Образовательный «живой» квест: Секрет повара./ Тема по программе: «Горячие напитки», «Бутерброды» 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
«Живой» квест - реализуется внутри класса на уроке или внутри школы и предусматривает движение команды учеников по «станциям», на которых им необходимо выполнять определенные задания от лица исполняемой роли для решения проблемной задачи квеста.Использование квест - технологии способствует формированию у обучающихся информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Живой квест | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс: УМК по технологии «МЕТОД ПРОЕКТОВ» под редакцией И.А.Сасовой для обучения учащихся в неделимых классах; Авторский коллектив: И.А.Сасова, М.Б. Павлова, М.И.Гуревич и др.;
Тема по программе: «Горячие напитки», «Бутерброды»
Образовательный «живой» квест: Секрет повара
Цели урока:
образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека: с технологией приготовления и оформления бутербродов, горячими напитками; научить готовить бутерброды, горячие напитки;
развивающая - развивать творческие способности и вкус при изготовлении и оформлении бутербродов;
воспитательная - воспитание аккуратности, опрятности в работе, воспитывать культуру труда.
Межпредметные связи: история – история чая, бутербродов; география – название стран; литература – загадки, стихотворения, высказывания.
Формы работы: коллективная, групповая; индивидуальная.
Оборудование: учебник, набор чайной посуды, кухонные инструменты и приспособления, инструкционные карты, плакаты, дополнительный материал к уроку: «Известные картины в бутербродах от Иды Скивенес», набор продуктов для практической работы;
Тип урока: комбинированный
1 урок
Сюжет квеста
В известном произведении Эдуарда Успенского Кот Матроскин произнес следующую фразу: «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Так вкуснее получится…» (
А как вы думаете, правильный совет дал дяде Федору Кот?
Какой здесь секрет?
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что энергию человеческий организм получает из еды, питья, воздуха и солнца и самыми необходимыми продуктам в жизни человека являются? – Правильно, это вода и хлеб.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Он не только в значительной мере покрывает энергетические затраты организма, но и обеспечивает нас большинством незаменимых пищевых веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность.
Хлеб – наш добрый и постоянный друг, даже когда зачерствеет. Из черствого хлеба можно приготовить различные бутерброды, гренки и другие вкусные изделия. Бутерброды, приготовленные из черствого хлеба, лучше сохраняют форму.
Ни один стол не обходится без закусочных бутербродов. Для них используют возможные продукты: копченую рыбу, сельдь, сыр, брынзу, плавленые сырки, различные паштеты, пасты, соусы, селедочное и сырное масло, рубленую сельдь, свежие овощи и зелень. Очень аппетитны бутерброды, приготовленные из обжаренных ломтиков хлеба, так называемые тосты и гренки. Они популярны во многих европейских странах.
Давайте постараемся вместе выяснить, почему же они так популярны?
Для этого нам надо отправиться в путешествие во времени, объединится в команды, выбрать капитана. (Класс лучше разделить на группы по желанию.) Капитан выбирается с помощью скороговорки – он должен ее продолжить.
Карл у Клары украл кораллы, а (Клара у Карла украла кларнет.)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, (у быка бела губа была тупа)
Шла Саша по шоссе (и сосала сушку)
От топота копыт (пыль по полю летит)
Капитан получает «билет» на путешествие с перечислением ролей (Приложение 1) (капитан, историк, технолог, литературовед, повар), заданиями для каждой роли и основным практическим заданием. Для выполнения каждого задания отводится определенное время. За выполненное задание участник получает 1 жетон.
После определения ролей каждая команда отправляется по точкам путешествия:
Роли: капитан, историк, технолог, литературовед, повар
Задания для команд и роли участников
Точка №1 -(БИБЛИОТЕКА) 10-15 минут
Историки – найти материал об истории происхождения изучаемых продуктов. Ответить на вопрос: почему так популярен продукт в настоящее время?
Точка №2 (ОРГАНИЗАТОРСКАЯ) 3-5 минут
Технологи – определить виды, назначение и разновидности продуктов
Точка №3 (МУЗЕЙ) 3-5 минут
Литературоведы – в пословицы, поговорки из представленных материалов вставить правильные слова.
Точка №4 (КАБИНЕТ ТЕХНОЛОГИИ №118) Творческая мастерская
Повар выполнить практическое задание по инструкционным картам
Выбрать продукты и приготовить блюдо по заданию:
Бутерброды (Инструкционная карта),
Бутерброды (Инструкционная карта),
Бутерброды (Инструкционная карта),
Заварить чай (Учебник – стр. 71)
Капитан должен руководить деятельностью игроков, составить и оформить отчет о работе команды и выполненном основном практическом задании.
