Технологическая карта урока "Модели. Моделирование."
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Технологическая карта  урока "Модели. Моделирование."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_1.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Турулина Светлана Николаевна, учитель информатики ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тема «Моделирование как метод познания.  Классификация моделей».

 9 класс (информатика - базовый уровень).

Место урока в системе: 1 урок  в  разделе_6 «Моделирование и формализация»

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ресурсное обеспечение урока:

Методические ресурсы:

  • материал ФЦОР «Моделирование»,
  • учебник Н.Угринович «Информатика-9»

  • ПК учителя,
  • интерактивная доска,
  • рабочие листы SmartNotebook ,
  • ПК учащихся,
  • наушники,
  • рабочий лист обучающегося,
  • образцы  разных моделей,
  • конструктор электрических схем,
  • тест «Моделирование» (My Test),
  • карта самодиагностики ученика.

Цели урока:

  • Формирование предметных УУД:
  • сформировать представление о моделях и их использовании, о процессе моделирования;
  • Классифицировать модели по признакам;
  • Формирование метапредметных УУД:
  • Регулятивные УУД:
  • Умение поставить цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • Умение контролировать свою деятельность в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
  • Умение корректировать свои результаты  внесением необходимых дополнений и корректив  и способ действия в случае расхождения с эталоном.
  • Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
  • Познавательные УУД:
  • Поиск и выделение необходимой информации:
  • Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме
  • Умение  «сканировать» текст, т.е. быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова.
  • Умение делать выводы
  • Коммуникативные УУД:
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • Оценка действий партнера
  • Формирование личностных УУД:
  • получить представление о  методе  современного  научного  познания через освоение понятия модели

Формы  и  методы  диагностики  формирования  основных  компетенций  в  рамках ФГОС:

  1. Тестирование.  
  2. Самооценка  результатов  учебной  деятельности  учащимися.
  3. Представление  карты  самодиагностики  учащегося  по результатам обучения.

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Формируемые УУД

Время

Форма работы

  1. Организационный момент

Приветствие. Сосредоточение внимания  вопросом «Оператор ввода »

Приветствуют стоя.

Ответ хором «read».

30 сек

фронтальная

  1. Формулирование темы и постановка целей урока.

Подводит к формулированию темы и целей, указывая на модели и задавая наводящие вопросы. Постепенно открывает «штору инт.доски» ( Лист_1_ SmartNotebook ), подтверждая совпадение целей учителя и ученика.

Формулируют тему и ставят цели. Записывают их в тетрадь.

Умение поставить цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

2 мин

фронтальная

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Показывает модель, и просит построить свое высказывание по плану: назвать саму модель; назвать оригинал, согласно которому ее создавали;  какое свойство оригинала учитывалось при создании модели; где вы ее уже видели; и для чего применяли.

По необходимости добавляет к модели иллюстрации и свои пояснения. » ( Лист_2_ SmartNotebook )

Просит сделать вывод из сказанного.

Строят и озвучивают высказывания.

Делают вывод о том, что такое модель, моделирование, цели моделирования.

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме.

Инициативное сотрудничество в сборе информации.

Умение делать выводы.

3 мин

фронтальная

  1. Изучение нового материала:

Моделирование как метод познания.

  1. Просит записать определения и цели в тетрадь и сравнить их с приведенными в учебнике, сделать поправки.
  2. Показывает на конструкторе эл.схем световое явление.
  3. Ставит проблему существования нескольких моделей у одного объекта и единой  модели для нескольких объектов.
  4. Просит выдвинуть предложения когда  прибегают к моделированию.

 ( Лист_4_ SmartNotebook )

Записывают и корректируют.

Смотрят.

Выполняют  2 задания на интерактивной доске.

( лист_3 SmartNotebook )

Предполагают.

Умение контролировать свою деятельность в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Умение корректировать свои результаты  внесением необходимых дополнений и корректив  и способ действия в случае расхождения с эталоном.

Умение  «сканировать» текст, т.е. быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова.

5 мин

Фронтальная, индивидуальная

  1. Контроль знаний №1

Предлагает выполнить задания раб.листа, поменяться ими для проверки, сравнить с доской.

Оценивание по критериям.

Индивидуально выполняют задания на рабочем листе. Потом взаимопроверка в парах, параллельно проверке  на интерактивной доске ( Лист_5_ 6_SmartNotebook ). Оценивание по критериям.

Умение контролировать свою деятельность в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Развитие критического мышления.

5 мин

индивидуальная

фронтальная

  1. Изучение нового материала:

Информационная модель. Классификация информационных моделей.

Ставит вопрос существования моделей отличных от материальных. Приводит пример словесной модели, просит отгадать объект.

 Предлагает познакомиться с материалом ФЦОР «Моделирование», классифицировать эти модели.

Знакомятся с материалом ФЦОР о информационных моделях (5 пункта).

Достраивают вниз  схему классификаций инф.моделей в раб.листе.

Формируют представление о инф.моделях.

Формируют умение строить схему классификации моделей.

Поиск и выделение необходимой информации.

5 мин

индивидуальная

  1. Контроль знаний №2

Задает вопросы по прочитанному, просит привести примеры инф.моделей.

Построение схемы классификации инф.моделей на интерактивной доске по заготовкам. ( Лист_7_ SmartNotebook )

Отвечают на вопросы

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме.

5 мин

фронтальная

  1. Изучение нового материала:

Признаки классификации моделей.

Предлагает  найти признаки классификации моделей в ФЦОР «Моделирование»

Знакомятся с Материалом ФЦОР- пункт 2. Достраивают вверх схему классификации.

Формируют умение строить схему классификации моделей.

5 мин

индивидуальная

  1. Контроль знаний №3 и №4

Построение общей схемы классификации моделей по способу представления на интерактивной доске по заготовкам.

Тест «Моделирование»

Один – строит, остальные контролируют.

Проходят тест. Анализируют результаты. Заносят оценки в раб.лист.

Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

2 мин

10 мин

Фронтальный

индивидуальный

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок. Д.з.

Предлагает заполнить карту рефлексии. Выставляет оценки. Поясняет д\з.

Заполняют карту  рефлексии  и  самооценки. Записывают д\з.

2 мин

индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Моделирование и формализация. Логические модели", информатика 11 класс, профильный

Информатика и ИКТ ( профильный курс) 11класс Тема урока: Моделирование и формализация. Логические модели. Тип урока: изучение нового материала Материал к уроку: флипчарт с опорными сигналами действ...

"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта урока "Электронные таблицы и математическое моделирование", 9 класс

Технологическая карта урока   "Электронные таблицы и математическое моделирование", 9 классНа примере моделирования биоритмов человека в MS Excel (презентация для интерактивной доски)...

Комплект контрольно-измерительных материалов по ЕН.02 Компьютерное моделирование для специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности

Комплект контрольно-измерительных материалов  разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО 22070...

Технологическая карта урока "Моделирование плечевого изделия"

Моделирование плечевого изделия с помощью компьютерной программы "Леко"...

технологическая карта урока "Моделирование как метод познания".

Технологическая карта урока информатики в 6 классе по Босовой "Моделирование как метод познания"....