Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс
статья по химии (8 класс) на тему
В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных, познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практической работы «Химические свойства солей», которая была проведена при изучении в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии при изучении темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе.»
Харитонова Наталия Владимировна, учитель химии и биологии
ГБОУ № 652 г. Санкт-Петербург
В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных, познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практической работы «Химические свойства солей», которая была проведена при изучении в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений».
Осуществление ФГОС второго поколения в условиях современной школы подразумевает формирование у учащихся различных УУД.
Регулятивные умения.
Как показывает практика, учащиеся в 8 классе плохо владеют способами организации учебного времени.
В нашей школе были составлены по каждому предмету естественнонаучного цикла (биология, химия, география, физика) элементы основных знаний, которыми должен владеть ученик к концу учебного года.
Составляя рабочие программы, мы - учителя, прописываем, что должен знать и уметь ученик. Сам ученик может не догадываться о целях учителя. Формирование регулятивных УУД предусматривает, чтобы каждый ученик знал об основных элементах знаний в начале учебного года. Они отбирались по следующим критериям:
- основные знаний и умения по предмету;
- при овладении основными элементами знаний ученик может написать любую работу в традиционной форме и в формате тестов минимум на «3»;
Основные элементы знаний были написаны от первого лица, это обеспечивало большой психологический эффект. Каждый ученик должен был лично задуматься о своем вкладе в учебный процесс.
Основные элементы знаний по химии 8 класс.
- умею составлять характеристику химического элемента по его положению в периодической таблице;
- умею составлять электронно-графические формулы элементов с № 1 по №20;
- знаю виды химической связи;
- знаю написание и произношение 22 химических элементов по списку в тетради;
- умею находить молекулярную массу веществ;
- знаю, как отличить по формуле оксиды, кислоты, основания, соли;
- умею применять формулу для нахождения количества вещества в молях;
- умею составлять формулы веществ по степени окисления;
- умею применять формулу для нахождения массовой доли вещества для решения задач с использованием раствора;
- знаю названия 11 кислотных остатков;
- умею составлять формулу солей;
- умею уравнивать химические реакции;
- знаю 4 типа химических реакций и их отличия друг от друга;
- умею решать задачи на составление пропорции;
- умею составлять уравнения реакций ионного обмена;
- знаю свойства оксидов;
- знаю свойства оснований;
- знаю свойства кислот;
- знаю свойства солей;
- умею составлять окислительно-восстановительные уравнения;
- умею применять формулу для определения объемной доли
- умею составлять цепочки превращения для неорганических веществ.
Ученик может оценить свои умения по шкале:
- умею, знаю хорошо – 2 балла;
- умею, знаю не всегда уверенно – 1 балл;
- не знаю, не умею – 0 баллов.
Учащийся может соотнести свои баллы с выставленной учителем оценкой за четверть и за год. Используя результаты своих знаний, учащиеся могут осуществлять:
- рефлексию
- самоконтроль
- самооценку
- коррекцию
Пути исправления возникших пробелов в знаниях могут быть различны: консультации учителя, консультации одноклассников, самостоятельный разбор темы, использование фрагментов видеоуроков в Интернете.
Для успешного изучения темы «Основные классы неорганических соединений» учащимся необходимо знать и уметь владеть следующими знаниями - №4, 6,7,10, 11, 12, 15; новые знания при изучении темы – 16, 17, 18,19.
Познавательные УУД
При изучении нового материала ученикам была предложена работа с таблицей – заполнение её во время урока.
Основной оксид | Кислотный оксид | Кислота | Основание | Соль | Вода | |
Основной оксид | ||||||
Кислотный оксид | ||||||
Кислота | ||||||
Основание | ||||||
Соль | ||||||
Металл |
При изучении этой темы была проведена лабораторная работа «Химические свойства солей». Учащимся было предложено провести опыты по вариантам.
1 вариант.
1) железо + сульфат меди (11);
2) гидроксид калия + сульфат магния;
3) хлорид бария + сульфат натрия;
4) соляная кислота + карбонат натрия
2 вариант.
1) железо + хлорид меди (11);
2) гидроксид натрия + сульфат меди;
3) серная кислота + карбонат калия;
4) нитрат бария + фосфат натрия.
Ученики должны были самостоятельно определить признаки химических реакций, выяснить какие классы веществ могут реагировать с солями, написать молекулярные ионные уравнения химических реакций. Затруднения у многих учащихся вызвала реакция взаимодействия железа с солями меди. Учащиеся сочли, что эти реакции невозможны, так как они не увидели признаков реакции (выделение красного осадка меди). В качестве металла железа предлагалась скрепка (новая), но дети решили, что они видят ржавчину, и сделали вывод о невозможности реакции. Несколько учащихся смогли применить свои теоретические знания по использованию электрохимического напряжения металлов и успешно справились с заданием. Обобщающий вывод смогли написать все учащиеся, хотя не у всех он был верен.
Коммуникативные УУД
Учащиеся во время выполнения лабораторной работы распределены в группы по 3 человека. Распределяет учеников по группам сам учитель: сильные учащиеся с сильными, слабые учащиеся со слабыми. Проведение опытов, формирование отчета о работе, уборка рабочего места – осуществляется учащимися самостоятельно.
После выставления оценок за лабораторную работу учащиеся смогли скорректировать свои знания и умения, тем самым проведя рефлексию и самоконтроль.
Основным методом мониторинга УУД учителя является систематическое наблюдение и фиксирование результатов учащихся.
В современном информационном обществе становится востребованным человек, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Особенно важным становится проявление и возможность использовать функциональные и деятельностные качества личности.
Следовательно, меняется и роль учителя. Он становится сопровождающим при организации развития ученика, который знает, как лучше использовать возможности образовательного пространства с учетом личностных качеств каждого ученика. Учебный предмет ставится средством развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Упражнения по химии для 8 класса по теме "Классы неорганических веществ" на сервере LearningApps: http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t
Упражнения по химии для 8 класса на сервере LearningApps http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t...
Методическая разработка урока "Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы "Углеводороды" в 10 классе."
Теоретические аспекты использования технологии "Адаптивная система обучения"- это новая модель организации урока.Цель урока: используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении ...
Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...
Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений
Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная работа содержит следующий материал д...
Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО
Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Работа рассказывает об эффективной методике приемов мониторинга на уроках химии...