Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства» Руководитель кружка: Кириченко О. В. – учитель технологии |
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Пояснительная записка.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры. Преподавание декоративно-прикладного искусства дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ребенка.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 13 -15 лет.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
- Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
- Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
- Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
- Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
- Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
- Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).
- Содействие жизненному самоопределению учащихся.
- Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи: Обучающие:
- Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
- Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
- Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
- Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
- Развивать положительные эмоции и волевые качества.
- Развивать моторику рук, глазомер. Мотивационные:
- Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
- Формирование общественной активности.
- Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка «Студия прикладного искусства» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности -художественно-эстетической.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
(Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 34 занятия по 1 часу в неделю).
Учебно – тематический план к рабочей программе кружка
«Студия прикладного искусства».
№п/п | Раздел | Всего часов | Тема раздела | Теория | Практика
|
1 | Вводное занятие | 2 |
| ||
2 | Искусственные цветы из ткани | 14 | Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. | 1 | 1 |
Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. | 2 | ||||
Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. | 0,5 | 1 | |||
Основные приёмы изготовления искусственных цветов. Безопасные приёмы работы с инструментами. | 1,5 | 2,5 | |||
Гофрирование лепестков и листьев. Изготовление тычинок и пестиков | 0,5 | 1 | |||
Сборка цветов | 2 | ||||
Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся. | 1 | ||||
3 | Лоскутная пластика | 18 | Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами. | 2 | |
Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов. | 2 | ||||
Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов. | 2 | ||||
Сшивание лоскутного полотна на швейной машине. | 2 | ||||
Сборка готового изделия. | 2 | ||||
Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов. | 2 | ||||
Сборка изделия из лоскутов ручным способом. | 2 | ||||
Соединение панно с подкладкой. | 2 | ||||
Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно. | 2 |
Поурочное планирование занятий кружка по декоративно – прикладному искусству в 2015 – 2016 учебном году
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 2 | |
Искусственные цветы из ткани | |||
2 | Цветы из ткани. | 1 | |
3 | Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. | 1 | |
4 | Подготовка материала к работе. | 1 | |
5 | Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. | 1 | |
6 | Изготовление трафаретов цветов и листьев. | 1 | |
7 | Вырезание деталей. | 1 | |
8 | Основные приёмы изготовления искусственных цветов. | 1 | |
9 | Безопасные приёмы работы с инструментами. | 1 | |
10 | Гофрирование лепестков и листьев. | 1 | |
11 | Изготовление тычинок и пестиков. | 1 | |
12 | Сборка цветов. | 1 | |
13 | Сборка цветов. | 1 | |
14 | Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся. | 1 | |
15 | Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся. | 1 | |
Лоскутная пластика | |||
16 | Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами. | 1 | |
17 | Материалы, инструменты, оборудование. | 1 | |
18 | Приемы работы с лоскутами. | 1 | |
19 | Выбор изделия из лоскутов. | 1 | |
20 | Составление эскизов. Подбор лоскутов. | 1 | |
21 | Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. | 1 | |
22 | Раскрой деталей прихватки из лоскутов. | 1 | |
23 | Сшивание лоскутного полотна на швейной машине. | 1 | |
24 | Сшивание лоскутного полотна на швейной машине. | 1 | |
25 | Сборка готового изделия. | 1 | |
26 | Сборка готового изделия. | 1 | |
27 | Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов. | 1 | |
28 | Перевод рисунка на ткань. | 1 | |
29 | Подготовка лекал, раскрой лоскутов. | 1 | |
30 | Сборка изделия из лоскутов ручным способом. | 1 | |
31 | Соединение панно с подкладкой. | 1 | |
32 | Влажно-тепловая обработка готового панно. | 1 | |
33 | Окончательная отделка панно. | 1 | |
34 | Резерв | 1 |
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися
по окончании курса
Должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
- Народные художественные промыслы России и родного края.
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
- Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
- Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
- Способы навешивания нитей.
- Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
- Иметь представление о традициях разных стран.
- Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
- Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место.
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
- Работать с электронагревательными приборами.
- Выполнять правила техники безопасности.
- Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
- Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
- Работать по шаблону.
- Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.
- Приобрести навыки работы с лоскутками.
- Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Литература
- Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
- Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"
Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...
Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"
Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...
Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».
Программа кружка «Фантазеры» относится к декоративно – прикладному искусству и является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции...
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества
Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству может быть использована преподавателями дополнительного образования, воспитателями и руководителями творческих студий....