презентация к уроку "Вязание крючком"
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка«Декоративно-прикладное творчество» | 1.29 МБ |
Игольница своими руками | 362.5 КБ |
Паспорт кабинета технологии | 1.45 МБ |
pasport_kabineta_0.doc | 689 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 г. Лысково |
Методическая разработка
раздела образовательной программы «Технология»
«Декоративно-прикладное творчество»
для 5-7 классов общеобразовательной школы
по предмету «Технология» (обслуживающий труд)
Выполнил работу: Комиссарова Ирина Васильевна
учитель технологии
МБОУ СОШ №5 г. Лысково
Нижегородской области.
Нижний Новгород
2013 год
Пояснительная записка
- Актуальность темы
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.
Работа выполненная своими руками, несёт в нашу жизнь новые впечатления. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как работа выполненная своими руками. Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках декоративно-прикладного творчества – шитьё, вязание, вышивка.
Выполняя, изделие учащиеся овладевают техникой, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и оформления.
«Декоративно-прикладное творчество» является одним из подразделов «Создания изделий из текстильных и поделочных материалов» и даёт возможность девочкам попробовать себя в различных техниках рукоделия.
Овладение учащимися содержания темы «Декоративно-прикладное творчество» не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения декоративно художественных работ является способность поставлять на рынок труда эксклюзивный продукт.
Именно поэтому для каждого класса в программе «Технология» предусмотрены разделы, посвящённые декоративно-прикладному творчеству, и каждая девочка может испытать свои возможности и выявить свои способности в любом из его видов.
В 5 классе это – лоскутная пластика, один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные для дома вещи.
В 6 классе приобщение девочек к одному из самых древних видов декоративного искусства – вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у девочек.
В 7 классе рукоделие выражается в одном из наиболее распространенных видов узорного искусства – вязании крючком.
Каждая из тем подраздела «Декоратвно-прикладное творчество» даёт поистине безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного.
Следовательно, проблема изучения содержания и методики преподавания подраздела «Декоративно-прикладное творчество» является актуальной.
Программа раздела создана на основе примерной программы по технологии под редакцией Симоненко В.Д. для общеобразовательных школ. При её создании учитывались требования федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе - овладению общетрудовыми умениями и навыками.
Раздел программы разработан для учащихся 12-14 лет, с учетом возрастных особенностей.
Раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, (материаловедение, машиноведение, конструирование и моделирование одежды и раскройные работы, технология швейных работ, декоративно-прикладное творчество), а так же практические работы по вышеуказанным темам и рекомендуемые объекты труда.
В своей практике при преподавании технологии я, в основном, опираюсь на «Программу начального и основного общего образования» (авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.), так как именно этой программе соответствует имеющаяся в школе линия учебников под руководством профессора В.Д.Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф». Моя программа построена по блочно-модульному принципу, что позволяет ей быть логичной, мобильной и вариативной. Программа сохраняет полный набор обязательных базовых блоков, что не противоречит тенденции к стандартизации знаний, умений и навыков.
На изучение раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» отводится 36 часов в 5 классе, 32 – в 6 классе и 30 - в 7 классе. На блок «Декоративно-прикладное творчество отводится по 12 часов в каждом классе. Мною этот блок расширяется до 14 – 20 часов, так как это очень важный для современного человека блок, он ориентирован на сохранение традиций, влияет на формирование художественного вкуса. Материал, сокращенных мною блоков широко представлен в других образовательных программах.
Центральное место в данном разделе программы занимают практические умения и навыки создания швейного изделия .
Программа так же предусматривает знакомство девочек и с различными видами декоративно - прикладного творчества: лоскутную технику, вышивание, вязание крючком и на спицах, аппликацию.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, поэтому необходимо учитывать национальные традиции при обучении тому или иному его виду
Включение в программу по технологии модуля «Декоративно-прикладное творчество» позволяет пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении и развитии традиционных видов народного творчества, в том числе традиции Нижегородского края, эта программа призвана познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества.
- Принципы отбора содержания образования.
Методика преподавания модуля «Декоративно-прикладное творчество» должна учитывать следующие принципы данного вида трудовой деятельности:
1.Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения. Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение и уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучения в школе.
- Объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат
- Школьницы вправе по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала
- На этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьировать в самых широких пределах
2. Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины.
- Приобретение практических навыков органично соединено с расширением представлений у девочек об истории родного края и своего народа, традициях, обрядах, национальных костюмах ит.п.
- Задания как правило нося прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьниками для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе.
- Любая тема может быть выбрана в качестве творческого проекта.
3. Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах.Очевидна связь, с геометрией, черчением, ИЗО, когда ребёнок не «дружит» с этими дисциплинами, ему трудно построить чертёж, нарисовать эскиз будущего изделия, гармонично подбирать цвета.
4. Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.
5. Принцип гуманизации. Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.
Работа учителя по формированию творческих начал личности ученика начинается с включения его в общественно-ценную трудовую деятельность, с пробуждения настроя на выдумку, наилучшее выполнение дела. В детском возрасте мотив у него к этой деятельности и создания внутреннего, непосредственного интереса к новизне все более обогащается осознанным желанием попробовать свои силы и сделать что-то нужное, особенное для других. Социально направленный мотив творческой деятельности начинает выступать в единстве с мотивом познавательным. Эта характеристика мотива отражает этап интенсивного овладения социальным опытом, когда творчество выступает как средство активного его усвоения. В творчестве ребёнок видит способ служения людям, обществу и тем самым способ самоутверждения.
1.3.Цели и задачи изучения раздела.
Цели :
- Разностороннее комплексное развитие учащихся, активизация познавательной и творческой деятельности.
- Подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
- С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности – практическое применение знаний и умений при выполнении изделий, возможность открытия собственного бизнеса.
Задачи:
- Образовательные:
- вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.
- совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к делу.
- формировать стремление качественно выполнять изделие.
- подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения.
- углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов.
- Развивающие:
- сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа;
- развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности учащихся.
- развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
- вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.
- развивать образное мышление, внимание фантазию.
- Воспитательные:
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
- воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца.
- воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда
1.4.Ожидаемые результаты
В результате изучения модуля программы: «Декоративно-прикладное творчество» обучающийся должен:
знать/понимать:
общие сведения из истории лоскутной техники, вязания, вышивания; материалы. применяемые для лоскутной техники, вышивания и вязания; свойства натуральных и химических волокон, правила подбора спиц и крючков, технологические приёмы вышивания и вязания; способы соединения лоскутков, особенности окончательной отделки изделия содержание и характер труда специалистов по художественной обработке материалов
уметь: выбирать вид ткани и пряжи для определённых видов швейных и вязаных изделий, подбирать спицы и крючки в соответствии с толщиной нити, вязать простые изделия, выполнять записи узоров с помощью условных обозначений, выполнять различные виды швов, подбирать цвета, выполнять окончательную отделку изделия
Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении практических работ и проектов.
