Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время в основной школе
статья на тему

Ашастова Елена Александровна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5 г.Шатуры

Шатурского муниципального района Московской области

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА

по теме

«Реализация проектной деятельности в основной школе на уроках  и

во внеурочное время»

(предметная область: физика, информатика и ИКТ)

Подготовила:

Ашастова Е.А.,

учитель физики, математики,

информатики и ИКТ (I кв. категория)

2014 год

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В Законе РФ «Об образовании», ст. 14, говорится «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…» [1]

Все школы Российской Федерации перешли на новую образовательную систему (стандарты второго поколения), в которой  именно системно-деятельностный подход создает основу для получения качественно новых образовательных результатов. Он предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Такое обучение связывают с системно-деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из таких методов является метод проектов.

Метод проектов как педагогическая технология.

Проектная деятельность способствует освоению детьми новых знаний и отвечает основным требованиям новых образовательных стандартов второго поколения, введение которых началось в нашем районе в основной школе в 2013-2014 учебном году.

Метод проектов основывается на «деятельностном подходе»

Деятельность – «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества». Она  включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в основной школе актуальным и очень эффективным.

Этот метод дает ребенку:

  • возможность экспериментировать,
  • синтезировать полученные знания,
  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки,
  • успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

НОВИЗНА ОПЫТА

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» [18. с.15], что и является основной задачей современной школы.

Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно. Оно предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование диалоговых форм обучения, ролевых и деловых игр, моделирования.

Проектная деятельность для учеников  – дело очень сложное и требующее особой тщательной подготовки. Но всё же это возможно.

Реализовать этот вид деятельности возможно посредством урочных проектов, проектных уроков (Приложение 7).

Особенностью проектных уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности с учетом постепенного возрастания самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся при этом сосредотачивается на следующих этапах: 

•определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; •выдвижение гипотезы их решения;

 •обсуждение методов исследования;

 •проведение сбора данных;

 •анализ полученных данных;

 •оформление конечных результатов;

•подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.);

  • представление проекта.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Работа по теме «Реализация проектной деятельности в основной школе на уроках  и во внеурочное время» была начата в 2009-2010 учебном году.

Основная цель: включение школьников в проектную деятельность,  формирование ключевых образовательных компетентностей (коммуникативной, информационной, предметно-деятельностной) через организацию проектной деятельности учащихся

Задачи:

  • изучить  ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации);
  • изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);
  • обосновать методы и последовательность нововведений проектной деятельности;
  • организовать работу с классом по данной теме;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • воспитывать активность, интерес к проектной деятельности;
  • формировать опыт сотрудничества; воспитывать коммуникативные качества;
  • Разработать рекомендации по применению учебного проекта.

Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.

Ожидаемый результат: проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, развитию коммуникативной и информационной компетентности у учащихся.

Типология проектов.

Все проекты делятся:

1. По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, прикладные, информационные, приключенческие, игровые, ролевые

2. По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты, надпредметные проекты.

3. По количеству участников: личностные, парные, групповые

4. По продолжительности  выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

5. По объекту проектирования: морфологические (проектирование вещей), социальные (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов), экзистенциальные (проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы).

В своей работе я использую следующие виды проектов:

1. На уроках: исследовательские, прикладные, творческие (мини-проекты, краткосрочные, групповые и личностные).

2. Во внеурочное время: в основном это долгосрочные или средней продолжительности проекты (групповые, исследовательско-прикладные, монопроекты или межпредметные).

Система оценки проектных работ

Очень важным моментом является вопрос оценивания проекта. «Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии оценки должны быть известны всем проектантам до защиты» [5]. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала и изучению дополнительного материала за рамками урока в процессе выполнения проектов.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)»

Проектирование основывается на следующих методах:

  • работа со словарем, литературой, интернет-ресурсами;
  • наблюдение в естественных условиях (сбор показаний), опрос;
  • проведение экспериментов, опытов;
  • анализ различных источников информации, их сравнение с полученными результатами, обобщение,
  • моделирование.

Организация проектных уроков проходит по следующей структуре:

1.Организационный этап.

 2.Формулирование темы и определение целей.

3.Подготовительный этап.

4. Основной этап.

5.Практическое применение.

6.Самоанализ.

7. Подведение итогов всей работы.

