Урок вязание крючком
план-конспект урока по технологии на тему

Иманова Елена Валерьевна

урок вязание крючком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyazanie_kryuchkom.rar953.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет

«Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Вязание крючком. Инструменты и материалы

. Основные виды петель.

Предмет

Технология (обслуживающий труд девочек)

Класс

7

Автор урока (ФИО, должность)

Иманова Елена Валерьевна

Образовательное учреждение

МОУ СОШ № 41 г. Краснодара

Республика/край, город/поселение

Краснодарский край г. Краснодар

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различного вида петель; научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, полустолбик и столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами; воспитывать аккуратность и усидчивость. развить кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество учащихся; воспитывать любовь к труду, Родине, пробуждая любовь учащихся к традициям  народного творчества

Задачи урока

Научить детей выполнять основные виды петель. Познакомить с инструментами и материалами необходимыми для вязания крючком

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют

/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Ученики научаться выполнять основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, полустолбик и столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами;

Необходимое оборудование и материалы

образцы вязания крючком;  различные виды крючков;

нитки для вязания; ножницы; мультимедийный

проектор

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

В настоящее время очень актуально уметь делать вещи своими руками. Дети создают  на уроках  неповторимые изделия, которые на порядок отличаются аналогами представленными в магазинах.

Ход и содержание урока

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде.

Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, крашение, распускание старого изделия). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Приемы работы, правильное положение рук. Шерстяные, шелковые, синтетические, хлопчатобумажные нитки.

Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.).

 Работа с журналами мод.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Рефлексия деятельности на уроке

Дети отвечая на поставленные вопросы закрепляют полученные знания и умения по разделу «Вязание крючком».

Домашнее задание

Выполнить и эстетически оформить наглядное пособие «Основные виды петель при вязании крючком».

Дополнительная необходимая информация

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

М.В. Максимова Азбука вязания крючком и спицами. Учебник Технология 7 класс В.Д. Симоненко. Журналы по вязанию крючком.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Материал по данному уроку представлен очень наглядно. Ученики выполняют  основные виды петель видя их на слайдах.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Из полученных знаний на 1 уроке раздела «Вязание крючком» дети закрепляют эти навыки на последующих уроках. Они вяжут полотно рядами, изучают как вязать по кругу.

Другое

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Российская Федерация

Краснодарский край

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41»

350004, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Энгельса,57

тел./факс (861) 2559354

                                                     

План урока

Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.

7 КЛАСС

                                                               

 

Автор работы:

учитель технологии

                                                                        Иманова Елена Валерьевна

Г. Краснодар

 2009 г.

7 класс                                                                                                     «____»________________

Тема программы: Вязание крючком

Тема урока: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.

Время проведения: 1-й урок по теме «Вязание крючком».

Цели урока:

Учебная: ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различного вида петель; научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, полустолбик и столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами;

Воспитательная: воспитывать культуру труда и чувство ответственности;

Развивающая: развивать внимательность и аккуратность, наблюдательность и самостоятельность в работе.

ОУУН - Формировать умения необходимые для вязания крючком. Развивать логическое и пространственное мышление.

Основные понятия: крючок, нитки для вязания, начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, полустолбик и столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами;

Учебно-наглядные пособия: папки с образцами вязания крючком, различные крючки и нитки для вязания крючком, слайды презентации,  видеофрагменты.

Тип урока: комбинированный

Подготовительный этап: учащиеся получают задание собрать материал о развитии декоративно-прикладного искусства – вязание крючком в разных исторических эпох. Подготовка к уроку состоит из самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, подготовки электронной презентации и индивидуальных консультаций учителя.

На доске: тема урока, эпиграф; выписаны слова: крючок, нитки для вязания, начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, полустолбик и столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами;

План урока (2 урока по 40 минут)

  1. Организационный момент (1мин)
  2. Сообщение темы и цели урока (1мин)
  3. Проверка знаний (5мин)
  4. Сообщение нового материала (совместно с учащимися) (10мин)
  5. Физкультурная минутка (1мин)
  6. Вопросы для закрепления знаний (5мин)
  7.  Практическая работа №1 «Изготовление образцов вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида.»; (18мин)
  8. Физкультурная минутка (1мин)

Практическая работа №2 «Изготовление образцов вязания крючком: столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами, пико» (35мин)

  1. Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок (3мин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, перекличка, проверка готовности рабочих мест.

