Использование проектного метода на уроках черчения
статья по технологии (8 класс) по теме

 

 

 Основной задачей курса является – создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. При реализации цели курса черчения особое место занимает формирование графической грамотности, которая содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников. Обеспечивает овладение учениками общечеловеческим языком техники, оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, наблюдательность, умение концентрировать внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного метода на уроках черчения

Сарайкина О.В.-учитель черчения МБОУ «СОШ№17»

 Основной задачей курса является – создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. При реализации цели курса черчения особое место занимает формирование графической грамотности, которая

содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников. Обеспечивает овладение учениками общечеловеческим языком техники, оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, наблюдательность, умение концентрировать внимание.

Почему именно проектный метод?

Проводя уроки черчения, я стараюсь разнообразить формы их проведения, придавая особое значение самостоятельной деятельности школьников. Два года назад, мною стал использоваться метод проектов, как один из элементов исследовательской деятельности на уроках черчения.

Метод проекта – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий. Он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств.

Метод проекта позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической цепочки – от идеи через цели и задачи, мозговой штурм до реализации и защиты. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные поисковые действия, но и в системе решаются разнообразные задачи.

Меня, как учителя, в методе проекта привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.

Задачи проектного метода

При работе в проектном методе мною были поставлены следующие задачи:

Способствовать повышению личной уверенности каждого ученика, его самореализации и рефлексии. Через проживание “ситуации успеха”, через осознание себя, своих возможностей, а также личностного роста в процессе выполнения проекта.

Развивать исследовательские умения анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации.

Проводить наблюдения, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы. Осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Для осуществления поставленных задач мне необходимо было создать особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новом образовательном пространстве. В нём я с огромным удовольствием веду учащихся по пути субъективного открытия, управляю их проектной деятельностью, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная работа.

Роль и значение учителя на этапе проектной деятельности претерпевает значительные изменения. С одной стороны, он должен постоянно напоминать ученикам о выполнении необходимых жестких внешних параметрах, с другой стороны, давать возможность и постоянно побуждать учеников к творчеству.

Что делает ученик

На вводном уроке мною даётся под запись и тщательнейшим образом разбирается методика работы ученика в проектном методе “Дом моей мечты”:

Подготовка к работе над проектом.

Сбор информации и её ранжирование. Использование различных источников информации и изучение строительных атласов.

Разработка первоначального собственного варианта изображения своего проекта на листах бумаги.

Корректировка проекта после получения консультации у руководителя проекта.

Реализация окончательного варианта своего проекта.

Подготовка к защите проекта.

Презентация проекта.

Рефлексия (анализ).

Трудности проектного метода

В ходе проектирования самым сложным для ученика являются:

постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач,

поиск пути их решения,

осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив,

аргументация выбора,

сравнение полученного результата с требуемым,

корректировка (при необходимости) результата,

объективная оценка самой деятельности ученика.

Выводы

Метод проектов, кроме исследовательских задач, позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение выбирать из различных источников необходимый материал, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты своей деятельности.

Школьник, работая в системе проекта и выполняя его, выявляет потребности приложения своих сил, находит возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяет себя в реальном деле, учится целеустремлённости и настойчивости, берёт на себя ответственность.

Научно-исследовательская работа приучает ребят самостоятельно добывать знания и конструировать их, учит анализировать и отбирать нужный материал, расширяет круг общения, развивает познавательные навыки, критическое мышление и помогает ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проекта всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для учащихся работа в проектном методе представляет интерес только в том случае, если получены реальные и осязаемые результаты его деятельности.

И ещё очень важная способность формируется у учащихся - ощущать себя личностью, учиться подчинять свой темперамент, характер, время для получения конечного результата.

Именно в проектной деятельности создаются условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной “Я-концепции” (“Я могу”, “Я хочу”, “Я нравлюсь” и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. Участие в проекте позволяет приобрести учащимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода на уроках литературы

Презентация к педсовету "Педагогические технологии"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

проктный метод на уроках английского языка...

Использование проектного метода на уроках Методическое пособие для преподавателей

Методическое пособие «Использование проектного метода на уроках» для преподавателей средних специальных учебных заведенийСоставитель: О.А. Лобанова; ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» ...

Использование проектного метода на уроках технологии

Материал содержит описание опыта работы по использованию проектного метода на уроках технологии...

Дифференцированный и индивидуальный подход при использовании проектного метода на уроках английского языка.

данная работа обобщает опыт по использованию индивидуального и дифференцорованного подхода в проектной методтке на уроках английского языка....

Использование проектного метода на уроках физической культуры.

В материале представлен опыт работы по использованию  метода проектов на уроках физической культуры....