Точка №1 -(БИБЛИОТЕКА)
Историки – найти материал об истории происхождения изучаемых продуктов. Ответить на вопрос: почему так популярен продукт в настоящее время?
Происхождение бутерброда
Слово “бутерброд” - немецкое слово и означает оно “хлеб с маслом”.
А кто же первым додумался намазывать на хлеб масло? По одной из легенд, «отцом» бутерброда считают Николая Коперника. (Да-да, тот самый Коперник, который совершил переворот в науке, объяснив движение Земли вокруг оси, а планет вокруг Солнца.) Однако он придумал его не из кулинарных соображений, а с медицинской точки зрения. А произошло это так. Молодого Коперника по родственным связям устроили на работу в Ольштынский замок. Не успел Николай проработать здесь и месяца, как этот замок осадили враги. Через некоторое время в осажденном замке начали заболевать солдаты. Наблюдательный Коперник заметил связь этой болезни с хлебом, которым питались воины. Оказывается, у солдат нередко хлеб падал на землю, а они, поднимая, не замечали пыли и отправляли ломти хлеба в рот. Николай решил, что на хлеб надо намазывать что-то белое, чтобы была видна грязь. И в этих целях он употребил обыкновенное масло, тем самым спас многих солдат от смерти.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Происхождение сандвича
Согласно общепринятой версии, название происходит от титула Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвичского (1718—1792), заядлого картёжника, который, по легенде, просиживал за игровым столом круглые сутки и просил подавать ему холодную говядину между двумя ломтиками поджаренного хлеба, чтобы не прерываться на приём пищи и при этом меньше пачкать руки.
По другой версии этот бутерброд был изобретён графом во время долгой и утомительной охоты. Сильно проголодавшись, он ножом рассёк пополам булку и между половинками положил кусок холодной говядины
Энциклопедия «Всё обо всём», т.13, стр.350
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наука «Бутербродоведение»
Бутербродоведение, как наука формируется в XIV веке, когда немецким монахом Бредом Бутером был экспериментально доказан закон, до сих пор носящий его имя. В его эксперименте триста восемьдесят четыре послушника Лейпцигской обители намазывали маслом и подбрасывали вверх бутерброды в течение одиннадцати часов. Даже предварительных данных хватило гениальному учёному для выявления устойчивой закономерности: бутерброд всегда падает маслом вниз.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Закон бутерброда»
Инженеру Лаборатории реактивного движения капитану Эдварду А. Мерфи приписывается шутливый философский принцип, который формулируется следующим образом: Всё, что может пойти не так, пойдет не так.
Частным случаем закона Мерфи является «закон бутерброда», гласящий: «Бутерброд всегда падает маслом вниз», или, в другой интерпретации, «Вероятность падения бутерброда маслом вниз прямо пропорциональна стоимости ковра».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Происхождение чая в России
Чай – один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Родина чая – Китай. Молодой листочек по-китайски называется “тцайей”. Отсюда и произошло слово “чай”. Это тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придает ощущение бодрости.
Первым упоминаем о чае в России принято считать 1638 год, именно тогда один из российских послов стариков вернувшись от западномонгольского Алтын-хана, привез чай в качестве подарка в Москву. Царь Михаил Федорович Романов не долго думая приказал боярам испробовать неведомую траву. Спустя какое-то время те вернулись и доложили, что как только они её не готовили, на вкус она всегда была отвратительна.
Первое время царь даже хотел обидеться, но вовремя одумался и велел узнать у посла, как правильно его готовить, тот рассказал, что его необходимо заваривать, а не жевать. Только после этого, удалось распробовать и по достоинству оценить уникальные свойства данного напитка. Точно так же как и в остальных странах, чай долгое время был дорогим удовольствием и пить его могли только дворяне и члены царской семьи. Помимо придворного назначения чай также известен тем, что его использовали в медицинских целях.
Чайное растение – вечнозеленый кустарник, культивируемый в районах с тропическим и субтропическим климатом. Для получения чая используют в основном молодые листья растения. Более 95% всемирного чая приходится на долю черного.
Помимо черного чая, есть зеленый (обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена); красный (является наиболее ароматным сортом чая); желтый (относится к наиболее высококачественным видам чая).
Ковалев Н.И. рассказы о русской кухне: О блюдах, их истории, названиях и пользе, ими приносимой, а также об утвари, посуде обычаях стола. – М. Издательство «ИСИДА», 1994. (Стр. 160)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Происхождение кофе
Кофе – тонизирующий напиток. Кофе очень стимулирует физическую и психологическую активность человека. Натуральные кофе – это семена (зерна) плодов тропического кофейного дерева, вечнозеленого. Существует много сортов кофе. Лучшим сортом кофе считается арабский, его называют “Мокко”. Он отличается прекрасными вкусовыми качествами.
