Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».
рабочая программа на тему
Программа кружка «Фантазеры» относится к декоративно – прикладному искусству и является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_fantazery.docx | 66.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Фантазеры».
Пояснительная записка
Программа кружка «Фантазеры» относится к декоративно – прикладному искусству и является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Общая характеристика учебного курса
Ценностные ориентиры содержания курса
Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству. Декоративно - прикладное искусство определено в кратком словаре по эстетике как « вид искусства (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно- этетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, в труде или специальное предназначение для украшения». По своему происхождению декоративно прикладное искусство – один из самых древних видов искусств и живет вокруг нас в виде ковров, тканях, одежде, посуде, оформление книг, открыток, в украшениях архитектурных сооружений, Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и от пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и дошкольных учреждениях, затем продолжается в школе. Занятия аппликацией, как частью изобразительного искусства и трудового обучения, пробуждает в человеке высокие, благородные чувства, приобщает его к подлинной красоте, способствует формированию гармонически развитой личности.
При выполнении аппликации проводятся тематические беседы («Иллюстрирование литературных произведений», «Мои поздравления к Новому году», «Что ты знаешь о Российской Армии», «Самый дорогой мне человек». «Народные традиции в украшении помещений», «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне», «Здоровый образ жизни» и т.д.), способствующие развитию устной речи, нравственному и патриотическому воспитанию, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом математикой, природоведением. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
На каждом занятии необходимо применять здоровьесберегающие технологии: позы обучающихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; гигиенические условия в кабинете; физкультминутки и физкультпаузы; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности; благоприятный психологический климат на уроке и как критериями урока, удачного с точки зрения сохранения здоровья обучающихся являются: отсутствие усталости у детей и учителя, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.
Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии, поэтому обязательно надо целенаправленно выявлять индивидуальные склонности детей и предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к декоративно-прикладному искусству, и если нет, то пробудить, а затем развить познавательные интересы. Художественная деятельность на занятиях кружка находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Развитие интереса к искусству у школьников должно обеспечиваться умением учителя сочетать индивидуальную и коллективную работу. Должно зависеть от содержания учебного материала, его доступности и эмоциональной насыщенности; от правильной организации учебной деятельности; от отношений между учениками и учителями. Для развития интереса к декоративно – прикладной деятельности нужно выделить те моменты, которые привлекают детей, заставлять их мыслить, переживать, творчески овладеть знаниями и умениями.
Техника выполнения аппликации располагает большими обучающимися и воспитательными возможностями. В процессе художественно - трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно, наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т.д.) У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство ритма, формы, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; развивается способность к творчеству; пробуждает интерес к трудовой деятельности, воспитывается любовь к прекрасному, к точности, трепетное уважение к природе, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца, товарищеская взаимопомощь. На занятиях ребята знакомятся с изделиями широко известных промыслов (палеха, Хохломы, Городца, Гжели и др.) Учатся понимать и гордиться произведениями народных умельцев нашей страны.
Место курса в учебном плане.
Программа работы рассчитана на 2 год. Содержание программного материала разработано на 34 часов (1 часа в неделю). Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы - 10-12 человек. Возраст детей-8-10 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.
Содержание учебного курса 1 года обучения.