1.5.Система знаний формируемых при изучении темы программы «Декоративно-прикладное творчество»
Общенаучные знания (из области физики, химии, информатики, экономики, истории) о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.
Знания из определенной научной области:
теоретические основы из определенных разделов технической механики: общие сведения о машинах и механизмах; материаловедения: способы получения химических волокон; маркетинга, менеджмента: разработка проектного изделия с учетом потребности его на рынке, возможность массового производства, себестоимость изделия; социологии: закономерности развития общества, роль труда в создании материальных и духовных ценностей; экологии: влияние технологических процессов на окружающую среду, истории: изучение народных традиций, культуры родного края.
Фундаментальные знания из конкретной предметной области. Экология - возможность использования отходов производства в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества; черчение, графика, дизайн – снятие мерок и построение чертежа изделий, выбор модели с учетом особенностей фигуры; информатика – получение, обработка, хранение и использование информации; технология обработки материалов – овладение методами ручной и машинной обработки различных материалов, художественное оформление изделий, швейные материалы – свойства химических волокон, нетканых материалов и выбор материалов для изготовления изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Знания профильного характера. Практическое знакомство с рабочими профессиями, воспитание уважения к людям труда – мастерам своего дела. Профориентационные знания об условиях труда и требования к дизайнерам и специалистам по технологии обработки тканей.
1.6.Система деятельности учащихся при изучении темы программы «Декоративно-прикладное творчество»
Познавательная деятельность.
Творческая познавательная деятельность учащихся характеризуется тем, что учащихся самостоятельно как при изучении нового материала (поиск и анализ информации по изучаемым темам и созданию проекта, исследования и лабораторно-практические работы), так и при закреплении учебного материала раскрывают новые стороны изучаемых явлений, приобретают знания о новых технологиях обработки ткани, умеют видеть новое в уже известных им фактах. В процессе этой деятельности учащиеся овладевают такими приемами деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, определять порядок работы, а затем упражняться в применении названых приемов.
Преобразующая деятельность при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» направлена на обучение владению инструментами и технологическим оборудованием (способы обработки ткани ручными и машинными швами, умение работать крючком и спицами), изготовление изделий, на поиск и обработку информации, выбор лучших идей, исследование и выбор технологии изготовления, выполнение проекта с помощью полученных знаний.
Общеучебная деятельность.
Учебно-организационная деятельность – организация рабочего места; выполнение правил безопасной работы с колющими и режущими инструментами; выполнение работы в соответствии с технологическими картами; операционный и послеоперационный контроль своей практической работы и работы товарищей; оценка и самооценка учебной деятельности.
Учебно-информационная деятельность – работа с информационными источниками как в подготовке к урокам, так и в процессе разработки творческого проекта (подбор материала для доклада, разработка технологических карт, дизайн-анализ изделий, разработка критериев изделия, исследование материалов, технологий и т.д.).
Самоорганизующая деятельность.
Самостоятельная работа по заданию учителя при посредственном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя; работа со школьным учебником, справочной и другой литературой; проблемно-поисковые методы в процессе разработки творческого проекта (выдвижение идей для выполнения проекта, разработка деятельности и выбор технологии изготовления, самоконтроль работы над изделием, способы устранения ошибок, оценка и самооценка готового изделия).
1.7. Используемые технологии, формы и методы организации деятельности.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.
Методы обучения и их классификация
Обучение такому предмету, как «Технология» требует максимально подробной детализации выполняемых процессов, причем преподнесенной в наиболее приемлемой, доступной, удобной и интересной для учеников форме. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
1. по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой.
2. по источнику получения знаний:
- словесные
- наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм.
- практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
3. по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
4. по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический.
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного мышления.
II. Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
III. Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
IV. Частично-поисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами и учебными пособиями.
V. Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Наиболее эффективными методами преподавания тем «Декоративно-прикладное творчество» считаю:
объяснительно-иллюстративный,
исследовательский,
репродуктивный,
проблемный.
Обьяснительно-иллюстративный метод является преобладающим при изложении необходимого материала, когда за короткий промежуток времени, выделяемый обычно на уроках технологии на сообщение теоретических сведений, приходится излагать достаточно объемный материал. Без ярких иллюстраций (коллекции вырезанных картинок в прежние времена и компьютерных презентаций в настоящее время) усвоить материал по ознакомлению с видами декоративно-прикладного творчества невозможно.
Проблемный метод хорош своими развивающими результатами. В практике преподавания технологии он используется мною при работе над проектами. Ученицы сами ставят перед собой проблемный вопрос и, поэтапно выполняя проектную работу по той или иной тем находят ответ на него. Учитель в этом случае выступает консультантом. Для оформления своих проектных работ ученицы все больше применяют компьютерные технологии и пакет программ Microsoft Office.
Частично-поисковый метод активизирует деятельность учащихся. Я применяю данный метод при выполнении практических работ, а так же при решении тематических кроссвордов, ребусов, карточек-заданий.
Репродуктивный метод в данном разделе используется при изготовлении изделий уже по готовым схемам их журналов, выполнении образцов узоров.
Наиболее распространенными приемами, используемыми в моей практике преподавания этого раздела являются: беседа, дискуссия, объяснение, анализ и синтез, показ приемов работы, частая смена видов деятельности, применение ИКТ, использование наглядных материалов.
В зависимости от цели урока формы организации работы могут быть: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Фронтальная форма обеспечивает работу со всем классом одновременно (например, опрос учащихся по изученной теме, либо актуализация знаний по новой теме), но времени на изучение отдельных тем не всегда достаточно, поэтому спросить всех желающих чаще всего не удается. В своей работе я часто использую, карточки, мини-тесты (Приложение), диктанты по основным понятиям, кроссворды.
Групповая работа используется достаточно часто. Работая в группе, правильно распределив обязанности каждого – легче достичь нужного результата. Такую форму я применяю при проведении урока «Народные промыслы родного края», когда ребята делятся на команды и готовят сообщения на предложенные темы.. Недостатки этой формы работы в том, что часто более активные, либо более ответственные дети берут на себя работу, предложенную целой команде и «вытягивают» всех, выполняя за них работу.
Индивидуальная работа с девочками осуществляется при выполнении проектов. При изучению приёмов работы при вязании крючком и спицами.
Эта форма наиболее показательна для учителя, дает возможность определить уровень усвоения знаний и умений каждым обучающимся. Но она требует более четкой организации урока, а также необходимость планировать работу вне урока. Иначе, просто не хватает времени на то, чтобы качественно поработать с каждым.
На своих уроках я стараюсь больше использовать возможности ИКТ, при изложении нового материала и закреплении изученного активно использую компьютерные презентации, как разработанные самостоятельно, так и работы коллег; CD и DVD диски.
