Урок швейного дела по теме «Суд над волокнами и тканями». 9 класс
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

Номоконова Лидия Михайловна

Цель:

Обобщить знания о натуральных и химических волокнах и тканях.

1. Развивать исследовательские способности, мышление, память, активный словарный запас, наблюдательность, умение делать выводы.

2. Воспитывать культуру поведения и речи, точность в изложении своих мыслей, самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок швейного дела по теме «Суд над волокнами и тканями».

9 класс

Цель:

Обобщить знания о натуральных и химических волокнах и тканях.

1. Развивать исследовательские способности, мышление, память, активный словарный запас, наблюдательность, умение делать выводы.

2. Воспитывать культуру поведения и речи, точность в изложении своих мыслей, самостоятельность.

1. Организационное начало урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, урок у нас сегодня необычный. Вы как взрослые подготовили его сами. Встречайте гостью.

Бабка:

- Здравствуйте, дорогие мои! Давненько я историй не рассказывала. Ну, слушайте.

В некоторой стране жили-были волокна. Первыми жителями этой страны были животные волокна. Звали их шерсть и шёлк. Чуть позже появились растительные волокна, а звали их хлопок и лён. Очень радовались волокна, что приносят пользу людям. Шерсть  хоть и кололась, но людей в холода согревала, а хлопок и лён в жару пот впитывали. А вот шёлковая нить самая гордая была. «Меня,-говорит,- первой увидела китайская императрица. Я очень прочная, тонкая, с блеском». Шло время, а население Земли росло, и на всех не хватало природных волокон. Тогда люди придумали искусственные и синтетические волокна. Их делали из нефти, газа, отходов хлопка и щепы. Имена -то какие придумали им люди: капрон, вискоза, нитрон. Куда ни глянь, а везде синтетика. Забеспокоились натуральные волокна, а вдруг они совсем исчезнут. И начали спорить натуральные волокна и химические, кто самый лучший.

Учитель:

- Неужели можно спорить из-за этого? Может спор разрешить в суде?

3. Повторение пройденного материала.

- Но для того, чтобы разобраться в деле, нужно поближе познакомиться с подсудимыми.

1. Для каких волокон сырьём является шерсть животных и растения?

1. натуральные

2. химические

2. Что лишнее?

1. лавсан

2. капрон

3. шерсть

3. Что лишнее?

1.хлопок

2.лён

3. шерсть

4. Что лишнее?

1. капрон

2. нитрон

3. вискоза

5. Из чего изготавливают химические волокна?

1. шерсть

2. нефть

3. растения

6. Какие волокна очень длинные, прочные, белого цвета?

1. Лён

2. шёлк

7. По трём признакам угадать волокно.

1. прямое, прочное, серого цвета.

2. похоже на вату, слабо извито, хорошая гигроскопичность.

4. Работа по теме урока

Учитель:

- Вы действительно хорошо знаете подсудимых, поэтому суд будет справедливым.

Судья:

- Уважаемые господа, сегодня мы собрались, чтобы выяснить, кто в стране волокон и тканей лучший:натуральные или химические волокна. Для выяснения истины необходимо заслушать специалистов. Приглашаем к даче показаний продавца.

Продавец:

- Уважаемый суд! Ещё каких-то 40 лет назад на прилавках наших магазинов были, в основном, вещи, изготовленные из натуральных тканей. Их очень хорошо покупали. Они красиво выглядели.  Стоили не дорого. Но люди покупали вещи часто, т.к. хлопчатобумажные ткани быстро теряли цвет  и прочность, льняные вещи приходилось постоянно утюжить, т.к. они сильно сминались, а шерстяные ткани очень сильно скатывались, теряя свой внешний вид. Но вдруг в магазинах появились капроновые колготки, и это было чудо. Они не теряли цвет и форму, быстро сохли и хорошо стирались. Затем появились платья из ацетатного шёлка. Они были очень яркие, долго носились, не теряли цвет, внешне похожи на натуральный шёлк. И стоили такие вещи дёшево.

Учитель:

- Я принесла вам два платка, куплены эти вещи были 3 года тому назад. Определите, из чего сделаны платки? Какой платок выглядит лучше? Это подтверждает слова продавца о том, что ткани из химических волокон долго не теряют цвет и форму?

Судья:

- Спасибо свидетель. Секретарь, вы записали хорошие и плохие качества тканей? Суд вызывает следующего свидетеля – это врач.