Аппликация из бумаги. Вводное занятие. Из истории возникновения аппликации. Виды аппликаций. Материалы, инструменты, приспособления. |
Процесс производства бумаги. Механические и физические свойства. Виды бумаги: глянцевая, настольная, мраморная, бархатная и т.д. |
Понятие линейного рисунка, контура. Применение шаблонов. Правила техники безопасности и культуры труда. Вырезание |
Значение цвета. Понятия: орнамент, ритм, симметрия, стилизация, мотив. Беседа: знакомство с изделиями народных умельцев декоративно - прикладного искусства. Клейстер и клей. Наклеивание, высушивание аппликаций. |
Способы оформления аппликации. Понятие: бордюр, паспарту. |
Предметная аппликация. Плоская, однослойная аппликация. Выбор фона, значение фона. Понятие: эскиз, сюжет, пейзаж. |
Многоцветная аппликация. Понятие: композиция, колорит, силуэт. Беседа на выбранную тему. |
Объемная аппликация. Понятие: «перспектива». Понятие: «пропорция». |
Сюжетная аппликация. Понятие: сюжетная композиция, многослойная аппликация, изображение объемности предмета, перевод рисунка, блик. Беседа на выбранную тему. |
Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация. Трафарет. |
Аппликация декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании |
Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Понятие: «кант». Согласованность при подборке цвета канта. Технология оформления кантом несколько частей узора, оформление кантом всех частей узора. |
Тематическое планирование
Тема | Элементы содержания | Вид деятельности обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) |
Аппликация из бумаги. | |||
Будем знакомы - бумага | Вводное занятие. Из истории возникновения аппликации. Виды аппликаций. Материалы, инструменты, приспособления. Процесс производства бумаги. Механические и физические свойства. Виды бумаги: глянцевая, настольная, мраморная, бархатная и т.д. | Правила техники безопасности при работе. Способы определения направления бумажных волокон; способы окрашивания бумаги. | Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей, прививаются навыки культуры труда. Учимся понимать и гордиться произведениями народных умельцев нашей страны |
Будем знакомы – шаблоны. | Понятие линейного рисунка, контура. Применение шаблонов. Правила техники безопасности и культуры труда. Вырезание. | Управления по овладению навыков вырезания простых полосок, фигурок для аппликации с плавными переходами, закруглениями, овалами; правила пользования шаблонами. | развивается глазомер, усидчивость, пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость; воспитывается любовь к прекрасному |
Будем знакомы – народные умельцы | Значение цвета. Понятия: орнамент, ритм, симметрия, стилизация, мотив. Беседа: знакомство с изделиями народных умельцев декоративно - прикладного искусства. Клейстер и клей. Наклеивание, высушивание аппликаций. | 1. Упражнение по составлению различных вариантов расположения квадратов в цветовом отношении. 2.Составление аппликации орнамента из геометрических фигур, например закладка для книг. | |
Учимся оформлять | Способы оформления аппликации. Понятие: бордюр, паспарту. | Оформление аппликаций, выполненной на предыдущем занятии. | |
Предметная аппликация. | Предметная аппликация. Плоская, однослойная аппликация. Выбор фона, значение фона. Понятие: эскиз, сюжет, пейзаж. | Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги и выполнение аппликации, например, для календаря природы. | Формируется восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; развивается способность к творчеству; пробуждает интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца, Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Воспитывается любовь к прекрасному. |
Многоцветная аппликация. | Многоцветная аппликация. Понятие: композиция, колорит, силуэт. Беседа на выбранную тему. | Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки. | |
Объемная аппликация. | Объемная аппликация. Понятие: «перспектива». Понятие: «пропорция». | Выполнение объемной аппликации на тему. Выполнение игрушек, как разновидность объемной аппликации. | |
Сюжетная аппликация. | Сюжетная аппликация. Понятие: сюжетная композиция, многослойная аппликация, изображение объемности предмета, перевод рисунка, блик. Беседа на выбранную тему. | Выполнение сюжетной аппликации | |
Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация. | Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация. Трафарет. | Выполнение поздравительной открытки | Сформировывать уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны; учимся анализировать явления и предметы окружающего мира Воспитание патриотизма через воплощение героических образов русского народа, государственных символов РФ. Развивается глазомер, пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость |
Аппликация декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании | Аппликация декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании | Выполнение аппликации с приемом раздвигания узора при наклеивании. | Развивается глазомер, пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения |
Декоративная аппликация с подклеиванием канта. | Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Понятие: «кант». Согласованность при подборке цвета канта. Технология оформления кантом несколько частей узора, оформление кантом всех частей узора. | Выполнение аппликации. | Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Воспитывается любовь к прекрасному. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей |
Экскурсии: «Природа вокруг нас» «Сказка зимнего парка» | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. | Сформировывать уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны; учимся анализировать явления и предметы окружающего мира | |
Выставки: Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного» Посещение районной выставки-конкурса «Надежда» | Подготовка и проведение мероприятий и выставки | Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Воспитывается любовь к прекрасному. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей |
Календарно - тематическое планирование
Оборудование: краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные, клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, баночки для воды
№ | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Требования к результату | Вид деятельности обучающихся | Вид контроля | |
Аппликация из бумаги. | 34 | ||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Различать виды аппликаций. Понимать и различать материалы, инструменты, приспособления. | Мероприятие с участием родителей «Давайте познакомимся», | текущий | ||
2 | Будем знакомы - бумага | 1 | Понимать процессы производства бумаги. Механические и физические свойства. Различать виды бумаги: глянцевая, настольная, мраморная, бархатная и т.д. | Групповая работа: Игра – кроссворд по технике безопасности и культуре труда «Способы определения направления бумажных волокон; способы окрашивания бумаги». | текущий | ||
3 | Будем знакомы – шаблоны. | 1 | Понимать понятия линейного рисунка, контура. Осваивать навыки работы с шаблонами | Индивидуальная работа. Упражнения по овладению навыков вырезания простых полосок, фигурок для аппликации с плавными переходами, закруглениями, овалами; правила пользования шаблонами. | текущий | ||
4 | Будем знакомы – народные умельцы | Иметь представления об изделиях народных умельцев декоративно - прикладного искусства | Игра – кроссворд « Знаю ли я народные промыслы России» | текущий | |||
5 | Значение цвета, ритма в аппликации | 1 | Понимать значение цвета и понятий: орнамент, ритм, симметрия, стилизация, мотив. | 1.Игра « Составлению различных вариантов расположения квадратов в цветовом отношении. 2. Групповая работа «Составление аппликации орнамента из геометрических фигур, например закладка для книг» | текущий | ||
6 | Будем знакомы - клей | 1 | Осваивать навыки работы клейстером и клеем. | Групповая работа «Наклеивание аппликации орнамента из геометрических фигур, например закладка для книг» | текущий | ||
7 | Учимся оформлять | 1 | Осваивать способы оформления аппликации. Понимать значение: бордюр, паспарту. | Групповая работа. Оформление аппликаций, выполненной на предыдущем занятии. | текущий | ||
8 | Экскурсия « Природа вокруг нас» | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. | Сбор гербария, фотосъемка. | текущий | |||
9 | Предметная аппликация. | 1 | Понимать значение понятий: плоская, однослойная аппликация, эскиз, сюжет, пейзаж. Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему. | Индивидуальная работа. Выбор сюжета, изображение эскиза | текущий | ||
10 | Предметная аппликация. | 1 | Осваивать навыки работы при выполнении предметной аппликации из бумаги. Контролировать свою деятельность на всех этапах работы. | Индивидуальная работа. Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги и выполнение аппликации, например для календаря природы | текущий | ||
11 | Многоцветная аппликация. | 1 | Понимать значение понятий композиция, колорит, силуэт. Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему. | Индивидуальная. Выбор сюжета, изображение эскиза | текущий | ||
12 | Многоцветная аппликация. | 1 | Понимать значение понятий: колорит, силуэт. Осваивать навыки работы подклеивание подкладки под вырезанную часть. Контролировать свою деятельность на всех этапах работы | Индивидуальная. Вырезание из изображения частей | текущий | ||