Большой объем учебного материала, заложенный в программе этого раздела, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения проектов, компьютерных презентаций. В зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащихся могут быть предложены различные по сложности темы проектов, например: «Дизайнерские идеи для дома», «Подарок своими руками», «Обрезки ткани для пользы дела» и др.
2. Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Декоративно-прикладное творчество»
5 класс
Должны знать: историю лоскутной техники, свойства тканей их натуральных волокон, основные приёмы, применяемые в лоскутной технике, цветовой круг, правила сочетания цветов, историю вышивки, технологию выполнения простейших ручных швов
Должны уметь: подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой, использовать прокладочные материалы, выполнять простейшие ручные швы.
Варианты объектов труда: прихватки, диванные подушки, салфетки, коврики.
6 класс
Должны знать: историю вышивки, особенности русской вышивки, приёмы закрепления нитей, технологию выполнения швов, назначение швов, правила подбора ткани и нитей, что такое орнамент, композиция, раппорт, способы перевода рисунка на ткань, способы декоративной отделки, правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом
Должны уметь: закреплять нить, выполнять различные виды швов, подбирать нити и ткань, находить раппорт в орнаменте, переводить рисунок на ткань, знакомство с видами вышивки, холодные и тёплые, хроматические и ахроматические цвета, цветовые контрасты
Теоретические сведения: традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, применение вышивки в народном и современном костюме.
Практические работы: зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки, организация рабочего места, вышивание метки, монограммы стебельчатым швом, выполнение эскизов композиции вышивки для отделки швейных изделий, определение места и разметка узора на изделии, перевод рисунка на ткань, уменьшение и увеличение рисунка, выполнение различных видов вышивальных швов, изготовление паспарту для вышитого изделия
Варианты объектов труда: салфетки, прихватки, панно, фартуки, ночные сорочки, летние топы
7 класс
Должны знать: историю вязания, условные обозначения применяемые при вязании, правила расчёта плотности вязания, технологию изготовления ажурных узоров, особенности вязания по кругу, понятие раппорта в вязании, свойства различных видов нитей, правила подбора крючка,
Должны уметь: читать схемы, выполнять основные виды петель, подбирать правильно крючок и нитки, вязать простые изделия, выполнять записи простых узоров
Практические работы: работа с журналами и схемами, подбор крючка в зависимости от толщины пряжи, подготовка материалов к работе, определение количества петель, изготовление образцов вязания
Варианты объектов труда: образцы вязания, салфетки, прихватки, панно, вязаная одежда, игрушки, связанные крючком.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п | Разделы и темы программы | Количество часов по классам | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1. | Вводный урок | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. | 36 | 32 | 30 | 8 | |
2.1 | Швейные материалы | 4 | 4 | 2 | ||
2.2 | Бытовая швейная машина | 4 | 2 | 2 | ||
2.3 | Конструирование и моделирование | 4 | 4 | 4 | ||
2.4 | Раскройные работы. | 2 | 2 | 2 | ||
2.5 | Технология швейных работ | 10 | 8 | 8 | ||
2.6 | Декоративно-прикладное творчество | 12 | 12 | 12 | 8 | |
3. | КУЛИНАРИЯ | 8 | 8 | 8 | ||
4. | ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА | 2 | 2 | 2 | ||
5. | ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА | 4 | 6 | 6 | 8 | |
5.1 | Уход за одеждой и обувью | 2 | 2 | 2 | ||
5.2 | Интерьер жилых помещений | 4 | 4 | 2 | ||
5.3 | Санитарно-технические работы | 2 | ||||
5.4 | Ремонтно-отделочные работы | 2 | ||||
5.5 | Семейная экономика | 8 | ||||
16. | ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Е РАБОТЫ | 10 | 18 | |||
6.1 | Электротехнические работы | 10 | ||||
6.2 | Радиоэлектроника | 12 | ||||
6.3 | Цифровая электроника и ЭВМ | 6 | ||||
7. | СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | 10 | ||||
8. | основы ПРОЕКТИРОВАНИЯ | 16 | 16 | 20 | 8 | 6 |
ИТОГО | 68 | 68 | 68 | 35 | 35 |
4. Учебно-тематический план
5 класс
№ | Раздел и темы программы | Кол-во часов |
Декоративно-прикладное творчество | 22 | |
1 | - проектирование и изготовление изделия в жанре лоскутной техники | 14 |
2 3 4 5 | - вышивка как жанр декоративно-прикладного творчества - инструменты, материалы, оборудование, подготовка к работе - технологическая последовательность вышивания - технология выполнения простейших ручных швов | 1 1 2 4 |
6 класс
№ | Раздел и темы программы | Кол-во Часов |
Декоративно-прикладное творчество | 16 | |
1 | - виды вышивки - композиционное построение узоров | 2 2 |
2 | - изучение цвета - двусторонняя и цветная художественная гладь | 2 2 |
3 | -технология изготовления вышитого изделия | 8 |
7 класс
№ | Раздел и темы программы | Кол-во Часов |
Декоративно-прикладное творчество | 14 | |
1 | -вязание как жанр декоративно-прикладного творчества - инструменты и материалы | 2 |
2 | - основные виды петель | 2 |
3 | - вязание по кругу | 2 |
4 | - изготовление изделия по готовой схеме | 8 |
5.Содержание программы 5 класса
Блок: «Декоративно-прикладное творчество» - 22 часа
Модуль: «Проектирование и изготовление изделия в жанре лоскутной технике» - 14 часов
№ | Процесс выполнения проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Материальное обеспечение | ||
На уроке | дома | Наглядность | Материалы | |||
1. | Запуск проекта. Определение потребности. Краткая формулировка задачи | Ознакомление с историей возникновения лоскутной техники на Руси. Ознакомление с алгоритмом проектной деятельности. Сообщение учащимся цели проекта. Объяснение написания потребности и краткой формулировки задачи. Демонстрация готовых проектов. | Просмотр проектов бывших учащихся, готовых изделий, фотографий. Определение потребности и выполнение упражнений А-2, А-3 | Оформляют листы дизайн -папки | Готовые изделия, проекты и фотографии изделий бывших учеников. Стенд «Планирование проекта» | Карандаши ручки тетради |
2. | Исследование конечного пользователя и его кухни. Дизайн-спецификация | Дать задание в качестве домашней работы: исследование стиля и цветового оформления кухни. Провести мозговой штурм с последующим обсуждением всем классом по выработке критериев для прихватки | Выполнение упражнения на исследование А-7 Записывают результаты исследования в тетрадь. Обсуждение. Учащиеся, глядя на доску, записывают дизайн -критерии в тетрадь | Сбор информации. Оформляют листы дизайн – папки, проводят исследование Решают каким требованиям должно соответствовать их изделие. Оформляют листы дизайн - папки | Образцы, готовые изделия Доска, готовые изделия | Карандаш. ручки, тетради |
№ | Процесс выполнения проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Материальное обеспечение | ||