Если говорить кратко, то история кофе начинается в далеком X веке в жаркой Эфиопии. По одной из легенд, мысль об использовании плодов и листьев кофейного дерева пришла обычному пастуху, который заметил, как козы, которых он пас, резвились после употребления листочков и ягод с небольшого деревца в горах.
Детям лучше не пить кофе, а кофейные напитки, в состав которых в основном входят такие продукты, как соя, ячмень, цикорий, каштаны и др.
Ковалев Н.И. рассказы о русской кухне: О блюдах, их истории, названиях и пользе, ими приносимой, а также об утвари, посуде обычаях стола. – М. Издательство «ИСИДА», 1994. (Стр. 163)
Происхождение какао
Семена какао были впервые привезены в Европу в 1520году завоевателем Мексики Эрнаном Кортесом. Ацтеки использовали семена какао для приготовления особого тонизирующего напитка. Свой “чоколатль” атцеки пили без сахара или мёда, но с перцем и ванилью. Затем какао стали выращивать в Венесуэле, Вест – Индии, а с XVIII века и в Бразилии. Какао – порошок получают в результате переработки какао – бобов – семян тропического древа какао. Это дерево называют еще шоколадным деревом. Родина шоколадного дерева – Южная Америка. Из какао – порошка готовят какао – питательный и вкусный напиток, полезный детям. Хранят какао – порошок в плотно закрытых банках.
Ковалев Н.И. рассказы о русской кухне: О блюдах, их истории, названиях и пользе, ими приносимой, а также об утвари, посуде обычаях стола. – М. Издательство «ИСИДА», 1994. (Стр. 165)
Целебные чаи
Много веков в суровые зимы русские люди согревались ароматными и целебными напитками из щедрых даров лесов, полей и лунов. В летние жаркие дни они прекрасно утоляли жажду, а после знаменитой русской бани были просто незаменимы.
Они не обладали возбуждающим действием (в них не было кофеина), но зато богаты они витаминами. Помогали при лихорадке, простудных и др. заболеваниях. В каждой деревне были любимые напитки – из листьев земляники, смородины, тимьяна, чабреца, мяты, кипрея (иван-чая); ягод малины, ежевики, цветов липы.
Ковалев Н.И. рассказы о русской кухне: О блюдах, их истории, названиях и пользе, ими приносимой, а также об утвари, посуде обычаях стола. – М. Издательство «ИСИДА», 1994. (Стр. 160)
Точка №2 (ОРГАНИЗАТОРСКАЯ)
Технологи – определить виды, назначение и разновидности продуктов (Приложение 2)
Классификация бутербродов
А | По способу приготовления | холодные, горячие, простые, сложные, открытые, закрытые, слоистые, закусочные | |
Г | По виду продукта | рыбные, мясные, сладкие, гастрономические (например, с яйцом овощной икрой.) | |
Б | По форме | круглые, овальные, ромбические, треугольные, квадратные. | |
В | Виды бутербродов | Открытые бутерброды Закрытые бутерброды Закусочные бутерброды(канапе). Бутерброд сандвич |
Классификация видов бутербродов
Ж | Открытые бутерброды | Могут быть простыми, если используют один вид продуктов, и сложными, когда используют несколько видов продуктов. На слегка черствый хлеб намазывают масло, сверху укладывают различные продукты, можно украсить зеленью. | |
И | Закрытые бутерброды | Приготавливают с двумя ломтиками хлеба, между ними укладывают продукт, такие бутерброды готовят только с твердыми видами продуктов. | |
Д | Закусочные бутерброды (канапе). | Это маленькие бутербродики размером 3 * 3. можно приготовить из различных продуктов. Хлеб нарезают острым ножом тонкими ломтиками, их можно пожарить на сковороде. Бутерброды подают на блюдцах или в вазах. Протыкают вилочками шпажками, с помощью которых берут бутерброд. | |
З | Бутерброд сандвич | Берут 2 ломтика хлеба, намазывают маслом, на один укладывают начинку. Это могут быть помидоры, листья салата, отварное мясо птицы, сваренное в крутую яйца и т.д. Ломтики между собой складывают специальной палочкой или вилочкой – шпажкой, а сверху украшают ломтиками редиса, огурца, зеленью петрушки, дольками помидора. |
Точка №3 (МУЗЕЙ)
Литературоведы – в пословицы, поговорки из представленных материалов вставить правильные слова. (Приложение 3)
Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал – пей чай; жарко – пей чай; хочешь согреться – пей чай!
Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее.
Самовар кипит - уходить не велит.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Самовар, что море соловецкое, пьём из него за здоровье молодецкое.
2 урок
Команды, возвратившись из «путешествия», работают по учебнику над следующим материалом:
Требования к качеству готовых бутербродов: (учебник стр. 76) (Приложение 4)
- Бутерброды должны быть непосредственно готовы перед подачей.