Включать учащихся в проектную деятельность можно также через проектную задачу, решение которой не требует четкой привязанности к типу и структуре урока, теме урока, учебному предмету. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. «Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого учащегося (группы детей)». [13 с. 50].

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило, включает в качестве основных этапов анализ, моделирование и синтез (Схема 1. Приложение 2.) [14 с. 52].  

Методика работы над исследовательским проектом включает в себя следующие этапы (смотри таблицу 2, в приложении 2) [9].

В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого.

Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять  результаты, а главное – применять на практике.

Система оценки проектных работ

1. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА

Класс: ________________

Ф.И.О. участников проекта _________________________________________

Тема проекта:  ________________________________

Достигнутый результат

Оформление

Представление проекта

Ответы на вопросы

Творчество

Практическая ценность

Умение работать в команде

Итог

Самооценка

Учитель

Учащиеся класса

Итог:

Шкала оценки: 10 баллов

В 7 классе учащиеся оценивают свою работу не только в  устной форме, но  и в письменной. Так в рабочих тетрадях по физике  учащиеся выполняют самоанализ по окончанию проекта, где записывают, откуда была взята информация, кому они хотят выразить благодарность за помощь, составляют план своей защиты, описывают процесс выполнения работы, оценивают самостоятельность.

В 8-9 классах после презентации окончательного продукта коллективную оценку дает весь класс, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, заполняя следующую анкету:

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

учащегося 8 (9) класса ________________________________

1. Тема проекта ________________________________________________

2. Участники проекта ___________________________________________

3. Распределение ролей:__________________________________________

4. Что я использовал в работе?

информация____________________________________________________

инструменты___________________________________________________

5. Чему я научился? _____________________________________________

6. Что было наиболее интересным? _______________________________

7. Что было самым сложным? _________________________________

8. К кому обращался за помощью? ________________________________

Пять лет назад я начала активно использовать метод проектов, сначала во внеурочной деятельности, а затем и на уроках. Это был трудоемкий процесс, и не всегда давал положительные результаты. Были определенные трудности в вовлечении учащихся в проектную деятельность, особенно связанных с деятельностью мышления, с постановкой проблемы. В начале мы шли  от коллективных проектов к индивидуальным. Учащиеся учились работать в коллективе, затем в группах, парах и индивидуально.

Познавательное общение в детском коллективе возможно, если собеседники располагают различной  и интересной друг для друга информацией по обсуждаемой проблеме.

Первые проекты носили больше информационный характер, основной  целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого  ребенка, - это возможность общения с родителями, одноклассниками, друзьями и т.д. Поиску и использованию разных источников  информации надо целенаправленно учить школьников. На уроках  поиск информации можно предоставить детям через самостоятельную деятельность, в качестве домашнего задания. Одновременно мы учились задавать волнующие нас вопросы. Затем мы перешли к проблемным вопросам, которые требовали не просто поиска информации, а целое исследование.

Мои учащиеся  выполняли как индивидуальные, так и групповые,  проекты на уроке и во внеурочной деятельности. Примеры некоторых из них приведены в Приложении 1а.

Урок также оптимально подходит для организации познавательной деятельности, общения учащихся в рамках проектной деятельности. Введение метода проектирования на уроках лучше начать с обобщающих уроков, когда дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу,  развитию их  коммуникативных качеств.

Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело. «Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта»  [13]

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.

У учащихся в процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки (см. таблицу 1 в  Приложении 2)

При внедрении метода проекта на своих уроках и внеурочной деятельности я использую следующие технологии:  технология групповой деятельности (модель «Групповая работа в классе»), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развивающего обучения, уровневая дифференциация в обучении на основе обязательных результатов, технология деятельностного подхода, личностно- ориентированная технология, технологию критического мышления.

Преимущество данной технологии (технология проектной деятельности) состоит в системном закреплении знаний по разным предметам, «развитии когнитивных, социальных, физических умений, развитии уверенности в своих силах»[10].