На уроке | Дома | Нагляд ность | Материалы |
3. | Выработка первоначальных идей. Проработка лучшей | Дать задание учащимся придумать несколько вариантов прихваток, оценить их, выбрать лучшую для дальнейшей проработки. | Работают индивидуально, но консультируются друг с другом, чтобы выбрать лучшую идею. | Оформляют листы дизайн - папки | Доска, готовые изделия | Карандаши Ручки Тетради |
4. | Исследование свойств ткани, цвет, узора, гармоничного сочетания цветов | Кратко представить информацию о цвете и гармоничном сочетании цветов. Свойства натуральных тканей. | Учащиеся слушают. Проводят исследования пол определению свойств тканей. | Записывают результаты исследований на листы дизайн - папки | Цветовой круг, вырезанные фигуры, цветовой фон, образцы тканей | Цветная бумага. Инструменты для графических работ |
5. | Изготовление | Провести необходимый инструктаж. Объяснить последовательность и технологию изготовления прихватки. | Выполняют чертёж конструкции прихватки, изготавливают базовое лекало, подготавливают ткань к раскрою. Раскрой. | Учащиеся графическим способом изображают то, что они делали в классе на листах дизайн - папки | Инструк- ционные карты | Инстру менты для работы с тканью, швейное оборудо вание |
6. | Изготовление | Объясняет технологию окончательной сборки прихватки, способы обработки края | ---------------------- | ----------------- | --------------- | --------------- |
7. | Испытание и оценка. Защита проектов | Организует защиту проектов. | Проводят краткую презентацию своих проектов | Готовые изделия, дизайн - папки | Листы экспертизы |
Модуль: «Технология вышивания» - 8 часов
№ | Название элемента модуля | Кол-во часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
1. | Вязание как жанр декоративно-прикладного творчества | 1 | Сообщение исторических сведений о истории вышивания на Руси. Ассортимент вышитых изделий Понятия: орнамент,колорит | 1.Просмотр презентаций 2. Анализ готовых изделий | Учащиеся должны: Знать: историю вышивки, применение Уметь: ориентироваться в ассортименте вышитых изделий |
2. | Инструменты, материалы и приспособления | 1 | Правила техники безопасности при вышивании. Необходимые материалы и инструменты для вышивания Дать понятие: Пяльца, калька. Копировальная бумага, пасма | 1. Подготовка рабочего места 2. Заправка ткани в пяльца 3. Подбор нитей | Учащиеся должны: Знать: правила ТБ,как правильно организовать рабочее место, какие приспособления и инструменты применяют для вышивания, какие ткани и нити подходят для вышивания. Способы перевода рисунка на ткань Уметь: подготовить рабочее место, пользоваться инструментами для вышивания. |
3. | Технологическая последовательность вышивания | 2 | Подготовка ткани к работе Разметка размера рисунка Перевод рисунка на ткань Заправка ткани в пяльца Заправка нити Закрепление рабочей нити | 1 Заправка ткани в пяльца 2 Закрепление рабочей нити | Учащиеся должны: Знать: из каких этапов состоит подготовка ткани к работе, как можно увеличить или уменьшить рисунок, что такое запяливание, как закрепить рабочую нить , как отделить нить из пасмы Уметь: запяливать ткань, отделять нить, увеличивать и уменьшать рисунок, закреплять рабочую нить |
4. | Технология выполнения простейших ручных швов | 4 | Шов «вперёд иголку», «шнурок», стебельчатый шов. Понятие метка, монограмма | Изготовление монограммы, образцов | Учащиеся должны: Знать: технологию выполнения простейших швов Уметь: выполнять простейшие швы. |
6.Содержание программы 6 класса
Блок: «Декоративно-прикладное творчество» - 16 часов
Модуль: «Вышивка как жанр декоративно-прикладного творчества. Техника вышивки»
№ | Наименование элемента модуля | Кол-во часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания. умения |
1. | Виды вышивки. Орнамент. Плоскостное изображение, декоративное изображение, орнаментальное изображение. Символика | 2 | Закономерности развития декоративно-прикладного искусства. Дать понятие об орнаменте, плоскостном, декоративном и орнаментальном изображении, охранительно-магические символы. | Изучение основных символов, их зарисовка. Анализ вышитых изделий | Учащиеся должны знать: историю вышивки. Особенности русской вышивки |
2. | Композиционное построение узоров | 2 | Понятие о композиции построения узора. Типы рисунков: сюжетные, абстрактные, орнамент. Шов «крест» Гобеленовый шов | 1.Подбор нитей и ткани 2.Подбор рисунка 3.Перевод рисунка на ткань 4.Выполнение образцов | Учащиеся должны знать: что такое орнамент, раппорт, композиция, способы подготовки ниток и ткани, перевода рисунка Уметь: находить раппорт в орнаменте. Подготавливать ткань, переводить рисунок Выполнять шов»крест» и гобеленовый |
3. | Изучение цвета. Двусторонняя и цветная художественная гладь | 4 | Разновидности двусторонней глади. | Учащиеся должны знать: Уметь: | |
4. | Изготовление изделия в технике ручной вышивки. Мини – проект «Подарок маме» | 8 | Выбор инструментов и материалов. Подбор и перевод рисунка. Технология изготовления изделия. Оформление вышитого изделия. | Изготовление изделия | Учащиеся должны знать: технологию выполнения различных видов швов, сочетание цветов Уметь: подбирать нити, ткань, швы, которыми можно вышивать выбранный рисунок, оформлять вышитое изделие, оценивать своё изделие. |
7. Содержание программы 7 класса
Блок: «Декоративно-прикладное творчество» - 14 часов
Модуль: «Вязание как жанр декоративно-прикладного творчества»
№ | Наименование элемента модуля | Кол-во часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
1. | Исторические сведения. Художественное оформление изделий | 1 | История возникновения старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполненных в техники вязания крючком. | 1.Просмотр журналов 2. Анализ готовых изделий | Учащиеся должны: Знать: историю вязания крючком, ассортимент изделий, вязанных крючком Уметь: ориентироваться в ассортименте изделий. |
2. | Инструменты и материалы для вязания крючком. | 1 | Инструменты и материалы для вязания крючком. Виды крючков. Правила подбора крючка в зависимости от выбранных материалов. Виды нитей. Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, распускание изделий, бывших в употреблении) | 1.Подбор крючка и пряжи 2.Рассматривание образцов пряжи. 3. Распускание изделий, бывших в употреблении, подготовка пряжи к работе. | Учащиеся должны: Знать: правила подбора крючков, выполненных из различных материалов, в зависимости от качества и толщины пряжи, способы намотки клубков и мотков, виды обработки пряжи, бывшей в употреблении Уметь: подбирать номер крючка к виду пряжи, готовить пряжу к работе |
3. | Приёмы работы при вязании крючком. Основные виды петель. | 2 | Технология выполнения различных петель (начальная петля, цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида.столбик с двумя накидами). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком | 1.Изготовление образцов вязаных крючком: цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбики с накидом и без 2.Чтение условных обозначений основных видов петель | Учащиеся должны: Знать: условные обозначения, применяемые при вязании крючком, технологию выполнения основных видов петель Уметь: читать и записывать условные обозначения, выполнять основные виды петель |