- Горячие бутерброды должны быть определенной температуры.
- Продукты, входящие в состав бутербродов, должны бать свежими.
- Хлеб не должен быть сильно тонким или толстым.
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом.
Требования, которые предъявляются при приготовлении горячих напитков:
(учебник стр. 70)
- Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.
- Нельзя использовать чайную заварку 3– 4 часа или на следующие сутки после приготовления.
- Готовый кофе подают горячим или холодным, но не теплым.
- Цвет напитка должен быть, если это чай, красно – коричневым или зеленоватым, если кофе – темно-коричневым.
- Напиток должен быть прозрачным.
После изучения этого материала, повара приступают к выполнению практической работы:
- Повторить правила ТБ на кухне.
- Надеть рабочую одежду
Точка №4 (КАБИНЕТ ТЕХНОЛОГИИ №118) Творческая мастерская
Повар выполнить практическое задание по инструкционным картам
Выбрать имеющиеся продукты и приготовить блюдо по заданию:
Бутерброды (Инструкционная карта),
Бутерброды (Инструкционная карта),
Бутерброды (Инструкционная карта),
Заварить чай (Учебник – стр. 71) вместе с учителем
Команды работают за своими столами. Капитан участвует в работе каждого участника команды, готовит отчет
В конце урока каждая команда рассказывает о проделанной работе
Вывод:
К бутербродам подают горячие напитки. К горячим напиткам относятся чай, кофе, какао. Их готовят на воде, а также на молоке. При добавлении сахара, молока или сливок питательная ценность горячих напитков повышается.
Горячие напитки чаще всего подают на завтрак или полдник. Готовить их рекомендуют непосредственно перед подачей.
Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.
Из 20 жетонов составляем фразу (Приложение5)
КУЛИНАРНОЕ ТВОРЧЕСТВО - это и есть секрет каждого повара!!!
Анализ и оценка урока.
Анализируя урок, учитель проводит с учащимися беседу:
- Что узнали нового на уроке?
- Что научились делать на уроке?
Затем учитель обращает внимание на допущенные ошибки, совместно с учащимися находит пути их исправления. Оценивает практическую работу и устные ответы учащихся.
Домашняя работа.
- Выяснить: Какие напитки предпочитают члены вашей семьи
- Подобрать рецепт приготовления бутерброда и записать его в тетрадь
Интернет ресурсы:
- источник http://mycoffemall.ru/istoriya-razvitiya-chaya/
- Источник: https://kofechay.com/obshchaya-informaciya/istoriya-vozniknoveniya-kofe
Используемая литература:
- Максимова Н.В., Учебно-методическое пособие: Квест, или как использовать приключенческие игры в решении образовательных задач / Педагогический университет «Первое сентября», 2018
- Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под редакцией И.А.Сасовой для обучения учащихся в неделимых классах; Авторский коллектив: И.А.Сасова, М.Б. Павлова, М.И.Гуревич и др.;
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Энциклопедия «Всё обо всём», т.13, стр.350
- Ковалев Н.И. рассказы о русской кухне: О блюдах, их истории, названиях и пользе, ими приносимой, а также об утвари, посуде обычаях стола. – М. Издательство «ИСИДА», 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бутерброды и горячие напитки 5 класс ФГОС
конспект урока и презентация по ФГОС Бутерброды и горячие напитки...
конспект урока ФГОС "Бутерброды и горячие напитки" 5 класс презентация "Бутерброды" поурочное планирование
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока Данные об учителе: Бидненко Элла Анатольевна, учитель технологии МОБ...
Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки", 5 класс, девочки
Учебный элемент может быть использован школьниками для самостоятельного изучения как на уроке, так и дома....
Урок "Бутерброды. Горячие напитки" (5 класс)
Конспект урока будет интересен тем, что он содержит полезную и необходимую информацию для учителя, преподающего технологию....
Технологическая карта урока "Бутерброды и горячие напитки" 5 класс
Технологическая карта урока "Бутерброды и горячие напитки" 5 класс по УМК Синицы Н.В....
Образовательный «живой» квест: Секрет повара./ Тема по программе: «Горячие напитки», «Бутерброды» 5 класс
laquo;Живой» квест - реализуется внутри класса на уроке или внутри школы и предусматривает движение команды учеников по «станциям», на которых им необходимо выполнять определенные з...
Технологическая карта к уроку технологии. Тема "Бутерброды и горячие напитки". 5 класс.
Урок позволяет максимально развить интеллектуальный и творческий потенциал, познавательную активность учащихся, обеспечивает получение знаний и умений наиболее эффективно, с минимальными затратами вре...
- Мне нравится (1)