, др. цвета, отделка деталями (аппликация на ткани). Если кто-то из девочек сомневается ответить или не знает как ответить, то помогают сидящие на местах ученицы. Молодцы девочки! Вспомнили предыдущий материал. Слайд № 5 - Как вы думаете, с чего начинается изготовление любого изделия? (С построения чертежа т.е.- конструирования) - Давайте, посмотрим на чертеж фартука. (В тетради) - Чертежи выкроек фартуков вы все строили разные? ( Нет, одинаковые). - Скажите, шить фартуки вы будете все одинаковые или разные? ( Нет, разные) И фартук, сшитый из прямоугольников, будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно. - Что необходимо сделать с чертежом выкройки фартука, чтобы получить разные модели фартуков? (Внести в чертеж изменения) - Молодцы! - Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания? (Нет) - В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая? (Мы не знаем, как выполнить задание?) - Молодцы! Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Моделирование фартука" Сначала на уроке вы будете модельерами. Получить первоначальные навыки приемов моделирования – это цель нашего урока |
Самостоятельно собирают пазл. (индивидуально, затем меняются работами - для проверки)
Взаимодействуют со сверстниками в процессе выполнения заданий
Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. | Регулятивные (определить цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя), познавательные (самостоятельное определение цели урока), коммуникативные (оформление своих мыслей в устной речи с учетом предложенной ситуации)
|
III. Изучение нового материала. Поисково-исследовательский этап 5 мин Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. | 1. (Подача нового материала осуществляется в исследовательской форме: я умышленно не объясняю понятия «моделирование», «модельер»: дети выведут определение в процессе урока.) Сегодня мы узнаем, как, построив один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели, и попытаемся освоить способы моделирования, будем заниматься моделированием (я умышленно повторяю несколько раз непонятное слово, чтобы вызвать заинтересованность девочек к предстоящему занятию). Затем предлагаю вниманию учащихся (слайд № 6), в которой изменена форма деталей фартука. Можно ли по имеющейся у нас выкройке скроить и сшить вот такие фартуки? (Нельзя) Почему? (Приглашаю всех желающих проверить соответствие формы деталей фартука и выкройки, найти ответ. Дети находят отличие. Делают вывод о том, что нужно изменить форму деталей фартука) Как? Чем я сейчас занималась? ( Рисовала, изменяла форму деталей… т.е. «Моделировала») Так что же такое моделирование? (-Изменение чертежа выкройки) Чтобы понять, что такое моделирование – давайте внимательно посмотрим на ряд моделей Задание – I вариант - Найдите сходство в данных моделях; II вариант - Найдите различия в данных моделях. Возможные ответы детей: Сходство Различия 1. У каждого фартука есть нагрудник 1.Есть фартуки отрезные и не 2. У каждого фартука есть нижняя часть отрезные по линии талии 3. У всех фартуков есть карманы 2. Карманы имеют разную форму 4. У всех фартуков есть бретели 3. Фартуки различаются по цвету 5. У всех фартуков есть отделка 4. Отделка у фартуков разная. 5. У фартуков различная форма нижней части | Находят сходства и различия моделей фартука, формулируют способы моделирования, делают выводы, выводят два определения термина "моделирование" | Регулятивные (определение плана заданий на уроке под руководством учителя); познавательные (умение рационально использовать информацию, ориентироваться в средствах и технологиях), коммуникативные (проявлять интерес и активность в выборе решений)
|
IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление материала. 10 мин
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
| Слайд №7 – Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Моделирование бывает художественным и техническим Художественное (творческое) моделирование – это создание эскиза модели изделия. Осуществляют художественное моделирование художники-модельеры (дизайнеры). Слайд №8,9 Техническим моделированием называют перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж изделия. Осуществляют этот процесс конструкторы-модельеры. Слайд №10,11,12,13 Предлагаю учащимся следующую модель Форма деталей готового фартука отличается от формы деталей на чертеже? ( Нет.) Получается, что модель осталась прежней? (Направляю детей на то, что появилась отделка. Значит, это другая модель фартука.) Что является отделкой? ( Лента, цветная полоска, тесьма.) Это может быть и лента, и тесьма, и вышивка. А может быть отделочная ткань, гармонирующая по цвету с основной тканью. Как точнее можно определить процесс моделирования? Запись в тетрадь (Моделирование – это изменение формы деталей фартука на чертеже и подбор отделки), во время работы с тетрадью следить за осанкой детей Существуют различные виды отделки фартука. Слайд №14 Современные модельеры используют разнообразные виды декоративной отделки: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию и т.д. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры. Моделирование одежды можно определить и как процесс создания новых ее моделей. Создателя образцов одежды называют модельером. Слайд №15 Художник – модельер создает эскизы новых моделей. Модельер – конструктор переносит на основу чертежа особенности фасона. Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе. Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь, декорация, здание (из словаря иностранных слов). В нашем случае мы работаем с эскизами фартуков. Можно выделить несколько способов моделирования фартуков: - изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей; - применение художественной отделки; - моделирование цветом. Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования. И чуть подробнее о каждом способе: Слайд №16 Самый простой способ моделирования – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если уже изменили форму какой-либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука, т.е. учитывать взаимосочетаемость отдельных деталей, соблюдение пропорций. Слайд №17,18 Работа и проверка карточек. Модели отличаются не только фасоном еще и цветом. Слайд №19 Мода на цветовые сочетания в одежде время от времени меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает важное место в общей композиции. Чтобы подобрать гармоничный цвет, можно воспользоваться цветовым кругом, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. В круге они расположены напротив друг друга и называются контрастными. Цвета, расположенные рядом с ними, называются родственными. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону. Правила моделирования – под запись. Контроль знаний – карточки-задания - Соблюдая правила моделирования, подобрать к нижней части фартука, подходящие нагрудник и карман. Проверка - правильные ответы Слайд №20 Контрольные вопросы: 1. Что означает термин «модель»? 2. Что означает термин «моделирование»? 3. С какими видами моделирования вы познакомились? 4. В чем заключается моделирование фартука? Назовите варианты моделирования фартука. 5. Что такое художественное моделирование и кто эту работу выполняет? 6. Что такое техническое моделирование и кто эту работу выполняет? 7. Назовите этапы моделирования. 8. Как подготовить выкройку к раскрою? |
| Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях моделирования. Коммуникативные взаимодействовать с учителем, группой. |
V.Физкультминутка (1 мин) | Учащимся предлагается посмотреть видео "Супер физкультминутка" (видеоролик) и выполнить ряд упражнений |
|
|
VI. Практическая работа (20 мин)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, запомнил ли новые правила. Создание для каждого ребёнка ситуации успеха.
| Вводный инструктаж по Т/Б о правилах безопасной работы с ножницами. Игра «Ателье моды». Слайд № 21-24 «Создаются» ателье, где распределяются роли, для которых выдается план работы – художник-модельер и художник-конструктор. Каждая команда дает название ателье, придумывают эскизы, выполняют техническое моделирование фартука. Защищают свои эскизы фартуков и техническое моделирование. Учитель контролирует и корректирует работу учащихся.
| Работа в группах. Группы оценивают работу друг друга. -сравнение, оценивание своей работы и работы членов группы. -определение о значимости сложности и трудоёмкости операции. | Регулятивные (следовать инструкциям учителя), познавательные(ориентация в рисунках, сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности и самостоятельно продолжать их по установленному правилу), коммуникативные(оформлять свои мысли в устной речи, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения |
VII. Рефлексия деятельности 2 мин Цель: выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. | А теперь вернемся к проблеме, которую вы сами сформулировали в начале урока. - Скажите, мы решили данную проблему? Вы поняли, как выполняется моделирование фартука? А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытащить карточку и высказать свое мнение: слайд №25 - было интересно......
- было трудно........
- теперь я могу....
- я научилась......
- меня удивило....
- мне захотелось....
| Учащиеся осуществляют самооценку результатов своей деятельности | Личностные: самопознание; самооценка. |
VIII Домашнее задание 1 мин Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дома с родителями выберите фасон фартука, определите, из какой он будет ткани, и какая у него будет отделка, зарисуйте модель фартука в тетрадь. К следующему уроку надо принести миллиметровую бумагу 500*1000 мм, линейку и карандаш. Уборка рабочих мест. | Учащиеся слушают и записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные (составление плана действий), познавательные (выбор средств и способов решения задач), коммуникативные (умение выполнять домашнее задание при поддержке родителей ) |