Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Цветкова Марина Вячеславовна

Представлен опыт благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальные проекты28.48 КБ

Предварительный просмотр:


Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории                       Способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности является одним из важнейших результатов и показателей  качества образования.  Активность   мыслительной  деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания – важнейшие качества современного человека.     Педагогическая технология проектного обучения направлена на формирование у учащихся всех этих качеств.      

Основное предназначение проектного обучения в создании условий, при которых бы учащиеся могли своими силами приобретать знания из различных источников. Кроме того, они учатся выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперименты, анализировать ситуацию, строить гипотезу и обобщать полученные результаты. Во время работы над групповыми проектами учащиеся получают коммуникативные навыки, приобретают опыт социального взаимодействия.

Хотим привести пример проекта благоустройства и озеленения школы и пришкольной территории «Красивая школа». 

На протяжении нескольких лет педагогами нашей школы совместно с  родителями и учащимися  проводятся мероприятия по благоустройству и озеленению школы и пришкольной территории.

Актуальность данной работы несомненна. Прежде всего – это дополнительная возможность  расширить границы  воспитания, социализации обучающихся. Работа  по реализации проекта создает  особые условия для разностороннего развития обучающихся школы, укрепления их духовно-нравственного и физического здоровья; укрепляет  отношения между детьми и родителями, сплачивает весь коллектив образовательного учреждения.

    «Школа начинается со школьного двора».

  Ученики  нашей школы большую часть своего времени проводят не только в  классных аудиториях, но и на пришкольной территории, где проводятся уроки физкультуры, соревнования, линейки, праздники, практические занятия, экскурсии, гуляют  учащиеся группы продленного    дня, отдыхающие лагерных смен и т.д.

Благоустройство  и озеленение пришкольной территории создает особый имидж красивой школы, в которой хочется учиться и работать. Кроме того,   пришкольная территория – это также зона отдыха и прогулок. Зеленое окружение благотворно воздействует на психологическую и эмоциональную сферу человека, помогает приобрести устойчивость к нагрузкам, стрессам.                      

В связи с выше изложенным, озеленение и благоустройство пришкольной территории  является  актуальной  задачей  нашей школы.

В школе силами учащихся проводился социологический опрос участников образовательного процесса:  учащихся, учителей, администрации, родителей, который выявил, что наш школьный двор выглядел не совсем так, каким бы хотели его видеть участники образовательного процесса. Анкетирование показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголки с новыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, тематическими композициями. Решение этой проблемы стало возможным при осуществлении социального проекта “Красивая школа ”.

Цель проекта:

  • улучшение условий для развития образованной, конкурентоспособной личности учащихся, укрепление их духовно – нравственного и физического здоровья посредством благоустройства и озеленения пришкольной территории.

Задачи проекта:

  • создать дополнительные условия для саморазвития, самоутверждения, самовыражения учащихся;
  • повысить у учащихся уровень гражданственности, патриотизма, экологической, эстетической, нравственной, коммуникативной культуры, трудолюбия;
  • способствовать обогащению учащихся дополнительными  знаниями о   природе и   трудовыми  навыками;
  • улучшить условия для отдыха, игр, физических упражнений, занятий и уроков на свежем воздухе;
  • создать эстетичную зону для населения микрорайона,  обновить имидж школы.

Благоустройство  пришкольной  территории  ведется поэтапно в течение нескольких лет. Каждый год выбирается определенная зона, на которой планируются и ведутся работы.

          Школьники под руководством учителей активно участвуют в планировании озеленения и оформления пришкольной  территории  (выполняют проекты, рисунки, схемы), в практической деятельности (весенне-осенняя уборка территории, почвенные работы, выращивание рассады цветочных культур и  посадка растений, уход за ними и др.), в т.ч. опытнической деятельности (наблюдение за процессом и условиями прорастания семян,  особенностями роста и развития растений,  влияние подкормок, полива, освещения, погодных условий и др.).