13 | Многоцветная аппликация. | 1 | Индивидуальная. Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки. | текущий | |||
14 | Объемная аппликация. | 1 | Понимать значение понятия: перспектива Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему. | Групповая работа. Выполнение объемной аппликации на тему «Новогоднее поздравление». | текущий | ||
15 | Объемная аппликация. | 1 | Осваивать навыки работы при выполнении объемной аппликации из бумаги Понимать значение понятия: «пропорция». Контролировать свою деятельность на всех этапах работы | Групповая работа. Выполнение объемной аппликации на тему «Новогоднее поздравление». | текущий | ||
16 | Объемная аппликация. | 1 | Групповая работа Выполнение елочных игрушек, как разновидность объемной аппликации. | текущий | |||
17 | Экскурсия «Сказка зимнего парка» | 1 | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. | Выбираем сюжеты для будущих работ. | текущий | ||
18 | Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация | 1 | Иметь представления о видах шрифта, трафарете. Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему | Индивидуальная. Выполнение поздравительной открытки к 23 февраля. - Анализ формы объекта труда; -Обсуждение возможных сюжетов и выбор сюжета; - Составление плана работы; - Выбор размера; | текущий | ||
19 | Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация | 1 | Осваивать навыки работы при выполнении шрифтовой, многослойной, с элементами объемной, аппликации из бумаги Контролировать свою деятельность на всех этапах работы | Индивидуальная. Рисование отдельных фигур; Выбор фона, цвета для каждой детали; Перенос контуров отдельных фигур на изнаночную сторону | текущий | ||
20 | Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация | 1 | Индивидуальная. Перенос контуров отдельных фигур на изнаночную сторону; | текущий | |||
21 | Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация | 1 | Индивидуальная. Выполнение эскиза букв; Вырезание фигур и букв; - окантовка. | текущий | |||
22 | Аппликация декоративных цветков с 25.02приемом раздвигания узора при наклеивании | 1 | Осваивать навыки работы при выполнении аппликации декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему | Индивидуальная. -Анализ формы объекта труда; - Выбор размера; - Рисование эскиза - Выбор фона, цвета | текущий | ||
23 | Аппликация декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании | 1 | Осваивать навыки работы при выполнении аппликации декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании Контролировать свою деятельность на всех этапах работы | Индивидуальная. Вырезание и наклеивание. | текущий | ||
24 | Декоративная аппликация с подклеиванием канта. | 1 | Осваивать навыки работы при выполнении декоративной аппликации с подклеиванием канта. Понимать значение понятия: «кант», согласованность при подборке цвета канта. Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему | Групповая работа. Анализ формы объекта труда; - Выбор размера; - Рисование эскиза - Выбор фона, цвета | текущий | ||
25 | Декоративная аппликация с подклеиванием канта. | 1 | Осваивать технологию оформления кантом несколько частей узора, оформление кантом всех частей узора. Контролировать свою деятельность на всех этапах работы | Групповая работа. Выполнение аппликации | текущий | ||
26 | Районная выставка-конкурс «Надежда» | 1 | Посещение районной выставки-конкурса «Надежда» | ||||
27 | Сюжетная аппликация. | 1 | Осваивать технологию выполнения сюжетной аппликации. Понимать значение понятий: сюжетная композиция, многослойная аппликация Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему | Индивидуальная. Беседа на выбранную тему; -Анализ формы объекта труда; - Показ и обсуждение возможных сюжетов; - Выбор размера; - Рисование эскиза композиции | текущий | ||
28 | Сюжетная аппликация. | 1 | Понимать значение понятий: изображение объемности предмета, перевод рисунка, блик. Осваивать технологию выполнения сюжетной аппликации. Контролировать свою деятельность на всех этапах работы | Индивидуальная. - Рисование отдельных фигур; - Выбор фона, цвета для каждой фигуры (колорит) | текущий | ||
29 | Сюжетная аппликация. | 1 | Осваивать технологию выполнения сюжетной аппликации. Контролировать свою деятельность на всех этапах работы | Индивидуальная. Перенос контуров отдельных фигур на изнаночную сторону | текущий | ||
30 | Сюжетная аппликация. | 1 | Индивидуальная. - Наклеивание фона; - Наклеивание мелких деталей на крупную фигуру | текущий | |||
31 | Сюжетная аппликация. | 1 | Наклеивание крупных фигур на фон; | текущий | |||
32 | Сюжетная аппликация. | 1 | Индивидуальная. - Наклеивание остальных деталей; | текущий | |||
33 | Сюжетная аппликация. | 1 | Индивидуальная. Наклеивание остальных деталей; - Наклеивание на картон, окантовка | текущий | |||