2.Сообщение темы и цели урока 

Озвучивание темы урока. Эпиграф к уроку (записан на доске) читается учителем: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» (пословица).

Из истории: Вязание крючком или тамбуром, как принято было говорить в старину, одно из самых легких и занимательных рукоделий. Владеть крючком можно  научиться без особого труда – в несколько раз быстрее, чем спицами.

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Цель нашего урока: ознакомить вас с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различных видов петель; научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, полустолбик и столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами; воспитывать культуру труда и чувство ответственности; развивать внимательность и аккуратность, наблюдательность.

3.Проверка знаний

Чтобы проверить первоначальные знания учащихся по разделу «вязание крючком» учитель задает вопросы:

1.Ребята, а кто из вас умеет вязать крючком?

2.Какие инструменты и материалы необходимы для вязания?

3. Какие изделия можно связать крючком?

4. Какие изделия сохранились у вас дома от бабушек?

5. Можно ли использовать для вязания старую пряжу?

4.Сообщение нового материала. Теоретические сведения.

Учитель: Ребята, расскажите о своих работах.

1-я ученица:

Вяжем мы в родной нам школе
Вещи нужные везде
Платья, кофты и подушки,
Разукрашенные все.

2-я ученица:

И прихватки, и салфетки,
И чехлы на стулья
Прославляя родной край,
Русское раздолье.

3-я ученица:

Есть “лужайка” у меня,
То моя салфетка,
Ох, и нравится она
Маленьким всем деткам.

4-я ученица:

Пусть наше рукоделие,
Приносит всем радость
Прочь, долой безделье,
За работу радостно.

5-я ученица:

Постараемся еще
Сделать вещи сами,
Постараемся творить
Нашими руками.

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Учитель: Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого  около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины. Вязание изначально появилось как простая унитарная необходимость. В разных уголках планеты люди создавали необходимые для жизни и быта вещи, используя самые простые и доступные материалы, сочетая несложные формы с незатейливыми узорами. На протяжении веков рукоделие развивалось, совершенствовать и постепенно превратилось в настоящее искусство.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима. После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира  и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.


В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-ые годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

(Слайд № 2)

Вязание крючком -  старинный вид рукоделия,  широко известный во всех странах.

 Связать крючком можно различные вещи: жилетки, топы, свитера, шапки, шарфы а также различные ажурные салфетки, игрушки  и другие вещи.

Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.

Научиться вязать крючком проще, чем спицами, для этого потребуются только нитки и крючок. Каждая петля заканчивает вязание, и, если совершена ошибка, работу можно распустить до нужного места, не опасаясь, что петли «убегут».

Учитель: Вязание крючком – многогранная техника, крючком можно связать самые разные изделия. Большим крючком и толстыми нитками можно вязать свитера и шляпки, маленьким крючком и тонкими нитками можно выполнить изящные изделия, похожие на плетеные кружева. Вязанием крючком можно отделать предметы домашнего обихода и украсить одежду. Сегодня мы познакомимся с образцами петель необходимых для вязания крючком.

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

(Слайд № 3)

Инструменты и материалы.

Крючки для вязания бывают различной толщины и выполняются из различных материалов: стали, алюминия, пластмассы, металла, кости и  дерева. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы.

 Нитки. Полотно связанное крючком, как правило мало растягивается и поэтому для работы можно использовать не только шерстяные нитки но и х/б.

 Хлопок - нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Лен - очень прочные, чаще неотбеленные нитки. Применяются для изготовления декоративных изделий.

Шерстяная пряжа - натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящая пряжа - вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект.

Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей.

Фантазийная пряжа - меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.

Учитель:                           

 Крючки и приспособления

В современном вязании крючком различают три основные техники – тунисское вязание (выполняется длинным крючком), обычное вязание (плотное или тамбурное, выполняется коротким крючком) и филейное вязание (отдельные элементы вывязываются коротким крючком, а затем с помощью определённых техник собираются в готовое изделие.)* В зависимости от того, что именно вы собирайтесь вязать, и следует выбирать крючок.

Крючки бывают металлические, деревянные, костяные и пластмассовые. Они различаются по длине: короткие (12-15 см) – для обычного вязания, и длинные (20-40 см) – для тунисского.

Для работы очень важна толщина крючка. Она бывает от 1,0 до 15,0 мм и отражается номером, соответствующим толщине головки. Например, у крючка № 3 головка 3 мм в диаметре, а  № 5 – соответственно 5 мм.

