Технологическая карта урока технологии "Моделирование фартука", 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Данная методическая разработка урока технологии в 5 классе содержит технологическую карту и приложения по разделу изготовления швейного изделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Храмцова Тамара Васильевна.

Класс: 5.

Предмет: технология.

Тема:  «Моделирование фартука».

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок является уроком освоения новых знаний и способов действий, тесно связан с изученным материалом, создает основу для последующих уроков технологии.

Цель урока: формирование представления обучающихся о моделировании швейных изделий.

Задачи:

- обучить приёмам моделирования на примере фартука;

- познакомить с различными видами отделки;

-познакомить учащихся с профессией "художник-модельер”;

- научить работать с инструкционной картой.

Оборудование: компьютер, детали фартука, образцы фартука, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик, шаблон фартука.

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД (универсальные  учебные  действия)

I. Организационный мотивационный

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность  к уроку.

Озвучивает правила работы в группе (Прил. 1).

Приветствуют учителя,

визуально контролируют свою готовность к уроку. Слушают, запоминают правила работы в группе

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия

II. Актуализация

знаний

 

Организует работу по активизации обучающихся,  используя прием «ловушка» (на столе карточки для ответов: зеленые - да,  красные - нет).

Задает вопросы:

- Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия?

- Основные детали выкройки фартука: карман, метр, пояс?

- По назначению фартук можно отнести к верхней одежде?

- Верхний срез фартука расположен на линии талии?

- Назовите мерки необходимые для построения фартука.

Слушают учителя.

С помощью сигнальных карточек, отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос: Ст, Сб, Дн, Ди

Личностные: 

положительное отношение к познавательной деятельности

Познавательные:

Умение анализировать; умение осознанно строить речевое высказывание, делать вывод.

Регулятивные: способность регулировать свои действия

III. Постановка учебной задачи Целеполагание. Мотивация учебной деятельности  

Организует подводящий  к теме проблемный диалог.

- Письмо от директора школы:

«Дорогие пятиклассницы, я знаю о том, что вы в этом году учитесь шить фартуки. Поэтому я обращаюсь к вам с большой просьбой помочь мне разрешить вот такую проблему. В нашем интернате живут дети начальной школы, как вам известно,  они помогают воспитателям на кухне,  и вся их одежда, к сожалению, после этого становится неопрятной.  Ваша задача разработать модели фартуков для мальчиков и девочек, ну и впоследствии их сшить». С уважением И.А. Петрова.

- Вам понятна просьба директора?

- Что нам нужно будет сшить?

- Как вы думаете, что  вы должны сначала  сделать?

Предлагает выполнить задание:

- Нарисуйте на предложенных вам листочках бумаги модель фартука, которую бы  вы хотели предложить для детей в наш интернат.

Организует презентацию рисунков.

- Сейчас каждая из  вас была в роли художника-модельера.

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

Слушают

Отвечают на вопросы.

Рассуждают, аргументируют свою точку зрения 

Рисуют модель фартука.

Показывают готовые  фасоны фартука.

Определяют тему урока. 

Формулируют учебную задачу, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека.

Личностные: 

положительное отношение к познавательной деятельности. Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Познавательные:

Умение анализировать; умение осознанно строить речевое высказывание, делать вывод.

Регулятивные: способность регулировать свои действия,  принимать и сохранять учебную задачу

Освоения новых знаний и способов действий 

Моделирование

Знакомит с понятием  «моделирование».

- Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец. Сегодня на уроке у нас часто будет звучать этот термин.

- Запишите в тетрадях определение:

Моделирование - изменение выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Организует работу с моделью фартука, для анализа его составных частей (деталей).

- Из каких частей состоит фартук?

Раздает части фартука разных моделей, Предлагает выполнить задание.

- Из предложенных геометрических фигур, учитывая их формы, создайте модель фартука и приклейте ее в тетрадь.

- Объясните свой выбор.

- Молодцы, вы правильно соотнесли части фартука по принципу моделирования.

- Сформулируйте вывод по проделанной вами работе. 

Предлагает прочитать и сравнить свои высказывания с высказываниями на экране

1. Модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой.

2. То, чем одна модель отличается от другой, называется фасоном

Слушают.

Нижняя часть фартука,  нагрудник, бретель, пояс, карман.

Выполняют работу в тетради.

Обосновывают проделанную работу.

Осознанно строят речевое высказывание.

Соотносят свои выводы с теми, которые предложил учитель, анализируют правильность своих высказываний

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений, построение логических рассуждений

Регулятивные: планирование последовательных действий, способность принимать и сохранять учебную задачу

IV.Физкультминутка

Организует динамическую паузу

Выполняют упражнения

Личностные: 

положительное отношение к учебной деятельности

Регулятивные: способность регулировать свои действия

V. Первичное закрепление нового материала. Практическая  работа.

На  основе полученных знаний выработать умения

по созданию эскиза и изменению конструкции чертежа в соответствии с

эскизом; воспитывать умение работать самостоятельно.