Рекомендации по реализации проекта:

 - проект должен быть социально-значимым, актуальным;

 - проект должен носить проблемный характер;

 - тема, целеполагание, планирование  должны быть выбраны самими учащимися;

 - включение в учебную деятельность проектных задач;

 - вовлекать в проектную деятельность не только одаренных учащихся, но и слабоуспевающих;

 - проект необходимо связывать с окружающей действительностью;

 - следует помнить, что проект требует значительных временных и энергетических затрат;

 - проект должен быть недоступным, но посильным учащимся;

 - следует использовать метод проектов как дополнение к прямым или косвенным методам обучения;

 - не стоит абсолютизировать эффективность проектирования, но не стоит и недооценивать ее.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результатом своей деятельности считаю:
-Положительную динамику в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, участии в проектно-исследовательской деятельности.

- Рост интереса и мотивации учащихся к предмету (положительная динамика качества обученности по физике в 20 % (Приложение 6, диаграмма Качество обученности учащихся по физике), развитие творческих способностей).

- Повышение самостоятельности выполнения работы,

- Способность учащихся к самоанализу,
- Сформированность  практических навыков.
- Активное включение учащихся  в  исследовательскую деятельность.

- Индивидуальный рост учащихся.

- Наличие призовых мест в конкурсах исследовательских работ различных уровней (Приложение 1)

АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА

Данный опыт работы может быть использован педагогами начальной и основной школы любого общеобразовательного учреждения на уроках и во внеурочное время. Он будет интересен учителям разных специальностей и разных квалификационных категорий, целиком или частично также успешно может быть использован молодыми специалистами, методистами, психологами, практикующими в начальной, основной и средней школе, родителями, имеющими потребность в саморазвитии.

  1. Выступления на заседаниях РМО с докладом:
  • Проектная деятельность (из опыта работы) – 2008-2009 уч.г.
  • Формирование у учащихся умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию – 2011-2012 уч.г.
  • Деятельность как основной инструмент формирования компетентностей – 2013-2014 уч.г.
  • Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики, постановка учебной проблемы – 2013-2014 уч.г.
  1. Выступление  на заседаниях  ШМС с докладами:
  • Доклад по теме «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС» - 2013-2014 уч.г.
  1. Мастер-классы:
  • Организация проектной деятельности учащихся на уроке физики, постановка учебной проблемы – 2013-2014 уч.г.
  1. На персональном сайте (http://nsportal.ru/ashastova-elena-aleksandrovna) опубликовала следующий материал:
  •  Обобщение опыта по теме «Реализация проектной деятельности на уроках и во внеурочное время»
  • Проектно-исследовательские работы моих учащихся

В этом году я провела анкетирование, с целью выяснить, нравится ли учащимся такая работа (Приложение 7,   Результаты анкетирования).

ВЫВОДЫ

Анализируя свою деятельность и представленный выше практический опыт разработки проектов я пришла к выводу, что использование метода проектов в процессе воспитания  и обучения учащихся интегрировало школьников в различные среды.  Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Библиографический список

1) Закон РФ «Об образовании» Глава II. Статья 14.

2) Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ). — Рига, "Эксперимент", 2001, стр. 96.

3) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996 – 544 c.

4) Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач. школа. - 2005.  - № 9. – с.55 - 58

5) Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004, - №2. –с.96.

6) Ковалева Г.С. Первые итоги PISA: Россия — опять тройка. // Директор школы – 2011, - № 2 – с.61 -73.

7) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

8) Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.  – 112 с.    

9) Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. // Учитель, -  2000 - №1.

10) Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист,  - 2004 -№1, . – с. 42.

11) Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, -  2000 - № 4, — с. 52-55  

12) Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель,  -2000 -  № 1,— с. 41-45

 13) Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе – 2000. - № № 2, 3 – с.37- 45 

14) Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова; М. – «Просвещение», 2011. – 176 с.

15) Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2004. - 76,[3]с.

16) Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 17) Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.

18) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг,1993 – 268 с.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

1) http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/14/

2) http://proektoriya.siteedit.su/page10

3) http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».

Основная цель: включение  школьников в проектно-исследовательскую деятельность.Задачи:·         Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятел...

Организация проектной деятельности в области краеведенья во внеурочное время и на уроках русского языка и литературы.

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогиче...

Проектно=исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС. биология.

В данной презентации представлено обобщение моего личного опыта по проектно-исседовательской деятельности...

Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»

Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время".

quot;...умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития (Е.С.Полат) В "Приоритетном наци...

Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время по предмету «музыка»

   Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой, является создание среды поддержки одаренных и талантливых детей, способствующей выявлению, стимулированию и развитию их способнос...