Деревянными крючками вяжут изделия из очень толстой, мягкой и эластичной пряжи. О грубые жёсткие нитки они легко ломаются. Костяные и пластмассовые крючки легки и приятны, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу. При вязании большого изделия – костюма или покрывала – из-за  стачивания постепенно уменьшается размер петель, по сравнению с первоначальным. Это искажает общий вид узора и изделия в целом. Тонкие алюминиевые крючки гнуться, а когда стирается защитное покрытие, пачкают руки и пряжу. Очень хороши в работе стальные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой – их удобно держать в руке. Можно использовать крючки с плоской частью стержня в 3-4 см от головки – опоры для большого и среднего (указательного) пальца.

Стержень длинного крючка должен быть гладким и ровным (без утолщений).

Иногда вместо длинного стержня для тунисского вязания используют капроновый тросик.

 Для вязания тесьмы или прошвы в сочетании с крючком используют специальные приспособления – «вилки» и палочки.

Очень важно проследить, чтобы выбранный вами инструмент был хорошо отшлифован. Если бородка крючка великовата, с глубоким острым вырезом, она будет цепляться за пряжу, плохо протаскивать петли при вязании и травмировать палец.

Конечно, недостатки можно устранить, отточив или притупив головку на бруске – но при этом наверняка повредится покрытие крючка. Так что лучше сразу выбирать готовый к работе инструмент.

 И самое важное правило: при выборе инструмента необходимо помнить, что диаметр крючка для обычного вязания подбирают в два раза больше диаметра нити. Если для тонких ниток взять толстый крючок, полотно будет ажурным, с большими просветами. Провязывая толстые нити толстым крючком, или тонкие нити тонким, вы получите плотное однородное вязание.

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Фактура полотна, связанного крючком, из-за своеобразного переплетения нитей и плотности мало растягивается. Эти свойства позволяют широко применять в работе не только шерстяные нити, но и хлопчатобумажные. Для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей в основном используют крючки диаметром 4-5 мм. После окончания работы крючки рекомендуется протереть сухой шерстяной или льняной тканью и хранить в сухом месте.

Пряжа

Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Она должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Для вязания крючком используют практически любую пряжу – шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную и синтетическую. Обычно нитки продаются в клубках или мотках.

Покупая пряжу обратите внимание на длину нити, указанную на этикетке мотка фабричного производства. Чем тоньше нить, тем больше метраж. Оптимально, если в 100 г пряжи будет не менее 300м.

Там же, на этикетке, обычно указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2, 64/2. Цифра до дробной черты указывает толщину нити – чем меньше это число, тем тоньше нить. Цифра после черты – из скольких нитей скручена пряжа. При покупке нескольких мотков ниток одного цвета следует обратить внимание на номер крашения – на всех этикетках он должен быть одним и тем же.

Рассчитывая необходимое количество ниток, учитывайте, что на ажурные изделия из пушистой и слабо скрученной пряжи уходит меньше, чем на плотные. Например, для пуловера 50 размера потребуется всего 400 – 500 г шерсти 32/2 (длиной 781 м), тогда как на юбку – 600 – 700 г, а на шапочку – 100 – 150 г той же пряжи. Учтите и другое – пряжу перед работой желательно постирать, а даже не слишком грязная пряжа при стирке теряет 10 % массы. Правда это относится только к отечественным ниткам, импортные стирать нет необходимости, их сразу используют в работу. И ещё – при малейшем подозрении, что пряжи на работу не хватит, лучше откажитесь от замысла. Радости незаконченная работа все равно не принесёт.

Очень важной характеристикой ниток является качество окраски. Если вы решили вязать цветной узор или контрастные полосы, необходимо проверить ещё до начала работы, не полиняет ли изделие. Для этого хорошенько смочите концы нитей водой, заложите в белую ткань, и прогладьте горячим утюгом. Если на ткани не появятся цветные пятна, значит окраска прочная.

 Виды пряжи

   Лен считается самой крепкой пряжей. Он значительно легче, чем хлопок или шерсть впитывают влагу, и так же легко сохнет. Пряжа из льна не садится и не вытягивается при стирке, не портится при высоких температурах. Она лучше, чем хлопчатобумажная предохраняет от жары. Правда, лён сложно красить или выбеливать. Поэтому, чаще всего пряжа изо льна встречается естественных, серо-бежевых тонов.