4. | Вязание полотна | 2 | Вязание рядами. Петли поворота. Основные способы вязания петель при вязании полотна(под обе стенки, под переднюю полупетлю, под заднюю полуцпетлю) | Изготовление образцов полотна разными видами петель и способами вязания | Учащиеся должны: Знать: правила вязания полотна , назначение петель поворота, правила расчёта плотности вязания Уметь: вязать полотно рядами, выполнять петли поворота, рассчитывать плотность вязания. |
5. | Вязание по кругу | 2 | Технология выполнения вязания по кругу. Соединительный столбик. Вязание по кругу по спирали и рядами. Прибавки для получения плоского круга. Способ «бабушкин квадрат» | Изготовление образцов вязания по по кругу | Учащиеся должны: Знать: технологию вязания по кругу, назначение соединительного столбика, назначение прибавок Уметь: вязать по кругу плоские и объёмные формы |
6. | Изготовление ажурного изделия по готовой схеме. Мини проект | 6 | Использование основных петель при выполнении ажурных изделий. Технология изготовления ажурных салфеток. Понятие раппорта. Окончательная обработка вязаных изделий. | 1.Выполнение отдельных мотивов 2.Изготовление ажурной салфетки по готовой схеме. | Учащиеся должны: Знать: технологию изготовления ажурных узоров, понятие раппорта узора, и его запись Уметь: читать схемы, выполнять ажурное вязание по готовой схеме, производить влажно-тепловую обработку вязаного изделия, оценивать своё изделие |
8.Учебно-методический комплекс, используемый при преподавании темы «Декоративно-прикладное творчество»
Для наиболее успешной организации процесса обучения школьников разрабатываются УМК (совокупность программ, учебников и учебных пособий, дидактических материалов, методических пособий для учителя). Назначение которых – обеспечить достижение целей и решений задач образовательной дисциплины.
Для изучения темы «Декоративно-прикладное творчество» имеется 10 двухместных ученических столов с легко моющимися пластиковыми покрытиями и 24 стула. Столы стоят так, чтобы естественный свет падал на рабочие столы слева.
Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий даётся ежегодно комиссией по приёму школы к учебному году и оформляется актом.
8.1. Материальное обеспечение
Оборудование и инструменты.
- Иглы для вышивания
- Пяльца
- Ножницы
- Набор крючков
- Спицы
- Шаблоны
Материалы
- Ткань
- Набор нитей для вышивания (мулине)
- Пряжа
- Канва
- Нити для вязания крючком
Дидактический материал
- Банк проектных работ
- Образцы работ учащихся
- Презентации
- Цветовой круг
- Выставочные композиции
- Журналы и книги по рукоделию
8.2. Научно – методическое обеспечение.
Мастерская имеет научно – методическое обеспечение. А также нормативно – правовую базу, регламентирующую её работу.
- Типовое положение на оборудование мастерской
- Инструкции по правилам техники безопасности и охране труда
- Директивные документы
- Закон об образовании
- Устав школы
- Учебные программы
8.3. Учебное обеспечение.
9. Заключение
С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы; источник информации для разработки творческих проектов; средство управления технологическими машинами; для существенного расширения наглядности обучения, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений. Чтобы идти в ногу со временем, учитель технологии должен владеть основами компьютерной грамотности, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в компьютерных программах, в частности, Word, Excel, Paint, а также использовать знания, полученные школьниками на уроках информатики, для экономии времени при освоении теоретической части разделов технологии. Компьютер как техническое средство обучения широко применяется в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Большую помощь компьютерные технологии могут оказать в процессе проектной деятельности: для поиска информации - сеть Интернет; для создания эскизов, технических рисунков, технологических карт - работа в графическом редакторе Раint, для расчета себестоимости проектов - электронные таблицы Ехсе1, для рекламы изделий - текстовый редактор Word и графический редактор Paint, для защиты проекта - программа презентаций Power Point.
Способность воспринимать прекрасное в повседневной жизни и в искусстве является важнейшим условием полноценной жизни человека. Внутренний мир нашего современника формируется постепенно под влиянием социальной обстановки. Необходимо, чтобы условия повседневной жизни, быта, окружения воспитывали у нас и наших детей, у окружающих чувство прекрасного, так как только оно является основой человеческого достоинства. И это чувство формируется постепенно, систематически. Поэтому прекрасное так важно и так нужно для каждого человека.
- Список использованной литературы.
5.1 Литература для учащихся:
- Симоненко В.Д. «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательский центр «Вентана - Граф» 2010г. 205с.
- Симоненко В.Д. «Технология. Обслуживающий труд. 6 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана - Граф» 2010г.205с.
- Симоненко В.Д. «Технология. Обслуживающий труд. 7 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана - Граф» 2008г. 175с
- Павлова М.Б. , Сасова И.А. « Технология. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана - Граф» 2007г. 240с
- Павлова М.Б. , Сасова И.А. « Технология. 6 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана - Граф» 2007г. 220с.
- Павлова М.Б. , Сасова И.А. « Технология. 7 класс» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана - Граф» 2007г. 240с.
5.2 Литература для учителя:
- Басалеева Т.Ф. статья «Компьютер на уроках обслуживающего труда» Научно-методический журнал «Школа и производства»№8 2005 65 стр.
- Васильева Т.Б., Иванова И.Н. «Технология. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: «Вентана - Граф» 2007г. 304 с.
- Гузеев В.В. Образовательные технологии от приема до философии /Б-ка журнала «Директор школы». - № 4, 1996.
- Васильева М. И, «Наша квартира», Москва. 2000г.
- Максименко О. «Женщины книга для вас» «Портьеры и гардины»
- Махалова Т. И. ,«Для вас, девочки!», Москва: «Наука» 1993г.
- Павлова М.Б. ,Дж. Питт, Сасова И.А. «Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя» - М.: «Вентана - Граф» 2008г. 296с.
- Сасова И.А. «Технология: 5-8 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96 с.
- Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д « Технология: программа начального и основного общего образования». - М.: «Вентана - Граф» 2010г. 192с.
- Семенова А. «Интерьер квартиры - своими руками». Издательство «Донское слово» 1993 г. Санкт-Петербург 157 с.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов на Дону: Март, 2000.
- Талызина Н.Ф. «Теоретические проблемы программного обучения». М., 1969.
- Журнал «Интерьер-дизайн», Москва: апрель 2000г.
- Журнал «Красивые квартиры», Москва: май 2004г.