Врач:

- Уважаемый суд! Синтетика – это зло! У синтетических тканей есть два серьёзных недостатка: одежда из химических волокон плохо пропускает воздух, обладает плохой гигроскопичностью, поэтому человек всегда мокрый от пота, способна притягивать пыль. Когда человек спит в одежде из синтетической ткани, она электризуется, появляются искры. Кожа чешется, становится красной и шелушится. Спать нужно только на хлопчатобумажной ткани, в такую же ткань нужно пеленать маленьких детей, т.к. она обладает хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, мягкая, вызывает ощущение тепла.

Учитель:

- Уважаемый врач, из представленных тканей помогите выбрать те, которые вы рекомендуете для маленьких детей?

Судья:

- Спасибо свидетель. Суд вызывает следующего свидетеля – это химик.

Химик:

- Уважаемый суд! Предыдущий свидетель плохо говорил о химических волокнах, но я хочу встать на их защиту. Действительно, у химических волокон существуют недостатки, но их улучшают. За последнее время создано много химических волокон, которые впитывают пот, мягкие, тёплые, лёгкие, защищают от ветра и дождя, позволяют коже дышать. За последние 30 лет производство химических волокон увеличилось в 5 раз, и составило 50 миллионов тонн.Мы будем создавать волокна, в которых человек будет себя чувствовать комфортно.

Учитель:

- Свидетель, покажите нам, как синтетические ткани защищают человека от дождя и ветра.

Показывает опыт с синтетической тканью.

Судья:

- Спасибо свидетель. Суд вызывает следующего свидетеля – это эколог.

Эколог:

- Уважаемый суд! Я заявляю, что лучше натуральных волокон для человека нет ничего. В них человеку комфортно. Натуральные волокна появляются из природы, и природа их сама может переработать. Если хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые и льняные ткани закопать в землю, под действием влаги, тепла и микробов они превратятся в почву. А почти все синтетические ткани лежат в земле несколько десятков лет. Так наша Земля превратится в большую свалку.

Учитель:

- Ребята, а знаете ли вы, что синтетические волокна полностью разлагаются в земле 100-200 лет. Проведём эксперимент. Подожжём 2 лоскутка. Первый, определите пожалуйста и второй. Вы сказали, что это хлопок  и синтетическая ткань.

Посмотрите, что осталось после горения первого и второго лоскутка. От первого ничего не осталась, второй превратился в спаяный шарик, похожий на пластмассу. Что в земле разложится быстрее?

Эксперты делают вывод по результатам, занесённым в протокол.

Судья:

- Мы выслушали мнение специалистов. Посмотрели протокол заседания. Суд оглашает решение. Химические волокна – это одно из главных достижений 20 века. Сколько бы не ругали химические волокна, одежду из них будут носить. Свойства волокон с каждым годом будут улучшаться. Натуральные волокна также никуда не уйдут из нашей жизни, но чтобы улучшить их свойства люди будут добавлять к ним химические. У каждого из нас есть право выбора. И не бывает на Земле чего-то только плохого или только хорошего. Поэтому в споре нет победителей и нет проигравших.

Бабка:

- Вот ведь как всё хорошо закончилось.

5. Подведение итогов урока

Учитель:

- Закончился суд и наш урок. Я попрошу вас высказать своё мнение о том, что вы сегодня сделали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок швейного дела по теме:Пошив фартука на поясе

Виды фартука их  назначение, ткани  и отделка....

конспект урока швейного дела по теме "Ночная сорочка. Снятие мерок".

разработка  урока позволяет познакомить учащихся с плечевыми изделиями, знакомить с историей ночной сорочки, дает представление о тканях для пошива сорочки, швах применяемых для обработки срезов,...

Урок швейного дела по теме "Воротники: фасоны, названия деталей и контурных срезов. Построение чертежа воротника."

В последнее десятилетие в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей с о...

Интегрированный урок (швейное дело+математика) Тема: Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья

Урок по теме «Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья»  из  раздела «Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды»  9 класса. Первый уро...

Урок швейного дела по теме "Обработка воротника по модели"

Конспект урока по швейному делу в 9 классе....

Урок швейного дела « Вметывание и втачивание рукава в пройму ». 9 класс

laquo; Вметывание и втачивание рукава в пройму ». 9 классЦЕЛЬ УРОКА:   Образовательные – закрепить знания о видах рукавов и последовательности их обработки, дополнить ...

Урок швейного дела. 7 класс. Тема: Шерстяное волокно: вид, свойства (толщина, извитость, прочность). Получение пряжи из шерстяного волокна

Цели: Познакомить учащихся с происхождением шерстяного волокна и его свойствами, процессом получения шерстяной пряжи.Создать условия для развитие внимания, памяти, речи, умений обосновывать свои ...