   Хлопковая пряжа, как правило, тяжёлая, плотная и не эластичная. Красится хлопок хорошо и почти не выгорает. При специальной обработке щёлочью достигается блеск хлопковой нити. Типичный образец такой обработки – пряжа «ирис». По прочности хлопчатобумажная пряжа уступает льняной или шёлковой, но превосходит шерстяную. Греет плохо, но лучше, чем лён. К серьёзным недостаткам можно отнести сильную «усадку» и продолжительную сушку. Неэластичность хлопчатобумажной пряжи выдвигает к вязаным изделиям свои требования – не вывязывать резинки и фактурные узоры. Хлопок часто используют в составе смесовых пряж.

   Экопряжа – экологически чистая пряжа, изготовленная из хлопка и льна, выращенных без применения пестицидов и окрашенная натуральными красителями. Кстати, натуральными красителями прекрасно окрашивается и шерстяная пряжа. Палитра цветов натуральных красителей беднее, чем химических, однако она включает в себя весь спектр природных тонов от песочно-бежевых и золотисто-жёлтых до оранжевых, и от цвета индиго и тростника до тёмно-коричневых. Правила ухода за экопряжей необходимо строго соблюдать. Они приводятся на этикетках.

   Шёлк хорошо держит тепло. На нём практически не образуются катышки. Он достаточно крепкий, не деформируется и прекрасно красится. Изделия из шёлка хорошо впитывают влагу. Для вязания используют, в основном, смесовые виды пряжи, такие как шёлк и хлопок, шёлк и синтетические нити, шёлк и шерсть.

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Искусственный шёлк. Искусственный шёлк быстро сохнет, но недостаточно прочен. В чистом виде для вязания практически не используется. Добавляется к другим видам  пряжи для улучшения их характеристик.

   Шерсть является самым признанным материалом в современном вязании крючком. Она легче и эластичнее, чем растительная пряжа и гораздо лучше удерживает тепло. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести её сваливаемость и образование на ней катышков при ношении. Причём, чем слабее скручена пряжа, тем сильнее проявляются эти недостатки. Для улучшения характеристик, в шерсть при прядении добавляют искусственные или растительные волокна. Классический пример – шерстяная пряжа с акрилом. При стирке изделий из шерсти следует учитывать такую особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).

   Ангорская шерсть – это мягкий лёгкий пух ангорского кролика. Его прядут в соединении с шерстяной, хлопчатобумажной или шёлковой нитью. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и тёплая.

   Мериносовая – тонкая, пушистая и очень мягкая шерсть овцы мериноса. В неё редко добавляют другие виды волокон, разве только для того, чтобы удешевить, а не улучшить. Эта пряжа является идеальной для детских вещей, т. к. не раздражает кожу. Она значительно дороже, чем обыкновенная шерсть. Одним из лучших сортов этой шерсти считывается австралийский.

   Верблюжья шерсть бывает мягкой или грубой. Качество шерсти зависит от возраста верблюда. Красивый естественный цвет от светло- до тёмно-коричневого позволяет использовать её без предварительного окрашивания.

   Мохёр – это шерсть ангорских коз. Она длинная, тонкая, прочная с шелковистым блеском. Натуральный цвет – чисто-белый. В пряже мохёр чаще всего соединяют с синтетической или шерстяной нитью. В России подобную шерсть получают от оренбургских коз и вяжут из неё знаменитые оренбургские платки.

   Кашемир – очень лёгкая, тёплая и мягкая пряжа, но она слишком восприимчива к трению и образованию катышков, поэтому найти чистый кашемир практически невозможно. Как правило, его смешивают с шерстяным волокном в разных пропорциях.

   Альпак. Шерсть альпаки (родственницы ламы) ценится очень дорого. Натуральный цвет пряжи насчитывает 22 оттенка – начиная от чисто-белого, через бежевый и серебристый до коричневого и чёрного. Так как волокна шерсти альпаки разной длины, она не сваливается и практически не образует катышков. Готовое вязаное полотно получается очень плотным, и поэтому в изделии очень эффектно «висит». Есть одна особенность хранения шерсти альпака – она не выносит нафталин, поэтому против моли используют природные средства, такие как лаванда, табак или кедр. Пряжа альпака, как правило, используется в чистом виде.

   Вискоза – искусственное волокно. В чистом виде для вязания используется редко, т. к. имеет много недостатков. Обычно входит в состав смесовой пряжи, чаще всего с хлопком. Само вискозное волокно довольно дешёвое, впрочем, как и многие другие виды искусственных волокон.

   Фасонная пряжа получается путём смешения различных по цвету и качеству волокон, а также пряжа, изготовленная по особой технологии (например, лентовидная пряжа, нити которой не спрядены, а связаны или сотканы).Для получения фасонной пряжи натуральные волокна часто смешивают с синтетическими волокнами или металлизированными нитями. Состав пряжи указывается на этикетке мотка. Фасонная пряжа идеальна для широких кос. Изделия из фасонной пряжи, как и чистошерстяные, рекомендуется стирать вручную и сушить в разложенном виде.

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Записать в тетрадь таблицу «Соответствие крючка и ниток»

N крючка  (мм)

Название пряжи

Материал, используемый для

изготовления крючка

0,6-1,75

Хлопчатобумажные

нитки, лен

Никелированный

Алюминиевый

2,0-7,0

Хлопок, шерсть, лен,

фасонная пряжа

Алюминиевый

2,5-15

Шерсть, фасонная,

фантазийная пряжа

Пластмассовый

(Слайд № 4)

Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении.

Старым· вязаным изделиям можно дать вторую жизнь. Для этого их:

  • распускают, нитки перематывают в мотки;
  • стирают при температуре воды 400С в мыльной воде;
  • прополаскивают в теплой, выкручивают, дают стечь воде;
  • при необходимости пряжу выпрямляют, сушат, перематывают пряжу в клубки.

Учитель:

    Подготовка пряжи к вязанию

   Нитки для вязания перед работой желательно постирать. Во-первых, работать с чистыми легче и приятнее, а во-вторых, после первой влажно-тепловой обработки они могут сесть или вытянуться – лучше уж пряжа, чем готовое изделие. К тому же только так можно «выровнять» нитки, уже побывавшие в работе.

   Перед стиркой пряжу перематывают в большие мотки, воспользовавшись, например, спинкой стула. Чтобы нити не спутались, мотки в нескольких местах перевязывают, не перетягивая, чтобы после просушки на местах сжатия не образовались заломы.

   Подготовленную пряжу аккуратно стирают, а затем тщательно выполаскивают при температуре 40-45˚С. Определить необходимую температуру легко без термометра – если рука, опущенная в воду чуть ниже локтевого сустава, ощущает приятное тепло – можно стирать.

   Чистые нитки подвешивают над ёмкостью для стока воды, а затем досушивают, регулярно переворачивая. Не стоит сушить пряжу на верёвке – в месте перегиба, как при слишком плотной перевязке, могут образоваться заломы. Лучше воспользоваться любым подручным средством цилиндрической формы диаметром от 5 см.

   Сухие нитки сматывают в клубки. Следует помнить, что пряжа прекрасно сохраняет свои свойства, если с самого начала с ней правильно обращаться.

   Если нитки смотать слишком туго, они вытянуться и потеряют упругость, а шерсть и полушерсть сматывают очень свободно, без использования прокладок.

   Клубок начинают сматывать на два пальца, постепенно подкладывая третий, потом четвёртый и, наконец, наматывают на все пять пальцев. Затем, сняв нитки с руки, продолжают сматывать, формируя шар.

   Есть ещё один способ формирования клубка. Пряжу можно намотать так, что одна нитка будет свободно разматывая из середины, а другая – снаружи , как фабричные клубки штопки и ириса. Для этого конец нитки в 10-12 см зажимают тремя пальцами, сложенными вместе (большим, указательным и средним), и делают вокруг них 10-15 витков. Полученное из ниток кольцо снимают

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

с указательного и среднего пальцев, оставив на большом. Пальцы вновь соединяют вместе, и снова делают 10-15 витков, при этом поменяв направление намотки. В процессе работы большой палец всё время должен находится в середине клубка, а средний и указательный периодически, через 10-15 витков, вынимают и прикладывают с внешней стороны, обязательно меняя направление намотки.

   Смотанные вторым способом клубки очень удобны в работе. Если разматывать нить из середины, клубок спокойно лежит на месте, не пачкается, катаясь по полу, не «убегает» и не дразнит домашних животных.

Основные виды петель.

