Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Кириченко Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству                                           «Студия прикладного искусства»

Руководитель кружка: Кириченко О. В. – учитель технологии


Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»

                                            Пояснительная записка.
   Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

    Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости.     Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.                                                                                   Преподавание декоративно-прикладного искусства  дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ребенка.        

     Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 13 -15 лет.
    Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

  • Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической   культуры и толерантности через познание народных традиций.
  • Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
  • Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России,  уважения к людям труда.
  • Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
  • Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
  • Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).
  • Содействие жизненному самоопределению учащихся.
  • Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.                                                                      
                                                           Задачи:                                                                                                                            Обучающие:
  • Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  • Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в  работе.
  • Обучить технологиям различных видов рукоделия.
    Воспитательные:
  • Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
  • Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать      трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Развивающие:
  • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;    фантазию, наблюдательность.
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  • Развивать моторику рук, глазомер.                                              Мотивационные:
  • Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.                                              

Социально-педагогические:

  • Формирование общественной активности.
  • Реализация в социуме.


Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем. 
Программа кружка  «Студия прикладного искусства» по целевой направленности является 
прикладной.  По содержательной направленности -художественно-эстетической.

Условно в программе можно выделить 
следующие этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного  труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.

                                      Формы и методы работы
   Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
   Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной  демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой  деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.


(Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 34 занятия по 1 часу в неделю).


Учебно – тематический план   к рабочей программе кружка

«Студия прикладного искусства».

№п/п

Раздел

Всего

часов

                       Тема  раздела

Теория

Практика

     

1

Вводное занятие

2

 

2

Искусственные цветы из ткани

14

Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков.

1

1

Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование.  

2

Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей.

0,5

1

Основные приёмы изготовления  искусственных цветов. Безопасные приёмы работы с инструментами.

1,5

2,5

Гофрирование лепестков и листьев.

Изготовление тычинок и пестиков

0,5

1

Сборка цветов

2

Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.

1

3

Лоскутная пластика

18

Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

2

Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов. 

2

Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

2

Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

2

Сборка готового изделия.

2

Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов.

2

Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

2

Соединение панно с подкладкой.

2

Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно.

2

Поурочное планирование занятий кружка по декоративно – прикладному искусству в 2015 – 2016 учебном году
(1 час в неделю, всего 34 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

2

Искусственные цветы из ткани

2

Цветы из ткани.

1

3

Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков.

1

4

Подготовка материала к работе.

1

5

Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование.

1

6

Изготовление трафаретов цветов и листьев.

1

7

Вырезание деталей.

1

8

Основные приёмы изготовления  искусственных цветов.

1

9

Безопасные приёмы работы с инструментами.

1

10

Гофрирование лепестков и листьев.

1

11

Изготовление тычинок и пестиков.

1

12

Сборка цветов.

1

13

Сборка цветов.

1

14

Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.

1

15

Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.

1

Лоскутная пластика

16

Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

1

17

Материалы, инструменты, оборудование.

1

18

Приемы работы с лоскутами.

1

19

Выбор изделия из лоскутов.

1

20

Составление эскизов. Подбор лоскутов. 

1

21

Выполнение выкроек-лекал деталей изделия.

1

22

Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

1

23

Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

1

24

Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

1

25

Сборка готового изделия.

1

26

Сборка готового изделия.

1

27

Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов.

1

28

Перевод рисунка на ткань.

1

29

Подготовка лекал, раскрой лоскутов.

1

30

Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

1

31

Соединение панно с подкладкой.

1

32

Влажно-тепловая обработка готового панно.

1

33

Окончательная отделка панно.

1

34

Резерв

1

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися

по окончании курса
          Должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
  • Народные художественные промыслы России и родного края.
  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
  • Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
  • Правила организации рабочего места.                                              Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.                                               Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с        различными материалами.
  • Способы навешивания нитей.
  • Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
  • Иметь представление о традициях разных стран.
  • Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
  • Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
    Должны уметь:
  • Правильно организовать свое рабочее место.
  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
  • Работать с электронагревательными приборами.
  • Выполнять правила техники безопасности.
  • Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
  • Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
  • Работать по шаблону.
  • Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.
  • Приобрести навыки работы с лоскутками.
  • Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

                                                                 Литература

  1. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. –    (Книга для всей семьи).
  2. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \  авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
  3. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"

Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...

Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"

         Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции...

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству может быть использована преподавателями дополнительного образования, воспитателями и руководителями творческих студий....