- Журнал «Мебель для вас», Москва: февраль 2005г.
- СD «Школа ремонта».
- Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу я сама», Минск «Полымя», 1992, 334 с.
- Поурочные разработки по технологии для девочек 5 кл. М.А.Давыдова,М.:-ВАКО,2010.
- Поурочные разработки по технологии для девочек 6 кл. М.А.Давыдова, М.:-ВАКО,2010.
- Поурочные разработки по технологии для девочек 7 кл. М.А.Давыдова, М.:-ВАКО,2010.
- Тетрадь по технологии 5 кл.Ю.В.Межуева в 2 ч. Саратов: ЛИЦЕЙ,2008
- Тетрадь по технологии 6 кл. Ю.В.Межуева в 2 ч. Саратов: ЛИЦЕЙ,2008
- Тетрадь по технологии 7 кл. Ю.В.Межуева в 2 ч. Саратов: ЛИЦЕЙ,2008
- Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Граф, 2002. – 224с.
- Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.
- Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №3-4 М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 2000.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №5-8, М.: Школьная пресса – 2002.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №6, М.: Школьная пресса – 2006.
- Домашний очаг. Москва-2009. Научно-методический журнал
- Моховикова Л. Добрая жена дом сбережет. Тольятти-СОВРЕМЕННИК,1994.
- Рязанская М.И. Маленькая домашняя энциклопедия. Москва,1991.
Результативность участия в районных и областных олимпиадах по технологии в 2009-2012 г. уч-ль Комиссарова И.В.
Учебный год | Класс | Фамилия, имя участника | Результат | Уровень |
2009-2010 | 8 | Мокичева Елена | 2 место | районный |
8 | Болобина Марина | 2 место | районный | |
8 | Алексеева Анастасия | 2 место | районный | |
2010-2011 | 7 | Панкрашкина Анна | 2 место | районный |
7 | Сухарева Карина | 2 место | районный | |
7 | Давыдова Екатерина | 3 место | районный | |
9 | Мокичева Елена | 1 место | районный | |
9 | Мокичева Елена | участница | областной | |
2011-2012 | 7 | Мурадова Екатерина | победитель | районный |
8 | Панкрашкина Анна | победитель | районный | |
8 | Сухарева Карина | призёр | районный | |
8 | Давыдова Екатерина | 3 место | районный | |
9 | Шлыкова Екатерина | победитель | районный | |
9 | Быбина Алёна | участница | районный | |
10 | Мокичева Елена | победитель | районный | |
2012-2013 | 9 | Сухарева Карина | победитель | районный |
9 | Панкрашкина Анна | призёр | районный | |
11 | Мокичева Елена | победитель | районный |
Директор: ___________________ Турлаев Г.И.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА № 158
- Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом: Комиссарова Ирина Васильевна
- Год создания мастерской: 1999
- Классы, для которых оборудован кабинет – 5-11
- Площадь кабинета: 50 кв. м.
- Число посадочных мест: 16
- Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете: Комиссарова И.В.
- Нахождение кабинета: 1-й этаж
- Система отопления: водяное.
- Режим работы: односменный.
- Освещенность: люминесцентные лампы.
- Цвет мебели: светлый орех
ЗАНЯТОСТЬ КАБИНЕТА В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ
Урок | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
1. | 8б | 9б | 8в | 7а | ||
2. | 5в | 7б | 9в | 9а | 7а | |
3. | 5в | 7б | 5б | - | 6а | |
4. | 5а | - | 5б | 6б | 6а | |
5. | 5а | 9г | 7в | 6б | 6в | |
6. | 7в | 8а | 6в | |||
7. | Дополнительные занятия по технологии |
1. ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА И ДОКУМЕНТАЦИИ КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ
№ п/п |
| Количество |
Учительский стол | 1 | |
Учительский стул | 1 | |
Парты двуместные | 9 |
Стулья ученические | 18 | |
| 3 | |
Доска | 1 | |
Шторы (тюль) | 2 | |
Портьеры | 4 | |
Подставка под цветы для подоконника | 2 | |
Зеркало | 1 | |
Подставка под цветы напольная | 2 | |
Часы | 1 | |
Огнетушитель | 1 | |
Кашпо для цветов | 2 | |
Манекен учебный 44-размер | 1 | |
Доска гладильная | 1 | |
Иглы машинные №90 | 10 | |
Линейка закройщика | 10 | |
Лента сантиметровая | 8 | |
Наперсток | 4 | |
Ножницы раскройные | 6 | |
Ножницы для бумаги | 10 | |
Угольник пластмассовый 45-45-90 (град) | 1 | |
Длинномерные линейки | 2 | |
Лекало | 1 | |
Булавки для скалывания ткани | 1 (коробка) | |
Машина швейная электрическая | 10 | |
Оверлок электрический | 1 | |
Игольница | 1 | |
Набор шаблонов швейных изделий М1:4 для моделирования | 10 | |
Вязальные крючки | 15 | |
Вязальные спицы | 10 | |
Пяльца | 13 | |
Колпачок шпульный | 10 | |
Шпульки | 20 | |
Рабочая программа по предмету | 1 | |
Журнал инструктажа по ТБ | 1 | |
Обработка пищевых продуктов | ||
Противень | 2 | |
Ваза | 1 | |
Дуршлаг | 2 | |
Доска разделочная | 10 | |
Доска разделочная для теста | 1 | |
Вилка столовая | 20 | |
Ложка столовая | 20 | |
Ложка чайная | 15 | |
Ложка разливательная | 1 | |
Картофелемялка | 2 | |
Кастрюля эмалированная 3л | 2 | |
Кастрюля из нержавеющей стали | 3 | |
Кастрюля чугунная. | 1 |
Нож столовый | 10 | |
Поднос | 2 | |
Салатница | 2 | |
Бокалы для чая | 15 | |
Селедочница | 1 | |
Скалка | 2 | |
Сковорода | 3 | |
Блюдце | 6 | |
Терка | 3 | |
Чайник | 1 | |
Чайник заварочный | 1 | |
Чашка чайная | 6 | |
Блюдо | 1 | |
Набор для специй | 2 | |
Ведро для уборки | 2 | |
Ведро для мусора | 1 | |
Щетка для уборки | 2 |
Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета технологии
№ п\п |
| Марка | Инвентарный номер |
| JANOME | ||
Машина швейная электрическая | JANOME | ||
Машина швейная электрическая | 2МА-33 | 01380125 | |
Машина швейная электрическая | 2МА-33 | 01380126 | |
| ЧАЙКА 142-М - | 01380130 | |
Машина швейная ручная с тумбой | ЧАЙКА 142-М | 01380131 | |
Утюг электрический | PHILIPS | ||
Компьютер | |||
Проектор | |||
Экран |
3. ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА
- 3.1 План работы кабинета на 2012/2013учебный год
№ п/п | Что планируется | Сроки | Отметка об исполнении |
Обновление уголка техники безопасности | До 15 .09.09 | Выполнено | |
Создание образцов швейных изделий: - халат - брюки -фартук -юбка | До 30.05.11 | Выполнено | |
Оформление стенда: - терминология ручных, машинных и утюжильных работ | До 1.09.11 | Выполнено |
Оформление выставки лучших работ учащихся | До 10/05/11 | Выполнено | |
Приобретение оборудования | В течение года | Приобретено 6 швейных машин, оверлок, раскройные ножницы. | |
Подготовка творческих проектов для 9 класса | До 1.05.2011 | Выполнено | |
Выполнение учащимися творческих проектов, творческих работ | В течении года | Выполнено | |
Подключение нового оборудования | После приобретения | Выполнено | |
Подключение осветительных ламп для работы на машинах | До 10.09.11 | Выполнено. |
- 3.2 Перспективный план развития кабинета на 2011-2015
№ п/п | Что планируется | Сроки | Отметка об исполнении |
Обновление наглядного материала (приобретение плакатов) | 2012-2013 | ||
Разработка инструкционных карт по классам с критериями оценивания | 2012-2013 | Частично выполнено | |
Приобретение ЦОР по разделам (создание медиатеки) | 2012-2013 | Выполнено | |
Приобретение оборудования (швейные машины, оверлок) | 2012-2013 | 2012-2013 | |
Создание образцов пооперационной обработки швейных изделий | 2012-2013 | Частично выполнено | |
Оформление стенда выставочных работ учащихся | ежегодно | ||
Создание банка творческих проектов учащихся | 2010-2013 | ||
Разработка занятий с применением ЦОР | 2011-2015 | Частично выполнено | |
Оформление коллекции «Виды фурнитуры». | 2012-2013 | ||
Оформление коллекции «Виды тканей». | 2012-2013 | ||
Оформление стенда «Швы и их применение». | 2012-2013 |
4. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Литература для учащихся (учебники)
№ п/п | Название, Автор, Издательство, Год издания | Кол-во экземпляров |
Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. В. Д. Симоненко.- М.:Вентана- Гр аф 2009. | 10 |
Технология. Обслуживающий труд. 6 кл. В. Д. Симоненко.- М.:Вентана-Граф 2009. | 10 | |
Технология. Обслуживающий труд. 7 кл. В. Д. Симоненко.- М.:Вентана-Граф 2009 | 6 | |
Технология. Обслуживающий труд. 8 кл. В. Д. Симоненко.- М.:Вентана-Граф 2009. | 6 | |
Технология. Обслуживающий труд. 9 кл. В. Д. Симоненко.- М.:Вентана-Граф 2009. | 7 | |
Технология. Обслуживающий труд. 10-11 кл. В. Д. Симоненко.- М.:Вентана-Граф 2009. | 8 |
- Методические пособия
№ п/п | Название, Автор, Издательство, Год издания | Кол-во экземпляров |
Программы начального и основного общего образования. В.Д.Симоненко,М.:-Вентана-Граф,2010. | 1 | |
Поурочные разработки по технологии для девочек 5 кл. М.А.Давыдова,М.:-ВАКО,2010. | 1 | |
Поурочные разработки по технологии для девочек 6 кл. М.А.Давыдова,М.:-ВАКО,2010. | 1 | |
Поурочные разработки по технологии для девочек 7 кл. М.А.Давыдова,М.:-ВАКО,2010. | 1 | |
Тесты по технологии5-7 кл. С.У.Маркутская, М.:ЭКЗАМЕН,2006 | 1 | |
Тетрадь по технологии 5 кл.Ю.В.Межуева в 2 ч. Саратов: ЛИЦЕЙ,2008 | 1 | |
Тетрадь по технологии 6 кл.Ю.В.Межуева в 2 ч. Саратов: ЛИЦЕЙ,2008 | 1 | |
Тетрадь по технологии 7 кл.Ю.В.Межуева в 2 ч. Саратов: ЛИЦЕЙ,2008 | 1 | |
Федорова И.Н. Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах. М.:-ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1981. | 1 | |
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с. | 1 | |
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2002. – 192с. | 1 | |
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с. | 1 | |
Правдюк В.Н. Практикум по методике преподавания основ сельского хозяйства в школе./Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. – М.: Вентана-Графф, 2005. – 96с. | 1 | |
Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с. | 1 | |
Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с. | 1 |
Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с. | 1 | |
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171с. | 1 | |
Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. | 1 | |
Технология: Кожа- вторая жизнь вещей. (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах)/Автор – составитель Т.Ф.Софьина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 47с. | 1 | |
Технология: этот чудесный батик (конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани»)/Авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78с. | 1 | |
Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с. | 1 | |
Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с. | 1 | |
Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с. | 1 |
- Журналы
№ п/п | Название, № журнала, Год издания | Кол-во экземпляров |
Научно-методический журнал «Школа и производство» №3-4 М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 2000. | 2 | |
Научно-методический журнал «Школа и производство» №5-8, М.: Школьная пресса – 2002. | 1 | |
Научно-методический журнал «Школа и производство» №6, М.: Школьная пресса – 2006. | 1 | |
Домашний очаг.Москва-2009. Научно-методический журнал | 1 | |
Научно-популярный журнал «Сделай сам» №1 М.:ЗНАНИЕ,1990. Научно-методический журнал | 1 | |
Научно-методический журнал «Сделай сам» №4, М.: ЗНАНИЕ,1991 | ||
Профессиональный журнал «Питание и общество» №4, М.:1997. | ||
Каталог «Спецодежда и средства защиты» М.:-БРИГ 2006. | ||
Чудесные мгновения № 1-4– 2007 | 1 | |
Журнал по вязанию «Золушка» №1-12,1997. | ||
Журнал по вязанию «Сандра» №1-9,1995. | ||
Журнал по вязанию «Лапушка» №1-4,1994. | ||
Журнал «Бурда» №5,1994. | ||
Журнал «Бурда» №1-6,2004.. |
Журнал «Бурда» №8,11 2006. | ||
Журнал «Бурда» №7, 2009. |
- 4.4 Литература (подписки, книги для внеклассного чтения, внеклассной работы)
№ п/п | Название , Автор, Издательство, Год издания | Кол-во экземпляров |
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. – 110с. | 1 | |
Максимова М.В. Азбука вязания. М.:ЛЕГПРОМБЫТИЗДАТ,1990.-237с | 1 | |
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. – 110с. | 1 | |
Джецн Рейнбоу, Объемная вышивка. М.:- АЛЬБОМ, 2006, 64 с. | 1 | |
Вермейер Юта,Шьем мягкие игрушки. М.:-АРТ-РОДНИК, 2007, 47 С. | 1 | |
Коростылев Н.Б. От А до Я. М.:- МЕДИЦИНА, 1980. | 1 | |
Карюхина Т.А. Контроль качества воды. М.:- СТРОЙИЗДАТ,1986. | 1 | |
Гензер М.С. Кем быть: профессия-трикотажник. Москва-1984. | 1 | |
Миловидов Н.Н. . Кем быть: профессия-хлопкопрядильщица. Москва-1983. | 1 | |
Ольшанская Ю. Макраме. М.:-КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ,2000. | 1 | |
Ханус София,Как научиться шить. Варшава-ВАТРА, 1984. | 1 | |
Еременко Т.И. Рукоделие. М.:-ЛЕГПРОММБЫТИЗДАТ, 1989. | 1 | |
Бланк А.Ф. Практическая книга по моделированию одежды. М.:-1991. | 1 | |