(Слайд № 5)

Положение крючка в руке -. Крючок можно держать по-разному:

  • либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
  • либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

Учитель:

Для начинающих очень важно научиться правильно держать крючок и вязку. Крючок держат в правой руке как карандаш или как нож. Если на крючке имеется плоская вмятина, надо держать в этом месте. Крючок нельзя крутить во все стороны. Нитку и вязку надо держать в левой руке.

(Слайд № 6)

Начальная петля. 

На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Учитель

В основе каждой вязки цепочка, которую образуют из петель. Петли вяжут так: нитку пряжи (примерно 10—15 см от ее конца) кладут на указательный палец левой руки и крючок подводят под нитку. Потом крючок переводят с левой на правую сторону и образуют петлю. Место скрещивания поддерживают большим пальцем левой руки, крючком зацепляют нить и вытягивают новую петлю. Продолжая вытягивать петлю через петлю, образуют цепочку. В техническом рисунке воздушную петлю обозначают точкой.

(Слайд № 7)

Воздушная петля.

Составляет основу вязания, используется дня поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

(Слайд № 8)

Цепочка воздушных петель - основа первого ряда.

Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель первая и петля на крючке не включаются в счет.

(Слайд № 9)

Соединительный столбик. 

Крючок вводят во вторую от начала цепочки петлю, подхватывают рабочую нить, накидывая ее на крючок, получают две петли на крючке, через них протягивают нить.

 

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Учитель:

Крючок вводят в петлю цепочки, накидывают нить и протягивают через 2 петли на крючке. Этим столбиком пользуются в основном при убавлении петель, а также если необходимо соединить отдельные детали или вязать только цепочку, у которой используют изнаночную сторону (ирландское кружево).

(Слайд № 10)

Столбик без накида.

Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю, подхватив рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю, на крючке две нити, еще раз берут крючком нитку и протягивают через две петли

Учитель :

Крючок вводят в петлю цепочки, делают накид и протягивают нить через эту петлю, опять делают накид и протягивают нить через 2 петли на крючке. Чтобы работу можно было повернуть и ее края получились ровными, в конце ряда вяжут одну воздушную петлю.

5. Физкультурная минутка

6. Вопросы для закрепления знаний

1.Что означает № крючка?

2.Как использовать для вязания старую пряжу?

3. Как при вязании следует держать крючок в руке?

4. Из каких материалов изготовлен крючок?

7. Практическая работа № 1

Изготовить образцы вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида.

(Слайд № 11)

Задание 1 Свяжите образцы петель:

  • цепочку воздушных петель (20 петель);
  • столбик без накида;

8. Физкультурная минутка

(Слайд № 12)

Полустолбик с накидом.

Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю, подхватив рабочую нить, накидывают на крючок и протягивают через эту воздушную петлю, на крючке три петли, еще раз захватывают нить и протягивают ее через три петли.

Учитель:

Делают накид, крючок вводят в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают ее через петлю цепочки, захватывают нить и протягивают через 3 петли на крючке.

 

(Слайд № 13)

Столбик с накидом. 

Накинув нитку на крючок, вводят его в четвертую петлю цепочки, подхватив рабочую нить, закидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке три петли. Еще раз берут нитку и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке две воздушные петли. Еще раз берут крючком нитку и протягивают ее через эти две воздушные петли.

Учитель:

Делают накид, крючок вводят в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают ее через петлю цепочки, затем захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, захватывают нить и

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

протягивают ее через оставшиеся 2 петли. Чтобы работу можно было повернуть и ее края получились ровными, в конце ряда вяжут две воздушные петли.

(Слайд № 14)

Столбик с двумя накидами

Накинув дважды нитку на крючок, вводят ее в пятую от начала цепочки петлю. На крючке три петли. Еще раз берут нитку и протягивают ее через две петли. Еще раз берут крючком нитку, протягивают ее через оставшиеся две петли. Еще раз берут крючком нитку и протягивают ее через две петли.

Учитель:

 Делают 2 накида, крючок вводят в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают ее через эту петлю. Затем захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, снова захватывают нить и протягивают ее еще через 2 петли, после чего захватывают нить и протягивают ее через оставшиеся 2 петли.

(Слайд № 15)

Столбик с тремя накидами

Накинув трижды нитку на крючок, вводят ее в шестую от начала цепочки петлю. Подхватив рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают ее только через эту воздушную петлю. На крючке пять петель, еще раз берут нитку и протягивают ее через две петли. Так повторяют три раза.