34 | Выставка | Индивидуально - коллективная. Подготовка и проведение выставки Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного», | обобщающий |
Содержание учебного курса 2 года обучения
Аппликация из бумаги. Мозаика из бумаги. Из истории возникновения мозаики. Виды мозаики. Использование мозаики в практике. Технология выполнения мозаики из бумаги. |
Аппликация из природного материала |
Заготовка природного материала. Техника засушивания растений: Фон, оборудование, клеящие составы. Окантовка. Основные правила техники безопасности и санитарной гигиены. Организация рабочего места. Понятие: флоризм, кант. |
Виды аппликаций из природного материала: предметные, декоративные, сюжетные. Наклеивание и высушивание. Понятия: миниатюры, миниатюрный. Составление предметной аппликации из целых форм растений. |
Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией. Понятие: «контур». |
Составление миниатюр из частей растений. Эмоциональное восприятие. Понятие: «эмоции». |
Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. Способы работы с различными травами, семенами, косточками, лука, чеснока, апельсина и другими природными материалами. Понятие «имитация». |
Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). Способы работы с различными крупами, песком, крахмалом, золой, стружками. Понятие: локальный цвет, тонирование, тонировка. |
Аппликации из соломы. Из истории. Заготовка соломы. Подготовка соломы двумя способами: горячим и холодным. Тонировка соломы. Оборудование, фон и клей. Правила техники безопасности и организация рабочего места. Виды аппликации из соломы. Технология выполнения декоративной и сюжетной аппликации из соломы. Правила: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, не усложнять мелкой деталировкой |
Тематическое планирование
Тема | Элементы содержания | Вид деятельности обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) |
Мозаика из бумаги | Мозаика из бумаги. Из истории возникновения мозаики. Виды мозаики. Использование мозаики в практике. Технология выполнения мозаики из бумаги. | Выполнение аппликации – мозаики из бумаги | Восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; развивается способность к творчеству; пробуждает интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать собственную успешность в выполнения |
Аппликация из природного материала | |||
Будем знакомы - аппликация из природного материала | Заготовка природного материала. Техника засушивания растений: Фон, оборудование, клеящие составы. Окантовка. Основные правила техники безопасности и санитарной гигиены. Организация рабочего места. Понятие: флоризм, кант. Беседа о красоте природы. Виды аппликаций из природного материала: предметные, декоративные, сюжетные. Наклеивание и высушивание. Понятия: миниатюры, миниатюрный. Составление предметной аппликации из целых форм растений. Беседа на выбранную тему. | Выполнение миниатюр, несложных аппликаций | Формируется трепетное уважение к природе. Воспитывается любовь к прекрасному, учимся анализировать явления и предметы окружающего мира. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению. Развивается способность к творчеству, развивается глазомер; пробуждает интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. |
Составление предметной аппликации из целых форм растений | Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией. Беседа по выбранной теме. Понятие: «контур». | Выполнение аппликации из целых форм растений со сложной композицией | |
Составление миниатюр из частей растений | Составление миниатюр из частей растений. Беседа на выбранную тему. Эмоциональное восприятие. Понятие: «эмоции». | Выполнение аппликации на тему. Последовательность работы | |
Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. | Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. Способы работы с различными травами, семенами, косточками, лука, чеснока, апельсина и т.д. Понятие «имитация». Беседа об использовании различных природных материалов в аппликации, демонстрируя фотокомпозиции и выполненные детские работы. | Выполнение декоративной аппликации в последовательности: | |
Способы работы с природным материалом. Меры предосторожности при вырезании, наклеивании и высушивании, которые позволяют снизить хрупкость и ломкость растений | Составление тренировочных предметных аппликаций, например: овощи, фрукты, грибы, герои сказок. | ||
Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). | Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). Способы работы с различными крупами, песком, крахмалом, золой, стружками. Понятие: локальный цвет, тонирование, тонировка. | Выполнение сюжетной аппликации | |
Аппликации из соломы | Аппликации из соломы. Из истории. Заготовка соломы. Подготовка соломы двумя способами: горячим и холодным. Тонировка соломы. Оборудование, фон и клей. Правила техники безопасности и организация рабочего места. Виды аппликации из соломы. Технология выполнения декоративной и сюжетной аппликации из соломы. Правила: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, не усложнять мелкой деталировкой. | Выполнение упражнений по подготовки соломы горячим и холодным способами; упражнение по тонированию соломы в коричневые и темно- коричневые оттенки, серебристо – белый оттенок, в желто – золотистый, розовый и т.д. Выполнение предметной аппликации Выполнение сюжетной или декоративной аппликации из соломы | Воспитывается уважительное отношение к женщинам. Развивается глазомер, пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда; Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем Развивается способность к творчеству; пробуждает интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению. Воспитывается любовь к прекрасному. Формируется трепетное уважение к природе. |
Экскурсия в музей боевой славы | Слушаем, всматриваемся в экспонаты, беседуем, фотосъемка | Воспитание патриотизма через воплощение героических образов русского народа. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. | |
Мероприятие с участием родителей « Война глазами детей» | Мероприятие с участием родителей « Война глазами детей» | ||
Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного», | Подготовка и проведение выставки Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного», | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем, родителями Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей |
Календарно - тематическое планирование
Оборудование: краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для графических работ и зарисовок; засушенный природный материал; карандаши цветные, клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, баночки для воды
№ | Дата | Раздел | Тема учебного занятия | Всего часов | Требования к результату | Вид деятельности обучающихся | Вид контроля | |
Аппликация из бумаги | 4 | |||||||
1 | Мозаика из бумаги | 1 | Различать виды мозаики. Осваивать технологию выполнения мозаики из бумаги.
| Индивидуальная. Выполнение аппликации – мозаики из бумаги: - Анализ формы объекта труда; - Осуждение возможных сюжетов и выбор сюжета; - Составление плана работы; - Выполнение эскиза композиции | текущий | |||
2 | Мозаика из бумаги | 1 | Осваивать технологию выполнения мозаики из бумаги.
| Индивидуальная. - Перевод на фон и подбор бумаги соответствующего тона; - подготовка к наклеиванию (резанием или обрывом); | Текущий | |||
3 | Мозаика из бумаги | 1 | ||||||
4 | Мозаика из бумаги | 1 | Индивидуальная Наклеивание | |||||
5 | Мозаика из бумаги | Индивидуальная окантовка | Текущий | |||||
Аппликация из природного материала | 33 | |||||||
6 | Экскурсия «Сказка осеннего парка» | 1 | Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия родной природы | Всматриваемся в природу фотосъемка. Сбор материала | Текущий | |||
7 | Будем знакомы - аппликация из природного материала | 1 | Знать основные правила техники безопасности и санитарной гигиены. | Организация рабочего места | ||||
8 | Будем знакомы - аппликация из природного материала | 1 | Различать виды аппликаций из природного материала: предметные, декоративные, сюжетные. Освоить технологию наклеивания и высушивания | Индивидуальная Выполнение миниатюр, несложных аппликаций в следующей последовательности: - Выкладывание миниатюр; - Уточнение расположения элементов; - Сдвигание на край стола; | Текущий | |||
9 | Составление предметной аппликации из целых форм растений. | 1 | Освоить технологию выполнения предметной аппликации из целых форм растений. | Индивидуальная Закрепление растений, высушивание. | ||||
10 | Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией | 1 | Освоить технологию выполнения аппликации из целых форм растений со сложной композицией | Групповая работа Выполнение аппликации из целых форм растений со сложной композицией в следующей последовательности: - Составление контура; - Заполняют внутреннюю часть; | Текущий Текущий Текущий | |||
11 | Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией | 1 | Групповая работа. Размещают центральные элементы; - Уточняют расположения элементов; - Обводят и намечают на фоне расположения элементов; | |||||
12 | Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией | 1 | Групповая работа. | |||||
13 | Составление миниатюр из частей растений. | 1 | Освоить технологию выполнения составление миниатюр из частей растений | Групповая работа Выполнение аппликации на тему. - Составление контура; - Заполняют внутреннюю часть; -Размещают центральные элементы; - Уточняют расположения элементов; - Обводят и намечают на фоне расположения элементов; | ||||
14 | Составление миниатюр из частей растений. | 1 | Групповая работа. Сдвигают на край стола, закрепляют и высушивают | Текущий | ||||
15 | Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. | 1 | Освоить технологию выполнения составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. | Групповая работа. Выполнение декоративной аппликации в последовательно -выбор фона; -Составление контура; - Заполняют внутреннюю часть; -Размещают центральные элементы; | ||||
16 | Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. | 1 | Групповая работа. -Уточняют расположения элементов; - Обводят и намечают на фоне расположения элементов; -Сдвигают на край стола, закрепляют и высушивают Оформление миниатюр | |||||
17 | Экскурсия в музей боевой славы | 1 | Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия военных событий, | Слушаем, всматриваемся в экспонаты, беседуем, фотосъемка | Текущий | |||
18 | Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). | 1 | Поиск наиболее интересного решения творческой работы. Контролировать свою деятельность на всех этапах работы | Индивидуально - коллективная. Выполнение сюжетной аппликации в следующей последовательности: - Выбор сюжета аппликации; -Выбор размера; - Рисование эскиза композиции; - Выбор фона, цвета для каждой фигуры; - Перенос контуров отдельных фигур на подкладочную бумагу, вырезание фигур; - Наклеивание фона; - Наклеивание мелких деталей на крупные; - Наклеивание крупных фигур на фон; -Наклеивание остальных деталей; - Тонирование наклеенных деталей. - Высушивание после каждого этапа; - Окантовка. | текущий | |||
19 | Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). | 1 | Индивидуально - коллективная. Перенос контуров отдельных фигур на подкладочную бумагу, вырезание фигур; - Наклеивание фона; | Текущий | ||||
20 | Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). | 1 | Индивидуально- коллективная. - Наклеивание фона; - Наклеивание мелких деталей на крупные; - Наклеивание крупных фигур на фон; -Наклеивание остальных деталей | текущий | ||||
21 | Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). | 1 | Индивидуально - коллективная. - Тонирование наклеенных деталей. - Высушивание после каждого этапа; - Окантовка. | |||||
22 | « Война глазами детей» | 1 | Выставка работ, защита проектов, литературно- музыкальная композиция | |||||
23 | Искусство экибаны | 1 | Индивидуальная Составление композиции из засушенных растений | |||||
24 | Районная выставка-конкурс «Надежда» | 1 | Подготовка к выставке | |||||
25 | Районная выставка-конкурс «Надежда» | 1 | Посещение районной выставки-конкурса «Надежда» | |||||
26 | Аппликации из соломы. | 1 | Иметь представление о способах подготовки и тонированию соломы. | Индивидуально - коллективная. Выполнение упражнений по подготовки соломы горячим и холодным способами; упражнение по тонированию соломы в коричневые и темно- коричневые оттенки, серебристо – белый оттенок, в желто – золотистый, розовый и т.д. | ||||
27 | Предметная аппликации я из соломы | 1 | Освоить технологию выполнения предметной аппликации из соломы | Индивидуальная. - Выполнение предметной аппликации: - Рисование эскиза; - Наклеивание соломенных лент; - Правильное использование груза; - Первичное высушивание; | текущий | |||
28 | Предметная аппликации я из соломы | 1 | Индивидуальная Срезание лишней соломы по краю бумажного изображения; - Наклеивание на фон; вторичное высушивание под грузом. | |||||
29-30 | Декоративной и сюжетной аппликации из соломы | 2 | Освоить технологию выполнения декоративной и сюжетной аппликации из соломы | Индивидуально - коллективная. Выполнение сюжетной или декоративной аппликации из соломы в следующей последовательности: - Выбор сюжета; - Составление эскиза; - Перевод эскиза на фон; - Тонировка соломы; - Наклеивание соломенных лент; - Использование груза и первичное высушивание; - Срезание лишней соломы по краю бумажного изображения; - Наклеивание фон. | текущий |
31 | Аппликация из тополиного пуха | Освоить технологию выполнения аппликации из тополиного пуха | Подготовка тополиного пуха к работе | текущий | ||
32-33 | Аппликация из тополиного пуха | Групповая работа Выполнение аппликации в следующей последовательности: - изображение контура; - Заполняют внутреннюю часть путем наклеивания | ||||
34 | Выставка | Индивидуально - коллективная. Подготовка и проведение выставки Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного», | итоговый |
Учебно - методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Литература:
1.А. Абрамова «Сто затей для детей» М. Просвещение 1993г.
2.Ч. Барта «200 работ для умелых рук»
3.М.А.Гусакова «Аппликация» М.; Просвещение, 1987г.
4.В. Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей» М ; Просвещение 1987г.
5. Кожохина С.К., « Путешествие в мир искусства». – М.; «ТЦ Сфера»,2002.
6.Е.Н. Рогов «Настольная книга практического психолога», М; «ВАДОС-ПРЕСС», 1999г.
Художественные произведения мировой культуры:
Слайды и книги с изображением различных птиц и животных (Чарушин, Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды известных архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.
Музыкальные произведения:
«Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.
Поэтические литературные произведения:
Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Материалы и инструменты:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные, клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон,
Оборудование кабинета:
- Столы и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода в коридоре, освещение, оснащение техническими средствами ,технические средства обучения (компьютер в сборе, музыкальный центр, принтер, блокнот, телевизор);
фильмов и слайдов.
Результаты освоения предмета и система их оценки.
Дети должны ознакомиться и овладеть:
1.С особенностями материалов, используемых в художественной деятельности, выразительными средствами; правилами Т. Б. при работе ручными инструментами
1.Выберать для работы бумагу с различными свойствами: рисовальную, чертежную, глянцевую, шероховатую и т.д.
2.Различать бумагу по виду, по цвету, применять цветную бумагу с различными оттенками, одной группы цвета (например: желтый, желто – оранжевый, желто – зеленый, зелено – синей, сине – фиолетовый), учитывая колорит аппликации.
3.Размечать фигуры по шаблону, линейки, угольника, с применением циркуля.
4.Вырезать точно по намеченным линиям.
5.Вырезать симметричные фигуры из листа бумаги, сложенного вдвое.
6.Размечать, сгибать тонкий картон.
7. Правильно использовать природный материал в своих работах.
8.Развивать фантазию, воображение в различных формах творческой художественной деятельности, развивать наблюдательские и творческие способности, эмоциональную отзывчивость; приобретать первичные навыки изображения предметного мира, начальные навыки изображения пространства на плоскости
9. Активно использовать художественные термины
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Проверка знаний обучающихся
И обязательно в конце каждого занятия – анализ детских работ. Как недооценка детского творчества, так и переоценка его приносят вред развитию ребенка. Ошибки в работах обучающихся предупреждаются, прежде всего, хорошо подготовленным объяснением учителя, умеренным показом последовательного хода работы. Ошибки, которые допускают учащиеся, нужно критиковать справедливо и доброжелательно, а положительные стороны обязательно подчеркивать.
Опыт показывает, что если давать детям облегченные задания, то они, не затрачивая много сил для их выполнения, заскучают. Слишком же сложное задание вызовет неверие в свои силы и также утрату интересов. К. Д. Ушинский выступал против того, чтобы весь учебный процесс строился только на интересе и занимательности. « Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…».
Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создают в кружке радостный, творческий настрой.
На занятиях дети придерживаются правила: «Научился сам – научи другим».
Педагогический контроль за учебным процессом проводится в следующих формах: анкетирование, тестирование, викторины, выставки – конкурсы.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Вводные и повторные инструктажи по технике безопасности и правилам поведения в кабинете во время занятий, на экскурсиях, в походах. Правила противопожарной безопасности. Беседы. Занятия по арт - терапии: выполнение работ по впечатлению, настроению, использование нетрадиционных материалов: песок, пластилин, природные материалы, крупы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Проведение родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями, внеклассных мероприятий по следующим темам («Давайте познакомимся», «В мире прекрасного», «Война глазами детей» и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»
Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...
Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет
Программа составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
Рабочая программа (декоративно прикладное искусство)
Рабочая программа кружка "Страна Мастеров"...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
Рабочая программа декоративно-прикладное творчество
Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над...