Организует работу, направленную на фиксирование новых знаний через моделирование

- Переходим к  моделированию фартуков.

- Будем работать с ножницами, клеем,  поэтому вспомним правила т/б.

- Существует два способа моделирования: (слайд):

1.Изменение геометрических форм и размеров деталей фартука – техническое моделирование

2.Применение отделки – творческое моделирование.

Проводит инструктаж по выполнению практической части.

- Мы начнём с простого способа, а на следующих уроках разберём сложные.

- Сегодня  вы все модельеры, пришли не на урок, а на рабочее место.

- Рассмотрим (слайд) модель фартука №1.

(Объясняет, как выполнить работу по инструкционным картам (Прил. 2)).

- Выполните задание.

- Переходим (слайд) к модели №2. (Объясняет, как выполнить работу по инструкционным картам (Прил. 2)).

Проговаривают правила безопасной работы.

Слушают. Сохраняют учебную задачу

Слушают.

Выполняют практическую работу с использованием инструкционных карт. Задают вопросы на уточнение

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях моделирования.

Коммуникативные взаимодействовать  с учителем,  группой.

VI.Закрепление  изученного материала

 Организует опрос с целью закрепления изученного материала.

- Какие детали фартука вы моделировали на уроке?

 - Чем отличается фартуки 1-ой группы от 2-ой.

- Какие способы моделирование вы применяли (техническое, творческое)

.

Рассуждают.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

Коммуникативные взаимодействовать  с учителем,  группой

VII. Рефлексия деятельности

.

Организует рефлексивную деятельность обучающихся по достижению цели урока и оценке собственной деятельности.

- Достигли вы цели урока?

- Оцените свою работу по листу оценивания (Прил.3).

- А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих высказать своё мнение (слайд)

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я научилась…

Отвечают на вопросы. 
Дают оценку своей деятельности и работы группы по предложенным критериям.
Обосновывают показатели качества

Строят речевое высказывание

Личностные: обобщение ценностного отношения к совместной деятельности, формирование эстетического вкуса

Регулятивные: анализ рефлексия, оценка и самооценка.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать, высказывание и обоснование своих мыслей. Познавательные:  

делать выводы о проделанной работы

IX.Домашнее задание

- Подготовьте  сообщения о модельерах, об истории фартука.

- Придумайте модель  фартука для  выполнения  проектной работы.

Обучающиеся

слушают и записывают домашнее задание  в дневниках.

Личностные:

 развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Приложение1

Правила работы в группе.

  1. В совместной работе «актеров» и «зрителей» нет, все участники.
  2. Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
  3. Критикуются идеи, а не личности.
  4. Распределение обязанностей в группе по желанию – хранитель времени, выступающий от группы.

Приложение № 2

Инструкционная карта «Моделирование фартука»

Задание: Уважаемые модельеры, ваша задача провести моделирование  фартука самостоятельно по инструкционным картам.

Создать модель фартука:

  1. Выполнить эскиз
  2. Цветную бумагу перегнуть лицевой стороной во внутрь  на ширину фартука, обвести лекало, нанести фасонные линии, вырезать.
  3. Готовый вариант наклеить на лист рядом с эскизом.
  4. Придумать отделку, подобрать её по цвету, наклеить на придуманную модель.
  5. Проверить правильность выполнения задания перед приклеиванием на альбомные листы.
  6. Подготовить описание (защиту) своей модели.
  7. Обязательно соблюдать правила техники безопасности.

Приложение № 3

Лист контроля

Оцени свою деятельность 

Вопросы

Баллы

0

1

2

3

Исполнение своей роли в группе

Активность в обсуждении

Соблюдение регламента

Выдвижение идей

0 – не принимал участие в работе; (оценка 2)

1 – не выполнял свои обязанности; (оценка 3)

2 – принимал участие в работе        (оценка 4)

3 – выдвигал идеи, принимал активное участие в работе; (оценка 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

составление технологической карты урока "Моделирование фартука"

презентация на тему технологическая карта урока...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука на ткани.

Технологическая карта с учётом ФГОС предназначена для учителей технологии (девочки) преподающих в 5 классах по УМК  В.Д. Симоненко. «Технология»Тема урока: «Раскрой фартука. Рас...

Технологическая карта урока «Раскрой фартука».

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука на ткани...

Технологическая карта урока "Моделирование фартука".

Цель урока: Дать представление о моделировании швейных изделий, обучить приёмам моделирования на примере фартука, ознакомить с различными видами отделки, познакомить учащихся с профессией "х...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...