В работе по озеленению и благоустройству  территории принимает участие практически весь школьный коллектив: обучающиеся 1-11 классов выращивают рассаду и высаживают на участке вместе с родителями и классными руководителями; на уроках технологии, во внеурочной деятельности, в период работы летних лагерей ребята ухаживают за растениями.  Саженцы новых многолетников привозят с дачных участков родители и сотрудники школы.

На некоторых зонах размещены тематические композиции «Чучело»,  «Гномы», «Цветочная азбука». Идеи для создания композиций разрабатывают учащиеся под руководством учителей технологии, а затем изготавливают экспонаты на уроках технологии и во внеурочное время.

В ходе реализации общешкольного проекта учащиеся выполняют групповые и индивидуальные проекты.

        Приведу пример проекта.

Проект «Чучело для пришкольного участка»

Данный проект выполнила ученица 7 класса. Обоснуя выбор темы проекта, она пишет: «Школа – наш второй дом. Мы проводим в школе половину дня. И надо сделать так, чтобы всем было здесь комфортно. А для этого мы все должны по-доброму относиться друг к другу, помогать друг к другу. А еще нужно, чтобы в школе было красиво и уютно. В этом направлении в нашей школе многое делается. В школе чисто, много цветов, есть места для отдыха (скамейки, диванчики). Есть сменная картинная галерея, где размещаются работы учеников нашей школы. А с приходом весны мы начинаем выращивать рассаду цветов, а затем с учителями биологии и технологии высаживаем их на пришкольной территории.

Небольшой пришкольный участок отведен под огород. Там мы сажаем зелень, овощи.

И вот мы подумали, что на нашем огороде не хватает чучела!»

И ученица ставит перед собой задачу «Разработать и изготовить  чучело    для пришкольного участка».

Проведя исследования, ученица выяснила, что исторически сложившаяся функция чучела – защита урожая. Но  в настоящее время чучела являются в большей степени элементом украшения сада, огорода или дачного участка, привлекают внимание и рождают приятные ассоциации со сказками, поднимают наше настроение. «В наше время огородное чучело чаще всего

— это забавный игрушечный человечек, который оживляет и украшает участок;

— это симпатичный и приветливый сторож;

— это хозяин или оберег огорода».

          В школе был объявлен конкурс идей «Чучело для пришкольного участка». Ребята предлагали свои идеи. Жюри, состоящее из директора школы, учителей технологии и изобразительного искусства, актива детского школьного объединения выбрало симпатичное, изящное чучело-девочку.

Кроме чучела решено было изготовить еще и гномов из цветочных горшков. В конце проекта ученица пишет: «И вот, чучело и гномы готовы. Они получились очень милыми, необычными, веселыми. Мы с волнением понесли их на улицу. По пути все, кто попадался нам навстречу, останавливались, расспрашивали нас. И я заметила, что все, глядя на этих забавных человечков, начинают улыбаться. И как только мы разместили их на пришкольном участке, он сразу изменился. Стал более светлым, уютным. Теперь эти милые человечки будут украшать пришкольный участок, охранять и оберегать его. И конечно же, вызывать у всех добрую улыбку»..

Результаты реализации проекта

        Школа стала победителем районного и городского смотра-конкурса  по внутреннему озеленению школ "Несущие радость" и 5 лет подряд была победителем районного конкурса   «Росток в будущее».

Совместная работа  участников проекта  по благоустройству и озеленению пришкольной территории сплачивает  школьный  коллектив, сделает школу более красивой.

Реализация проекта помогает детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Кроме того, это позволяет им сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, прививать навыки экологически грамотного поведения.    Активная жизненная позиция детей важна для будущего, для успешной социализации в обществе.

Выпускники, имеющие навыки проектной деятельности, легче адаптируются в жизни. Они более успешны во время обучения в высших учебных заведениях, им проще реализовывать свои идеи в конкретные дела. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

Использование проектного метода на уроках черчения

Основной задачей курса является – создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. При реал...

Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»

Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время".

quot;...умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития (Е.С.Полат) В "Приоритетном наци...

Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории

Обмен опытом благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...

Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время по предмету «музыка»

   Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой, является создание среды поддержки одаренных и талантливых детей, способствующей выявлению, стимулированию и развитию их способнос...