Холман Джиллиан, Конструирование одежды. М.:-ЭКСМО,2004. | 1 | |
Маккомбз Джулия, Шьем вместе. Минск-1993. | 1 | |
Моховикова Л. Добрая жена дом сбережет. Тольятти-СОВРЕМЕННИК,1994. | 1 | |
Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. Минск-ПОЛЫМЯ, 1997. | 1 | |
Юдина Е.Н. Шейте сами. М.:-ЧЕЛОВЕК,1992. | 1 | |
Линде Г. Кухни стран мира. М.:-ЮНИСАМ,1993 | 1 | |
Климова Н.Т. Народная вышивка нашей области. Нижний Новгород,1983. | 1 | |
Фарафошина Н.В. Художественное вязание. Ижевск-АЛФАВИТ, 1993. | 1 | |
Рязанская М.И. Маленькая домашняя энциклопедия. Москва,1991. | 1 | |
Колгина И.И. Комплекты детской одежды. М.:-МЕХНАТ,1994. | 1 | |
Техника фриволите. Лейпциг,1977. | 1 | |
Соколовская М.М. Знакомтесь с макраме. М.:-ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990. | 1 | |
Крысина О.Г. Вышивание. Москва,1980. | 1 | |
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вязание крючком. М.:-ЭКСМО,2000. | 1 | |
Колгина И.И. Комплекты одежды для подростков. М.:-МЕХНАТ,1994.. | 1 | |
Колгина И.И. Комплекты детской одежды. М.:-МЕХНАТ,1991. | 1 |
5. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
5.1. Таблицы
№ п/п | Название таблицы | Кол-во экземпляров |
Первичная обработка продуктов | 1 | |
Форма нарезки продуктов | 1 | |
Приёмы тепловой обработки продуктов | 1 | |
Соотношение меры и массы некоторых продуктов | 1 | |
Схема приготовления мясного бульона | 1 | |
Схема приготовления заправочного супа | 1 | |
Схеме приготовления мясных котлет | 1 | |
Схема приготовления отварной и жареной рыбы | 1 | |
Схема приготовления сырников | 1 | |
Схема приготовления омлета | 1 | |
Схема приготовления каши | 1 | |
Схема приготовления дрожжевого теста | 1 | |
Схема приготовления песочного теста | 1 | |
Схеме приготовления теста для блинов, блинчиков и оладий | 1 | |
Схеме приготовления винегрета | 1 | |
Организация рабочего места и правила техники безопасности | ||
Хранение продуктов | ||
Витамины, жиры, белки, углеводы, минеральные вещества | ||
Столовая посуда | ||
Правила поведения за столом |
5.2. Методические папки по разделам
№ п/п | Раздел, тема |
| Кол-во экземпляров |
Создание изделий из поделочных материалов | «Вышивка» | 1 | |
Создание изделий из поделочных материалов | «Вязание крючком» | 1 | |
Создание изделий из текстильных материалов | «Фартук» | 1 | |
Создание изделий из текстильных материалов | «Юбка» | 1 | |
Создание изделий из текстильных материалов | «Платье» | 1 | |
Культура дома | «Цветоводство» | 1 | |
Культура дома | «Интерьер» | 1 |
5.3. Коллекции
№ п/п | Класс | Раздел | Название | Кол-во экземпляров |
6 | Материаловедение | Шерсть и продукты её переработки | 1 | |
7-9 | Материаловедение | Коллекция волокон | 1 | |
7-9 | Материаловедение | Виды фурнитуры | 1 | |
5-9 | Рукоделие | Вышивальные швы | 1 | |
5-11 | Материаловедение | Виды тканей | 1 |
5.4. Инструкции по ТБ
№ п/п | Название | Кол-во экземпляров |
Инструкция по противопожарной безопасности в кабинете технологии | 1 | |
Инструкция вводного инструктажа по охране труда для учащихся в кабинете обслуживающего труда | 1 | |
Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе на учебно-опытном участке | 1 | |
Инструкция по охране руда учащихся, учителя выполняющих общественно-полезные работы | 1 | |
Инструкция по технике безопасности для учащихся на занятиях по обслуживающему труду | 1 | |
Правила поведения учащихся в кабинете обслуживающего труда | 1 | |
Инструкция по технике безопасности для учащихся при кулинарных работах | 1 | |
Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе с тканью | 1 | |
Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях | 1 | |
Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете обслуживающего труда | 1 | |
Инструкция по правилам безопасности для учащихся на учебном участке | 1 |
Анализ работы кабинета технологии.
Группы обучающихся, для которых использовался кабинет и находящиеся в нём материалы | Что сделано по оформлению и ремонту кабинета в течение года | Что приобретено (технические средств, дидактические материалы), что изготовлено(раздаточный материал, средства наглядности( с указанием курса) |
Кабинет использовался для проведения уроков обслуживающего труда в 5-11 классах; занятий по интересам в неурочное время; выполнения творческих проектов. | Ремонт проводился перед началом учебного года, в течение учебного года осуществлялось дежурство классов после каждого занятия, влажная уборка после учебного дня, генеральные уборки два раза в четверть. Оформлен стенд творческих проектов, выставки работ учащихся | Класс оснащен ЭОР , пополнена медиатека; приобретена дополнительная литература по различным разделам ООТ; разработаны инструкционные карты по разделу «Технология обработки ткани»; разработаны презентации по различным разделам. Оформлена папка для подготовки к районным олимпиадам, собран банк творческих проектов. |
Работа с учащимися |
Во внеурочное время проводятся занятия по интересам, консультации по выполнению творческих проектов, подготовка к районным олимпиадам. Для высадки на пришкольный участок выращивалась рассада томатов и цветочных культур. |
Учитель Комиссарова И.В.
ПАСПОРТ
КАБИНЕТА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Основы вязания крючком"
Этот материал поможет учителю дать учащимся основные понятия о вязании крючком на уроках технологии....
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.
Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для активизации и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по техноло...
Презентация "Азбука вязания крючком"
В презентации показаны основные приемы вязания крючком....
Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс
Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс...
Волшебный крючок. Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель.
презентация к уроку...
Презентация " Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при вязании крючком".
Содержит материал к уроку "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком " 6 класс....
"Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком"
Конспект открытого урока "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком"...