Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yakutskiy_narodnyy_ornament_.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА : « ОРНАМЕНТ »
НРК «Якутский народный орнамент".
Цели и задачи :
1. Познавательные:
- познакомить обучающихся с якутским орнаментом;
- уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве народов саха.
2. Развивающие:
- продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, эстетического и художественного вкуса и фантазии;
- научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к национальному творчеству якутского народа.
Оборудование и материалы :
- Художественные материалы;
- Проектор, экран, ноутбук.
Зрительный ряд :
- Методические таблицы построения орнамента;
- Презентации «Знакомство с орнаментом», «Якутские орнаменты»;
- Проект ученицы 5 класса (распечатанный вариант).
План урока:
- Организационный момент.
- Беседа об орнаментах.
- Выступление ученицы с проектом «Якутские орнаменты».
- Физкультминутка.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока :
- Организация класса.
Проверка готовности к уроку, отсутствующих.
Подготовка рабочего места.
Подготовка оборудования к просмотру.
2. Изучение нового материала.
Иллюстративный рассказ «Орнаменты» (Презентация 1 «Знакомство с орнаментом»).
Вступительное слово учителя:
Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.
Истоки декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки бивней, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это люди выражали свое отношение к природе и к жизни общества.
В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.
Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.
Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных).
Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории; его начало можно увидеть уже в период палеолита. Орнаментами украшали свои жилища и тела первобытные люди.
Несомненно, что одним из источников рисования орнаментов на предметах были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определённым орнаментам.
С течением времени древние орнаменты утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную выразительность.
Каждая эпоха, каждый стиль, особенности национальной культуры вырабатывали свою систему орнамента; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведений к данному времени и к данной стране.
Особенного развития достигает орнамент на Древнем Востоке, в Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к древности, складываются свои формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.
Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся рисунком, строго говоря, не является орнаментом.
По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, орнамент может быть в полосе, с четким центром (в круге или квадрате), геральдическим (этот вид орнамента применяется в гербах) заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.
По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.
В качестве мотивов орнамента используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. е. вязь).
Ну вот мы и узнали что такое орнамент и каких видов он бывает, а так же то что набор простых значков не является орнаментом.
А сейчас перед вами выступит ваша одноклассница с проектом «Якутский орнамент».
3. Выступление Мальцевой Евгении с проектом «Якутский орнамент»
Презентация 2 «Якутские орнаменты». Приложение 1 (доклад).
4. Физминутка:
Птицы летят,
(ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)
Крыльями шумят.
(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)
Прогнулись над землей,
Качают головой.
(Поворот головы.)
прямо и гордо умеют держаться.
(Выпрямиться, руки за спину- проверить осанку, пауза 3-4 с.)
И очень бесшумно
(Руки вниз – потянуться вверх.)
На место садятся.
(Сесть на место, держаться прямо)
5. Постановка художественной задачи.
Для закрепления полученных знаний по якутскому народному орнаменту прошу вас оформить готовые шаблоны рукавиц.
В якутской семье старались, чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны должны расписать в традициях якутского народа, используя элементы якутского орнамента.
6. Практическое выполнение задания.
Во время творческой работы вы можете пользоваться работой Евгении в распечатанном виде.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
-Давайте вспомним, как мы это делали:
1. «Переживали» ловили вдохновение,
2. «Осознавали» учились выполнять, последовательность, т.е. «как»
3. «Умели» делали
Каждая из ваших рукавиц уникальна , неповторима и не похожа на другие.
Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…..
Был интересен тот факт что ….
Теперь я могу….
Было трудно….
Знания полученные сегодня на уроке, мне пригодятся…..
Мое настроение после урока….
Каждый из вас созидал чувствами, ваял сердцем, делал вдохновением. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите его через года.
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Национальные праздники" по учебнику "английский в фокусе 9" с использованием информационно-компьютерных технологий
Заключительный урок по теме "Национальные праздники" по учебнику "Английский в фокусе 9" с использованием электронной презентации....
Урок развития речи в 5 классе "Национальный орнамент"
Урок развития речи...
Открытый урок по информатике "Создание орнамента"
Скачать полностью архив с презентацией и с подробным конспектом урока можно по ссылкеhttp://yadi.sk/d/GJTd4IoMCrBWU...
урок-перезентация "национальные орнаменты"
материал к уроку ИЗО в 5 классе, "Национальные орнаменты"...
Презентация к открытому уроку "Кукла в национальном костюме"
проектная деятельность на уроках технологии "кукла в национальном костюме". на занятии учащиеся знакомятся с особенностями татарского национального костюма, изучат приемы работы с фоамираном, изготовя...
Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».
Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...
Открытый урок ««Способ получения геометрического орнамента».
Урок трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ...