Конспект урока по технологии "Раскрой фартука 5 кл."
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Конспект урока по технологии (девочки) 5 класс тема: "Раскрой фартука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskroy_fartuka.docx | 171.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5 Предмет: Технология
Учитель технологии: Гридина Т.Г.
Тема урока: Раскрой фартука
Цели урока:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей выкройки на ткани;
- научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей;
- совершенствовать умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- экономии по отношению к используемому материалу и умения планировать свою деятельность.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения.
Планируемые результаты:
Предметные
- Организовать деятельность учащихся для ознакомления с процессом раскроя фартука, швейного изделия
- Научить экономной и технологически правильной раскладке фартука на ткани
- Ученик научится экономной и технологически правильной раскладке фартука на ткани, понимать и обоснованно применять операции.
Регулятивные
- Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.
Познавательные
- Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую.
- Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
- Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других.
- Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы.
Личностные
- Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
- Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
- Учится выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха, сотрудничество, креативный, самостоятельный, инновационный
Формы и способы организации обучения: словесные, наглядные, командные, парные, практические приёмы, технологии «Обучения XXI века»
Средства обучения: Компьютерная презентация, технологическая карта раскроя изделия, видеоролик о профессии закройщика
Оборудование: ткань, рабочая коробка, рабочая тетрадь, выкройки.
Межпредметные связи: черчение, ОБЖ
Словарь: закройщик, раскрой, обмеловка, декатирование
Ход урока
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
I.Организационный момент Организовать активизацию учащихся для получения новых знаний Активизировать сотрудничество в команде | Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся. Приветствие учащихся: - Хайфайв (сигнал тишины). Я рада приветствовать вас на уроке. Желаю вам плодотворно потрудиться сегодня, узнать много нового и интересного. МЕНЕДЖ МЭТ (приложение 1) - А сейчас давайте поприветствуем друг друга. (слайд 2) Партнёры по плечу поздоровайтесь друг с другом ладошками правой руки. Партнёры по лицу – кулачками. Вступительное слово учителя. (доведение до учащихся плана урока) - Сегодня на нашем уроке вы узнаете об одном из этапов изготовления швейного изделия. На уроке вам предстоит работать в парах, в команде, помогая друг другу. А это значит, что каждый из вас несет одинаковую ответственность за выполнение работы. | Учащиеся сидят за столиками по 4 человека, образуя команду Личностные УУД - приветствуют учителя, поднимают вверх правую руку - приветствуют друг друга по просьбе учителя Коммуникативные УУД - слушают учителя |
II.Актуализация знаний - Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. - Выяснить степень усвоения заданного на дом материала | На столе лежат необходимые инструменты, принадлежности, материалы, технологические карты, лекала выкройки. РЕЛЛИ РОБИН (приложение 2) (слайд № 3) Работа по карточкам – заданиям. (приложение 3) Учащиеся берут со стола конверт № 1 с карточками – заданиями. Выполняют задание в течение 3 минут. Затем в течение 1 минуты участники обмениваются своими ответами с партнёром по плечу (каждому партнёру для ответа предоставляется 30 секунд). Следующий этап: опрос учителя по данным карточкам. Вопросы задаются одному из партнёров в каждой паре. Если учащийся отвечает правильно, то учитель благодарит за ответ. Если ответ неверный, то этот же вопрос задается другой паре. | Личностные УУД - активизируют имеющиеся знания Познавательные УУД - отвечают на вопросы - работают в паре, обмениваясь своим мнением Коммуникативные УУД - слушают партнёра по плечу, других участников урока - помогают ответить на вопросы другому партнеру, задавая ему наводящие вопросы - строят понятные для партнеров высказывания - отвечают на вопросы учителя |
III.Изучение нового материала - сформулировать тему урока и цели урока
- организовать фиксацию преодоления затруднения | - Сегодня мы начинаем изучать раздел «Технология изготовления швейного изделия». А для того чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать ребус. (приложение 4) (слайд 4) Итак, тема нашего урока «Раскрой фартука». (слайд 5) - Мы приступаем к изучению очень важной и ответственной операции – раскрою изделия. На производстве эту операцию выполняет закройщик. Для выкраивания деталей швейного изделия необходим большой стол, на котором разместится материал, выкройки и все необходимые инструменты и приспособления. У настоящего мастера они всегда должны быть исправны и храниться в специально отведенном месте. (слайд 6) http://www.youtube.com/watch?v=sUkVblAL_P8 - видео о закройщике Для того, чтобы раскроить швейное изделие необходимо знать этапы работы. План раскроя изделия. (слайд 7) 1.Подготовка ткани к раскрою 2.Раскладка лекала выкройки на ткани 3.Обмеловка лекал 4.Выкраивание деталей швейного изделия Этапы раскроя изделия записывают в тетрадь - А сейчас я предлагаю вам изучить технологическую карту раскроя более подробно и попробовать выполнить предварительную раскладку и обмеловку лекал выкройки на ткани. Но выполнять вы эту работу будете в команде. ТИМБИЛДИНГ. (приложение 2, 10) (4 ученика за столом становятся одной командой). (слайд 8, 9) На каждом столе лежат технологические карты по раскрою изделия, ткань, лекала фартука. Учащиеся изучают технологию раскроя, выполняют раскладку лекал на ткани и обмеловку. Учитель контролирует процесс выполнения работы, если у детей возникают вопросы, помогает их оперативно решать. После того как учащиеся выполнят задание. Время останавливается. Учитель предлагает каждой команде рассказать об этапах раскроя фартука. Теперь каждая команда расскажет и покажет другим командам, как выполняли раскрой изделия поэтапно. | Регулятивные УУД
- формулируют свои мысли в устной форме - работают в команде Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - формирование видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение) - согласованность действий с партнерами - работа в команде – разделение обязанностей |
IV.Физминутка - наполнить кислородом головной мозг | МИКС-ФРИЗ-ГРУП (приложение 2,5) (слайд 10) Учащиеся смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. | Регулятивные УУД - восприятие, осмысление услышанного текста Личностные УУД - активизируют имеющиеся знания Коммуникативные УУД - согласованность действий с партнерами. |
V.Первичное закрепление знаний
- организовать усвоение учащимися нового материала фронтально | Опрос учащихся:
Ответы учащихся сопровождаются презентацией (слайды 11-16) | Личностные УУД - активизация имеющиеся знаний - применение на практике и последующее повторение нового материала Коммуникативные УУД - формирование видов речевой деятельности (слушание, говорение) |
VI.Инструктаж по технике безопасности
| КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (приложение 2, 7, 8, 9) (слайд 17) Работа в команде. Партнеры по столу в течение 2 минут обсуждают ответ на вопрос по очереди. Каждый партнер проговаривает только по одному предложению за один круг. Когда время остановится, учитель задает свой вопрос одному участнику с любого стола. Ученик отвечает на вопрос, остальные внимательно слушают. Затем учитель задает этот же вопрос следующему ученику, только с другого стола. (Второй участник должен дополнить ответ первого ученика). И так до тех пор, пока все правила не будут проговорены. (слайды 18, 19) Ответы учащихся сопровождаются презентацией | Регулятивные УУД - восприятие, осмысление услышанного текста Личностные УУД - активизируют имеющиеся знания Коммуникативные УУД - согласованность действий с партнерами. |
VII. Практическая часть
| Практическая работа. (слайд 20) «Раскрой фартука» Выполняется самостоятельно в паре по плану работы:
Самоконтроль: (слайд 21)
Учитель контролирует процесс раскроя. | Регулятивные УУД
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Личностные УУД - применение на практике полученных знаний Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - согласованность действий с партнером в паре. |
VIII.Подведение итогов
| МИКС ПЭА ШЭА (приложение 2,6) (слайд 22) Смешиваются по музыку, находят пару и отвечают на заданный вопрос. Затем учитель спрашивает одного из учащихся. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
| Личностные УУД - активизация имеющиеся знаний - повторение нового материала Коммуникативные УУД - формирование видов речевой деятельности (слушание, говорение) |
IX.Домашнее задание
| Выполнить задания в рабочей тетради. (слайд 23) | Познавательные УУД
|
X.Рефлексия
| - Вам понравился урок? (слайд 24) Давайте ответим на вопросы, которые находятся на экране. Продолжите одну из фраз: - Сегодня я узнала… - Мне было интересно… - Мне понравилось больше всего… - Я бы хотела попробовать… - Мне было трудно… - Я научилась… - Теперь я могу… - Теперь я буду… Сегодня на нашем занятии вы узнали о раскрое швейного изделия. Научились правильно раскладывать детали выкройки на ткани, подготавливать ткань к раскрою, кроить изделие. Я думаю, что полученные знания вам очень пригодятся в будущем. Я рада была с вами работать сегодня. Спасибо вам за активное участие. До свидания. | Коммуникативные УУД
- выражение своих эмоций по поводу урока |
1.Заполните пропуски в таблице
Название мерки | Условное обозначение мерки | Назначение мерки |
Полуобхват талии | ||
Сб | ||
Для определения длины изделия |
2.Какие мерки записываются в половинном размере
а) Ст, б) Сб, в) Ди
Технологическая карта «Раскрой швейного изделия»
№ | Наименование операций | Рисунок, схема | Инструменты, материалы |
I этап. Подготовка ткани к раскрою | |||
Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки. | Утюг, гладильная доска, ткань, проутюжильник | ||
Определить на ткани направление нити основы, лицевую сторону, направление рисунка (ворса), выявить дефекты | Ткань, портновский мел или карандаш | ||
Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь. | Ткань | ||
Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. Отрезать кромки | Ткань, ножницы, угольник или линейка | ||
II этап. Раскладка деталей выкройки на ткани. | |||
Разложить на ткани сначала крупные детали - фартук, затем располагают мелкие – пояс, карман. Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Направление нитей основы на выкройке должно совпадать с направлением на ткани. Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной | Ткань, детали выкройки | ||
Приколоть английскими булавками к ткани сначала крупные детали - фартук, затем - мелкие – пояс, карман. | Английские булавки, игольница | ||
III этап. Обмеловка. | |||
Обвести детали по контуру сплошной тонкой меловой линией (не более 1-2 мм). Отложить припуски и провести вторую меловую линию | Портновский мел, линейка | ||
IV этап. Раскрой. | |||
Раскроить детали фартука по линиям припусков на швы (по второй меловой линии) | Ножницы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии в 5 классе по теме: "Виды рабочей одежды. Фартук в народном костюме.Фигура человека и её измерение."
Материал содержит план-конспект урока по указанной теме, включает разнообразные методы обучения, материал по истории костюма, включающий региональный компонент, кроссворд для проверки усвояемости мат...
Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"
Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"...
План-конспект урока. «Моделирование фартука»
Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной теме. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный ...
План-конспект урока. «Моделирование фартука»
Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной теме. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный ...
план конспект урока "Моделирование фартука "5 класс
тема урока "Моделирование фартука"блок "Конструирование и техника пошива фартука"раздел "Технология обработки материала"На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием моделирование, видами моделирован...
Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»
Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...
Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки). "Подготовка деталей кроя фартука к обработке" и технологическая карта к уроку.
Методические разработки уроков. Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки).Тема : "Подготовка деталей кроя фартука к обработке". (1 учебный час)...