Учитель:

 Делают 3 накида и протягивают крючок 4 раза, захватывая по 2 петли. Если вязать столбик с тремя, четырьмя и более накидами, нить накидывают на крючок столько раз, какой столбик хотят вязать (3—4 раза соответственно). Крючок вводят в петлю цепочки, отсчитывая от края число петель, оно должно быть на две петли больше, чем находится на крючке. Каждые две петли, находящиеся на крючке, вяжут вместе. Чтобы работу можно было повернуть и ее края получились ровными, в конце ряда надо связать на одну воздушную петлю больше, чем на крючке.

Пико используется для украшения узоров. Чтобы его выполнить, вяжут три воздушные петли, крючок вводят в первую петлю получившейся цепочки и соединительной петлей завершают пико.

.

(Слайд № 16)

Условные обозначения петель (записать в тетрадь)

Учитель:

 Чтобы научиться вязать по схемам, нужно познакомиться с условными обозначениями, которые позволяют коротко и ясно записывать различные узоры вязания (как при вязании спицами, так и при вязании крючком).Условные обозначения воздушных петель и столбиков приведены в таблице (презентация).

(Слайд №17)

Орнамент в вязанных изделиях

Нарядность и эстетичность изделию придает орнамент, но для того чтобы он выглядел изыскано, надо умело подобрать расцветку нитей и чередование узоров в центре полотна и по краю вязки. Подбор расцветки - это дело вкуса каждого, но есть наиболее распространенная совместимость цветов, используемых в шитье, вязке, плетении и т.д.

Приводим некоторые из них:
серый цвет хорошо сочетается с синим, бежевым, красным, бордовым, коричневым, голубым;
«Образовательный портал Мой университет –
www.moi-universitet.ru, факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

голубой - с красным, зеленым, коричневым;
беж - с оранжевым, желтым и коричневым;
васильковый - с серым и красным;
розовый - с серым, коричневым и голубым;
черный и белый сочетаются с любым цветом.

Прежде чем приступить к вязке орнамента, следует выбрать узор, нанести его на клетчатую бумагу или кальку условными обозначениями. При вязке разноцветного узора наносить его на схему следует карандашом или фломастером соответствующего цвета. Орнамент для оформления изделия можно придумать самому, либо взять готовый из вышивки "крестом" (один "крест" соответствует одной петле). Орнамент записывается на схему и вяжется снизу вверх.

9.Практическая работа № 2 Изготовление образцов вязания крючком: столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами пико»

(Слайд № 18)

 Задание2 Свяжите образцы петель:

  • столбик с накидом;
  • столбик с двумя накидами;
  • столбик с тремя накидами.
  • пико

(Слайд № 19)

Задание 3

Сравните вешний вид образцов. Прикрепите образцы на картон, подпишите их.

(Слайд № 20)

Вопросы для повторения .

1.Как нужно держать крючок?

2.Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

3. Что означает номер крючка?

4.Как использовать для вязания старую пряжу?

Учитель:

– Чему новому вы научились на уроке?
– По каким критериям оценивается качество выполненной работы?
– Оцените качество своей работы.

 

9. Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

(Слайд № 21)

 Домашнее задание.

  • Довязать образцы вязок ( то что не успели в классе).

  • Выполнить и эстетически оформить наглядное пособие «Основные виды петель при вязании крючком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вязания крючком

Урок состоит из красочной презентации, которая делает ход занятия более интересеным и наглядным...

презентация к уроку "Вязание крючком"

1.Познакомить учащихся с новым видом рукоделия2.Познакомить с инструментами и материалами для вязания крючком3.Научить основным приёмам вязания крючком4.Содействовать воспитанию художественного вкуса...

План-конспект урока "Вязание крючком: традиции и современность" 5 класс.

Данный урок знакомит  учащихся с новым видом рукоделия-вязанием крюком. Учит приемам вязания крючком основных видов петель. Развивает координацию движения. Содействует воспитанию художественного ...

Тема: Рукоделие. Художественные ремесла.- урок "Вязание крючком"

урок технологии 7 класс "Вязание по кругу"...

Разработка урока "Вязание крючком"

Разработка урока, технологическая карта урока, самоанализ урока...

План – конспект урока «Вязание крючком»

План – конспект урока «Вязание крючком»Учитель технологии Калетурина Галина Павловна    Цель урока: Ознакомить учащихся с техникой выполнения различного вида петель, с материалами и инс...

Обобщающий урок "Вязание крючком"

Итоговый урок по теме "Вязание"...